Научная статья на тему 'Постмодерн как историческая эпоха'

Постмодерн как историческая эпоха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
332
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИСКУССТВО / МУЗЫКА / ПАТРИОТИЗМ / ПОСТМОДЕРН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борисов Борис Борисович

Постмодерн есть не только направление в философии XX-XXI столетий, видящей здесь преимущественно лишь особый методологический аспект исследования, но и духовность новой исторической эпохи. Именно такую картину постмодерна мы находим в работах Б.П. Борисова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постмодерн как историческая эпоха»

и помогут снять остроту проблем среды жизнедеятельности, о которых шла речь в данной статье.

Литература

1. Глазычев В.Л. Город без границ. М., 2011.

2. Эллард К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М., 2017.

3. Бондарь В.В. Краснодар: судьба старого центра. Краснодар, 2007.

4. Рыбчинский В. Городской конструктор: Идеи и города. М., 2015.

5. Гриценко В.П. Кубань как агломерация // Культурная жизнь Юга России. 2017.

№ 4.

References

1. Glazychev VL. Gorod bez granits [City without borders]. Moscow, 2011.

2. Ellard K. Sreda obitaniya: Kak architektura vliyaet na nashe povedenie i samochu-vstvie [Habitat: how architecture affects our behavior and well-being]. Moscow, 2017.

3. Bondar V.V. Krasnodar: sudba starogo tsentra [Krasnodar: the fate of the old center]. Krasnodar, 2007.

4. Rybchinskiy V. Gorodskoy constructor: idei i goroda [Urban designer: Ideas and the city]. Moscow, 2015.

5. Gritsenko VP. Kuban as agglomeration // Kulturnaja zhizn Juga Rossii. 2017. № 4.

УДК 008 Б.Б. БОРИСОВ

ПОСТМОДЕРН КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Борисов Борис Борисович, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), borisb50@mail.ru

Аннотация. Постмодерн есть не только направление в философии XX-XXI столетий, видящей здесь преимущественно лишь особый методологический аспект исследования, но и духовность новой исторической эпохи. Именно такую картину постмодерна мы находим в работах Б.П. Борисова. Ключевые слова: глобализация, искусство, музыка, патриотизм, постмодерн.

UDC 008 B.B. BORISOV

POSTMODERN AS HISTORICAL ERA

Borisov Boris Borisovich, graduate of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), borisb50@mail.ru

Abstract. The postmodern is not only the direction in the philosophy of the XX-XXI centuries, seeing here mainly only special methodological aspect of a research, but spirituality of a new historical era. We find such picture of the postmodern in B.P. Borisov's works. Keywords: globalization, art, music, patriotism, postmodern.

Среди мировоззренческих интерпретаций явления «постмодерна-постмодернизма», особое место занимает подход, в масштабе которого последний рассматривается как особый тип общественного сознания и адекватной культуры, приходящей в социальное человечество в условиях необходимо наступающего фундаментального кризиса всемирно-исторического идеала и опирающейся на него культурной идентичности.

№ 1 (68), 2018

"Теория и история культуры"

Среди исследований, специальным образом ставящих и разрабатывающих проблему «постмодерна-постмодернизма» с позиций такого подхода, особое место занимает концепция Б.П. Борисова.

Соответственно точке зрения ученого, «постмодернизм есть особое состояние умов и настроений, открывшееся в человечестве в последние десятилетия ХХ столетия, продолжающееся по сей день и получившее свое определенное мировоззренческое выражение в формах философской рефлексии» [1, с. 3]. По своему основному содержанию «постмодернизм» являет собой «специфическое состояние души и сознания человечества, ведущим эмоциональным тоном в котором обнаруживает себя разочарование от несовпадения идеалов и результатов общественного прогресса» [1, с. 4]. В данном отношении непосредственной духовной оппозицией «постмодернизму» является «модернизм», духовным стержнем которого является «идеология прорыва к достижению всемирно-исторического идеала на путях разума...» [1, с. 6], получившая свое специальное обоснование в мировоззренческих учениях так называемой эпохи Просвещения.

Важным моментом «духа постмодерна» в сфере культуры, по мнению Б.П. Борисова, является следующее: «Теряя интерес к окрашенному всемирно-историческим идеалом будущему истории человечества, «постмодернизм» актуализирует интерес к историческому прошлому» [1, с. 7], симулятивно оживляет последнее и фактически превращает в факт, адекватный исторически-настоящему времени.

Специфика названного разворота сознания получает свое проявление универсально, в том числе и в восприятии-переживании художественной культуры. Суть сего явления, пишет Б.П. Борисов, заключается в том, что «главной задачей искусства в условиях нашей современности становится погружение в симулякр подлинности. Человечество, вступившее в историческую эпоху своего заката. обнаружило, что нуждается не в действительной «правде жизни», а в симулякре таковой, в видимости «подлинности бытия»» [2, с. 75-76].

Анализируя названный вопрос на примере особенностей интерпретации музыки композиторов XIX века в концертах музыкального фестиваля «Золотые ключи Вены - 2017», ученый показывает, что традиционный, ориентированный на точность воспроизведения музыкального текста подход сегодня уже не является удовлетворяющим потребности музыкального восприятия. Ученый заостряет внимание, что, в масштабе концертов фестиваля переживание традиционно-точного исполнения музыки исторического прошлого «слушателями XXI столетия, далекими от духовности ушедших эпох, [очень часто было] вполне академическим и даже скучным» [2, с. 77]. Только тогда, когда «способом организации [музыкального интонирования] оказывался «драйв-акцентный» [2, с. 76], восприятие обретало живость, соотносимую с эффектом от переживания подлинности. Исследователь делает вывод, что для того, чтобы «слушатель, духовно холодный к идеям просветительской эпохи, активно прочувствовал искусство Л. Бетховена, оно. должно. быть исполнено. так, чтобы искусственно ввести слушателя в ауру эпохи «Бури и натиска». [2, с. 77].

Специфическая ситуация, связанная с необходимым выходом в «духовность социальных симулякров», связывается Б.П. Борисовым с глубинными основаниями в историческом становлении человечества. Соглашаясь с мнением Г. Гегеля и К. Маркса о том, что в истории все повторяется дважды, когда «начальная и заключительная ступени развития любого предмета «взаимоотрицательным» образом совпадают» [3, с. 52], ученый приходит к выводу о том, что К. Маркс «вовсе не в шуточной форме фактически утвердил идею о. «коммунизме» [как]. «анти-первобытном тоталитаризме» [3, с. 52]. Коммунизм ведь такая тоталитарная организация общества, в которой «социальная система», постепенно снимая основания экономического отчуждения, создает условия для свободной самореализации личности. В масштабе названной параллели возникают и ассоциации духовного порядка, например, о том, что мифологическое мировоззрение древних здесь преобразуется в идеологический иллюзионизм [3, с. 53], а

первобытная погруженность первобытного социума в естественную природную среду -в существование на основаниях «социального пенсионного обеспечения» и с адекватной последнему духовностью. Ученый подчеркивает, что «режим «пенсионного существования» не есть простая вольная анархия стихийно-потребительского типа, но такая вольность, которая базируется на тотально организованном основании общественного бытия. Ядром этого бытия является либерализм, забота о человеке в масштабе гармонично социально организованного человечества» [3, с. 54]. Специфические же условия и тенденции перерастания «боевого-национального» в «пенсионно-потребительское-глобальное» обнаруживают себя всесторонне и отражаются не только на сфере культуры, но и такой тонкой области социального самоопределения, как патриотизм [4, с. 145-146]. Быть патриотом в современном неклассически-капиталистическом мире, пишет Б.П. Борисов, означает существенно иное, нежели в эпоху исторически поднимающейся национальной жизни [4, с. 144]. Патриотизм здесь существенно оказывается уже не столько выражением естественных процессов «формирования рынка», охранительной реакции «нации», сколько результатом формирующего сознание народа идейно-воспитательного воздействия [4, с. 145]. Также и стихия патриотического единения обнаруживает себя существенно иначе, нередко в формах «исторической памяти», например, как феномен «русского мира», возникающего в виде патриотического переживания сопричастности судьбе России со стороны «русской диаспоры», рассеянной сегодня по масштабам глобального мира [4, с. 146-147].

Таков постмодернизм, в векторах его сознания, как адекватная современному человечеству духовная историческая эпоха. Именно в таком виде, а не просто как методологические вопросы деконструкции - симулятивного конструирования изучаемого бытия (и связанного с последним плюрализма в сфере онтологии), проблематика постмодерна естественно вписывается в традиционный предмет социальной философии и культурологии.

Литература

1. Борисов Б.П. Постмодернизм. М.-Берлин, 2015. 316 с.

2. Борисов Б.П. Реализм и постмодернизм в достижении музыкально-исполнительской аутентичности художественного образа // Культурная жизнь Юга России. № 4 (67) 2017. С. 75-78.

3. Борисов Б.П. Коммунизм как неототалитаризм // Наследие веков. 2017. № 2. С. 51-54. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/06/2017_2_Borisov.pdf

4. Борисов Б.П. Патриотизм - понятие культурологии // Культурная жизнь Юга России. 2017. № 2 (65). С. 144-148.

References

1. Borisov B.P. Postmodernizm. Moscow - Berlin, 2015. 316 p.

2. Borisov B.P. Realizm and postmodernism in achievement of musical and performing authenticity of an artistic image // Kulturnaya zhizn Juga Rossii. № 4 (67) 2017. P. 75-78.

3. Borisov B.P. Communism as neototalitarianism // Heritage of centuries. 2017. № 2. Pp. 51-54. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/06/2017_2_ Borisov.pdf

4. Borisov B.P. Patriotism - a concept of cultural science // Kulturnaya zhizn Juga Rossii. 2017. № 2 (65). Pp. 144-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.