Научная статья на тему 'Проблемы городской среды в контексте развития мегаполиса'

Проблемы городской среды в контексте развития мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1543
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ МЕГАПОЛИСА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Анисимов Николай Васильевич

В статье характеризуются некоторые проблемы современной городской среды, связанные с динамичным развитием мегаполисов и зарубежный опыт решения подобных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы городской среды в контексте развития мегаполиса»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 711.5

Н.В. АНИСИМОВ

ПРОБЛЕМЫ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА

Анисимов Николай Васильевич, кандидат культурологии, доцент, профессор кафедры дизайна Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), anisimov.nv@inbox.ru

Аннотация. В статье характеризуются некоторые проблемы современной городской среды, связанные с динамичным развитием мегаполисов и зарубежный опыт решения подобных проблем. Ключевые слова: городская среда, развитие мегаполиса.

UDC 711.5 N.V. ANISIMOV

PROBLEMS OF URBAN ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF MEGALOPOLIS

Anisimov Nikolay Vasilevich, PhD (culturology), associate professor, professor of department of design of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), anisimov.nv@inbox.ru

Abstract. Some problems of modern urban environment, connected with dynamic development of megalopolis, and foreign experience of solving of such problems are characterized in the article. Keywords: urban environment, development of megalopolis.

Дизайн среды является одним из перспективных направлений дизайнерского проектирования и нацелен на преобразование среды жизнедеятельности в контексте постоянных изменений действительности. В настоящее время указанные изменения приобрели динамичный характер по ряду причин, главными среди которых можно назвать ускорение коммуникационных процессов, концентрацию городских функциональных процессов на ограниченных по площади территориях и некоторые другие. В свою очередь упомянутые факторы являются следствием активного развития крупных городов. Несомненно, характер этого развития обусловлен многочисленными историческими, экономическими, культурными и другими факторами, анализ которых не является предметом данной статьи. Важно выявить те изменения современного города, которые снижают качество городской среды как пространства жизнедеятельности горожан. Исследованию проблем города, снятию их остроты в ходе проектной практики посвящены работы крупных отечественных и зарубежных ученых и дизайнеров (В. Рыбчинский, К. Эллард, В. Глазычев и др.).

В. Глазычев отмечает, что «...уже более половины человечества проживает в городах, а в наиболее развитых странах доля городского населения приближается к 80, а то и к 90%» [1, с. 7]. Ученый указывает, что процессы нарастающей урбанизации характерны и для России - «...горожане составляют абсолютное большинство в столь разных регионах, как Псковская или Кемеровская область, не говоря уже о Московской или Ленинградской областях» [1, с. 7]. Нарастающие темпы развития характерны и для города Краснодара, крупного экономического и культурного центра на Юге России.

Его развитие порождает серьезные, характерные и для других городов России проблемы среды. В числе первых следует назвать проблему, связанную с процессом реструктуризации городских пространств, который соответствует изменениям социально-экономических характеристик города.

Сущность проблемы в том, что «...имущественное расслоение застройки и новая форма средневекового огораживания отдельных зданий или малых групп зданий с дорогими квартирами усилили «атомизацию» (курсив мой. - А.Н.) городского пространства» [1, с. 347]. Расслоение застройки по экономическому признаку вызвало появление и такой проблемы, как концентрация функциональных объектов различного характера (гостиницы, банки, торговые и жилые комплексы) в районах города с развитой инфраструктурой, в том числе и в центральных районах. Следует отметить, что процесс концентрации происходит в основном за счет «вертикального» развития города. В част-ности, создание крупных жилищных комплексов в опережающих спрос на жилье темпах показывает сложность и неоднозначность такого направления формирования города и, соответственно, его среды.

С такой проблематикой, усиленной при этом и социальными условиями жизни, столкнулись зарубежные градостроители. «В США с их культом односемейного дома в ряде городов были построены жилые комплексы, часть которых со временем пришлось выселить и снести, поскольку образ жизни и экономика переселенных в них семей, живших преимущественно на пособие, не могли не привести к полной катастрофе оснащения дома» [1, с. 367]. Среди особенностей формирования современной городской среды, связанной с динамичным развитием города, нельзя не назвать и транспортные проблемы. Помимо значительного снижения скорости транспортных потоков и связанной с этим обстоятельством возрастающей психологической нагрузкой на участников движения, проявился ряд сопутствующих явлений. Потребность в многочисленных пересечениях транспортных и пешеходных потоков при организации уличного движения привела к загромождению городской среды носителями различных знаков дорожного движения, металлическими ограждениями различной формы, указателями и т.п. Неизбежным в данной ситуации оказывается и усиление загрязнения окружающей среды в местах транспортных заторов и парковок. Разумеется, транспортные проблемы, например, острый недостаток парковочных мест, можно рассматривать как особенности роста города. «Конфликты и парадоксы вроде того, что в силу слабости транспортных коммуникаций перемещение от аэропорта до центра города может занять больше времени, чем перелет за пару тысяч километров, остаются и даже нарастают, но это типичный кризис роста» [1, с. 8]. Вместе с тем история городов свидетельствует о множестве ошибочных прогнозов и неверных тенденций их развития, для преодоления последствий которых требуются многие годы.

В числе проблем, порожденных динамичным ростом города с приоритетным развитием экономических структур, наступление урбанистических объектов на озелененные территории. Однако эти процессы ничем не оправдываются, поскольку сокращение зеленых массивов является наступлением на качество жизни горожан. Как отмечает известный специалист по психогеографии К. Эллард, «...простой вид природы снимает у нас нервное напряжение, стабилизирует сердечную и мозговую деятельность, а также позитивно влияет на результаты психологического тестирования, проводимого с целью определить уровень положительных эмоций» [2, с. 39].

В ходе развития Краснодара были случаи сокращения озелененных территорий. Наиболее заметным является уменьшение площади городского парка им. Горького (бывшего Войскового, в настоящее время - Городского сада), одного из самых больших парков города. Как отмечает исследователь В.В. Бондарь, «...результаты реконструкции разочаровали краснодарцев: площадь парка сократилась на один гектар, сам он сильно изменился, понеся значительные утраты» [3, с. 58]. При этом среди утрат - уменьшение площади древесных зон и цветочных клумб.

Чтобы преодолевать негативные тенденции в развитии городской среды, уже в настоящее время необходимы некоторые корректировки вектора развития города. Зарубежный опыт развития больших городов демонстрирует интересные примеры позитивных подходов к решению городских проблем. Следовало бы сделать одним из главных принципов развития города положение из программы развития Большого Ванкувера, приводимое В. Глазычевым в его труде «Город без границ»: «Высокое качество жизни в городе возможно только тогда, когда для достижения одной из его составляющих другие не приносятся в жертву» [1, с. 223].

Один из путей реализации данного принципа связан, с точки зрения автора, с направлением выбора между «вертикальным» и «горизонтальным» развитием города. Выбор в пользу «горизонтального» варианта сделан многими городами мира, но особенно эта тенденция заметна в США. Так, В. Рыбчинский указывает: «Все города, где во второй половине прошлого века наблюдался резкий рост численности населения: Хьюстон, Феникс, Даллас, Сан-Хосе, Атланта, - развивались именно вширь. Эти горизонтальные города с низкой плотностью населения, как правило, менее десяти человек на акр по сравнению с пятнадцатью-двадцатью в старых «вертикальных» городах» [4, с. 173174]. При рассмотрении подобного опыта важен учет городского контекста, конкретной ситуации, поэтому речь идет о тенденциях.

В развитии Краснодара усматривается совмещение элементов как «вертикального», так и «горизонтального» развития, но непредвзятого наблюдателя не покидает ощущение спонтанности, необоснованности действий по застройке отдельных участков или целых микрорайонов. Нельзя не согласиться с В.В. Бондарем, который отмечает: «Современные процессы формирования пространственной среды многих городов России имеют хаотичный, неорганизованный, антиэстетический и в конечном счете - антигуманный характер. В некоторых случаях, как, например, в Краснодаре, целостный пространственный облик исторического центра почти утрачен» [3, с. 7].

Рассматривая тенденцию отказа от «вертикального» развития в ряде крупных городов мира, следует назвать примеры, связанные с жилыми микрорайонами. В. Гла-зычев указывает на опыт Стокгольма, власти которого еще в 1930-е годы приобрели большие территории как резерв для развития. Эти территории сыграли свою роль, когда город в 1980-е гг. «...пережил радикальную смену политики развития, связанную в первую очередь с крахом социалистической модели строительства многоэтажных микрорайонов. Жители Стокгольма, из числа которых 85% работают теперь в сфере обслуживания и в сфере высоких технологий, отдали решительное предпочтение односе-мейным домам» [1, с. 231]. При «горизонтальном» развитии жилых районов южного города его территориальная организация позволит включать в композицию участки с естественной природой и сельскохозяйственные земли. Все подобные микрорайоны будут соединены оптимальными транспортными структурами. Для их организации необходимы решения, исключающие возникновение заторов автомобильного транспорта, а также высокий скоростной режим и ритмичность движения общественного электротранспорта. Что же касается общественных зданий и сооружений, то в соответствии с культурными и экономическими потребностями города они будут занимать необходимое место и иметь соответствующую этажность.

Несомненно, проблематика развития мегаполиса сложна и многоаспектна, но важно призвать всех, кто причастен к ее решению, объединить усилия для создания такого города, где, как указывает исследователь В.П. Гриценко, «...каждый горожанин является творцом смысловых структур. Если же этот принцип не реализуется в современном градостроительстве, а нам навязывают жилье стандартов 50-летней давности и образ жизни несовременный, значит, градостроители не понимают, что такое современный город» [5, с. 153].

Обзор некоторых сторон зарубежного опыта показывает, что уже принятые и принимаемые там меры могут быть творчески применены в крупных городах нашей страны

и помогут снять остроту проблем среды жизнедеятельности, о которых шла речь в данной статье.

Литература

1. Глазычев В.Л. Город без границ. М., 2011.

2. Эллард К. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. М., 2017.

3. Бондарь В.В. Краснодар: судьба старого центра. Краснодар, 2007.

4. Рыбчинский В. Городской конструктор: Идеи и города. М., 2015.

5. Гриценко В.П. Кубань как агломерация // Культурная жизнь Юга России. 2017.

№ 4.

References

1. Glazychev VL. Gorod bez granits [City without borders]. Moscow, 2011.

2. Ellard K. Sreda obitaniya: Kak architektura vliyaet na nashe povedenie i samochu-vstvie [Habitat: how architecture affects our behavior and well-being]. Moscow, 2017.

3. Bondar V.V. Krasnodar: sudba starogo tsentra [Krasnodar: the fate of the old center]. Krasnodar, 2007.

4. Rybchinskiy V. Gorodskoy constructor: idei i goroda [Urban designer: Ideas and the city]. Moscow, 2015.

5. Gritsenko VP. Kuban as agglomeration // Kulturnaja zhizn Juga Rossii. 2017. № 4.

УДК 008 Б.Б. БОРИСОВ

ПОСТМОДЕРН КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Борисов Борис Борисович, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), borisb50@mail.ru

Аннотация. Постмодерн есть не только направление в философии XX-XXI столетий, видящей здесь преимущественно лишь особый методологический аспект исследования, но и духовность новой исторической эпохи. Именно такую картину постмодерна мы находим в работах Б.П. Борисова. Ключевые слова: глобализация, искусство, музыка, патриотизм, постмодерн.

UDC 008 B.B. BORISOV

POSTMODERN AS HISTORICAL ERA

Borisov Boris Borisovich, graduate of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), borisb50@mail.ru

Abstract. The postmodern is not only the direction in the philosophy of the XX-XXI centuries, seeing here mainly only special methodological aspect of a research, but spirituality of a new historical era. We find such picture of the postmodern in B.P. Borisov's works. Keywords: globalization, art, music, patriotism, postmodern.

Среди мировоззренческих интерпретаций явления «постмодерна-постмодернизма», особое место занимает подход, в масштабе которого последний рассматривается как особый тип общественного сознания и адекватной культуры, приходящей в социальное человечество в условиях необходимо наступающего фундаментального кризиса всемирно-исторического идеала и опирающейся на него культурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.