Научная статья на тему 'Посткризисное развитие международной финансовой системы в контексте глобализации и интеграции'

Посткризисное развитие международной финансовой системы в контексте глобализации и интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР / ИНОСТРАННОЕ УЧАСТИЕ / БАЗЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ПО БАНКОВСКОМУ НАДЗОРУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартиросян Ашот Каренович

Проанализированы проблемы современной финансовой системы в контексте глобализационных и интеграционных процессов, происходящих в мировой экономике, а также конвергенции институтов регулирования и надзора за финансовыми институтами и рынками; предложены некоторые пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Посткризисное развитие международной финансовой системы в контексте глобализации и интеграции»

МАРТИРОСЯН Ашот Каренович

Соискатель кафедры экономики и финансов

Российско-Армянский (Славянский) университет

375051, Республика Армения, г. Ереван, ул. Овсепа Эмина, 123 Контактный телефон: (374 10) 27-05-23 e-mail: gmattirosyan@gmail.com

Посткризисное развитие международной финансовой системы в контексте глобализации и интеграции

Ключевые слова: глобализация; коммерческие банки; банковское регулирование и надзор; иностранное участие; Базельский комитет по банковскому надзору.

Аннотация. Проанализированы проблемы современной финансовой системы в контексте глобализационных и интеграционных процессов, происходящих в мировой экономике, а также конвергенции институтов регулирования и надзора за финансовыми институтами и рынками; предложены некоторые пути их решения.

Современный мир развивается в свете глобализации и интеграции. Страны формируют союзы для совместного поиска решения проблем, угрожающих стабильности собственных экономик. Важную роль в этом процессе играют институты глобального регулирования, во многом определившие тенденции и формы дальнейшего роста и развития мировой экономики, в частности мировой финансовой системы. Созданные «наднациональные регуляторы» внешней торговли (Всемирная торговая организация - ВТО), валютной системы (Международный валютный фонд - МВФ), банковского регулирования и надзора (Базельский комитет по банковскому надзору - БКБН) и др., являющиеся ничем иным, как «продуктом» глобализации, во многих случаях играли первостепенную роль в регулировании мировой экономики и принятии важнейших решений, связанных с той или иной сферой международных экономических отношений.

Рассмотрим проблемы современной финансовой системы в контексте глобализационных и интеграционных процессов, происходящих в мировой экономике, и конвергенции институтов регулирования и надзора финансовых институтов.

Среди ученых-экономистов существуют разные точки зрения на определение интеграции. Так, одни исследователи определяют экономическую интеграцию как процесс устранения экономических границ между двумя или более экономиками, однако при этом не обязательно устранение территориальных и/или политических границ между государствами [1]. Другие понимают процесс интеграции как создание несколькими странами единого рыночного пространства на основе стихийных рыночных сил и свободной конкуренции [2].

Таким образом, общими характеристиками интеграции являются:

• объединение стран и создание новых геополитических единиц;

• унификация и синхронизация политик по разным вопросам;

• увеличение взаимозависимости и взаимообусловленности экономик стран, входящих в объединение.

Глобализация и интеграция во многом способствовали развитию и углублению экономических отношений между странами, различающимися по уровню экономического

© Мартиросян А. К., 2011

развития, структуре экономик, увеличению мирового товарооборота, ускорению кругооборота финансовых потоков, развитию мировых финансовых рынков, транснациональных корпораций и т. д.

Ниже рассмотрена динамика ключевых показателей, характеризующих направление и скорость глобализации: мирового товарооборота и прямых иностранных инвестиций.

Процесс интеграции главным образом отражается в торговых соглашениях и торговых (экономических) объединениях, которые начали формироваться особенно активно после окончания переговоров Уругвайского раунда в 1994 г. и создания ВТО, и, как следствие, проявляется в снижении торговых пошлин и всеобщей либерализации мировой торговли. Так, если в 1990 г. количество торговых объединений в мире было порядка 50, то к 1995 г. их число составляло уже 100, а к концу 2009 г. - более 200.

Совершенно не удивительно, что подобный «интеграционный бум» вместе со снижением торговых барьеров привели к углублению торговых отношений между странами и высокому темпу роста мировой торговли.

В свете вышеназванных причин особенно заметно резкое увеличение объемов мировой торговли начиная с 2000-х годов (рис. 1). Если в период с 1986 по 1999 г. (13 лет) объем мирового экспорта увеличился примерно в 2,5 раза, то для роста на аналогичную величину мировой экспорт «затратил» уже следующие 8 лет - с 2000 по 2008 г. Доля мирового экспорта товаров и услуг увеличивалась в мировом ВВП (при постоянном росте последнего) с 22 в 1999 г. до 30% в 2009 г.

----- Мировой экспорт

----- Мировой товарооборот

Рис. 1. Мировой экспорт (млрд дол.) и мировой товарооборот (%) в 1960-2009 гг.1

Следующим этапом интеграции после развития международной торговли, как известно, является передвижение капитала. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), в отличие от экспорта/импорта товаров, не связаны с транспортными коммуникациями и средствами передвижения, однако очень чувствительны к таким основополагающим факторам, как страновой риск, налоговый режим в принимающей стране, и т. д. Как показано на рис. 2, прямые иностранные инвестиции за последние 30 лет также демонстрируют отчетливый восходящий тренд (рост более чем в 20 раз)2. Тем не менее, несмотря на спад в конце 1990-х - начале 2000-х годов, а также мировой финансовый кризис, сокративший объемы ПИИ почти на 47% за 2007-2009 гг., темпы восстановления мировой экономики и финансовых рынков позволяют предположить, что

1 Источник: World Bank World Development Indicators 2011.

2 За последние 30 лет мировой экспорт увеличился в 9 раз.

и объемы прямых иностранных инвестиций вскоре превысят докризисные показатели. Еще одним примечательным фактом является то, что доля переходных стран в мировом потоке ПИИ стала возрастать с увеличением их доли в мировом ВВП, а также степени экономического влияния не только в мировой экономике, но и в мировой политике (ярким примером является экономический союз БРИКС)1. Тем не менее сегодня и в будущем основными игроками на этом рынке останутся развитые страны, на долю которых приходится примерно половина мирового потока иностранных инвестиций.

Н Развитые страны

■ Переходные страны

■ Развивающиеся страны

Рис. 2. Чистые потоки прямых иностранных инвестиций в 1980-2009 гг., млрд дол.2

Если расширение международного движения капитала можно охарактеризовать с помощью иностранных инвестиций, то международную активность мировой банковской системы можно оценить по показателю трансграничного кредитования (рис. 3).

--- Европа ---- США = Япония

Рис. 3. Трансграничное кредитование с 1983 г. по 30 июня 2010 г., трлн дол.3

Объем трансграничного кредитования рос параллельно с описанным процессом либерализации торговых отношений (который также имел место в международных финансах), начавшимся с середины 1990-х годов, а также формирования крупных

1 БРИКС (англ. BRICS) - группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР.

2 Источник: UNCTAD Statistics 2011.

3 Источник: BIS Consolidated Banking Statistics.

банковских корпораций (более известных своим посткризисным названием - too big to fail). На конец II квартала 2010 г. объемы трансграничного кредитования составили чуть менее 30 трлн дол., а средний темп прироста за 1999-2009 гг. составил 36%, что является достаточно высоким показателем для рынка подобного объема1. Помимо этого, как показано на рис. 3, примерно половина всего рынка приходится на долю банков из США. Данный факт подтверждают доминирующие позиции финансовых конгломератов США и их значимость в мировой финансовой системе даже по сравнению с ЕС и Японией2.

Увеличение количества и объемов операций с иностранными экономическими субъектами, в том числе коммерческими банками, является следствием расширения иностранного участия в банковских системах разных стран. Это в первую очередь касается стран Центральной и Восточной Европы, а также Южной Америки, где за последние десятилетия степень участия иностранного капитала увеличилась в разы. В частности, во всех переходных странах (Эстония, Чехия, Словакия, Латвия, Армения и др.) этот показатель составляет более 75%, а в некоторых случаях - более 95% (Эстония). Следует подчеркнуть, что словосочетание «иностранное участие» используется здесь в контексте участия в капитале коммерческих банков, что предполагает не столько приобретение активов (акций), сколько приобретение права принятия решений и участия в управлении коммерческим банком.

Также очевиден этап «кредитного бума» - резкого увеличения объема выданных кредитов, который продолжается до сих пор, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, поразивший мировую экономику в 2008 г. Кредитный бум происходил не только в трансграничном секторе, но и в местном ипотечном кредитовании (яркий пример - субстандартное кредитование - subprime lending).

Кредитный бум был следствием политики «дешевых денег», которая заключалась в постепенном уменьшении процентных ставок в экономике. Снижая ключевые процентные ставки в экономике, государство таким образом снижало и остальные процентные ставки: по депозитам, по кредитам, доходность государственных облигаций и т. д.

Процентные ставки по кредитам за последние десятилетия имели ярко выраженную тенденцию снижения, достигая в отдельных случаях 0,0-0,5% (например, в Японии), что делало кредит более доступным для населения и бизнеса, а также стимулировало увеличение объемов кредитования экономики (рис. 4, 5).

----- Швейцария ------Япония

----- США ------ Китай

— — - Великобритания Среднее

Рис. 4. Процентные ставки по кредитам в развитых странах в 1995-2009 гг., %3

1 За рассматриваемый период мировой ВВП вырос в среднем на 6%.

2 Согласно исследованию издания The Economist, по итогам докризисного 2007 г. 3 из 5 крупнейших банков мира по капиталу первого уровня (tier one capital) находились в США.

3 Источник: World Bank World Development Indicators 2011.

----- Армения ---- Эстония

----- Грузия — - Латвия

— — - Россия

— — Беларусь ш Среднее

Рис. 5. Процентные ставки по кредитам в развивающихся странах в 1995-2009 гг., %1

В табл. 1 показана динамика роста кредитования экономики со стороны банковского сектора некоторых развитых и переходных стран.

Таблица 1

Отношение банковских кредитов к ВВП в некоторых странах, %

Страна 1990 2000 2009

Армения 22,8 11,5 19,9

Эстония 11,8 34,6 106,2

Казахстан - 12,4 54,6

Россия - 24,7 33,8

Молдова 62,8 25,2 40,9

Великобритания 118,2 130,1 228,9

Япония 259,1 308,9 320,5

Зона Евро 97,0 119,3 151,9

США 150,9 198,4 230,5

Источник: World Bank World Development Indicators 2011.

Как видно из табл. 1, в развитых странах отношение кредитов к ВВП выше 100% ВВП, что говорит о разносторонней развитости финансовой системы страны. Что же касается переходных стран, то наиболее удачным примером в этом отношении является Эстония. В результате кардинальных реформ в банковском секторе и главным образом благодаря допуску иностранного капитала на свой банковский рынок, Эстония добилась повышения доверия к собственному рынку банковских услуг и, как следствие, качественного роста банковского сектора.

Армения по показателям развитости финансового сектора остается далеко позади даже по сравнению с переходными странами. Так, отношение кредитов к ВВП на конец 2010 г. составило 26%, а, например, доля срочных депозитов физических лиц в обязательствах банковской системы составляет менее 22%, что говорит о неудовлетворительном уровне доверия населения к отечественной банковской системе, а также о неэффективном выполнении ею своих функций. Помимо этого, в финансовом секторе Армении единственно развитыми институтами финансового рынка являются коммерческие банки, на долю которых, по данным Центрального Банка Республики Армения, приходится более 90% активов финансовой системы.

1 Источник: World Bank World Development Indicators 2011.

Финансовая либерализация (в частности, допуск коммерческих банков на рынок капитала) стала важным фактором стремительного бирж и особенно внебиржевого рынка. В то же время увеличивающаяся степень взаимосвязанности рынков и институтов мировой финансовой системы только ускорила этот процесс.

В табл. 2 показано, что по объему и темпу роста международные финансовые рынки давно обошли реальный сектор. Следовательно, необходимо пересмотреть влияние финансовой системы на международные экономические процессы.

Таблица 2

Сравнение показателей международных экономических процессов

Показатель Объем рынка, дол. Темп роста (1998 = 100)

Рынок Форекс (2010 г.) 1 квртлн 241

Рынок ОТС* (2010 г.) 601 трлн 748

Мировой ВВП (2009 г.) 72,4 трлн 193

Мировой экспорт (2009 г.) 15,9 трлн 229

Примечание. * OTC - Over the Counter, внебиржевой рынок. Источник: WDI, BIS.

Конечно, процессы интеграции не имели бы столь крупных масштабов и глобального влияния, если бы им не «сопутствовало» дерегулирование режимов надзора за финансовыми институтами и рынками, являющегося необходимым инструментом обеспечения стабильности и эффективности финансовой системы. И поскольку вместе с увеличением объемов рынков и торгуемых инструментов увеличиваются и рыночные риски, ассоциированные с ними, то можно предположить, что за последние десятилетия финансовый рынок стал более непредсказуемым. После распада Бреттон-Вудской системы в 1976 г. волатильность валютных курсов резко возросла. И это не удивительно, так как именно в это время был отменен режим «привязки» стоимости доллара США к золоту и мировая экономика фактически перешла к плавающему валютному курсу, что подтверждается проведенными исследованиями (см. например, [3]). Данный процесс продолжается и по сей день. Для проверки гипотезы была исследована волатильность валютных пар USD/EUR, USD/JPY, USD/GBP (рис. 6). Оказалось, что волатильность ключевых валютных пар постоянно росла на протяжении последних лет. Резкий рост волатильности наблюдался в период кризиса 2008 г., когда было объявлено о банкротстве банка Lehman Brothers.

На рис. 6 показана волатильность ключевых валют, составляющих более 70% торгуемых инструментов на рынке Форекс. Был проведен аналогичный анализ волатильности крупнейших мировых биржевых индексов. Результаты показали, что тенденция повышения волатильности имеет место и для крупнейших мировых рынков ценных бумаг: Нью-Йоркской, Лондонской, Токийской фондовых бирж.

С середины 1930-х годов регулирование коммерческих банков в США было довольно жестким. Важнейшим шагом в преодолении Великой депрессии был закон Гласса-Стиголла, действующий с 1934 г.1, согласно которому была создана Федеральная корпорация по страхованию депозитов2, являющаяся сегодня ключевым звеном с системе государственного регулирования банковской системы США.

Иным нововведением было разделение коммерческой и инвестиционной деятельности коммерческих банков. Поскольку коммерческие банки представляли собой крупные источники денежных средств (состоящие в основном из сбережений населения), то

1 Закон Гласса-Стиголла (Glass-Steagall act) был принят в 1934 г. как мера борьбы против Великой депрессии 1929-1933 гг.

2 FDIC - Federal Deposit Insurance Corporation.

именно они являлись (и являются сегодня) наиболее влиятельными участниками на биржах США, которые очень быстро стали мировыми инвестиционными площадками. А при разрешительных нормах законодательства банки имели возможность вкладывать эти денежные средства в рисковые операции с ценными бумагами и повышать свою рентабельность. Таким образом, в целях ограничения принятия дополнительных рисков по операциям с ценными бумагами (в особенности это касается производных ценных бумаг) банкам было запрещено заниматься спекулятивной деятельностью на биржах.

0,012 0,010 0,008 0,006 0,004

0,002 0

1999 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 --------- USD/EUR --- USD/GBR ---- USD/JPY

Рис. 6. Тридцатидневное скользящее среднее значения волатильности ключевых валют

на рынке Форекс1

Процесс дерегулирования многократно ускорился в 1990-е годы, когда был принят закон Грэмма-Лича-Блили (1999 г.), который отменял действие закона Гласса-Стигол-ла, что привело к волне слияний и поглощений в финансовой системе США. Кроме этого, новый закон разрешал банкам объединяться с представителями других сфер финансовой индустрии. Так появились крупнейшие игроки мировой финансовой системы: «выходцы» из США Citigroup (путем объединения Citicorp и Travelers Group, 1998 г.), J. P. Morgan Chase (путем слияния Chase Manhattan Corporation и J. P. Morgan & Co., 2006 г.), Wells Fargo & Co. поглотил Norwest Corp., J. P. Morgan Chase & Co. поглотил Bank One Corp. и т. д.

Процессы глобализации и интеграции, как выяснилось, являются неотъемлемой характерной чертой сегодняшнего и завтрашнего мира. Их нельзя остановить, ими невозможно управлять. Следствием этого является растущая степень вовлеченности в мировую экономику и кооперации стран, интегрируются финансовые рынки. Международная активность банков из развитых стран с каждым годом растет по мере восстановления мировой экономики. Учитывая возрастающую активность переходных стран, можно прогнозировать, что их вовлеченность в международные экономические процессы в обозримом будущем лишь увеличится.

Высокие темпы роста объемов финансовых рынков, а в некоторых случаях неконтролируемый рост так называемых инновационных инструментов и, следовательно, невозможность адекватного регулирования рисков на этих рынках привели к крупнейшему после Великой депрессии финансовому фиаско в истории. В результате этого сложилась ситуация, когда риски «интегрируются» вместе с рынками и их участниками, становясь «международными», а финансовое регулирование остается на уровне отдельных стран. Сегодня глобальное регулирование финансовых институтов определяют лишь принципы и нормы, которые не имеют юридической силы, а следование этим

1 Источник: расчеты автора на основани данных Pacific exchange rate service.

принципам зависит от желания и намерения стран. Кроме того, необходимо ограничить присутствие наиболее крупных «игроков» на рынке капитала и рынке Форекс -коммерческих банков и институтов, которые выполняют ключевые социальные функции в экономике, так как они имеют большой соблазн использовать имеющиеся в их распоряжении средства вкладчиков, что во многом облегчит регулирование деятельности коммерческих банков.

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Pelkmans J. European Integration: Methods and Economic Analysis. Harlow : Longman, 1998.

2. Morris A. Guide for Investment in Developing Countries. L. : Brown, Knight and Trus-cott LTD, 1973.

3. Bartolini L., Bodnar G.M. Are Exchange Rates Excessively Volatile? And What Does «Excessively Volatile» Mean, Anyway? // IMF Stuff Papers. 1996. Vol. 43. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.