COVID-19 и другие инфекционные заболевания
отсутствие своевременной вакцинации против гриппа, возраст ребенка, контакт с детьми дошкольного возраста, посещающих детский сад, нарушение режима лечения, выразившиеся в нескольких краткосрочных выходах ребенка во двор, зимне-весеннее время года.
В целях предупреждения возникновения подобных осложнений в течении заболевания можно предложить следующие меры:
1. Дополнительно информировать родителей о необходимости своевременной и ежегодной вакцинации детей против вируса гриппа, так как ежегодная вакцинация против гриппа играет существенную роль в профилактике пневмоний [2].
2. Отдельно проговаривать особенности режима лечения в амбулаторных условиях, предупреждать родителей пациентов о недопустимости совершения выходов на улицу и прогулок детьми в течение всего периода лихорадки.
3. Заострять внимание на необходимости разобщения, по возможности, либо максимального сокращения контактов между больными и здоровыми.
4. Избегать длительных перерывов (7 и более дней) в осмотрах пациентов, находящихся на амбулаторном лечении, по возможности, проводить оценку состояния путем проведения объективного осмотра каждые 3-5 дней, при необходимости - чаще.
5. Применения технологий телемедицины, в том числе консультации дистанционным способом в режиме аудио- и видеозвонка, с целью ежедневного контроля за состоянием здоровья пациента и, при необходимости, проведения очной консультации.
6. Обязательное назначение всем пациентам с фебрильной температурой (t > 38,0 °С) ОАК с обязательным подсчетом лейкоцитарной формулы и определением уровня СРБ, с целью своевременной диагностики осложнений, ОАМ с целью своевременной диагностики патологии мочевыводящих путей. 7) Обязательное применение рентгенографии легких в 2-х проекциях в случае наличия соответствующих показаний.
Литература
1. Клинические рекомендации: пневмония (внебольничная) возрастная группа: дети / ред. совет: А. А. Баранов [и др.]. 2021. 74 с.
2. Таточенко В.К. Внебольничные пневмонии у детей - проблемы и решения. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021. 66(1 ):9-21. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2021-66-1 -9-21
3. Смирнова Н.Ю., Бурмистров М.И., Тришин Е.В., Шубин Л.Б. Анализ распространенности и возможности дифференциальной диагностики экссудативных плевральных выпотов различной этиологии. Поволжский онкологический вестник. 2020;11 (3):20-24.
4. Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок: приказ М-ва здравоохранения Рос. Федерации от 06. Дек. 2021 № 1122н: Официальный интернет портал правовой информации: [электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202112200070 (дата обращения 05.04.2023)
5. Инфекционная заболеваемость за январь-декабрь 2022 г. iMonitoring. Источник: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): [электронный ресурс]. URL: https://www.iminfin.ru/. (дата обращения 05.04.2023).
ПОСТКОВИДНЫЙ СИНДРОМ: ОСЛОЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ У ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ ПОСЛЕ COVID-19
Сахабетдинов Б.А.1, Аристархова Р.Р.2, Минсафин Р.А.1
1Казанский государственный мединцинский университет, Казань, Россия 2Самарский государственный мединцинский университет, Самара, Россия
Введение. Новая коронавирусная инфекция 2019 г. (COVID-19) остается актуальной проблемой мирового здравоохранения. Когнитивные нарушения - частое осложнение COVID-19.
Цель. Провести исследование о влиянии COVID-19 на когнитивные функции детей и подростков. Материалы и методы. На базе ГАУЗ «Городская детская поликлиника № 6» в период 2020-2022гг. проведены анализ амбулаторных карт и интервьюирование родителей и их детей.
Результаты. Несмотря на то, что COVID-19 у детей и подростков обычно протекает в более легкой форме, чем у взрослых, COVID-19 также может вызывать множество вторичных состояний, называемых «постковидным синдромом» (ПКС). У детей, которые перенесли COVID-19, ухудшаются когнитивные функции, наиболее частыми проявлениями пост-ковидного синдрома у них являются хроническая усталость, повышенная утомляемость, слабость и нарушения сна. С точки зрения когнитивных функций у перенесших COVID-19 детей сегодня встречаются стойкие нарушения концентрации внимания и памяти.
Дети и подростки могут жаловаться на невнимательность, снижение скорости чтения или обработки информации, необходимость повторения в обучении и т.д. Так же отмечались тревожно-депрессивные симптомы, сочетавшиеся с изменениями метаболизма глюкозы в префронтальных, подкорковых и островковых областях. Кроме того, отмечен высокий риск психоневрологических нарушений, что подтверждено результатами когортного исследования.
Наблюдения, проведенные за 100 детьми, перенесшими COVID-19, показали, что наиболее частыми проявлениями ПКС стали такие симптомы, как астения с вегетативной дисфункцией (35 %), утомляемость (49 %), головные боли напря-
Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2023. Том 13. № 2. Приложение
жения (14 %). Наиболее редкими и самыми тяжелыми последствиями COVID-19 у детей явились COVID-19-ассоцииро-ванные демиелизирующие заболевания (2 %). Исследования, проведенные международным медицинским сообществом по изучению состояния здоровья детей после перенесенного COVID-19, позволили выявить высокую частоту и длительность астенизации как одно из проявлений ПКС. В обследование включены дети в возрасте 10,3 года с симптомами, сохраняющимися более 4 недель. Наиболее частые симптомы: слабость (87 пациентов, 87 % выборки), усталость (80 -80 %), головная боль (78 - 78 %), боль в животе (75 -75 %), боль в мышцах и суставах (60 - 60 %), недомогание (53 -53 %), сыпь (52 - 52 %). Анализ показал, что у 95 (95 %) детей наблюдалось, как правило, не менее четырех симптомов, при этом у 49 (49 %) имелись периоды явного улучшения состояния с последующими эпизодами возобновления той или иной симптоматики. Следует отметить, что корреляции между вышеуказанными симптомами и тяжестью течения острого периода COVID-19 не выявлено.
Выводы. Таким образом, развитие когнитивных функций на фоне COVID-19 имеет многофакторный механизм и не всегда напрямую связано с тяжестью течения самого заболевания
ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА СМЕСИ НА МАНИФЕСТАЦИЮ И ТЕЧЕНИЕ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ
Сахабетдинов Б.А.1, Аристархова Р.Р.2, Минсафин Р.А.1
1Казанский государственный мединцинский университет, Казань, Россия 2Самарский государственный мединцинский университет, Самара, Россия
В настоящее время за 2022 г в г. Казани родились 18 тыс.704 детей. Очень многие дети, а это большая часть подвержены различным заболеваниям, например, как пищеварительные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические заболевания, а также различные инфекционные заболевания.
По многочисленным исследованиям развитие атопического дерматита у детей происходит в раннем возрасте.
Риск развития атопии, большинство связано пищевой аллергией. Для детей, обычно первого года жизни, которые переходят на искусственное вскармливание относятся к высокому риску заболевания. Цель исследования: сравнить не-гидролизорованные смеси при течении атопического дерматита у детей. В результате исследования было рассмотрено 3 различных негидролизированных смесей у детей и сравнивали их по составу.
Состав смеси № 1: 1) белковый компонент: 1,27 г/100 мл; 2) жировой компонент: 3,5 г/100 мл; 3) углеводы: 7,3 г/100 мл. Энергетическая ценность, 67 ккал/100 мл. Минеральные вещества оптимальное соотношение Са - 47,5; Р - 26,3; Na - 26,1; K - 74,5; Mg - 8,4. Много и витаминов: А - 222 мкг; группы В - 0,16 мг; К - 5,8 мкг; Е - 1,3 мг; Д - 0,9 мг; С - 9 мг.
Состав смеси № 2: 1) белковый компонент: 1,42 г/100 мл; 2) жировой компонент: 3,46 г/100 мл; 3) углеводы: 7,63 г/100 мл. Энергетическая ценность, 67 ккал/100 мл. Минеральные вещества оптимальное соотношение Са - 50; Р - 30; Na - 24; K - 67; Mg - 4,7. Много и витаминов: А - 57 мкг; группы В - 0,19 мкг; К - 5,3 мкг; Е - 0,7 мкг; Д - 0,8 мкг; С - 6,6 мкг.
Состав смеси № 3:1) белковый компонент: 1,5 г/100 мл; 2) жировой компонент: 3,4 г/100 мл; 3) углеводы: 7,2 г/100 мл. Энергетическая ценность, 66 ккал /100 мл. Минеральные вещества оптимальное соотношение Са - 49; Р - 27; Na - 20; K - 75; Mg - 5,5. Много и витаминов: А - 50 мкг; группы В - 52 мкг; К - 4,1 мкг; Е - 0,74 мг; Д - 1,2 мкг; С - 9,3 мг.
По стандартным нормам: количество белка должно составлять 2,2-2,9 г/кг; жиров - от 2,2 до 6,5 г/кг; углеводов - 13 г/кг. Микронутриенты. Витамины: А - от 400 до 1000 мкг рет.экв./сутки; В - от 0,3 до 3,0 мг/сутки; Е - от 3 до 15 мкг рет.экв./сутки; К - от 30 до 120 мкг/сутки; Д - от 10-15 мкг/сутки; минеральные вещества: Са - 400-1200 мг/сутки; Р - 300-900 мг/сутки; Na - 300-2300 мг/сутки; K - 1000-3200 мг/сутки; Mg - 55-400 мг/сутки.
Таким образом, состав негидролизированной смеси № 1, является оптимальным питанием для младенца, что снижает риск о развитии атопического дерматита. Позволяет высоко оценить качество и переносимость продукта.
КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА COVID-19 У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ
Симонов М.В., Пеньков А.А.
Кировский государственный медицинский университет, Киров, Россия Научный руководитель: Савиных М.В. канд. мед. наук, доцент
Цель исследования: выявить особенности клинико-лабораторного течения COVID-19 у детей в возрастном аспекте.
Материалы и методы исследования. Обработано 400 историй болезни детей, находившихся на лечении в КОГБУЗ «Инфекционная клиническая больница» за период 2021 года. Изучены данные клинико-эпидемиологического анамнеза, лабораторных и инструментальных тестов. Анализ результатов проводился с использованием методов медицинской статистики.
Полученные результаты исследования. Среди 400 пациентов в возрасте от 1 мес. до 18 лет девочек было 193 (42,2 ± 2,5 %), мальчиков 207 (51,8 ± 2,5 %). Дети от 1 мес. до 1 года - 36 чел. (1 гр.); от 1 до 3 лет - 62 чел. (2 гр.); от 3 до 7 лет - 75 чел. (3 гр.); от 7 до 14 лет - 141 чел. (4 гр.); от 14 до 18 лет - 86 чел. (5 гр.). У детей 1-4 гр. чаще встречался внутрисемейный контакт с больными COVID-19 (p < 0,05). Дети 1 гр. чаще поступали в первые трое суток