Научная статья на тему 'ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КОРОЛЕВСТВА ДАНИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАНЫ)'

ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КОРОЛЕВСТВА ДАНИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАНЫ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постколониализм / теория дискурса / Дания / Гана / Aid for Trade / postcolonialism / discourse theory / Denmark / Ghana / Aid for Trade

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Оксана Владимировна Григорьева, Никита Олегович Плюснин

Выявлено, каким образом Дания дискурсивно обосновала переосмысление двухсторонних отношений согласно концепции «Fra bistand til handel» («От помощи к торговле») с Ганой как с одним из наиболее значимых партнеров Королевства на континенте. Созданные колониальностью неравенство и разногласия закрепляются за Ганой, а ответственность за светлое будущее – за Данией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTCOLONISING DANISH FOREIGN POLICY ACTIVISM IN WEST AFRICA: THE CASE OF GHANA

Danish foreign policy activism in the Global South is the subject of many contem-porary academic inquiries. However, the postcolonial approach is scarcely used to analyse Danish foreign policy. The heterogeneous character of Danish colonialism has also been overlooked by scholars: while Greenland, Iceland and the Faroe Islands are thoroughly ex-amined in Danish postcolonial studies, socalled “tropical colonies” (the Danish West Indies, the Danish Gold Coast and Danish India) are almost “forgotten”. The object of the study is Ghana, which is traditionally perceived only as a former British colony but is one of Denmark’s longest standing and stable partners in Africa. Attention should be also paid to the paradigm shift in Danish-Ghanaian relations, summarised by the slogans “Fra bistand til handel” (“From aid to trade”) and “Fra bistand til business” (“From aid to business”), refer-ring to the WTO initiative “Aid for Trade”. The aim of this article is to identify how Denmark discursively justified the rethinking of bilateral relations with Ghana according to the “Fra bistand til handel” concept. To achieve our aim, an in-depth qualitative content and dis-course analysis of the text corpus is used, which is followed by commentary from the point of view of postcolonial theory and discourse theory. It is concluded that the construction of foreign policy activism discourse is inextricably linked with Denmark’s construction of its postcolonial “Self” identity. The discourse is intended to resolve the social antagonism between the desired identity of a “moral force” and “good Samaritan” for the Global South states with the identity of “just another” former European coloniser. The colonial past is split into elements in the discourse of postcolonial activism: the “bright” elements (common cultural and historical heritage) are proclaimed as the basis for building a common glorious future, while the “dark” elements (slave trade, power inequality, economic backwardness) are attributed to the exceptional “Other”, which is Ghana in our case. Aid and development are used as the main tools of atonement for colonialism. By splitting its colonial experience into pieces, the Danish “Self” liberates itself from the nightmares of the past, whereas the burden of dealing with them is laid on “Exceptional Others”, including it West African partner.

Текст научной работы на тему «ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КОРОЛЕВСТВА ДАНИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАНЫ)»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.

№ 80. С. 219-229.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 80. pp. 219-229.

Научная статья УДК 327

doi: 10.17223/1998863Х/80/20

ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КОРОЛЕВСТВА ДАНИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАНЫ)

Оксана Владимировна Григорьева1, Никита Олегович Плюснин2

1 2 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

1 [email protected] 2 [email protected]

Аннотация. Выявлено, каким образом Дания дискурсивно обосновала переосмысление двухсторонних отношений согласно концепции «Fra bistand til handel» («От помощи к торговле») с Ганой как с одним из наиболее значимых партнеров Королевства на континенте. Созданные колониальностью неравенство и разногласия закрепляются за Ганой, а ответственность за светлое будущее - за Данией.

Ключевые слова: постколониализм, теория дискурса, Дания, Гана, Aid for Trade

Благодарности: исследование выполнено за счет гранта РНФ № 23-28-00418 «Постколониальный подход во внешней политике европейских стран в государствах Западной Африки: возможности для России».

Для цитирования: Григорьева О.В., Плюснин Н.О. Постколониальный подход во внешней политике Королевства Дания в Западной Африке (на примере Ганы) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 80. С. 219-229. doi: 10.17223/1998863Х/80/20

Original article

POSTCOLONISING DANISH FOREIGN POLICY ACTIVISM IN WEST AFRICA: THE CASE OF GHANA

Oksana V. Grigoreva1, Nikita O. Plyusnin2

1 2 Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]

Abstract. Danish foreign policy activism in the Global South is the subject of many contemporary academic inquiries. However, the postcolonial approach is scarcely used to analyse Danish foreign policy. The heterogeneous character of Danish colonialism has also been overlooked by scholars: while Greenland, Iceland and the Faroe Islands are thoroughly examined in Danish postcolonial studies, so-called "tropical colonies" (the Danish West Indies, the Danish Gold Coast and Danish India) are almost "forgotten". The object of the study is Ghana, which is traditionally perceived only as a former British colony but is one of Denmark's longest standing and stable partners in Africa. Attention should be also paid to the paradigm shift in Danish-Ghanaian relations, summarised by the slogans "Fra bistand til handel" ("From aid to trade") and "Fra bistand til business" ("From aid to business"), referring to the WTO initiative "Aid for Trade". The aim of this article is to identify how Den-

© О.В. Григорьева, Н.О. Плюснин, 2024

mark discursively justified the rethinking of bilateral relations with Ghana according to the "Fra bistand til handel" concept. To achieve our aim, an in-depth qualitative content and discourse analysis of the text corpus is used, which is followed by commentary from the point of view of postcolonial theory and discourse theory. It is concluded that the construction of foreign policy activism discourse is inextricably linked with Denmark's construction of its postcolonial "Self' identity. The discourse is intended to resolve the social antagonism between the desired identity of a "moral force" and "good Samaritan" for the Global South states with the identity of "just another" former European coloniser. The colonial past is split into elements in the discourse of postcolonial activism: the "bright" elements (common cultural and historical heritage) are proclaimed as the basis for building a common glorious future, while the "dark" elements (slave trade, power inequality, economic backwardness) are attributed to the exceptional "Other", which is Ghana in our case. Aid and development are used as the main tools of atonement for colonialism. By splitting its colonial experience into pieces, the Danish "Self liberates itself from the nightmares of the past, whereas the burden of dealing with them is laid on "Exceptional Others", including it West African partner. Keywords: postcolonialism, discourse theory, Denmark, Ghana, Aid for Trade

Acknowledgements: The study is supported by the Russian Science Foundation, Project No. 23-28-00418: Postcolonising Foreign Policy of European Countries in West African States: Opportunities for Russia.

For citation: Grigoreva, O.V. & Plyusnin, N.O. (2024) Postcolonising Danish foreign policy activism in West Africa: the case of Ghana. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 80. pp. 219-229. (In Russian). doi: 10.17223/ 1998863Х/80/20

Введение

Дания благодаря своей активистской политике последних тридцати лет [1] уже многие десятилетия входит в первую десятку государств-членов ОЭСР по показателям официальной помощи в целях развития (ОПР), выполняя (и перевыполняя) установленный ООН целевой показатель в 0,7% ВНД, который развитые страны должны тратить на программы помощи развивающимся странам [2]. Кроме того, Дания заметно отличается от других североевропейских стран военным компонентом активистской политики [3]. Для анализа такой активистской политики используются различные теоретические подходы [4]. Тем не менее постколониальный подход в основном не применяется для анализа внешней политики Дании, хотя специфика скандинавского колониализма позволяет сделать новые актуальные выводы о североевропейском активизме [5].

Новизна данной работы состоит в преодолении «северного» уклона постколониальных исследований в Скандинавии, что ограничивает число измерений изучаемой проблемы. «Северный» уклон подразумевает, что география исследований включает в себя страны и регионы в Северном полушарии (территория проживания саамов в Северных странах, Аландские острова, Фарерские острова, Гренландия, Исландия, Финляндия). «Тропическое» (или «южное») измерение «нордического» колониализма включает в себя такие географические пространства, как Карибский бассейн, Западная Африка, Южная Азия. Внимание данной статьи будет обращено именно к «тропическому» измерению датского колониализма. Это также соответствует основному тренду датскоязычных постколониальных исследований, получивших новый импульс после публикации в 2017 г. пятитомного издания «Дания и колонии» (Danmark og Kolonierne) под общей редакцией Н. Бримнеса, подго-

товленного 29 исследователями, специализирующимися по данной тематике

[6]. Однако датские постколониальные исследования имеют давнюю историю: начав свое формирование в 1940-х гг. с исторических, культурологических и антропологических исследований (см., например, работу С. Петерсен

[7]), сегодня можно встретить широкое разнообразие тем и исследовательских проблем (по северному направлению, например, Р. Адлер-Ниссен и У.П. Гад [8], по южному - Л. Йенсен [9]). Объектом исследования выбрана Гана, традиционно воспринимаемая только как бывшая британская колония, однако являющаяся одним из самых давних и стабильных партнеров Дании не только в Западной Африке, но и на всем континенте в целом.

Особый интерес представляет парадигмальный сдвиг в датско-ганских отношениях, обобщенный лозунгами «Fra bistand til handel» («От помощи к торговле») и «Fra bistand til business» («От помощи к бизнесу»), отсылающими к инициативе ВТО «Aid for Trade». В 2010 г. датское правительство объявило, что планирует свернуть большую часть программ помощи и развития в Гане к 2020 г. [10]. Действительно, в 2020 г. Гана была исключена из стран-доноров Датского агентства международного развития (Danida), после визита премьер-министра Метте Фредериксен в Гану в 2021 г. соглашения заключаются на межправительственном и межведомственном уровне без посредничества Агентства по делам развития, работе которого еще предстоит дать комплексную экспертную оценку [11]. Однако действительно поворотным для датско-ганских отношений стал 2017 г.: с этого года «Fra bistand til handel» закрепился в официальных документах в качестве основного принципа двухсторонних отношений (хотя впервые появился в датских официальных документах в конце 2000-х гг.) - было подтверждено, что на смену программам развития придут двухсторонние проекты сотрудничества, в этом же году начиналась третья и последняя фаза реализации Программы развития частного сектора в Гане Danida - Support to Private Sector Development III (SPSD III), реализуемая с 2003 г. и призванная укрепить ганские бизнес-структуры по датским «лекалам». Визит королевы Дании Маргрете II в ноябре 2017 г. в сопровождении министров и представителей датского бизнеса был призван дискурсивно закрепить изменения в сущностной природе отношений двух стран. Не в последнюю очередь такое благостное отношение к будущему отношений с западноафриканской республикой было вызвано президентскими выборами 2016 г., которые западные страны, включая Данию, признали «демократическими» [10]. Таким образом, наметившийся в начале 2010-х гг. сдвиг в отношениях окончательно был провозглашен приоритетным политическим курсом в 2017 г. в связи с политическими и социально-экономическими переменами в Гане и сменой дискурса в отношении датского колониального прошлого и программ развития в самой Дании, вызванной как внутриполитическим развитием, так и влиянием позиций международных организаций.

Цель данной статьи - выявить, каким образом Дания дискурсивно обосновала переосмысление двухсторонних отношений с Ганой согласно концепции «Fra bistand til handel» («От помощи к торговле»).

Хронологические рамки исследования включают в себя последние пять лет (2017-2022 гг.), на которые пришлось бурное развитие отношений Дании с Ганой, а также парадигмальные изменения в осмыслении и конструирова-

нии этих отношений в связи с начавшейся в академических и экспертных кругах «постколониальной волной» и крупной волной изучения «нордического колониализма». Основное внимание будет уделено 2017 г., чье краеугольное значение для истории двухсторонних отношений было обозначено ранее.

Теоретической основой исследования является постколониальный подход к международным отношениям. Исследование будет в значительной степени основано на теории ориентализма Э. Саида [12], теории гибридности Х. Бхабха [13] и теории дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф [14]. Датский постколониальный активизм будет рассматриваться в рамках данной работы как дискурс.

Корпус материалов для анализа состоит из «основных» и «дополнительных» текстов. «Основными» текстами являются речи и комментарии официальных лиц Дании, отражающие официальную позицию (официальный дискурс). «Дополнительные» тексты транслируют альтернативные дискурсы или осмысляют дискурса представленный в «основных» текстах. Всего в корпус было включено 142 текста. Для целей исследования и проведения глубинного качественного анализа было отобрано восемь текстов: четыре «основных» и четыре «дополнительных».

При подготовке статьи были использованы материалы магистерской диссертации Н.О. Плюснина «Postcolonising Danish Foreign Policy Activism in the Global South: Cases of Ghana, India and the US Virgin Islands», защищенной в Университете Тампере в 2021 г. [15], которые ранее не публиковались в виде статьей или как часть иных публикаций.

Постколониальный внешнеполитический активизм Дании

в Гане

История Датско-норвежского Золотого Берега началась в 1659 г., когда датский форт Фредериксборг был основан в соответствии с договором с африканским государством Фету [16]. К середине XVIII в. Датско-норвежский Золотой Берег стал одним из главных поставщиков трансатлантической работорговли: по сегодняшним оценкам, Датско-норвежская уния была вовлечена в продажу и перевозку около 100 000 рабов по Атлантическому океану [16]. Запрет работорговли, неудачные попытки организовать плантационное хозяйство и постоянное давление со стороны Британского Золотого Берега привели к упадку датских африканских колоний в первой четверти XIX в., а в 1850 г. форты были проданы Великобритании [16].

Скандинавский колониализм сыграл свою значимую роль в современном облике Ганы. Датский форт Кристианборг находится на территории Аккры и долгое время выполнял роль резиденции президента Ганы [17]. Новорожденным в Гане все еще часто дают датские имена, а некоторые улицы и районы сохранили датские названия [17]. Однако особое внимание стоит обратить на историю сотрудничества в сфере программ развития и помощи. Датское посольство одним из первых открылось в Гане в 1957 г. после признания ее независимости со стороны Копенгагена и стало центром датских программ экономической помощи еще до создания агентства Danida [9].

Дискурс постколониального активизма Дании в Гане может быть представлен, как показано на рисунке.

Постколониальный активизм Дании в Гане [15]

Дискурсивной «базой» в случае датского колониализма в Гане является элемент «рабство». Революционным стало признание со стороны официальных лиц Дании факта участия Королевства в трансатлантической работорговле, однако это признание произошло на своих условиях. В своем интервью с датскими журналистами королева тривиализирует этот опыт, отмечая, что «в то время это была обычная практика большинства европейских стран» [18]. Более того, королева предостерегает от взгляда на историю через «линзу современности», поскольку это, с ее точки зрения, дает искаженную картину прошлого [18]. Презентизм действительно является частью многих исторических исследований, однако в данном случае скорее можно говорить о попытке снять ответственность и запереть ее в далеком прошлом. Происходит также ре-артикуляция символических образов материального наследия датского колониализма: форт Кристианборг (ныне замок Осу) и плантация Фредерикс-гаве (ныне часть исторического музея Ганы) становятся просто «еще одними свидетельствами нашего общего прошлого» [19], теряя всякие коннотации с рабским трудом и торговлей рабами. «Ничто не может оправдать эксплуатацию мужчин, женщин и детей, в которой Дания принимала участие», - так Андерс Самюэльсен, по мнению многих представителей африканской общественности [20], принес извинения за жестокость колониального прошлого. Однако обратим внимание на формулировку министра, которая на поверку также призвана снять ответственность с современной Дании: раз рабскому труду нет оправдания, бессмысленно просить за это прощения. В отличие от министра королева подобных извинений публично не приносила, хотя этого очень ждали в самой Дании [21]. Таким образом, работорговля атрибутируются только прошлому и отделяется от настоящего и будущего, в котором Гана имеет дело уже с совсем другой Данией [9].

Дискурсивной «надстройкой» являются программы помощи и развития. Как заметил Андерс Сэмюэлсен, «с тех пор, как Гана получила независимость в 1957 г., между Ганой и Данией существовали стабильные тесные и дружеские отношения, которые ранее были в первую очередь сосредоточены на всестороннем сотрудничестве в целях развития» [22]. В отчете «Det dansk-ghanesiske Partnerskab i forandring: Fra bistand til Handel» («Партнерство Да-

нии и Ганы в переходный период: от помощи к торговле») Туве Дегнбол, посол Дании в Гане в 2015-2020 гг., заканчивает свое предисловие очень интересным предложением: «Ганцы иногда теряются, когда мы говорим, что мы из Дании или что мы датчане, но когда мы говорим Danida, открываются любые двери» [10]. Таким образом может быть представлен весь дискурс постколониального активизма Дании в Гане: программы помощи и развития подменили собой двухсторонние отношения, затмили собой «темные стороны» прошлого этих стран и открыли дорогу для «светлого» будущего с новым типом отношений.

Постепенное укрепление и растущее процветание республики объясняются ключевой ролью, которую Дания сыграла в развитии Ганы: «Дания гордится [...] тем, что внесла свой вклад в фундамент, на котором вы стоите сегодня» [22]. Как утверждает Туве Дегнбол, «мы [датчане] внесли свой вклад в укрепление частного сектора [Ганы] в целом, как минимум через непрекращающиеся требования проведения реформ» [10]. В данном случае важно подчеркнуть именно вовлеченность Дании в процесс: она не руководит сверху вниз, она работает наравне. Это происходит не только «в целом», но и в конкретных секторах и отраслях. По словам Андерса Самуэльсена, датско-ганские отношения развиваются в «секторах, в которых Дания имеет конкурентные преимущества и в которых есть высокий спрос Ганы на датские знания и умения» [22]. Вторая часть особенно важна для легитимности этой помощи - был запрос от Ганы, на который Дания отреагировала, Гане ничего не было «навязано». В терминах А. Мемми [23] колонизатор пытается узаконить свои привилегии и легитимизировать свой статус.

Успехи Ганы неизменно измеряются социально-экономическими показателями: переход из группы стран с низким уровнем дохода (согласно классификации Всемирного банка) в группу стран с доходами ниже среднего уровня в 2011 г., снижение к 2016 г. уровня бедности в два раза по сравнению с показателями 1990-х гг. [24], а также значительные успехи по выполнению целей устойчивого развития ООН.

Эти позитивные, с точки зрения Дании, изменения дают Гане право восприниматься скандинавским наставником в качестве нового более равного партнера, что обусловливает переход в отношениях «от помощи к торговле» [25]. Более того, в некоторых выступлениях делаются попытки переосмыслить историю двухсторонних отношений целиком. В своем выступлении на датско-ганской бизнес-конференции королева отметила следующее: «Однако наше партнерство всегда было чем-то большим, чем сотрудничество в целях помощи и развития» [26]. Это должно свидетельствовать о давно назревшем переходе к новому типу взаимоотношений двух стран, основанному на равноправном диалоге. Гана «достигла определенных успехов», поэтому может претендовать на такого рода транзит.

Программа сотрудничества «Danmark - Ghana: Landepolitikpapir 20142018» построена в рамках той же логики «от помощи к торговле» [27]. Помимо традиционных целей сотрудничества особо отмечаются необходимость «консолидации результатов программ развития» и дальнейший переход на новый уровень взаимодействия [27]. «Гана в переходный период» характеризуется как страна, переживающая «позитивные» изменения в экономике, политике и социальном развитии. Это обусловливает возможность перехода на

такой уровень диалога, который должен выстраивать диалог равноправных партнеров.

Можно, однако, заметить, что отношения «донор-реципиент» скорее заменяются отношениями «ученик-учитель». Дания изображается как мудрый наставник слаборазвитой Ганы. В речи королевы отмечается, что «с особой радостью мы в Дании следили за свободными и честными прошлогодними выборами [в Гане]» [19]. Таким образом, Дания как некто вышестоящий дает положительную оценку происходящему в Гане. Кроме того, упор делается на ганские интересы и запросы, на которые «датские компании с радостью откликаются» [19], в то время как датских интересов как будто не существует: все делается «с радостью» и из добрых побуждений. Королева в своем выступлении приводит примеры датских компаний Fan Milk и Mffirsk, которые «откликнулись» на ганские коммерческие призывы [26] (хотя датские экономические гиганты скорее пришли на ганский рынок со своими предложениями и на своих условиях).

Гана изображается как ученик в «школе цивилизации», которую Дания давно с отличием окончила. Хорошие результаты (экономические и политические перемены в стране с начала 2010-х гг.) и усердие ученика («однозначная поддержка демократии народом Ганы») хвалятся и награждаются учителем в форме того самого транзита «Fra bistand til handel» [19]. Все это соответствует дискурсивным механизмам ориентализма: «Восток» (в нашем случае «Юг») не ведает, что делает и что надо делать, поэтому ему на помощь приходит «Запад» (в нашем случае «Север») [12].

В терминологии Х. Бхабхи [13], Дания подвигает Гану сконструировать свою «гибридную» идентичность таким образом, чтобы она почти во всем повторяла идентичность самой Дании [13]. Важно отметить, что в новых условиях такая мимикрия будто из обязанности колонизированного превратилась в право, которое тем не менее активно отстаивается колонизатором. То есть Гана может пойти своим путем, но ведь есть проверенный путь, предлагаемый и поддерживаемый Данией с ее огромным опытом и моральным авторитетом, поэтому выбор для африканской страны должен казаться очевидным.

Заключение

В результате исследования можно сделать следующие выводы о том, как Дания дискурсивно обосновала переосмысление двухсторонних отношений с Ганой согласно концепции «Fra bistand til handel» («От помощи к торговле»). Сознавая свое колониальное прошлое на Золотом Берегу, Дания долгое время стремилась подменить это противоречивое прошлое однозначным настоящим и будущим, в которых Дания сумела стать «добрым другом» африканских государств и «исключением» среди европейских партнеров. Основным инструментом этой дискурсивной подмены выступали программы развития и помощи. Однако к началу XXI в. крепло понимание, что программы развития и помощи постколониальны по своей сути и несут с собой не меньше противоречий, чем «далекое» колониальное прошлое. Это понимание начало разделяться как африканскими, так и европейскими акторами. В стремлении не потерять свою идентичность «доброго самаритянина» и «другого европейца» Дания начала «перезагрузку» отношений, в которых Гана провозглашалась

«достойной» и «готовой» к другому уровню отношений и взаимодействия. Транзит был призван реанимировать дискурс прогресса и эволюции датско-ганских отношений, присвоив обеим идентичностям новые характеристики и смыслы.

Однако даже приведенный в данной статье анализ показывает, что Дания не создавала нового дискурса двухсторонних отношений. Скорее, произошла ре-артикуляция символов, которые уже составляли ядро дискурса постколониального активизма. Безусловно, новым стало открытое признание своего колониального прошлого со стороны официальных лиц Королевства, однако и это делается на своих условиях: колониализм дробится на части, каждая из которых распределяется либо по шкале времени - «плохое» в виде работорговли, жестокости колониальных властей, властного неравенства и прочего присваивается «прошлому», а «хорошее» в виде общего культурного наследия, исторических связей, крепких каналов взаимодействия на гражданском уровне - «настоящему и будущему»; либо между Данией и Ганой - неравенство и разногласия, созданные колониализмом, присваиваются Гане, тогда как ответственность за светлое будущее монополизируется Данией.

Представляется также важным, что агентами датского постколониального активизма становятся не только государственные структуры и лица, но и датский частный бизнес, который усваивает стратегии государства и применяет их в своих коммуникациях с ганской стороной. Примерами являются не только такие крупные компании, как Fan Milk и Mœrsk, но и средний и малый датский бизнес, приходящий на ганский рынок через программы Danida и представляющийся наставником западноафриканских партнеров. При этом датские компании становятся непосредственными выразителями идентичности Дании, которая «готова откликнуться» на просьбы Ганы через конкретные инициативы в различных областях.

Таким образом, пример Ганы позволяет обозначить, каким образом Дания реализует свой постколониальный внешнеполитический активизм в странах и регионах Глобального Юга. Можно наглядно увидеть, как модели мышления и механизмы выстраивания идентичностей, определявшие эпоху империализма и колониализма, существуют до сих пор, хотя и прячутся в глубине дискурса, в то время как на поверхности мы имеем дело с «современными» и «прогрессивными» идеями, которые на поверку также могут оказаться производными Просвещения, в случае Европы породившего все философские основы европоцентризма и империализма в современном его понимании.

Список источников

1. Pedersen R.B. Was something rotten in the state of Denmark? Three narratives of the active internationalism in Danish foreign policy // Cooperation and Conflict. 2018. Vol. 53, № 4. Р. 449-466.

2. OECD. Net ODA. 2022. URL: https://data.oecd.org/oda/net-oda.htm (accessed: 21.05.2024).

3. Holm H.-H. Danish foreign policy activism: The rise and decline // Danish Foreign Policy Yearbook 2002 / eds. B. Heurlin, H. Mouritzen. Copenhagen : Danish Institute for International Studies, 2002. P. 19-45.

4. Larsen H. Teorier om dansk udenrigspolitik efter den kolde krig. K0benhavn : Hans Reitzels Forlag, 2017.

5. Hoglund J., BurnettL.A. Introduction: Nordic colonialisms and Scandinavian studies // Scandinavian Studies. 2019. Vol. 91, № 12. Р. 1-12.

6. Danmark og kolonierne: 5 bind. / eds. N.Brimnes, H.C. Gyll0v, P. Hernes, P.E. Olsen, M.V. Pedersen. Gads forlag. 2017.

7. Petersen S. Danmarks gamle tropekolonier. H. Hagerups Boghandel, 1946.

8. Adler-Nissen R., Gad U.P. Introduction: Postimperial sovereignty games in the Nordic region. // Cooperation and Conflict. 2014. Vol. 49, № 1. P. 3-32.

9. Jensen L. Postcolonial Denmark: Beyond the Rot of Colonialism? // Postcolonial Studies. 2015. Vol. 18, № 4. P. 440-452.

10. Udenrigsministeriet. Ghana: Fra bistand til handel. K0benhavn: Udenrigsministeriet, 2017.

11. Ministry of Foreign Affairs and Regional Integration. (2023) // Ghana and Denmark to deepen relations. URL: https://mfa.gov.gh/index.php/ghana-and-denmark-to-deepen-relations/ (accessed: 21.05.2024).

12. SaidE. W. Orientalism. London : Routledge & Kegan Paul, 1978.

13. Bhabha H.K. The Location of Culture. London : Routledge, 1994.

14. Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. London : Verso, 1985.

15. Pliusnin N. Postcolonising Danish Foreign Policy Activism in the Global South: Cases of Ghana, India and the US Virgin Islands. Master's thesis. Tampere University. 2021. URL: https://trepo.tuni.fi/handle/10024/130978 (accessed: 21.05.2024).

16. Danmark og kolonierne - Vestafrika: Forterne pä Guldkysten / ed. P. Hernes. K0benhavn : Gads forlag, 2017.

17. Jensen L. Postcolonial Denmark: Nation narration in a crisis ridden Europe. London : Taylor and Francis, 2018.

18. Buch D. Dronning Margrethe om dansk slavehandel: Det er ikke et kent kapitel, TV2. 2017. URL: https://nyheder.tv2.dk/samfund/2017- 11-23-dronning-margrethe-om-dansk-slavehandel-det-er-ikke-et-koent-kapitel (accessed: 21.05.2024).

19. Kongehuset. H.M. Dronningens tale ved gallataffel i Accra. 2017. URL: https://www.kongehuset.dk/nyheder/hm-dronningens-tale-ved-gallataffel-i-accra (accessed: 21.05.2024).

20. Kiunguyu K. Danish Government apologizes to Ghana for slave trade. This Is Africa. 2017. URL: https://thisisafrica.me/politics-and-society/danish-apologizes-ghana-slave-trade/ (accessed: 21.05.2024).

21. Vestergaard O. BLOG: Skal Dronning Margrethe sige undskyld? TV2. 2017. URL: https://nyheder.tv2.dk/2017-10-09-blog-skal-dronning-margrethe-sige-undskyld (accessed: 21.05.2024).

22. Regeringen. Vi skal udbygge det kommercielle samarbejde med Ghana. 2017. URL: https://www.regeringen.dk/nyheder/2017/udenrigsministeren-vi-skal-udbygge-det-kommercielle-samarbejde-med-ghana/ (accessed: 21.05.2024).

23. MemmiA. The Colonizer and the Colonized. London : Orion Press, 1965.

24. World Bank. Poverty headcount ratio at $2.15 a day (2017 PPP) (% of population) -Ghana. 2022. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.DDAY?locations=GH (accessed: 21.05.2024).

25. GadM. D^mpede v^kstforventninger - men Afrika er stadig en god business case // Dansk Industri analyse (august). 2022. P. 1-13.

26. Kongehuset. H.M. Dronningens tale ved erhvervskonference i Accra. 2017. URL: https:// www.kongehuset.dk/nyheder/hm-dronningens-tale-ved-erhvervskonference-i-accra (accessed: 21.05.2024).

27. Udenrigsministeriet. Danmark - Ghana: Landepolitikpapir 2014-2018. K0benhavn : Uden-rigsministeriet, 2014.

References

1. Pedersen, R.B. (2018) Was something rotten in the state of Denmark? Three narratives of the active internationalism in Danish foreign policy. Cooperation and Conflict. 53(4). pp. 449-466.

2. OECD. (2022) Net ODA. [Online] Available from: https://data.oecd.org/oda/net-oda.htm (Accessed: 21st May 2024).

3. Holm, H-H. (2002) Danish foreign policy activism: The rise and decline. In: Heurlin, B. & Mouritzen, H. (eds) Danish Foreign Policy Yearbook 2002. Copenhagen: Danish Institute for International Studies. pp. 19-45.

4. Larsen, H. (2017) Teorier om dansk udenrigspolitik efter den kolde krig. K0benhavn: Hans Reitzels Forlag.

5. Höglund, J. & Burnett, L.A. (2019) Introduction: Nordic colonialisms and Scandinavian studies. Scandinavian Studies. 91(12). pp. 1-12.

6. Brimnes, N., Gyltev, H.C., Hern^s, P., Olsen, P.E. & Pedersen, M.V. (eds) (2017) Danmark og kolonierne. Vol. 5. Gads forlag.

7. Petersen, S. (1946) Danmarksgamle tropekolonier. H. Hagerups Boghandel.

8. Adler-Nissen, R. & Gad, U.P. (2014) Introduction: Postimperial sovereignty games in the Nordic region. Cooperation and Conflict. 49(1). pp. 3-32.

9. Jensen, L. (2015) Postcolonial Denmark: Beyond the Rot of Colonialism? Postcolonial Studies. 18(4). pp. 440-452.

10. Udenrigsministeriet. (2017) Ghana: Fra bistand til handel. K0benhavn: Udenrigsministeriet.

11. Ministry of Foreign Affairs and Regional Integration. (2023) Ghana and Denmark to deepen relations. [Online] Available from: https://mfa.gov.gh/index.php/ghana-and-denmark-to-deepen-relations/ (Accessed: 21st May 2024).

12. Said, E.W. (1978) Orientalism. London: Routledge & Kegan Paul.

13. Bhabha, H.K. (1994) The Location of Culture. London: Routledge.

14. Laclau, E. & Mouffe, C. (1985) Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. London: Verso.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Pliusnin, N. (2021) Postcolonising Danish Foreign Policy Activism in the Global South: Cases of Ghana, India and the US Virgin Islands. Master's Thesis. Tampere University. [Online] Available from: https://trepo.tuni.fi/handle/10024/130978 (Accessed: 21st May 2024).

16. Hern^s, P. (ed.) (2017) Danmark og kolonierne - Vestafrika: Forterne pa Guldkysten. K0benhavn: Gads forlag.

17. Jensen, L. (2018) Postcolonial Denmark: Nation narration in a crisis ridden Europe. London: Taylor and Francis.

18. Buch, D. (2017) Dronning Margrethe om dansk slavehandel: - Det er ikke et k0nt kapitel, TV2. [Online] Available from: https://nyheder.tv2.dk/samfund/2017-11-23-dronning-margrethe-om-dansk-slavehandel-det-er-ikke-et-koent-kapitel (Accessed: 21st May 2024).

19. Kongehuset. (2017) H.M. Dronningens tale vedgallataffel i Accra. [Online] Available from: https://www.kongehuset.dk/nyheder/hm-dronningens-tale-ved-gallataffel-i-accra (Accessed: 21st May 2024).

20. Kiunguyu, K. (2017) Danish Government apologizes to Ghana for slave trade. This Is Africa. [Online] Available from: https://thisisafrica.me/politics-and-society/danish-apologizes-ghana-slave-trade/ (Accessed: 21st May 2024).

21. Vestergaard, O. (2017) BLOG: Skal Dronning Margrethe sige undskyld? TV2. [Online] Available from: https://nyheder.tv2.dk/2017- 10-09-blog-skal-dronning-margrethe-sige-undskyld (Accessed: 21st May 2024).

22. Regeringen. (2017) Vi skal udbygge det kommercielle samarbejde med Ghana. [Online] Available from: https://www.regeringen.dk/nyheder/2017/udenrigsministeren-vi-skal-udbygge-det-kommercielle-samarbejde-med-ghana/ (Accessed: 21st May 2024).

23. Memmi, A. (1965) The Colonizer and the Colonized. London: Orion Press.

24. World Bank. (2022) Poverty headcount ratio at $2.15 a day (2017PPP) (%% of population) -Ghana. [Online] Available from: https://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.DDAY?locations=GH (Accessed: 21st May 2024).

25. Gad, M. (2022) D^mpede v^kstforventninger - men Afrika er stadig en god business case. DanskIndustri analyse. August. pp. 1-13.

26. Kongehuset. (2017) H.M. Dronningens tale ved erhvervskonference i Accra. [Online] Available from: https://www.kongehuset.dk/nyheder/hm-dronningens-tale-ved-erhvervskonference-i-accra (Accessed: 21st May 2024).

27. Udenrigsministeriet. (2014) Danmark - Ghana: Landepolitikpapir 2014-2018. K0benhavn: Udenrigsministeriet.

Сведения об авторах:

Григорьева О.В. - кандидат политических наук, доцент кафедры европейских исследований, старший научный сотрудник факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]

Плюснин Н.О.- младший научный сотрудник факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Grigorieva O.V. - Cand. Sci. (Political Science), associate professor of the Department of European Studies, senior researcher, Faculty of International Relations, Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected] Plyusnin N.O. - junior researcher, Faculty of International Relations, Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.06.2024; одобрена после рецензирования 23.07.2024; принята к публикации 12.08.2024

The article was submitted 18.06.2024; approved after reviewing 23.07.2024; accepted for publication 12.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.