УДК 374.7
М. А. Ариарский
Постижение культуры креативно-информационной цивилизации
Статья раскрывает созидательный потенциал культуры, выявляет специфику ее функционирования в креативно-информационной цивилизации и определяет пути и средства реализации ее конструктивного воздействия на развитие общества. Особое внимание уделяется обоснованию условий совершенствования духовно-нравственного воспитания населения и социально-культурной деятельности как общественного движения, обеспечивающего вовлечение людей в мир культуры и социально-культурного творчества.
Ключевые слова: культура, цивилизация, креативно-информационная эпоха, социально-культурная деятельность
Mark A. Ariarsky Comprehension of culture creative-information civilization
The article reveals the creative potential of culture, the specifics of its functioning in the creative-information civilization and identify ways and means of implementing its constructive impact on the development of society. Special attention is given to the justification of the terms of improvement of spiritually-moral education of the population and socio-cultural activities as a social movement, ensuring the inclusion of people in the world of culture and cultural creativity.
Keywords: culture, civilization, creative-information age, socio-cultural activity
Среди факторов, обеспечивающих успех любого общества, исключительное место занимает культура как источник созидания, прогресса и социального благополучия, как стержень сохранения исторической памяти и национального достояния, как средство духовно-нравственного развития людей и стимулирования их творческой активности1.
Апогей проявления в России всепроникающей силы культуры проявился во второй половине XIX в. в эпоху Александра II, когда, при всей сложности проводимых реформ, возникли земства, политические партии, профессиональные союзы, кооперативные объединения, суды присяжных. Экономический рост оказался самым высоким в мире; процветала система образования; общество продемонстрировало способность к саморазвитию и самоуправлению. Признанные мировым сообществом достижения отечественной науки, литературы и искусства были представлены уникальным созвездием выдающихся титанов мысли и созидания - от Д. И. Менделеева, И. И. Мечникова, И. В. Сеченова до Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, И. Е. Репина, И. И. Левитана.
Даже в 70-е гг. XX столетия лицо страны определяли не ГУЛАГ или сусловская политическая цензура, а успехи науки и культуры, выразителями которых были первопроходцы космоса, опередившие время ученые во главе с П. Л. Капицей, М. В. Келдышем, Ю. Б. Харитоном,
Я. Б. Зельдовичем, Н. Н. Моисеевым; наследники русской классической литературы Ю. В. Трифонов, В. П. Аксенов, В. М. Шукшин, Б. Ш. Окуджава,
B. С. Высоцкий, братья Аркадий и Борис Стругацкие; создатели отечественной культурологии М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, М. С. Каган; блистательные мастера мирового кино Г. М. Козинцев,
C. А. Герасимов, А. А. Тарковский; реформаторы современного театра Г. А. Товстоногов, О. Н. Ефремов, Ю. П. Любимов, создатели шедевров музыкального искусства Д. Д. Шостакович, Е. Ф. Мравинский, Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер.
Особую роль культура обрела в креативноинформационной цивилизации, основой которой стала наука, научно-технический прогресс, приоритет знаний и общекультурное развитие людей. Культура XXI в. позволила создать мир глобализации общественного развития, сломать границы информации,наполнить Вселенную спутниками Земли, посредством энергоносителей обеспечить общедоступность наиболее значимых духовных ценностей, с помощью компьютера и мобильного телефона утвердить принципиально новый уровень жизни; вооружить человека возможностью, не выходя из дома, решать сложнейшие задачи производства, обучения, общения; обогатила окружающую среду, внесла эстетические начала в быт и досуг. Подтверждается мысль Норберта Виннера, утвердившего, что мы изменили мир столь радикально, что теперь вынуждены сообразно ему изменить и себя.
Реализуя свои безграничные возможности, культура может сыграть решающую роль в формировании духовно богатой и гармонически развитой личности. Однако для этого необходимо, чтобы государство и общество обеспечили соответствующие условия ее функционирования. В последние годы страна стала отходить от остаточного принципа ее финансирования и сделала ряд шагов в обогащении материальной базы духовной жизни. Построены вторая сцена Мариинского театра «Мариинский-2», экспериментальный центр Александринского театра, Академия танца Б. Эйфмана; капитально отремонтированы Большой театр, БДТ им. Г. А. Товстоногова, Гелион-опера; к своему 250-летию в декабре 2014 г. Эрмитаж удвоит площади своих экспозиционных залов; самым высоким требованиям отвечает созданный во Владивостоке культурно-образовательный комплекс; гордость россиян вызывают новые Сочи, культурно-просветительная, туристская и спортивная база которых ныне превосходит любые зарубежные центры соответствующего профиля. Миллиарды рублей направлены на сохранение и реставрацию памятников истории.
Перечень вновь вводимых или обновленных учреждений культуры можно продолжать, но это, к сожалению, лишь небольшая частица того, что необходимо для решения узловых, кардинальных проблем духовно-нравственного развития современного общества.
В первую очередь следует осознать, что культура носит всепроникающий характер, затрагивает все сферы жизнедеятельности и никоим образом не может ограничиваться сферой искусств. Культура - это не только театр, кино, музыка, хореография или изобразительное искусство. Это не развлекательно-игровые услуги, не транслируемые по телевидению боевики и юмор «ниже пояса»; не выступающие в центрах досуга экстрасенсы и ясновидцы, благоприятность предсказаний которых определяется объемом гонорара. Культура - это базовые ценности, отраженные в лучших традициях народов, в созидательном и высокопроизводительном труде на благо общества, в глубоких и прочных знаниях, в подлинно гуманных общественных отношениях; это реализуемые на практике духовные идеалы человеческого бытия, это постоянно проявляемое благородство, доброжелательность, способность сопереживать проблемы окружающих и помогать в их разрешении.
Человек утверждает себя как личность и субъект прогресса благодаря культурной среде семьи и ближайшего окружения. В ней в первую очередь он воспринимает лучшие традиции
своего народа, осваивает опыт созидательного бытия, приобретает способность жить по законам добра и красоты, радоваться успехам других, соизмерять свою жизнь реальным вкладом в общественное благо. Все это детерминирует целесообразность начинать утверждение и развитие культуры с семьи как первичной ячейки общества, с окружающего человека духовного пространства.
Культуру нельзя оценивать количественными показателями, статистическими данными об общей массе театров, музеев, библиотек, концертных залов, киноцентров, домов культуры. Ее нельзя сводить к количеству прочитанных книг, увиденных спектаклей или посещенных выставок. Гораздо важнее, в какой мере общение с этими объектами культуры сказалось на нравственном облике человека, духовно обогатило его. При этом нельзя не учитывать, что транслируемые с экрана или со сцены насилие, озлобленность, невежество растлевают зрителей, формируют серость, вызывают неверие в завтрашний день и конструктивные силы общества.
Проявляющаяся с конца 90-х гг. прошлого столетия недооценка культуры как неотъемлемого компонента здорового общества, отказ от воспитательных функций трудовых коллективов, существенное ослабление духовно-нравственного воспитания в сфере образования, разрушение системы культурно-просветительной работы, неспособность Государственной Думы в течение многих лет принять Закон о культуре, который преодолел бы декларативность существующих законодательных актов и отсутствие механизмов их реализации, предопределили бессистемность и неопределенность культурной политики, утерю ее нравственно-эстетических критериев, привели к дегуманизации производства, к подмене эстетического всеобуча детей и молодежи вовлечением в мир художественного творчества лишь пятой ее части, породили социальную апатию и пессимизм.
Развитие экономики, сферы управления, торговли и быта ныне вошло в противоречие с требованиями креативно-информационной цивилизации и национально-культурными традициями народов России, с объективной необходимостью гуманизации производства, потребления и общественных отношений, а это сказалось на нравственной атмосфере, породило у значительной части населения потребительское отношение к жизни, вызвало чуждые менталитету россиян чувства эгоцентризма и отчужденности от общественных судеб.
Определенные проблемы породила ситуация с подрастающим поколением. Окружающее
их информационное пространство - компьютеры, интернет, мобильные телефоны - открывает для них широчайшие возможности познания, но они не владеют методикой их конструктивного использования. Воспринимая лишь отдельные фрагменты лишенной логики разнообразной информации, они формируют обрывочное, лоскутное, клиповое сознание, огромный процент в котором составляет информационный мусор, а в ряде случаев и явная дезинформация. Часами просиживающие в Интернете подростки формируют в себе поверхностное, распыленное мышление, теряют способность эффективно высидеть урок и тем более прослушать полноценную лекцию. За исключением обязательной учебной литературы они, как правило, не читают классику, не посещают музеев, не стремятся в театр, а тем более в филармонию. Увлеченные компьютерными играми, они все реже общаются между собой и менее активно, чем их сверстники из прошлого столетия, участвуют в клубах по интересам и коллективах художественной самодеятельности. Ушла в историю замечательная традиция российской интеллигенции, которая средствами семейных театров и семейного музицирования вовлекала детей и молодежь в высокое искусство.
Интернет сломал систему «родители-дети» и «учитель-ученик». Сегодня подростки и молодежь опережают родителей и педагогов во владении компьютером. Первичная информация перешла в Интернет, а отцы потеряли себя как ведущий источник оценки явлений окружающей действительности. Формула воспитания приобрела новое значение: «дети, подростки, молодежь и их среда обитания». Семья и школа постепенно отдают свои привилегии окружающей среде, и в этой ситуации существенно расширяются функции социально-культурной деятельности как общественного движения в свободном пространстве, интегрирующего активность людей в создании, освоении, сохранении и распространении ценностей культуры.
Стремление человека к объединению с себе подобными в духовной сфере имеет глубокие исторические корни, однако как сложившееся социальное движение оно возникло лишь в конце XX в. в условиях бурного развития в России гражданского общества, институтом которого оно является. Приняв наследие успешно функционировавшей в Советском Союзе системы культурно-просветительной работы, социально-культурная деятельность обогатила ее присущей гражданскому обществу инициативой и самодеятельностью масс, утверждением обще-
ственных форм организации духовной жизни, самоуправлением в культурно-досуговой сфере.
В отличие от роя пчел или стаи птиц сотворенная людьми культура не передается по наследству, она формируется окружающей средой и системой воспитания, в рамках которой социально-культурная деятельность принимает на себя функции последовательного вовлечения всех групп населения, и в первую очередь детей и молодежи, в мир культуры и социальнокультурного творчества. При этом если в части школьников или студентов она дополняет функции учебных организаций, то для самодеятельного населения выступает как ведущий институт духовного развития личности.
Социально-культурная деятельность как утвердившее себя и господствующее в обществе явление духовной жизни существует не более 30 лет, но сегодня сложились достаточные основания научно обосновать ее сущность и природу.
В первую очередь правомерно сформулировать закономерности социально-культурной деятельности, которые основаны на:
- ее гуманистической направленности;
- креативно-инициативных началах;
- удовлетворении и последовательном обогащении духовных интересов и потребностей участников этой деятельности.
Научный анализ позволяет увидеть в социально-культурной деятельности ее сверхнормативный характер; т. е. деятельность, выходящую за пределы физиологических, социальных, профессиональных, семейно-бытовых и иных непреложных функций.
Жизнь показала, что как общественное движение, основанное на постижении культуры, социально-культурная деятельность строится на методологии усвоения культурных ценностей, которая в отличие от социализации исходит не из требований социума, а из учета особенностей личности, ее наклонностей, способностей, дарований, интересов и потребностей. Процесс социализации опирается на единые требования и единое содержание для всех, кто обретает определенное гражданство; инкульту-рация отталкивается от обратного, от каждого конкретного человека: сколько людей, столько и вариантов инкультурации.
Практика подтвердила, что важнейшая особенность социально-культурной деятельности проявляется в том, что ее целевой установкой выступает не сам процесс создания, освоения, сохранения и распространения культуры, а новая духовно обогащенная личность и новая нравственно-эстетическая сфера. Сверхзадача социально-культурной деятельности выража-
ется в том, чтобы преобразовать ее участников из объектов культурно-просветительного воздействия в субъектов социально-культурного творчества.
Социально-культурная деятельность начала складываться еще в индустриальном обществе, однако ныне утвердившая себя креативно-информационная цивилизация принесла с собой новые условия социальной деятельности, породила глобализацию экономической, научнотехнической и духовной жизни человечества, создала принципиально новую ситуацию в культуре и воспитании, вызвала к жизни человека, обладающего ныне личностными качествами, существенно отличающимися от того, что было типично в XX столетии.
В условиях, когда важнейшим фактором воздействия на человека стала окружающая среда, нельзя не видеть, что в ней могут присутствовать библиотеки, театры, музеи, дворцы культуры и иные центры духовной жизни; ее могут составлять высокообразованные родственники, талантливые учителя, умные и доброжелательные друзья, разнообразные средства информации, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь; но в ней могут оказаться и далеко не высоконравственные родители, друзья из уголовного мира, заполненная бомжами пивная или приют картежников.
Необходимо учитывать и то, что в среде обитания есть социальные институты, функционально ориентированные на нравственноэстетическое воспитание, а есть сфера услуг -от магазина до автобуса, где работающие в них специалисты весьма далеки от этого.
Важнейшая педагогическая задача ныне состоит в том, чтобы внести в объективно сложившуюся среду обитания созидательные начала, активизировать в ней здоровые силы, конструктивные компоненты и свести к минимуму негативные, преобразовать ее в культурно-образовательную среду, т. е. в систему социальных институтов, явлений и процессов природы, социальной жизни и иных ключевых факторов, которые способны предопределять обогащение духовного мира личности и активно использоваться для успешного осуществления образования, воспитания и развития подрастающих поколений; для обеспечения непрерывного духовного роста всех групп населения.
Представляя открытое общественное пространство, среда обитания наиболее адекватна природе социально-культурной деятельности, которая не ограничена рамками определенного социального института. Она может функционировать на базе клубного учреждения, учебной организации, трудового коллектива, а может
не менее активно проявлять себя и в открытой среде, примером чему служат социально-культурные движения историко-патриотической и экологической направленности; волонтеры, общественные объединения, отстаивающие обеспечение культуры производства, торговли, быта, благоустройства и чистоту мест проживания. Инициативно-творческая социальнокультурная деятельность способна существенно обогатить среду обитания, внести в нее духовные начала, привлечь ее жителей к решению насущных социальных задач, активизировать их гражданскую позицию. Функционирование социально-культурной деятельности в открытой среде диктует необходимость по-новому взглянуть на ее сущность и природу, увидеть в ней новые функции и грани. Аналогичная задача возникает и в связи с новыми требованиями к духовной жизни, которые возникают в условиях утверждения креативно-информационной цивилизации и реализации программы модернизации России.
Возникновение общества, основу которого, в первую очередь, составляют компьютерная техника и информационные технологии, поставило задачу подготовить население к способности эффективно их использовать. Дети и молодежь приобретают компьютерные знания в учебных организациях, равно как, подобно усвоению родной речи, постигают эту грамотность естественным путем. С самодеятельным населением, и тем более с пенсионерами, дело гораздо сложнее: они менее восприимчивы к новизне, их нужно переучивать, но ради этого их нельзя возвращать в стабильные учебные заведения. Постигать компьютерную грамотность им можно лишь в свободной среде, с правом выбора форм обучения, а это возможно лишь средствами социально-культурной деятельности. В 20-е гг. прошлого столетия культурно-просветительная работа обеспечила преодоление неграмотности и малограмотности 82 миллионов жителей Советского Союза. Сегодня перед социально-культурной деятельностью, по сути, стоит такая же задача, и это открывает новые направления в функционировании этого общественного движения.
Еще более сложную задачу ставит перед социально-культурной деятельностью концепция модернизации экономики, общественных отношений и духовной жизни России.
Информационная эпоха, определяющая величие страны не масштабами территории и богатством ее недр, а креативными качествами населения, способностью каждого самостоятельно решать свою судьбу и эффективно выполнять свои гражданские функции, поставила
задачу наделить каждого жителя планеты этими личностными свойствами. Наиболее подготовленными в этом плане оказались США, где национальный менталитет сформирован активностью миллионов поселенцев, пересекших океан и победивших в тяжелейшем соревновании за золото, нефть и иные блага природы. С них начал утверждаться культ активно созидающей личности, который вывел страну в ведущую супердержаву. Принципиально иное положение у России, в которой проявляется наследие крепостничества и коммунистической власти, которые приняли на себя абсолютное господство над людьми, лишенными возможности проявлять активность даже в рамках собственной семьи.
Острейший недостаток социально активного населения, которое может принять на себя осуществление функций самоуправления, и в первую очередь менеджеров, готовых к эффективному руководству экономикой, политикой и духовной жизнью, равно как не менее острый дефицит общей культуры не позволяют в полной мере реализовать объективные возможности информационной эпохи, достигнуть соответствующего высокоразвитым странам качества жизни, тормозят развитие гражданского общества. Все это диктует настоятельную необходимость сконцентрировать внимание на решении кардинальной проблемы повышения культуры и социальной активности населения, используя для этого наиболее конструктивные средства, среди которых особое значение приобретает самое широкое вовлечение масс в социальнокультурную деятельность.
Сложившаяся ныне социально-культурная деятельность - это проявление инициативы и коллективного творчества людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения значимых ценностей культуры, в ходе которой формируется социально активная личность. В силу своей сущности и природы социально-культурная деятельность совершенствует культурную среду, вовлекает людей в мир прекрасного, строится на креативности и самодеятельности, на способности самостоятельно решать возникающие задачи, стимулирует реализацию творческих потенций личности.
Принципиально важно, что сформированные в социально-культурной деятельности креативные качества, умения и навыки организации общественного самоуправления могут успешно проявиться в сфере производства, политической жизни, в повседневном быту. А это значит, что она способна сыграть исключительную роль в воспитании социально активной личности и формировании гражданского общества.
На современном этапе общественного
развития социально-культурная деятельность может принять на себя:
- формирование активной гражданской и нравственной позиции во всех сферах жизнедеятельности; способности осуществлять общественное самоуправление;
- обеспечение культуроохранительной и культуротворческой направленности общественной жизни, формирование исторической памяти и исторического сознания;
- осуществление всеобъемлющего движения «Культура - в каждый дом, культура - каждому», которое позволит вовлечь в мир культуры миллионы людей, еще не ощутивших ее созидательное воздействие; обеспечит воспитание новых читателей, зрителей, слушателей;
- сохранение национального достояния, развитие народной художественной культуры, формирование интереса к ее уникальности и неповторимости;
- организацию компьютерного всеобуча людей старшего поколения;
- использование конструктивного потенциала досугового общения как средства обеспечения межличностных связей, утверждения корпоративных ценностей и формирования коллектива в объединениях нового типа с отсутствием прямых производственных контактов;
- включение в содержание своей деятельности таких форм просветительства и художественного творчества, которые утверждают высокие духовные ценности, формируют нравственный иммунитет и избирательное отношение к Интернету и иной компьютерной информации;
- совершенствование общего и профессионального образования подрастающих поколений средствами дополнительного художественного образования, позволяющего обучающимся стать не только потребителями ценностей художественной культуры, но и субъектами их воспроизводства;
- стимулирование социально значимой направленности деятельности фанатских объединений, молодежных и иных субкультурных движений.
История мировой цивилизации убедительно показала, что созидательный потенциал культуры в полном смысле безграничен, но его необходимо реализовать, что диктует настоятельную потребность учесть ряд условий претворения в жизнь ее объективных возможностей.
Первым условием представляется требование преодолеть сложившееся на практике ограничение восприятия культуры лишь областью образования, литературы и искусства. Культура простирается от детской игры до про-
фессионально-трудовой и общественно-политической деятельности. Она пронизывает все, что сотворено сознанием и руками человека, она органично связана с индивидом от его рождения до смерти. Культура - это осмысленные личностью требования, которые она предъявляет себе и реализует их независимо от того, находится ли человек под общественным контролем или остался наедине с собой.
Вторым условием эффективного использования созидательного потенциала культуры выступает следование методологии ее постижения. В отличие от социализации, осуществляемой на основе удовлетворения единых требований социума к гражданским качествам каждого члена общества, инкультурация строится на обратном векторе, она исходит от каждой конкретной личности, от способностей, наклонностей, дарований, интересов и потребностей человека, от особенностей его индивидуальности. Процесс социализации у любого общества и государства для всех един, процессов инкультурации ровно столько, сколько людей постигает культуру.
Третье условие реализации созидающего потенциала культуры вытекает из осознания ее социальной значимости как одной из ведущих задач государства и общества, которые призваны преодолеть остаточный принцип оценки и финансирования культуры и обязаны принять неотложные меры по созданию в стране благоприятного нравственно-психологического климата, развернутой материальной базы культуры, обеспечения эффективного бюджета и динамичной системы подготовки специалистов социально-культурной сферы.
Четвертое условие вытекает из всепроникающей природы культуры. Формирование культуры личности, социальной группы или общества в целом не может строиться способом линейного обучения определенным аспектам духовной жизни. Культура формируется всей окружающей действительностью, всеми сферами бытия, сложившимся нравственно-психологическим климатом. Знать о каких-то явлениях и процессах культуры - это еще не качество личности, оно проявляется лишь тогда, когда нормы и принципы культуры безоговорочно реализуются во всех областях поведения и деятельности человека.
Пятое условие претворения в жизнь сози-
дательного потенциала культуры детерминировано настоятельной социальной потребностью использовать объективные возможности семьи как ведущей базы развития и утверждения культуры личности. Именно в семье формирующаяся личность обретает свой облик, а это предопределяет необходимость создать в ней материальную базу культурной деятельности; вооружить родителей минимумом знаний о культуре, которые они могли бы передавать своим детям; внести в каждую семью заряды духовности и творчества, которые вводили бы отцов и детей в мир подлинной культуры и высоких гуманных взаимоотношений.
Шестое условие реализации созидательной силы культуры связано с методикой ее постижения, с педагогической культурологией, которая помогла преодолению механического перенесения технологий социализации и формирования знаний на специфическую область культуры. Педагогическая культурология опирается на учет особенностей культуры, которую необходимо не только понять, но и принять. Интегрируя информационно-логическое и эмоционально-образное, она одновременно воздействует на разум и чувства людей, помогает интериоризировать ценности культуры, формирует культуру личности как качество человека. Педагогическая культурология призвана стать методологией и методикой постижения культуры в семье, в системе дошкольного, среднего, высшего и дополнительного образования, в трудовых коллективах, воинских частях, во всех областях жизнедеятельности.
2014 г. объявлен Годом культуры. Хочется верить, что он действительно станет существенной вехой в реальных и конструктивных усилиях государства и общества в решении актуальных задач развития отечественной культуры.
Примечания
1 См.: Ариарский М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. СПб.: Концерт, 2012. Т. 1. 448 с.; Т. 2. 400 с.; Его же. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи. СПб.: Концерт, 2013. 248 с.; Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI в. // Педагогика. 2013. № 1. С. 3-17; Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестн. МГУКИ. 2012. № 6. С. 130-134.