ГУЦАЛОВ Александр Анатольевич
кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела экспертно-консультативной деятельности и проблем культурного и природного наследия Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева
Краснодар, Россия Alexander A. GUTSALOV Cand. Sci. (The History of Philosophy), Senior Researcher, Department of the Expert Advisory Activities and Problems of Cultural and Natural Heritage, Southern Branch, Russian Research Institute of the Cultural and Natural Heritage,
Krasnodar, Russia gutsalov_alex@mail.ru
Постижение единства
Рец. на книгу: Искусство самопознания. Йога и веданта в учении Свами Джьотирмайянанды / Авт.-сост., пер. В. П. Афанасьев. М.: Амрита-Русь, 2017. ISBN: 978-5-00053-957-6. - 384 с.
Gaining Insight into Oneness
Review of the book: Iskusstvo samopoznaniya. Yoga i vedanta v uchenii Svami Dzh'otirmayyanandy ¿The Art of Self-
Knowledge. Yoga and Vedanta in the Teaching of Swami Jyotirmayananda), Afanasyev, V. P., Comp., Transl., Moscow: Amrita-Rus, 2017. ISBN: 978-5-00053-957-6. 384 p.
Рецензия на сборник впервые издаваемых в России избранных работ современного теоретика и практика йоги и веданты Свами Джьотирмайянанды (Индия-США). Его учение представляет собой особое направление йоги - универсальную (интегральную) йога-веданту. В центре внимания рецензента оказались поднимаемые в книге философские и психологические проблемы, возникающие в процессе самопознания, понимания сущности мира, осуществления духовно-религиозной практики. В их числе также вопросы соотношения веры и воли, свободы и предопределенности, ума, интуиции и интеллекта.
Ключевые слова: йога, самопознание, веданта, религия, традиция, Свами Шивананда Сара-свати, Свами Джьотирмайянанда, интеллект, любовь, интуиция, единство.
It is a review of a book for the first time published in Russia which presents a fairly large collection of selected articles, interviews and poems by a famous modern yoga" and Vedanta" teacher Swami Jyotirmayananda (India-USA). His teaching is a special branch of yoga - the universal (integral) yoga-Vedanta. In the in the reviewer's spotlight are philosophical and psychological problems raised in the book. They are arising in such processes as self-discovery, understanding the world, spiritual and religious practice. The book reveals also the questions of the relation between a faith and a will, a freedom and a determinism, a mind, and an intuition, and an intellect.
Keywords: yoga, self-knowledge, Vedanta, religion, tradition, Swami Sivananda Saraswati, Swami Jyotirmayananda, intelligence, love, intuition, unity.
ИСКУССТВО САМОПОЗНАНИЯ
Йога и веданта, как известно, являются двумя из шести классических систем (даршан) индийской философской мысли. Без погружения в эти магически привлекательные и довольно сложные системы нельзя говорить о сколько-нибудь серьезном познании и понимании индийской философии. Тем более что веданта и йога являются ведущими направлениями в современном мире так называемого индуизма. Это касается как классических текстов по йоге и веданте, так и сочинений современных учителей, сумевших снискать безусловный авторитет в своих кругах. Одним из таких мастеров, наших современников, является Свами Джьотирмайянанда. С его учением русский читатель мог уже ознакомиться по небольшой книге «Искусство позитивного мышления», изданной в 2008 г. (и переизданной в 2015 г.) в переводе краснодарского практика и теоретика йоги Владимира Петровича Афанасьева. Эта вторая книга, выходящая в том же издательстве и в переводе того же переводчика, но гораздо большего объема.
Особенностью йоги и веданты является то, что это не только теоретические и не толь-
ко практические дисциплины. Они являют собой яркий пример глубокой взаимосвязи и неразрывности теории и практики. Не практикующие йогу и веданту не смогут осознать их теоретические положения адекватным образом, без неизбежных при этом искажений смысла. И в то же время, те, кто не уделяют должное внимание теоретической стороне этих учений, никогда не добьются успеха в их практике. Для нас, образованных в западной традиции, это понимание сразу оживляет возвышенный дух замечательных древнегреческих мыслителей, не только на словах, но и в практике жизни демонстрировавших особенности своих мыслительных систем.
Данное учение представляет удачную попытку осуществить синтез различных направлений йоги и различных направлений веданты. Универсальная йога в таком представлении объединяет следующие ветви йоги - карма-йоги, раджа-йоги, бхакти-йоги, джня-на-йоги, хатха-йоги, джапа-йоги и кундали-ни-йоги, каждая из которых имеет свою внутренне сложную структуру. Идея их единения исходит из признания гармоничной целостности человеческого существа. Трактовка ведан-тических идей представляет собой попытку автора интегрировать различные направления веданты воедино, такие как адвайта, ви-шишта-адвайта, двайта, ачинтья-бхеда-абхеда и др.. Универсальность данной йоги состоит в стремлении объединить не только различные направления йоги, но объединить йогу и веданту, в связи с чем ее часто называют йога-ведантой.
Несмотря на то, что первенство в таком подходе в наше время принадлежит именно Свами Джьотирмайянанде, сам этот подход уходит своими корнями в глубокую древность. Школа данного мастера имеет близость с интегральной йогой другого ученика Свами Шивананды Сарасвати - Свами Сатчидананды, но упор на духовный аспект и на единении с ведантой, делаемый в школе Свами Джьотир-майянанды, отличает эти два подхода. Данный подход также имеет близость и к Бихарской школе йоги, широко известной в Индии, которую основал другой известный ученик Свами Шивананды Сарасвати - Свами Сатьянанда и успешно продолжил его ученик Свами Ниран-
Няследие веков 2017 № 1
джананд Сарасвати. Но если упор в последней делается больше на тантрические техники, то в школе Джьотирмайянанды явный акцент делается на духовный аспект и на гармоничное единение различных направлений йоги и веданты. Следует также существенно различать подход последнего и учения с созвучными названиями «интегральная йога» и «интегральная веданта» Шри Ауробиндо Гхоша. Последний делал акцент на соединении индийской и западной традиций, ставил задачи эволюционного развития человеческой природы с охватом супраментального и субментального плана его сознания, достижения физического бессмертия в состоянии супраментального состояния сознания, делал больший акцент на ментальные практики медитации. Свами Джьотирмайянанда исходит из древней традиции йоги и веданты, тогда как Шри Ауро-биндо создает свою.
Данное довольно объемное издание в 384 страницы предваряется небольшим предисловием переводчика и краткой биографией мыслителя. Родом он из одного из известнейших своими древними духовными традициями штатов Северной Индии Пригималайской зоны - штата Бихар. В возрасте 22 лет он становится саньясином древнего монашеского ордена, приняв инициацию (посвящение) от Свами Шивананды Сарасвати, основателя «Общества Божественной Жизни» и «Лесной Академии йоги и веданты» (Ришикеш, Хима-чал Прадеш, Индия). Во избежание путаницы заметим, что данный Свами Шивананда Сарасвати (1887-1963) и другой Свами Шивананда (1854-1934), известный прямой ученик знаменитого учителя адвайта-веданты Шри Ра-макришны, являются разными людьми. Свами Шивананда Сарасвати был очень плодовитым ученым, написавшим более 200 книг по философии и практике йоги. Из его ставших широко известными многочисленных учеников можно назвать философа, религиоведа, этнографа румынского происхождения Мирча Эли-адэ (1907-1986), Свами Сатьянанду Сарасвати (основателя знаменитой Бихарской школы йоги), Индру Деви (всемирно известную йо-гиню русского происхождения) и т. д. То, что эти мастера принадлежат к одной духовной традиции, может задать специалистам боль-
шое исследовательское поле для проведения сравнительного анализа их идей с выявлением специфики подходов к проблеме человека и общества, индивидуального и общественного сознания.
Свое духовное служение Джьотирмайя-нанда начинает в качестве профессора религии в «Лесной Академии йоги и веданты», а также редактора журнала Yoga Vedanta Journal, постепенно углубляясь в мудрость текстов упанишад, «Йога-Васиштхи» и других классических сочинений по раджа-йоге, священных преданий древности - пуран. Став уже известным мастером йоги и авторитетным толкователем священных текстов, он принимает приглашение своих многочисленных западных учеников и, покинув Индию в 1962 году, отправляется в Пуэрто-Рико, где создает духовный центр «Sanatan Dharma Mandir» («Храм вечной религии»). С 1969 г. он начинает свою деятельность в Майами (США), где основывает получившую широкую известность йогическую организацию Yoga Research Foundation. Там он основывает свой журнал по йоге и веданте Vision of Eternity («Прозрение вечности») (с 1973 года International Yoga Guide). К 2017 году вышло 54 тома этого издания. Джьотирмайянанда не оставляет и работу в Индии, где в 1985 году открывает свой ашрам и основывает журнал по йоге на хинди Yoganjali. Кроме просветительской, образовательной, научной деятельности его организация и ее филиалы осуществляют широкую благотворительную работу.
К настоящему времени Свами Джьотир-майянанда перевел с оригинального санскрита на английский язык основополагающие тексты ведической традиции: «Бхагавадгиту», «Йога-Васиштху» Вальмики, «Йога-сутры» Па-танджали, «Аштавакрагиту», «Брахма-сутры» Бадараяны, «Бхакти-сутры» Нарады, «Бхак-ти-сутры» Шандильи, ряд упанишад, некоторые книги из многотомного эпоса «Махабха-раты» и дал к ним свои комментарии. Всего им написана и издана 51 книга, которые можно считать хрестоматийными и ни одна из которых почему-то не вошла в данное издание. Среди них можно назвать такие работы, как Jnana Yoga (Yoga Secrets of Wisdom), Integral Yoga - The Secret to Enlightenment, Mysticism of
the Mahabharata, Raja Yoga Sutras, Yoga Wisdom of the Upanishads, The Glory of lord Krishna, Mysticism of Srimad Bhagavatham. Несмотря на почтенный возраст (86 лет), Джьотирмайя-нанда продолжает трудиться и преумножать свои научные достижения новыми книгами и статьями, ежемесячно печатаемые журналом International Yoga Guide. Именно ряд статей из этого журнала и составил основу данного тома.
Вклад в мировую культуру, в распространение знаний о древней индийской духовно-философской традиции йоги Свами Джьо-тирмайянанда внес весомый, что ставит его в один ряд с такими прославленными мастерами, как Свами Вивекананда, Парамахамса Йо-гананда, Джидду Кришнамурти и другими. В этой оценке мы солидарны с известным американским исследователем индийской духовной философии Георгом Фойерштайном.
Духовную традицию Джьотирмайянан-ды продолжает в России его ученик (переводчик и автор-составитель данного тома), Владимир Петрович Афанасьев, в рамках деятельности основанной им «Школы йоги Па-рашакти» (г. Краснодар), занимающейся обучением теоретических и практических основ йоги. Его отец, профессор английской филологии, Афанасьев Петр Артемьевич, был одним из первых популяризаторов индийской духовной культуры и йоги в Советском Союзе в шестидесятые годы прошлого тысячелетия. Работая в Индии в 1963 г., он прошёл курсы йоги в одном из известных йогических центров Бомбея.
Издание выстроено следующим образом. Основной текст книги предваряется сообщением о целях и задачах организации Свами Джьотирмайянанды, Yoga Research Foundation, главный посыл которого: «способствовать распространению Всеобщего Мира и Всеобщей Любви», «развитию всеобщей культуры на основе вечных духовных ценностей жизни», «пониманию единства жизни среди всех людей вне зависимости от расы, религиозной принадлежности и пола», «установлению гармонии между представителями всех религий, подчеркивая единство воззрений пророков, святых, мудрецов и духовных учителей человечества по фундаментальным вопросам».
Затем приводятся благодарственные отзывы некоторых известных и образованных людей нашего времени о личности Джьотирмайя-нанды и его деятельности (например, слова М. Л. Базаза, секретаря первого премьер-министра Индии Дж. Неру), краткая биография мастера, после чего следуют вступительное слово и предисловие переводчика и Новогоднее послание на 2017 год самого Джьотирмай-янанды «Стань духовным героем!».
Последующий, уже основной текст поделен на три части. Первая часть книги - «Статьи» (с. 20-273) - содержит перевод сорока двух статей. Вторая часть - «Беседы у озера» (с. 274-361) - состоит из более ста вопросов-ответов, заданных и данных во время бесед, которые в разное время были проведены мастером. Третья часть - «Стихи» (с. 362-377) - совершенно неожиданное открытие еще одной грани таланта данного духовного мыслителя и подвижника (приведен перевод двенадцати его стихотворений). Переводчик сумел передать духовный смысл стихотворений ясным для понимания, художественно выразительным языком. Опять же каждая из трех частей предваряется небольшим вступительным словом переводчика. В Приложении к изданию содержится небольшая информационная справка о Школе йоги «Парашакти».
Осветить (тем более, критически) в небольшой рецензии даже в общих чертах содержание книги, состоящей из множества статей, бесед и поэтических творений, - сложная задача. Это будет уделом исследователей творчества и учения этого мастера. Мы лишь выделим некоторые главные проблемы, рассмотрение которых лейтмотивом проходит в данном издании.
В центре внимания первого раздела книги («Статьи») оказываются проблемы самопознания и понимания сущности мира и общества и их роли в жизни каждого индивида («Откройтесь своей духовной судьбе», «Постигайте тайну жизни через закон кармы», «Мудрец Васиштха созерцает стихию земли», «Мудрец Васиштха созерцает стихию воды», «Мудрец Васиштха созерцает стихию огня», «Мудрец Васиштха созерцает стихию воздуха»); проблемы понимания и восприятия Бога с анализом различных его концепций («Что
есть Бог?», «Майя - великая обманщица»); проблемы религиозного почитания Бога («Почитание Бога как Матери (мысли для размышления на каждую ночь праздника Дасера)», «Восемь тайн богини Лакшми», «Мистицизм Господа Шивы»); проблемы интеллектуального, молитвенного и медитативного общения с Высшим Началом («Кто является идеальным слушателем духовных учений?», «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», «Возьми крест свой и следуй за Мною (Лук. 9:23)», «Великолепие сатсанги», «Сила молитвы», «Общайтесь с Богом через молитву», «Медитация на образе Вселенской Матери как олицетворении Вселенской Энергии», «Молитва Дэви - Вселенской Матери», «Сила мантры», «Махамритьюнджая-мантра: как понимать и созерцать её»); проблемы медитативного опыта сознания, направленного на бесформенное начало («Медитация на "Я"», «Медитация на ОМ», «Медитация на аспекте "У"», «ОМ как основа для ниргуна-упасаны», «Медитация на Гаятри-мантру», «Секреты пранопасаны: медитация на прану»).
Особая группа текстов посвящена философским вопросам соотношения веры и воли, свободы индивидуальной воли и судьбы, божественного предопределения («Судьба или свобода воли?», «Всегда ли человеческая душа свободна в своих действиях?», «Личное усилие, смирение и Божья Милость»). Несколько текстов посвящены вопросам практической организации йогической практики и тем качествам, которыми должен обладать йог («Искусство самодисциплины», «Качества йога», «Гуру - Свет в твоем сердце», «Развивайте сострадательное сердце», «Не оглядывайтесь на прошлое», «Наслаждайтесь даром сна», «Кун-далини-йога»). Не менее важны тексты, связанные с различением фундаментальных для познавательного процесса инструментов человеческого сознания, таких как интуиция и интеллект («Интеллект и интуиция»), а также примеры практического толкования различных сюжетов из священных ведических текстов («Три толкования (пересказ сюжета из упанишад)», «Странный волшебник»).
Важным достоинством данного издания является попытка мастера - и, следует признать, удачная - обозначить общую, единую
сущностную основу, связующую различные религиозные и духовные традиции Запада и Востока. Его анализы христианских молитв и ведических особых звуковых формул, характера представления о Боге в христианской и ведической традициях, несомненно, привлекут внимание и тех ученых и читателей, которые занимаются проблемами сравнительного религиоведения.
Часть вторую («Беседы у озера») мы считаем правомерным рассматривать в качестве современной упанишады (буквально: «сидение у стоп /учителя/») данного мастера, по определению предполагающую именно такую - традиционную, в виде вопросов - ответов -форму общения учителя и ученика. Эта форма отношения между учителем и любознательным учеником создает атмосферу живого присутствия и, конечно, является очень удачным и уместным решением при составлении данного издания.
Всего в книге представлено более ста вопросов и ответов с учетом дополнительных уточняющих вопросов самого переводчика, заданных им мастеру в процессе работы над данным изданием, что является особенно ценным.
Вопросы, которые мы встречаем здесь, иногда удивляют своей простотой и даже наивностью, в то же время актуальны для каждого человека. К такой группе вопросов относятся вопросы личных переживаний, связанных с утратой близких людей, с дальнейшей судьбой их душ после смерти, возможности продолжения общения с душами ушедших в мир иной близких нам людей, смысла смерти и того, что происходит в это время с душой, вопросы перевоплощения и т. д. В этой же группе вопросов оказываются проблемы достижения гармонии в семье, сочетания различных профессиональных сфер деятельности и йогов-ской практики, характера отношений с разными людьми, чувств незащищенности в мире, уверенности и неуверенности, страха, болезней и их смысла в нашей жизни.
Другая группа вопросов касается сложных проблем психологического компонента духовной практики - о развитии силы воли, самоконтроля, о преодолении раздражения и эмоционального возбуждения, о возможности
изменения своей судьбы (кармы), о выборе жизненного пути в сообразии с психологическим складом человека, о жизни в согласии с ее главной целью, об отношении к своим желаниям и о способах их контроля и преодоления, о влиянии негативных мыслей других людей на нас и т. д.
Третья группа вопросов, которую мы можем выделить, касается уже вопросов философского порядка - о существовании почитаемых человеком богов, о трансцендентальном Я и Космическом Разуме, о смысле простой человеческой любви и ее отличии от Высшей, Божественной Любви, о духовном прогрессе, о развитии способности самопредания себя Богу, о строении человеческого существа и так называемой «кармической структуре», об отношении к греху, об уме, его структуре и его соотношении с интеллектом.
Четвертая группа вопросов касается разъяснения специфических терминов йоги-ческой и ведантической философий: religion, tradition, Swami Sivananda Saraswati, Swami Jyotirmayananda, intelligence, love, intuition, unity^ др. (оставляем их без конкретизации и перевода, чтобы побудить читателя ознакомиться с трактовками базисных терминов йоговской и ведантической философских традиций, которые дает сам мастер). Интересны вопросы, которые рождены христианской традицией, но заданы мастеру индуистского вероисповедания. Например: «В чём заключается смысл библейских слов: "Вина отца навлечена будет на детей"?».
Общее замечание к данной группе вопросов-ответов заключено в недостаточной развернутости ответов, что иногда оставляет у читателя чувство неудовлетворенности. Этот недостаток объясняется тем, что данная группа текстов формировалась большей частью на основе аудио- и видеозаписей бесед мастера.
Третий раздел, состоящий из переводов стихотворений, мы оставим без комментариев, отметив лишь, что все стихи так или иначе затрагивают проблему поиска человеком смысла жизни, который всякий раз позитивно завершается его открытием. Безусловно, это будет рождать светлый отклик в сердце читателя.
Особая ценность книги состоит в том, что она вводит в научный оборот еще один важный источник для изучения современных мировых тенденций в философской и духовно-религиозной областях человеческого познания. Если читатель хочет вкусить духа индийского миросозерцания и самопонимания, то данный том будет ему в помощь.
Читая тексты Свами Джьотирмайянан-ды, трудно отделаться от мысли, насколько большая пропасть пролегает между кажущейся теоретической обоснованностью наших попыток обязательно разделять йогу на разные стили, течения, школы и направления, а философию веданты на вишишта-адвайту, адвайту, двайту, ачинтья-бхеда-абхеда и т. д., развести йогу и веданту между собой как принципиально различные направления философской мысли, с одной стороны, и, с другой, практическим пониманием поверхностности и даже неуместности этих классификаций. Это понимание приходит, когда мы, подобно Джьотир-майянанде, перенаправляем наше пристальное внимание с различных концепций нашего ума и интеллекта на сами ум, интеллект, интуицию, целостное сознание человека и его работу.
Именно поэтому у нас нет желания вступать сейчас в дискуссии по сложным вопросам и интерпретациям ведантических истин и трактовкам значений специальных терминов. Тем не менее, хотелось бы сделать некоторые замечания к данному изданию (которое равным образом относится и к предыдущей книге мастера «Искусство позитивного мышления» (2008, 2015).
Поскольку эти две книги впервые представили учение Джьотирмайянанды для русскоязычного читателя, важно было бы предложить подробное философское представление основ учения данного мастера с проведением параллелей с другими мастерами, выделением характерных традиций йоги и веданты, чтобы лучше понять место учения Свами Джьотирмайянанды и объем его вклада в развитие философии веданты и йоги в современном мире. Краткие биографические сведения и сами тексты для неискушенного читателя и тех, исследователей, кто впервые приступает к изучению его наследия, явно не-
достаточны. Но надо сказать, что скрупулезные компаративные исследования йоговских традиций в современном мире еще ждут своего часа и своих исследователей.
Обращаем внимание на обилие специальных санскритских терминов в текстах, что, несомненно, требует глоссария, которого нет в издании. Также было бы желательным дать
Использованная литература:
1. Искусство самопознания. Йога и веданта в учении Свами Джьотирмайянанды / Авт.-сост., пер. В. П. Афанасьев. М.: Амрита-Русь, 2017. 384 с.
^ С января при поддержке в Симферополе стартует Литературно-кинематографический проект «Ялта. Читай и Смотри», приуроченный к 100-летию Ялтинской киностудии. Цель проекта - привлечение общественности к чтению лучших образцов мировой классики посредством знакомства с их экранизациями, снятыми на киностудии.
^ 20 января в выставочных залах Симферопольского художественного музея состоялось открытие арт-проекта Ксении Симоновой «Другая история», включающего выставку картин и видеоинсталляции, демонстрирующие работы художницы в технике песочной анимации.
^ 12-17 марта в Крыму прошел Музыкальный фестиваль «Крымская весна», приуроченный к третьей годовщине воссоединения Крыма с Россией. Фестиваль организован при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры Крыма. Все расходы на его проведение взял на себя «Вивальди-оркестр».
21 марта в Симферополе (ГБУК РК «Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского»)состоялись традиционные литературные чтения «Мир Исмаила Гасприн-ского», посвящённые известному мыслителю и приуроченные к 166-летию со дня его рождения.
библиографию работ данного мыслителя, учитывая то, что информация о нем в русскоязычном сегменте Интернета скудная.
Надеемся также, публикации новых переводов сочинений мыслителя будут продолжены и что в скором времени появятся также серьезные аналитические работы, посвященные анализу его творчества.
References:
1. The Art of Self-Knowledge. Yoga and Vedanta in the Teaching of Swami Jyotirmayananda, Afanasyev, V. P., Comp., Transl., Moscow: Amrita-Rus, 2017.
& 1 марта в Севастопольском художественном музее имени М. П. Крошицкого открылась выставка «Севастопольцы в начале ХХ века». Основу экспозиции составляют оригинальные фотографии севастопольцев периода 1900-1917 гг.
^ 15 февраля в Севастопольском Центре культуры и искусств Севастопольский симфонический оркестр представил новый проект, призванный познакомить слушателей с творчеством великих русских композиторов. В программе первого концерта прозвучали произведения Николая Андреевича Римскому-Кор-сакова.
^ 16 февраля на Малой сцене Драматического театра им. Б. А. Лавренёва Черноморского флота состоялась премьера комедии «Чиновник и Женщина» по пьесе Альдо Николаи в постановке Юрия Маковского.
^ 18, 19 и 24 марта в драматическом театре им. А.В. Луначарского прошла премьера знаменитой чеховской «Чайки», в постановке Григория Лифанова, художник-постановщик — Дмитрий Разумов.
^ 26 марта на территории Цыганской балки (город Инкерман) Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя провел военно-исторический фестиваль «Мартыновский овраг — рубеж героев».
Полная библиографическая ссылка на статью:
Гуцалов, А. А. Постижение единства [Электронный ресурс] / А. А. Гуцалов // Наследие веков. - 2017. - № 1. - С. 79-85. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/04/2017_1_Gutsalov.pdf (дата обращения дд.мм.гг). -Рец. на кн.: Искусство самопознания. Йога и веданта в учении Свами Джьотирмайянанды / авт.-сост., пер. В. П. Афанасьев. — М.: Амрита-Русь, 2017. — 384 с.
Full bibliographic reference to the article:
Gutsalov, A. A., Postizhenie edinstva (Gaining Insight into Oneness), Review of the book: Iskusstvo samopoznaniya. Yoga i vedanta v uchenii Svami Dzh'otirmayyanandy (The Art of Self-Knowledge. Yoga and Vedanta in the Teaching of Swami Jyotirmayananda), Afanasyev, V. P., Comp., Transl., Moscow: Amrita-Rus, 2017, Nasledie Vekov, 2017, no. 1, pp. 79-85. http:// heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2017/04/2017_1_Gutsalov.pdf. Accessed Month DD, YYYY.
ЮГ РОССИИ: янвдрь-адрт 2017
события культурной жизни Крым
Республика Крым Город Севастополь