Тихонова Виктория Владимировна, аспирант ПСТГУ (БФ, кафедра ФРиРАК) Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 vic.tihonova@yandex.ru
ORCID: 0000-0003-2341-2641
Проблемы типологии движения Трансцендентальной медитации (ТМ)
В. В. Тихонова
Одна из важнейших задач современного религиоведения — составление единой подробной систематизации новых религиозных движений. Для выяснения вопроса, какое место в ней займет движение Трансцендентальной медитации, в статье рассматриваются различные оценки учения, практики, социальных особенностей этого движения, предлагаемые исследователями новых религиозных движений и представителями самой организации; выявляются проблемы типологии, главная из которых состоит в том, что разные мнения о соотношении идей индуизма с элементами современной науки в учении Махариши Махеш Йоги обозначаются в научной и учебной литературе разными терминами, которые вместе с тем неоднозначны и нуждаются в пояснении. Это показано в статье на примере разбора семантики и идентификации 13 наиболее общих определений, характеризующих доктрину изучаемого движения. В заключение предлагаются варианты стратифицированной типологии, раскрывающие целостную картину происхождения и трансформации учения и практик движения Трансцендентальной медитации. Первый вариант ориентирован на включение в единую классификацию религий, которую предлагается расширить по принципу, применяемому другими научными системами, учитывающими несколько уровней обобщения, второй — может быть использован при составлении каталога новых религиозных движений.
В современном религиоведении прочно утвердился термин «новые религиозные движения» (далее НРД), предложенный во второй половине ХХ в. британским социологом религии А. Баркер. Но общепризнанной дефиниции НРД до сих пор не существует, на что часто указывают отечественные исследователи, рассматривая варианты определений и классификаций НРД, культов сект1. Религиоведы пишут о том, как важно решить проблему понятийной неопределенности, разработать единую систему терминологии и типологии. Е. Г. Балагушкин сравнивает эту задачу с созданием физиками теории Великого объединения, дающей
1 См.: Кантеров И. Я. Современные нетрадиционные религии и культы // История религий / И. Н. Яблоков, ред. М., 2002. Т. 2. С. 609—610; Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999. Ч. 1; Ожиганова А. А., Филиппов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. М., 2006. С. 29; Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2008. С. 87, С. 156; Конь Р. М. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008. С. 171, 385.
единое понимание четырех фундаментальных сил природы (электромагнетизм, слабые силы, сильные силы, гравитация)2. Помимо общей религиоведческой теории, религиоведению, как любой науке, нужна подробная систематизация всего того, что является предметом ее изучения. Но с этим возникают сложности. Так, одна из наиболее подробных религиоведческих классификаций, составленная Г. Мелтоном, перечисляет 23 «семейства»3. Однако П. И. Пучков, отечественный специалист по проблемам типологии и географии религий, назвал эту классификацию противоречивой, объединяющей «в одно семейство религиозные группы совершенно различного происхождения и сильно отличающиеся друг от друга в догматическом отношении»4. Пучков предложил свою единую классификацию религий, религиозных направлений, течений и деноминаций, в которую НРД включены как маргинальные группы. «Направлениями» Пучков называет главные ветви (второй иерархический уровень) традиционных религий5. Многие российские авторы систематизируют НРД также «по направлениям»6, подразумевая под этим широкие обобщения, такие как «неоориентализм», в котором тоже иногда выделяют «направления»: неоиндуизм, необуддизм.
Унифицированной терминологии в исследованиях и систематизации НРД пока не существует, но есть ряд частных классификаций, среди которых исследователи выбирают наиболее подходящие для своих целей и согласующиеся с их мировоззрением, религиозными и конфессиональными убеждениями, а также много подходов к изучению НРД (в учебной и научной литературе встречаются упоминания о хронологическом, статистическом, географическом, социологическом, генетическом, нормативном, доктринальном, морфологическом, феноменологическом, психологическом, функциональном, системном, государственно-правовом, организационном, методологическом, изучающем духовные практики и др.7).
В этой статье будет рассмотрено то, как исследователи НРД характеризуют учение и практику движения Трансцендентальной медитации (далее: ТМ) с позиций различных подходов, для того чтобы на конкретном примере выявить проблемы классификаций, основанных на сочетании некоторых подходов, и предложить вариант суммарной оценки учения и практики движения ТМ.
Общая информация о движении ТМ
Движение ТМ (англ. TMM: Transcendental Meditation movement) произошло из Международного движения духовного возрождения, основанного в 1957 г.
2 Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М., 2002. Ч. 2. С. 3.
3 Melton G. Encyclopedia of American religion. Detroit, 19893.
4 Пучков П. И. К вопросу о классификации религий // Этнос и религия. М., 1998. С. 14 (цит. по: Ожиганова, Филиппов. Указ. соч. С. 29).
5 См.: Пучков. Указ. соч.
6 Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003. С. 131; Основы религиоведения / И. Н. Яблоков, ред. М., 1994.
7 См.: Ожиганова, Филиппов. Указ. соч. С. 16, 23, 25, 34, 90, 119, 233; Чернышова З. Е. Новые религиозные движения (методологический подход). Екатеринбург, 2001. С. 9—10.
индийцем Бал Брахмачари Махешем, который до этого в течение 13 лет обучался у Свами Брамхананды Сарасвати, Шанкарачарьи Севера, в монастыре Джотир Матх, расположенном в Гималаях, а после смерти духовного мастера выступал с лекциями на юге Индии в Керале. В Мадрасе он был признан группой людей «великим видящим»8, обрел титул Махариши Махеш Йоги (МаИа — великий, пбЫ — мудрец, Махеш — собственное имя, Йоги — учитель йоги) и объявил об основании международного движения, после чего отправился в кругосветное путешествие и в каждой стране на пути своего следования (Мьянме, Сингапуре, США, Англии) открывал центры ТМ. Первый благоустроенный ашрам, названный «Академия ТМ», был создан Махариши М. Й. и его учениками в Ри-шикеше (предгорья Гималаев). В дальнейшем различные структуры движения ТМ появились в 120 странах мира. Наиболее значимые из них находятся в Фейр-филде (США, штат Айова), Флодропе (Голландия), Нью Дели, Брахмастане, Уттар-Каши (Индия), Селисберге (Швейцария), Скелмерсдейле, Рэндлешаме (Англия), Удеме, Эбисфелде (Германия).
Поскольку движение ТМ распространилось по всему миру, у исследователей НРД нет единого мнения о месте его возникновения (в 1957 г. оно возникло в Индии, в 1958 г. — в Мьянме и Сингапуре, в 1959 г. — в США, где достигло наивысшей популярности, но также подвергалось критике, которая по сей день оказывает влияние на восприятие ТМ в других странах мира). Некоторые исследователи считают, что на Западе программа Махариши из восточной переродилась в «псевдовосточную»9. Но возникают вопросы, как именно попытки Махариши представить учение ведических риши древней Индии «в свете мышления современного западного мира»10 искажают суть этого учения? Является ли псевдовосточной та часть движения ТМ, которая находится на Востоке (примерно половина)? Становятся ли псевдоиндуистами жители Индии, вступившие в движение ТМ? В Индии проживает примерно 30% от общей численности сторонников ТМ, составляющей по данным О. Е. Казьминой, П. И. Пучкова на 2010 г. более
5 млн человек11 (официальная организация ТМ утверждает, что ТМ обучено более
6 млн человек). В других Восточных странах (Мьянма, Тайланд, Китай и др.) проживает примерно 15%, в странах Африки и Западной Азии — около 5%, в США, Канаде, Южной Америке, Европе — в общей сложности до 50%, в России — 1,7% (более 100 тыс. человек). Все это приблизительные цифры, полученные от представителей движения ТМ в 2017 г., которые сложно проверить.
Наиболее научным подходом к изучению НРД, который вместе с тем дает лишь общую информацию о НРД, считается «социальный конструктивизм»12, требующий от исследователя, по словам А. Баркер, методологической нево-
8 См.: Байерле П. Аюр-веда Махариши. Пропуск в бессмертие. М., 1995. С. 89.
9 Дворкин. Указ. соч. С. 91; Евдокимов А. Ю. Новые религиозные движения: Учеб. пособие. М., 2011.
10 Махариши Махеш Йоги. Наука Бытия и искусство жития. М., 2000. С. 13.
11 Казьмина О. Е., Пучков П. И. Религиозные организации современного мира. М., 2010. С. 248.
12 См.: Баркер А. «Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите!» // Религиоведение. 2003. № 4. С. 93-113.
влеченности13, изучения «первичных интерпретаций социальной реальности», предлагаемых членами НРД и «вторичных интерпретаций»14, составляемых другими людьми, в первую очередь социологами.
Социологические классификации НРД создают не только сторонники этого подхода. Так, Р. Уоллис предложил разделять НРД на три типа: миротерпи-мые, мироутверждающие и мироотвергающие15. И. Я. Кантеров, используя эту типологию, отнес движение ТМ к мироисцеляющим НРД, которые предлагают методы духовного развития, повышения интеллектуальных способностей, улучшения здоровья для нейтрализации всех негативных тенденций16. Е. Г. Ба-лагушкин называет иначе три основных типа НРД: 1) обновленческие НРД, 2) оппозиционные религии, 3) альтернативные религии. Он причисляет движение ТМ к обновленческим НРД, склонным к «социально-антропологическому перфекционизму»17, фетишизации духовного развития, здоровья, условий жизни. Балагушкин в дальнейшем выделил еще четыре типа НРД, и в этой типологии движение ТМ — НРД проективного типа18: пытается реализовать глобальный проект — «Всемирный план», включающий семь целей19. Перечисленные оценки основаны на «первичной интерпретации»; для составления более полной характеристики, учитывающей «вторичные интерпретации», у отечественных специалистов не хватало данных, полученных в результате полевых исследований.
Конфессиональные исследователи считают, что главный недостаток социологических классификаций заключается в том, что первостепенное значение в них придается социологическим особенностям НРД, а вероучение оказывается на втором плане20 или совсем не учитывается (трансцендентальные величины относятся к разряду систематически исключаемой информации, согласно А. Баркер21). Однако каждый подход ценен, прежде всего, в рамках своей методологии.
На основании перечисленных характеристик отнесем движение ТМ в целом (без углубления в анализ деятельности различных сообществ, входящих в состав движения) к НРД с перфекционистскими, миротворческими проектами.
13 Баркер. «Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите!». С. 95—97.
14 Там же. С. 94.
15 Wallis R. The Elementary Forms of the New Religious Life. L., 1984.
16 См.: Кантеров. Указ соч. Т. 2. С. 609-610.
17 Балагушкин. Нетрадиционные религии... М., 1999. С. 19.
18 Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006. Т. 15. № 2. С. 62-78.
19 1) раскрытие полного потенциала человека, 2) улучшение достижений правительства, 3) осуществление высшего идеала образования, 4) разрешение проблем преступности, наркомании и т. д. (см.: Махариши Махеш Йоги. Наука Созидательного Разума. 1976. Лекция № 2; Дворкин. Указ. соч. С. 366).
20 Конь. Указ. соч. С. 175.
21 Там же. С. 100.
Оценка исследователями НРД учения движения ТМ
Самым распространенным среди исследователей из многих стран мира является генетический подход к изучению НРД. Индолог Б. З. Фаликов, придерживающийся этого подхода, считает, что духовные искания участников НРД возвращают их к истокам основополагающего мифа22. История движения ТМ подтверждает его мнение. Российский востоковед Г. Е. Светлов называет генетический подход «столь же несовершенным, как и другие»23 методы, вместе с тем позволяющим «привести многообразие религий к относительно стройной системе»24. В единую классификацию религий НРД включены Г. Мелтоном именно по генетическому принципу (по их происхождению от основных религий).
Исследователи НРД полагают, что движение ТМ генетически связано с индуизмом. Но организация ТМ убеждает всех обучаемых в том, что теоретическое обоснование ТМ, способ обучения и сама медитация — не индуизм, то есть не сумма индийских верований, а универсальная теория и практика.
По мнению некоторых индологов, термин «индуизм» не сводится к понятию «индуистская религия», а включает в себя целый комплекс традиционных элементов и явлений культуры, в числе которых и религиозно-культовые представления25. При такой широкой трактовке индуизма в его орбиту вписываются и техника ТМ, и учение Махариши, и многие структуры движения ТМ. Но есть противоположная тенденция — различать ортодоксальный индуизм, маргинальный индуизм, неоиндуизм, псевдоиндуизм и рассматривать движение ТМ сначала как возникшее в результате дробления и обновления индуизма, а затем уже как импортированное в другие ареалы. Фаликов придерживается одной версии этой теории и относит ТМ к неоиндуизму26, Дворкин — другой позиции, и называет ТМ псевдоиндуизмом. Но исследование приемлемости этих терминов выходит за рамки генетического подхода, выводит на другой уровень классификации — по содержанию конкретного учения.
Профессор И. Я. Кантеров рассматривает шесть направлений НРД по содержанию вероучительных доктрин27. Авторы учебника «Основы религиоведения» (под ред. И. Н. Яблокова) выделяют пять направлений НРД:1) неоориен-талистское; 2) неохристианское; 3) сайентологическое; 4) новая магия; 5) сатанизм; но подчеркивают условность этой классификации: «Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ, деление весьма условно. Так, "Трансцендентальную медитацию", учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим культам»28. Попытаемся разобраться в этой неопределенности.
22 Фаликов Б. З. «Новый век»: назад в будущее // Континент. 1997. № 4. С. 215.
23 Цит. по: Ожиганова, Филиппов. Указ. соч. С. 28.
24 Там же.
25 Казьмина, Пучков. Указ. соч. С. 242.
26 См.: Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. С. 3—4.
271) неохристианские течения; 2) нео ориентальные объединения; 3) синкретические и универсалистские движения; 4) оккультно-мистические учения и школы «Нью Эйдж»; 5) неоязычество; 6) сатанинские группы (см.: Кантеров. Указ. соч. С. 609—610).
28 Основы религиоведения... С. 171—172.
Согласно А. Баркер, к Новым религиозным движениям относятся сообщества, предлагающие «религиозное или философское мировоззрение или средства, с помощью которых может быть достигнута какая-либо высшая цель»29. Организация ТМ предлагает и то и другое. Участники движения ТМ воспринимают теорию Махариши преимущественно как философию, а исследователи НРД — как религиозное учение, но выводы относительно типологической ниши, которую занимает это вероучение, разнообразны. В отсутствии не только единого мнения на этот счет, но и мнения большинства, рассмотрим варианты определений:
1) индуизм (Дж. Макдауэлл и Д. Стюарт30, суд Нью-Джерси 31, И. Куликов32);
2) калифорнийский, космополитизированный, модернизированный индуизм (А. А. Ткачева33);
3) маргинальный индуизм (Р. М. Конь34, П. И. Пучков35);
4) неоиндуизм (Б. З. Фаликов, А. С. Тимощук36, О. Е. Казьмина, П. И. Пучков37);
5) неоиндуистское течение шиваитского толка (Б. Кнорре38);
6) модернистский неоиндуизм (Н. А. Трофимчук39), маргинальный неоиндуизм40;
7) неоориентализм (Л. Н. Митрохин41, И. Я. Кантеров42, Е. Г. Балагушкин43, И. Н. Яблоков44);
8) квазивосточное учение45;
29 Баркер А. Новые Религиозные Движения. СПб., 1997. С. 166.
30 Макдауэлл Дж., Стюарт Д. «Обманщики». М., 1994.
31 Федеральный суд Нью-Джерси (США) определил учение Махариши Махеш Йоги как «индуизм под новым именем» (Беркли, Калифорния, 1978. Дело «Малнак против Махариши», 94704. Бокс 4307).
32 Куликов И. Трансцендентальная медитация. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. М., 2000. Т. 4. Ч. 1.
33 Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М., 1991. С. 135.
34 Конь. Указ. соч. С. 172.
35 Пучков. Указ. соч. С. 7-47; Казьмина, Пучков. Указ. соч. С. 358.
36 Тимощук А. С. Ведийская культура: сущность и метаморфозы. Владимир, 2002. С. 171.
37 Казьмина, Пучков. Указ. соч. С. 247.
38 Кнорре Б. Движение «Трансцендентальная медитация» (ТМ) // Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания / М. Бурдо, С. Б. Филатов, ред. М., 2005. Т. 3. С. 422.
39 Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия. М., 2000. С. 61.
40 Ожиганова, Филиппов. Указ. соч. С. 29.
41 Митрохин Л. Н. Религиозные культы в США. М., 1984.
42 Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2001. № 1. С. 61; Кантеров. Современные нетрадиционные религии... С. 609-610.
43 Балагушкин. Проблемы морфологического анализа. С. 131.
44 Основы религиоведения. С. 172.
45 Общую характеристику новых восточных учений, не конкретно ТМ, см.: Балагушкин, Шохин. Указ. соч. С. 62-78.
9) псевдоиндуизм (А. Л. Дворкин46), псевдовосточное направление (А. Ю. Евдокимов47);
10) сайентологическое направление (И. Н. Яблоков48, А. Е. Кулаков49);
11) Нью Эйдж (Официальный документ Ватикана 2003 г.)50;
12) квазирелигия (официальный документ РПЦ 1992 г.51; А. Грил52);
13) псевдорелигия (Определение Архиерейского Собора РПЦ 1994 г.)53
Перечисленные определения выражают разные представления о степени
близости учения Махариши к ортодоксальному индуизму. Так, космополитизи-рованный индуизм — это не вполне ортодоксальный, но индуизм; маргинальный индуизм — оценочное указание на модернизированный, но все же индуизм. В классификации П. И. Пучкова маргинальный индуизм и неоиндуизм — си-нонимы54, хотя предполагается, что неоиндуизм сильнее отдаляется от ортодоксального индуизма55 в сторону ПОСТ-культуры, как уточняет А. С. Тимощук, с такими ее чертами, как эклектизм, бессистемность, адогматизм, свобода творчества56. Тимощук перечисляет признаки отличия индуизма от неоиндуизма57, один из них — отношение к значимости социальной и духовной стратификации общества (деление на варны и ашрамы). Махариши по-новому трактует концепцию варн, ссылаясь на древнюю традицию, согласно которой человек свободен в выборе образа действий, и, если он меняет сферу деятельности, он тем самым переходит из одной варны в другую58. Такая трактовка считается неоиндуистской (и неоведантистской). Для неоиндуистских теорий характерно сочетание идей традиционного индуизма с элементами постмодернизма, неохристианства примерно в равных пропорциях. В случае «маргинального неоиндуизма» модернизированная составляющая в учении начинает преобладать над традиционной.
Неоориентализмом часто называют любые теории и движения восточного происхождения, получившие распространение в западных странах, не вдаваясь в исследование степени их традиционности59. В более узком значении понятие «неоориентализм» иллюстрирует мнение, высказанное американским теологом
46Дворкин. Указ. соч. С. 35.
47 Евдокимов. Указ. соч.
48 Основы религиоведения... С. 171—172.
49 Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1998.
50 Jezus Chrystus dawca wody zywej — chrzescij anska refleksja na temat New Age. Krakow, 2003 (цит. по: Конь. Указ. соч. С. 62).
51 См.: Московский церковный вестник. 1992. № 5. С. 7.
52 См.: GreilA., Rudy D. Is Alcoholics Anonymous a religious organization? Meditations on mar-ginality // Sociological Analysis. 1989. Vol. 50/1. P. 41 (цит. по: Колкунова К. А. Теологические корни концепций квазирелигий // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 70).
53 Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Декабрь 1994 г.
54 Казьмина, Пучков. Указ соч. С. 245, 358.
55 Там же. С. 247.
56 Тимощук. Указ. соч. С. 170.
57 Там же. С. 173.
58 Ведическая астрология. 2001. № 1. С. 41.
59 См.: Балагушкин. Проблемы морфологического анализа. С. 131.
Харви Коксом в книге «Обращение к Востоку»: автор назвал наблюдаемые им группы «в значительно большей степени новыми, чем восточными»60. Восточная составляющая неоориенталистского учения часто содержит не только теории индуизма, но также буддизма, джайнизма и проч. В учении Махариши инородных вкраплений восточных идей мною не найдено; сам Махариши утверждал, что защищает чистоту учения ведической традиции.
Термин «псевдоиндуизм» мог бы указывать на то, что в учении, по мнению исследователя, ничего не осталось от традиционного индуизма. Однако Дворкин пишет: «...все, о чем говорит Махариши, можно найти в индуистских писаниях»61. «Псевдоиндуизм», «псевдовосточное направление», «псевдорелигия» — характеристики, которые в данном случае не отражают степень удаленности учения Махариши от ортодоксального индуизма, а являются оценочной терминологией нормативного подхода, для которого индуизм и неоиндуизм — равноценные ереси («ложноножки одной гигантской ядовитой амебы»62).
К сайентологическому (в смысле: связанному с наукой, знанием) направлению концепции Махариши причисляют исследователи, которые считают, что научные обоснования и научные интерпретации основ индийской философии, выполненные Махариши и его окружением, следует рассматривать как новое учение, утратившее связь с восточными корнями. Некоторые структуры движения ТМ, занимающиеся научными исследованиями медитации и их пропагандой, а также упорядоченная методика обучения ТМ и антистресс-концепция Махариши дают основания для такого вывода. Но в целом «Ведическая наука Махариши» в большей степени ведическая, чем научная63.
К направлению «Нью Эйдж» учение Махариши отнесли католики, представители Папского совета по культуре, изучавшие специфику движения «Нью Эйдж». В официальном документе 2003 г. «Христос несет живую воду» они охарактеризовали идеологию «Нью Эйдж» как соединение примерно в равных пропорциях обновляемого язычества, восточной религии, современной психологии, философии, науки и контркультуры 1950-1960-х гг.64 Махариши не был сторонником контркультуры, но элементы восточной религии, психологии, философии и науки его учение содержит.
Квазирелигией (по П. Тиллиху) учение Махариши обычно называют на основании того, что официальная организация ТМ отрицает религиозность «Ведической науки Махариши». Вместе с тем Махариши предписывал всем своим ученикам соблюдать «принцип наивысшего в первую очередь»65, напоминающий христианам заповедь «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все
60 CoxH. Turning East. N. Y., 1977 (цит. по: Ожиганова, Филиппов. Указ. соч. С. 19).
61 Дворкин. Указ. соч. С. 362.
62 Там же. С. 90.
63 «Ведическая наука Махариши» включает три составляющие: 1) традиционные ведические тексты и комментарии Махариши к ним (Ригведа и 39 разделов ведической литературы); 2) принципы, сформулированные современной наукой; 3) Технологии Единого Поля Махариши (общее название ТМ, ПТТМ; ТМ-Сидхи и других программ Махариши) (см.: Байерле. Указ. соч. Гл. 1.2).
64 Jezus Chrystus... S. 61 (цит. по: Конь. Указ. соч. С. 59).
65 Махариши Махеш Йоги. Наука Созидательного Разума. 1971. Лекция № 13.
приложится вам» (Мф 6. 33), и называл свои теории Абсолютными66, поскольку для их реализации необходим контакт с Абсолютом и развитие «высшего состояния сознания» (Космического, Божественного)67, сопоставимого с состоянием «захваченности предельным интересом»68, которое Тиллих называет религией (для квазирелигии предельным интересом служат объекты этого мира).
Исследования учения Махариши преимущественно ориентированы на опровержение «первичных интерпретаций». Официальная организация ТМ утверждает, что учение Махариши — это не система индуистских верований, а возрождение доиндуистской недогматизированной Ведической традиции69, а также учения Шанкары, очищенного от невежественных интерпретаций70. Как именно учение Махариши соотносится с тем, что сам М. Махеш Йоги считал в нем основополагающим — с философией Адвайта-Веданты и более древней ведийской предфилософией, — и насколько оно сближается с неоведантой, религиоведы детально не изучали. Отнесение учения Махариши к «шиваитскому толку» (Б. Кнорре) — не доказанная гипотеза. Известно, что Махариши модернизировал (пытался изложить современным языком Западного мира) учение шанкарачарьи одного из самых ортодоксальных матхов смартистского направления, а официальная организация ТМ претендует на звание законных последователей учения Свами Брахмананды Сарасвати (Гуру Дэва) и всей стоящей за ним Священной традиции ведических учителей.
В книге Казьминой и Пучкова сказано, что практикующим ТМ «предписано почитать»71 Кришну и Шиву; Дворкин и Кнорре указывают на особую значимость для медитирующих богини Кали (ее «призывают»72, обращаются к ней с мольбой73). Но полевые исследования все это не подтверждают. Почитание Кришны в движении ТМ не приветствуется, так как Кришна вне Священной традиции. В официальной организации ТМ почитают Свами Брахмананду Сарасвати (Гуру Дэва) и Священную традицию ведических учителей в целом. Кроме того, в европейском и российском движении ТМ распространено почитание Рамы и Божественной матери в образе Махалакшми, но это не предписано руководящей организацией ТМ, и почитание не означает поклонение. Большинство людей, обученных ТМ, имеет двойное вероисповедание, причем учение Маха-риши является для многих второстепенным, малоизученным и, по их мнению, вообще не вероисповеданием.
66 «Абсолютная теория менеджмента», «Абсолютная теория образования», «Абсолютная теория здоровья», «Абсолютная теория реабилитации», «Абсолютная теория экономики» и проч. (см.: Махариши Махеш Йоги. Видеозаписи: Селисберг, 2.12.1977, 26.02.1978, 1.03.1978, 20.05.1978).
67 Махариши Махеш Йоги. О Бхагават-Гите (1965). СПб., 1996. С. 115, 224.
68 Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. C. 396—441, здесь: с. 398 (цит. по: Колкунова. Указ. соч. С. 65).
69 Smith A. B. TM: an Aid to Christian Growth. Essex, 1983. Р. 37, 118; Нейдер Т. Есть одна вещь. (расшифровка выступления) // Ресурс: http://ezoterik.info/forum/viewtopic.php?f=8&t= 4670#p31379 (дата обращения: 10.01.2017).
70 Махариши Махеш Йоги. О Бхагават-Гите. С. 4—6.
71 Казьмина, Пучков. Указ. соч. С. 249.
72 Дворкин. Указ. соч. С. 360.
73 Кнорре. Указ. соч. С. 424.
С религиоведческой точки зрения учение Махариши генетически может быть связано с одним из направлений индуизма — смартизмом, линией Шанка-рачарьи, орденом Сарасвати через Духовного мастера Свами Брамхананду, которого в движении ТМ именуют Гуру Дэвом, и отчасти с философской школой Адвайта-веданты. Официальный преемник Свами Брамхананды — Шанкара-чарья Свами Сварупананда Сарасвати — не считает Махариши и его учеников ортодоксальными последователями Свами Брамхананды Сарасвати (почитание Гуру Дэва не является достаточным основанием для включения их в традицию), но другие претенденты на трон шанкарачарьи благословляли Махариши и его движение. Поскольку нет точного определения для доктрины не совсем ортодоксальной, но не являющейся нигилистической, я бы отнесла учение Махариши, развиваемое им с 1957 по 2008 г. на базе знаний, полученных от Свами Брамхананды, к подсемейству космополитизированного индуизма и назвала бы это учение неоведическим синтезом (для отличия от неоведанты).
Характеристика духовной практики
Людей, вступающих в движение ТМ, не обязывают изучать теории и осваивать все «технологии Махариши»74, но убеждают в необходимости выполнять базовую технику — Трансцендентальную медитацию. Поэтому исследователи НРД ограничиваются описанием общей для всех участников движения практики и предлагают следующие варианты оценки ТМ:
1) традиционная индуистская медитация (И. Куликов75, Б. З. Фаликов76),
2) шиваитская манасика-джапа (Б. Кнорре77),
3) упрощенная форма мантра-йоги (архимандрит Александр (Милеант78)),
4) медитация восточного мистицизма (Е. Г. Балагушкин)79,
5) психотерапевтический (медитационный) культ (Н. А. Трофимчук, М. П. Свищев80), психологически-терапевтический культ самопомощи (А. Л. Дворкин81),
6) новая форма медитативной практики без концентрации и контроля сознания (Л. Н. Митрохин82, З. Е. Чернышова83),
74 Технологии Махариши: ТМ, ТМ-Сидхи, продвинутые техники (ПТТМ), программы «нейромускульной интеграции» (йога-асаны), «нейрореспираторной интеграции» (прана-ямы), практики пульсочтения, пульсодиагностики, очищения и лечения с помощью «первичного звука» Вед, музыки Гандхарва-веды, кристаллов, вибраций света; предсказания на основе Джотиша (Ведической астрологии), ягьи (магические обряды) и проч.
75 Куликов. Указ. соч.
76 Фаликов. Неоиндуизм. С. 209.
77 Кнорре. Указ. соч. С. 420-429.
78Александр (Милеант), архим. Семиглавый дракон: Индийско-оккультные учения в свете христианства // Миссионерский листок. № 69. Лос-Анджелес, 1996. С. 43.
79 Балагушкин. Проблемы морфологического анализа. С. 39.
80 Трофимчук, Свищев. Указ. соч.
81 Дворкин. Указ. соч. С. 88.
82 Митрохин. Указ. соч. С. 15.
83 Чернышова. Указ соч. С. 15.
7) медитация-концентрация (Д. Големан84),
8) медиумизм (А. Ю. Евдокимов85),
9) техника глубокого отдыха и восстановления сил (А. Баркер)86,
10) метод альтернативной медицины (Л. Фриск87).
Согласно «первичной интерпретации», ТМ — это не концентрация и не созерцание, а простая, естественная умственная процедура, основанная на древней методике Ведической цивилизации и отличающаяся от современных индуистских медитаций, связанных с ритуальным поклонением индуистским богам88. Организация ТМ предложила свой подход к изучению медитативных состояний и их результатов (измерения физиологических показателей практикующих, IQ, уровня когерентности электроэнцефалограмм и проч.89). Некоторые исследователи НРД согласны с тем, что «научно состоятельная классификация медитативных, как и всех прочих, техник возможна только на основе понимания физиологических механизмов и последствий их практического применения, что, безусловно, не входит в компетенцию гуманитарного религиоведения»90. Религиоведы не могут проверить результаты научных исследований движения ТМ и оценивают технику ТМ по каким-либо косвенным признакам.
В медитации используют мантры, которые учителя ТМ91 дают обучаемым после проведения традиционной церемонии на санскрите (дикши, называемой в движении пуджей). Информацию о мантрах Махариши пытался держать в тайне. Но в 1970-е гг. список мантр был опубликован92. А когда один из учеников Махариши, учитель ТМ Роберт Кропински, подал судебный иск, обвиняя своего гуру в том, что тот не научил его летать, в ходе судебного разбирательства (30.06.1986 г. в Вашингтоне) выяснилось, что Трансцендентальная медитация и все практики, предлагаемые организацией ТМ, не такие обновленные и упрощенные, как ранее считалось. Принцип дхьяны — медитации, названной по-новому трансцендентальной, до Махариши был описан Свами Шиванандой93, который, как и Гуру Дэв, принадлежал к монашескому ордену Сарасвати. Некоторые мантры, асаны, пранаямы, сутры Патанджали, предлагаемые движением ТМ, также описаны в книгах Свами Шивананды (его ашрам находился поблизости от «Академии ТМ» в Ришикеше и прославился еще при жизни Гуру Дэва).
84 Цит. по: Ожиганова, Филиппов. Указ. соч. С. 209.
85 Евдокимов. Указ. соч. С. 32
86 Баркер. Новые Религиозные Движения. С. 261.
87 Frisk L. Nya religiosa rolerser I Sverige: Relation till samhalle varlden, ansluttin och engage-mang. Abo, 1993. Р. 326.
88 Махариши Махеш Йоги. О Бхагават... С. 348; Smith. Op. cit. Р. 37.
89 Обозрение научных исследований по Трансцендентальной медитации и программе ТМ-Сидхи. М., 1993.
90 Ожиганова, Филиппов. Указ. соч. С. 210.
91 ТМ — базовая техника движения ТМ (первый уровень посвящения), второй — программа ТМ-Сидхи, третий — учитель ТМ и т. д.
92 См.: Haak F. W., Gandow T. Transcendentale Meditation. München, 1992. S. 27.
93 Принципы медитации и мантры представлены в книге Свами Шивананда «Джапа-йога» в разделе о биджа-мантрах, как заявил, будучи под присягой в Вашингтоне (округ Колумбия, 30 июня 1986 г.) Свами Вишну Девананда. URL: http://scorcher.ru/mist/trans/mantras. htm (дата обращения: 10.02.2017).
Вместе с тем, согласно оценке экспертов из традиционной линии Шанка-рачарьи, мантры, предлагаемые движением ТМ, в ортодоксальных монастырях ордена Сарасвати не используются94. ТМ и другие практики, называемые в движении ТМ обобщенно Технологиями Единого поля Махариши, генетически связаны с традиционной ведантистской дхьяной, с раджа йогой Патанджали, с Аюрведой95, но в каждый вид практики Махариши внес некоторые изменения: дал своим последователям мантры, о происхождении и значении которых до сих пор ведутся споры в самом движении ТМ и вовне, разработал строго формализованную систему обучения ТМ, утвердил новые названия (Трансцендентальная медитация, ТМ-Сидхи, ПТТМ, нейромускульная интеграция и т. д.). В результате духовные практики движения ТМ не являются вполне традиционными для конкретного направления и течения современного индуизма, но не являются также и новыми.
Заключение
После краткого обзора наиболее часто встречаемых в научной и учебной литературе оценок учения, практики, социальных особенностей движения ТМ можно сделать следующие выводы:
1. Больше всего вопросов вызывают характеристики движения ТМ в классификациях, учитывающих содержание вероучительных доктрин и философских концепций, т. к. исследователи:
— не придерживаются единой терминологии;
— ограничиваются широкими обобщениями, не указывая, какое направление, течение индуизма (или неоиндуизма), какую школу философии пытается реформировать НРД;
— оставляют открытым вопрос о статусе неоиндуизма (неясно, можно ли рассматривать неоиндуизм как одно из подсемейств в семействе индуизма, или это самостоятельный комплекс религий нового типа, имеющий в этом случае свои подсемейства, направления, практики и виды организации);
— высказывают разные мнения о соотношении идей традиционного индуизма с элементами современной философии, психологии, науки в учении Махариши, приводящие к существенно отличающимся друг от друга заключениям (так, доктрина Махариши переходит из порядка учений восточного происхождения в раздел научных (сайентологических) или синкретических (Нью Эйдж) концепций).
2. Составление единой классификации НРД является одним из самых актуальных вопросов современного религиоведения. Структура единой классификации может иметь два основных варианта. Первый их них представляет собой расширение классификации Г. Мелтона, произведенное по принципу, применяемому другими научными системами, в которых путь от общего к частному
94 Свами Вишну Девананда. URL: http://scorcher.ru/mist/trans/mantras.htm (дата обращения: 10.02.2017).
95 Ученики Махариши утверждают, что ТМ — «из арсенала древнеиндийской системы профилактической медицины — Аюрведы» (Трансцендентальная медитация.. М., 1991. Вып. 1. С. 66).
объединяет много уровней обобщения. Например, классификация растений, разработанная ботаниками, включает класс, подкласс, надпорядок, порядок, семейство, подсемейство, трибу, род, подрод, вид96. Систематика НРД тоже должна включать несколько таксономических уровней. Приведу ориентировочный пример:
1) Восточное семейство I : индуизм,
2) направление: смартизм,
3) школа философии: Адвайта-веданта Шанкары,
4) линия: Шанкарачарьи,
5) орден Сарасвати,
6) полное имя Духовного мастера: Свами Брамхананда Сарасвати, Джагат-гуру Бхагаван Шанкарачарьи Джотир матха (Гуру Дэв),
7) подсемейство: космополитизированный индуизм,
8) род: неортодоксальные последователи Свами Брамхананды Сарасвати,
9) подрод: движение ТМ Махариши,
10) вид учения: «Ведическая наука Махариши», виды практики: ТМ, ТМ-Сидхи и др.
Поскольку исследователи НРД указывают на существенные различия между традиционным брахманистским смартизмом и подсемейством, включенным в данную схему, а официальные представители движения ТМ отрицают связь учения Махариши с индуизмом, но при этом называют себя продолжателями Священной традиции ведических учителей, предлагается второй вариант суммарной оценки, который основывается на предположении, что существует и развивается самостоятельный комплекс религий нового типа (класс), объединяющий новые религиозные движения, выбирающие для себя генеалогию по своему усмотрению. Так, семейство, с которым связывает свою родословную движение ТМ, не индуизм, а ведизм, что учтено во второй таксономической схеме:
1) класс: НРД,
2) подкласс: НРД с перфекционистскими, миротворческими проектами,
3) порядок: НРД восточного происхождения,
4) семейство, с которым НРД связывает свою родословную: ведизм,
5) подсемейство: неоведический синтез (модернизация учения Свами Брам-хананды из ордена Сарасвати, шанкарачарьи Джотир матха, Шанкары и других учителей ведической традиции),
6) род: движение ТМ Махариши,
7) вид учения (аутентичные названия): «Ведическая наука Махариши», «Наука созидательного разума», «Абсолютные теории Махариши»; виды практики: Трансцендентальная медитация, ТМ-Сидхи, и др. «технологии Махариши». На уровне видов следует выделить также различные сообщества, входящие в состав движения ТМ (эта малоизученная тема будет рассмотрена в другой статье).
Составление подобной стратифицированной оценки каждого отдельно взятого НРД приведет к созданию единой классификации НРД, позволяющей увидеть целостную картину происхождения и трансформации религиозных учений
96 См.: Жизнь растений: В 6 т. М., 1982. Т. 6.
и практик, в частности то, как из ортодоксального ордена Сарасвати происходят два всемирно известных движения (их противопоставляют как фундаменталистское и модернистское, но предлагаемые ими практики сходны): «Общество божественной жизни» Свами Шивананды и движение ТМ Махариши, которые в свою очередь служат причиной появления новых сообществ. Наиболее известные ответвления от движения ТМ, утратившие связь с организацией ТМ: движение «Искусство жизни» Шри шри Рави Шанкара, аюрведическая школа Дипака Чопры, курсы рецитации Вед французского пандита Мишеля Анго.
Ключевые слова: Трансцендентальная медитация (ТМ), движение ТМ, Махариши Махеш Йоги, классификация НРД, индуизм, неоиндуизм, неоориентализм.
Список литературы
Александр (Милеант), архим. Семиглавый дракон: Индийско-оккультные учения в свете
христианства // Миссионерский листок. № 69. Лос-Анджелес, 1996. Байерле П. Аюр-веда Махариши. Пропуск в бессмертие. М., 1995. Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003. Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006. Т. 15. № 2. С. 62-78.
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический
анализ. М., 2002. Баркер А. Новые Религиозные Движения. СПб., 1997.
Баркер А. «Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите!» // Религиоведение.
2003. № 4. С. 93-113. Ведическая астрология. 2001. №1.
Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования.
Н. Новгород, 2008. Евдокимов А. Ю. Новые религиозные движения: Учеб. пособие. М., 2011. Жизнь растений: В 6 т. М., 1982. Т. 6. История религий / И. Н. Яблоков, ред. М., 2002.
Казьмина О. Е., Пучков П. И. Религиозные организации современного мира. М., 2010. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ //
Религиоведение. 2001. № 1. С. 143-157. Кнорре Б. Движение «Трансцендентальная медитация» (ТМ) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / М. Бурдо, С. Б. Филатов, ред. М., 2005. Т. 3. С. 420-429. Колкунова К. А. Теологические корни концепций квазирелигий // Вестник ПСТГУ. Сер. I:
Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 62-75. Конь Р. М. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1998.
Куликов И. Трансцендентальная медитация: Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. М., 2000. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. «Обманщики». М., 1994.
Махариши Махеш Йоги. Видео-записи: Селисберг, 2.12.1977, 26.02.1978, 1.03.1978, 20.05.1978.
Махариши Махеш Йоги. Наука Бытия и искусство жития. М., 2000.
Махариши Махеш Йоги. Наука Созидательного Разума. 1971. Лекция № 13.
Махариши Махеш Йоги. Наука Созидательного Разума. 1976. Лекция № 2.
Махариши Махеш Йоги. О Бхагават-Гите (1965). СПб., 1996.
Митрохин Л. Н. Религиозные культы в США. М., 1984.
Московский церковный вестник. 1992. № 5.
Нейдер Т. Есть одна вещь... (расшифровка выступления). URL: http://ezoterik.info/forum/ viewtopic.php?f=8&t=4670#p31379 (дата обращения: 10.01.2017).
Обозрение научных исследований по Трансцендентальной медитации и программе ТМ-Сидхи. М., 1993.
Ожиганова А. А., Филиппов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. М., 2006.
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Декабрь 1994 г.
Основы религиоведения / И. Н. Яблоков, ред. М., 1994.
Пучков П. И. К вопросу о классификации религий // Этнос и религия. М., 1998.
Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.
Тимощук А. С. Ведийская культура: Сущность и метаморфозы. Владимир, 2002.
Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М., 1991.
Трансцендентальная медитация. М., 1991.
Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия. М., 2000.
Фаликов Б. З. «Новый век»: назад в будущее // Континент. 1997. Вып. 94. № 4. С. 194— 215.
Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.
Чернышова З. Е. Новые Религиозные Движения: Методологический подход. Екатеринбург, 2001.
Frisk L. Nya religiösa rölerser I Sverige: Relation till samhälle världen, ansluttin och engagemang. Abo, 1993.
Greil A., Rudy D. Is Alcoholics Anonymous a religious organization? Meditations on marginality // Sociological Analysis. 1989. Vol. 50/1. P. 41-51.
Haak F. W., Gandow T. Transcendentale Meditation. München, 1992.
Jezus Chrystus dawca wody zywej — chrzeScijariska refleksja na temat New Age. Kraköw, 2003.
Melton G. Encyclopedia of American religion. Detroit, 19893.
Smith A. B. TM: an Aid to Christian Growth. Essex, 1983.
Wallis R. The Elementary Forms of the New Religious Life. L., 1984.
St. Tikhon's University Review. Viktoria Tikhonova,
Series I: Theology. Philosophy. Graduate Student
Religious studies. St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities
2018. Vol. 75. P. 111-127 6/1 Likhov pereulok, Moscow
127051, Russian Federation vic.tihonova@yandex.ru
ORCID: 0000-0003-2341-2641
Problems of Typology of Transcendental Meditation Movement (TM)
V. Tikhonova
One of the most important tasks of present-day religious studies is developing a united and detailed systematisation of new religious movements. With the aim of finding out what place the Transcendental Meditation movement could occupy in it, this article considers various characteristics of the theory, practice and social peculiarities of this movement, offered by researchers of new religious movements and representatives ofthe organisation itself. This paper also reveals problems of typology, the main of which is that different opinions about the relationship of ideas of Hinduism with the elements of modern science in the teachings of Maharishi Mahesh Yogi are designated in scientific and educational literature by different terms, which, moreover, are ambiguous. in the conclusion of the article, variants of the stratified typology are offered, revealing a complete picture of the origin and transformation of the theories and practices of the Transcendental Meditation movement. The first variant is aimed at inclusion in the unified classification of religions, which is supposed to be extended according to the principle applied by other scientific systems that take into account several levels of generalisation. The second variant can be employed in cataloguing new religious movements.
Keywords: Transcendental Meditation (TM), TM movement, Maharishi Mahesh Yogi, NRM classification, Hinduism, Neo-Hinduism, neo-orientalism.
References
Aleksandr (Mileant), "Semiglavyj drakon. In-dijsko-okkul'tnye uchenij a v svete hristian-stva", in: Missionerskj listok, 1996, 69.
Bajerle P., Ajur-veda Maharishi. Propusk v bessmertie, Moscow, 1995.
Balagushkin E. G., Problemy morfologicheskogo analiza religij, Moscow, 2003.
Balagushkin E. G., Shohin V. K., "Religioznyj pljuralizm v sovremennoj Rossii: novye religioznye dvizheni a na postsovetskom jetape", in: Mir Rossii, 15.2, 2006, 62-78.
Balagushkin E. G., Netradicionnye religii v sovremennoj Rossii, Moscow, 1999.
Balagushkin E. G., Netradicionnye religii v sovremennoj Rossii: morfologicheskij analiz, Moscow, 2002.
Barker A., "Nauchnoe izuchenie religii? Vy, dolzhno byt', shutite!", in: Religiovedenie, 2003, 4, 93-113.
Barker A., Novye Religioznye Dvizhenja, St. Petersbourg, 1997.
Chernyshova Z. E., Novye Religioznye Dvizhenja (metodologicheskj podhod), Ekaterinburg, 2001.
Dvorkin A. L., Sektovedenie. Totalitarnye sekty. Opyt sistematicheskogo issledovanja, Nizhnij Novgorod, 2008.
Evdokimov A. Ju., Novye religioznye dvizhenja. Uchebnoe posobie, Moscow, 2011.
Falikov B. Z., "Novyj vek: nazad v budushhee", in: Kontinent, 1997, 4, 194-215.
Falikov B. Z., Neoinduizm i zapadnaja kul'tura, Moscow, 1994.
Frisk L., Nya religiösa rölerser I Sverige: Relation till samhälle världen, ansluttin och engagemang, Abo, 1993.
Greil A., Rudy D., "Is Alcoholics Anonymous a religious organization? Meditations on marginality", in: Sociological Analysis, 1989, 50/1, 41-51.
Haak F. W., Gandow T., Transcendentale Meditation, Munich, 1992.
Jablokov I. N., ed., Istorja religij, Moscow, 2002.
Jablokov I. N., ed., Osnovy religiovedenja, Moscow, 1994.
Jezus Chrystus dawcq wody zywej — chrzescjanska refleksja na temat New Age, Kraköw, 2003.
Kanterov I. Ja., "Novye religioznye dvizhenja v SShA i Rossii: sravnitel'nyj analiz", in: Religiovedenie, 2001, 1, 143-157.
Kaz'mina O. E., Puchkov P. I., Religioznye organizacii sovremennogo mira, Moscow, 2010.
Knorre B., "Dvizhenie "Transcendental'naja meditacija" (TM)", in: Burdo M., Filatov S. B., eds., Sovremennaja religioznaja zhizn' Rossii. Opyt sistematicheskogo opisanja, Moscow, 2005, 3, 420-29.
Kolkunova K. A., "Teologicheskie korni koncepcij kvazireligij", in: Vestnik PSTGU. Serja 1: Bogoslovie. Filosofija, 2012, 4 (42), 62-75.
Kon' R. M., Vvedenie v sektovedenie, Nizhnij Novgorod, 2008.
Kulakov A. E., Religii mira, Moscow, 1998.
Kulikov I., Transcendental'naja meditacja. Novye religioznye organizacii Rossii destruk-tivnogo, okkul'tnogo i neojazycheskogo harak-tera: Spravochnik, Moscow, 2000.
Maharishi Mahesh Jogi, Nauka Bytja i iskusstvo zhitja, Moscow, 2000.
Maharishi Mahesh Jogi, O Bhagavat-Gite, St. Petersbourg, 1996.
Makdaujell Dzh., Stjuart D., "Obmanshhiki", Moscow, 1994.
Melton G., Encyclopedia of American religion, Detroit, 1989.
Mitrohin L. N., Religioznye kul'ty v SShA, Moscow, 1984.
Moskovskj cerkovnyj vestnik, 1992, 5.
Obozrenie nauchnyh issledovanj po Transcendental'noj meditacii i programme TM-Sidhi, Moscow, 1993.
Opredelenie Arhierejskogo So bora Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi "O psevdohristianskih sektah, neojazychestve i okkul'tizme", 1994, Dec.
Ozhiganova A. A., Filippov Ju. V., Novaja religioznost' v sovremennoj Rossii: uchenja, formy ipraktiki, Moscow, 2006.
Puchkov P. I., "K voprosu o klassifikacii religii", in: Jetnos i religja, Moscow, 1998.
Smith A. B., TM: an Aid to Christian Growth, Essex, 1983.
Tillih P., Izbrannoe. Teologjakul'tury, Moscow, 1995.
Timoshhuk A. S., Vedjskaja kul'tura: sushhnost' i metamorfozy, Vladimir, 2002.
Tkacheva A. A., "Novye religii" Vostoka, Moscow, 1991.
Transcendental'naja meditac ja, Moscow, 1991.
Trofimchuk N. A., Svishhev M. P., Jekspansja, Moscow, 2000.
Vedicheskaja astrologja, 2001, 1.
Wallis R., The Elementary Forms of the New Religious Life, London, 1984.
Zhizn'rastenj: V 6 t., Moscow, 1982, 6.