Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 7 апреля 2011 года «Организация эффективной системы повышения квалификации преподавателей и сотрудников в обеспечении качества деятельности университета в современных условиях»'

Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 7 апреля 2011 года «Организация эффективной системы повышения квалификации преподавателей и сотрудников в обеспечении качества деятельности университета в современных условиях» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 7 апреля 2011 года «Организация эффективной системы повышения квалификации преподавателей и сотрудников в обеспечении качества деятельности университета в современных условиях»»

В-третьих проект закона предусматривает правовые основания для развития сетевых форм реализации дополнительных образовательных программ, в проектировании и реализации которых смогут участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Так, сетевое объединение высших учебных заведений «Педагогические кадры России», при условии одобрения проекта закона в части обсуждаемых сфер деятельности, получит правовые основания для совместной реализации образовательных программ, в том числе и в области дополнительного образования профессорско-преподавательского состава и сотрудников.

Следует констатировать, что государственная политика в области дополнительного профессионального образования, отраженная в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», открывает перед Герценовским университетом широкие возможности для

моделирования структуры и содержания программ повышения квалификации, наиболее актуальных для его развития и удовлетворяющих потребности и запросы всех субъектов, включенных в систему повышения квалификации. В сложившейся ситуации нам необходимо быть готовыми к оперативному совершенствованию локальной нормативной базы системы повышения квалификации университета в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

В современных условиях для эффективной реализации как стратегических направлений развития университета, так и оперативных задач его деятельности необходима консолидация усилий, интеграция знаний и опыта, продуктивное взаимодействие специалистов-профессионалов. Представляется, что система повышения квалификации преподавателей и сотрудников университета является именно тем полем деятельности, в рамках которого могут закладываться и развиваться традиции университетского сообщества, сотрудничества и со- и взаимодействия.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА от 7 апреля 2011 года

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Заслушав и обсудив доклад директора института постдипломного образования И. В. Головиной, Ученый совет отмечает, что сложившаяся в университете система повышения квалификации преподавателей и сотрудников способствует обеспечению качества деятельности университета и является одним из действенных механизмов реализации Программ развития РГПУ им. А. И. Герцена.

В 2006—2010 гг. система повышения квалификации научно-педагогических кадров университета включала в себя мероприятия по реализации государственного задания, финансируемого за счет средств федерального бюджета, а также мероприятия инновационной образовательной программы, только в рамках которой на повышение квалификации преподавателей и сотрудников университета было выделено 44,5 млн руб. В настоящее время основным источником средств, обеспечивающих повышение квалификации научно-педагогических работников университета, является государственное задание, финансируемое за счет средств федерального бюджета. Так, в 2010 г. на обучение научно-педагогических кадров университета Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было выделено 3,8 млн руб.

Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 7 апреля 2011 года..

Ученый совет констатирует, что за 2006—2010 гг. программы повышения квалификации освоили около 4,5 тыс. слушателей — преподавателей и сотрудников университета, в том числе в рамках инновационной образовательной программы — более 2,9 тыс. слушателей. При этом отмечается различная степень включенности персонала университета в систему повышения квалификации.

В 2006—2010 гг. в университете было реализовано 73 программы повышения квалификации персонала (в том числе 62 — в рамках инновационной образовательной программы), в разработке и реализации которых принимали участие около 150 специалистов университета.

На формирование структуры и содержания программ повышения квалификации персонала университета, реализуемых в рамках государственного задания Минобрнауки России, в последние три года оказывали влияние следующие факторы.

Во-первых, контрольные цифры приема научно-педагогических работников университета на программы повышения квалификации выделяются учредителем по результатам конкурсного отбора, который ежегодно проходит менее 2/3 из более 300 вузов, подведомственных Минобрнауки России. При этом конкурсная заявка РГПУ им. А. И. Герцена неизменно получает высокую экспертную оценку, а по объему государственного задания университет находится в пятерке лидеров среди отечественных университетов.

Во-вторых, проблематика программ повышения квалификации определяется направлениями, ежегодно утверждаемыми Минобрнауки России, позиция которого состоит в том, что бюджетное финансирование должно обеспечивать повышение квалификации научно-педагогических кадров в педагогической деятельности, а не предусматривать «предметную» подготовку.

На 2009—2011 гг. учредителем были определены 20 направлений, из которых наиболее востребованными и получающими наибольший объем государственного финансирования являются:

• Современные технологии обучения; Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза;

• Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России. Качество образования; Инновационная деятельность в образовании;

• Проблемы организации уровневого образовательного процесса в высшей школе;

• Технологии разработки учебных модулей на основе ГОС третьего поколения (компетентностный подход);

• Организация воспитательной работы со студентами в вузе.

В-третьих, несмотря на отсутствие на сегодняшний день государственных требований к содержанию программ повышения квалификации, учредитель определяет обязательные элементы структуры и содержания программ — это такие модули, как: государственная политика в образовании, актуализация знаний и умений по психолого-педагогическим дисциплинам, современным образовательным технологиям, методам оценки качества подготовки студентов (обучающихся).

Проблематика предлагаемых в последние два года программ повышения квалификации была призвана обеспечить решение актуальных проблем деятельности университета и затрагивает основные аспекты, а именно:

• формирование новой образовательной среды университета, способствующей достижению целевых установок Программы развития;

• обновление содержания и проектирования основных образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения;

• совершенствование образовательного процесса и внедрение педагогических технологий, обеспечивающих его оптимизацию;

• разработка механизмов формирования профессиональной компетентности выпускника и ее диагностики;

• совершенствование организации образовательного процесса в структурных подразделениях университета.

Ученый совет констатирует, что заложенный в Программе развития университета на 2011—2015 гг. показатель результативности, отражающий развитие кадрового потенциала: «Динамика количества программ опережающего корпоративного повышения квалификации и показателей их результативности», требует более детального определения. Так, показателями эффективности повышения квалификации могут являться:

• степень внедрения его результатов в различные направления деятельности университета (образовательную, научную, методическую и др.);

• соответствие проблематики повышения квалификации стратегическим направлениям Программы развития университета;

• направленность программ повышения квалификации на решение проблем конкретных структурных подразделений;

• удовлетворенность «заказчиков» программ повышения квалификации (руководства университета и структурных подразделений) и слушателей содержанием и результатами реализации программ повышения квалификации.

Внедрению этих и других показателей будет способствовать, начатая в 2009 г. работа по оценке эффективности программ повышения квалификации персонала для обеспечения качества деятельности университета. Ее результаты показали, что в 2009—2010 гг. профессорско-преподавательским составом университета в ходе освоения программ повышения квалификации было создано около 300 индивидуальных и коллективных разработок, способствующих созданию основных образовательных программ на основе стандартов нового поколения. Исследование отсроченных результатов повышения квалификации выявило, что доля преподавателей, скорректировавших свою преподавательскую деятельность за счет применения современных образовательных технологий, составила 77%. 93% слушателей признали значимость программ для решения задач обновления образовательного процесса и развития университета, однако 64% высказали образовательный запрос, выходящий за рамки тематики предлагаемых программ повышения квалификации, реализуемых за счет средств федерального бюджета.

В настоящее время государственная политика в области дополнительного профессионального образования, отраженная в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», открывает перед РГПУ им. А. И. Герцена широкие возможности для моделирования структуры и содержания программ повышения квалификации, наиболее актуальных для развития университета и удовлетворяющих потребности и запросы всех субъектов, включенных в систему повышения квалификации.

Таким образом, можно констатировать, что созданная в университете система повышения квалификации преподавателей и сотрудников способствовала реализации Программы развития университета в 2005—2010 гг. и призвана обеспечить достижение целей Программы развития в 2011—2015 гг.

Вместе с тем Ученый совет отмечает: целесообразность разработки плана мероприятий в области повышения квалификации преподавателей и сотрудников, обеспечивающего реализацию Программы развития университета на 2011—2015 гг.; необходимость детализации и дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности повышения квалификации персонала, мониторинга качества повышения квалификации для достижения стратегических целей развития университета; необходимость более эффективного использования потенциала университета при формировании содержания программ повышения квалификации в рамках направлений, установленных Минобрнауки России, в частности, за счет внедрения конкурсных процедур; отсутствие системы целевого финансирования за счет средств университета повышения квалификации преподавателей и сотрудников по специализированным проблемам в рамках реализации стратегических направлений действующей Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Ученый совет университета постановляет:

1. Разработать план мероприятий в области повышения квалификации преподавателей и сотрудников, обеспечивающий реализацию Программы развития университета на 2011—2015 гг.

Вклад университета в реализацию образовательной инициативы...

Ответственный: директор института постдипломного образования.

Срок: до 01 июня 2011 г.

2. Разработать систему оценки эффективности повышения квалификации преподавателей и сотрудников, направленную на обеспечение качества деятельности университета в современных условиях.

Ответственные: начальник управления дополнительного профессионального образования, начальник учебно-методического управления.

Срок: до 01 сентября 2011 г.

3. Разработать и внедрить систему конкурсного отбора модулей программ повышения квалификации научно-педагогических работников университета, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в рамках направлений, ежегодно определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Ответственный: проректор по учебной и воспитательной работе.

Срок: до 01 июля 2011 г.

4. Разработать целевую программу грантовой поддержки повышения квалификации (в том числе учебных стажировок) преподавателей и сотрудников университета в ведущих научных, образовательных и информационных центрах по стратегическим направлениям Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Ответственные: проректоры по направлениям деятельности.

Срок: до 01 сентября 2011 г.

5. Обновлять локальную нормативную базу системы повышения квалификации университета в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

Ответственный: начальник управления дополнительного профессионального образования.

Срок: постоянно.

Материалы заседания Ученого совета университета 28 апреля 2011 года

А. П. Тряпицына,

заведующая кафедрой педагогики

ВКЛАД УНИВЕРСИТЕТА В РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Впервые идея новой образовательной инициативы прозвучала в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию в ноябре 2008 г. Необходимость новой инициативы в преобразовании школы стала очевидной при анализе первых результатов ФЦРПО по реализации Концепции модернизации отечественного образования, которая была поддержана профессиональным педагогическим сооб-

Нужны ли мы нам?

Аркадий и Борис Стругацкие

ществом и общественностью более 10 лет назад в 2001 г.

Анализ этих результатов выявил новые противоречия и проблемы в развивающейся системе отечественного образования. Стала очевидной необходимость обратить внимание на новые вызовы, «послать сигнал», ориентирующий учителей, общество и государство на продолжение начатых реформ, на преодоление представлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.