Научная статья на тему 'Постановление конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им. А.И. Герцена "Итоги выполнения программы развития РГПУ им.А.И.Герцена 2006-2010 гг. и утверждение новой программы развития на 2011-2015 гг." от 30 декабря 2010 года'

Постановление конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им. А.И. Герцена "Итоги выполнения программы развития РГПУ им.А.И.Герцена 2006-2010 гг. и утверждение новой программы развития на 2011-2015 гг." от 30 декабря 2010 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА НА 2011-2015 ГГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Постановление конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им.А.И.Герцена "Итоги выполнения программы развития РГПУ им.А.И.Герцена 2006-2010 гг. и утверждение новой программы развития на 2011-2015 гг." от 30 декабря 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им. А.И. Герцена "Итоги выполнения программы развития РГПУ им.А.И.Герцена 2006-2010 гг. и утверждение новой программы развития на 2011-2015 гг." от 30 декабря 2010 года»

Студенческий совет считает, что новые возможности для студентов даст решение такой важной задачи, как создание условий для выявления и поддержки талантливой молодежи. По нашему мнению, при решении этой задачи нужно исходить из того, что каждый студент потенциально талантлив. Нужно только помочь ему раскрыть свои способности, выстроить индивидуальную траекторию достижений в выбранной области деятельности. Студенческий совет может собирать и доносить до сведения студентов информацию о различных городских, всероссийских и международных конкурсах, соревнованиях, форумах, конференциях и других событиях, в которых они могут проявить себя. Также мы можем информировать о наиболее успешных студентах, рассказывать о том, как они достигли своего успеха. Но и в решении этой задачи не обойтись без поддержки преподавателей, которые в системе, а не от случая к случаю, сопровождают деятельность студента при подготовке к мероприятиям, где можно заявить о себе, своих способностях и профессиональных компетенциях.

Мы считаем, что при реализации программы развития университета особое внимание нужно уделить проблеме развития толерантности как у студентов, так и у преподавателей. При этом следует учитывать, что существуют разные виды толерантности: социальная, этническая, кон-

фессиональная, политическая и др. Пути решения задачи могут быть разные. Через различные учебные курсы в рамках реализуемых образовательных профессиональных программ (по культурологии, религиоведению, этнопедагогике и этнопсихологии и др.). Также будет полезно, если студенты включатся в разработку и реализацию различных проектов по развитию толерантности в детской, школьной, студенческой среде. Следует шире использовать диалоговые формы работы со студентами. Одной из наиболее продуктивных из них является технология «Дебаты». Следует подчеркнуть, что толерантность невозможно воспитать отдельными мероприятиями, необходим комплексный подход.

При решении задачи развития социального партнерства университета студенческий совет видит свою роль в первую очередь в участии в различных форумах, образовательных лагерях, семинарах, конференциях. Это даст возможность взаимодействия с различными вузами и общественными организациями, которые потом мы сможем приглашать на наши мероприятия и получать приглашения от них. Несомненно, это будет способствовать укреплению престижа Герценовского университета во внешней среде.

Мы уверены, что новая программа развития университета будет так же успешно реализована, как и предыдущая.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им. А. И. Герцена

«ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА 2006—2010 гг. И УТВЕРЖДЕНИЕ НОВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА 2011—2015 гг. »

от 30 декабря 2010 года

Заслушав и обсудив доклад ректора Г. А. Бордовского, конференция отмечает, что коллектив университета:

• осознает вызовы времени отечественному образованию, связанные с необходимостью создания действенных механизмов развития человеческого капитала для инновационной экономики и общества знаний;

• понимает, что изменение сложившейся ситуации требует системных изменений облика университета как ведущего научно-образовательного центра;

• способен взять на себя ответственность за кадровое, научное и информационнотехнологическое обеспечение устойчивого инновационного развития отечественной системы образования.

Конференция констатирует, что коллективу РГПУ им. А. И. Герцена удалось успешно реализовать все стратегические направления пятилетней программы развития университета.

По стратегическому направлению «Обеспечение качества университетского образования»:

• полностью осуществлен переход на уровневую систему подготовки педагогических кадров;

• начата подготовка по новым востребованным образовательным программам;

• обновлена организация образовательного процесса за счет перехода на нелинейную систему и кредитно-модульное обучение; в течение ряда лет выпускники вуза получают европейские приложения к диплому;

• существенно обновлено научно-методическое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

• совершенствуется информационное сопровождение образовательного процесса, разрабатываются электронные образовательные ресурсы;

• осуществляется мониторинг качества образования;

• формируется система оценки воспитательной деятельности и ее рейтинговых показателей;

• постоянно увеличивается доля преподавателей, прошедших повышение квалификации по проблемам модернизации отечественного образования, реализации идей Болонского процесса.

В результате за последние 5 лет существенно обновилось качество университетского образования, которое проявилось в том, что университет:

• занимает высокие места в национальных рейтингах вузов;

• удостоен премии Правительства Санкт-Петербурга по качеству;

• успешно прошел комплексную оценку;

• имеет высокий процент выпускников, получающих диплом с отличием;

• сохраняет высокий конкурс поступающих в университет;

• выпускает конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда;

• ежегодно имеет студентов, которые становятся персональными стипендиатами Президента РФ, Правительства РФ, Правительства Санкт-Петербурга, Ученого совета университета и др.

По стратегическому направлению «Обеспечение инновационности научной деятельности университета»:

• обновлены направления и содержание деятельности научных подразделений, учебно-научных центров и лабораторий;

• созданы новые научно-исследовательские структуры, осуществляющие перспективные исследования (институт физики, 6 научно-образовательных центров, 7 центров коллективного пользования, оснащенных уникальным оборудованием);

• появились новые эффективные формы интеграции науки и образования;

• существенно обновилась научно-инновационная инфраструктура университета;

• заложены основы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности ученых университета, в частности создано малое инновационное предприятие ООО «Органика—РГПУ»;

• создан совет молодых ученых и специалистов университета, курирующий участие обучающейся молодежи в конкурсах научных проектов.

В результате за прошедшее пятилетие:

• общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности университета увеличился почти в два раза, удвоился объем финансирования научно-исследовательских работ в рамках аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы»;

• более чем в 2,5 раза увеличился объем финансирования научных проектов за счет средств РФФИ и РГНФ;

• удвоился объем финансирования инновационных проектов;

• университет значительно превышает критериальные значения по всем аккредитационным показателям научно-исследовательской деятельности;

• почти в три раза возросла доля студентов и аспирантов, выполняющих финансируемые научные исследования;

• повысилась инновационная культура научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающейся молодежи.

По стратегическому направлению «Научно-методическое обеспечение развития образовательных систем России»:

• создана система научного обеспечения структурными подразделениями университета развития региональных систем образования разного уровня;

• обеспечивается научно-методическое сопровождение деятельности экспериментальных площадок университета в образовательных системах разного типа и вида Санкт-Петербурга;

• разработаны и реализуются современные формы научно-методического сопровождения направлений модернизации российского образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

• обновлено качество образовательного процесса в системе повышения квалификации и переподготовки различных категорий кадров для университета и образовательных систем разного типа и вида Санкт-Петербурга и других регионов России.

В результате:

• созданы условия для новых форм взаимодействия университета с социальными партнерами;

• создано сетевое объединение педагогических и классических университетов «Педагогические кадры России»;

• университет укрепил свои позиции как базовый центр подготовки учителей;

• университет приобрел статус уполномоченного вуза Рособразования по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России;

• возросло количество образовательных учреждений и других организаций, использующих научно-методический и кадровый потенциал университета.

Конференция отмечает, что успехи реализации программы развития за прошедшее пятилетие обеспечены:

• серьезным «прорывом», достигнутым коллективом университета в ходе осуществления инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере»;

• кадровой политикой, которая нацелена на стимулирование, поддержку и социальную защиту сотрудников и обучающихся университета;

• существенно обновленной инфраструктурой университета (модернизированные и отремонтированные учебные аудитории, преобразованные котельные, новые корпуса на базе агробиологической станции в поселке Вырица, функционирующий центр обработки данных, структурированная кабельная сеть с высокой пропускной способностью, библиотека как современный информационнообразовательный центр и др.);

• эффективной деятельностью университета как базового вуза УМО по направлениям педагогического образования;

• постоянным обновлением и расширением международных связей;

• устойчивостью системы управления, которая направлена на содействие развитию университета и гарантирует успешность реализации принятых программ развития.

Конференция отмечает ряд нерешенных проблем, которые являются основой для определения целей и стратегических направлений программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг.:

• модернизация образовательной деятельности университета;

• развитие научной и инновационной деятельности университета;

• трансфер результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета и диссеминация передовых образовательных практик;

• развитие кадрового потенциала университета;

• развитие социального партнерства университета.

В качестве важнейших средств реализации стратегических направлений в программе рассматриваются:

• развитие инфраструктуры университета;

• оптимизация управления.

Конференция постановляет:

1 .Считать программу развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006—2010 гг. успешно реализованной.

2.Принять программу развития университета на 2011—2015 гг.

3.Сформировать органы управления реализацией программы развития.

Срок — до 1 февраля 2011 г.

Ответственный — ректор.

4.Структурным подразделениям университета разработать пятилетний план мероприятий по реализации программы развития.

Срок — до 15 февраля 2011 г.

Ответственные — проректоры и руководители структурных подразделений.

5.Разработать общеуниверситетский план мероприятий на 2011 г., направленный на реализацию программы развития.

Срок — до 1 марта 2011 г.

Ответственные — проректоры.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. А. И. ГЕРЦЕНА на 2011 — 2015 гг.

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. 1. Вызовы времени, на которые отвечает Программа развития РГПУ им. А. И. Герцена

В быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут иметь государства, которые смогут эффективно создавать, накапливать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Инновационное развитие, рассматриваемое как приоритетная задача обновления экономики и социальной сферы страны, во многом определяется уровнем качества образования, инновационностью данной сферы общественной жизни. Это обусловливает необходимость разработки новых моделей, программ и технологий

подготовки специалистов к инновационной деятельности, создания современной инфраструктуры научно-исследовательской деятельности, усиления государственнообщественного управления образованием, обеспечения научной обоснованности и системности решений, принимаемых на разных уровнях управления образованием.

Сегодня наша страна, как и весь мир, сталкивается с новыми вызовами, которые обусловили наличие следующих актуальных проблем в сфере образования.

1. Социальный заказ на образование отражает интересы государства, профессиональных сообществ, бизнеса, домохозяйств, каждого человека, общества в целом. Инвестиции в человека, повышение его образовательного уровня и инновационной активности являются необхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.