В 1-м номере журнала за этот год была дана информация о том, что суд признал недействительным решение отделения ФСС РФ об отказе учреждению здравоохранения в оплате родовых сертификатов, поскольку, согласно нормам действующего законодательства, оказание платных сервисных услуг не может служить законным основанием для отказа учреждению в оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовой период. Учитывая, что решение суда сложно найти в информационных базах, сегодня по просьбе читателей мы полностью публикуем этот документ.
Шеф-редактор Н.Г.Куракова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2009 г. по делу № А21-2033/2009
Федеральный арбитражный суд СевероЗападного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Журавлевой О.Р., Кочеровой Л.И., рассмотрев 26.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.05.2009 (судья Приходько Е.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 (судьи Згурская М.Л., ПротасН.И., Третьякова Н.О.) по делу № А21-2033/2009,
установил:
муниципальное учреждение здравоохранения Родильный дом № 3 (далее — Родильный дом) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), о признании недействительным решения государственного учреждения — Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее —
Фонд) от 14.08.2007 № 2 в части отказа в оплате 142 родовых сертификатов на общую сумму 768 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство здравоохранения Калининградской области и Управление здравоохранения Администрации городского округа «Город Калининград».
Решением суда первой инстанции от 27.05.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.08.2009, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Фондом проведена проверка организации Родильным домом учета и хранения родовых сертификатов, а также обоснованности выдачи родовых сертификатов за период с 19.01.2007 по 30.06.2007.
№2 Менеджщ
ЗОЮ здравоохранения >
В ходе проверки Фонд со ссылкой на пункт 17 «Порядка и условий оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни и выдачи женщинам родовых сертификатов», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.01.2007 №33 (далее — «Порядок и условия оплаты услуг»), сделал вывод о необоснованном предъявлении Родильным домом к оплате 142 талонов родовых сертификатов на общую сумму 768 000 руб. (из них 28 талонов № 1 по 3000 руб. и 114 талонов №2 по 6000 руб.) за услуги по медицинской помощи, оказанные женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период на платной основе.
По результатам проверки Фонд принял решение от 14.08.2007 №2, которым Родильному дому предписано возвратить 768 000 руб. оплаченных услуг по необоснованно предъявленным к оплате талонам родовых сертификатов.
Родильный дом не согласился с решением Фонда от 14.08.2007 № 2 и оспорил его в судебном порядке.
Кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования заявителя с учетом следующего.
Согласно статье 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Объем и виды бесплатной медицинской помощи определяются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, в соответствии с положениями которой стационарная помощь при родах предоставляется бесплатно.
В силу статьи 19 Федерального закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» Фонд социального страхования Российской Федерации за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в сумме 3000 руб., а в период родов и в послеродовом периоде в сумме 6000 руб. соответственно за каждую женщину, получившую указанные услуги.
Согласно пункту 7 Правил финансирования в 2007 году расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовом периоде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 869, оплата услуг по медицинской помощи осуществляется региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации на основании талонов родового сертификата (№ 1 и № 2).
В соответствии с пунктом 17 «Порядка и условий оплаты услуг» не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования.
1енеджер №3
здравоохранения ЗОЮ
Из изложенного следует, что если учреждение здравоохранения оказало женщинам услуги медицинской помощи в период родов и в послеродовой период на платной основе, то такие услуги не подлежат повторной оплате Фондом социального страхования Российской Федерации за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На основании материалов дела судами установлено, что 142 пациентки, которым Родильный дом оказывал услуги по медицинской помощи в период родов и в послеродовой период, оплатили дополнительно оказанные им медицинским учреждением сервисные услуги (предоставление палат повышенной комфортности).
Оказание Родильным домом сервисных платных услуг не противоречит законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем Фонд не представил доказательств того, что Родильный дом взимал с указанных 142 пациенток плату за оказание им услуг по медицинской помощи в период родов и в послеродовой период.
Оказание платных сервисных услуг не может служить законным основанием для отказа Родильному дому в оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовой период, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.12.2006 № 2Э4-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».
Оценив в совокупности и взаимосвязи все доказательства по делу, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным ненормативный акт Фонда в оспариваемой заявителем части.
Согласно части 3 статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении дела проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку при рассмотрении дела суды правильно установили обстоятельства дела, не нарушили нормы материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы Фонда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.05.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу № А21-2033/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения — Калининградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации — без удовлетворения.
Председательствующий Е.В.БОГЛАЧЕВА Судьи О.Р.ЖУРАВЛЕВА Л.И.КОЧЕРОВА
№2 Менеджер
ЗОЮ здравоохранения /