Вопросы и ответы
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ О.Г. КОГАН — ВЕДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Правомерно ли будет записать в Положении об оказании платных услуг в качестве основания для предоставления медицинских услуг на платной основе — «предоставление услуг, проводимых в порядке личной инициативы граждан при отсутствии соответствующего назначения в медицинской карте лечащим врачом».
Правильнее было бы сформулировать «при отсутствии медицинских показаний и соответствующего назначения». В данном случае основное условие оказания медицинской услуги за плату — отсутствие необходимости в ее оказании конкретному пациенту в определенной ситуации.
Учреждение в 2007 г. официально предложило купить пациенту в стационаре более дорогой препарат, чем могло обеспечить исходя из имеющегося финансирования. Пациент при этом подписал информированное согласие. Оба препарата входили в перечень медикаментов, утвержденных на уровне субъекта Федерации на 2006 г. (на 2007 г. такой перечень еще не был утвержден) и в федеральный перечень жизненно важных препаратов. Страховая организация на основании обращения гражданина требует вернуть ему деньги. Кто прав?
Права страховая организация. Перечень медикаментов, применяемый в рамках реализации Территориальной программы госгарантий, в соответствии с требованиями Минздравсоцразвития России, должен включать все жизненно важные лекарственные средства, определенные Правительством РФ. Все указанные в Перечне препараты должны предоставляться при оказании стационарной помощи бесплатно. Если лечение пациента можно провести с использованием тех лекарственных средств, которые имеются в стационаре, нет никакого смысла предлагать ему самому приобрести какие-либо препараты, тем более включенные в утвержденный перечень.
Менеджер
здравоохранения
Что подразумевается под услугами, оказываемыми учреждениями здравоохранения, на платной основе, и является ли основанием для отказа в оплате талона №2 родового сертификата оказание сервисных «бытовых» услуг, предоставляемых родильными домами.
В соответствии с утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 №33 «Порядок и условия оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и выдачи женщинам родовых сертификатов» не подлежат оплате и направлению в региональные отделения Фонда социального страхования талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования.
Средства, которые учреждение (родильный дом) получает от Фонда социального страхования при предъявлении талона № 2, являются дополнительными к средствам, выделяемым в рамках Территориальной программы госгарантий для оказания медицинской помощи в период родов и послеродовый период, и расходуются они на оплату труда медицинского персонала, оснащение медицинским оборудованием, инструментарием и мягким инвентарем, обеспечение медикаментами и изделиями медицинского назначения, дополнительным питанием беременных и кормящих. Соответственно, если женщине в период пребывания в родильном доме, были оказаны за плату услуги, в стоимость которых включены перечисленные позиции (а они включаются в стоимость любой медицинской услуги), дополнительных средств по родовому сертификату это учреждение не получит.
Предоставление немедицинских сервисных услуг (пребывание в палате повышенной комфортности, предоставление телевизора, холодильника и др.) не является основанием для отказа в оплате талона № 2, в том числе, если оказание немедицинских сервисных услуг является предметом договора ДМС (см. письмо Минздравсоцразвития России № 2989-ВС от 7 июня 2006).