Научная статья на тему 'Постановка задачи создания интеллектуализированной системы управления в социальной и экономической сферах'

Постановка задачи создания интеллектуализированной системы управления в социальной и экономической сферах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ / КЛИЕНТЫ / ИННОВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Николай Вячеславович

Развитие методов создания интеллектуализированных систем управления расширило области компьютеризации социальных и экономических систем. Однако при их создании имеются сложности на начальном этапе постановки задачи автоматизации. Описывается пример использования системного и кибернетического подходов к решению этой проблемы для применительно к клиентоориентированной системе управления жизненным циклом продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка задачи создания интеллектуализированной системы управления в социальной и экономической сферах»

Постановка задачи создания интеллектуализированной системы управления в социальной и экономической сферах Task Formulation for Creating an Intellectualized Control System in Social and Economic Spheres

Павлов Николай Вячеславович кандидат технический наук, доцент Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

кафедра предпринимательства и коммерции

pavlov@kafedrapik.ru

Аннотация. Развитие методов создания интеллектуализированных систем управления расширило области компьютеризации социальных и экономических систем. Однако при их создании имеются сложности на начальном этапе постановки задачи автоматизации. Описывается пример использования системного и кибернетического подходов к решению этой проблемы для применительно к клиентоориентированной системе управления жизненным циклом продукта.

Abstract. Recent achievements in creating intellectualized control systems widened the sphere of social and economic system computerization. But starting stage of task formulation is a problem. In this article an example of system and cybernetic approaches to solving this problem is described. This is an example of client-oriented system of product lifecycle control.

Ключевые слова: управление, интеллектуализация, постановка задачи, клиенты, инновация.

Keywords: control, intellectualization, task formulation, clients, innovation.

Введение

Быстрое развитие интеллектуализированных компьютерных средств позволяет по-новому взглянуть на автоматизацию систем управления различными сферами деятельности организаций. Инновационные компьютерные средства или обретают новый функционал в традиционных сферах, либо проникают в новые, еще не освоенные области деятельности организаций. Так, известны системы, изменяющие цены в автоматах по продаже напитков в зависимости от температуры, прогнозирующие заказ в кафе быстрого питания по видеоизображению покупателя, определяющие наиболее подходящую тематику рекламы на основе определения социальнодемографических характеристик пользователя на основании запросов, которые он делает в поисковых системах. Поэтому по-прежнему, или даже в большей степени актуальна задача определения границ (идентификации) создаваемой системы: цели ее создания, входных, промежуточных и выходных переменных, критериев оптимальности. В этой работе могут помочь как достижения теории автоматического управления, так и общие подходы теории систем и кибернетики.

Если 1990-е и 2000-е годы столь важным аспектам уделялось все же недостаточное внимание при создании прикладных систем, то в последние годы можно отметить положительную, по мнению автора, тенденцию: на начальном этапе разработки систем управления в социально-экономических системах успешно используются принципы системного и кибернетического подходов. Это дает четкую основу для всей дальнейшей разработки и внедрения автоматизированных систем в данной области.

Одним из важных положительных результатов быстрого развития научных электронных изданий стала широкая доступность работ высокого научного уровня, возможность основывать свои исследования и разработки на серьезной, фундаментальной основе. Это должно способствовать повышению уровня отечественных научных разработок.

В этой связи интересны примеры применения фундаментальных научных подходов к практическим задачам сегодняшнего дня [4, 1].

Подобные работы приносят большую пользу не только молодым ученым, но и упрощают деятельность уже состоявшихся специалистов.

Данная работа посвящена описанию процесса идентификации и определения параметров интеллектуализированной системы клиентоориентированного управления жизненным циклом продукта в малых производственных предприятиях. На этом примере демонстрируется использование системного и кибернетического подходов к данной проблеме.

Предпосылками создания подобных систем являются: важность малого бизнеса в реальном секторе экономики для развития страны, небольшие ресурсы, которыми располагают данные предприятия (это касается, в частности, высококвалифицированных кадров маркетологов), а также жесткая конкурентная борьба в области маркетинга. С одной стороны, это требует особой проработанности принимаемых решений, а с другой -использования новейших средств повышения эффективности функционирования этих предприятий. Для этого целесообразно использовать имеющийся развитый потенциал классических подходов и методик.

В инновационном процессе создания и внедрения систем управления социальными и экономическими системами наиболее важен начальный этап, который можно назвать идентификацией будущей системы. Это:

• определение цели создания;

• формулировка критерия оценки степени достижения этой цели;

• создание хотя бы предварительного перечня выполняемых функций;

• выделение объекта и субъекта управления;

• определение способа осуществления управления через набор управляемых переменных;

• описание имеющихся ограничений.

Если начать формирование подобной системы с четкого определения подхода в проблеме, дальнейшая работа значительно облегчается, так как не

приходится возвращаться к уже выполненным задачам и постоянно что-то уточнять.

Среди общенаучных подходов в данном случае полезны системный и кибернетический.

Применение системного подхода

Применительно к рассматриваемой области они подробно и полно описаны в работе [10]. Для поставленной задачи важны следующие принципы.

Принцип системности. В отличие от подхода [5], рассматривающего управление продуктом как деятельность менеджера по продукту, обеспечивающего плановые продажи (или, в итоге, прибыль) всеми средствами маркетинга, проблема будет рассмотрена более глубоко, если ограничиться лишь ассортиментом и его параметрами. Система управления жизненным циклом продукта - часть системы управления маркетинговой деятельностью и ограничивается компонентом «продукт» комплекса маркетинга. Производимые на предприятии продукты используется потребителями, причем наблюдается усиление не только прямых связей от производителя к потребителю (предложение продукта, его продвижение), но и обратных связей от потребителя к производителю (процессы поиска товара, покупки; отзывы; пожелания). В связи с этим потребителя следует включить в рассматриваемую систему как клиента, систематически взаимодействующего с производителем. Особую роль играют также покупатели. Известно, например, что подавляющее большинство покупателей электробритв - женщины, делающие подарки мужчинам. Однако в данном случае особое рассмотрение процесса покупки и его участников было бы излишним, так как это относится в основном к компоненту «продвижение» комплекса маркетинга.

Цель создания системы обеспечивает достижение цели функционирования предприятия. Автор [7] указывает на принципиальную

необходимость многокритериальности при формировании итоговой целевой функции, что объясняется необходимостью достичь противоречивых показателей, таких как долговременной и кратковременной прибыльности. Приходится искать компромисс, что и выливается в использование многокритериальности.

В качестве основной цели маркетинговой деятельности целесообразно взять максимальное использование рыночных возможностей [2]. Для этого в критерий достижения цели могут включаться, например, прибыльность; возможность управлять рынком; удовлетворенность клиентов; удовлетворенность работников. В разные моменты времени приоритет каждой из составляющих может меняться. Например, на определенных этапах можно пожертвовать прибыльностью ради завоевания рынка.

Для выделения элементов системы применяются принципы горизонтальной и вертикальной декомпозиции. Если рассматривать маркетинговые и аналитические подразделения предприятия, то они выполняют функцию анализа и подготовки решений, которые принимаются руководством различного уровня. В связи с этим роль маркетологов предприятия оказывается вспомогательной, а воздействия на ассортимент -опосредованными. Если же рассматривать весь жизненный цикл продукта, то при доведении продукта до потребителя задействованными оказываются подразделения, проектирующие новые продукты и их модификацию, занимающиеся снабжением, технологией, производством, маркетингом и собственно сбытом. Изучением потребителей и их реакции на новый продукт занимаются маркетологи-исследователи. Маркетологи-аналитики

занимаются обоснованием и подготовкой управленческих решений. В малых организациях эти функции может выполнять один человек или они могут быть отданы на аутсорсинг [9]. Клиенты также рассматриваются в двух взаимосвязанных аспектах: их поведение (поиск и получение информации о продукте, покупка продукта, его использование, высказывания по этому

поводу) и их удовлетворенность, которая определяет как реакцию, так и будущее поведение.

Следующие принципы системного подхода - принципы управляемости и контролируемости. В этом смысле управление продуктом и его ассортиментом - сложный объект. С точки зрения предприятия важно определить, какие продукты в какой момент начать выпускать, выпуск каких продуктов увеличивать или уменьшать, какие продукты и когда снимать с производства. Иными словами, оказывается, что необходимо управлять жизненным циклом продукта. Более конкретно это выглядит как управление моментами перехода от одной фазы жизненного цикла к другой. Этапы жизненного цикла подробно рассмотрены в работе [8]. Для иллюстрации достаточно рассмотреть переход от этапа роста к этапу зрелости и момент снятия продукта с производства. Первый переход происходит благодаря тому, что спрос на продукт перестает расти. Это определяется клиентами. Воздействие на этот момент возможно проводить опосредованно, через формирование удовлетворенности клиентов данным товаром и отношения к нему. Этап роста можно продлить различными маркетинговыми мероприятиями [3], например, подключением новых каналов продаж. А момент снятия товара с производства определяется руководством на основе анализа динамики продаж и ее прогнозов. Таким образом, воздействие на управляемые переменные происходит как напрямую, так и опосредованно. В итоге, для обеспечения контролируемости следует не только следить за динамикой продаж и делать ее прогнозы, но и обеспечить контроль за ментальными параметрами клиентов, их удовлетворенностью.

Наконец, стоит учесть принцип полиморфизации, отражающий множественность процессов и явлений. Для решения задач управления продуктом и маркетинговых исследований существует множество различных методов, обеспечивающих решение поставленных задач. Проектирование нового продукта может идти как интуитивно-творческими, так и логикосистематическими методами. Исследования ментальных характеристик

клиентов также проводятся целым спектром методов. Чтобы использовать наиболее подходящий к данной ситуации метод, необходимо проанализировать большое их число. Именно поэтому выделяется особый этап принятия решения: выбор метода решения задачи для конкретной ситуации. Это и составляет главную, наиболее сложную, наименее формализованную и автоматизированную проблему управления жизненным циклом продукта.

Применение кибернетического подхода

Частным вариантом системного подхода можно считать подход кибернетический. Его особенность состоит в том, что рассматриваются информационные связи между подсистемами. Важные принципы кибернетического подхода [1] к рассматриваемой системе выглядят следующим образом.

• Принцип необходимого разнообразия проявляется в том, что для управления в описанной сложной системе требуется управляющая часть соответствующей сложности. Это может реализовываться либо большим штатом маркетологов, аналитиков, управленцев, либо внедрением интеллектуальной системы управления, позволяющей работать с таким объектом управления, как поведение клиента. Второй путь предпочтительнее для малых предприятия ввиду ограниченности их ресурсов.

• Принцип эмерджентности (чем больше система и чем больше различия в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей) проявляется в различии функций работников организации. Так, для прибыльной реализации товара требуется решения из областей экономики, менеджмента, маркетинга, маркетинговых исследований. Они требуют различных компетенций. Даже в рамках управления продуктом и его жизненным циклом имеются совершенно различные виды деятельности и различные средства их компьютерной поддержки.

• Используется принцип внешнего дополнения или наличия резервов, с помощью которых компенсируются неучтенные воздействия внешней (реакция клиентов) и внутренней среды (психология работников, различие в их квалификации). Чтобы учесть эти воздействия, используются маркетинговые исследования

• Принцип обратной связи обеспечивает измерение фактически достигнутого состояния для его коррекции в желаемом направлении, а также позволяет системе осуществлять самонастройку, адаптацию к особенностям внешней и внутренней среды.

• Принцип выбора решения должен учитывать то, что решение практически всегда неоднозначно, причем различные решения имеют разную предпочтительность (как объективно, так и субъективно).

• Принцип иерархии управления виден в задании определенного уровня рассмотрения - уровня предприятия; в разделении стратегических, тактических целей и решений и оперативного управления. Кроме того, деятельность по управлению жизненным циклом продукта разбивается на подзадачи [8].

С учетом вышеописанного, деятельность по клиентоориентированному управлению жизненным циклом продукта отображена на рисунке.

Дополнительные комментарии к полученной структуре.

1. В данном случае рассматривается информационный аспект управления, поэтому полное движение самого продукта от создания до утилизации не показано. Кроме того, удобно считать, что, поскольку продукт имеет набор потребительских качеств, при передаче продукта клиенту (большая стрелка) происходит также передача информации о его качестве (тонкая стрелка).

2. Технологические аспекты здесь включены в производственный процесс, так как в данной работе акцент делается на взаимодействие производителя и потребителя, а не внутренние элементы производства.

3. Маркетинговая деятельность происходит опосредованно, через обоснование и подготовку управленческих решений. Результат деятельности маркетологов - проекты приказов, распоряжений, планов и программ реализации маркетинговых мероприятий, а также инструкции, рекомендации, которыми руководствуются работники при разработке маркетинговых мероприятий.

Маркетинговая деятельность по обоснованию и подготовке решений

Принятие решений 3

го

со

X

X

го

!_

о

о

о

X

си

I-

к

си

ч

X

си

Планируе-

мые

параметры

комплекса

маркетинга

Планируемые параметры продукта и его жизненного цикла

Маркетинговые исследования

Внешняя среда Клиенты

Поведение

клиентов

>

ч

о

а

ттж:

Удовлетво-

ренность

клиентов

-О го

О. I-

си ^ 2 ^ ГС £

го с С го

^ 5

ї£

го

в

о

!_

о

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

си

X

Реализация планов, контроль выполнения

Рис. Система клиентоориентированного управления жизненным циклом

продукта

4. Форма предоставления информации: результаты маркетинговых исследований, планы развития предприятия, приказы, указания.

Заключение

Таким образом, была сформулирована проблема

клиентоориентированного управления жизненным циклом продукта, определен состав и функции системы управления. Сделан первый, самый важный шаг на пути реализации этой системы.

Автор надеется, что приведенный пример поможет при автоматизации и интеллектуализации различных аспектов экономической деятельности организаций.

Библиографический список

1. Бир C. Кибернетика и менеджмент. - М.: ДомКнига. - 2010. - 280 с.

2. Кирюшкин А.А. Метод определения эффекта маркетинговой деятельности малой консалтинговой организации // Российское предпринимательство. - 2013. - № 9 (231) . - с. 80 - 84.

3. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер. -2014. - 800с.

4. Лапшин В.С. Системный подход в менеджменте: проблемы и перспективы.// Системное управление. - 2011. - вып.2 (12). - URL http://sisupr.mrsu.ru/2011-2/PDF/Lapshin.pdf.

5. Леманн Д. Р., Винер Р. С. Управление продуктом. - М.: Юнити-Дана. - 2008. - 719с.

6. Обзор и анализ существующих баз данных и экспертных систем принятия решения по выбору материала основных элементов конструкции / А. Е. Кишалов и др. // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 49-52

7. Остапенко Р. И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике. - Воронеж.: ВГПУ. - 2012. - 128 с.

8. Павлов Н.В. Методы и модели маркетинго-ориентированного управления жизненным циклом продукта. - СПб.: Изд-во СПбГПУ. - 2011. -206 с.

9. Павлов Н.В. Оценка целесообразности инноваций по управлению

продуктом в малых производственных предприятиях // Управление в социально-экономических системах, 2013. - № 11. - URL

http://uecs.ru/innovacii-investicii/item/2562-2013-11-27-08-55-40.

10. Усков В.В. Системные принципы исследования производственноэкономических систем // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Челябинск: Два комсомольца. - 2011. - с 133-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.