Научная статья на тему 'Постановка задачи разработки программы социально-экономического развития Пермского края'

Постановка задачи разработки программы социально-экономического развития Пермского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименков Геннадий Владимирович

Рассматривается принцип проектирования и управления социально-экономическим развитием региона как организационной интеллектуальной системой в контексте программного подхода и гуманитарного проектирования социально-экономических систем. Предлагаемый подход позволяет устанавливать отношения и связи между исследуемыми явлениями подобно связям и отношениям в живых системах, а затем с помощью аналитических методов по имеющимся данным и управляющим воздействиям позволяет трансформировать (перевести) систему из исходного в целевое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клименков Геннадий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка задачи разработки программы социально-экономического развития Пермского края»

Геннадий Владимирович Клименков

Кандидат технических наук, доцент, заведующий сектором региональной инновационной политики и развития Пермского филиала Института экономики

Постановка задачи разработки программы социально-экономического развития Пермского края

Постановка задачи разработки программы социально-экономического развития может быть существенно разной в идеологии различных специалистов. По мнению ряда разработчиков, программа не является чисто административным документом. Она является договором общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства.

Общей предпосылкой является то, что управление социально-экономическим развитием региона осуществляется организационной интеллектуальной системой. При этом одними из основных функций программы являются - соотнесение позиций; сорганизация разработчиков и исполнителей; формирование и развитие их компетенций (функциональной готовности) и комптентностей (функциональной активности); формирование и развитие региональной рефлексивно-деятельностной развивающей среды; формирование развивающих и развивающихся отношений на всех уровнях и между уровнями управления. Такой подход нами разработан и эффективно внедряется во многих территориях РФ (более 27 территорий) в контексте программного подхода и гуманитарного проектирования социально-экономических систем. В организационно-интеллектуальной системе осуществляется согласование целей, строятся отношения подчинения, партнерства, коммуникации и т.д. Работа параллельно выстраивается и по административной, и по законодательной вертикали при одновременном развитии научного, научно-методического, методического, учебно-методического, инновационного и информационного сопровождения разработки и реализации программы.

Сама идея управления на основе программы связана с выделением функции руководства, управления и исполнения. Без них такое управление невозможно, но при этом в управляющей структуре возникают две существенно различные позиции по отношению к программе -разработчика и пользователя.

Действительно, в настоящее время пользователь совершенно не обязан знать о средствах и технологии разработки программы. Он выступает в качестве одного из видов элемента организационной системы - руководителя, управляющего или исполнителя. Его компетентность и понимание программы должно обеспечивать ему функционирование в организационной системе. Очевидно, что в таком понимании должны быть выявлены и зафиксированы лишь общие свойства подобных систем. Совсем другое понимание позиции по отношению к программе у разработчиков, которые обращают внимание на высокопрофессиональное научно-методологическое обеспечение разработки программы. Когда речь идет о методах разработки программы для регионов, наблюдается значительное разнообразие пониманий ее содержания. Управление социальноэкономическим развитием региона - объект теорий различных дисциплин. Это связано с тем, что конкретные ситуации требуют известных спецификаций различных аспектов представлений об управлении регионом и особенностей задач, которые решаются при разработке программ, соответствующих средств моделирования или просто автоматизации процессов вычислений. По существу, выделяются различные варианты разработки программ, отличающиеся друг от друга содержательными представлениями, средствами, особенностями решаемых задач, что создает неопределенность в методологии разработки программы. Следует учесть, что программный подход к управлению социально-экономическим развитием региона является конкретизацией системного подхода. Пользователь может обходиться некоторым общим пониманием обсуждаемого подхода, так как он сам есть часть проектируемой системы (управляющей структуры). На основе подходов

разработчика задается содержание его подготовки и проводится его обучение. Поэтому программный подход для пользователя - это всего лишь некоторое частичное отражение методологии проектировщика организационной системы. Он необходим лишь для обеспечения функционирования управленца-администратора и имеет подчиненное значение по отношению к проектируемой системе, являясь некоторым составляющим элементом.

Система управления регионом, состоящая из субъекта и объекта управления, имеет дело с двухплоскостной структурой знания.

Нижняя плоскость представлена множеством элементарных объектов с их свойствами, связями и отношениями объекта управления (управляемой структуры). Она называется предметной областью. Верхняя плоскость знания представлена совокупностью целевых программ, планов, перспективных и текущих решений. В ней фиксируются все элементы, связи и отношения элементов субъекта (управляющей структуры). Они в своем составе содержат большую часть прескриптивных предложений (предикатов), создающих условия для предписывающих, определяющих акты поведения элементов управляющей структуры (объекта), а также дескриптивные предложения, описывающие элементы систем, их свойства и отношения.

Таким образом, программа социально-экономического развития Пермского края в 2006-2010 гг. и на период до 2015 г. должна представлять собой объединение двух частей - прескриптивной и дескриптивной. Основной здесь является прескриптивная часть. Программа в целом представляет собой сложную систему поведения отображаемой в ней социально-экономической системы -Пермского края - и используется для управления ее устойчивым развитием.

Особого внимания заслуживает проблема адекватности программы. Как и естественнонаучные гипотезы, программа социально-экономического развития подлежит проверке, подтверждению или опровержению, а также корректировке. Поэтому вполне оправданно рассматривать программу как совокупность прескриптивных гипотез, что позволяет создавать возможность использования методов ситуационного управления для ее формирования, корректировки и применения. Программа является общим результатом применения методов ситуационного управления. В ней объединены в интегрированном представлении цели, ресурсы, пространство, время, а также функции руководства, управления и исполнения, необходимые для осуществления процесса достижения всех объявленных целей системы. В результате получается программа-гипотеза, поэтому необходима ее проверка и корректировка. Для этого требуется информация о социально-экономической системе, ее поведении, которую можно получить путем экспериментального исследования.

Поскольку натурный эксперимент в натурной форме для нашего случая невозможен, его необходимо проводить на логико-лингвистических моделях.

При работе с системами, с которыми сталкивается сейчас теория управления, не приходится надеяться на возможность использования эвристических методов анализа объекта управления (в техническом задании на разработку содержатся: цель, задачи работы, состав и содержание работы, но не указаны методы работ). Программа состоит в самом описании методов управления уникальной социально-экономической системой Пермского края, учета в этом описании не только его специфической структуры и функционирования, но и методов руководства, возможностей, развития системы во времени. Необходим ситуационный подход, который позволял бы описывать на едином языке как управляющую структуру (объект) и ее функционирование, так и процедуру управления ее развитием.

Рассмотрим постановку задачи разработки программы на концептуальном уровне изложения, в схему которой укладываются установленные требования. Программный подход является одним из специальных методов структуризации системы, с помощью которых устанавливаются отношения и связи между исследуемыми явлениями, а с помощью аналитических методов по имеющимся данным и управляющим воздействиям из исходной ситуации система трансформируется (переходит) в целевое состояние. Установление отношений и связей в исходной ситуации выступает необходимой предпосылкой для постановки задачи и последующих аналитических исследований, логических исчислений.

В составе технического задания на разработку проекта Программы социальноэкономического развития Пермского края, ее концепции следует выделить шесть взаимосвязанных задач (разделов), соответствующих тем основным частям проектируемой системы управления, между которыми устанавливаются взаимосвязи в процессе управления. Они охватывают основные направления работ, по которым осуществляется управление процессами достижения желаемого будущего, т.е. целевого состояния - устойчивого развития региона.

Описание функций руководства. Реализация функций руководства предполагает:

выработку представлений о желаемом состоянии социально-экономической и общественной безопасности;

формирование правил определения составляющих стратегической цели, их первоначальной постановки и корректировки, установление сроков достижения целей, формирование целевых нормативов, обеспечение ресурсами;

формирование правил распределения функций управления и исполнения, необходимых для достижения целевого состояния, определение ответственности руководителей;

формирование стратегической цели;

выявление проблемных ситуаций - узких мест, диспропорций; контроль за работоспособностью управляющей структуры;

формирование модели проблемной области - дискретно-ситуационной сети.

Описание системы целей элементов объекта управления и элементов управляющей структуры (субъекта управления). В нем выделяется стратегическая цель - качество жизни населения (жизнедеятельности населения) и множество ее составляющих подцелей, целевых нормативов; множество подцелей, выступающих в качестве опосредствующих, определяющих возможности, обеспечивающих достижение конечных целей. В разделе отражаются все взаимоотношения (временные, пространственные), структурируются объект управления и управляющая структура - формируется система социально-экономических микрорайонов (управляющих округов) на территории края.

Описание жизненных циклов ресурсов (с правилами и ограничениями перехода от источников поступления до направления выбытия).

Предложения по методам непрерывного стратегического планирования в отраслевом и территориальном разрезе. Разработка альтернативных сетевых моделей достижения целей развития Пермского края на всех уровнях территориальной иерархии, содержащих упорядоченные во времени мероприятия по разрешению проблемных ситуаций с учетом состояния ресурсной базы, включая формирование перечня и основных параметров проектов (управляющих воздействий в сфере экономики, социального развития, экологии и т.д.) в связи с возможностью варьирования условий, в которых выполняется данная программа. В нее входят описания ситуаций выбора возможных вариантов реализации предлагаемых проектов и действий внешних факторов.

В сетевом графике объекта управления отражаются проекты, направленные на достижение стратегической цели. Например, развитие системы региональных дорог, реконструкция средств энергетической инфраструктуры, газификация области, создание транспортных коридоров, инвестиционные проекты крупного капитала - «страт-холдеров» (Уралкалий, Сильвинит, ЛУКойл и т.д.), инновационные наукоемкие проекты, проекты по развитию туризма и малого бизнеса и т.д.

В сетевом графике субъекта управления отражаются мероприятия, проводимые органами государственной власти и местного самоуправления, налоговая, тарифнаая, инновационная политика, адресная поддержка проектов, привлечение федеральных ресурсов, т.е. создание условий для реализации мероприятий в объекте по достижению стратегической цели. Здесь же должны быть указаны мероприятия нормативного закрепления механизмов реализации данной программы в рамках стратегического плана, в частности внесения изменений в законодательство Пермского края, переводящего процесс бюджетного планирования из логики составления сметы расходов в логику реального перманентного экономического планирования: годового,

среднесрочного, стратегического.

Описание функций управления: правила распределения и закрепления функций по элементам управляющей структуры. Функции могут по-разному распределяться между организациями, входящими в управляющую структуру. Функции планирования, координации, организации, контроля.

Описание функций исполнения (контроль, корректировка) в их связи с целями дается во втором разделе. Распределение, перераспределение таких функций и определение ответственности осуществляется реально благодаря деятельности руководства. Предполагаются способы, которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления влияют на достижение результатов, определяются стандарты качества их услуг.

Процесс формирования Программы социально-экономического развития Пермского края осуществляется по правилам разработанного нами программного подхода, гуманитарного проектирования социально-экономических систем и содержит основные операции, соответствующие перечисленным выше для предлагаемых нами ее разделов.

В контексте практической реализации успешно внедряются программно-целевой метод программирования; гуманитарное проектирование социально-экономических систем; в контексте

реализации Федерального закона № 131 развиты основы местного самоуправления в направлении социально-экономического регулирования; разработаны теория качества жизнедеятельности и основные технологии ее внедрения; развиты основные принципы устойчивого развития образования и науки. В части психолого-педагогического сопровождения разработаны и успешно внедряются технология в рамках разработанных концепций системы развивающих и развивающихся отношений, концепции рефлексивной психологии и психологии творчества, теории ядра творчества, модели рефлексивно-творческой регуляции интеллектуально-коммукационных систем, рефлексивно-позиционный подход к совместному решению творческих задач, рефлексивно-творческий подход к профессионально-личностному развитию в непрерывном профессиональном образовании и др.

•к •к •к •к •к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.