Научная статья на тему 'Моделирование процесса обеспечения комплексной безопасности социально-экономических систем'

Моделирование процесса обеспечения комплексной безопасности социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пыткин Александр Николаевич, Кукор Борис Леонидович, Клименков Геннадий Владимирович

Предложен инструментарий для исследования безопасности взаимодействия социально-экономических систем через разработку моделей ситуационного управления в рамках построения логико-лингвистических моделей больших систем. Приоритет во всей совокупности имеющихся подходов к стратегированию и рассмотрению условий безопасности отдается устойчивому развитию, при котором рассматривается баланс социальной, экономической, институциональной и экологической составляющих аспектов безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пыткин Александр Николаевич, Кукор Борис Леонидович, Клименков Геннадий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса обеспечения комплексной безопасности социально-экономических систем»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147).

Экономика. Вып. 20. С. 28-30.

А. Н. Пыткин, Б. Л. Кукор, Г. В. Клименков

моделирование процесса обеспечения комплексной безопасности социально-экономических систем

Предложен инструментарий для исследования безопасности взаимодействия социальноэкономических систем через разработку моделей ситуационного управления в рамках построения логико-лингвистических моделей больших систем. Приоритет во всей совокупности имеющихся подходов к стратегированию и рассмотрению условий безопасности отдается устойчивому развитию, при котором рассматривается баланс социальной, экономической, институциональной и экологической составляющих аспектов безопасности.

Ключевые слова: безопасность, развитие территорий.

Понятие безопасности системы имеет две стороны: внешнюю, определяющую воздействие объекта на среду, и внутреннюю, характеризующую свойства сохранения ее целостности, сопротивляемости объекта по отношению к действиям среды.

Под безопасностью, как одного из важнейших показателей качества социальных, экономических, институциональных и экологических систем, через разнообразие технических, биологических, социально-экономических систем управления в Законе РФ «О безопасности» понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

Всеобщая озабоченность возникновением разнообразных угроз и опасностей, отраженная в Законе, необходимость разработки механизма обеспечения безопасности требует уточнения и конкретизации выдвинутых положений. В современный лексикон вошли многочисленные определения безопасности: экономической, экологической, военной, продовольственной, международной, политической и т. п. В целом, безопасность есть характеристика, выстроенная на взаимодействии системы и среды.

Как отмечается коллективом ученых под руководством академика В. К. Сенчагова, понятие экономической безопасности не несет конъюнктурного характера [1]. Поскольку экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, в понятие национальной безопасности входит понятие экономической безопасности. «Сущность экономической безопасности

можно определить как состояние экономики и институтов власти, при которой обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [1. С. 12]. Кроме того, авторы подчеркивают, что понятие экономической безопасности предполагает «готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» [1. С. 12].

Стратегическое обеспечение комплексной безопасности социально-экономической системы включает в себя разработку стратегии для всех проблемных ситуаций (ПС). Важнейшими компонентами ПС считаются:

— признание особых национально-государственных интересов и целей России;

— социальная направленность политики;

— инновационное развитие экономики;

— достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [1].

Механизм реализации и защиты национальных интересов развития экономики, поддержания социально-экономического равновесия — это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. «Он включает в себя следующие элементы: объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности: выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей,

несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам; деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики» [1. С. 12].

К ПС, содержащим ключевые экономические угрозы, следует отнести:

— внутренние либеральные принципы механизма государственного управления, несущие дезорганизационную идеологию. Как справедливо отмечено в указанной ранее работе, «без идеологии развития, подъема нельзя решить задачи экономической безопасности» [1. С. 16]. Эта угроза способствует порождению ряда других серьезных проблемных ситуаций:

— инфляция;

— «долларизация» экономики;

— усиление структурной деформации экономики. Экономике России необходимо развитие, сопровождающееся структурными изменениями в соответствии со стратегическими целями;

— снижение инновационной и инвестиционной активности и разрешение научно-технического потенциала;

— превращение России в топливно-сырьевую периферию развитых стран;

— углубление имущественного расслоения общества;

— чрезмерная открытость экономики;

— коррупция и др.

Разнообразие безопасности соответствует количеству управляемых систем и их функциональных предназначений.

Используемые в многочисленных исследованиях традиционные математические подходы, методы не в состоянии предложить адекватный аппарат исследований безопасности взаимодействия социально-экономических систем. Нами предлагаются модели ситуационного управления в рамках построения логико-лингвистических моделей больших систем. Для иллюстрации применяемых нами подходов к формированию стратегии комплексной (в том числе экономической) безопасности схематично рассмотрим применение логико-лингвистического метода моделирования системы управления экономикой.

Процесс управления — информационнологический процесс в виде деятельности субъекта управления по выработке управляющих воздействий на объект с целью его перевода из фактического состояния (А) в желаемое для субъекта

состояние (А7). Расхождение между А и А7 является проблемой. По этой причине, управление

— есть процесс распознавания и разрешения субъектом управления ПС. Проблемные ситуации многочисленны и разнообразны и представляют собой угрозы сохранению целостности системы.

Внутренняя безопасность — характеристика целостности системы, позволяющей поддерживать устойчивое равновесие при движении в целевое состояние А7. Описывать эту способность и условия регулируемых, а также спонтанных внешних и внутренних воздействий целесообразно через систему понятий: граничные условия системы, информация, логика, риски, равновесие, ответственность и т. д.

Внешняя безопасность — способность системы взаимодействовать со средой без нарушения устойчивого динамического равновесия среды. При этом следует помнить, что субъект управления ответственен за устойчивое равновесие (безопасность) как объекта, так и среды.

Нарушение состояния устойчивого равновесия может привести к изменению важнейших параметров, характеризующих состояние объекта и среды (критериев состояния), в том числе и параметров, принятых за допустимые нормы (нормы критериев состояния), а в последующем — привести к необратимым изменениям, разрушению.

Высказывать какие-либо общие рекомендации относительно стратегий взаимодействия систем с соблюдением требований безопасности без серьезного теоретического обоснования безопасности и инструментального обеспечения в силу многофакторности проблем, неопределенности оценки состояний ответов, затруднительно. Нами разработан необходимый инструментарий, который позволяет строить модели проблемных ситуаций, описывать тенденции развития ситуаций взаимодействия в логиколингвистической форме, через применение к построению проблемных ситуаций алгоритма логического вывода и оценки безопасности. Для этого формируется показатель безопасности через фиксирование граничных значений введенных количественных показателей (норм критериев состояния), характеризующих ситуации и, базируясь на них, измеряется уровень безопасности системы для принятия мер, исключающих ее дезинтеграцию. Инструментальная база, строящаяся на основе теории безопасности, позволяет

предвидеть возникновение проблемных ситуаций, грозящих разрушению системы, разрабатывать соответствующие управляющие воздействия по предупреждению, предотвращению возникающих ситуаций.

Объективную оценку безопасности целесообразно произвести на основе определения и анализа причин, вызывающих проблемные ситуации. Для этого следует определять виды ПС, выделять их информативные признаки, определив условия их идентификации и разрешения,— всё это с целью установления устойчивого равновесия.

По нашему мнению, область безопасности может быть определена и организована на основе моделирования предметной области (т. е. через функционирование системы в реальных условиях воздействия дестабилизирующих факторов среды). При этом модель системы должна содержать базовые понятия (элементы систем) и отношение между ними. Элементы системы и отношения определяются потребностями и связанными с ними функциями и потенциальными возможностями системы.

Обеспечение безопасности системы управления зависит от эффективности ее деятельности и деятельности ее руководства (управляющей структуры). Эффективность деятельности характеризуется степенью реализации возможности своевременного распознавания и разрешения ПС разных классов. Показатель эффективности системы безопасности оценивается потенциальным эффектом от предотвращенных последствий ПС — вмененных издержек, потерь, затрат соответствующих ресурсов.

В целом работоспособность управляющей структуры оценивается с помощью показателя скорости распознавания и разрешения ПС. Минимизировать экономические, экологические и другие потери, а также тесно связанные с ними границы других ПС возможно только через социальное, экономическое, институциональное, экологическое развитие, предполагающее соответствующие аспекты инновационного развития и системное внедрение инноваций [2].

Внедрение инноваций, развитие территории в целом (Российской Федерации, региона, муниципального образования, поселения) закладывается через разработку и реализацию программных документов: стратегии (на 25-30 лет), стратегического плана (на 10-15 лет) и программы (на 5-8 лет) развития, схемы территориального

развития, генерального плана, многочисленных целевых комплексных программ развития, которые формируются на основе отраслевых целевых программ по направлениям жизнедеятельности. В силу складывающихся тенденций, изменений на уровне Российской Федерации, социума, мира приоритет во всей совокупности имеющихся подходов к стратегированию, рассмотрению условий безопасности отдается устойчивому развитию. В соответствии с действующими в мире представлениями об оценке устойчивого развития территории, программные документы должны разрабатываться в соответствии с определенными целевыми установками, ресурсами и ограничениями, которые вводятся в управление, критериями оценки и мониторинга развития [3].

Применительно к территориальному развитию в современных условиях целесообразно рассматривать следующие аспекты безопасности: социальная, экономическая, институциональная и экологическая ценность и безопасность. Ограничения по безопасности определяют внутренние и внешние ресурсы (потенциал) — территориально-административные, технологические, финансовые, природные, интеллектуальные, трудовые (кадровые, человеческие). Эти ограничения влияют на формирование и развитие инфраструктуры (социальной, экологической, экономической, институциональной, инновационно-инвестиционной и т. п.), а в последующем и на совершенствование системы управления, нормативно-правовую деятельность, ведение научно-методической, кадровой работы, материально-техническое и финансовое обеспечение, построение системы финансового менеджмента в муниципальном образовании, в регионе, на развитие местного самоуправления и т. д.

Список литературы

1. Экономическаябезопасность. Производство-финансы-банки / под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.

2. Клименков, Г В. Инновационное устойчивое социально-экономическое развитие Пермского края: проблемы и возможности // Журн. экон. теории. РАН, Отд-ние обществ. наук. Секция экономики. Ин-т экономики УрО РАН. 2006. № 4. С. 76-97.

3. Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.