Научная статья на тему 'Постановка задачи и некоторые результаты исследования погрешности известных формул для оценки средних значений характеристик состояния металла в очаге деформации при горячей прокатке'

Постановка задачи и некоторые результаты исследования погрешности известных формул для оценки средних значений характеристик состояния металла в очаге деформации при горячей прокатке Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
249
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
горячая прокатка / степень деформации / скорость деформации / очаг деформации / охлаждение металла при контакте с валками / деформационный разогрев

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Румянцев Михаил Игоревич, Белов Владимир Игоревич, Разгулин Игорь Андреевич

В данной статье поставлена и реализована в программном комплексе DEFORM 3D задача оценки средних значений степени и скорости деформации при горячей прокатке. Для тестового примера наименьшая погрешность расчета степени деформации получена при использовании формулы относительного обжатия первого вида, а наименьшая погрешность расчета скорости деформации – при использовании формулы А.И. Целикова. Выполнены постановки задач для определения с помощью программного комплекса DEFORM 3D составляющих изменения температуры металла в очаге деформации при горячей прокатке. Среди известных формул выявлены те, которые дают наименьшую погрешность расчета для условий тестовых примеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Румянцев Михаил Игоревич, Белов Владимир Игоревич, Разгулин Игорь Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка задачи и некоторые результаты исследования погрешности известных формул для оценки средних значений характеристик состояния металла в очаге деформации при горячей прокатке»

М.И. Румянцев, В.И. Белов, И.А. Разгулин

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОГРЕШНОСТИ ИЗВЕСТНЫХ ФОРМУЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СРЕДНИХ ЗНАЧЕНИЙ ХАРАКТЕРИСТИК СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛА В ОЧАГЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРИ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКЕ

В данной статье поставлена и реализована в программном комплексе DEFORM 3D задача оценки средних значений степени и скорости деформации при горячей прокатке. Для тестового примера наименьшая погрешность расчета степени деформации получена при использовании формулы относительного обжатия первого вида, а наименьшая погрешность расчета скорости деформации - при использовании формулы А.И. Целикова. Выполнены постановки задач для определения с помощью программного комплекса DEFORM 3D составляющих изменения температуры металла в очаге деформации при горячей прокатке. Среди известных формул выявлены те, которые дают наименьшую погрешность расчета для условий тестовых примеров.

Ключевые слова: горячая прокатка, степень деформации, скорость деформации, очаг деформации, охлаждение металла при контакте с валками, деформационный разогрев.

При разработке и анализе процесса горячей прокатки в режиме реального времени, например, при автоматическом управлении процессом, важное значение имеет задача снижения погрешности расчета усредненных значений различных характеристик состояния металла в очаге деформации, например таких, как степень ^ и скорость з деформации, охлаждение в результате теплоотдачи рабочим валкам At и разогрев At за счет энергии пластической деформации.

Известно много формул для расчета указанных параметров, но каждая из них выведена с определенными допущениями. Чтобы оценить применимость той или другой формулы в конкретных условиях прокатки, необходимо сравнить результаты расчета по данной формуле с результатами эксперимента. Однако исследования в широком диапазоне граничных условий путем физического эксперимента требуют значительных затрат времени и материальных ресурсов. Поэтому в данном исследовании расчеты по различным формулам сравнивали с результатами моделирования в программном комплексе DEFORM 3D, который позволяет проводить анализ процесса прокатки при минимальном количестве допущений [1].

Среднее значение х характеристики х, распределенной по длине х и высоте h очага в виде х( h, х), определяли отношением интеграла по площади продольного сечения очага деформации к его длине lx:

lx hl 2

х =

| | х(h, х) dhdx 0 -h/2_ (1)

l '

а среднее значение характеристики, распределенной по высоте н некоторого сечения, отношением:

Н 2

_ IХ(Н)М (2)

Собственно интегрирование выполняли методом трапеций для числового массива, полученного извлечением из базы данных решения тех значений, которые соответствуют 10 сечениям, расположенным по длине 1х очага деформации с шагом \ = 1х/10, и в точках, распределенных по высоте н каждого сечения с шагом \ = Н/10.

Для отработки методики исследования погрешности формул расчета степени и скорости деформации в качестве примера рассматривается прокатка раската размерами 186x1950x5150 мм с обжатием 20 мм. Диаметр валков

1000 мм, скорость их вращения 2,73 рад/с. Таким условиям соответствует высота очага деформации 1х/кср =1,07. Температура раската 1210оС, окружающего

воздуха 20 оС.

При постановке задачи принято: среда - жестко-пластическая; марка прокатываемой стали - Л1Б1-1045; контактное трение по Зибелю при т = 0,25. Для раската и обоих валков сгенерировали сетку, состоящую из 8000 элемеСткшень деформации определяли по распределению интенсивности деформации е.. В качестве примера показаны распределения е. по высоте очага деформации вблизи сечений входа и выхода (рис. 1).

а

б

Рис. 1. Распределение интенсивности деформации по высоте очага вблизи сечения входа (а) и выхода (б)

Применительно к анализируемому случаю в начале очага деформации е. находится в пределах от 0,030 до 0,055. К сечению выхода из очага деформации е находится в пределах от 0,13 до 0,15. Наибольшая интенсивность деформации наблюдается у контактной поверхности. Среднее в пределах очага значение интенсивности деформации, т. е. степень деформации = 0,192.

В табл. 1 приведены результаты расчетов степени деформации по различным формулам. Сравнение расчетных значений со значением, определенным при моделировании в программе DEFORM, показывает, что наименьшую погрешность дает вычисление степени деформации по формуле (3), т. е. как относительного обжатия первого вида.

Для оценки средней скорости деформации з исследовали распределение по длине и высоте очага скорости деформации сжатия в . В качестве примера показаны распределения в по высоте очага деформации вблизи сечений входа и выхода (рис. 2).

а б

Рис. 2. Распределение скорости деформации по высоте очага вблизи сечения входа (а) и выхода (б)

Закономерности распределения в по длине и высоте очага такие же, как у распределения интенсивности деформации - от сечения входа к сечению выхода абсолютное значение скорости деформации возрастает (от 0,070...0,085 до 0,090...0,115), а наибольшие значения наблюдаются вблизи контактной по-

Таблица 1 Погрешность расчета степени деформации по различным формулам

Формула Значение Погрешность, %

* = (3) 0,22 17,60

* = (4) 0,25 32,29

* = (5) 0,15 -21,59

верхности. Скорость деформации з есть абсолютная величина среднего значения скоростей деформации в пределах всего очага и равна 1,73 с-1.

На рис. 3 показаны погрешности расчетов скорости деформации по различным формулам, приведенным в работе [2]. Наименьшую погрешность 0,6% дает вычисление по формуле А.И. Целикова, которая имеет следующий вид:

»=^,

L h

где v - окружная скорость рабочих валков.

(6)

Рис. 3. Погрешность оценивания средней скорости деформации по различным формулам: С. Экелунда (1), Л. Вайса (2), В. Тринкса (3), Х. Гоффа и Т. Даля (4), А.А. Королева (5), Д.И. Старченко (6), Р. Симса (7), А.И. Целикова (8), В.Н. Выдрина (9)

Для исследования изменения температуры металла в очаге деформации были поставлены две задачи и, соответственно, созданы две конечно-элементные модели, а в качестве тестовых примеров выбрали примеры из книги [2]. В одном из них (стр. 149) рассматривается расчет охлаждения при взаимодействии с рабочими валками, а в другом (стр. 160) - расчет разогрева в результате пластической деформации.

Охлаждение металла за счет передачи тепла валкам исследовали для случая прокатки: полоса из малоуглеродистой стали; толщина перед деформацией = 20 мм, а после деформации \ =10 мм; исходная температура металла ^ = 900°С; температура валков = 85°С; радиус валков Я. = 400 мм, а скорость их вращения о = 18,785 с-1. При моделировании были приняты следующие допущения: материал - сталь Л181 1045 из базы данных программного комплекса; деформируемая среда - пластичная; валки - жесткие; число шагов - 25 каждый длительностью по 0,05 с; контактное трение отображается законом Зибеля при т = 0,3; коэффициент теплопередачи между валками и заготовкой -

л

11000 Вт/(м -К), коэффициент перехода механической энергии в тепловую равен нулю.

На рис. 4 представлены распределения температуры по толщине полосы в сечениях входа и выхода очага деформации.

а б

Рис. 4. Распределение температуры металла по толщине полосы в сечениях

входа (а) и выхода (б) при охлаждении в результате контакта с валками

На входе в очаг температура поверхности полосы стала примерно на 10 °С меньше, чем в середине, а среднее значение по толщине полосы 896°С (определено численным интегрированием по методу трапеций). На выходе из очага градиент температуры увеличился до 20°С, причем температура в середине полосы за время перемещения металла через очаг деформации не изменилась.

Средняя по толщине сечения выхода температура равна 880оС. Таким образом, при граничных условиях тестового примера охлаждение полосы в результате теплопередачи валкам Дгскг = 16оС. Различия между полученным значением и значениями Дгскг, рассчитанными по различным формулам, иллюстрирует рис. 5.

Рис. 5. Погрешности расчета Д1СКГ по различным формулам: (1) В. Тринкса; (2) В.А. Тягунова; (3) Г.П. Иванцова; (4) Ш. Гелеи; (5) Н.Н. Крейндлина; (6) Х. Венцеля; (7) Ю.Д. Железнова, Б.А. Цифриновича; (8) О. Павельски;

(9) Ф. Серединского; (10) В.М. Луговского; (11) Ю.В. Коновалова, А.Л. Остапенко; (12) Ю.В. Коновалова, А.Л. Остапенко; (13) С.Л. Коцаря,

Б.А. Полякова, М.И. Псела; (14) И.М. Мееровича, И.Ф. Франценюка, Ю.Д. Железнова и др.; (15) И. Шварцера; (16) У. Лангера; (17) В.И. Зюзина, М.Д. Залесова, Л.Д. Ломтева; (18) Х. Какадо, Х. Нишимура, К. Нишимура; (19) Ю.В. Коновалова, А.Л. Остапенко, В.И. Пономарева; (20) И. Шварцера; (21) Ю.В. Коновалова, А.Л. Остапенко, В.И. Пономарева

Наименьшая по модулю погрешность (9,76%) получается при расчете по формуле О. Павельски:

1хУя (К + И, )2

Дt =(г - г )-

Р с

* п п

(7)

где аСМ!Г - коэффициент теплопередачи на контакте валка и полосы; рп и сп -плотность и теплоемкость полосы; \п - скорость выхода полосы из валков; 1х -

длина очага деформации.

Разогрев металла за счет деформации исследовали для следующего случая прокатки: полоса из низкоуглеродистой стали; \ = 33,5 мм и \ = 17,2 мм;

¿0 = 975°С; 1х = 79,5 мм; \п = 0,97 м/с. При моделировании были приняты следующие допущения: материал - сталь Л1Ш 1045 из базы данных программного комплекса; деформируемая среда - пластичная; валки - жесткие; число шагов -27 каждый длительностью по 0,25 с; контактное трение отображается законом Зибеля при т = 0,3; коэффициент перехода механической энергии в тепловую -0,75. На рис. 6 представлены распределения температуры по толщине полосы в сечениях входа и выхода очага деформации. После входа в очаг деформации происходит разогрев полосы примерно на 2°С, температура поверхности полосы примерно на 0,5°С меньше, чем в середине. Среднее по толщине значение температуры равно 976,5°С. На выходе из очага температура в середине полосы возросла примерно на 10-15°С, а в приконтактных слоях разогрев достигает 50-60°С. Градиент температуры увеличился до 40°С, а средняя по толщине температура равна 1010°С. Таким образом, при граничных условиях тестового примера увеличение температуры полосы в результате пластической деформации дч = 33,5°С.

а б

Рис. 6. Распределение температуры металла по толщине полосы

после сечения входа (а) и перед сечением выхода (б)

На рис. 7 приведен график, иллюстрирующий различия между полученным значением увеличения температуры и значениями д^, рассчитанными по

различным формулам.

номер формулы

Рис. 7. Погрешности расчета д^ по различным формулам:

(22) А.И. Целикова; (23) Л.Г. Стукача; (24) В.А. Тягунова; (25) Н.И. Крендлина; (26) Ю.Д. Железнова, Б.А. Шифриновича; (27) М.А. Зайкова; (28) Х. Венцеля; (29) С.Л. Коцаря, Б.А. Полякова, М.И. Псела; (30) О. Павельски; (31) В.И. Зюзина, М.Я. Бровмана, А.Ф. Мельникова; (32) И. Шварцера; (33) В.М. Логовского; (34) Ю.В. Коновалова, А.Л. Остапенко, В.И. Пономарева;

(35) И. Шварцера

Во всех случаях значения, рассчитанные по анализируемым формулам, меньше найденных компьютерным моделированием. Наименьшая по модулю погрешность (15,2%) получается при расчете по формуле, авторами которой являются В.И. Зюзин, М.Я. Бровман, А.Ф. Мельников:

А0,502рср ^ (к0/к,) ,

(8)

где рс - среднее контактное напряжение.

Несколько большая величина погрешности (17,5% по модулю) наблюдается при использовании формулы С.Л. Коцаря, Б.А. Полякова и М.И. Псела:

Д = 15,1-104 , (9)

11 , ь \я (9)

где Р - усилие прокатки, МН; ь - ширина полосы, м; Я - радиус валка, мм.

Формулы (7-9) дают наименьшие погрешности для условий тестовых примеров. Дальнейшее исследование будет состоять в моделировании прокатки и оценке погрешностей расчетных формул при других граничных условиях из всего диапазона возможных значений для горячей листовой прокатки.

Библиографический список

1. Целиков А.И., Никитин Г.С., Рокотян С.Е. Теория продольной прокатки. М.: Металлургия, 1980. 319 с.

2. Коновалов Ю.В., Остапенко А.Л., Пономарев В.И. Расчет параметров листовой прокатки: справочник. М.: Металлургия, 1986. 160 с.

3. Shiro Kobayashi, Soo-Ik Oh, Taylan Altan. Metal Forming and the Finite-Element Method. New York, Oxford «Oxford University Press», 1989. 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.