Научная статья на тему 'Постановка целей на этапе планирования урока как решающий фактор достижения конечного результата в процессе обучения иностранным языкам'

Постановка целей на этапе планирования урока как решающий фактор достижения конечного результата в процессе обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1267
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА / ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / LESSON PLANNING / OBJECTIVES OF THE LESSON / TASKS OF THE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серова Вера Ивановна, Спирина Людмила Рудольфовна

Статья посвящена основной проблеме планированию урока и правильной постановке целей и задач обучения. За основу берется Таксономия Блума. Авторы объясняют, что сложность постановки целей заключается в переводе результатов обучения на язык действия и предлагают решить эту задачу двумя способами: 1) построением четкой системы целей, в которых выделены их категории и последовательные уровни. Такие системы получили название педагогических таксономий; 2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серова Вера Ивановна, Спирина Людмила Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goal Setting in Lesson Planning as the Key Factor of Final Result Achieving in the Process of Foreign Language Teaching

This article deals with the problem of planning the lessons and giving objectives for the students as well as the tasks to be fulfilled in order to reach the main goals of the lesson. The basic idea of formulating objectives for the students is taken from the Bloom’s Taxonomy. His classification is characterized by the perfectly described actions for the students to be performed at every stage of the lesson

Текст научной работы на тему «Постановка целей на этапе планирования урока как решающий фактор достижения конечного результата в процессе обучения иностранным языкам»

Методика преподавания языка

151

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА КАК РЕШАЮЩИЙ ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В. И. Серова, Л. Р. Спирина

Статья посвящена основной проблеме - планированию урока и правильной постановке целей и задач обучения. За основу берется Таксономия Блума. Авторы объясняют, что сложность постановки целей заключается в переводе результатов обучения на язык действия и предлагают решить эту задачу двумя способами: 1) построением четкой системы целей, в которых выделены их категории и последовательные уровни. Такие системы получили название педагогических таксономий; 2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения.

Ключевые слова: планирование урока, постановка целей и задач при обучении иностранному языку.

Ориентация учебного процесса на четко сформулированные цели обучения в противовес расплывчатости их постановки в традиционной педагогике привлекла внимание педагогов во всем мире к тех-нологизации обучения. Общая установка педагогической технологии: решать дидактические проблемы обучения в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению, то есть должна осуществляться постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов. Это требует подготовки учебных материалов и организации всего хода обучения в соответствии с учебными целями. Каждый учитель ставит своей целью добиться того, чтобы учащиеся поняли, усвоили конкретную тему, получили определенные знания и научились их применять. Однако учитель только тогда может судить о том, что цели достигнуты, если имеет возможность удостовериться в этом.

Способ постановки целей, который предполагает педагогическая технология характеризуется тем, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, которые можно точно опознать и измерить [1. C. 118].

152

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

Сложность настоящей постановки целей заключается в переводе результатов обучения на язык действия. Эту задачу можно решить двумя способами:

1) построением четкой системы целей, в которых выделены их категории и последовательные уровни. Такие системы получили название педагогических таксономий;

2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения.

Слово «таксономия» обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности.

Среди таксономии целей обучения в познавательной области широкую известность получила таксономия целей обучения Б. Блума [2. C. 38]. Он разработал общие способы и правила четкой формулировки и упорядочения педагогических целей в познавательной (когнитивной) области. Эту систему используют при планировании обучения и оценки его результатов, а также она служит инструментом при опытной проверке новых курсов. В когнитивную область входят цели от запоминания и воспроизведения изучаемого материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

Применительно к дисциплинам филологического направления речь в первую очередь идет о применении когнитивных целей обучения. Для уроков английского языка «эффективные цели описывают то, что студент должен сделать, используя языковой материал» [3. C. 48].

Основные компетенции, которые преподаватель должен сформировать у студента и те умения и навыки, которые преподаватель определяет как развивающую цель, представлены в следующей таблице:

Уровень Определение основных категорий учебных целей Ключевые глаголы для обобщенных учебных действий студента

Знание (умение запоминать и воспроизводить) Студент вспоминает информацию, идеи, принципы в той форме, в которой они предоставлены для изучения. Напиши Создай список Назови Определи

Методика преподавания языка 153

Понимание (умение понимать и интерпретировать материал) Студент переводит, понимает значение или интерпретирует информацию, основанную на ранее изученном материале. Объясни Перефразируй Опиши Проиллюстрируй

Применение (умение использовать материал в новых ситуациях) Студент отбирает, переносит и использует факты и принципы, чтобы выполнить задание с минимальными указаниями. Используй Подсчитай Реши Продемонстрируй Примени Cконструируй

Анализ (умение разбивать материал на со ставляющие, структурировать, вычленять, выявлять связи) Студент разграничивает, классифицирует и соотносит положения, гипотезы и фактический материал. Проанализируй Сравни Противопоставь Разграничь

Синтез (умение комбинировать, упорядочивать, чтобы получать целое, обладающее новизной) Студент порождает новые знания, интегрирует и объединяет идеи в новый продукт, план или предложение, что, по сути, является новым для него этапом. Создай Спроектируй Предположи Изобрети Развей

Оценка (умение оценивать, основываясь на заранее сформулированных критериях) Студент оценивает положительно или критикует на основе специфических стандартов или критериев. Оцени Порекомендуй Выскажись критически Оправдай Подтверди

Ключевые глаголы для обобщенных учебных действий студента могут помочь преподавателю правильно сформулировать цели и задачи как долгосрочные, так и краткосрочные.

Известно, что использование четкой, упорядоченной классификации целей обучения важно для решения следующих задач:

а) пользуясь таксономией, преподаватель не только конкретизирует цели, но и упорядочивает их, концентрирует усилие на глав-

154

Lingua mobilis № 7 (33), 2011

ном, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы;

б) конкретные учебные цели дают преподавателю возможность разъяснить студентам ориентиры в их общей работе, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц;

в) четкая постановка целей, которые выражены через результаты деятельности, позволяет более надежно и объективно оценивать результаты обучения.

Чтобы правильно определить цели и задачи, каждый преподаватель должен знать принципиальную разницу между ними.

Цели - это те умения и навыки, которые вы предполагаете развить у своих студентов для того, чтобы они могли применять эти знания в дальнейшем, при изучении нового материала. Цели являются общими, широкими и их выполнение может длиться на протяжении нескольких уроков по сравнению с задачами. Каковы цели и задачи изучения материала в широком смысле? Каковы цели изучения именно этой темы? Что, как вы ожидаете, студенты смогут делать к концу изучения этого материала или темы?

Задачи - это то, что должны сделать студенты, чтобы приобрести знания и умения. Задачи на каждый урок определяются из более широких целей, которые преподаватель определяет при изучении того или иного материала. Что студенты смогут сделать за урок? При каких условиях выполнение задания считается завершенным? Какие критерии принимаются за основу при оценивании результатов для того, чтобы считать их удовлетворительными? Как студенты продемонстрируют, что они изучили и усвоили материал, то есть, что они выполнили задачи урока?

Как спланировать изучение той или иной темы так, чтобы конечный результат был не просто удовлетворительным, а хорошим и даже отличным? Начиная планировать каждый отдельный урок, представьте, что каждый раз вы отправляетесь в новое путешествие со своими студентами. Для того, чтобы путешествие было успешным, отправляясь в путь, каждый раз задавайте себе всего три главных вопроса: 1.Куда едут мои студенты? 2.Как они туда доберутся? 3. Как я узнаю, что они добрались?

А затем начинайте обдумывать цели, задачи, средства и способы достижения целей.

Используя таксономию Б. Блума, вы всегда сможете построить свой урок целенаправленно, критически оценить желаемые и конечные действия студентов на любом этапе урока.

Методика преподавания языка

155

Следует отметить, что таксономия, как и всякая научно разработанная система обладает «стандартностью» алгоритмического характера. Но она не диктует однозначного способа работы ни студентам, ни преподавателям. Соответственно, обучение должно быть организованно на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов. Эта деятельность характеризуется иерархией: репродуктивная деятельность, конструктивная деятельность и продуктивная деятельность. В связи с этим результаты обучения будут

полностью зависеть от тех целей, отдельном уровне обучения.

Список литературы

1. Поташник, М. М. Управление качеством образования [Текст] / М. М. Поташник. - М. : Педагогическое Общество России,

2002.

2. Jack, C. Richards Methodology in Language teaching [Текст]

/ C. Jack. - Cambridge University Press, 2002.

3. Shrum, J. C. Teacher’s handbook: Contextualized Language Instruction [Текст] / J. C. Shrum,

E. Glisan. - Boston, 1994.

которые выдвигаются на каждом

List of literature

1. Potashnik, M. M. Upravlenie kachestvom obrazovanija [Tekst] / M. M. Potashnik. - M. : Peda-gogicheskoe Obwestvo Rossii,

2002.

2. Jack, C. Richards Methodology in Language teaching [Текст] / C. Jack. - Cambridge University Press, 2002.

3. Shrum, J. C. Teacher’s handbook: Contextualized Language Instruction [Текст] / J. C. Shrum, E. Glisan. - Boston, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.