Решетневские чтения. 2017
УДК 377
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК РЕСУРС ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
А. С. Макарова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: Asm190375@ inbox.ru
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания, который предполагает четкую постановку целей и задач обучения, оценивание полученных результатов.
Ключевые слова: целеполагание, таксономия Б. Блума, примеры глаголов для формулировки целей в когнитивной области.
GOAL SETTING AS A RESOURCE TO ENSURE THE QUALITY OF EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL STANDARDS
A. S. Makarova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: Asm190375@ inbox.ru
The leading place in the structure of the modern lesson is the stage of goal setting, which involves a clear statement of the goals and objectives of training, evaluation of the results.
Keywords: goal-setting, taxonomy of B. bloom, examples of verbs for objectives in the cognitive region.
Данная работа посвящена проблеме целеполагания. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся основой образовательного и воспитательного процесса (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Студент становится СУБЪЕКТОМ образовательного процесса, который будет ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Главное средство субъекта - умение учиться, т. е. учить себя.
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (преподавателя и студента) (см. таблицу). Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату [1].
Требования к формулировке цели - результата обучения: конкретность (т. е. четкими, однозначными и понятными); диагностичность (т. е. должны существовать средства, позволяющие проверить достижимость); операциональность (т. е. для отражения действия следует использовать активные глаголы); реалистичность (достижимость) (т. е. должны формулироваться исходя из условий, обеспечивающих ее реализацию) [2; 3].
Технология целеполагания [4; 5]
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЧЕРЕЗ ИЗУЧАЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Изучить особенности, закон, закономерности Предмет проверки: область знаний, которая подлежит измерению и оценки
через деятельность учителя: Познакомить с новыми понятиями... Рассказать о Продемонстрировать.. Предмет проверки: деятельность самого преподавателя, а не реальные результаты обучения учащихся
через внутренние процессы развития ученика: Активизировать познавательную деятельность учащихся; Развивать пространственное мышление; Научить мыслить логически, быстро думать, принимать правильные решения; Предмет проверки: обобщенные образовательные цели, направления изменений
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
Таксономия когнитивной области Б. Блума
Как писать планируемые результаты (цели - результаты) обучения?
Таксономия Б. Блума - это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию, где каждый уровень зависит от способности учащегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его (см. рисунок). Цели формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся
Например:
Воспроизводить формулировку закона;
Решать задачи с использованием закона ...;
Приводить примеры использования явления, прибора и т. д.
Предмет проверки: действия учеников
Таким образом, показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:
Готовность учащихся к активной учебной деятельности.
Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
Вариативность приёмов сообщения темы и целей учебного занятия.
Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия.
Формулирование целей в действиях учащихся.
Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии [5].
Библиографические ссылки
1. Ячинова С. Н., Хвастунова Е. М., Новичкова Т. Ю. О некоторых аспектах проблемы целеполагания в педагогической литературе // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 909-911.
2. Хуторской А. В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm (дата обращения: 11.02.2016).
3. Целеполагание на уроке [Электронный ресурс]. URL: http://mc-krkam.edusite.ru (дата обращения: 15.02.2016).
4. http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта - одно из средств эвристического обучения [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.03.2017).
5. Формирование навыка целеполагания [Электронный ресурс]. URL: http://www.gimnazy161.ru. (дата обращения: 8.04.2017).
References
1. Lachinova S. N., Hvastunova E. M., Novich-kova T. Y. O nekotoryh aspektah problemy celepolaga-nija v pedagogicheskoj literature [Some aspects of the problems of goal setting in pedagogical literature] // Molodoj uchenyj. 2014. № 8. P. 909-911. (In Russ.)
2. Khutorskoy A. V. Problems and technologies of educational goal setting. Available at: http://www. eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm (accessed: 11.02.2016).
3. Goal setting lesson. Available at: http://mc-krkam.edusite.ru (accessed: 15.02.2016).
4. Routing is one of the heuristic learning. Available at: http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html (accessed: 01.03.2017).
5. Formation of the skill of goal setting. Available at: http://www.gimnazy161.ru. (accessed: 08.04.2017).
© Макарова А. С., 2017