Научная статья на тему '«Посольство западных буддистов» к Далай-ламе'

«Посольство западных буддистов» к Далай-ламе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лопатин В. В.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся замыслов Н.К. Рериха по созданию «Новой страны» оплота обновленного «буддокоммунистического» миропорядка в Азии, а также привлечения буддистов к мировому коммунистическому движению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Посольство западных буддистов» к Далай-ламе»

«ПОСОЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ БУДДИСТОВ» УДК 24

К ДАЛАЙ-ЛАМЕ

В.В. Лопатин,

соискатель каф. САКиФ, ЧитГУ

Научные интересы: буддизм и мировая культура.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся замыслов Н.К. Рериха по созданию «Новой страны» -оплота обновленного «буддокоммунистического» миропорядка в Азии, а также привлечения буддистов к мировому коммунистическому движению ■

«WESTERN BUDDHIST EMBASSY» TO DALAI-LAMA

The questions, concerning to N.K. Rerih' conception of foundation of «New country» - as the renewed base «Buddhism-communism» world order in Asia, as well as the questions of attracting the Buddhists to world communists movement are examined in this article ■

* * *

Л О апреля 1927 г. из столицы

А Монголии Улан-Батора в направлении Лхасы двинулась миссия, возглавляемая Н.К. Рерихом. Об этой экспедиции принято больше говорить как о научно-художественной. Однако это была религиозно-политическая миссия - «посольство Западных буддистов к главе буддистов Востока», как называл ее сам Н.К. Рерих.

13 июня 1926 г. официально проживающий в Америке русский художник Н.К. Рерих инкогнито прибыл в Москву, где встретился с руководителем Народного комиссариата иностранных дел Г.В. Чичериным, с которым был знаком еще по учебе на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета в 90-х гг. XIX столетия. (2. 53.) На этой встрече Н.К. Рерих изложил свою грандиозную программу переустройства Азии. Состояла она из следующих 9 пунктов.

«1. Учение Будды есть революционное движение.

2. Майтрейя (грядущий Будда) является символом коммунизма.

3. Миллионы буддистов в Азии немедленно могут быть привлечены к мировому движению в поддержку идеалов Общины.

4. Основной закон, или просто учение Гуатамы, должно легко проникнуть в народ.

5. Европа будет потрясена союзом буддизма с ленинизмом.

6. Монголы, тибетцы и калмыки признают сроки пророчеств о Майтрейе и готовы приложить их к текущей эволюции.

7. Отъезд Таши-ламы (Панчен-ламы) из Тибета дает небывалый повод к выступлению на Востоке.

8. Буддизм объясняет причину отрицания Бога как закономерное явление.

9. Требуется предпринять немедленные действия согласованно с Советским правительством, полностью учитывая местные условия и пророчества Азии» (5. 145).

«Великий план» Н.К. Рериха предполагал создание при содействии советского правительства в центре азиатского материка большого монголосибирского государства - «Новой страны» (4). Эта страна должна была стать оплотом обновленного «буддокоммунистического» миропорядка в Азии, местом пришествия Будущего Будды, т.е. материализовавшейся на земле Северной «Красной Шамбалой». Н.К. Рерих пытался побудить большевиков принять «высокое покровительство Гималайских Учителей - Махатм» с целью привлечения миллионов буддистов Азии к мировому коммунистическому движению и осуществления в мировых масштабах идеалов Коммуны или Общины (термин Н.К. Рериха) (1. 20.)

Н.К. Рерих передал Г.В. Чичерину ларец со священной гималайской землей с места рождения Будды, якобы посланной Махатмами на могилу своего собрата - Махатмы Ленина, и два послания тех же Махатм - одно Московским коммунистам, а другое лично наркому. Их авторы (судя по стилистике написания, возможно, сами Рерихи) приветствовали все свершения большевиков, направленные на уничтожение старого мира, во имя эволюции Общины, и обращались с конкретным предложением: «Если Союз Советов признает буддизм учением коммунизма, то наши общины могут подать деятельную помощь, и сотни миллионов буддистов, рассыпанных по миру, дадут необходимую мощь неожиданности» (5. 180.; 1. 310-312). В комментарии к посланию Н.К. Рерих добавил, что во всем мире необходимо объединение коммунизма и буддизма в единую доктрину, а практически воплотить этот замысел в жизнь должен Советский Союз (2. 353).

Беседа с Н.К. Рерихом, очевидно, произвела большое впечатление на Г.В. Чичерина. Нарком в тот же день проинформировал о ее содержании секретаря ЦК ВКПб В.М. Молотова, а также позаботился о том, чтобы копии его письма были разосланы членам Политбюро и Коллегии НКИД, равно как и другим авторитетным «московским коммунистам». В этом письме Г.В. Чичерин дает свою, вполне марксистскую характеристику таинственным гималайским общинам Махатм, пославшим Н.К. Рериха в Москву: «Там (в северной Индии) имеются буддийские общины, отвергающие официальный ламаизм и стоящие на точке зрения первоначального учения Будды с его примитивным потребительским коммунизмом. Это способствует их симпатиям к коммунистической программе и к СССР» (5. 149).

Н.К. Рерих, однако, не получил ни от Г.В. Чичерина, ни от руководства большевистской партии какого-либо ответа на сделанные им от лица Махатм предложения, но его планы заинтересовали начальника иностранного отдела ОГПУ (внешней разведкой) М. А. Три-лиссера (8. 34-35.).

Н.К. Рерих серьезно обсуждал в Москве с Г.В. Чичериным и М.А. Три-лиссером свои тибетские планы - прежде всего, довольно щекотливый вопрос о возможном возвращении в Тибет Панчен-ламы. С одной стороны, такое возвращение было весьма желательным, поскольку контролировавший северо-восток Китая генерал Чжан Цзолин и стоявшая за его спиной Япония стремились использовать Панчен-ламу для расширения своего влияния во Внешней и Внутренней Монголии (МНР), что представляло косвенную угрозу для СССР. Но с другой стороны, поскольку разногласия Далай-ламы и Панчен-ламы

не были урегулированы, самовольное возвращение последнего вместе с хорошо вооруженным отрядом своих сподвижников могло спровоцировать столкновение между сторонниками двух высших перерожденцев в Тибете с совершенно непредсказуемыми последствиями. Г.В. Чичерин более всего опасался английского вторжения в страну в случае возникновения в ней беспорядков, что, в конечном счете, могло привести к полному контролю над Тибетом со стороны Британской Империи. Поэтому он не торопился поддержать столь заманчивую на первый взгляд инициативу своего «американского гостя». Ведь для Н.К. Рериха возвращение Панчен-ламы означало, прежде всего, исполнение древних пророчеств о войне Шамбалы, во время которой должны были быть повержены «Воинством Майтрейи» угнетатели Тибета - англичане и тибетцы-англофилы во главе с Далай-ламой. У Н.К. Рериха мы читаем: «Духовный водитель Тибета вовсе не Далай-лама, а Таши-лама (Панчен-лама), о котором известно все хорошее. Они (тибетцы) осуждают теперешнее положение Тибета сильнее нас. Они ждут исполнение пророчества о возвращении Таши-ламы, когда он будет единым главою Тибета и Драгоценное Учение при нем процветет снова» (3. 324).

22 июля Н. К. Рерих покинул Москву. Визит в столицу Советского государства, однако, не остался тайным для англичан. В начале июля 1926 г. Н.К. Рерих был опознан тайными сотрудниками Интеллидженс сервис. Об эмиг-ранте-«американце» была собрана вся возможная информация. Временный поверенный в делах британской миссии в Москве переправил собранные сведения о Рерихах в Форин офис - в частно-

сти, шифровку о том, что Н.К. Рерих намеревается продолжить свою Трансгималайскую экспедицию, сначала отправившись в Монголию, а затем в Тибет (2. 360).

В столицу Монголии Улан-Батор он прибыл в сентябре 1926 г. Здесь Н.К. Рерих приступает к организации «посольства» в Тибет, пытаясь подключить к своим планам монгольское правительство. Есть данные, что власти МНР, а также руководство МНРП, обсуждали в конце 1926 г. возможность приглашения Панчен-богдо (Панчен-ламы) в Монголию и предоставления ему в стране временного убежища. В декабре полпред П.М. Никифоров сообщал Г.В. Чичерину: «Нужно полагать, что дальнейшее пребывание Богдо в Китае может иметь для нашей политики во Внутренней и даже Внешней Монголии нежелательные последствия: Панчен-богдо

может быть легко использован Японией в своих интересах, взамен предоставления Панчен-богдо [средств] для его дальнейшего благочестивого существования. Этот вопрос меня давно заботил, но я его не поднимал, пока он не выявил своего угрожающего состояния.<.. .> Я полагаю, что настало время установить по отношению к Богдо активное отношение с нашей стороны. Считаю, что его необходимо возможно скорее изъять из обихода японской и английской политики совершенно.

По некоторым справкам, уже настало время Панчен-богдо вернуться в Тибет и Далай-лама весьма этого хочет. Нужно полагать, что вынужденная изоляция Богдо от Тибета вызывает политическую тревогу Далай-ламы. Негласный представитель Далай-ламы в Улан-Баторе намекнул мне, что очень плохо, если Панчен-богдо не сумеет скоро вернуться в Тибет, что ему в Китае очень

тяжело и что он сам хочет вернуться, но ему в этом мешают китайцы.

Я полагаю, что может быть нам пора вмешаться в это дело в смысле содействия возвращению Панчен-богдо в Тибет и, если нужно, то помочь ему бежать из Китая» (5. 62.).

Однако попытки Н.К. Рериха «вытащить» Панчен-ламу в Монголию не увенчались успехом. Панчен-лама стремился в Тибет и даже предпринял для этого некоторые шаги. Так, весной 1927 г. он отправил большой караван через Алашань-ямынь в монастырь Кубум в Амдо (в Восточном Тибете) (7. 65). Н.К. Рерих узнал об этом в конце августа, уже находясь в Цайдаме - на полпути в Лхасу. Эта новость вынудила его внести коррективы в свои планы. Рериховская экспедиция преобразовалась в делегацию «Всемирного союза западных буддистов», организованного Н.К. Рерихом в Америке еще в 1922 г., следующую в Лхасу к Далай-ламе с «миссией сотрудничества и дарами» для переговоров. Цель визита - объединение буддистов Востока и Запада (2. 367) под его (Далай-ламы) высоким началом (6. 349.). Тем самым, относясь негативно к лхасским властям и стремясь с помощью Панчен-ламы совершить переворот, Н.К. Рерих видимо хотел побудить Далай-ламу к реформированию тибетского буддизма (ламаизма) - в том духе, как это происходило в 1920-е гг. в СССР (в Бурятии и Калмыкии) под руководством

А. Доржиева. Это должно было бы привести к сближению коммунизма и буддизма. В случае отказа Далай-ламы Н.К. Рерих собирался провозгласить себя главою западных буддистов - Западным Далай-ламой. При этом его ничуть не смущало то обстоятельство, что в действительности он представлял лишь незначительное число своих последовате-

лей в Нью-Йорке. Однако существовало оправдание таким действиям с теологической точки зрения (1. 312-316). Дело в том, что 8 апреля 1924 г. в бунгало Та-лай ПхоБранге под Дарджолингом (княжество Сикким) монахи монастыря Морулинг признали Н.К. Рериха реинкарнацией Далай-ламы V («Великого») и провозгласили Его Святейшеством, дав имя Рета Ригден («царь Шамбалы») (2. 301).

Н.К. Рериху, однако, не удалось дойти до Лхасы. Его посольский караван был остановлен тибетцами на подступах к Нагчу, и все попытки Н.К. Рериха добиться разрешения на въезд в священный город оказались безрезультатными. Простояв около 7 месяцев на Тибетском плато, Н.К. Рерих отказался от идеи переговоров с «Желтым Папой»

и, обойдя Лхасу стороной, двинулся в Индию. Все послания Н.К. Рериха к Далай-ламе XIII оказались безответными. Правительство Тибета во главе с Его Святейшеством четко и последовательно выполнило рекомендации британской администрации в Индии в лице резидента в Сиккиме Ф.М. Бейли (2. 371).

Интересна оценка, данная экспедиции со стороны английской администрации в Индии. Состоявшая на службе в британской разведке Т. Уайр докладывала в 1931 г. сэру Э. Хауэллу в Иностранный и политический отдел правительства Британской Индии по результатам работы по сбору сведений в отношении Трансгималайской экспедиции Рерихов: «... Кульминацией политики Рерихов могла бы стать даже персонификация самого Майтреи (грядущего Будды). Очевидно, что мировые правительства не позволят России покорить Тибет. Но если сами тибетцы примут русского как своего нового вождя, то что помешает России контроли-

ровать через него Тибет и всю Азию?...» (2. 275-280). Данная оценка была очень близка к истине, так как Н. К. Рерих действительно иногда сравнивал себя с грядущим Буддой, был о собственной персоне чрезвычайно высокого мнения, ощущая себя в конце жизни Мессией, провозвестником нового «царства просвещенного духа», где доминантами являлись искусство и культура (2. 62).

Неудача, постигшая в 1927 г. миссию Н.К. Рериха, все же не обескуражила советских руководителей, которые весьма осторожно подходили к инициативам «новоявленного Будды». Не последнее место для большевиков-

атеистов, вероятно, играл и «религиозный подход» Н.К. Рериха к продвижению в массы мировой революции. И.В. Сталин считал, что «марксизм-

ленинизм - материалистическое учение и ни с какой религией соединен быть не может» (2. 354).

В последующем Москва продолжила свою политику, направленную на сближение с Тибетом в целях продвижения революционных идей в страны буддийского востока и оплот «английского империализма» - Индию, но к ус-

лугам Н.К. Рериха больше не прибегала. ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, А.И. Время Шамбалы / А.И. Андреев // 2-е издание, серия «Секретные материалы». - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004 г.

2. Минутко, И.А. Николай Рерих. Искушение Учителя (историческое расследование) / И.А. Минутко. - М.: ООО «Аст-Пресс Книга», 2005.

3. Рерих, Н.К. Алтай - Гималаи: путевые дневники / Н.К. Рерих. - Рига, 1992.

4. Россов, В.А. Маньчжурская экспедиция Н.К. Рериха: в поисках «Новой страны» /

В.А. Россов. - Ариаварта. - № 3. - 1999.

5. Россов, В.А. Николай Рерих - Вестник Звенигорода. Экспедиции Н.К. Рериха по окраинам пустыни Гоби / В.А. Россов. -СПб., 2002.

6. Рябинин, К.Н. Развенчанный Тибет. Подлинные дневники экспедиции Н.К. Рериха 1928 г. / К.Н. Рябинин. - Амрита -Урал, 1996.

7. Трофимов, Т. Панчен-Богдо и его контрреволюционная деятельность / Т. Трофимов.

- Современная Монголия. - 1937. - № 2.

8. Фосдик, З.Г. В Москве и на Алтае с Рерихами (из дневника 1926 г.) / З.Г. Фосдик.

- «Рериховский вестник». - 1991. - Вып. 4.

- СПб., 1992.

РОЛЬ БУДДИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

УДК 24

В.В. Лопатин,

соискатель каф. САКиФ, ЧитГУ

Научные интересы: буддизм и мировая культура.

В статье рассмотрены вопросы взаимоотношений царского правительства Российской империи с буддийскими иерархами и властями теократического Тибета в контексте ведения т.н. «Большой азиатской игры» ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.