Научная статья на тему 'ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ'

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АСПИРАНТУРА / ДОКТОРАНТУРА / МАГИСТРАТУРА / НАУЧНЫЕ КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ОТРАСЛИ НАУКИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артюхин М. И., Щурок Э. М.

В статье рассмотрены основные тенденции развития системы послевузовского образования в Республике Беларусь за период 2015-2020 гг. Проведен анализ динамики основных показателей деятельности республиканской аспирантуры и докторантуры. Сделан вывод о необходимости разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности системы послевузовского образования, расширение подготовки научных кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям научных исследований и развития высокотехнологичных производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артюхин М. И., Щурок Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS: DIRECTIONS AND MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT

The article presents the main trends of the development of the postgraduate education system in the Republic of Belarus for the period 2015-2020. The analysis of the dynamics of the main indicators of the republican postgraduate and doctoral studies is carried out. It is concluded that it is necessary to develop a set of measures aimed at improving the efficiency of the postgraduate education system, expanding the training of highly qualified scientific personnel in priority areas of scientific research and the development of high-technology industries.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ»

КУЛЬТУРА, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 001-051:378

М. И. АРТЮХИН,

кандидат философских наук, доцент, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: art47@mail.ru

Э. М. ЩУРОК,

научный сотрудник, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск, e-mail: ella_1@tut.by

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены основные тенденции развития системы послевузовского образования в Республике Беларусь за период 2015-2020 гг. Проведен анализ динамики основных показателей деятельности республиканской аспирантуры и докторантуры. Сделан вывод о необходимости разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности системы послевузовского образования, расширение подготовки научных кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям научных исследований и развития высокотехнологичных производств.

Ключевые слова: послевузовское образование, аспирантура, докторантура, магистратура, научные кадры высшей квалификации, отрасли науки, учреждения послевузовского образования.

M. I. ARTYUKHIN,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: art47@mail.ru

E. M. SHCHUROK,

Researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: ella_1@tut.by

POSTGRADUATE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS: DIRECTIONS AND MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT

The article presents the main trends of the development of the postgraduate education system in the Republic of Belarus for the period 2015-2020. The analysis of the dynamics of the main indicators of the republican postgraduate and doctoral studies is carried out. It is concluded that it is necessary to develop a set of measures aimed at improving the efficiency of the postgraduate education system, expanding the training of highly qualified scientific personnel in priority areas of scientific research and the development of high-technology industries.

Keywords: postgraduate education, postgraduate studies, doctoral studies, master's degree, highly qualified scientific personnel, branches of science, institutions of postgraduate education.

Достижение устойчивого развития научной сферы, интеграции науки и производства как важнейших условий для комплексного решения задач по повышению конкурентоспособности экономики и укреплению национальной безопасности страны невозможно без обеспечения научных организаций и наукоемких производств высококвалифицированными кадрами новой формации, способными проводить исследования на самом высоком мировом уровне. Основную роль в решении этой задачи призвана осуществить национальная система послевузовского образования. В этой связи проблему коренной модернизации послевузовского образования в Республике Беларусь следует внести в разряд приоритетных задач государственной научно-технологической политики.

В последние годы государством предприняты меры по совершенствованию системы послевузовского образования, преодолению сложившихся диспропорций в отраслевой специализации обучающихся в республиканской аспирантуре и докторантуре в соответствии с приоритетными направлениями науки и технологий путем расширения подготовки высококвалифицированных специалистов по специальностям, необходимым для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики. Это обусловлено необходимостью формирования нового поколения высококвалифицированных исследователей по стратегическим направлениям развития национальной науки и отечественных наукоемких производств, а также создания эффективной системы обратной связи между научно-производственными организациями отраслевых министерств и организациями вузовского сектора и НАН Беларуси, ведущими подготовку научных работников высшей квалификации.

В настоящее время основным контингентом обучающихся в аспирантуре являются лица, имеющие диплом магистра. Следует отметить, что республиканская магистратура по своему количественному составу и специальностям вполне может обеспечить квалифицированный и высокомотивированный на научную деятельность состав республиканской аспирантуры. Так, численность республиканской магистратуры на начало 2020/2021 учебного года составила 9,0 тыс. чел., а выпуск - 7,1 тыс. чел. Для сравнения, прием в республиканскую аспирантуру в 2020 г. составил 1,3 тыс. чел., а общая численность аспирантуры - 5,1 тыс. чел. [1, с. 33-35]. Для ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси магистратура является основным источником ежегодного набора в аспирантуру высокомотивированных на науку молодых исследователей, у которых сформированы компетенции в соответствующей области знаний и имеется опыт участия в научных исследованиях. С момента создания академической магистратуры, функционирующей с 2007 г. в Институте подготовки научных кадров, в среднем более половины ежегодного приема в очную аспирантуру академии составляют выпускники академической магистратуры [2]. Все это позволяет констатировать, что НАН Беларуси стала примером эффективной практической реализации так называемых длинных образовательных программ «магистратура - аспирантура», которые позволяют магист-

рантам выстраивать долгие исследовательские линии и обеспечивать качественный научный задел будущей кандидатской диссертации уже во время обучения в магистратуре.

В Беларуси впервые на постсоветском пространстве на основе единых показателей оценки результативности деятельности учреждений и организаций, реализующих программы послевузовского образования, создана республиканская автоматизированная информационно-аналитическая система мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации (АСМ НРВК), позволяющая проводить оперативную оценку и контроль состояния послевузовского образования с учетом прогнозируемых потребностей науки, высшего образования и наукоемких отраслей экономики. Статус АСМ НРВК в качестве республиканского информационного ресурса, предназначенного для обеспечения системы планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2011 г. № 1.

Анализ деятельности республиканской аспирантуры. В 2020 г. подготовка научных работников высшей квалификации в системе аспирантуры (адъюнктуры) проводилась в 122 организациях (из них 48 учреждений образования и 74 научные и иные организации).

Динамика основных показателей деятельности республиканской аспирантуры за период 2015-2020 гг. представлена в табл. 1.

Таблица 1. Динамика основных показателей деятельности республиканской аспирантуры за период 2015-2020 гг. [сост. по 1, с. 35; 3, с. 59]

Показатели Численность обучающихся на конец года, человек Изменение численности аспирантов за период 2015-2020 гг.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. чел. %

Число учреждений образования, организаций, реализующих образовательную программу аспирантуры в целом по стране, ед. 121 119 119 123 122 122 +1 +0,8

Численность обучающихся в аспирантуре в целом по стране, чел. 4932 5090 5149 5357 5332 5093 +161 +3,3

Выпущено из аспирантуры в целом по стране, чел. 957 828 803 857 777 848 -109 -13,4

из них с защитой диссертации, чел. (%) 46 (4,8) 59 (7,1) 73 (9,1) 92 (10,7) 79 (10,2) 71 (8,4) - -

П р и м е ч а н и е: в скобках указан удельный вес аспирантов, закончивших обучение с защитой диссертации, в общей численности выпуска, %

Анализ данных, отраженных в табл. 1, показывает, что динамика численности аспирантов за период 2015-2020 гг. носит волнообразный характер. В целом в 2020 г. по сравнению с показателями начала 2015 г., очевиден определенный

рост численности аспирантов на 3,3 %. Однако реальное увеличение численности аспирантов наблюдалось до 2018 г. (5357 чел.), а далее произошло уменьшение численности до 5093 чел. в 2020 г.

Динамика численности обучающихся в республиканской аспирантуре по отраслям науки за период 2015-2020 гг. представлена в табл. 2. Как мы видим, наибольшую долю в общей численности аспирантов имеют обучающиеся в области общественных и гуманитарных наук. В 2020 г. доля аспирантов этой области наук в общей их численности составила 48,9 %. Следует отметить как положительный тренд рост за этот период численности аспирантов по важнейшим для обеспечения инновационного развития экономики страны отраслям науки: в области естественных наук на 2,8 %, медицинских наук -34,2 %, сельскохозяйственных - 4,3 %. Вместе с тем численность аспирантов по техническим наукам сократилась на 14,3 %.

Таблица 2. Динамика численности обучающихся в республиканской аспирантуре по отраслям науки за период 2015-2020 гг. [сост. по 1, с. 36; 4, с. 100]

Отрасли науки Численность обучающихся на конец года, чел. Изменение численности аспирантов за период 2015-2020 гг.

2015 2016 2017 2018 2019 2020 чел. %

Естественные науки

Физико-математические 254 275 285 267 242 216 -38 -15,0

Химические 71 82 77 76 84 79 +8 +11,3

Биологические 244 243 229 232 256 274 +30 +12,3

Науки о Земле 75 91 92 103 110 93 +18 +24,0

Итого 644 691 683 678 692 662 +18 +2,8

Технические науки

Технические (в т. ч. строительство и архитектура) 1064 1074 1081 1092 1065 912 -152 -14,3

Медицинские науки

Медицинские (в т. ч. фармацевтические) 523 549 591 647 679 702 +179 +34,2

Сельскохозяйственные науки

Сельскохозяйственные (в т. ч. ветеринария и зоотехния) 208 206 217 229 213 217 +9 +4,3

Общественные и гуманитарные науки

Исторические и археология 172 174 199 215 226 228 +56 +32,6

Экономические 649 641 667 713 704 632 -17 -2,6

Философские 46 42 45 42 40 37 -9 -19,6

Филологические 344 340 337 335 337 316 -28 -8,1

Окончание табл. 2

Отрасли науки Численность обучающихся на конец года, чел. Изменение численности аспирантов за период 2015-2020 гг.

2015 2016 2017 2018 2019 2020 чел. %

Юридические 329 351 336 342 317 309 -20 -6,1

Педагогические 376 391 369 386 386 403 +27 +7,2

Искус ств оведение 157 166 165 207 210 244 +87 +55,4

Психологические 161 183 191 194 177 157 -4 -2,5

Социологические 51 62 51 52 51 46 -5 -9,8

Политология 45 53 55 53 54 48 +3 +6,7

Культурология 70 73 64 67 69 69 -1 -1,4

Итого 2400 2476 2479 2606 2571 2489 +89 +3,7

Прочие науки

Прочие 93 94 98 105 112 111 +18 +19,4

Итого по республике 4932 5090 5149 5357 5332 5093 +161 +3,3

В 2015-2020 гг. наблюдались отрицательные тенденции в возрастном составе аспирантов (табл. 3).

Как видим из данных табл. 3, если в 2015 г. удельный вес аспирантов возрастной группы до 25 лет составлял 11,7 %, то по итогам 2020 г. он уменьшился на 0,8 пп. (10,9 %). Кроме того, наблюдалось существенное сокращение доли аспирантов в возрасте 25-29 лет - с 48,2 % в 2015 г. до 34,4 % (на 13,8 пп.) в 2020 г., в возрасте 35-39 лет (с 10,0 до 14,1 %). Особо следует отметить, как негативный момент, рост доли аспирантов в возрасте 40 лет и старше - с 10,8 % в 2015 г. до 17,9 % в 2020 г.

Таблица 3. Возрастной состав обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) в 2015-2020 гг., % [сост. по 1, с. 35; 4, с. 219]

Возрастные группы 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменения с 2015 по 2020 г.

До 25 лет 11,7 12,1 13,0 12,8 12,9 10,9 -0,8 пп.

25-29 лет 48,2 45,7 43,5 40,0 36,1 34,4 -13,8 пп.

30-34 года 19,3 19,7 19,9 20,9 22,1 22,6 +3,3 пп.

35-39 лет 10,0 10,7 11,0 12,2 12,8 14,1 +4,1 пп.

40 лет и старше 10,8 11,8 12,6 14,1 16,1 17,9 +7,1 пп.

Лакмусовой бумажкой, определяющей эффективность деятельности республиканской аспирантуры, является показатель выпуска из аспирантуры с защитой диссертации (см. табл. 1). В 2020 г. доля лиц, защитивших диссертацию в пределах срока обучения в аспирантуре, в общей численности выпуска составила 8,4 против 4,8 % в 2015 г. Однако даже этот относительно высокий показатель эффективности деятельности республиканской аспиран-

туры, достигнутый в 2020 г., не может быть признан приемлемым. В абсолютных числах значение этого показателя в 2020 г. составило всего 71 чел. при выпуске 848 чел. В целом по республике уровень эффективности деятельности аспирантуры по критерию защиты диссертации в течение трех лет после выпуска в 2019 г. составил 21,9 % [5, с. 179]. Еще одним свидетельством недостаточной эффективности республиканской аспирантуры является негативная тенденция сокращения числа ежегодно утвержденных Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь (ВАК) кандидатских диссертаций. В 2020 г. ВАК были утверждены 307 ученых степеней кандидата наук. Для сравнения: в 2013-2015 гг. ежегодное количество утвержденных ВАК кандидатских диссертаций составляло в среднем 500 единиц [4, с. 104].

Анализ деятельности республиканской докторантуры. В 2020 г. образовательные программы докторантуры реализовывали в 75 организациях, в 2019 г. в 70 (32 учреждениях образования и 38 научных и иных организациях) (табл. 4).

Динамика основных показателей деятельности республиканской докторантуры за период 2015-2020 гг. представлена в табл. 4. Как видно, число учреждений образования и научных организаций, реализующих образовательную программу докторантуры, за период 2015-2020 гг. существенно выросло - с 59 до 75 единиц. За рассматриваемый период общая численность докторантов увеличилась в 2,0 раза и составила в 2020 г. 705 человек. Следует отметить, что за период 2015-2020 гг. численность докторантов в научных организациях НАН Беларуси увеличилась более чем в 3,7 раза - с 35 чел. в 2015 г. до 131 чел. в 2020 г. [6, с. 473; 7, с. 283].

Таблица 4. Динамика основные показателей деятельности республиканской докторантуры за период 2015-2020 гг. [сост. по 1, с. 37; 4, с. 103]

Показатели Численность обучающихся на конец года, чел. Изменение численности докторантов за период 2015-2020 гг.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. чел. %

Число учреждений образования, организаций, реализующих образовательную программу докторантуры в целом по стране, ед. 59 63 64 68 70 75 +16 +27,1

Численность обучающихся в докторантуре в целом по стране, чел. 352 432 503 572 616 705 +353 +в 2,0 раза

Принято в докторантуру в целом по стране, чел. 117 152 142 153 162 219 +102 + 1,9 раза

Выпущено из докторантуры в целом по стране, чел. 42 53 60 69 94 89 +47 + в 2,1 раза

из них с защитой диссертации, чел. (%) 6 (14,3) 4 (7,5) 16 (26,7) 6 (8,7) 13 (13,8) 12 (13,5) - -

П р и м е ч а н и е: в скобках указан удельный вес докторантов, закончивших обучение с защитой диссертации, в общей численности выпуска, %

Такой резкий рост численности докторантов является следствием комплекса государственных мер, предпринятых в целях повышения эффективности послевузовского образования в нашей стране. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2019 г. № 386 «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда» с 1 сентября 2019 г. увеличены размеры стипендии докторантов (с 424,8 бел. руб. в до 1 сентября 2019 г. до 1149,9 бел. руб. на 1 августа 2021 г.), что в значительной степени увеличило привлекательность докторантуры среди научных и научно-педагогических работников. Кроме того, согласно данного Указа с 1 января 2020 г. предусмотрена ежемесячная доплата к пенсиям неработающих пенсионеров, достигших пенсионного возраста, имеющих одновременно ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, которая составляет двукратный размер базовой ставки [8].

Анализ количественных показателей динамики отраслевой структуры республиканской докторантуры за период 2015-2020 гг. показывает, что численность докторантов за этот период в области естественных наук выросла в 2,6 раза и составила в 2020 г. 91 чел., технических наук - в 2,7 раза (+88 чел.), сельскохозяйственных наук - в 2,9 раза (+38 чел.), общественных и гуманитарных наук - в 2,4 раза (+349 чел.) Причем самый значительный рост численности докторантов наблюдался в области физико-математических наук, где за данный период она увеличилась в 4,8 раза (табл. 5).

Таблица 5. Динамика численности обучающихся в республиканской докторантуре по отраслям науки за период 2015-2020 гг. [сост. по 3, с. 65; 4, с. 104]

Численность обучающихся Изменение численности докторантов за период 2015-2020 гг.

Отрасли науки в докторантуре на конец года, чел.

2015 2018 2019 2020 чел. %

Естественные науки

Физико -математические 8 25 26 38 +30 в 4,8 раза

Химические 5 10 10 14 +9 в 2,8 раза

Биологические 22 26 27 33 +11 +50,0 %

Науки о Земле - 6 5 6 +6 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 35 67 68 91 +33 +в 2,6 раза

Технические науки

Технические, в т. ч. строительство и архитектура 33 76 77 88 +55 + в 2,7 раза

Медицинские науки

Медицинские, в т. ч. фармацевтические 123 144 136 134 +11 +8,9 %

Сельскохозяйственные науки

Сельскохозяйственные, в т. ч. ветеринария и зоотехния 13 30 33 38 +25 + в 2,9 раза

Окончание табл. 5

Отрасли науки Численность обучающихся в докторантуре на конец года, чел. Изменение численности докторантов за период 2015-2020 гг.

2015 2018 2019 2020 чел. %

Общественные и гуманитарные науки

Исторические и археология 26 57 68 64 +38 + в 2,5 раза

Экономические 27 45 58 85 +58 + в 3,1 раза

Философские 7 10 12 15 +8 + в 2,1 раза

Филологические 20 32 39 51 +31 + в 2,6 раза

Юридические 20 25 27 39 +19 + в 2,0 раза

Педагогические 25 43 46 44 +19 + в 1,8 раза

Искусствоведение 4 10 12 10 +6 + в 2,5 раза

Психологические 5 9 11 11 +6 + в 2,2 раза

Социологические 4 7 9 11 +7 + в 2,8 раза

Политология 2 5 7 12 +10 + в 6,0 раза

Культурология 3 5 6 7 +4 + в 2,3 раза

Итого 143 248 295 349 +206 + в 2,4 раза

Прочие науки

Прочие 5 7 7 5 0 -

Всего 352 572 616 705 +353 +в 2 раза

Однако некоторую дисгармонию в общий положительный тренд развития республиканской докторантуры вносит тот факт, что при общем значительном росте численности докторантов, проходящих подготовку в области естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных наук, их доли в общей численности докторантов практически не изменились по сравнению с 2015 г. Так, если в 2015 г. доля докторантов в области естественных наук составила 9,9 %; технических - 9,4 %; медицинских - 34,9 %; сельскохозяйственных - 3,7 %, то в 2020 г. доля докторантов в области естественных наук составила 12,9 %; технических - 12,5 %; медицинских - 19,0 %; сельскохозяйственных -5,4 % (табл. 5). И наоборот, если в 2015 г. доля докторантов, обучающихся по общественному и гуманитарному профилю, составила 40,6 % от их общей численности в целом по стране, то в 2020 г. - 49,5 %. Последнее свидетельствует о сохранившейся диспропорции в отраслевой структуре республиканской докторантуры.

Важным показателем эффективности деятельности республиканской докторантуры за пятилетний период является динамика ее возрастной структуры. В этой связи отмечается в целом положительный тренд в возрастной структуре докторантов (табл. 6).

Как видим по данным табл. 6, по итогам 2020 г. существенно увеличилась доля докторантов в возрасте 50 лет и старше с 23,6 до 27,1 % (на 4,5 пп.),

40-49 лет с 47,1 % в 2015 г. до 48,4 % в 2020 г. (на 5,8 пп.). При этом настораживает достаточно заметное сокращение доли возрастной группы 35-39 лет с 21,0 % в 2015 г. до 19,1 % и возрастной группы 30-34 года - с 8,0 до 5,0 %. Эта тенденция привела к уменьшению общей доли возрастных групп младше 50 лет. На конец 2020 г. она составила 72,9 %, тогда как в 2015 г. - 76,4 % [1, с. 374; 5, с. 226].

Таблица 6. Возрастной состав обучающихся в докторантуре в 2015-2020 гг., %

[сост. по 1, с. 37; 5, с. 226]

Возрастные группы 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

До 29 лет 0,3 0,7 0,6 0,5 0,0 0,4

30-34 года 8,0 9,3 10,5 7,7 5,5 5,0

35-39 лет 21,0 19,4 17,9 19,0 18,7 19,1

40-49 лет 47,1 45,8 46,7 48,8 54,6 48,4

50 лет и старше 23,6 24,8 24,3 24,0 21,2 27,1

Показатели эффективности деятельности республиканской докторантуры не могут быть признаны удовлетворительными. Несмотря на значительный рост численности докторантов и увеличение выпуска, количество лиц, закончивших докторантуру с защитой диссертации, в процентном исчислении уменьшилось. Так, если в 2015 г. выпуск из докторантуры составил 42 человека, из них 6 человек с защитой диссертации, или 14,3 % от численности выпускников, то в 2020 г. выпуск из докторантуры составил 89 человек, из них с защитой диссертации - 12 человек, или 13,5 % [4, с. 103].

В целом по республике уровень эффективности деятельности докторантуры по критерию защиты диссертации в течение трех лет после выпуска в 2019 г. составил 28,3 %. Это означает, что к концу 2019 г. из 53 выпускников докторантуры 2016 г. только 15 чел. успешно защитили докторскую диссертацию [5, с. 225].

Достаточно очевидным свидетельством недостаточной эффективности республиканской докторантуры является и тот факт, что за последнее десятилетие ежегодное количество новых докторов наук, утвержденных ВАК, держится на уровне 40-45 человек. В 2020 г. ВАК были присвоены 40 ученых степеней доктора наук [4, с. 104]. При этом следует особо отметить, что из этого числа новых докторов наук работники НАН Беларуси составили всего 10,0 % (4 человека) [6, с. 465].

Одной из важнейших задач, которая стоит перед государством, является формирование отвечающего современным мировым тенденциям отраслевого сектора науки, включающего конструкторско-технологические центры республиканского и регионального уровня для обеспечения разработки новых видов наукоемкой и высокотехнологичной продукции. В решении этой задачи большую роль играет высокий уровень квалификационной структуры кадрового

потенциала научных организаций отраслевой науки. Вместе с тем квалификационный уровень кадрового потенциала отраслевой науки ряда министерств в настоящее время достаточно низок. Так, списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, в организациях Министерства промышленности Республики Беларусь в 2019 г. составила 6,9 тыс. чел. Это вполне оптимальное для прикладной науки отраслевого министерства количество работников, занятых научными исследованиями и разработками. Однако доля научных работников высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) в общей численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, в организациях Минпрома составила всего 0,7 %. К примеру, в целом по стране этот показатель равен 12,4 %, а в НАН Беларуси - 25,4 % [5, с. 199]. Последнее свидетельствует о серьезных недоработках в кадровой политике этого отраслевого министерства, в частности в области подготовки научных работников и специалистов высшей квалификации -кандидатов и докторов наук для подведомственных научных организаций и научно-производственных объединений. Такой низкий уровень квалификационной структуры кадрового потенциала научных организаций Минпрома нельзя объяснить только тем, что это министерство не имеет в своем подчинении базовых вузов и организаций, реализующих образовательные программы аспирантуры и докторантуры. Как это имеет, например, Министерство здравоохранения Республики Беларусь: 4 университета и 14 РНПЦ, ведущих подготовку научных работников высшей квалификации в области практической медицины и потребностей фармацевтической отрасли.

В этом случае Министерство может вести подготовку в целевой аспирантуре и докторантуре других министерств и ведомств, в частности в профильных вузах Министерства образования и научных организациях НАН Беларуси. Это предусмотрено Положением о подготовке научных работников и высшей квалификации. Однако следует признать, что кадровые службы Минпрома и его подведомственных научных организаций и научно-производственных объединений эти возможности используют не в должной мере. Так, в целевой аспирантуре научных организаций НАН Беларуси, согласно информации ГУО «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси», за период 20152020 гг. по заказу Минпрома прошли подготовку всего 13 аспирантов. В настоящее время в академической целевой аспирантуре по направлению организаций Минпрома обучаются 8 человек. В целевой академической докторантуре для организаций Министерства промышленности подготовка докторантов вообще не ведется [6, с. 672-673].

Приведенный выше пример состояния системы подготовки научных кадров высшей квалификации для подведомственных научных организаций и научно-производственных объединений Минпрома показывает, что деятельность ряда ключевых отраслевых министерств и ведомств по обеспечению кадрового состава подведомственных научных организаций и наукоемких предприятий

и организаций научными работниками и специалистами высшей квалификации не отвечает современным мировым тенденциям развития кадрового потенциала прикладной науки.

В этой связи назрела необходимость в целях качественного улучшения системы воспроизводства кадрового потенциала белорусской науки разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности республиканской системы послевузовского образования, расширения подготовки научных кадров высшей квалификации для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики (прежде всего в области нанотехнологий, биотехнологий, космических технологий, медицинской химии, атомной промышленности), а также усиления кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями в целях решения проблемы кадрового обеспечения организаций отраслевой науки.

Для развития системы подготовки научных кадров высшей квалификации и специалистов для отраслевой науки и предприятий наукоемкого сектора экономики наиболее перспективным направлением могла бы стать кластерная модель института подготовки научных работников высшей квалификации, в которой подготовка высококвалифицированных научных работников и специалистов для высокотехнологичного производства будет концентрироваться в научно-образовательно-производственных центрах, создаваемых на базе ведущих национальных университетов, крупных научных организаций и инновационно-активных предприятий по тематике, актуальной для развития конкретных высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики, причем в формате государственного заказа.

Особого внимания требует дальнейшее развитие системы информационного обеспечения развития послевузовского образования. После отмены в мае 2013 г. постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь статистического наблюдения деятельности учреждений образования (организаций), реализующих образовательные программы послевузовского образования, функцию основного информационного ресурса в области послевузовского образования стала выполнять информационно-аналитическая система мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации (АСМ НРВК), общую координацию деятельности которой осуществляет Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ), а организационную, техническую и информационную поддержку - его подведомственное государственное учреждение «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (БелИСА). Согласно Постановления ГКНТ от 9 января 2012 г. № 1 «Об утверждении Положения о республиканской системе мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь» статистика основных показателей деятельности республиканской аспирантуры и докторан-

туры и ее результативности, подготовленная БелИСА на базе данных АСМ НРВК, по установленным формам ежегодно предоставляется в Совет Министров, Национальный статистический комитет и другие заинтересованные органы государственного управления. Генерируемые с помощью АСМ НРВК сведения служат впоследствии основой для формирования статистических сборников и бюллетеней Национального статистического комитета, которые доступны в открытой печати. Однако подготовка и издание на базе данных АСМ НРВК под эгидой ГКНТ отдельных ежегодных статистических сборников и информационных бюллетеней не предусмотрена. В результате основные данные о состоянии послевузовского образования в стране науковеды и специалисты по-прежнему получают (причем в урезанном виде и с ограниченной периодичностью) из статистических сборников и бюллетеней Национального статистического комитета. В этой связи следует незамедлительно поставить перед органами государственного управления вопрос об издании под эгидой ГКНТ на базе данных республиканской АСМ НРВК годовых статистических сборников и бюллетеней в области послевузовского образования. Это в значительной степени обеспечит проведение качественных научных исследований, а также позволит начать разработку научно обоснованных прогнозов основных тенденций развития системы подготовки работников высшей квалификации на ближайшую и среднесрочную перспективу. В конечном счете органы государственного управления будут обладать всесторонней и актуальной информацией о тенденциях и проблемах развития системы подготовки научных работников высшей квалификации, необходимых для обеспечения научно-технологического комплекса Беларуси высококвалифицированными кадрами, сбалансированными по численности, специальностям, отраслевой и возрастной структуре. Это позволит им оперативно корректировать задачи кадровой политики в научной сфере и на программной основе выстраивать стратегию развития системы послевузовского образования.

Список использованных источников

1. Образование в Республике Беларусь, 2021 [Электронный ресурс]. - Минск, 2021. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnayastatistika/publications/izdania/public_compilation/ index_39551/?sphrase_id=1608008. - Дата доступа: 07.10.2021.

2. Выпускники магистратуры Института подготовки научных кадров НАН получили дипломы [Электронный ресурс]. - Минск, 2019. - Режим доступа: https://minsknews.by/ vyipuskniki-magistraturyi-instituta-podgotovki-nauchnyih-kadrov-nan-poluchili-diplomyi/.- Дата доступа: 01.10.2021.

3. Наука и инновационная деятельность, 2020 [Электронный ресурс]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2020. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ publications/ izdania/public_compilation/index_17893/. - Дата доступа: 07.08.2021.

4. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021 [Электронный ресурс]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2021. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_41019/?sphrase_id=1608024. - Дата доступа: 01.10.2021.

5. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2019 года: аналит. докл. / под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. - Минск : ГУ «БелИСА», 2020. -С. 212-228.

6. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2020 году. - Минск : Нац. акад. наук Беларуси, 2021. - С. 451-474.

7. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2015 году. - Минск : Нац. акад. наук Беларуси, 2016. - С. 275-290.

8. О ежемесячных доплатах к пенсиям докторам наук и профессорам [Электронный ресурс]. - Минск, 2019. - Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by/ru/news_ru/view/-o-ezhemesjachnyx-doplatax-k-pensijam-doktoram-nauk-i-professoram-_3364/. - Дата доступа: 29.10.2021.

Поступила 03.11.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.