Научная статья на тему 'Послесловие к 120-летию со дня рождения ученого: Александр Николаевич гвоздев (1892-1959)'

Послесловие к 120-летию со дня рождения ученого: Александр Николаевич гвоздев (1892-1959) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1033
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скобликова Е. С.

15 (28) марта 2012 г. исполнилось 120 лет со дня рождения известного лингвиста А.Н. Гвоздева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Скобликова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Послесловие к 120-летию со дня рождения ученого: Александр Николаевич гвоздев (1892-1959)»

УДК 9:81

Е.С. Скобликова*

ПОСЛЕСЛОВИЕ К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО: АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ГВОЗДЕВ (1892-1959)

15 (28) марта 2012 г. исполнилось 120 лет со дня рождения известного лингвиста А.Н. Гвоздева.

Родился он в с. Сивинь Краснослободского уезда Пензенской губернии в семье рано овдовевшего многодетного сельского священника. В 1913 г., окончив Пензенскую духовную семинарию, поступил в Варшавский университет. В 1914 г. началась Первая мировая война. Варшавский университет был переведен в Ростов-на-Дону. Но Александру Николаевичу удалось перейти в Московский университет. Окончив его в 1918 г., он начинает педагогическую работу, распавшуюся на два практически равных периода: в Пензе (1918—1938) и в Куйбышеве (1938-1959).

Пензенский период был для А.Н. Гвоздева периодом в основном довузовской преподавательской работы. Главным местом этой работы на всем его протяжении были учреждения по подготовке учителей - преемственно связанные между собой, но в первые послереволюционные годы несколько раз менявшие названия и статус: 1918 г. — учительская семинария, 1919 г. — трехгодичные учительские курсы, 1920—1923 гг. — институт народного образования, с 1923 г. — педтехникум. Параллельно в эти тяжелые годы А.Н. Гвоздев преподавал в общеобразовательных школах, эпизодически — на медрабфаке, на курсах подготовки учителей. С 1933 г. началась его связь с Куйбышевским пединститутом в качестве консультанта заочного отделения.

Тем более удивительным при такой занятости педагогической работой оказался масштаб его научных и научно-педагогических трудов, составивших несколько больших циклов, каждый из которых характеризовался и широкой известностью, определившейся уже в пензенский период, и высокой теоретико-лингвистической и практической значимостью. К этим циклам принадлежат:

1) одно из первых в стране массовых региональных диалектологических исследований;

2) фундаментальное изучение детской речи, существенно повлиявшее на становление онтолингвистики как важной области языкознания;

3) разработка вопросов орфографии, фонетики, фонологии, морфонологии в их теоретической концептуальной связи между собой;

4) создание обширного комплекса вузовских учебников и учебных пособий по современному русскому языку и стилистике, многократно издававшихся и переиздававшихся в издательстве «Учпедгиз» / «Просвещение» в 1940—1970-е годы тиражами до 100 тысяч экземпляров.

Дадим краткий обзор каждого из этих циклов.

Диалектологические исследования. В 1921—1924 гг. — уже через три года от начала своей послеуниверситетской работы в Пензе — молодой ученый осуществил массовое изучение говоров обширной бывшей Пензенской губернии. По составленной им специальной анкете он получил 500 ответов — по 390 населенным пунктам. Основываясь на этих данных и материалах личных экспедиционных поездок, А.Н. Гвоздев уже в 1925 г. выпускает обобщающую работу «Типы великорусских говоров Пензенской губернии» (Труды Пензенского общества любителей естествознания и краеведения. Вып. VI). В том же году он делает соответствующий доклад в Москве и избирается членом Московской диалектологической комиссии (МДК) при Академии наук.

* © Скобликова Е.С., 2013

Скобликова Елена Сергеевна (rusist@ssu.samara.ru), кафедра русского языка Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Послесловие к 120-летию со дня рождения ученого: Александр Николаевич Гвоздев (1829—1959)

На этой же основе А.Н. Гвоздевым был создан первый в стране региональный диалектологический атлас Пензенской губернии. Но, судя по переписке с Ф.П. Филиным, уже принятый к печати в Москве, атлас был потерян1.

Изучение детской речи. Через два года после начала диалектологического обследования Пензенской губернии А.Н. Гвоздев приступил к изучению детской речи — к деятельности, которая (в ряду других!) оказалась делом его жизни, а в последние 20 лет и источником тяжких личных переживаний.

Основой многих (если не большинства) работ в этой области стал рукописный дневник систематических наблюдений за речью единственного сына Жени, родившегося в 1921 году и погибшего в первые месяцы Великой Отечественной войны. Записи осуществлялись в 1923—1930 гг. — регулярно с возраста 1 года 8 месяцев 14 дней.

Опубликованный только в 1981 году в издательстве Саратовского университета под названием «От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений» (324 с.), дневник, по свидетельству ведущего специалиста по онтолингвистике С.Н. Цейтлин, «остается непревзойденным образцом этого жанра», а его автора известный американский лингвист Д. Слобин называет знаменитым русским «дневниковедом».

Крупные теоретические исследования детской речи начали создаваться и публиковаться в Москве параллельно с ведением дневника уже в 1920-е годы (1927—1929 гг.).

В 1938 г. А.Н. Гвоздеву без защиты диссертации была присвоена в МИФЛИ ученая степень кандидата филологических наук, и он, переехав в Куйбышев, стал преподавателем КГПИ. С 1940-ми годами в куйбышевский период связано практическое завершение исследований детской речи. Оно ознаменовалось и фактами официального их признания, и публикацией фундаментальных работ автора в этой области.

В 1943 г. в МГУ была защищена докторская диссертация «Формирование у детей грамматического строя русского языка».

В 1944 г. А.Н. Гвоздев утверждается в звании профессора.

В 1945 г. он избирается членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

В 1940-е годы в Москве публикуется не только двухтомное издание, повторившее название докторской диссертации (1949), но и «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка» (1948). Еще один уровень усвоения языка охарактеризован в посмертно опубликованной в Куйбышевском филиале издательства Саратовского университета работе «Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка» (1990).

Работы по орфографии, фонетике, фонологии и морфонологии. С пензенского периода начинается разработка А.Н. Гвоздевым вопросов теории орфографии и методики ее преподавания. Осуществляется экспериментальное изучение закономерностей усвоения орфографии. В куйбышевский период комплексно, в концептуальной связи между собой фундаментально рассматриваются теоретические проблемы орфографии, фонетики, фонологии и морфонологии (без употребления последнего термина). Серия соответствующих работ составила один из важнейших (и очень цельных) циклов в теоретической деятельности А.Н. Гвоздева и до последних дней очень волновала его в полемике с представителями Московской фонологической школы, интерпретировавшими в своем духе и фонологическую систему русского языка, и основной принцип русской орфографии.

Невозможно перечислить все относящиеся к этому циклу (преимущественно московские) публикации. Их более тридцати. Начало их связано с 1930-ми годами пензенского периода, крупнейшие имеют монографический характер. См., например:

1 Потеря атласа в какой-то степени компенсировалась. В 1997 г. вышел сборник «А.Н. Гвоздев и лингвогеография Поволжья» (Пенза—Самара), составитель и редактор В.Д. Бондалетов. Здесь среди прочих ценных материалов опубликованы 1) сводные таблицы, зафиксировавшие все наблюдавшиеся явления по каждому из 390 обследованных населенных пунктов бывшей Пензенской губернии; 2) разработанная на их основе карта «Типы безударного вокализма в говорах Пензенской губернии». В силу значимости соответствующих явлений она позволяет во многом представить лингвогеогра-фическую картину этой губернии (составители М.Н. Барабина и Н. Скоробач).

— Основы русской орфографии. М., 1947. 64 с.; М., 1950. 100 с.; 1951, 1954. 119 с. (+Минск, 1953. 120 с.);

— Об основах русского правописания: в защиту морфологического принципа русской орфографии. М., 1960. 64 с.;

— О фонологических средствах русского языка. М.; Л., 1949. 167 с.

Статья «О пределах действия звуковых закономерностей в современном русском языке» (УЗ КГПИ, 1948. Вып. 9. С. 151—160) заложила основы оригинального истолкования фонологических качеств звуков слабых позиций.

Кроме названных работ были написаны многие полемические статьи, три из которых (как и указанная выше работа «Об основах русского правописания...») вышли в свет после кончины автора — в 1960 году, в том числе в «Вопросах языкознания» и «Филологических науках».

Обобщение важнейших работ рассматриваемого цикла было осуществлено автором статьи к 70-летию со дня рождения А.Н. Гвоздева в издании «Избранные работы по орфографии и фонетике» (М., 1963 (284 с.), современное переиздание — М., 2007).

Вузовские теоретические курсы и учебные пособия. Соответствующий цикл работ, принесших автору едва ли не самую широкую известность, относится к куйбышевскому периоду жизни А.Н. Гвоздева.

Интересна хронология выхода книг этого цикла. При жизни автора их издание осуществлялось в течение одиннадцати лет. Последовательность их публикации в издательстве «Учпедгиз» / «Просвещение»:

— Сборник упражнений по современному русскому языку [первый в стране. — Е.С.]. М., 1947. 160 с.; 1950. 212 с.; 1953. 232 с.

— Очерки по стилистике русского языка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 336 с. (позже, после прижизненного переиздания 1955 года — новое издание: М.: Просвещение, 1965. 408 с.);

— Современный русский литературный язык. Ч. I. Фонетика и морфология. М., 1958. 406 с.;

— Современный русский литературный язык. Ч. II. Синтаксис. М., 1958. 302 с.

О роли этих трудов свидетельствует многократность прижизненных и посмертных их московских изданий, осуществлявшихся в течение более двух десятилетий, а также ряд местных переизданий.

Как человека и как ученого Александра Николаевича Гвоздева характеризовало преодоление тех драматических условий, в которых создавались многие его работы. Это вполне относится и к 1950-м годам. С 1953 года А.Н. Гвоздев был неизлечимо болен — лейкемия. Между тем именно в эти годы создавался фундаментальный двухтомный курс «Современный русский литературный язык». Он вышел в 1958 году. И Гвоздев сразу (за год до смерти!) начал подготовку ко 2-му изданию. I часть курса в доработанном виде была отправлена им в издательство за несколько дней до кончины. II часть по рукописным вставкам А.Н. Гвоздева готовила к отправке автор статьи.

Показательно, что в 1953—1959 гг. кроме курса «Современный русский литературный язык» вышло еще 11 публикаций, из них 8 — новых, не связанных с переизданием; еще 5 работ (конечно, тоже написанных в последние годы жизни) — в 1960 и 1961 гг.

На пороге ухода из жизни А.Н. Гвоздевым были подготовлены также материалы для обобщающего издания ранее опубликованных работ по детской речи — «Вопросы изучения детской речи» (тоже с рукописными вставками-дополнениями!). Книга в объеме 470 с. вышла в Москве, в издательстве АПН РСФСР, в 1961 г.

Знаменательными представляются «разножанровые» оценки работ А.Н. Гвоздева в печатных изданиях и письмах к автору. Во многом они обобщены в самарском издании 1992 года к 100-летию ученого — «Александр Николаевич Гвоздев (1892—1959). Очерк жизни и творчества. Воспоминания. Переписка».

Двухтомный курс «Современный русский литературный язык» получил высокую оценку в рецензиях (отечественных и зарубежных) лингвистов и во многих письмах к А.Н. Гвоздеву.

В большинстве откликов отмечается превосходство «Синтаксиса...» А.Н. Гвоздева перед параллельно вышедшим коллективным учебником «Современный русский язык. Часть II.

Послесловие к 120-летию со дня рождения ученого: Александр Николаевич Гвоздев (1829—1959)

Синтаксис» под редакцией проф. Е.М. Галкиной-Федорук (1958) и сообщается о решительном предпочтении гвоздевского курса для работы со студентами.

Представляется очень значимой обобщающая характеристика роли работ А.Н. Гвоздева в вузовском преподавании.

В предисловии к 3-му изданию 1965 г. «Очерков по стилистике...» его редактор С.Г. Бархударов пишет: «Заслуга А.Н. Гвоздева перед нашей высшей филологической школой. в том, что он создал серию учебников и учебных пособий по современному русскому литературному языку. Сюда относятся книги: 1. Современный русский литературный язык. Часть I. Фонетика и морфология; Часть II. Синтаксис; 2. Сборник упражнений по современному русскому языку; 3. Основы русской орфографии; 4. Очерки по стилистике русского языка (первое издание вышло в 1952 г.).

Написанные с полным знанием дела как с научной, так и с педагогической стороны, эти книги обеспечили должный научный уровень преподавания русского языка в наших педвузах».

Есть немало свидетельств не только высокой оценки, но и прямого использования трудов А.Н. Гвоздева за рубежом. В одной из публикаций А.А. Гребнев цитирует заявление академика Гавранека (Прага): «Отныне изучение русского языка переводится у нас на гвоз-девские рельсы».

Перед кончиной А.Н. Гвоздев получил китайский перевод «Очерков по стилистике.» молодого лингвиста Ли Шан-Чена.

Знаменательно еще одно свидетельство А.А. Гребнева: «На юбилее академика Богуслава Гавранека Александр Васильевич Исаченко (профессор Братиславского университета, автор труда о словацком языке в сравнении с русским) и известный филолог Роман Осипович Якобсон подошли ко мне: "Передайте Александру Николаевичу большое спасибо за то, что он пишет ценные труды по лингвистике. Его "Очерки по стилистике русского языка" являются нашей настольной книгой. А работа по развитию речи у ребенка — это уникальный классический труд в мировой лингвистической литературе. Поклонитесь ему от нас"».

***

120-летие со дня рождения А.Н. Гвоздева ознаменовалось тремя мемориальными конференциями в городах, с которыми была связана его трудовая биография. Одна из них прошла в Пензе и две в Самаре.

Большая международная конференция, проведенная в Санкт-Петербурге 24—26 апреля 2012 г., объединила память о К.И. Чуковском и А.Н. Гвоздеве. Результатом ее явилось издание сборника «Проблемы онтолингвистики 2012: материалы международной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения К.И. Чуковского и 120-летию со дня рождения

А.Н. Гвоздева» (613 с., 130 авторов публикаций).

***

О востребованности трудов А.Н. Гвоздева свидетельствует тот факт, что в течение пятилетия 2005—2009 гг. по инициативе московских и петербургских издательств переизданы практически все самые крупные его работы:

— Очерки по стилистике русского языка. М.: КомКнига, 2005. 408 с.;

— От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. М.: КомКнига, 2005. 320 с.;

— Вопросы изучения детской речи. С.-Петербург: Детство-пресс; М.: Сфера, 2007. 472 с.;

— Избранные работы по орфографии и фонетике. М.: ЛКИ, 2007. 288 с.

— Современный русский литературный язык. Ч. I. Фонетика и морфология. Теоретический курс. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 472 с.;

— Современный русский литературный язык. Ч. II. Синтаксис. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.