Научная статья на тему 'Лингвистическая Русистика в Самарском государственном университете: состояние и перспективы'

Лингвистическая Русистика в Самарском государственном университете: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
236
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лингвистическая Русистика в Самарском государственном университете: состояние и перспективы»

H.A. Илюхина*

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РУСИСТИКА В САМАРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ (к 40-летию кафедры русского языка)

Русистика — один из краеугольных камней в классических российских университетах. Самарский университет тоже начинался с историко-филологического факультета, который в момент открытия в августе 1918 г. был единственным факультетом, т.е. русистская и шире — гуманитарная составляющая структуры будущего университета были обозначены четко. Филологическая компонента была одной из основных и в структуре возрожденного в 1969 г. университета. Филологическое отделение было одним из трех в составе гуманитарного факультета. С 1969 по 1974 годы оно было представлено лишь одной специальностью — «Русский язык и литература».

Кафедра русского языка относится к числу первых подразделений во вновь открытом университете и отсчитывает свою историю с марта 1969 г. Преподаватели-русисты на первом этапе были представлены тремя мужчинами — Д.И. Алексеевым, В.И. Черновым1 и Л.Г. Кочедыковым2.

Получается, что кафедра, отмечающая 40-летний юбилей, может считаться «правопреемницей» первого Самарского университета. Символично и то, что 90-летие университета почти буквально совпадает с 90-летием со дня рождения основателя кафедры — доктора филологических наук, профессора Дмитрия Ивановича Алексеева. Судьбы Д.И. Алексеева и кафедры русского языка тесно переплетены. Для Дмитрия Ивановича, прошедшего войну, имевшего солидный опыт работы в других вузах, она стала главным детищем. В истории кафедры фигура ее основателя и руководителя занимает особое место — именно его усилиями при участии Е.С. Скобликовой формировался кадровый состав, закладывались первые направления научно-исследовательской деятельности и традиции.

На протяжении первых 15 лет коллективом руководил Д.И. Алексеев (во время его болезни в 1982—1984 гг. обязанности выполняла Т.П. Орехова), с 1984 по 1989 годы — Е.С. Скобликова. С апреля 1989 г. кафедрой заведует Н.А. Илюхина.

На кафедре работают 4 доктора филологических наук (Е.С. Скобликова, Н.А. Илюхина, Л.Б. Карпенко, С.А. Карпухин) и 12 кандидатов наук — Т.П. Орехова, Т.Ф. Зиброва, М.Н. Барабина, Т.П. Романова, Л.К. Африкан-

* © Илюхина Н.А., 2009

Илюхина Надежда Алексеевна — кафедра русского языка Самарского государственного университета

1 Доцент В.И. Чернов (1934—1998) работал в Куйбышевском государственном университете в 1970—1980 гг., позднее защитил докторскую диссертацию и заведовал кафедрой русского языжа Кировского педагогического института.

2 Доцент Л.Г. Кочедыжов (род. в 1930 г.) работал в Куйбышевском государственном университете в 1969—2008 годы, с сентября 2008 г. ушел на заслуженный отдыгх.

това, A.A. Безрукова, H.A. Родионова, Е.А. Барашкина, O.A. Усачева, В.В. Ла-бутина, О.В. Чаусова, H.A. Чернявская, преподаватели-аспиранты Н.Г. Мирошниченко и И.В. Шумкина. Преподаватели с ученой степенью составляют в штате кафедры 89 %. За последние 10 лет защищены 3 докторские диссертации (H.A. Илюхина, Л.Б. Карпенко, C.A. Карпухин) и 4 кандидатские (H.A. Родионова, H.A. Чернявская, O.A. Усачева, E.A. Барашкина).

Треть кафедры — выпускники Куйбышевского пединститута, в их числе те, кто входил в первоначальный состав преподавателей (E.C. Скобликова, Т.Ф. Зиброва, M.H. Барабина). Приток кадров был обеспечен за счет выпускников, которые составляют половину коллектива (H.A. Илюхина, Т.П. Романова, H.A. Родионова, В.В. Лабутина, E.A. Барашкина, H.A. Чернявская, O.A. Усачева, H.T. Мирошниченко, И.В. Шумкина).

За прошедшие годы в коллективе сложились традиции — серьезная постановка научной работы в студенческих спецсеминарах, приоритетность внимания к фактологической стороне в изучении языка и лингвистики, стремление научить студентов за любой теорией видеть массив языковых фактов, представлять язык в его системе и логике функционирования и т.д.

Кафедра русского языка является одной из двух ведущих кафедр на специальности «Русский язык и литература». Кроме того, преподаватели заняты в учебном процессе почти на всех факультетах университета — на специальностях: «Романо-германская филология», «История», «Документоведение», «Юриспруденция», «Социология», «Социальная работа», «Культурология», «Журналистика», «Химия», «Биология», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Математические методы в экономике», «Психология», «Международные отношения». H этих специальностях коллеги читают курсы «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Лингвистика и семиотика», «Древнерусский язык», «Риторика», «Современный русский язык», «Стилистика и литературное редактирование», «Документная лингвистика», «Русский язык и культура речи».

Свидетельством мобильности кафедры является и то, что при реформировании учебного плана на основной специальности в 1998 и в 2000 годах было введено 11 новых дисциплин, которые существенно обновили лингвистическую концепцию в подготовке филологов-русистов в целях расширения возможностей ее профессионального приложения. Постоянное обновление в содержании учебного плана происходит и в рамках дисциплин специализации. Проблематика спецсеминаров и спецкурсов эволюционирует вместе с логикой развития направлений научной работы и исследовательских интересов руководителей, с растущим интересом студентов к новым научным веяниям и языковым новациям.

Коллектив стремится к расширению видов и форм учебной деятельности. Успешно реализуется с участием преподавателей и аспирантов дополнительная специализация «рекламная деятельность» (часть программы «Рекламная и издательская деятельность»). Летом 2008 г. осуществлен успешный опыт обучения русскому языку американских студентов в рамках договора с Университетом Стони Брук штата №ю-Йорк.

40-летие отмечено формированием на кафедре зрелого научно-исследовательского состава, получившего в 2002 году, по оценке Министерства образования и науки РФ, статус ведущего научного коллектива.

В первые полтора десятилетия научная работа кафедры велась в рамках темы «Русский язык современной эпохи в его функционировании и развитии». С 1986 г. общекафедральной становится тема «Системность языковых средств и их функционирования». К настоящему времени в коллективе сформировался широкий спектр направлений научных исследований:

— категориально-грамматическое изучение синтаксиса современного русского языка (Е.С. Скобликова);

— исследование системной организации лексики и ее функционирования (H.A. Илюхина);

— изучение языковой образности и русской языковой картины мира (H.A. Илюхина, E.A. Барашкина, В.В. Лабутина, O.A. Усачева, H.r. Мирошниченко);

— лингвосемиотическая интерпретация глаголицы и комплекс вопросов, связанных с историей славянской письменности (Л.Б. Карпенко);

— сопоставительные славистические (русско-инославянские) исследования грамматики, лексики, фразеологии (Л.Б. Карпенко);

— исследование категории русского глагольного вида в лингвистическом и когнитивном аспекте (СА. Карпухин);

— обследование, изучение и картографическое описание говоров на территории Самарской области (Т.Ф. Зиброва, МЛ. Барабина);

— системное исследование ономастического пространства Самарской области: антропонимов, топонимов и других типов собственных имен (Т.П. Романова);

— исследование рекламного дискурса (Т.П. Романова);

— исследование газетно-публицистической речи (Л.В. Терентьева, И.В. Шумкина);

— изучение русской аббревиации и отаббревиатурных дериватов (A.A. Безрукова);

— лингвистический анализ художественного текста (H.A. Родионова, Т.П. Орехова, O.A. Усачева, H.A. Чернявская).

Старейшим, очень авторитетным работником кафедры является Е.С. Скобликова. Om заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии губернатора Самарской области «За выдающиеся результаты в решении гуманитарных проблем» по итогам 2007 г. ^иболее значимы ее исследования в области теоретических проблем русского синтаксиса. С их разработкой связаны: ее докторская диссертация «Согласование и управление как способы синтаксической организации слов»; две монографии: «Согласование и управление в русском языке» (М., 1971, 2005) и «Ючерки по теории словосочетания и предложения» (Куйбышев, 1990), а также вузовские теоретические курсы: «Современный русский язык. Синтаксис простого предложения» (М., 1979; Самара, 1997; М., 2006), «Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения» (Самара, 1993; М., 2006), имеющие гриф УMO по филологии. Известны ее учебные пособия по стилистике («Сборник упражнений по стилистике русского языка» — М., 1965), орфографии («Oбобщающая работа по орфографии» - М., 1994, 2005, 2007).

Творческая деятельность Е.С. Скобликовой связана с пропагандой и изданием трудов известного отечественного ученого A.H. Гвоздева. Orn составила и опубликовала его книгу «Избранные работы по орфографии и фонетике»

(М., 1963, 2007), подготовила к публикации в нескольких переизданиях: «Очерки по стилистике русского языка», двухтомный курс «Современный русский литературный язык» и «Сборник упражнений по современному русскому языку». Благодаря Е.С.Скобликовой посмертно опубликованы и впоследствии переизданы труды ученого по детской речи: дневник наблюдений А.Н.Гвоздева за речью его сына («От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений» — Саратов, 1981; М., 2005) и исследование «Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка» (Куйбышев, 1990).

Работа Н.А. Илюхиной связана с семасиологическим и когнитивным исследованием лексической системы и ее функционирования. На первом этапе в русле семасиологического (структурно-семантического) подхода лексическая система и ее классы изучались в рамках комплекса проблем, связанных с центральными типами системных отношений — парадигматическими и синтагматическими в их взаимосвязи. Поиски форм и масштабов проявления семантического варьирования, регулярной многозначности в докторской диссертации Н.А. Илюхиной «Образ как объект и модель семасиологического анализа» (1999) и ее монографии «Образ в лексико-семантическом аспекте» (1998) привели к выявлению механизмов языковой образности на основе объединения семасиологического подхода с когнитивным. В последних работах объектом изучения стало взаимодействие метафоры и метонимии в образной языковой картине мира, генезис когнитивной метафоры, трансформация метонимии в когнитивную метафору.

Эта проблематика разрабатывается в пяти диссертационных исследованиях, выполненных на кафедре: в докторской диссертации Н.А. Илюхиной, в кандидатских диссертациях В.В. Лабутиной «Вторичная номинация в сфере обозначения причинно-следственных отношений в русском языке» (1998), Е.А. Барашкиной «Метафоризация как способ языковой номинации компонентов ментальной сферы» (2008), И.А. Долговой «Метафорическая модель перемещения в пространстве как средство характеристики жизни и деятельности человека» (2007) и Н.О. Кирилловой «Метафорическое моделирование речевой ситуации» (2008).

В исследовательской работе Л.Б. Карпенко выделяются несколько направлений. Первое связано с сопоставительным изучением фрагментов языковых систем (грамматики, лексики, фразеологии) русского и других славянских языков (прежде всего болгарского).

Оригинальный семиотический подход характеризует докторскую диссертацию Л.Б. Карпенко «Глаголица как семиотическая система» (2000). В диссертации и монографиях «Глаголица — славянская священная азбука» (1999), «Священная азбука Кирилла» (2004) она обосновала версию семиотической (сакральной) интерпретации первой славянской азбуки. На основе анализа глаголицы в контексте христианской культурной традиции и прежде всего в контексте Библии ею предложена интерпретация глаголицы как системы письма, имеющего символическую природу и сочетающего черты фонографии и идеографии, обосновано соотношение глаголических почерков по старшинству.

Научные изыскания С.А. Карпухина в последние два десятилетия связаны с аспектуальной проблематикой — категорией вида русского глагола. В его монографии «Семантика русского глагольного вида» (2006), докторской дис-

сертации «Семантика русского глагольного вида» (2008), в спецкурсе «Проблемы русской аспектологии» предлагается оригинальная концепция семантического инварианта вида. Предложенная семантическая модель, интерпретирующая глагольное действие в его отношении к ситуации, позволяет автору описать семантическую корреляцию совершенного и несовершенного видов и комплекс частныж значений видов; показать взаимодействие глагольныж лексем и элементов окружающего контекста в формировании и выражении соответствующих значений, выявить отражение в категории вида своеобразия русскоязычного сознания.

Диалектологическая проблематика стала одним из первых направлений коллективной деятельности кафедры. Под руководством М.Н. Барабиной и Т.Ф. Зибровой, помимо обследования говоров в форме студенческих экспедиций (обследованы говоры более 100 сел области), осуществлялись систематизация и обобщение полученных материалов. На их основе защищены две кандидатские диссертации — «Шипящие согласные в говорах Куйбышевской области» М.Н. Барабиной (1980) и «Типология систем предударного вокализма в среднерусских акающих говорах Самарской области» аспиранта Т.Е. Баженовой (2000). Другим крупным итогом этой работы стало составление карт диалектных явлений, которые вошли как часть в «Атлас русских говоров Среднего и Нижнего Поволжья» (Саратов, 2000), подготовленный коллективом поволжских диалектологов под руководством профессора Саратовского университета Л.И. Баранниковой. В настоящее время на базе собранных материалов Т.Ф. Зибровой и М.Н. Барабиной подготовлен к изданию региональный «Атлас говоров Самарской области». В последнее десятилетие они участвуют в работе над «Лексическим атласом русских народных говоров», организуемой ИЛИ РАН (С.-Петербург).

Научная биография Т.П. Романовой восходит к студенческому семинару Д.И. Алексеева и начиналась с изучения частной ономастической подсистемы — русских официальных иппонимов. Вот уже более 20 лет после защиты диссертации (1988) под ее руководством ведется интенсивное изучение разных пластов ономастической лексики (антропонимики, топонимики, зоони-мики, эргонимики и т.д.) на территории самарского региона и шире. Накоплен и систематизирован обширный материал, позволяющий выявить типологические черты ономастических разрядов, проследить эволюцию ономас-тикона в новых социолингвистических условиях, в том числе в специфических условиях рекламного текста. В последние годы Т.П. Романова активно занимается исследованием вербальных элементов рекламного дискурса: рекламных имен, слоганов, текстов рекламных обращений — в современном рекламном поле и в историческом аспекте.

С именем Д.И. Алексеева связано изучение аббревиатурной лексики и аббревиатурного словообразования. Материалы докторской диссертации Д.И. Алексеева (1977) легли в основу его монографии «Сокращенные слова в русском языке» (1979). На протяжении более двух десятилетий Д.И. Алексеев осуществлял работу над новыми изданиями «Словаря сокращений русского языка» (М., 1963, 1977, 1983, 1984). Изучение аббревиатурного — и наиболее целенаправленно отаббревиатурного — словообразования на новом языковом материале продолжается доцентом А.А. Безруковой. Ее работа связана с вы-

явлением современных тенденций в аббревиатурном и отаббревиатурном словообразовании, особенностей функционирования этих единиц в речи, а также с созданием словаря отаббревиатурных дериватов.

В своих изысканиях многие коллеги выходят в сферу художественной речи — с позиций стилистики, идиостилистики, текстообразующей роли разных лексических единиц, типов авторского повествования, средств выражения авторской интенции, дискурсивных практик и т.д. Наиболее последовательно с этой областью связаны исследовательские интересы Н.А. Родионовой, а также Т.П. Ореховой, Л.К. Африкантовой. По итогам диссертационного исследования «Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А. Бунина» (1999) и последующих изысканий Н.А. Родионова разработала вузовский курс «Лингвистический анализ художественного текста» и спецкурс «Лингвистические аспекты анализа литературного произведения».

Методологические вопросы речеведения в широком его понимании, в том числе концептуальное соотношение разных речеведческих курсов (стилистики, культуры речи, риторики, делового общения в их связи с историей русского литературного языка), частные проблемы этой области разрабатывает доцент Т.П. Орехова.

Многоаспектное изучение русской фразеологии осуществлялось доцентом Л.Г. Кочедыковым и под его руководством. Л.Г. Кочедыкову принадлежит заслуга создания двух фразеологических словарей: «Краткого словаря иноязычных фразеологизмов» (М., 1995; 2000, 2005) и «Краткого словаря библейских фразеологизмов» (Самара, 2006).

Вопросы стилистики публицистической речи исследовались безвременно ушедшей в 2005 г. Л.В. Терентьевой. В диссертации «Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных оценочных заглавий» (1990), во многих статьях и готовившейся монографии ею разрабатывались проблемы категориального статуса оценки в публицистической речи; изучались жанровые разновидности газетных текстов, их эволюция на новом этапе развития. В настоящее время Н.А. Чернявской подготовлены к посмертному изданию ее лекции по спецкурсу «Язык и стиль газетной публицистики».

С 2004 по 2008 гг. научный коллектив преподавателей в рамках темплана выполнял научно-исследовательскую работу «Исследование категорий языка, текста, дискурса в когнитивном и лингвистическом (структурном и семантическом) аспектах», финансируемую Министерством науки и образования РФ. С 2009 года кафедра включилась в темплан с новой темой «Комплексное исследование русской образности в системно-языковом, текстовом и когнитивно-дискурсивном аспектах».

Наряду с ежегодными отчетными конференциями, кафедра регулярно проводит конференции по актуальным проблемам русистики. Традиционной научной акцией на протяжении нескольких десятилетий является празднование Дней славянской письменности при организаторской роли Л.Б. Карпенко. Кирилло-Мефодиевские чтения, преследующие научные и просветительские цели, в разные годы проводились на различном уровне — от областных до международных.

Кроме того, за последние 10 лет кафедра организовала семь тематических конференций разного уровня (две последних совместно с кафедрами немец-

кой филологии и английской филологии): всероссийскую конференцию «Актуальные проблемы русистики», посвященную 80-летию со дня рождения Д.И. Aлексеева (1998); международную конференцию «Языковые средства в системе, тексте и дискурсе», посвященную памяти A.H. Гвоздева (2002); всероссийскую конференцию «Языковая система - текст - дискурс: Категории и аспекты исследования» (2003); всероссийскую конференцию «Категории в исследовании, описании и преподавании языка», посвященную 80-летию Е.С. Скобликовой (2004); региональную конференцию «Функционирование языка: категории и методы исследования» (2005); международную конференцию «Языковая личность - текст - дискурс: теоретические и прикладные аспекты исследования» (2006); международную конференцию «Язык и культура в России: состояние и эволюционные процессы» (2007).

O научной и издательской активности кафедры можно судить по периоду немногим более последних 10 лет. В этот период вышли четыре новые монографии и словарь: H.A. Илюхина. «Юбраз в лексико-семантическом аспекте» (1998), Л.Б. Карпенко. «Глаголица» — славянская священная азбука (1999), Л.Б. Карпенко. «Священная азбука Кирилла» (2004), СА. Карпухин. «Семантика русского глагольного вида» (2006), Л.Г. Кочедыков. «Краткий словарь библейских фразеологизмов» (2006).

В 2005—2009 гг. в Москве и С.-Петербурге переизданы 11 книг: шесть книг A.H. Гвоздева, в том числе двухтомный теоретический курс «Современный русский литературный язык» (2009) и обширный труд «Вопросы изучения детской речи» (2007); четыре книги Е.С.Скобликовой, «Краткий словарь иноязычных фразеологизмов» Л. Г. Кочедыкова (2005). В печати — монография Д.И. Aлексеева «Сокращенные слова в русском языке».

Примерно в тот же период, помимо почти ежегодно издаваемых материалов Кирилло-Мефодиевских чтений, в издательстве «Самарский университет» вышло 10 тематических сборников научных работ, в том числе сборники материалов конференций:

«Семантическая системность языковых единиц» (1996); «Семантическая системность языковых единиц» (1997); «Актуальные проблемы русистики»: (1998); «Языковые средства в системе, тексте и дискурсе» (2002); «Семасиологический и когнитивный аспекты анализа языка и дискурса2 (2003); «Языковая система — текст — дискурс: Категории и аспекты исследования2 (2003); «Категории в исследовании, описании и преподавании языка» (2004); «Функционирование языка: категории и методы исследования» (2006); «Языковая личность — текст — дискурс: теоретические и прикладные аспекты исследования» (2006); «Язык и культура в России: состояние и эволюционные процессы» (2007).

При кафедре практически с начала ее существования работает аспирантура по специальности 10.02.01 — русский язык. За этот период диссертации защитили 24 выпускника, подавляющее большинство из них подготовили диссертации под руководством доктора филологических наук, профессора Е.С. Скобликовой. Из них 10 человек работают в СамГУ, остальные в других вузах и учреждениях разных ведомств городов Самары, Тольятти, Ульяновска, Москвы, Уфы, Лениногорска.

В 2001 году в диссертационном совете открыта научная специальность 10.02.01 — русский язык (по защите кандидатских, а затем и докторских дис-

сертаций). За прошедший период по этой специальности защищено 25 диссертаций (1 докторская и 24 кандидатских), среди них 10 работ сотрудников и аспирантов кафедры: докторская диссертация С.А. Карпухина (2008) и кандидатские диссертации М.С. Марсаковой (2001), Н.Ю.Темниковой (2002), И.А. Марининой (2003), О.А. Усачевой (2004), Е.С. Потехиной (2004), Е.А. Ба-рашкиной (2008), И.А. Долговой (2008), Н.О. Кирилловой (2008), Е.П. Арини-ной (2008). Кроме них,успешно защитили диссертации выпускники аспирантуры из СамГПУ, Бурятии, Саранска, Пензы, Кемерова, Красноярского края, Оренбурга.

У кафедры сформированы устойчивые научные связи, деловые контакты с кафедрами и коллегами из многих вузов — по линии организации научныж мероприятий, участия в работе диссертационныж советов, приглашений для чтения лекций, курсов повышения квалификации и т.д.

Коллектив активно работает в других направлениях.

Кафедра сотрудничает с органами образования, прежде всего с СИПКРО и Центром развития образования г. Самары: преподаватели выступают с лекциями и докладами перед учителями, работают в составе комиссий по аттестации учителей, возглавляют жюри олимпиад, научных конференций и фестивалей школьников, проводят мастер-классы для учителей и школьников, выездные семинары и воскресные занятия для одаренных детей, сотрудничают с конкретными школами, занимаются организацией исследовательской работы школьников.

Около 30 лет при кафедрах русского языка и русской и зарубежной литературы работает Школа юного филолога для старшеклассников.

С 2002 по 2008 годы при редакции газеты «Волжская коммуна» успешно действовала областная телефонная Служба русского языка. Наряду с консультациями, преподаватели и аспиранты кафедры на страницах газеты вели рубрику просветительского характера по культуре речи и общению (курировала эту работу доц. Л.К. Африкантова).

Широкий спектр экспертных услуг кафедра предоставляет учреждениям правоохранительной, образовательной, патентной сфер, органам средств массовой информации и гражданам. Сотрудники кафедры проводят занятия и консультации по деловому общению и культуре речи для журналистов, работников судебного департамента, министерств областного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.