Научная статья на тему 'Послегнездовые кочёвки птиц и их причины'

Послегнездовые кочёвки птиц и их причины Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1359
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Михеев Алексей Васильевич

Второе издание. Первая публикация: Михеев А.В. 1961. Послегнездовые кочёвки птиц и их причины // Экология и миграции птиц Прибалтики. Рига: 262-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Послегнездовые кочёвки птиц и их причины»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 877: 1267-1271

Послегнездовые кочёвки птиц и их причины

А.В.Михеев

Второе издание. Первая публикация в 1961*

Хорошо известно, что по окончании размножения большинство птиц прекращает оседлый образ жизни, покидает свою гнездовую территорию и начинает посещать ближайшие или дальние её окрестности, появляясь нередко даже в несвойственных для них местах. Эти перемещения, получившие название послегнездовых кочёвок, имеют широкое распространение и представляют собой характернейшее явление в послегнездовой жизни как кочующих, так и перелётных птиц. Явление это свойственно обитателям всех широт, начиная от Арктики и кончая тропиками. У многих птиц оно занимает по времени значительный удельный вес в годовом цикле жизни, сменяясь осенне-зимними кочёвками у кочующих и осенними перелётами у перелётных птиц. В целом Послегнездовые кочёвки — явление большого масштаба в жизни птиц.

Однако вопрос о послегнездовых кочёвках птиц изучен пока весьма слабо. В нашей и иностранной орнитологической литературе он почти не разработан. Связано это с известными трудностями, возникающими при изучении перемещений птиц на относительно небольшие расстояния. Применение метода кольцевания позволяет получить некоторый практический материал, но для его накопления требуется значительное время.

В своём кратком сообщении мы хотели поделиться некоторыми данными кольцевания и полевых наблюдений, касающимися хода послегнездовых кочёвок, а также высказать соображения об их причинах и биологическом значении.

Послегнездовые кочёвки представляют собой одну из форм сезонных миграций птиц. Любые же сезонные перемещения следует рассматривать как итог взаимодействия двух величин: меняющихся в разные биологические периоды потребностей организма и меняющихся по сезонам года условий жизни.

Ведущей потребностью организма птиц в послегнездовой период является потребность в усиленном питании. Возникает она в результате истощения организма в период размножения. По окончании последнего вся деятельность птиц направлена на поиски и поедание

* Михеев А.В. 1961. Послегнездовые кочёвки птиц и их причины // Экология и миграции птиц Прибалтики. Рига: 262-266.

пищи. Увеличивается потребность в кормах и у выросших молодых. За счёт последних численность населения птиц в послегнездовой период резко возрастает. В результате значительно увеличивается общая потребность в кормах как отдельно взятого выводка, так и всей популяции в целом.

Повышенная потребность птиц в кормах совпадает по времени с существенными изменениями условий питания, которые наступают в результате: 1) сезонных перемен в окружающей среде, 2) кормовой деятельности птиц на гнездовом участке и 3) перехода на новые виды кормов. Рассмотрим каждое из этих изменений в отдельности.

Сезонные изменения в окружающей среде возникают в этот период в основном в результате некоторого сокращения продолжительности дня, уменьшения силы освещения, понижения температуры воздуха. В средней полосе нашей страны это становится хорошо заметным в июле и августе, т.е. в месяцы, на которые падает послегнездовой период большинства видов птиц. Изменения световых и температурных условий существенно меняют условия питания птиц. Известно, что сезонные изменения абиотических факторов среды, в первую очередь таких, как температура и свет, особенно сильно сказываются на растениях и пойкилотермных животных, цикл развития и годовой цикл жизни которых находятся в тесной связи с этими изменениями. Поэтому в результате воздействия абиотических факторов изменяется не только качественный и количественный состав кормов, но и, что важно подчеркнуть, их пространственное размещение.

Однако влияние послегнездовых изменений среды на условия питания птиц этим не ограничивается. Понижение яркости освещения затрудняет разыскивание пищи, особенно насекомых, в затенённых местах в лесу. Сокращение светового дня уменьшает продолжительность поисков корма в течение суток. И то, и другое ухудшает условия добывания пищи.

В средней полосе отмеченные изменения становятся особенно заметными в конце июля и в августе; именно в это время у большинства птиц послегнездовые кочёвки принимают ярко выраженный характер.

Кормовая деятельность птиц в период размножения заметно ухудшает условия их питания на территории гнездового участка. Во время размножения птицы живут оседло и добывают корм только в пределах ограниченного индивидуального гнездового участка. Здесь они кормятся сами и выкармливают птенцов. В результате длительной эксплуатации кормовой базы на одном и том же месте запасы кормов к концу периода размножения значительно сокращаются. Об этом свидетельствуют некоторые данные о влиянии птиц на численность кормовых животных. Вместе с изменением количества корма изменяется и его доступность. При поисках пищи птицы обнаруживают в

первую очередь тех насекомых (и других животных), которые легко заметны и находятся в доступных местах. По мере уничтожения таких особей и общего уменьшения запасов пищи доступность её уменьшается, а трудоёмкость добывания увеличивается.

Переход на новые виды кормов является немаловажным фактором, изменяющим условия питания на гнездовом участке. Он тесно связан как с сезонными изменениями среды, так и с возрастными особенностями молодых птиц.

Хорошо известно, что пищевой режим птиц в течение года не одинаков — он в большей или меньшей степени меняется по сезонам. Эта смена находится в тесной зависимости от сезонных изменений кормовой базы. Многих тонких подобного рода изменений в питании птиц мы не знаем, но широко известен, например, факт полного или частичного перехода многих птиц в послегнездовый период с животных кормов на растительные. Повторяясь из года в год, из поколения в поколение, смена пищевого рациона стала физиологической потребностью птиц. Каждому виду свойственны определённые возрастные изменения состава пищи. Если птенцы в гнезде выкармливаются обычно животной пищей, то после вылета из гнезда многие из них начинают употреблять растительные корма.

Таким образом, в результате сезонных изменений окружающей среды и кормовой деятельности птиц условия питания на территории гнездового участка ухудшаются, потребность же в кормах, в том числе и в их новых видах, у взрослых и подросших молодых возрастает. Создаётся известная диспропорция между требованиями птиц к среде и условиями жизни в ней. В итоге выводок, не имея возможности удовлетворить свои потребности в пище в границах старого гнездового участка, выходит за его пределы и в поисках кормовых мест совершает послегнездовые перемещения и кочёвки. При этом выводок посещает и те места, которые во время гнездования пустовали как неудобные, нередко появляясь даже в несвойственных ему биотопах. Расширение кормового района способствует обеспечению птиц необходимой пищей. Повышенная потребность в питании у разных видов, популяций и отдельных пар возникает в разное время в зависимости от сроков окончания размножения. В разное время начинаются у них и по-слегнездовые перемещения и кочёвки. То же можно сказать и в отношении гнездящихся по соседству пар, живущих в сходных условиях. Это показывает, что первым толчком к возникновению послегнездовых кочёвок, их ведущей причиной, являются не внешние факторы среды, а внутренние потребности организма, пришедшие в несоответствие с условиями жизни.

Послегнездовые перемещения и кочёвки совершаются по наиболее кормным местам. Отмеченное выше изменение пространственного

размещения кормов, появление спорадичности в их распределении вызывают ярко выраженное в послегнездовой период изменение стационарного размещения птиц. Некоторую роль при этом играют и защитные условия. Ряд видов после вылета птенцов из гнезда перемещается из открытых мест в заросли кустарников (лапландский подорожник Calcarius lapponicus, краснозобый конёк Anthus cervinus, белая куропатка Lagopus lagopus и др.).

Направления послегнездовых кочёвок определяются характером размещения кормных мест и могут быть самыми разнообразными в отношении стран света. Однако установлено, что маршруты кочёвок тяготеют в сторону более тёплых климатических зон, в Европейской части страны на юго-запад, юг, запад и юго-восток.

Характер и дальность послегнездовых перемещений и кочёвок у разных видов и популяций различны. Зависят они как от биологических особенностей вида, так и от характера размещения кормовых угодий, устойчивости кормовой базы и трудоёмкости добывания пищи.

По своему характеру все послегнездовые перемещения могут быть в грубых чертах сведены к следующим трём основным типам.

1) Перемещения вблизи гнездовой территории, чередующиеся с более или менее оседлым образом жизни в местах с достаточно высокой концентрацией пищи. Свойственны всеядным и растительноядным видам, хорошо обеспеченным кормами, например серой вороне Corvus cornix, сороке Pica pica, рябчику Tetrastes bonasia, тетереву Lyrurus tetrix, обыкновенной овсянке Emberiza citrinella и др.

2) Беспрерывные перемещения в виде кочёвок, совершаемых в процессе поиска пищи в пределах обширных кормовых угодий. Наблюдаются у видов с неустойчивой кормовой базой и трудоёмкими способами добывания пищи. Протяжённость перемещений у большинства популяций таких видов более значительна, птицы могут удаляться на сотни километров от своих гнездовых территорий. В местах обилия пищи птицы могут задерживаться, но на длительный срок не оседают. Этот тип перемещений отмечается у многих насекомоядных (синицы, корольки, коньки, пеночки и др.), хищников (канюки, ястреба, коршуны и др.), питающихся водными животными (чайки, крачки, цапли) и т.д. Наблюдается он и у некоторых растительноядных и питающихся смешанной пищей птиц, корма которых рассредоточены и их поиски требуют значительной затраты времени, например у зябликов Fringilla coelebs, щеглов Carduelis carduelis, чижей Spinus spinus, дроздов и др.

3) Перемещения в виде перелётов из одного изолированного участка кормовых угодий в другие с задержкой на некоторое время (пока есть пища) в каждом из них. Такой тип перемещений наблюдается у популяций с дисперсным размещением кормовых угодий, независимо от того, принадлежат ли они к растительноядным или плотоядным

видам. В качестве примера можно привести черныша Tringa ochropus и чибиса Vanellus vanellus, а также речных чаек Larus ridibundus.

К последнему типу послегнездовых кочёвок относятся и так называемые промежуточные перелёты, хорошо известные для скворцов Sturnus vulgaris, чибисов и некоторых других птиц. Промежуточные перелёты следует рассматривать как приспособление к эффективному использованию в послегнездовой период наиболее благоприятных в кормовом отношении частей ареала. Как послегнездовые кочёвки, так и промежуточные перелёты приводят птиц в места с более благоприятными кормовыми условиями.

Промежуточные перелёты прочно вошли в годовой цикл жизни птиц. Исторически выработались и реакции на определённые сезонные изменения среды, выступающие в качестве сигналов к началу промежуточных перелётов. Повышенная физиологическая потребность организма в питании, дополненная внешними сигналами, вызывает реакцию, выражающуюся в промежуточном перелёте.

С возникновением спорадичности в размещении кормов связано образование у многих видов птиц уже описанных в литературе скоплений и стай, характерных для послегнездового периода. Скопления и стаи облегчают разыскивание пищи и защиту от врагов. Как и по-слегнездовые перемещения и кочёвки, их следует рассматривать в качестве приспособления птиц к удовлетворению потребности организма в усиленном питании в послегнездовой период.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 877: 1271-1272

Зимовка синей птицы Myophonus coeruleus на Кульсайских озёрах в Кунгей Алатау

Б.М.Губин

Второе издание. Первая публикация в 1991*

На северном макросклоне хребта Кунгей Алатау (Северный Тянь-Шань) на озере Нижний Кульсай 26-28 декабря 1980 под скалой в кустарниках дважды ночевала одна особь синей птицы Myophonus coeruleus, которая затем улетала на кормёжку вниз по речке либо поднималась до середины ущелья, ведущего к среднему озеру. В этом году

* Губин Б.М. 1991. Краткое сообщение о синей птице [в Кунгей Алатау] // Редкие птицы и звери Казахстана. Алма-Ата: 258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.