Научная статья на тему 'Последствия земельной реформы и современное состояние экономического роста Украины'

Последствия земельной реформы и современное состояние экономического роста Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAND REFORM / THE RIGHT OF STATE OWNERSHIP / ECONOMIC ACTIVITIES / LAND RELATIONS / LAND LEGISLATION / LAND-USE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буша Д.В.

В статье рассмотрены теоретические аспекты принципов государственного урегулирования земельных отношений как целенаправленного воздействия государства на общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей, которое осуществляется в соответствии с земельным законодательством и призвано обеспечить упорядочение этих отношений и формирование устойчивого землепользования. Полученные теоретические и практические выводы могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти с целью формирования государственной регуляторной политики на рынке земель, совершенствование организационно-экономического механизма управления землями государственной собственности, экономических методов рыночного регулирования, а также эколого-экономических основ развития земельных отношений. Полученный теоретический задел может быть основой для дальнейших теоретических и прикладных исследований по проблемам экономики природопользования и охраны окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия земельной реформы и современное состояние экономического роста Украины»

Буша Д.В. ©

Аспирант экономического факультета, кафедра международной экономики, природних ресурсов и экономической теории, Запорожский национальный университет

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА УКРАИНЫ

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические аспекты принципов государственного урегулирования земельных отношений как целенаправленного воздействия государства на общественные отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей, которое осуществляется в соответствии с земельным законодательством и призвано обеспечить упорядочение этих отношений и формирование устойчивого землепользования.

Полученные теоретические и практические выводы могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти с целью формирования государственной регуляторной политики на рынке земель, совершенствование организационно-экономического механизма управления землями государственной собственности, экономических методов рыночного регулирования, а также эколого-экономических основ развития земельных отношений.

Полученный теоретический задел может быть основой для дальнейших теоретических и прикладных исследований по проблемам экономики природопользования и охраны окружающей среды.

Ключевые слова: земельная реформа, право государственной собственности, хозяйственная деятельность, земельные отношения, рациональное использование земель, земельное з аконодательство.

Summary

The article considers the theoretical aspects of the principles of state regulation of land relations as purposeful influence of the state on social relations regarding the ownership, use and disposal of land, which is carried out in accordance with the land legislation and is intended to provide the ordering of these relations and the formation of sustainable land use.

Theoretical and practical implications can be used legislative and Executive bodies with the purpose of formation of state regulatory policy in the market of lands, improvement of organizational and economic mechanism of management of lands of state ownership, economic methods of market regulation, and also the ecological and economic foundations of development of land relations.

The obtained theoretical groundwork can be the basis for further theoretical and applied research on the Economics of nature management and environmental protection.

Keywords: land reform, the right of state ownership, economic activities, land relations, land-use, land legislation.

В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 18 декабря 1990 года «О земельной реформе» последняя является составной частью экономической реформы, которая осуществляется в Украине в связи с переходом экономики государства к рыночным отношениям.

Очевидно, что это - упрощенное понимание земельной реформы, поскольку любые изменения в использовании земель затрагивают целый ряд интересов человека и общества в целом. Однако реформа уже с первых лет ее проведения стала заложницей политики и остается еще такой.

Этот фактор стал одним из основных препятствий на пути радикального реформирования земельных отношений. Основанием для его появления и существования стал

© Буша Д.В., 2014 г.

кризис правового сознания в обществе и незавершенность государственного устройства. Содержание юридических актов зависит от уровня правового сознания. В связи с социальным расслоением между группами общества оно не могло быть консолидированным, и это расслоение росло. Росли также и социальные противоречия, появлялось недоверие к процессам реформирования в любых сферах социальных отношений. Незавершенный государственный строй тянул за собой незавершенный механизм реформирования общественных отношений. Земельная реформа нуждалась в умеренных, взвешенных, выверенных и обоснованных действиях [1, 134; 2, 488].

Однако вместо этого в правовой сфере происходила неожиданная, беспристрастная самодеятельность в формировании законодательных и других правовых актов. Такая спонтанность доводила только до кризисного состояния законодательства.

Реформа шла, не имея главной цели, научно обоснованной стратегии и тактики, кроме того, она лишена комплексной программы и устойчивых приоритетов. Этот ряд преград еще дополнялись нестабильностью законодательства, поверхностным отношением к разработке правовых положений, даже правовым нигилизмом, который получает распространение в сфере регулирования земельных отношений. Он оказывается в осознанном нарушении требований законодательства гражданами, юридическими лицами, в формировании норм правовых актов, которые заведомо будут противоречить действующему законодательству, а также в его нарушении в любых видах деятельности. Следует также добавить к этому, что реформа не была организационно подготовленной, отсутствовали материальные и технические средства ее осуществления. Главной преградой на пути реформы было углубление социальноэкономического кризиса в стране.

И все же, вопреки всем факторам негативного воздействия, сомнениям и противоречиям, благодаря появлению в значительной части общества понимание необходимой коренной трансформации порядков, что остались в стране от предыдущего строя, реформа начала работать, постепенно формируя правовой механизм, создавая концептуальные основы нового земельного законодательства, внедряя существенные, для того времени, социальные и экономические изменения в сфере земельных отношений.

Рассмотрим сущность земельной реформы. Можно сказать, что земельная реформа - это перераспределение земли между заинтересованными юридическими и физическими лицами, которые способны по-хозяйски ее использовать.

Поэтому земельная реформа - это процесс создания организационно-правовых, экономических, научных и других социально-ориентированных принципов для осуществления различных форм хозяйствования на земле, направленных на:

а) наиболее эффективное и экономное использование, воспроизводство и защиту почв;

б) повышение производительности труда на земле;

в) защиту почв, особенно на землях сельскохозяйственного назначения;

г) охрану земель как специфических экосистем;

д) защиту прав субъектов земельных правоотношений;

е) получение оптимально-экономической выгоды от их использования;

ж) удовлетворения познавательных, эстетических, оздоровительных, лечебных и других духовных жизненно необходимых потребностей человека.

В общем плане реформирования земельных отношений предполагает проведение целого комплекса институционально-функциональных, экономических, социальных, правовых, экологических и других мероприятий, направленных на формирование новых общественных отношений, связанных с использованием земли. В историческом плане осуществления земельной реформы в Украине, направлено на трансформацию коллективной собственности в частную и формирование на ее базе более эффективной социально-экономической системы отношений с высоким мотивационным механизмом к работе и твердой системой ответственности за ее результаты [4, 100-128; 7, 31-34].

В марте 1992 года Верховная Рада Украины приняла прогрессивный в то время Земельный кодекс и Постановление “Об ускорении земельной реформы и приватизации земли”. Принятие этих актов позволило начать процессы разгосударствления, паевания и приватизации

земли в аграрных предприятиях. Декрет Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года “О приватизации земельных участков” предоставил возможность безвозмездно передавать в частную собственность приусадебные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий, приусадебных участков, садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины.

Начальный этап реформирования земельных отношений предусматривал

разгосударствление земли, то есть передачу ее в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям. Земля передавалась при условии, что по требованию членов предприятий она будет распаёвана и, при необходимости, выделены в натуре (на местности) земельные участки со статусом частной собственности.

Если по состоянию на 1 января 1992 года все земельные угодья страны находились в государственной собственности, то уже на 1 января 2003 года в частной собственности граждан было уже 13,8 тысяч гектаров земли, или 0,02% земельной площади страны и 141,8 тысяч гектаров, или 0,24% - в собственности негосударственных сельскохозяйственных предприятий. Основными владельцами земли в Украине стали юридические лица. Так, на 1 января 2003 года негосударственные сельскохозяйственные предприятия имели в пользовании 22490,8 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, а в собственности граждан находилось 13860,1 тысяча гектаров сельскохозяйственных угодий.

Указ Президента Украины от 10 ноября 1994 года “О неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства” ускорил завершение процесса разгосударствления земли. Передача земель в коллективную собственность аграрных предприятий стала промежуточным этапом земельной реформы в Украине. Она обеспечивала постепенный, максимально бесконфликтный переход от государственной к частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения.

Логическим продолжением стал Указ Президента Украины от 8 августа 1995 года “О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям”, которым предусматривалось распределение земель, как правило, без выделения в натуре, переданных в коллективную собственность

негосударственных сельскохозяйственных предприятий на земельные доли (паи) и выдача членам этих предприятий сертификатов единого образца, которые гарантируют право на земельную долю (пай) в земле, которая находится в коллективной собственности. Таким образом обладатели сертификатов получили право свободного выхода из предприятий со своими земельными долями (паями) с последующим выделением последних в натуре (на местности). Следует отметить, что накануне издания данного Указа подобная практика уже действовала в отдельных регионах Украины, в частности в Сумской, Львовской и Ивано-Франковской областях - в этих регионах уже действовали местные образцы документов, которые подтверждали право частной собственности на земельные участки (паи). В отдельных местностях земельные паи получали также и работники социальной сферы.

По мнению исследователей первый этап земельной реформы был окончен в 1999 году. К концу этого года свыше 2 миллионов крестьян получили сертификаты, подтверждающие их права на выделение земельных долей (паев) в частную собственность в натуре (на местности). Стоит отметить, что отдельные сложности этого начального этапа были связаны с изменением психологии людей, так сказать, прививание сельским жителям мышления владельцев. Земельная реформа должна была начать переход от трансформации коллективной собственности в частную.

Новый этап земельной реформы в Украине был учрежден Указом Президента Украины от 3 декабря 1999 года “О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики”. Этим Указом было предусмотрено реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий как формы аграрного предпринимательства. Что не соответствует требованиям рыночной экономики, в хозяйственные структуры на основе частной собственности. Указом было предусмотрено осуществление организационных мероприятий по:

- обеспечению всем членам коллективных сельскохозяйственных предприятий права свободного выхода из этих предприятий с земельными долями (паями) и имущественными паями и создания на их основе частных (частно-арендных) предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных обществ, сельскохозяйственных кооперативов, других субъектов хозяйствования, основанных на частной собственности;

- содействию руководителям и специалистам коллективных сельскохозяйственных предприятий, которые реформируются, в реорганизации указанных предприятий и создании на их базе частных формирований;

- введению обязательного заключения предприятиями, учреждениями, организациями, которые используют землю для сельскохозяйственных нужд, договоров аренды земельной доли (пая), имущественного пая с владельцами этих долей, паев с выплатой арендной платы в натуральной или денежной формах;

- обеспечению установления сторонами договора аренды земельной доли (пая) размера платы за ее аренду на уровне не менее одного процента определенной в соответствии с законодательством стоимости арендованной земельной доли (пая);

- сохранению, по возможности, целостности хозяйственного использования частными формированиями земли и имущества бывших коллективных сельскохозяйственных предприятий на основе аренды земельных долей (паев) и имущественных паев в группы владельцев этих долей, паев;

- введению упрощенного порядка регистрации договоров аренды земельной доли (пая) и имущественного пая органами местного самоуправления;

- выделению единым массивом земельных участков группе собственников земельных долей (паев), которая обратилась с заявлениями о выделении земельных участков в натуре, с целью совместного использования или предоставления в аренду этих участков;

- обеспечению строгого соблюдения установленного порядка;

- выделению в натуре земельных участков владельцам земельных долей (паев) в случае их выхода из коллективных сельскохозяйственных предприятий;

- уменьшению стоимости изготовления документов, необходимых для получения государственного акта на право частной собственности на землю, для лиц, изъявивших желание получить такой акт за плату, до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- передаче отдельных зданий, сооружений, техники, рабочего и продуктивного скота, птицы, орудий труда и т.п членам коллективных сельскохозяйственных предприятий -владельцам земельных долей (паев), подавших в установленном порядке заявление о выделении земельного участка в натуре, в счет погашения принадлежащих им имущественных паев [3, 3-7;].

Восстановление в Украине права частной собственности на землю стало весомым доказательством кардинальных изменений, касающихся всей правовой системы государства, в частности, экономической, социальной, политической. Правовые изменения в отношениях собственности на землю открыли путь к приватизации земель коллективных сельскохозяйственных предприятий, передачи их в частную собственность граждан. Одновременно возобновились земельные арендные отношения, использование земли стало платным.

В настоящее время большинство граждан получили земельные паи, объем которых составляет более половины земельных угодий страны, в основном законченно приватизацию приусадебных участков, их владельцами, создано много новых агроформирований рыночного типа и предоставлено в аренду земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

Однако поскольку в начальный период осуществления земельной реформы вопросы собственности и гарантий прав на землю, платности землепользования, отношений по охране земельных ресурсов, формирование рынка земли и государственного управления земельными ресурсами полным образом не были разработаны, важной проблемой остается адаптация действующего земельного законодательства под современное развитие земельных отношений в стране.

Следует отметить, что отдельные законодательные и нормативно-правовые акты уже приняты, кроме того, остается важным совершенствование нормативно-правовой базы, касающиеся реформирования земельных отношений, которые были приняты на протяжении прошлых лет в соответствии с положениями Земельного кодекса Украины и других нормативно-правовых актов.

Итак, по мнению некоторых ученых, земельная реформа получает конечную цель, которая заключается в бесплатной передачи земли в собственность тем, кто на ней работает, формировании платных арендных отношений и рынка земли.

Появление конечной цели земельной реформы, что кажется нам спорным, не означает, что она завершается. Процессы этой реформы будут связаны с передачей земли в собственность и пользование, формированием платных земельных арендных отношений, проведением подготовки для создания реального рынка земли [5, 334; 6, 136; 8, 10-16].

Земельная реформа, наверное, может быть признана завершенной при условии достижения в стране заметных сдвигов в подъеме жизненного уровня всех слоев населения. Для этого необходимы не современные темпы экономического роста и признаки экономической стабилизации, что считается большой победой, а реальная устойчивая экономическая стабилизация, основанная на социальных факторах, доминирующих в структуре экономического роста.

Для достижения конечной цели и завершения земельной реформы необходимы значительные новые экономические, правовые и социальные мероприятия. Мировой и накопленный отечественный опыт свидетельствует, что рассчитывать на ее позитивный результат можно лишь в условиях, когда эта реформа, в частности: производится на добровольной основе; имеет правовую, материально-техническую, политическую,

организационную и морально-нравственную поддержку; осуществляется по принципу социальной справедливости, придает уверенности в стабильности и необратимости политики государства и законодательной базы. В настоящее время еще нельзя утверждать, что все названные выше факторы, необходимые для достижения положительного результата, были задействованы в процессах реформирования земельных отношений.

Прежде всего, следует отметить, что выполнены только те мероприятия в земельном реформировании, которые не требовали существенных бюджетных средств:

разгосударствление земель и передача их в собственность негосударственным сельскохозяйственным предприятиям и организациям; проведение денежной оценки сельскохозяйственных и несельскохозяйственных земель, распределение земель коллективной собственности на земельные доли (паи); выдача гражданам сертификатов на право на земельную долю (пай) и государственных актов на право собственности на землю. Однако только этим земельная реформа не завершается. Она все время осуществлялась в условиях недостаточного финансирования государством ее мероприятий, а также сопутствующих программ, в том числе тех, что имеют природоохранный характер, касаются развития землеустройства, мониторинга земель, земельного кадастра, а также проведение изысканий земельного фонда. Вообще проблема охраны земель государства в последние годы трансформировалась в одну из нерешенных проблем безопасности государства. Прекратилось выполнение работ по охране земельного фонда, большое количество сельскохозяйственных угодий продолжает подвергаться разорению и теряет свое плодородие почв. И таких примеров - множество [9, 12-14; 10, 60; 11, 39-43].

Значительной остается роль земельной реформы, в частности, в:

- проведении масштабных землеустроительных работ при организации территории вновь созданных хозяйств;

- развитии технологии и организации земледелия в рыночных экономических требованиях по использованию земель;

- более полном удовлетворении граждан, в том числе работников социальной сферы и пенсионеров, земельными участками для ведения личного сельского хозяйства и его развития;

- внедрении более высокого коэффициента в процентном соотношении от нормативной стоимости земельного участка при расчете арендной платы на земли сельскохозяйственного назначения для жителей сельской местности;

- охране земель;

- решении экологических проблем в использовании земельных ресурсов, учитывая их значение для общества.

Для того чтобы земельная реформа осуществляла такую многогранную роль и решала проблемы реформирования земельных отношений, необходимо постоянно дополнять и совершенствовать ее механизм, то есть, укреплять законодательную базу.

Несмотря на то, что реформирование отношений собственности в Украине обусловило радикальные изменения всей системы экономических отношений субъектов хозяйственной деятельности как на общегосударственном, так и на отраслевом уровнях, выяснилось, что в течение всех лет преобразований одним из самых главных вопросов, а именно - создание надежного рынка земли - осталось нерешенным и законодательно неурегулированным.

Литература

1. Некоторые институциональные аспекты земельных отношений в Украине: состояние и направления

совершенствования / [И. К. Быстряков В. С. Новоторов, Т. С. Николаенко В. С. Кучер, В. М.

Будзяк]. - К. : СОПС Украины НАН Украины, 2002. - 134 с.

2. Дубрава А. Д. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства: теория, методология, практика / Дубрава А. Д. - К. : ВПД «Формат», 2008. - 488 с.

3. Добряк Д. С. Актуальные проблемы законодательного обеспечения развития рынка земель в Украине. / Д. С. Добряк, А. Г. Мартин, Л. В. Паламарчук // Землеустройство и кадастр. - 2006. - №

1. - С. 3-7.

4. Добряк Д. С. Государственная программа развития земельных отношений в Украине (проект) / Д. С. Добряк, А. Г. Мартин, А. П. Канаш // Землеустройство и кадастр. - 2006. - № 1. - С. 100-128.

5. Добряк Д. С. Эколого-экономические основы формирования землепользования в рыночных условиях / Д. С. Добряк, Д.И. Бабмвдра. - К. : Урожай, 2006. - 334 с.

6. Добряк Д. С. Экономические обороты земли в Украине: теория, методология и практика / Д. С. Добряк, А. Г. Тихонов, Л. В. Паламарчук. - К. : Урожай, 2004. - 136 с.

7. Добряк Д. С. Земельная реформа и формирование рынка земли в Украине / Д. С. Добряк // Экономический журнал. - 1999. -№6. - С. 31-34.

8. Добряк Д. С. Землеустройство - научная основа рационального использования и охраны земельных ресурсов / Д. С. Добряк, А. Г. Мартын // Землеустройство и кадастр. - 2006. - № 1. - С. 10-16.

9. Ковриженко Д. Проблемные аспекты формирования рынка земли в Украине / Д. Ковриженко, В. Замниус // Журнал Парламент. - 2002. - № 1. - С. 12-14

10. Концепция реформирования управления аграрным сектором / [Саблук П. Т., Сытник В. П., Крапивка М. Ф., Кваша С. М., Дубрава А.Д. и др.]. - [2-е изд.]. - К. : ННЦ ИАЭ, 2005. - 60 с.

11. Кулинич П. Ф. Рынок земель как объект правового регулирования / П. Ф. Кулинич // Право Украины. - 2005. - № 11. - С.39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.