Научная статья на тему 'Основные аспекты развития земельно-правовых отношений в исторической ретроспективе'

Основные аспекты развития земельно-правовых отношений в исторической ретроспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LEGAL REGULATION / LAND RELATIONS / MIXED ECONOMY / REFORM / OWNERSHIP / LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долматова Л.Г.

В статье рассмотрено развитие форм собственности и хозяйствования, земельных отношений на протяжении всего периода проведения земельной реформы и по настоящее время, дан подробный анализ нормативно-правовых документов и статистической информации в области перераспределения земельной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC ASPECTS OF DEVELOPMENT OF LAND AND LEGAL RELATIONS IN HISTORICAL RETROSPECTIVE

The article describes the development of forms of ownership and management, land relations throughout the entire period of land reform and to the present, a detailed analysis of legal documents and statistical information in the field of redistribution of land ownership is given.

Текст научной работы на тему «Основные аспекты развития земельно-правовых отношений в исторической ретроспективе»

BASIC ASPECTS OF DEVELOPMENT OF LAND AND LEGAL RELATIONS IN HISTORICAL

RETROSPECTIVE

Dolmatova L.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Land Use and Land Management of the Novocherkassk Engineering Institute reclamation name AK Kortunova

VO "Don State Agrarian University", Russia, of Novocherkassk

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Долматова Л.Г.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры Землепользования и землеустройства Новочеркасского инженерно-мелиоративный института имени А. К. Кортунова ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»,

Россия, г. Новочеркасск

Abstract

The article describes the development of forms of ownership and management, land relations throughout the entire period of land reform and to the present, a detailed analysis of legal documents and statistical information in the field of redistribution of land ownership is given.

Аннотация

В статье рассмотрено развитие форм собственности и хозяйствования, земельных отношений на протяжении всего периода проведения земельной реформы и по настоящее время, дан подробный анализ нормативно-правовых документов и статистической информации в области перераспределения земельной собственности.

Keywords: legal regulation, land relations, mixed economy, reform, ownership, law.

Ключевые слова: правовое регулирование, земельные отношения, многоукладная экономика, реформирование, формы собственности, закон.

Базисом аграрной реформы, начатой в начале 1990-х гг. стало преобразование земельной собственности и всей системы земельных отношений. Законом РСФСР «О земельной реформе» было предусмотрено многообразие и равенство государственной, частной и других форм собственности. Основной задачей на этом этапе реформы было перераспределение земли и создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земли. Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции государство имело право предоставить в пользование, владение или собственность.

Законом РСФСР «О собственности в РСФСР» от 1990 г. было установлено многообразие форм собственности на землю (частная, коллективно-долевая и государственная). Колхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям земельные участки передавались бесплатно в коллективную (совместную или долевую) собственность. Фермерским хозяйствам, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества земельные доли выделялись также бесплатно в пределах норм, устанавливаемых местными органами власти.

Дальнейшее развитие правовое регулирование земельных отношений получило в Указах Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РФ» (№ 323 от 27.12.1991 г.),

«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (№ 1767 от 27.10.1993 г.), Постановлении Правительства РФ «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (№ 708 от 04.09.1992 г.). Всего в тот период было разработано и принято свыше 150 нормативных документов в сфере реформирования аграрных отношений.

Основные принципы реформирования земельных отношений, заложенные в них, предусматривали:

• преодоление государственного монополизма землевладения, предоставление права собственности на земельные участки или права владения ими гражданам, их коллективам, предприятиям;

• сохранение за государством права собственности на сельскохозяйственные земли, имеющие особое значение для развития селекционной работы, сортоиспытания, учебной и прочей деятельности;

• сочетание способов бесплатного и платного наделения землей с введением экономического механизма платности землепользования для всех категорий собственников, владельцев, арендаторов;

• осуществление государственного контроля за использованием земель, их экологическим состо-

янием в сочетании с правовой и экономической ответственностью за это собственников земли, землевладельцев и землепользователей.

Земельная реформа на этом этапе была ориентирована, прежде всего, на перевод государственной собственности в частную.

В ходе реформы в частную собственность граждан и юридических лиц, включая фермерские хозяйства, приусадебные земли, коллективные сады и огороды, было передано 169 млн. га земель (82% от всех сельхозугодий). При этом в коллективно-долевую и совместную собственность перешел 71% переданных земель. Наиболее интенсивное перераспределение земель происходило в 1992 году, когда площадь частного землепользования возрастала на 1216 тыс. га ежемесячно. В 1993 г. в среднем за месяц прирост частного землевладения был равен 430 тыс. га, в 1994 г. - 160 тыс. га.

Массовое перераспределение сельскохозяйственных угодий между основными собственниками земли завершилось в 1994 году, когда 40% всех сельхозугодий государственного сектора было передано в собственность работникам и пенсионерам, сельскохозяйственным предприятиям новых организационных форм.

Главное отличие земельной приватизации в России от приватизации в восточноевропейских государствах состояло в отказе от реституции, в исключительных правах сельских жителей на землю при ее приватизации и в передаче земли бывших колхозов и совхозов гражданам не в виде индивидуальных участков, а в виде участков в общей долевой собственности. В этой связи отметим, что приватизация земли в постсоциалистических странах осуществлялась двумя кардинально различными способами - реституции прежним владельцам или распределения между работниками. Первый был применен большинством стран Центральной Европы и прибалтийскими государствами. Страны СНГ и Албания избрали стратегию, в соответствии с которой земельная собственность выделяется работникам сельскохозяйственных предприятий безвозмездно и на основе полного равенства. Венгрия и Румыния использовали смешанную стратегию, сочетающую оба механизма. В других центрально-европейских странах работники сельского хозяйства имеют преимущественное право на приобретение земли, но должны оплачивать её полную стоимость.

В процессе реституции земля возвращалась владельцам в прежних границах (Румыния, Болгария), или последние получали сертификаты - денежные эквиваленты стоимости их участков, которые могли использоваться для приобретения земли в любом месте по выбору или неземельных активов. Как показала практика, второй механизм оказался более эффективен, о чем свидетельствует опыт Венгрии - единственной страны, где реституция уже завершена. В целом она оказалась длительным и болезненным процессом.

В государствах СНГ был использован двухступенчатый механизм приватизации: сначала земля передавалась из исключительной государственной

в коллективную собственность, а затем распределялась между работниками в форме земельных долей (зачастую оба эти этапа совпадали). Последние, однако, не предполагали закрепления за собственниками конкретных земельных участков.

Следует отметить, что в европейских постсоциалистических странах права землепользователей формально достаточно защищены, по крайней мере, пока они активно занимаются сельским хозяйством. Здесь не действует механизм перераспределения земель, применяемый в Китае.

Страны с переходной экономикой можно схематически разбить на три группы по их отношению к частной собственности на землю и земельному обороту. Первая группа включает страны, где согласно законодательству вся земля потенциально может находиться в частной собственности. Это страны Центральной Европы, Россия, Украина, Молдова, Армения, Грузия, Азербайджан и Кыргызстан. В принципе, частная собственность в этих странах предполагает свободу передачи земельных прав, но на практике она ограничивается. К третьей группе относятся страны, где сохраняется исключительная собственность государства на сельскохозяйственные земли и не разрешается передача прав землепользования (за исключением наследования). Это Беларуссия, Узбекистан и Туркменистан. Наконец, в промежуточную группу входят Казахстан и Таджикистан, сохраняющие исключительную государственную собственность на практически все сельхозугодья, но разрешающие свободную передачу прав землепользования.

При этом одним из основных отличий земельных преобразований в России и других странах СНГ от аналогичных процессов в Центральной и Восточной Европе явилось отсутствие в них реституционной составляющей [1].

В результате реформы в России появилось 12,5 млн. владельцев земельных паев, средний размер которых составил 10 га. В Краснодарском крае он был равен 4,6 га, в Воронежской области - 8,1 га, Ростовской области - 9,0 га, Ставропольском крае -10,7 га. В натуре было выделено 18 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, или чуть более 16% площади земель, находившихся в общей долевой собственности.

Чтобы избежать фрагментации землепользования, была предусмотрена возможность продавать и сдавать в аренду паи внутри коллектива колхоза или совхоза. Таким образом, крестьянин, пожелавший основать собственную ферму, мог увеличить свой участок, купив или арендовав паи у соседей. При этом он приобретал не земельный участок в натуре, а своеобразную опцию, позволяющую ему получить земельный надел в натуре, соответствующий по размеру имеющихся у него на руках земельных паев. В силу такого устройства паев, приобретая земельные доли у других сособственников колхозной земли, выходящий колхозник мог претендовать на получение земли единым массивом, независимо от того, сколько и у кого он прикупил или приарендовал земельных долей. Но, не-

смотря на стремительный рост фермерского сектора в первые годы реформы, его доля в аграрном производстве оставалась незначительной [2].

Важнейшим шагом на пути формирования земельного рынка стал принятый в 1993 году Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», в соответствии с которым земельные участки были отнесены к недвижимости, а физические и юридические лица получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, передавать в качестве взноса в уставный капитал. Однако, на протяжении длительного времени в аграрном секторе России была уникальная ситуация, когда при наличии частной собственности на землю не было законодательно подтвержденного и разрешенного механизма реализации прав частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Преобладание государственной собственности на землю на протяжении 1990-х годов оставалось главной проблемой, тормозящей продвижение реформ. Органы власти, обладая и фактической монополией на землю, и властными полномочиями, могли навязывать арендаторам условия договоров с непрогнозируемым экономическим эффектом. Административная аренда земли делала землепользователя бесправным перед возможными решениями властей. Административно устанавливаемые ограничения не сопровождались компенсацией ущерба собственнику, владельцу недвижимости. Использовались устаревшие рычаги административного управления и контроля за рынком недвижимости: внеконкурсное предоставление участков, совмещение государственных функций с коммерческой деятельностью, сохранение административно устанавливаемых арендной платы и налога на землю, которые не имели никакого влияния на структуру землепользования, не позволяли ввести механизмы эффективного использования земельных ресурсов.

Начиная с 2000 г., на уровне Российской Федерации был принят ряд федеральных законов по вопросам земельных отношений, базовые положения которых затем нашли свое отражение в новом Земельном кодексе Российской Федерации. Основные из этих законов - федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и о введении в действие главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации - «Право собственности и другие вещные права на землю».

В октябре 2001 года был принят Земельный кодекс РФ, согласно которому земельные участки были разграничены по праву собственности на федеральные, региональные и местные. В Земельном кодексе также устанавливался порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю. Собственники земельных долей в процессе распоряжения земельными долями предпочитали сдавать их в аренду, а не в уставный капитал сельскохозяйствен-

ных предприятий и организаций, т.к. при этом сохранялось право собственности на земельные доли или передавать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по договору купли - продажи.

В течение последних лет велась работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере земельных и смежных с ними отношений, уточнялись положения федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов. В частности, 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ),

который внес изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы, направленные на оптимизацию процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Изменения, внесенные Законом № 171 -ФЗ в законодательство Российской Федерации, можно считать самой крупной реформой в области земельных отношений в России за последние 13 лет. Закон № 171 -ФЗ принят в целях устранения проблемных вопросов, возникающих при предоставлении земельных участков, а также его совершенствования с учетом многолетней практики применения положений действующего законодательства. В целях совершенствования земельного законодательства в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 352-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее -Закон № 352-ФЗ). В соответствии с изменениями была исключена норма устанавливающая требование о выделе земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.

В структуре собственности на землю в Российской Федерации за 2016 год наблюдалось сокращение площади земель, находившихся в собственности граждан (на 1233,2 тыс. га), и увеличение собственности юридических лиц (на 983,8 тыс. га), а также государственной и муниципальной собственности (на 249,4 тыс. га). Изменения в значительной степени касались земельных участков, находящихся на праве общей (долевой или совместной) собственности граждан (уменьшение составило 2204,4 тыс. га). По данным государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами на 1 января 2017 года в частной собственности находилось 133171,0 тыс. га земель, что составило 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земель, находящихся в собственности граждан и их объединений составила 114065,2 тыс. га или 6,7%, в собственности юридических лиц находилось 19105,8 тыс. га или 1,1% земельного фонда. Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности составила 1579348,1

тыс. га или 92,2% от площади земельного фонда страны [3,4].

В настоящее время в субъектах Российской Федерации продолжает уточняться правовой статус и принадлежность земель, формирующих землепользование хозяйствующего субъекта, в частности, земельной доли в составе сельскохозяйственного предприятия. В основном подобные уточнения наблюдаются на землях, переданных в самом начале земельной реформы предприятиям в коллективную (совместную или долевую) собственность, так как однозначно право собственности на земельную долю определяется только после регистрации этого права в соответствии с установленным законодательством порядком.

Таким образом, в России на протяжении уже почти 30 лет со дня начала земельной реформы, путём проб и ошибок фактически сформировались основы нового земельного строя, который характеризуют современная законодательно-нормативная база, многообразие форм собственности на землю, многоукладное и платное землепользование, обеспечение населения страны земельными участками,

современная система кадастра и регистрации прав на землю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Земельный вопрос/под ред. Е. С. Строева. -М.: Колос.- 1999. - С. 318.

2. Концепция организационно - экономического оборота земельных долей и имущественных паев в сельском хозяйстве.- М.: ВНИИЭСХ, 2002. -С. 9.

3. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2016 году/ Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]. - Москва, 2017.- 221 с. - Электрон. дан.- Режим доступа: https://rosreestr.ru

4. Долматова Л. Г., Петрова И.А. Основные факторы государственного регулирования экономических отношений сельскохозяйственных предприятий // Вестник ЮРГТУ (НПИ). Социально-экономические науки. -2016. - №5.- С. 35-40

THE FIRST EXPERIENCE OF THE APPLICATION OF THE THERMOFORMS OF THE MERCURY IN THE INVESTIGATION OF THE ORE STRUCTURE IN SEDIMENTARY THICKNESS OF THE JUAN DE FUCA RIDGE

Luchsheva L.

Candidate of biological sciences, researcher of the Laboratory of volcanogenic-sedimentary and hydrothermal lithogenesisof the Geological Institute of the RAS, Moscow Konovalov Yu.

Candidate of geological and mineralogical sciences, researcher of the Laboratory of volcanogenic-sedimentary and hydrothermal Lithogenesis of the

Geological Institute of the RAS, Moscow

Kurnosov V.

Doctor of geological and mineralogical sciences, head of the Laboratory of volcanogenic-sedimentary and hydrothermal Lithogenesis of the

Geological Institute of the RAS, Moscow

Abstract

This article presents the results of studying the distribution of mercury concentrations and its thermoforms in sedimentary rocks of the active hydrothermal field "Dead Dog" in the Middle Valley (northern part of the Juan de Fuca Ridge). Sediment samples were taken from the core of the 858B hole drilled on the top of the sulfide hill in the zone of the ascending flow of hydrothermal fluid, a few meters from the source with a temperature of 276°C. The mercury content and its thermoforms were determined by atomic absorption spectrometry with thermal atom-ization. The highest concentrations of mercury in precipitation reach 10.3 ^g/g. Mercury in sediments is present in different thermoforms: free, chloride, physically and chemically sorbed, sulfide and isomorphous forms. In the sedimentary section of rocks three sulfided sedimentary layers were identified using mercury thermospectras, the composition of which depends on the degree of conservation of these layers from erosion.

Keywords: mercury; thermoforms of mercury; sulphide ores; methane; Middle Valley of the Juan de Fuca Ridge.

The amount of mercury on Earth is relatively small, but it is very disseminated.In the air and water environment, as well as in most rocks Always some amount of mercury is present. In geological systems, mercury is mostly in a dispersed state, it concentrates only in hydrotherms and can form even ore deposits [1]. Mercury is a good indicator of deep faults and hidden-

buried mercury and polymetallic ore deposits, as it refers to the most mobile "through" chemical elements

[2]. Mercury has the ability to form contrasting litho-chemical halos of dispersion around sulfide deposits

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.