Научная статья на тему 'Последствия влияния и возможные изменения на аграрный сектор экономики в результате вступления Украины в Всемирную торговую организацию (ВТО)'

Последствия влияния и возможные изменения на аграрный сектор экономики в результате вступления Украины в Всемирную торговую организацию (ВТО) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / АГРАРНАЯ СФЕРА / ВТО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INTEGRATION / AGRARIAN SECTOR / WTO / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голуб Татьяна Ивановна

В статье рассмотрены основные изменения и последствия для аграрной сферы производства после вступления Украины в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSEQUENCES AND IMPACT OF POTENTIAL CHANGES ON THE AGRICULTURAL SECTOR AS A RESULT OF UKRAINE''S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION

The article describes the major changes and impacts for agrarian sector of production after Ukraine WTO accession.

Текст научной работы на тему «Последствия влияния и возможные изменения на аграрный сектор экономики в результате вступления Украины в Всемирную торговую организацию (ВТО)»

А.В. Богданова

ЦЕЛЕВОЙ ПРОЦЕСС ВЕДЕНИЯ ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ...

держки. Но программные средства не всегда обеспечивают соответствие быстро меняющимся требованиям к отчетности. В результате складывается ситуация, когда практически ни один из необходимых отчетов не формируется без проблем и «по нажатию кнопки» после задания условий.

Для решения данной проблемы возможны два варианта:

- регулярная подготовка технических заданий на все необходимые отчеты с последующей передачей их разработчикам программного обеспечения;

- обучение сотрудников информационно-технической службы вуза работе с отчетами для последующего их написания и корректировки.

Первый вариант является временным и дорогостоящим, поскольку рано или поздно возникнет необходимость в написании нестандартных отчетов. Возникнет необходимость в таких отчетах, как отчеты по отпускам; отчеты по табелям отработанного времени; отчеты по сотрудникам, находящимся в различных отпусках; баланс использования рабочего времени по разрезам (вид деятельности, категория, тарифная сетка и т.д.); отчеты по начислениям и надбавкам; контрольные отчеты (проверка заполняемости данными) и др. Большинство из них необходимо дописывать.

Также частой проблемой в информационной поддержке ведения штатного расписания является некорректная ситуация с привязкой персонифицированных доплат. Несмотря на то, что их получают конкретные люди, и они не являются атрибутами той или иной должности, обычно они привязаны к ставкам в штатном расписании. Это, например, надбавки за ученую степень и звание. При смене сотрудника на ставке, ему автоматически полагаются все надбавки, привязанные к ней. Из-за этого сотрудник, ответственный за штатное рас-

писание, вручную вынужден корректировать состояние доплат в нем, отслеживая изменения штатного наполнения. Наличие этой проблемы обусловлено в основном несовершенством системы отчетов, о чем говорилось ранее.

Для оптимизации процесса ведения штатного расписания в вузе необходимо четко определить направление решения имеющихся конкретных проблем и разработать план соответствующих мероприятий, а также оценить необходимость использования расширенных возможностей, предоставляемых используемым программным обеспечением, таких как аттестация сотрудников, составление профилей должностей, развитие персонала и др. Процесс ведения штатного расписания в вузе должен быть выстроен таким образом, чтобы обеспечивать актуальную информацию о расстановке и структуре персонала. Эффективная информационная поддержка ведения штатного расписания позволит не только оптимизировать сам процесс, но и в значительной степени облегчить ведение и предоставление отчетности в любом виде. В этом случае штатное расписание становится для ректора и администрации вуза удобным инструментом, выполняющим множество важных функций кадрового регулирования и контроля организационной структуры учреждения в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазова А.В. Использование новых информационных технологий // Инженер. Технолог. Рабочий. 2003. №7.- С. 2-3.

2. Лукаш Ю.А. Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия. - М.: Книжный мир, 2004. - 1504 с.

3. Положение об оплате труда сотрудников ТГУ [Электронный ресурс] Режим доступа Ы1р://ИЬгагу.Ш5и. ru/sites/site.php?s=122&m=1284 - свободный.

TARGET PROCESS OF CONDUCTING THE LIST OF STAFF IN HIGH SCHOOL AND ACTIONS NECESSARY FOR ITS REALIZATION

© 2013

A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of quality management

and optimisation of business processes

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Functioning of higher education institution is ensured by optimum organizational structure. Staffing of educational process, administrative and auxiliary activity is very important. The actual staff list provides access to personnel information and gives the chance of the analysis and correcting actions.

Keywords: the staff list, maintaining the staff list in higher education institution, information support of maintaining the staff list.

УДК 338.431.02

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ВСЕМИРНУЮ

ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ (ВТО)

©2013

Т.И. Голуб, аспирант

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрены основные изменения и последствия для аграрной сферы производства после вступления Украины в ВТО.

Ключевые слова: интеграция, аграрная сфера, ВТО, государственная поддержка.

Анализ социально-экономических процессов, которые происходят в последнее время на рынке, четко доказывает, что ни одна страна мира не в состоянии существовать отдельно. Процессы глобализации настолько тесно связали экономику, что дальнейшее продвижение вперед возможно только при согласовании внутреннего развития с общемировыми тенденциями. Всемирная торговая организация (ВТО) является тем флагманом международной торговли, который определяет вектор развития более 150 стран мира.

Украина в 2008 году приняла условия данной организации, обязавшись уменьшить государственную поддержку многих отраслей, одной из которых является и

аграрный сектор. И если раньше существовало только два кардинально противоположных мнения по этому поводу, то после пяти лет членства уже можно оценить последствия для аграрной сферы от вступления в ВТО. Именно исследованию вопросов возможных изменений и последствий для аграрной сферы после обретения Украиной членства в ВТО и посвящено данное исследование.

Многие ученые (Амбросов В.Я., Михайлова Л.И., Клочко В.Н., Кваша С.М.) пытались дать свои прогнозы относительно последствий для аграрной отрасли вступления Украины в ВТО. Сегодня исследователи (Мудрак Р.П., Коваль Л.М., Диброва А.Д., Мовчан В.Н.

Т. И. Голуб

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА АГРАРНЫЙ .

и др.) по-новому предлагают оценить последствия для различных сфер производства. Однако, целесообразным остается определение комплексного воздействия обязательств, которые взяла на себя Украина.

Украина является относительно молодым участником международной рыночной среды и поэтому испытывает меньшее влияние от внешних кризисов, чем внутренних. Несколько невыгодным на первый взгляд могло оказаться вступление в ВТО для тех субъектов хозяйствования, деятельность которых сосредоточена на внутреннем рынке. Больше проиграли предприятия, которые пользуются многочисленными льготами, которые предусмотрены национальным законодательством, но не соответствуют общепринятой международной практике, в частности положениям соглашений ВТО. Для того, чтобы понять, больше выиграла Украина от интеграции в международную торговлю или проиграла, предлагаем рассмотреть следующую сравнительную таблицу 1:

Таблица 1 - Анализ преимуществ и возможных угроз для аграрного сектора после вступления Украины в ВТО

Преимущества для аграрного сектора от вступления Украины в ВТО Возможные угрозы для аграрного сектора от вступления Украины в ВТО

Возможность защиты интересов отечественных товаропроизводителей в международных инстанциях согласно процедуре рассмотрения торговых споров. Либерализация торговли усиливает влияние мировой конъюнктуры на экономику страны, обусловливает повышение экономических рисков Украины в периоды глобальной экономической нестабильности.

Из-за удешевления ввозных пошлин на высокотехнологичную продукцию повышается конкурентоспособность украинских предприятий, использующих ее при производстве своей продукции. Снижение конкурентоспособности отечественной аграрной продукции на внутреннем рынке из-за низкой эффективности предприятий, несовершенного качества продукции, а также несоответствие украинских стандартов и процедур сертификации продукции мировым стандартам и процедурам.

Реструктуризация и развитие отраслей производства: налажено производство и экспорт масла (единственного вида с / х продукции, экспортируемой в виде конечного продукта потребления) благодаря нулевой ставке экспортной пошлины. Существенная реакция украинской экономики на колебания мировых цен путем предоставления приоритетов политического направления развития вместо экономического.

Адаптация торгового законодательства к международным стандартам через расширение сотрудничества со странами-участниками. Благодаря желанию быстро интегрироваться в ВТО были приняты законодательные акты, которые поставили под удар животноводство (отмена нулевых ставок и отмена специального режима налогообложения для производителей с/х продукции).

Создание условий для усиления международного сотрудничества и налаживания кооперационных связей. Поиск новых схем преодоления дефицита государственного бюджета из-за сокращения таможенных платежей.

После приведенных положительных и отрицательных последствий для аграрных предприятий следует заметить, что проблемы на отечественном рынке в первую очередь являются следствием глобализационных процессов и возникли бы вне зависимости от вступления страны в ВТО.

Учитывая приведенные аргументы, можно с уверенностью сказать, что при вступлении в ВТО Украина получает гораздо больше положительных последствий чем

отрицательных. Но эти негативные последствия могут привести к упадку отечественного производства, чего нельзя допустить. Поэтому необходимо, чтобы государство проанализировало последствия по каждому сектору экономики отдельно и приняло все возможные меры для защиты национальных производителей [3].

Как уже отмечалось, при вступлении в ВТО, Украина приняла европейские правила игры и взяла на себя обязательства ограничить объем государственной поддержки. Но здесь следует отметить, что аграрная сфера через свою специфику больше всего нуждается в государственной защите. Согласно правилам ВТО, все меры государственного воздействия разделены на три группы: « зеленого», «синего » и «желтого ящиков».

К « зеленому ящику » относятся меры, которые не направлены на поддержку объемов производства и цен производителей, а следовательно, не нарушают принципов справедливой конкуренции. Государственные расходы в рамках « зеленого ящика» могут осуществляться в поддержку научных исследований, подготовку и повышение квалификации кадров, информационно - консультационное обслуживание, на финансирование ветеринарных и фитосанитарных мер, контроль за безопасностью продуктов питания; совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, электросетей, мелиоративных сооружений), улучшение землепользования, содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства и т.п. Государство, являющееся членом ВТО, имеет право финансировать мероприятия «зеленого ящика» в любом объеме в зависимости от возможностей своего бюджета [4].

Мероприятия «синего ящика» также не имеют ограничений финансирования из бюджета, если такие выплаты привязаны к фиксированным площадям или урожаям, осуществляются на 85% или менее от базового уровня производства.

О мерах « желтого ящика», то государство должно взять обязательства по сокращению бюджетного финансирования. В ходе определения условий вступления в ВТО рассчитывается показатель совокупного измерения поддержки как ежегодная сумма всех видов государственной поддержки.

Благодаря своей позиции на переговорах, Украина не имеет обязательств перед ВТО по сокращению внутренней поддержки, предоставляемой через «желтые» программы. Есть только обязательство не превышать оговоренный годовой совокупный показатель поддержки. Ежегодный совокупный показатель поддержки, который аккумулирует в себе отдельные «желтые» программы поддержки, не должен превышать для Украины 3 млрд. 43 млн. грн. [5].

Дополнительно Украина может каждый год тратить на желтые программы до 5% от годовой стоимости производства валовой продукции сельского хозяйства и до 5% от годовой стоимости по каждому отдельному продукту.

Таким образом, оговорен уровень государственной поддержки сельского хозяйства, в условиях определенного реформирования механизма предоставления такой поддержки, предусматривает достаточные возможности для защиты отечественного агропромышленного комплекса в условиях членства в ВТО и соответствует современным потребностям [1].

Как показывает приведенная выше диаграмма, между объемом производства сельскохозяйственной продукции и объемом государственной поддержки существует обратная зависимость, это безусловно является положительным для развития экономики страны.

Следовательно, участие в ВТО стратегически выгодно Украине как государству со значительным экспортным потенциалом в сельском хозяйстве. Либерализация режима доступа отечественных экспортеров на внешние рынки станет фактором ускорения структурных реформ в аграрном секторе, в конечном счете, будет способство-

Т.И. Голуб

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА АГРАРНЫЙ ...

вать росту конкурентоспособности национальных производителей.

Рис.1 - Зависимость между уровнем производства сельскохозяйственной продукции и объемом государственной поддержки [3].

Однако не следует так переживать из-за снижения бюджетных ассигнований. Как свидетельствуют данные Государственного комитета статистики [1], за указанный период прироста достигло производство продукции растениеводства, а животноводческая отрасль понесла значительные убытки. Товаропроизводители мясной и молочной продукции вынуждены были выполнить требования ВТО по упорядочению торговли мясной и молочной продукцией на внутреннем рынке Украины в соответствии с международными стандартами качества. Так, для исполнения этой нормы, Верховная Рада приняла Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов». Согласно требованиям этого документа с 1 января 2015 года запрещается реализация необработанного молока и сыра домашнего производства, а также мяса животных подворного забоя на продовольственных рынках. Другими словами, Украина обязалась закрыть доступ на продуктовые рынки сельским жителям с домашними молочными продуктами и мясом. Данная норма может привести к свертыванию официальной торговли молоком и молочными продуктами на рынках, переориентации торговли на подворный режим. А те, кто не сможет обеспечить реализацию, вынуждены будут либо продавать молоко по сравнительно низким ценам на переработку, или вырезать поголовье. На мясном рынке появятся небольшие полулегальные бойни, которые будут « пропуском » на рынок. Таким образом, сельского жителя заставят идти со своим молоком на «черный рынок» - во дворы, на дороги, где качество продукции никто не будет проверять, а условия хранения и реализации подвинутся еще дальше от тех, к которым мы стремимся. Или вырезать поголовье, что при отсутствии промышленного производства, приведет к дефициту продукции и замещения импортом, который, как уже хорошо известно, почти всегда низкокачественный [5].

Особенностью современного регулирования сельского хозяйства в ВТО заключается в том, что некоторые члены ВТО, прежде всего развитые страны, имеют право использовать такие меры поддержки, как экспортные субсидии и специальные защитные меры, в использовании которых Украине отказано.

Кроме того, рынки многих развитых стран защищены высокими тарифами. Например, средневзвешенные тарифы на мясо и мясопродукты в ЕС составляют 67,3 %, на молочные продукты - 56,0 %, зерновые - 78,3 %, сахар - 129,0 %. Для сравнения: связан тариф на мясо и мясопродукты для Украины зафиксирован на уровне 12,0-15,0 %, молочные продукты - 10,0 %, зерновые -15,0-20,0 %, сахар - 50,0 % ( по тарифной квоте ). Таким

образом, тарифная защита агропродовольственного рынка Украины будет намного ниже [2,4].

Большинство проблем, с которыми столкнулась Украина после вступления в ВТО, существовали и раньше и были обусловлены несоответствием внутренних и глобальных тенденций экономического развития, отсутствием современной высокотехнологичной инфраструктуры, рыночных инвестиций, неготовностью национального хозяйства к интеграции в мировую экономику [610].

Но после вступления Украины в ВТО эти риски оказались более рельефными и существенными. К ним следует отнести:

• дальнейшую ориентацию экономики на экспортную модель развития;

• ухудшение структуры экспорта благодаря увеличению ее сырьевой составляющей и увеличение на внутреннем рынке низкокачественной импортируемой продукции;

• дальнейшее обострение проблемы ограниченности производственно-социальной инфраструктуры в аграрной сфере;

• неготовность государственных институтов к последовательной жесткой защите интересов отечественных экспортеров на международном уровне [11].

Вывод. Таким образом, даже беглый анализ преимуществ и рисков для сельского хозяйства от участия Украины в ВТО позволяет сформулировать направления государственной политики, способные снизить риски, нейтрализовать возможные негативные последствия и ускорить реализацию преимуществ от либерализации торговых режимов. Речь идет о содействии экспорту с целью расширения внешних рынков сбыта, стимулировании внутреннего спроса на продовольствие, повышении конкурентоспособности национальных производителей за счет улучшения качества и безопасности продукции путем внедрения международных стандартов качества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сайт Госкомстата Украины. Электронный ресурс. Режим доступа: www.ukrstat.gov.ua.

2. Внешняя торговля Украины товарами за 2011 год / Экспресс - выпуск 12.03.2012 г. № 122. Вестник государственного комитета статистики Украины. 2012. 322 с.

3. Клочко В. Значение вступления Украины в ВТО для агропромышленного комплекса // Клочко В.Н., МЕРЧАНСКАЯ В.В. / Экономическое пространство. 2009. № 22. С.13 - 21

4. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Украины, http://me.kmu.gov.ua/.

5. Крестьяне могут продавать домашнее мясо и молоко на рынках до 2015 года. Электронный ресурс // УНИАН. 22 октября 2009. Режим доступа к статье: http://consumers.unian.net/ukr/detail/2099.

6. Соглашение о свободной торговле между Украиной и государствами ЕАСТ: международный документ подписан 24.06.2010. Электронный ресурс // Верховная Рада Украины: офиц. сайт. Режим доступа: http:zakon1.rada. gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=998_456.

7. Музыченко А.С., Подзигун С.Н. Особенности государственного регулирования аграрной экономики в условиях рыночных отношений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 3. С. 26-30.

8. Чирва О.Г. Особенности развития малых организационно - правовых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 80-83.

9. Тумаланов Н.В., Николаева Т.А. Возможности адаптации аграрной отрасли региона к современным условиям функционирования // Актуальные проблемы

Т. И. Голуб

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА АГРАРНЫЙ ...

экономики и права. 2011. № 4. С. 222-225. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.

10. Олейник Е.А. Бюджетная поддержка кредитова- 11. Шевцов А.В. Перспективы и негативные послед-ния малых аграрных предприятий Украины // Вектор ствия вступления Украины в ВТО / / Вестник Киевского науки Тольяттинского государственного университета. института бизнеса и технологий. 2008. № 1. С. 80-85

CONSEQUENCES AND IMPACT OF POTENTIAL CHANGES ON THE AGRICULTURAL SECTOR AS A RESULT OF UKRAINE'S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION

©2013

T.I. Golub, post - graduate student

Pavlo Tychyna Uman state pedagogical university, Uman (Ukraine)

Annotation-. The article describes the major changes and impacts for agrarian sector of production after Ukraine WTO accession.

Keywords. integration, agrarian sector, WTO, government support. УДК 338.434 (477)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© 2013

Н.Ю. Коган, преподаватель кафедры маркетинга и управления бизнесом

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье рассмотрены современные тенденции кредитования предприятий агропромышленного комплекса как одного из главных путей повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Ключевые слова: кредит, кредитование, ипотечное кредитование, конкурентоспособность, сельскохозяйственные предприятия.

Конкурентоспособность является актуальной проблемой современной экономической науки и практики ведения хозяйственной жизни. Глобализация рынков, участие в международном разделении труда, предусматривает проникновение иностранных товаров на отечественные рынки, ставит проблему обеспечения конкурентоспособности в ряде приоритетных управленческих задач, успешное решение которой обеспечит эффективное функционирование предприятий в новой экономической среде.

В аграрной политике важное место занимает процесс формирования конкурентоспособных хозяйственных структур рыночного типа, способных с максимальной эффективностью использовать землю и обеспечивать стабильную продовольственную безопасность государства.

Конкурентоспособность аграрных формирований предусматривает возможность их эффективного функционирования в условиях рыночной экономики. Это означает, что их производственная деятельность должна всецело отвечать потребительскому спросу, обеспечивая максимальную окупаемость средств производства и капитала.

Целью статьи является изучение тенденций формирования современных систем кредитного обеспечения сельскохозяйственного производителя инвестиционно - кредитнымы ресурсами, как основного механизма повышения конкурентоспособности продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности проводилось в разных странах. Необходимо особо отметить, что вопросы теоретической сущности конкуренции и форм ее проявления наиболее подробно освещены в зарубежной литературе и, прежде всего, представителями классической политэкономии, такие как Адам Смит, Давид Рикардо и известных ученых ХХ века, труды которых были тесно связаны со специфическими условиями стран с развитой рыночной экономикой Г.Л. Азов, И. Ансофф, С.Л. Брю и другие.

Проблематика кредитного обеспечения предприятий аграрного сектора, всегда входила в орбиту научных интересов многих ученых. Стоит выделить научные публикации таких известных признанных мэтров, как В. Алексейчука, А. Гудзь, М. Демьяненка, П. Саблука, В.Юрчишина и других.

Одним из важнейших экономических механизмов

повышения конкурентоспособности аграрных предприятий есть механизм их кредитного обеспечения. Кредитные отношения аграрного сектора связанны с использованием займов как средства пополнения своих финансовых ресурсов. Они характеризуют качественно новый уровень развития экономики, когда производственному процессу предшествует кредит, кредитная операция, которая позволяет заранее определять объемы производства и условия реализации продукции на определенном рынке, то есть количество товаров, их качество и сроки поставок.

Развитие рыночной экономики в Украине усилило внимание к ипотечному кредитованию, в котором заинтересованы и сельскохозяйственные предприятия и банки. Создание и организация работы ипотечного механизма в аграрном секторе - одно из направлений повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного предназначения, и как следствие стабилизации сельскохозяйственного производства.

Формирование ипотечного рынка в странах с транзитивной экономикой имеет определенные особенности. Суть их в том, что в экономике трансформационного типа ипотечный рынок является элементом рыночной экономики, которая находится в процессе становления, новым механизмом в оптимизации распределения ресурсов и одной из важнейших целей осуществляемых трансформационных преобразований. Ипотечный рынок является мощным катализатором экономического роста, что позволяет характеризовать его как одну из весомых составляющих экономического развития.

Важным фактором, влияющим на организацию кредитных отношений в аграрном секторе экономики, является многоотраслевой характер сельскохозяйственной деятельности. Коммерческие банки не рассматривают сельскохозяйственные предприятия, как потенциальных заемщиков, в результате низкой рентабельности их производства и отсутствия обеспечения. В основном процентные ставки за банковские кредиты, которые предоставляют коммерческие банки аграриям, превышают их совокупную рентабельность производства.

А ведь нормальное функционирование кредитных отношений является одним из необходимых условий обеспечения конкурентоспособности аграрных предприятий и достижение устойчивых темпов экономического роста аграрного производства. Его специфика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.