УДК 338.439.02
© Л.Р. Слепнева, И.В. Бадмаева
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА С ПОЗИЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В статье рассмотрены этапы развития агропродовольственного рынка. Ав-торами предложена периодизация развития агропродовольственного рынка.
Ключевые слова: агропродовольственный рынок,периодизация развития аг-ропродовольственного рынка.
L.R. Slepneva, I.V. Badmaeva
STAGES OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL MARKET FROM A POSITION OF STATE REGULATION
The article describes the stages of development of the agri-food market. The authors proposed a periodization of the development of agri-food market.
Keywords: agrofood market, periodization of the development of agri-food market.
Большинство ученых-экономистов утверждает, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, который в современных условиях является необходимой и наиболее эффективной формой взаимосвязи между экономическими субъектами. Поэтому, определяя агропродовольственный рынок как совокупность свободных рыночных отношений, мы полагаем, что этапы его становления с позиции государственного регулирования целесообразнее рассматривать с переходного периода к рыночной экономике.
Первым этапом, этапом становления агропродовольственного рынка мы считаем начало перехода от одной системы хозяйствования к другой, а именно экономические реформы в аграрном секторе.
Принятые законы в 1990 г. «О земельной реформе», «О плате за землю», «О крестьянском фермерском хозяйстве», а затем указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» (декабрь 1991 г.) и постановления Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (декабрь 1991 г.), «О земельном налоге» (февраль 1992 г.), «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (сентябрь 1992 г.), «О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий и реорганизации АПК» (ноябрь 1994 г.) и др. позволили уменьшить тотальную государственную собственность на землю, создать многоукладные формы собственности на землю и новые организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий, преобразовать колхозы и совхозы в хозяйства рыночного типа. В результате сельхозпроизводители получили достаточную свободу в определении структуры производства, расширились возможности реализации произведенной продукции, приобретения необходимых средств производства и проведения инвестиционной политики. Все это послужило основой для создания агропродовольственного рынка, а заложенная законодательная база позволила обеспечить его дальнейшее функционирование.
В результате проведенной Программы аграрной реформы в Российской Федерации на 1994-1995 гг. и Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 гг. произошло расширение институциональной базы агропродовольственных рынков. На всех уровнях агропродовольст-венного комплекса появились не существовавшие ранее посреднические
структуры. Так, поставщиками сельскохозяйственной продукции помимо традиционных производителей стали фермерские хозяйства. На агропро-довольственных рынках появились частные посредники, стали создаваться новые компании, занимающиеся реализацией продовольствия, в том числе и товарно-сырьевые биржи.
Принятый в 1997 г. федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» позволил направить средства федерального бюджета на поддержку и развитие агропродовольственного рынка. В соответствии с этим законом государство гарантировало сбыт сельскохозяйственной продукции в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности его реализации на рынке.
Таким образом, децентрализованная в начале 1990-х гг. система закупок и распределения продовольственной продукции позволила регионам самостоятельно обеспечивать себя продуктами питания, регулировать агропродовольственный рынок. Благодаря проведенным реформам был ликвидирован дефицит по основным продуктам питания, произошло наполнение агропродовольственного рынка, расширился ассортимент предлагаемых товаров на рынке, сократился разрыв между уровнем закупочных и розничных цен, расширились экономические, технические связи промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий.
Однако проблема дефицита продуктов питания и расширение ассортимента решилась посредством открытия российских границ для импорта продовольствия. В силу ограниченных финансовых возможностей и несовременных технологий производства отечественные товаропроизводители не смогли обеспечить конкурентоспособность своей продукции и ведущие страны-экспортеры благодаря экспортным субсидиям завоевали российский рынок. В 1990-1997 гг. за счет импорта создавалось более трети продовольственных ресурсов в стране, а в крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург) - 70-80%, в других крупных городах - 50%. Импорт мяса увеличился в 10 раз, в том числе птицы - в 11,5 раза, молочных продуктов - в 5,4 раза, муки и крупы - в 10 раз, водки - в 11 раз, вин - в 29 раз [1]. Неограниченная либерализация внешней торговли привела к тому, что средняя импортная защищенность внешнего сельскохозяйственного производства оказалась на уровне 9%. По данным Федеральной таможенной службы РФ, даже после повышения импортных пошлин в 1995 г. средний уровень импортной защищенности составлял 14% [2]. Кроме того, государство ежегодно уменьшало объем дотаций сельским товаропроизводителям, их размер за период с 1990-1997 гг. сократился в 10 раз. А государственные субсидии в 1990-е гг. на развитие сельского хозяйства в расчете на 1 га сельхозизделий составляли в России 7-9 долларов, в то время как в странах Евросоюза - около 500 долларов, в США, Канаде, Венгрии, Турции - 100-200 долларов, в Финляндии и Норвегии - 16003000 долларов [3].
Таким образом, заложенная законодательная база в начале 1990-х г. явилась основой для становления агропродовольственного рынка и его
дальнейшего функционирования. Период адаптации агропродовольственного рынка к рыночным отношениям проходил довольно долго и болезненно, ведь переход от одной системы хозяйствования к другой требует, в сельском хозяйстве особенно, относительно продолжительного времени. Игнорирование необходимости поэтапного перехода к рыночной экономике, отсутствие четкой концепции развития реформы в конечном итоге явились недостатками реформирования аграрной сферы и отрицательно сказались на дальнейшем функционировании агропродовольст-венного рынка.
Второй этап формирования агропродовольственного рынка мы предлагаем отслеживать с августовского кризиса 1998 г. Финансовый кризис августа 1998 г. затронул все сферы жизнедеятельности страны, включая аграрную сферу. Последствия кризиса двояко повлияли на развитие агро-продовольственного рынка.
Резкая многократная девальвация рубля, блокировавшая импорт продовольствия в страну, создала условия для импортозамещения, повысила конкурентоспособность отечественного продовольствия, сократила его убыточность [4]. Вследствие этого сельское хозяйство стало более привлекательной сферой для инвестирования. Также наблюдалось увеличение сбыта продукции, повышение внимания к отечественным товаропроизводителям, появление новых хозяйственных партнеров и клиентов, расширение ассортимента продукции. Существенно оживился импорт продовольствия из стран СНГ, реализация продукции с ЛПХ, увеличились межрегиональные закупки отечественного продовольствия. С одной стороны, эти последствия кризиса благоприятно сказались на участниках агропродовольственного рынка, давая им возможность наладить сельскохозяйственное производство. С другой стороны, так как агропродовольст-венный рынок неразрывно связан со всеми отраслями экономики страны, кризисное состояние экономики косвенно отразилось и на нем. Так, реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 г. по сравнению с августом этого же года на 31,1%. Для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 г. статус безработного получило 233 тысяч человек, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 млн человек (или 11,5% экономически активного населения) [5]. Снижение объемов продаж, увеличение цен на сырье, продукцию и материалы, в том числе импортные, кризис неплатежей, резкое падение покупательной способности населения негативно отразились на состоянии развития агропродовольственного рынка в целом.
Для улучшения ситуации на агропродовольственном рынке и стабилизации продовольственного обеспечении правительство в октябре 1998 г. приняло решение об отмене увеличенных 3% таможенных пошлин на импортное продовольствие и дополнительно 10% НДС к цене продовольст-
венных товаров. Однако эти меры не изменили ситуацию и поставки импортного продовольствия и сырья продолжали сокращаться.
Третий этап развития агропродовольственного рынка мы рассматриваем с 2000-х гг. В этот период начался медленный процесс восстановления экономики. Экономическое развитие России в 2000-2007 гг. характеризовалось устойчивым динамичным ростом, опиравшимся на завершение переходного периода от плановой к рыночной экономике и перестройку экономических пропорций, совершенную валютно-финансовым кризисом 1998 г. В этот период времени агропродовольственный рынок характеризуется достаточно устойчивым уровнем насыщения продуктами питания, отсутствием дефицита, увеличением объема товарооборота. Этому способствовали следующие факторы: благоприятные погодные условия; повышение ценовой конкурентоспособности отечественных товаров в результате девальвации национальной валюты; рост реальных доходов населения; развитие пищевой промышленности, генерирующей спрос на сельскохозяйственную продукцию; усиление роли вертикально интегрированных компаний на агропродовольственном рынке России, обладающих значительными инвестиционными возможностями и применяющих передовые технологии и методы производства.
Были разработаны государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия [6], национальный проект «Развитие АПК». Целью разработанного Минсельхозом России приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на 2006-2007 гг. являлась модернизация инфраструктурной сети снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных кооперативов, что позволило повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а путем расширения доступности кредитных ресурсов для личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств увеличить объемы реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ. Создание системы земельно-ипотечного кредитования, позволяющее повысить доступность кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков.
Целью государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. являлось: увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции, развитие товаропроводящей инфраструктуры внутреннего рынка.
Таким образом, реализация государственной программы и национального проекта стали основой для формирования эффективно функционирующей инфраструктуры агропродовольственного рынка.
В январе 2010 года в целях обеспечения продовольственной безопасности и развития агропродовольственного рынка Правительством России была утверждена Доктрина продовольственной безопасности [7].
Достижение основных параметров «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» - наполнение агропродовольственного рынка важнейшими видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на уровне 85-90% за счет отечественных производителей.
Реализация положений доктрины позволяет обеспечивать продовольственную безопасность страны, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски на агропродовольственном рынке, создавать условия для его динамичного развития.
Таким образом, реализуемая государственная политика по формированию эффективного агропромышленного комплекса позволила не только последовательно наращивать отечественное производство продуктов питания, но и обеспечить нормальное функционирование агропродовольст-венного рынка.
Четвертый этап развития агропродовольственного рынка связан со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Переговоры о присоединении России к ВТО велись 18 лет, с 1993 по 2011 г. Россия официально стала членом ВТО 22 августа 2012 г. [8]. На сегодняшний день членами Всемирной торговой организации являются 159 стран мира. Практически каждое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Необходимость вступления России в ВТО была вызвана нарастанием глобализационных процессов, необходимостью интеграции в мировое экономическое пространство.
По поводу вступления России в ВТО сложились диаметрально противоположные взгляды. Одни считают, что вступив в ВТО, отечественные сельхозпроизводители не смогут конкурировать с зарубежными, что может повлечь за собой их последующее банкротство. Российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности. К примеру, в периоды засухи правительство не сможет вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010 г. Другие - что присоединение к ВТО предполагает улучшение в стране инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий. Выгодополучателями от вступления России в ВТО станут металлургический (черная и цветная металлургия), химический и потребительский секторы, а также транспортная отрасль и др. Минусы от вступления есть только для некоторых отраслей, но для наиболее уязвимых из них, в частности сельского хозяйства, удалось получить длительные переходные периоды на уровне 5-7 лет.
С правовой точки зрения, система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами
которого регулируются более 90% всей мировой торговли товарами и услугами. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. Не являясь членом ВТО, Россия соответственно не участвует в выработке правил международной торговли и вынуждена играть по чужим, регулярно подвергаясь дискриминации на внешнем рынке. Поэтому одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики стало вступление России в ВТО.
Возникшая необходимость адаптации к новым правилам ВТО делает крайне актуальным рассмотрение вопросов государственного регулирования агропродовольственного рынка сквозь призму норм и правил этой международной организации.
Чтобы защитить отечественный агропродовольственный рынок и обеспечить его адаптацию к правилам торговли в рамках ВТО, Правительством Российской Федерации были предусмотрены тарифные квоты, тарифные ставки и внутренняя государственная поддержка. Были введены тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы с целью защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от роста импортных поставок аналогичных продуктов. Так, Правительство Российской Федерации постановлением от 26 декабря 2013 г. № 1260 утвердило объемы тарифных квот следующим образом: мясо крупного рогатого скота, свежее и охлажденное - 40 тыс. т; мясо крупного рогатого скота, замороженное - 530 тыс. т; свинина свежая, охлажденная или замороженная - 400 тыс. т; свиной тримминг - 30 тыс. т; мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или замороженные - 364 тыс. т. [9]. Кроме того, применяемые тарифы являются двухступенчатыми. Это означает использование сниженной тарифной ставки в случае, если объемы поставок соответствуют утвержденным объемам на соответствующий год и использование повышенной тарифной ставки - если импорт осуществляется сверх указанных объемов.
Помимо мер по защите внутреннего агропродовольственного рынка правительством были предусмотрены меры по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы для обеспечения эффективных мер в регулировании внешней торговли, в особенности в области предотвращения поступления на российский рынок недоброкачественной продукции, меры по формированию и реализации стратегии импортозамеще-ния. Замещение импорта должно осуществляться посредством стимулирования, развития и защиты собственного конкурентоспособного агро-производства. Планировалось сократить импорт тех товаров, которые было бы целесообразно производить внутри страны и удовлетворять спрос на них в рамках импортозамещения.
Ситуация на агропродовольственном рынке после вступления России в ВТО характеризовалась превышением доли импорта над экспортом по таким видам продукции, как мясо, молочная продукция, овощи, фрукты, сахар. Однако пока сложно в полной мере оценить последствия вступле-
ния в ВТО на агропродовольственном рынке, ведь постепенное сокращение разрешенного уровня поддержки сельского хозяйства полностью завершится только к 2018 г. Но можно отметить, что членство в ВТО уже сделало агропродовольственный рынок уязвимым.
Таким образом, формирование и развитие агропродовольственного рынка происходили под влиянием ряда негативных макроэкономических факторов, оказывающих существенное влияние на производство сельскохозяйственной продукции: инфляции, кризиса неплатежей государства, разрыва сельскохозяйственный связей.
Переход к рыночным принципам хозяйствования сыграл важную роль в становлении агропродовольственного рынка. С дальнейшим развитием сельского хозяйства происходило формирование и развитие агропродо-вольственного рынка, функционирование которого поддерживалось нормативно-правовым обеспечением.
Предложенная нами периодизация развития агропродовольственного рынка в России с позиции государственного регулирования позволила углубленно рассмотреть особенности становления, развития и процесса его регулирования. Исследование этапов формирования агропродовольст-венного рынка необходимо для понимания его комплексной картины, что позволит выявить перспективы дальнейшего развития рынка с учетом особенностей его государственного регулирования.
Литература
1. URL: http://statistika.ru/agriculture/
2. URL: http://statistika.ru/agriculture/
3. Гумеров Р.Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны // Российский экономический журнал. - 1997. - № 9. - С. 57-69.
4. Серова Е.В., Храмова И.Г. Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России.
5. РИА Новости. - URL: http://ria.ru/spravka/20130816/956675756. html#ixzz31 bm G8BD8
6. О развитии сельского хозяйства: федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ.
7. Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 30.01.2010. № 10.
8. WTO: 2012 PRESS RELEASES PRESS/668 23 July 2012 PRESS RELEASE: Lamy hails Russia's WTO accession ratification
9. О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2014 г.: постановление Правительства Российской Федерации от 26 дек. 2013 г. № 1260.
Слепнева Людмила Романовна, доктор экономических наук, профессор, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, тел.: (3012)213433.
Бадмаева Ирина Валерьевна, аспирант, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, тел.: (3012)213433.
Slepneva Lyudmila Romanovna, Doctor of Economics, East-Siberian State Univer-sity of Technology and Management, tel.: (3012)213433.
Badmaeva Irina Valer'evna, postgraduate student, East-Siberian State University ofTechnology and Management, tel.: (3012)213433.