Научная статья на тему 'Последствия реализации налогового маневра: добыча нефти и производство нефтепродуктов'

Последствия реализации налогового маневра: добыча нефти и производство нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефть / нефтепродукты / экспорт нефтепродуктов / налоговый маневр / oil / oil products / export of oil products / tax maneuver

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Каукин, Александр Кнобель, Александр Фиранчук

Налоговый маневр в нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли способствовал некоторому изменению структуры производства нефтепродуктов: снизился общий объем переработки нефти, незначительно увеличился объем произведенного автомобильного бензина. При этом налоговый маневр повлиял и на структуру экспорта нефтепродуктов: экспорт мазута, пошлина на который была повышена, значимо сократился, а экспорт товарных бензинов, прямогонных бензинов, легких и средних дистиллятов, на которые экспортная пошлина была снижена, – вырос. Снижение экспортной пошлины на дизельное топливо привело к увеличению его доли в общем экспорте нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implications of Tax Maneuver: Production of Oil and Petrochemicals

A tax maneuver in the oil and oil refining industries contributed to some changes in the pattern of production of petrochemicals: the total volume of oil refining decreased, while the volume of production of motor gasoline increased somewhat. It is to be noted that the tax maneuver had an effect on the pattern of exports of petrochemicals, too: with duties increased on residual oil its exports fell dramatically, while with export duties reduced on commercial gasoline, directly distilled gasoline and light and medium distillates their exports increased. Reduction of export duties on diesel fuel brought about growth in its share in the total exports of petrochemicals.

Текст научной работы на тему «Последствия реализации налогового маневра: добыча нефти и производство нефтепродуктов»

ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО МАНЕВРА: ДОБЫЧА НЕФТИ И ПРОИЗВОДСТВО НЕФТЕПРОДУКТОВ*

Андрей КАУКИН

Заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таИ; kaukin@iep.ru Александр КНОБЕЛЬ

Заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таН: knobel@iep.ru Александр ФИРАНЧУК

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таМ; firanchuk@ranepa.ru

Налоговый маневр в нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли способствовал некоторому изменению структуры производства нефтепродуктов: снизился общий объем переработки нефти, незначительно увеличился объем произведенного автомобильного бензина. При этом налоговый маневр повлиял и на структуру экспорта нефтепродуктов: экспорт мазута, пошлина на который была повышена, значимо сократился, а экспорт товарных бензинов, прямогонных бензинов, легких и средних дистиллятов, на которые экспортная пошлина была снижена, — вырос. Снижение экспортной пошлины на дизельное топливо привело к увеличению его доли в общем экспорте нефтепродуктов.

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, экспорт нефтепродуктов, налоговый маневр.

Производство нефти и нефтепродуктов

В конце 2014 г. были приняты изменения в налоговом законодательстве в нефтяном и нефтеперерабатывающем секторе российской экономики, получившие название «налогового маневра»1.

Согласно параметрам налогового маневра коэффициент в формуле расчета экспортной пошлины на российскую нефть должен был быть последовательно снижен до 0,42, 0,36 и 0,30 в 2015, 2016 и 2017 гг. соответственно. Одновременно предусматривалось увеличение базовой ставки НДПИ до 766, 857 и затем до 919 руб./т соответственно. Кроме того, ставки экспортных пошлин на нефтепродук-

ты, привязанные к величине экспортной пошлины на нефть, дополнительно корректировались: для светлых нефтепродуктов - в сторону снижения, для темных - в сторону повышения. Также было предусмотрено некоторое снижение акцизов на нефтепродукты.

Целью этих изменений было стимулирование роста эффективности российской нефтеперерабатывающей промышленности, которая на протяжении последних лет производила отрицательную добавленную стоимость в пересчете на мировые цены. Полная версия налогового маневра2, которая фактически не была реализована и отразилась в изменениях законодательства лишь частично, предполагала, что за счет обнуления экспортной пошли-

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 18 (36) (ноябрь 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 Федеральный закон от 24.11.2014 г. № 366-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Подробно о предпосылках проведения налогового маневра см.: Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Экспортная пошлина на нефть: отменить нельзя сохранить // Нефть России. 2011. № 12. С. 72—77; Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Модернизация или консервация: роль экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты // Экономическая политика. 2012. № 3. С. 5—19.

ны на нефть и нефтепродукты с одновременным повышением НДПИ на нефть у российских вертикально интегрированных компаний (ВИНК) появятся стимулы к модернизации НПЗ, увеличению глубины переработки нефти и изменению структуры производимых нефтепродуктов в сторону расширения доли светлых фракций либо к закрытию неэффективных убыточных производств3.

В 2016 г. произошло отклонение от первоначальных параметров налогового маневра, принятых в 2014 г.: снижение экспортной пошлины на нефть было заморожено на год4, в то время как ставка НДПИ была планово повышена. Такие изменения, по всей видимости, были связаны с необходимостью увеличения бюджетных поступлений после кризисного 2015 г.

С точки зрения последствий этих изменений для объемов добычи и переработки нефти в 2015-20165 гг. эффект представляется малозаметным. (См. рис. 1.)

Из рисунка видно, что, несмотря на кризисные явления в российской экономике, объем добычи нефти увеличивался каждый год6 (в том числе и в 2016 г. по результатам трех первых кварталов), в то время как доля перерабатываемой нефти последовательно снижалась - с 57,7% в 2014 г. до 53,9% в первые три квартала 2016 г.

Отметим, что наблюдаемая динамика объемов добычи и переработки нефти могла быть связана, в том числе, и с изменением внутреннего спроса на нефтепродукты, явившимся отражением общего падения спроса в экономике в кризисный период.

Рис. 1. Динамика производства нефти и ее первичной переработки в России в 2013-2016 гг., млн. т

10 -

ттттпопо^ча-ча-ча-ча-ча-ичи"

°0000 °0000 °С

-Производство нефти -Первичная переработка нефти

Источник: Росстат, Краткосрочные экономические показатели РФ.

3 О влиянии налогового маневра на нефтегазовые трансферты в ЕАЭС см.: Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 87-108.

4 Согласно проекту федерального бюджета на 2017 г. формула расчета экспортной пошлины в следующем году будет соответствовать значениям, принятым в 2014 г.

5 Здесь и далее динамика показателей в 2016 г. описана изменениями в первых трех кварталах года по сравнению с первыми тремя кварталами 2015 г.

6 Последствия кризиса для отечественной нефтедобычи вообще были незначительными по сравнению с перерабатывающими секторами, так как новый уровень цен на нефть был приемлемым для производителей: во-первых, большая часть издержек отрасли номинирована в рублях, а во-вторых, падение нефтяных цен в большей степени отразилось на доходах государства, а не нефтяников. Подробнее см.: Идрисов Г., Каукин А., Моргунова О., Турунцева М. Два полюса российской промышленности // Экономическое развитие России. 2015. № 9. С. 60-63.

Рис. 2. Динамика производства нефтепродуктов в России в 2013-2016 гг., млн. т

20 16 12

■ Бензин автомобильный

Источник: Росстат.

] Дизельное топливо □ Мазут топочный

В большей степени заметны изменения, произошедшие в структуре выпуска российских нефтеперерабатывающих компаний. (См. рис. 2.) Отношение объема произведенного автомобильного бензина к объему первичной переработки нефти на НПЗ увеличилось с 14,1% в 2014 г. до 14,4% в 2015 г. и 14,5% за первые три квартала 2016 г. При этом аналогичный

Рис. 3. Динамика российского экспорта сырой нефти и нефтепродуктов в 2000-2015 гг., млн. т

260

10

ОУООООООООЙ ГЧ^ГМГЧГМГМГ^ГЧГЧГМ™

т ^ 1п

О О о о N Мм N

-Нефть сырая

Источник: ФТС.

Годы

— Нефтепродукты

показатель для мазута изменился более существенно: с 28,7% в 2014 г. до 26,2% в 2015 г. и 20,1% за первые три квартала 2016 г. Доля произведенного дизельного топлива снизилась соответственно с 28,2 до 27,9 и 27,3%.

Таким образом, можно с осторожностью7 говорить о том, что даже неполная версия реализации налогового маневра способствовала некоторому изменению структуры производства нефтепродуктов: уменьшился общий объем переработки нефти, в первую очередь за счет сокращения объемов производства темных нефтепродуктов, незначительно увеличился объем произведенного автомобильного бензина.

Экспорт нефти и нефтепродуктов

Анализ динамики российского экспорта нефти и нефтепродуктов показывает, что начиная с 2004 г. вывоз сырой нефти из страны был относительно стабилен (в физическом выражении) — его колебания составляли от 219 млн. т в 2011 г. до 244 млн. т в 2015 г. В то же время продолжался заметный рост экспорта нефтепродуктов (группа 2710 ТН ВЭД) — с 81 млн. т в 2004 г. до 172 млн. т в 2015 г. (См. рис. 3.)

7 На исследуемый период накладываются последствия кризисных явлений в российской экономике.

Физические объемы экспорта сырой нефти за первые восемь месяцев 2016 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 6%, тогда как объемы экспорта нефтепродуктов снизились за тот же период на 11%, но все же превысили соответствующее значение за 2013 г. Объемы экспорта мазута и дизельного топлива в 2013-2015 гг. росли, однако в 2016 г. произошло их резкое сокращение. Достаточно устойчивый рост физических объемов экспорта демонстрировали прямогонные и товарные бензины, легкие дистилляты и масла смазочные. (См. табл. 1, где данные для всех лет приведены за январь-август для возможности их сопоставления с 2016 г.)

Динамика весовых долей различных нефтепродуктов в их суммарном экспорте (во все страны, кроме стран ЕАЭС) отрицательно коррелирует с изменением экспортных пошлин8 на данные виды товаров. (См. табл. 2 и рис. 4.) Отсутствие экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты для стран ЕАЭС очевидным

образом приводит к субсидированию Россией экономик стран-членов ЕАЭС9.

Экспортная пошлина была увеличена в совокупности на 0,16 от экспортной пошлины на нефть для мазута, масел и отработанных нефтепродуктов (доля последних пренебрежимо мала). Доля мазута снизилась (с 56,7% в январе-августе 2013 г. до 47,8% в январе-августе 2016 г.) на 8,8 п.п., что привело к увеличению долей остальных нефтепродуктов. Отметим, что сильнее всего вырос экспорт бензинов товарных (как в относительном, так и в абсолютном выражении), экспортная пошлина на которые была снижена на 0,29 от экспортной пошлины на нефть. Увеличились доли и других товарных групп, для которых была снижена экспортная пошлина. (См. табл. 2.)

Таким образом, можно заключить, что налоговый маневр имел непосредственное влияние на структуру экспорта нефтепродуктов: все крупные товарные группы (с долей более 1% в общем экспорте нефтепродуктов) про-

Таблица 1

Физические объемы экспорта сырой нефти и нефтепродуктов за январь-август соответствующего года

Изменение физических Объемы поставок, млн. т л т. Наименование позиции _ооъемов, в %_

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 Г./2013 г. 2016 Г./2015 г. Нефть сырая 155,6 149,2 160,0 170,0 +9 +6

Нефтепродукты 100,1 110,3 117,0 103,7 +4 -11

Мазут 55,3 57,3 61,0 48,4 -12 -21

Дизельное топливо 28,9 32,9 35,7 32,4 +12 -9

Прямогонные бензины 9,85 11,02 11,40 11,91 +21 +5

Бензины товарные 3,52 6,38 6,01 7,39 +110 +23

Прочие 2,6 2,7 2,9 3,5 +37 +19

легкие дистилляты; средние дистилляты 1,76 1,98 2,22 2,41 +37 +8

тримеры и тетрамеры пропилена 0,02 0,02 0,02 0,01 -28 -32

масла смазочные; прочие 0,78 0,69 0,69 1,07 +37 +55

отработанные нефтепродукты 0,0002 0,0002 0,0000 0,0002 +5 В 11 р.

ВСЕГО 255,79 259,54 277,01 273,65 +7 -1

Источник: расчеты авторов на основе данных ФТС.

8 В процентах от экспортной пошлины на сырую нефть — так называемый расчетный коэффициент для экспортной пошлины на нефтепродукты.

9 О влиянии налогового маневра на величину нефтегазового трансфера России подробнее см.: Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 87—108.

Таблица 2

Изменение структуры экспорта нефтепродуктов во все страны, кроме стран ЕАЭС, за январь-август соответствующего года

Наименование позиции

Доля товарной группы в объеме экспорта нефтепродуктов, в %

Изменение расчетного Изменение коэффициента для экспортной доли, п.п. пошлины на нефтепродукты, п.п.

от экспортной пошлины на нефть

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г./ 2013 г. 2016 г./ 2015 г. 2016 г./2013 г. 2016 г./2015 г.

Мазут 56,7 53,1 53,2 47,8 -8,8 -5,4 +16 +6

Дизельное топливо 29,2 30,0 30,8 31,5 +2,2 0,7 -26 -8

Прямогонные бензины 10,2 10,2 9,8 11,7 +1,6 +1,9 -19 -14

Бензины товарные 1,9 4,7 4,0 6,0 +4,1 +2,0 -29 -17

Легкие дистилляты; средние дистилляты 1,3 1,5 1,7 2,0 +0,7 +0,3 -26 -8

Масла смазочные; прочие 0,7 0,6 0,5 1,0 +0,3 +0,4 +16 +6

Источник: расчеты авторов на основе данных ФТС.

демонстрировали отрицательное влияние расчетного коэффициента для экспортной пошлины на нефтепродукты (в процентных пунктах

от экспортной пошлины на нефть) на изменение долей товарных групп в общем экспорте нефтепродуктов. ■

Рис. 4. Динамика долей товарных групп в экспорте нефтепродуктов

(во все страны, кроме стран ЕАЭС) и изменение экспортных пошлин на эти группы

30

■ г-г - 20

ш о

5 О. Ц

|| 8 10 е в 5

т I х 8 1 „

о Е I 0 ?

а;

Э

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-10

-20

-30

-40

1 Мазут • Масла

-12 -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6

Прямогонные /'"".бензины

Легкие и ср ДИСТИЛЛ1 >дние ' Бензины гы# Г^^Н ) -—товарные

^дизельное топливо

Изменение доли товарной группы в экспорте нефтепродуктов (в 2013-2016 гг.), п.п.

Примечание. Размер маркера пропорционален объему экспорта. Источник, расчеты авторов на основе данных ФТС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.