Научная статья на тему 'Последствия падения цен на нефть в 2014 году для внешней политики Саудовской Аравии'

Последствия падения цен на нефть в 2014 году для внешней политики Саудовской Аравии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
270
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
падение цен на нефть / Саудовская Аравия 2030 / бюджетный дефицит / сверх-держава-экспортер нефти / Саудовско-американские отношения / новое геополитическое уравнение / Oil price collapse / Saudi Vision 2030 / domestic challenges / oil-exporting superpower / budget deficit / Saudi-US relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карими В. Саназ

Цены на нефть были одной из самых наблюдаемых тенденций в экономике в 21 веке. В 2014 году цена на нефть упала со 100 долларов за баррель почти до 57 долларов за баррель. На падение цен на нефть в 2014 году повлияли многочисленные факторы. Действия Саудовской Аравии также спо-собствовали падению цен на нефть в 2014 году. Новая политика интервенционизма (война в Йемене, бло-када Катара), наряду с неустойчивой экономической политикой Саудовской Аравии не соответствует возможностям Саудовской Аравии как региональной державы – и внезапно ястребиный тон Эр-Рияда менее приемлем даже для некоторых из его близких друзей в Персидском заливе. В статье рассмотрен проблемный аспект внешней политики Саудовской Аравии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSEQUENCES OF THE FALL OF OIL PRICES IN 2014 FOR SAUDI ARABIA'S FOREIGN POLICY

Oil prices have been one of the most watched trends in economics during the 21st century. Sau-di Arabia also looks forward new foreign policies and the priority of the changes in Saudi foreign policy is the at-tempt to weaken Iran and its influence through force and by strengthening Saudi Arabia regional and alliance with other Arab States and Israel. The new politics of interventionism (Yemen war, Qatar blockade) along with Saudi Arabia’s erratic economic do not match Saudi Arabia’s capabilities as a regional power – and Riyadh’s suddenly hawkish tone is less than palatable to even some of its close friends in the Gulf

Текст научной работы на тему «Последствия падения цен на нефть в 2014 году для внешней политики Саудовской Аравии»

УДК 327

ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ ЦЕН НА НЕФТЬ В 2014 ГОДУ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Карими В. Саназ

kvmukfu@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация: Цены на нефть были одной из самых наблюдаемых тенденций в экономике в 21 веке. В 2014 году цена на нефть упала со 100 долларов за баррель почти до 57 долларов за баррель. На падение цен на нефть в 2014 году повлияли многочисленные факторы. Действия Саудовской Аравии также способствовали падению цен на нефть в 2014 году. Новая политика интервенционизма (война в Йемене, блокада Катара), наряду с неустойчивой экономической политикой Саудовской Аравии не соответствует возможностям Саудовской Аравии как региональной державы — и внезапно ястребиный тон Эр-Рияда менее приемлем даже для некоторых из его близких друзей в Персидском заливе. В статье рассмотрен проблемный аспект внешней политики Саудовской Аравии.

Ключевые слова: падение цен на нефть, Саудовская Аравия 2030, бюджетный дефицит, сверхдержава-экспортер нефти, Саудовско-американские отношения, новое геополитическое уравнение.

Введение. Такие страны, как Китай, быстрый рост и экспансия которого вызвали неутолимую жажду нефти в первом десятилетии нового тысячелетия, начали замедляться после 2010 года. Китай является крупнейшей страной в мире по численности населения, поэтому его более низкий спрос на нефть имел значительные ценовые последствия. Другие крупные развивающиеся страны, такие как Россия, Индия и Бразилия, испытали аналогичные экономические траектории в начале XXI века быстрый рост в течение первого десятилетия, а затем гораздо более медленный рост после 2010 года.

Подстегиваемые негативным воздействием высоких цен на нефть на их экономику, такие страны, как США и Канада, активизировали свои усилия по добыче нефти. Хотя это правда, что часть действий Эр-Рияда реагирует на энергетический Ренессанс в Северной Америке, большая мотивация нарушает влияние Ирана и России в Сирии. Удерживая цены на нефть низкими, Саудовская Аравия столкнулась с большим дефицитом бюджета в размере 98 миллиардов долларов в 2015 году, или около 15% валового внутреннего продукта. Это побудило правительство принять ряд мер, направленных на обеспечение долгосрочного потенциала роста и финансовой устойчивости. Хотя Саудовская Аравия по-прежнему является крупным производителем энергии, она должна компенсировать свои потерянные доходы. И Соединенные Штаты, Китай и Россия все надеются получить финансовую выгоду. Саудовская Аравия также рассчитывает на новую внешнюю политику, и приоритетом является попытка ослабить Иран и союз с другими арабскими государствами и Израилем.

Изменяющийся характер энергетической отрасли-бум добычи нефти на американских сланцевых месторождениях, сохранение более низких цен на нефть и рост добычи природного газа — изменил геополитическое уравнение. Саудовская Аравия долгое время была доминирующей силой в нефти, оставляя мир во власти своих амбиций и интересов. Теперь , после большого дефицита бюджета из-за падения цен на нефть в 2014 году, королевство должно обновить свою стратегию, чтобы укрепить свои позиции в другой игре.

Саудовская Аравия играет центральную роль в мировой энергетике со времен, по крайней мере, Второй Мировой Войны. Когда королевство создало глобальный избыток нефти, чтобы получить долю на рынке в середине 1980-х годов, оно отправило цены в штопор, что способствовало банкротству Советского Союза в то же время, когда оно финансировало афганских повстанцев, сражающихся с советами.

Королевство всегда было стратегическим союзником США и решающим поставщиком нефти в эту страну, которую Вашингтон начал воевать в начале 1990-х годов, отчасти для того, чтобы защитить ее от возможного вторжения Ирака. И когда Китай нуждался в новых поставках энергии для своей расширяющейся экономики в

первые годы нового века, Саудовская Аравия была там с амбициозной программой разведки нефти, чтобы удовлетворить новый спрос.

Саудовская Аравия, как абсолютная монархия, десятилетиями управляла колебаниями цен на нефть, накапливая поразительные доходы, которые финансировали здоровую подушку резервных валютных резервов на сотни миллиардов долларов.Снижение цен на нефть в 2014 году считается одной из самых больших проблем, стоящих перед Саудовской экономикой. Доходы от нефти составляют около 90% доходов Правительства Саудовской Аравии, что приводит к большому дефициту бюджета в размере 98 млрд долларов США в 2015 году, или около 15% валового внутреннего продукта. Это побудило правительство принять ряд мер, направленных на обеспечение долгосрочного потенциала роста и финансовой устойчивости. Они включают в введения 2,5% налога на неосвоенные земли и введение налога аэропорта 23$ для международных пассажиров, что на 5% НДС и дополнительных налогов на табачные изделия и безалкогольные напитки. Также будет повышена цена на топливо, газ и воду.

Эти меры последовали за объявлением 25 апреля 2016 года видения Саудовской Аравии 2030 года, амбициозного экономического плана, призванного позиционировать королевство как "сердце арабского и исламского мира, дом инвестиционной власти и центр, соединяющий три континента". Эти планы направлены на повышение прозрачности и эффективности правительства, сокращение государственных расходов, например, путем реформирования субсидий, и увеличение государственных доходов за счет частичной распродажи государственных предприятий, таких как нефтяная компания Saudi Aramco.

Нефтяная катастрофа распространилась за пределы Саудовской Аравии, стимулируя аналогичные сокращения субсидий и замораживания найма среди других членов Совета сотрудничества стран залива (ССАГПЗ), регионального политического и экономического Союза шести богатых нефтью арабских монархий Персидского залива. Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман и Бахрейн присоединились к Саудовской Аравии в рамках жесткой экономии, чтобы завершить налог на добавленную стоимость в масштабах всего ССЗ, который может вступить в силу в 2018 году.

Аналитики говорят, что эти шаги свидетельствуют о признании в этих странах того, что растущая Международная конкуренция в производстве энергии означает, что дни в 100 долларов США или более за баррель сырой нефти могут навсегда уйти в прошлое.

Падение цен на нефть в 2014 году привело к существенным изменениям во внешней политике Саудовской Аравии, а также ее экономических планов. Затем принц начал войну в Йемене в 2015 году и усилил поддержку повстанцев в Гражданской войне в Сирии. В этой системе правительство контролирует почти всю экономику и нанимает две трети рабочих, предоставляя щедрые субсидии и рабочие места в обмен на авторитарную политическую систему. Кроме того, богатство позволяет Саудовской Аравии финансировать свои внешнеполитические цели; прежде всего ее стремление сдержать иранское влияние на Ближнем Востоке.

В июне 2017 года наследный был назначен после решения его отца отстранить Мухаммада бин Найефа от всех должностей, сделав его наследным принцем. принц Мухаммад бин Салман был описан как власть за троном своего отца. Он укрепляет свою позицию и меняет внешнюю политику Саудовской Аравии. Его главная цель-силовая консолидация арабского лагеря против Ирана и "Братьев-мусульман". Ключевые решения Саудовской внешней политики—военное вмешательство в Йемен, введение блокады Катара и давление на Ливанское правительство—оказались контрпродуктивными. Продолжение этой непродуманной политики не способствует ни стабильности на Ближнем Востоке, ни позиции Саудовской Аравии и ее способности создавать союзы. Решения 32-летнего принца Мухаммада Бен Сальмана, формально заместителя премьер-министра и министра обороны, продиктованы, с одной стороны, необходимостью консолидировать поддержку Саудовской элиты и общественности для его возможного царствования в качестве короля, а с другой - необходимостью проведения фундаментальных реформ.

Методика исследования. Мы использовали экономические данные МВФ, Индекс демократии экономиста по Саудовской Аравии. В качественном методе я анализировала политическую информацию.В этой статье видение 2030 также анализировалось с разных сторон.И я также сравнила политику стран Персидского залива с Саудовской Аравией после падения цен на нефть в 2014 году.Также были использованы интервью Саудовских государственных деятелей и некоторые важные контраты иностранных инвестиций.

Внешняя политика как функция внутренних дел. Саудовская Аравия находится на переломном этапе своей истории. Ее экономическая и социальная политика требует радикального восстановления страны, по крайней мере для сохранения нынешнего уровня развития. Принц Мухаммад Бен Сальман определил направление реформы в 2016 году в стратегическом документе под названием "видение 2030". По своей сути, он призывает к диверсификации доходов государственного бюджета (87% сейчас идет от добычи и продажи нефти), инвестициям в отечественную промышленность и превращению Саудовской Аравии в хаб между Европой, Азией и Африкой. В конечном итоге Отечественная военная промышленность должна быть расширена, чтобы удовлетворить половину собственного спроса страны - Саудовская Аравия тратит 10% своего бюджета на оборону, или 64 миллиарда долларов, из которых только 2% идет на отечественную промышленность.

Бизнес является сложной задачей из-за отсутствия современной правовой системы, опираясь на смесь интерпретаций Корана и королевских указов. Отсутствие правового разделения государственной и частной сфер позволяет королевской семье и родственникам в религиозной элите (всего около 15 000 человек) использовать имеющиеся в их распоряжении государственные богатства. Консервативные социальные и религиозные системы также требуют трансформации, если молодые Сауди-ты не хотят восстать против них. Более половины населения из 31 млн моложе 24 лет, в то время как более 200 000 учатся в США или других западных школах. Реальный уровень безработицы считается вдвое выше официального - 11%.

Саудовская Аравия борется с плохим международным имиджем и считается одной из самых консервативных и наименее демократических стран в мире - авторитарный режим занимает 159 место из 167 по индексу демократии экономиста - и широко считается связанным с терроризмом. Государственная религия-Ваххабизм, самый экстремальный вариант ислама, и Саудовская Аравия пропагандирует его во всем мире, в том числе и в Европе. Она вдохновила большинство террористических организаций, включенных в список таких групп Государственного департамента США. Часто такие решения, как создание антикоррупционного органа, социальная либерализация, например, разрешение женщинам водить машину или открывать кинотеатры, служат улучшению международного имиджа страны.

Необходимые реформы настолько глубоки, а их социальные последствия настолько непредсказуемы, что, прежде чем они будут полностью введены и почувствованы, новые Саудовские правители хотят укрепить международные позиции страны и, в более широком смысле, изменить отношения власти на Ближнем Востоке.

Приоритетом изменений во внешней политике Саудовской Аравии является попытка силовым путем ослабить Иран и его влияние, укрепить Саудовскую Аравию как региональную "сверхдержаву" и укрепить Саудовский союз с другими арабскими государствами и Израилем. Эта цель должна была быть достигнута за счет активизации Саудовской активности в войне в Йемене, а также ее действий в отношении Катара и Ливана.

Изменения во внешней политике Саудовской Аравии. В марте 2015 года, через два месяца после того, как король Салман вступил на престол и по решению принца Мухаммада Бен Сальмана, Саудовская Аравия вместе с объединенными арабскими Эмиратами (ОАЭ), Египтом, Иорданией и другими начали военную интервенцию в Йемен. Кампания должна была привести к быстрому поражению Хуси-тов-шиитской группировки, обвиняемой Саудовской Аравией в военной поддержке Ирана. Два года спустя, несмотря на непропорциональное военное господство Севе-

роатлантического Союза и интенсивные бомбардировки, интервенция не достигла своей цели. Хуситов укрепляют до такой степени, что они могут вести ракетный обстрел Эр-Рияда, и ООН считает гуманитарный кризис в Йемене самым серьезным в своем роде в современном мире. Погибло более 10 000 гражданских лиц, в стране свирепствует эпидемия холеры, и большинство населения сталкивается с голодом или голодает.

Аналогичной неудавшейся политической целью, хотя и без тех же гуманитарных издержек, было резкое сокращение отношений Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Египта с Катаром, за которым последовало введение сухопутной, морской и воздушной блокады страны в июне. Было принято решение вынудить Эмира Катара ухудшить отношения с Ираном и Турцией, закрыть информационную сеть "Аль-Джазиры" и изгнать из Катара членов Организации "Братья-мусульмане" (МБ). МБ, поддерживая религиозно-республиканскую модель государства sui generis, остается в политическом конфликте с Ваххабитской Саудовской Аравией. Блокада Катара дала обратный эффект: Катар укрепил сотрудничество с Ираном и Турцией и доказал, что, несмотря на трудности, он может продолжать нормально функционировать.

Политический кризис, созданный Саудовской Аравией, наступил, когда она оказала давление на премьер-министра Ливана Саада Аль-Харири, чтобы тот подал в отставку во время официального визита в Эр-Рияд. Саудовская Аравия имел смутное представление о декабре 2016 межливанского соглашения, согласно которому Хари-ри стал премьер-министром после того, как его партия осела и христианские группировки "Хезболла". Вынужденная отставка харири должна была оказать давление на Иран и его ливанского союзника Хезболлу. Саудовская Аравия, возможно, также рассчитывала на израильский военный конфликт с "Хезболлой", к которому израильтяне готовились более десяти лет. Внезапная отставка харири и предположение о том, что он мог содержаться под домашним арестом, вызвали региональный дипломатический скандал. Это было облегчено после того, как президент Франции Эммануэль Макрон публично пригласил Харири в Париж, тем самым предоставив ему и Саудитам выход. В конце концов, Харири вернулся в Ливан, отказался от своей отставки, и позиция "Хезболлы" осталась неизменной.

В целом изменения во внешней политике Саудовской Аравии происходят в контексте улучшения отношений с США и другими державами, включая Россию. Американо-Саудовский Альянс в значительной степени основан на нефти, так как США до недавнего времени были крупнейшим в мире импортером нефти, рост американских производителей сланцевой нефти, казалось, угрожал этому альянсу, и может сделать это в будущем. Тем не менее, несколько анализов оттесняют эту идею, утверждая, что Саудовское нефтяное доминирование не отступит в ближайшем будущем, и Саудовская Аравия будет продолжать играть важную роль на нефтяных рынках. Также вероятно, что Саудовская Аравия никогда не достигнет своего прежнего господства, поскольку новые конкуренты, такие как американские производители сланца и недавно свободный от санкций Иран, присоединятся к нефтяным рынкам. Поэтому не исключено, что США не будут настолько зависимы от Саудовской нефти в будущем, и еще предстоит выяснить, как это повлияет на американо-Саудовские отношения [15; 16].

На Ближнем Востоке приоритетом внешней политики Саудовской Аравии было снижение мощи ее соперника-Ирана. В отличие от своей экономической и внутренней политики, где падение цен на нефть сдерживало Саудовские амбиции и вызывало большие изменения в политике, Внешняя политика Саудовской Аравии была агрессивной в течение последних нескольких лет. С согласием на иранскую ядерную сделку и последующей нормализацией дипломатических и экономических связей между Ираном и Западом Саудовская Аравия продолжает свои усилия по противодействию иранскому влиянию, прежде всего в Йемене, где она вмешалась, чтобы действовать против шиитских повстанцев-Хуситов, и в Сирии, где она вооружает и обучает суннитских боевиков режиму Асада.

Самым удивительным партнером является Россия, которая остается на противоположной стороне сирийской гражданской войны, а также пытается построить лучшие отношения с Ираном, горьким региональным соперником Саудовской Аравии. Россия, страдая от западных санкций и снижения цен на нефть, движется к тому, чтобы принять Саудовскую Аравию для энергетических сделок, несмотря на их соперничество в Сирии, где две страны поддерживают конкурирующие стороны. Осенью 2016 года отец наследного принца, Король Сальман, совершил первую официальную поездку в Россию правящим Саудовским монархом. Были достигнуты многочисленные соглашения о сотрудничестве, в том числе о военных продажах, а также обязательство крупнейшей российской нефтехимической компании "Сибут" построить завод в Саудовской Аравии.

Китай, с его внутренней нефтедобычей в резком снижении, стремится к стабильному потоку не только Саудовской нефти, но и Саудовских инвестиций в свою растущую нефтехимическую и нефтеперерабатывающую промышленность. Отношения между китайскими и Саудовскими нефтяными компаниями в последние годы уже стали теснее. Aramco приобрела 25% акций нефтеперерабатывающего завода в провинции Фуцзянь, управляемого государственным нефтяным гигантом Sinopec, а компании имеют совместные нефтеперерабатывающие предприятия в Саудовской Аравии. Китай и Саудовская Аравия также подписали летом прошлого года предварительное соглашение о создании инвестиционного фонда в размере 20 миллиардов долларов для инфраструктурных, энергетических и горнодобывающих проектов. Такие сделки также способствуют усилиям Saudi Aramco стать глобальной нефтеперерабатывающей электростанцией. Это может только увеличить стоимость предлагаемого первоначального публичного предложения компании, которая уже производит больше нефти, чем любая другая в мире.

Желания всех трех сверхдержав (США, России и Китая) четко вписываются в стратегию Саудовской Аравии по поиску новых инвестиционных партнеров в рамках более широкого толчка к диверсификации ее нефтезависимой экономики, сокращению большого бюджетного дефицита и обеспечению будущего как государства всеобщего благосостояния, так и его монархии.

Три опасности новой политики Саудовской Аравии. Во-первых, хотя Саудовская Аравия формально является европейским и американским союзником в борьбе с терроризмом, они по-разному воспринимают угрозы на Ближнем Востоке. Для США и ЕС основными опасностями являются джихадизм, терроризм и структурные проблемы стран региона. Для Саудовской Аравии угрозой является почти исключительно иранское влияние. Саудовская Аравия не демонстрирует такого же стремления к борьбе с экстремизмом, как ее партнеры, которые опять-же понимают иначе, чем Европа или США.

Во-вторых, ключевые решения и инициативы принца Мухаммада Бен Сальмана провалились. Саудовской Аравии не удалось консолидировать Арабский Альянс. Попытки противостояния Катару, Ливану и Ирану в Йемене обрушились, одновременно усилив враждебность. Благодаря поддержке США и Израиля Саудовцы чувствуют себя ободренными делать рискованные дипломатические шаги, направленные исключительно на Иран. Они лишь обостряют Саудовско-иранский конфликт, жертвами которого становятся жители третьих стран. Саудовско-израильский Альянс вряд ли является партнерством, он неконсолидирован и несогласован. Единственная цель сотрудничества - противодействие Шиитам и братьям-мусульманам в регионе. Саудовское руководство, будучи смелым в решениях, которые могут заслужить их внутреннюю и международную поддержку, не пытается изменить тон в отношении Израиля из-за сильно антиизраильских настроений в Саудовской Аравии.

В-третьих, внутренние Саудовские вызовы требуют смелых решений, но соизмеримых со средствами, имеющимися в распоряжении лидеров. Новые внешнеполитические устремления Саудовской Аравии нарушают эти средства. Если провалы в его внутренней и международной политике сольются, то нельзя исключать дестаби-

лизации страны, массовых протестов или даже Дворцовой революции, не известной в истории Саудовской Аравии.

Выводы. В то время как Салман продолжает осуществлять радикальные экономические и социальные реформы, важно следить за стабильностью Саудовской Аравии в течение этого переходного периода. Не исключено, что экономический план Салмана увенчается успехом, при этом Саудовские граждане сохранят преимущества, которыми они пользуются от правительства, и полностью примут социальные изменения, которые приносит новое правительство.

Однако, если Сальман будет проводить политику подавления общественного мнения и заключения в тюрьму диссидентов, Саудовская Аравия, по иронии судьбы, может столкнуться с большей нестабильностью, несмотря на проведение более либеральной социальной и экономической политики. Это одна из немногих ближневосточных стран, которые поддерживали стабильность на протяжении двадцатого и двадцать первого веков. Возможно, работа с более умеренными священнослужителями в королевстве в разработке социальных реформ и их донесение его послания будет лучше гарантировать, что его реформы будут хорошо приняты и не встретят негативной реакции в будущем. Салман должен быть осторожен, когда он приступает к своей миссии, или он может начать еще один огненный шторм на Ближнем Востоке.

Литература

1. Handbook of Global Energy Policy, Wiley Blackwell, London

2. Co-edited with Jan Martin Witte ,Global Energy Governance. The new rules of the game.. Washington DC: Brookings Press, 2010

3. Бушуев В.В., Конопляник А.А., Миркин Я.М. и др , 2013,Цены на нефть: анализ, тенденции, прогноз

4. Raymond A. Hinnebusch, Anoushiravan Ehteshami, The Foreign Policies of Middle East States, Lynne Rienner Publishers, 2002 - Political Science - 381 pages

5. Neil Patrick,Saudi Arabian Foreign Policy:Conflict and Cooperation ,Publisher: I.B.Tauris & Co. Ltd

6. OPEC, Saudi Arabia, and the shale revolution: Insights from equilibrium modelling and oil politics, Energy Policy,volume111,December 2017,Pages 166-178,Dawud Ansari

7. Analysis of Saudi Arabia's behavior within OPEC and the world oil market, Energy Policy,Volume 64,January 2014,Pages209-225,Khalid Alkhathlan,Muhammad Javid

8. Jim Krane, A refined approach: Saudi Arabia moves beyond crude, Energy Policy,volume 82,2015,Pages 99-104

9. https://fanack.com/saudi-arabia/economy

10. https://publicpolicy.wharton.upenn.edu/live/news/1778-the-political-economy-of-oil-in-the-middle-east/for-students/blog/news.php

11. https://www.investopedia.com/ask/answers/030315/why-did-oil-prices-drop-so-much-2014.asp

12. https://www.washingtonpost.com/world/middle_east/saudi-arabia-is-reeling-from-falling-oil-prices-and-it-could-get-much-worse/2016/02/25/0dee71a6-d1e2-11e5-90d3-

3 4c2c42653ac_story.html?noredirect=on&utm_term=. 185ddc760724

13. https://nypost.com/2014/12/14/saudi-arabias-oil-war-against-iran-and-russia-2

14. http://www.sirjournal.org/blogs/2018/2/26/reforms-in-saudi-arabia-real-progress-or-cause-of-future-instability.

15. Ilikova L., Glushkova S. Conflictual potential of soviet borders [Probabilidades conflicitivas de las fronteras soviéticas] // Opcion. Volume 35, Issue Special, Issue 23, 2019, Pр. 259-274.

16. Svirina A., Ilikova L., L. Nugumanova, N. Appalonova. Digital Startup Internationalization Trends: Evidence from Venture Capital // Proceedings of the 34 th International Business Information Management Association Conference(IBIMA) - 2019. Рр. 6776-6783.

CONSEQUENCES OF THE FALL OF OIL PRICES IN 2014 FOR SAUDI ARABIA'S FOREIGN POLICY

Karimi V. Sanaz Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract: Oil prices have been one of the most watched trends in economics during the 21st century. Saudi Arabia also looks forward new foreign policies and the priority of the changes in Saudi foreign policy is the attempt to weaken Iran and its influence through force and by strengthening Saudi Arabia regional and alliance with other Arab States and Israel. The new politics of interventionism (Yemen war, Qatar blockade) along with Saudi Arabia's erratic economic do not match Saudi Arabia's capabilities as a regional power — and Riyadh's suddenly hawkish tone is less than palatable to even some of its close friends in the Gulf.

Keywords: Oil price collapse, Saudi Vision 2030, domestic challenges, oil-exporting superpower, budget deficit, Saudi-US relations.

Сведения об авторе Author of the publication

Карими В. Саназ, магистр, Казанский (Приволж- Karimi V. Sanaz, Kazan Federal University, Kazan,

ский) федеральный университет, г. Казань, Россия. Russia. kvmukfu@mail.m

kvmukfu@mail.ru

Дата поступления 16.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.