К.А. ФЕОФАНОВ доктор политических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России*
Д.О. МАКАРОВ аспирант кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России**
Перспективы сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией Мухаммеда бин Сальмана Аль Сауда
Разговоры о начале нового этапа сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Саудовская Аравия (КСА), который может наступить после долгих лет конфронтации и откровенной враждебности, появились в политологической среде практически моментально после объявления нового наследника престола Мухаммеда ибн Сальмана Аль Сауда. Действительно, личные характеристики молодого (ему всего лишь 31 год, что для саудовской политической элиты практически младенческий возраст) обозначаются эпитетами: «решительный», «прагматичный», «модернистский»1. В ситуации всё более заметного ухудшения здоровья действующего короля Сальмана именно Мухаммед бин Сальман де-факто становится единоличным правителем Королевства. Отдавая дань прагматичному подходу к проведению ближневосточной политики России и признавая как успехи, так и неудачи, обратимся ко второй стороне, чтобы лучше понять мотивацию нашего потенциального партнера, его интересы и болевые точки.
* Феофанов Константин Анатольевич, e-mail: [email protected]
** Макаров Дмитрий Олегович, e-mail: [email protected] 1 Сурков Н. Отношения Москвы и Эр-Рияда на пороге нового этапа [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/otnosheniya-moskvy-i-er-riyada-na-poroge-novogo-etapa/ (дата обращения: 10.07.2017)
Примерное понимание того, какую позицию принц Мухаммед бин Сальман будет занимать в отношениях с Россией, можно обнаружить в не столь далеком прошлом, а именно в начале 2017 г. Будучи ещё заместителем наследного принца Мухаммеда бин Наифа, Мухаммед бин Сальман открыто выражал своё мнение относительно перспектив, возможностей и трудностей сотрудничества с Россией. Характерно его интервью, данное газете «The Washington Post», в котором принц выражал готовность сотрудничать с Россией в региональных вопросах безопасности и энергетики1.
Камнем преткновения в двусторонних взаимоотношениях саудовская сторона справедливо видит растущий уровень сотрудничества РФ с ее региональным конкурентом -Турцией и тесные связи России с сирийским правительством и Исламской Республикой Иран (ИРИ). В свою очередь России в выработке внешнеполитической линии на Ближнем Востоке надо понимать, что саудовско-иранские противоречия априори нерешаемы и этот факт необходимо просто принять и использовать в собственных интересах, как, например, делает это султанат Оман. Традиционно именно Оман выступает в качестве посредника во взаимоотношениях Ирана и Саудовской Аравии, которые, будучи стабильно враждебными, имеют тенденцию к периодической эскалации. Россия отчасти может принять на себя роль модератора в ирано-саудовских отношениях если не в качестве примирителя, что было бы бесперспективно, то хотя бы в качестве передатчика официальных позиций, прошедших через фильтр российской дипломатии.
Саудовские планы в отношении России, по словам принца Мухаммеда бин Сальмана, сводятся к желанию демонстрации выгод потенциального расширения сотрудничества РФ с Королевством в противовес нынешнему сотрудничеству России с Ираном. Возможно, именно это явилось темой для переговоров Мухаммеда бин Сальмана с Владимиром Путиным на встрече в Москве в мае 2017 г.
1 Ignatius D. A young prince is reimagining Saudi Arabia. Can he make his vision come true? // The Washington Post [Электронный ресурс] // URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/global-opinions/a-young-prince-reimagines-saudi-arabia-can-he-make-his-vision-come-true/2017/04/20/663d79a4-2549-11e7-b503-
9d616bd5a305_story.html?tid=hybrid_collaborative_3_na&utm_term=.f32826ed 2a78 (дата обращения: 10.07.2017).
Конкретные же результаты были достигнуты в результате официального визита короля Сальмана в Москву в октябре 2017 г. и его переговоров с В.В. Путиным. До начала визита господствовало мнение, что саудовцы вряд ли предложат конкретные проекты и действия до той поры, пока Россия поддерживает тесные контакты с ИРИ и занимает проправительственную позицию в САР. Основанием этого служило то, что начиная с 2015 г. саудовским инвесторам российская сторона предлагала различные совместные проекты, такие как развитие порта Тамань, строительство новых автомобильных дорог «Урал» М 5, «Северный широтный ход», развитие агропромышленного холдинга в Татарстане, участие в проекте «Арктик СПГ-2» и пр. Также известно, что с Саудовской Аравией переговоры вели такие участники российского рынка, как Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Минтранс РФ, Минэнерго РФ, ПАО «Сибур Холдинг», АФК «Система» и др.1.
В свою очередь ИРИ пусть и в достаточно скромном объеме, но последовательно развивает экономические контакты с Россией. Достаточно привести в пример поставки современных систем ПВО «С-300» и «Фаворит» в 2016 г. (точная стоимость засекречена), строительство и ввод в эксплуатацию первой в Иране АЭС в Бушере (стоимость первой очереди около 1 млрд. долл.), строительство второй очереди АЭС в Бушере и ещё четырех энергоблоков в других районах Ирана, строительство ТЭС «Сирик» (стоимость около 1,5 млрд. долл.), открытие транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Финляндию и Индию.
Однако по результатам переговоров с королем Саудовской Аравии был анонсирован контракт на поставку систем С-400 в Королевство стоимостью в 3 млрд. долл. и подписан меморандум о локализации и лицензионном производстве в Королевстве автоматов концерна «Калашников» АК-103 и расходных материалов. Также анонсированы планы открытия комиссии по ВТС в 2018 г.
В части энергетики толчок получили проекты участия саудовских компаний в Арктик-СПГ-2 и участие «Сибура» в строительстве газохимического предприятия в Королевстве.
1 Лютова М, Папченкова М. Саудовская Аравия инвестирует $10 млрд в Россию // Ведомости [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedo-mosti.ru/economics/articles/2015/07/07/599480-saudovskaya-araviya-investiruet-10-mlrd-v-rossiyu (дата обращения: 10.07.2017)
Саудовский публичный инвестиционный фонд и РФПИ также создали совместную платформу с капиталом в 1 млрд долл. для финансирования проектов в двух странах, кроме того заключены соглашения об инвестировании саудовцами различных проектов в России на общую сумму 13 млрд. руб.
Таким образом, риск сценария российско-саудовского тупика, о котором писали некоторые политологи, когда ни одна из сторон первая не готова будет сделать уступки авансом, ограничиваясь обещаниями и подписанием меморандумов, как с развитием агрохолдингов и логистических центров в Татарстане ранее, преодолен.
Среди важных аспектов российско-саудовского сотрудничества необходимо назвать их влияние на связи с Ираном. Для России в первую очередь риск отказа от развития двустороннего сотрудничества с ИРИ чреват помимо незамедлительных экономических потерь рисками военной раскоординации в САР, срывом Астанинского процесса и развалом треугольника по сирийскому урегулированию «Россия - Турция - Иран», кризисом доверия с действующей сирийской администрацией, что с учётом планов усиления военного и геополитического присутствия в этой стране было бы крайне непоследовательным действием, а также девальвацией международного авторитета и геополитического потенциала в регионе Ближнего Востока. Слишком памятен пример провальной внешней политики администрации Б. Обамы на Ближнем Востоке, при которой США «сдали» практически всех своих стратегических партнеров, и молчаливая позиция России во время ливийской кампании НАТО при президенте Д.А. Медведеве. В этой связи России нельзя повторять подобные ошибки и следует извлекать максимум пользы из сложившейся ситуации.
В политической повестке российско-саудовских отношений отдельно стоит вопрос сирийской военной кампании, где Саудовская Аравия фактически выступает неформальным спонсором «вооружённой оппозиции» президенту Б. Асаду. Противоречия являются настолько сильными, что российская и саудовская стороны поочерёдно обвиняли друг друга в поддержке террористических групп, при этом заявляя о легитимности собственных действий и невмешательстве во внутренние дела и политические процессы стран региона. Эту проблему вооружённого противостояния будет крайне нелегко разрешить, особенно с учётом офи-
циальной позиции невмешательства Саудовской Аравии во внутренние дела САР.
Таким образом, Королевство официально дистанцируется в переговорном процессе с Россией, которая легитимно участвует в конфликте своими ВКС по приглашению официальных властей САР. Ведь если КСА не располагает там вооружёнными силами, участвующими на одной из сторон конфликта, то и договариваться не о чем и не с кем. Приходится довольствоваться декларативными заявлениями о всестороннем осуждении терроризма с обеих сторон. Следует подчеркнуть, что официально Саудовская Аравия никогда и не признает факта участия в военной кампании в Сирии, соответственно по данному вопросу возможны только неофициальные переговоры, что снижает возможность торга на официальном уровне. Ряд СМИ перед Олимпиадой в Сочи ещё в 2014 г. транслировал информацию о предложениях со стороны Саудовской Аравии крупных контрактов в энергетике и ВПК взамен на пересмотр позиции РФ по Сирии1. Как видно сегодня, результата такие переговоры не дали и в перспективе представляется маловероятным, что сирийская проблематика станет предметом торга в двусторонних отношениях, в первую очередь в силу жесткой позиции России.
Российская сторона и международное сообщество уже неоднократно и открыто уличали Саудовскую Аравию в скрытой поддержке радикальных террористических групп, таких как «Джебхат-ан-Нусра»/«Джабхат Фатх аш-Шам», «Джаиш аль-Ислам», «Джаиш аль-Фатах», «Ахрар аш-Шам»2 (запрещены в РФ) и использовании радикального экстремизма в качестве проводника своих внешнеполитических целей еще со времен Афганистана. Именно «Джаиш аль-Фатах», связанная с Королевством, взяла на себя ответственность за убийство российского посла А. Карлова в Турции. Не сближает позиции КСА и РФ и тот факт, что Саудовская Аравия сделала решающий вклад в создание поколения исламских террористов в 80-е гг. XX в. По
1 Evans-Pritchard A. Saudis offer Russia secret oil deal if it drops Syria // The Telegraph [Электронный ресурс] // URL: http://www.telegraph.co.uk/finan-ce/newsbysector/energy/oilandgas/10266957/Saudis-offer-Russia-secret-oil-deal-if-it-drops-Syria.html (дата обращения: 10.07.2017).
2 Sinjab L. Syria conflict: Jaysh al-Islam rebel leaders die in air strike // BBC News [Электронный ресурс] // URL: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-35178684 (дата обращения 10.07.2017).
некоторым западным оценкам, эта аравийская монархия профинансировала более 250000 боевиков во время афганской войны (1979-1989 гг.)1. Кроме того нельзя списывать со счетов тот факт, что из 19 исполнителей терактов 11 сентября 2001 г. в США 15 были гражданами Саудовской Аравии. Даже сейчас это вызывает ряд вопросов о поддержке терроризма на государственном уровне и стало причиной судебного процесса в США, ответчиком по которому впервые в истории признано государство.
Будучи непосредственно связанным с формированием курса внешней политики Саудовской Аравии на протяжении последних лет, Мухаммед бин Сальман, очевидно, в нынешней обстановке не планирует отказываться от использования религиозного экстремизма в качестве давления на своих оппонентов в регионе, особенно в условиях, когда регулярная армия Саудовской Аравии показала свою крайне низкую боеспособность в Йемене. Пространство для переговоров с Россией включает в себя достижение договорённостей о нераспространении религиозного экстремизма у границ России и контроле над радикальными ячейками на территории РФ, над которыми Саудовская Аравия осуществляет патронаж. Судя по всему, именно этим занимается глава Чеченской Республики Р.А. Кадыров. Широко известны двусторонние контакты главы Чечни с Мухаммедом бин Сальманом, которого он в интервью саудовским СМИ называет «дорогим братом» и «великой личностью для всех мусульман России»2.
Одновременно с этим военные действия Саудовской Аравии в Йемене, идеологом которых как раз является Мухаммед бин Сальман, тоже будут проблемной точкой в возможном переговорном процессе с Россией. Официально Россия участия в военном конфликте не принимает, однако активные действия на этом фронте предпринимает её союзник по Сирии - ИРИ, поддерживающий повстанцев хоуситов финансово, технически и политически. С точки
1 Schanzer J., Zilberman B. Blowback: Saudi Arabia vs. Russia in Syria // The National Interest [электронный ресурс] // URL: http://nationalinterest.org/feature/blowback-saudi-arabia-vs-russia-syria-14058 (дата обращения: 10.07.2017).
2 Аль-Хаммад С. Злые силы пытаются представить мусульманский мир как источник терроризма // Al Riyadh [Электронный ресурс] // URL: http://www.alriyadh.com/1551536 (дата обращения 11.07.2017).
зрения российских экспертов, основными поставщиками военной помощи хоуситам является иранский КСИР, недавно включенный США в список террористических организаций, и ливанская «Хизбалла», особенно в части поставок баллистических и тактических ракет «СКАД», «Точка-У», «Зальзаль-2», «Кахир», не только не позволяющих коалиции арабских стран достигнуть значительных успехов, но и наносящих ощутимый урон живой силе и технике. По данным американских экспертов ракетным обстрелам войска коалиции и территория Саудовской Аравии подверглись более 70 раз1. Уже является бесспорным фактом, что задуманная как быстрая победоносная военная кампания коалиции арабских стран в Йемене приобрела черты затянувшегося конфликта. Вместо повышения единства и сплоченности стран ССАГПЗ и названной коалиции война в Йемене выявила крайний уровень некомпетентности ВС КСА (наиболее резонансным стал инцидент, в результате которого «дружественным» огнем ВС Саудовской Аравии было убито более 80 солдат саудовской армии)2 несмотря на многомиллиардные траты на закупку самых современных образцов вооружения. Кроме того конфликт все больше девальвирует геополитическое влияние Королевства на страны региона, которые отказываются играть роль «наемников» Саудовской Аравии. Сформированная наспех арабская коалиция против хоуситов и «иранской угрозы» в Йемене фактически развалилась, а сама военная кампания, инициированная лично Мухаммедом бин Сальманом, забуксовала окончательно - операция «Буря решимости» затянулась более чем на 950 дней. С точки зрения интересов России, возможно, имеет смысл говорить о включении РФ в переговорный процесс на правах третейского судьи с тем, чтобы помочь сформировать конструктивную повестку дня для решения проблемы в Йемене с учетом влияния России на Иран и союзные ему силы в Йемене, а также выстраивания рабочих отношений с ОАЭ как одной из главных заинтересованных сторон, о чем свидетельствует визит
1 Рябов П.П. Американские эксперты о применении ракетного оружия хоуситами в Йемене. Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс] // URL: http://www.iimes.ru/?p=36344 (дата обращения: 11.07.2017).
2 Nord R. Saudi Arabia just killed 80+ of their own forces in Yemen airstrikes. Geopolitical Alert [Электронный ресурс] // URL: http://geopoliticsalert.com/sau-di-arabia-just-killed-80-forces-yemen-airstrikes (дата обращения 11.07.2017).
наследного принца ОАЭ в Москву. При условии выработки взаимоприемлемого решения для всех сторон (Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ) скорейшее разрешение йеменского кризиса будет способствовать сохранению лица лично для Мухаммеда бин Сальмана, укрепит влияние России в регионе, создав необходимый фон для развития двусторонних отношений, и положит конец гуманитарной катастрофе в стране. Участие России в переговорном процессе по Йемену не является широко освещаемым, тем не менее факты контактов президента М. Хади и российского посла в Йемене В. Дедушкина в Эр-Рияде имели место быть. Согласно источнику, присутствовавшему на встрече, позиция России сводилась к склонению М. Хади и КСА к мирному переговорному процессу и неприятию Россией открытия второго фронта в Йемене через порт Ходейда под угрозой поддержки шиитов в КСА, Йемене и Бахрейне1.
Если посмотреть на регион несколько шире, то интерес к России со стороны Мухаммеда бин Сальмана и попытка выйти на приемлемый уровень политического диалога вызваны как продемонстрированной силой со стороны России и успехами проводимой политики, так и крайне неблагоприятной политической обстановкой, создавшейся вокруг КСА в регионе за последнее время. Саудовская Аравия и Мухаммед бин Сальман лично за последнее время сумели испортить отношения практически со всеми соседями, а крупнейшие региональные проекты (смена власти в Сирии, интервенция в Йемене и изоляция Катара) забуксовали и проваливаются несмотря на всю мощь и внешнеполитический потенциал КСА.
Существенные разногласия по йеменскому конфликту с Саудовской Аравией наметились у ОАЭ и лично наследного принца Абу-Даби Мухаммеда Аль Нахайяна. Имели место локальные столкновения лояльных им сил на нескольких участках фронта, связанные с различным видением будущего страны. ОАЭ фактически стремится взять ситуацию в Южном Йемене под свой контроль, поддерживая бывшего президента А.А. Салеха в противовес саудовской креатуре в лице М. Хади, кроме того известен случай атаки ВС ОАЭ на
1 Ат-Тахер М. Столкновение интересов Ирана, России, Саудовской Аравии и ОАЭ в Йемене // NoonPost ['электронный ресурс] // URL: http://www.noonpost.org/content/18429 (дата обращения 17.07.20l7).
вертолет ВВС КСА, в ходе которой вертолет был потерян. Официальных комментариев ни от одной из сторон не последовало. Более того, западные СМИ со ссылкой на источники в американских разведывательных структурах сообщали, что именно ОАЭ стоят за истоками кризиса с Катаром, организовав хакерские атаки сайтов катарского государственного информагентства и разместив подложные заявления от лица эмира Катара1. Правда, наметившаяся всеобщая истерия вокруг деятельности хакеров по всему миру заставляет со скепсисом относиться к подобной информации.
Разразившийся дипломатический кризис с Катаром, инициированный Мухаммедом бин Сальманом в силу личной неприязни к эмиру Тамиму бин Хамаду Аль-Тани и активных экономических и политических контактов Катара с Ираном, только набирает обороты. Курс на изоляцию «маленького, но гордого» эмирата, похоже, тоже провалился. Блокада со стороны Саудовской Аравии, через границу которой осуществлялось более 80% внешней торговли эмирата, привела к интенсификации контактов с Ираном и Турцией, способных полностью занять освободившийся рынок. В ближайшее время очевидного улучшения двусторонних отношений ожидать не приходится в силу того, что способствовать этому может лишь смена правящих элит в одной из сторон, перспектив чему пока не наблюдается. В то же время военный сценарий видится маловероятным.
К числу «успехов» в регионе за последнее время можно также отнести крайне прохладные отношения КСА с Ираком после дипломатического скандала с высылкой посла С. Сабхана; негативную реакцию мирового сообщества на фактическую оккупацию Бахрейна и террор там против шиитского большинства при просаудовском марионеточном правительстве короля и премьер-министра из клана Аль Халифа; разрыв отношений с движением ХАМАС в Секторе Газа, отказавшимся от прекращения связей с Ираном и Катаром в обмен на продолжение поддержки КСА; крайне
1 De Young K., Nakashima E. UAE orchestrated hacking of Qatari government sites, sparking regional upheaval, according to U.S. intelligence officials // The Washington Post [электронный ресурс] //URL: https://www.washington-post.com/world/national-security/uae-hacked-qatari-government-sites-sparking-regional-upheaval-according-to-us-intelligence-officials/2017/07/16/00c46e54-698f-11 e7-8eb5-cbccc2e7bfbf_story.html?utm_term=.004b144d77a1 (дата обращения 17.07.2017)
низкий уровень доверия с Ливаном, в политическом пространстве которого Иран играет все большую роль через лояльную ему «Хизбаллу». Кроме всего прочего Мухаммед бин Сальман умудрился испортить отношения и с президентом Египта Абдул-Фаттахом Ас-Сиси, слишком демонстративно пытаясь купить его лояльность и участие египетских солдат в йеменской кампании в качестве, как говорят англичане, «пищи для пороха».
Совокупность этих факторов и вынуждает Мухаммеда бин Сальмана искать возможные схемы выстраивания отношений с Россией как одним из ключевых игроков на Ближнем Востоке, имеющим прочные связи с различными акторами в регионе, в том числе с теми, с которыми официальный Эр-Рияд диалог строить не будет. Это: Сирия, Иран, Хизбалла и Израиль.
Среди положительных аспектов и перспектив двустороннего взаимодействия следует учесть начавшиеся координационные действия в части согласования политики в нефтяной сфере. Одновременно с этим необходимо понимать, что именно Саудовская Аравия является крупнейшим производителем нефти и крупнейшим ее экспортером в США, Западную Европу, Китай и Японию, так что в вопросе нефтяной промышленности Россия будет вынуждена если не подчиняться, то искусно находить компромиссы с этим арабским нефтяным гигантом, определяющим деятельность ОПЕК. В настоящее время Россия и ОПЕК (читай -Саудовская Аравия) ведут переговоры на различных уровнях, суть которых сводится к установлению нормы производства нефти обеими сторонами для поддержания адекватной цены барреля и участию КСА в таких российских проектах, как «Арктик СПГ-2», о чем договорились во время визита короля Сальмана в Москву. Переговорам заметно мешает отсутствие должного уровня политического доверия в отношении судьбы той доли на рынке, которая освободится после сокращения добычи первой из сторон. Следует учитывать, что сохраняющиеся цены на черное золото одинаково невыгодны как России, экономика которой строится вокруг экспорта углеводородов, так и Саудовской Аравии, бюджет которой крайне дефицитен в последние годы вследствие снижения котировок и колоссальных трат на военные нужды. Крупнейшее рейтинговое агентство
«Moody's» подсчитало, что дефицит бюджета КСА составит по итогам 2017 г. рекордные 100 млрд. долл., или 22% ВВП.
Результаты активного давления Саудовской Аравии при помощи «нефтяного фактора» хорошо известны на примере введения нефтяного эмбарго в 1973 г. Кроме того в 2014 г., когда Россия и Иран открыто выступили в поддержку Б. Асада в Сирии, Саудовская Аравия повторно применила «нефтяной фактор», отказавшись сократить объемы добычи нефти, создав переизбыток и обрушив цену до уровня 45 долл. при запланированных ценах российского бюджета в 80-90 долл. Последствия этого недальновидного шага Мухаммед бин Сальман вынужден исправлять уже сейчас. С 2014 г. Резервный фонд КСА опустел почти на 200 млрд. долл. и дыры в дефицитном бюджете должно закрыть IPO крупнейшей нефтяной компании мира Saudi Aramco, запланированное в рамках программы «Видение 2030», о которой речь ниже. От продажи 49% акций Saudi Aramco КСА по предварительным оценкам сможет выручить порядка 2 трлн. долл.1. В любом случае экономические проблемы вынуждают Саудовскую Аравию искать пути выхода из затянувшегося кризиса, начавшегося еще в 2010 г., что способно сделать ее позицию более конструктивной по ряду совместных с Россией проектов в энергетике.
Нефтяному и в целом экономическому сектору Мухаммед бин Сальман уделяет большое внимание. Именно ему принадлежит программа развития страны «Vision 2030» («Видение 2030»), с одной стороны, включающая план снижения сырьевой зависимости экономики, с другой - предполагающая привлечение инвестиций (в том числе и иностранных) прежде всего в добывающую и обрабатывающую отрасль страны. Программа предусматривает переориентацию страны на «инвестиционную» экономику, привлекающую зарубежные инвестиции. Это может быть шансом для России принять участие в подобном процессе, но справедливости ради следует заметить, что шансов успешного освоения широкого ряда проектов и участия в саудовской экономике крайне мало в первую очередь из-за отсутствия опыта
1 Чемоданова К. Военные добили бюджет: Саудовская Аравия столкнулась с сильнейшим за семь лет кризисом // RT News [электронный ресурс] // URL: https://russian.rt.com/business/article/361657-saudovskaya-araviya-ekonomocheskii-krizis (дата обращения: 17.07.2017)
совместной работы, неспособности конкурировать с западными, китайскими и японскими компаниями на глобальном рынке в секторах, не связанных с сырьевыми ресурсами, энергетикой или ВПК. Шанс сохраняется в традиционных для России областях экономики, где помимо постепенной приватизации, роста предпринимательской активности и вклада частного сектора в ВВП, ориентации на формирование собственного национального ВПК (на текущий день он практически полностью отсутствует) программа предусматривает развитие таких секторов, как горнорудная промышленность, производство алюминия, фосфатов, золота, меди, урана и т.д. Кроме того программа заявляет приоритет внедрения возобновляемых источников энергии, развития финансового и банковского секторов (на основе исламского права), туризма (как части мягкой силы в рамках в том числе и хаджа). Представляется, что из всего вышеназванного саудовской стороне могут быть интересны участие и опыт российской стороны в добывающей промышленности, энергетике, в первую очередь атомной, и ВПК.
В части сотрудничества в ВПК можно отметить начало движения в этом направлении. 20 июня 2017 г. глава ФСВТС Д. Шугаев заявил, что с саудовской стороной ведутся переговоры о поставках вооружения в монархию1. И хотя на настоящий момент заявления о том, что Россия «потеснит» США на саудовском рынке вооружений, представляются несколько преувеличенными, это будет большим прогрессом для двусторонних отношений. Не последнюю роль в этом сыграли и «показательные выступления» российской техники в САР, где она успешно действует против террористических организаций. Такой вывод правомерен, потому что в первую очередь Саудовская Аравия интересуется авиацией: Су-30СМ, Су-35С и Су-34 - именно эта техника размещена и используется ВКС в САР. Высказываются различные мнения насчет наметившегося поворота Саудовской Аравии лицом к российскому рынку военной техники. Представляется, что экономические причины (российская техника по преимуществу дешевле американской и проще в обслуживании) не играют определяющей роли, так
1 Коц А. В чужой монастырь. Россия потеснит США на саудовском рынке вооружений. РИА Новости [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/defen-se_safety/20170620/1496929500.html (дата обращения: 25.06.2017).
как подписание с американцами контракта на 110 млрд. долл. явно не свидетельствует о пересмотре цифр бюджета монархии на оборону, напротив, среди всех статей бюджета на 2017 г. только военные статьи расходов не сократились. Суммы, заложенные на 2017 г., составляют порядка 95 млрд. долл., что выше прошлогодних показателей на 10 млрд. Речь следует вести о попытке будущего снижения зависимости от американского ВПК, ведь для поддержания боеспособного состояния техники помимо кадровой подготовки требуются поставки уникальных запчастей, боеприпасов, которые легко контролировать. Даже если в ближайшей перспективе до реальных поставок техники дело не дойдет, уже можно считать факт переговоров пробным шаром, свидетельством интереса к развитию сотрудничества одного из ведущих государств региона Ближнего Востока. В целом же США в глазах КСА вряд ли уже представляются таким надежным партнером, как это было ранее. Тактическим шагом по покупке временной лояльности американской политической и экономической элиты (лоббистов и производителей от ВПК) по йеменскому и сирийскому направлениям выглядит и колоссальный контракт на закупку вооружения у США. Периодические заигрывания Вашингтона с Тегераном и непоследовательная политика в вопросах введения и отмены санкций служат тому основанием. Показательны в этом отношении действия американской администрации по катарскому кризису, в ходе которого президент Трамп занял крайне просаудовс-кую позицию, в то время как госсекретарь Тиллерсон отправился в ближневосточное турне по канонам челночной дипломатии. Внутри самой политической элиты США нет единой позиции по иранскому вопросу, а те или иные действия зачастую вызваны локальными успехами отдельных фракций. Очевидна для КСА и неспособность администрации США выстраивать последовательные рабочие отношения с Россией по ближневосточной проблематике и неэффективность действий американской коалиции в Сирии и Ираке и в вопросах контроля союзных сил на земле, и в переговорном процессе.
Таким образом, назначение наследником престола Мухаммеда бин Сальмана открывает новый этап в истории Саудовской Аравии. Очевидно, что широкому пересмотру подвергнется внешняя и внутренняя ее политика в рамках
реализации программы «Vision 2030», что потенциально открывает большие возможности для налаживания конструктивного взаимовыгодного партнерства на основе общности интересов. Однако совокупность всех геополитических факторов и нынешняя международная конъюнктура не позволяют чрезмерно оптимистично оценивать перспективы российско-саудовских отношений. В настоящее время Россия в региональных политических вопросах выступает серьезным оппонентом Саудовской Аравии, причем структура взаимоотношений с региональными акторами Ближнего Востока не дает России возможность совершить резкий переход на другую сторону. Даже временное потепление отношений с Саудовской Аравией гарантированно будет отправной точкой в ухудшении позиций России в Иране, Сирии, Ливане и Ираке, подорвет основу регионального сотрудничества и баланса сил, поставит под угрозу группировку ВКС РФ.
Кроме того неочевидным остается потенциал сотрудничества с точки зрения участия РФ в саудовской экономике, приоритетом для которой по многим вопросам будет являться традиционная ориентация на США и Европу в силу зависимости от технологической базы, накопленной десятилетиями. Ко всему прочему следует учитывать глубокий финансовый кризис в КСА, рост экономической нагрузки на население, снижение реальных доходов жителей, повышение цен на товары повседневного спроса и кризис занятости молодежи в условиях продолжающегося военного конфликта у границ с периодическим обстрелом территории. Следует учесть опыт обсуждения с арабскими партнерами тех многочисленных проектов, которые так и остались на бумаге. В противовес этому уже сейчас в ИРИ и САР есть функционирующие в партнерстве с РФ проекты и все предпосылки к развитию и реализации новых.
Достаточно скользких моментов в двусторонних взаимоотношениях в части поддержки Саудовской Аравией радикальных экстремистов, в том числе и в России. Широко известны и не забыты участие эмиссаров КСА в чеченских кампаниях против федеральных войск, финансовая поддержка террористических групп в РФ и действия КСА в Афганистане, включая роль КСА в поддержке Талибана и наркотрафике. Есть определенная надежда, что установление рабочих контактов КСА с официальными властями РФ, прежде всего в Чеченской Республике, создаст почву для диалога по проб-
лематике экспорта радикального экстремизма и борьбы с ним на территории РФ.
Полагаем, что радикального «поворота к России» Саудовская Аравия не делала и не будет делать при Мухаммеде бин Сальмане. В лучшем случае следует ожидать установления рабочих отношений на уровне различных государственных и коммерческих структур при сохранении значительной дистанции в ключевых для России в этом регионе вопросах: региональной безопасности, конфликта в Сирии, войны в Йемене, противодействия терроризму и религиозному экстремизму. Тем не менее экономические проекты, положенные на бумагу в ходе визита короля Сальмана в Москву, имеют хорошие шансы быть реализованными в силу необходимости перестройки экономической модели Королевства: выхода на новые рынки, отказа от сырьевой зависимости, привлечения иностранных инвестиций, опыта и технологий. В этом отношении Россия имеет хорошие шансы побороться за саудовский рынок в традиционных для нее областях экономики: ВПК, атомной энергетике и добывающем секторе.
Феофанов К.А., Макаров Д.О. Перспективы сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией Мухаммеда бин Саль-мана Аль Сауда. В статье проанализирована проблематика двусторонних отношений России и Саудовской Аравии и дана оценка перспективам развития наиболее вероятных направлений сотрудничества.
Ключевые слова: Саудовская Аравия, Иран, Мухаммед бин Сальман Аль Сауд, экстремизм, нефтяной фактор.
Feofanov K.A., Makarov D.O. Prospects of cooperation between Russia and Mohammad bin Salman Al Saud's Saudi Arabia.
The article analyzes problems of bilateral relations between Russia and Saudi Arabia. The prospects for the development are estimated according to the most probable fields of cooperation.
Keywords: Saudi Arabia, Iran, Mohammad bin Salman Al Saud, extremism, oil factor.