Г.В. ДАВЫДОВА
зав. кафедрой экономики и управления бизнеса, доктор экономических наук,профессор
Е.Е. МЕЛЬНИКОВА
старший преподаватель филиала Байкальского государственного университета
экономики и права в г. Усть-Илимске
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОГЛАСОВАННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ*
Исследование и согласование экономических интересов субъектов лесных отношений являются условием поступательного развития лесного сектора и проведения конструктивной лесной политики. Рынок демонстрирует свои достоинства прежде всего в ситуациях, когда потребитель или производитель имеет возможность сделать выбор индивидуально, руководствуясь собственными оценками полезности, и когда улучшение положения данного субъекта хозяйствования не сказывается отрицательно на положении других. Поэтому достижение баланса интересов всех субъектов хозяйствования, их рационального взаимодействия при удовлетворении потребностей — основной принцип нормально функционирующей экономики.
«Главная причина спада производства и других кризисных проявлений в переходной экономике заключается в том, что система взаимодействия экономических интересов не сориентирована на общеэкономический интерес», — считает Г.Б. Клейнер1. Обеспечение такой ориентации — главная функция государства как основного субъекта взаимодействия экономических интересов.
Самое существенное в характеристике сегодняшнего положения лесной отрасли — внутренняя разбалансированность экономических отношений между лесным хозяйством, лесозаготовителями и лесопе-реработчиками. Одни оказались в более выгодном положении, другие — бедствуют. Пострадали начальные звенья лесного комплекса: лесное хозяйство и лесозаготовительное производство.
Так, неудовлетворение экономических интересов органов государственного уп-
равления лесным хозяйством выражается в получении дохода от лесопользования в размерах, не достаточных для ведения лесного хозяйства на основе соблюдения принципов непрерывности и неистощительности. В целях пополнения недостающих средств лесхозы развернули коммерческую деятельность, связанную с заготовкой и переработкой древесины, полученной от рубок ухода и санитарных рубок, преимущественно ценных хвойных пород (рис. 1).
Превалирование хозяйственной деятельности органов государственного управления лесным хозяйством над лесоводственной отрицательно сказалось не только на взаимоотношениях между лесхозами и лесозаготовителями, но и на качестве выполняемых лесоводственных работ. В результате имеют место низкий уровень эффективности противопожарных мероприятий, большие объемы незаконно заготовленной древесины и значительное количество нарушений правил пользования лесом (рис. 2).
Нарушения правил отпуска древесины, а также незаконные рубки — результат неудовлетворения экономических интересов лесозаготовителей. К отрицательным последствиям несоблюдения интересов лесопользователей можно отнести и систематическое недоиспользование расчетной лесосеки (табл.).
Из таблицы видно, что уровень использования расчетной лесосеки в Иркутской области очень низкий, причем в последние годы практически не меняется.
По состоянию на 1 января 2007 г. в лесном фонде области расчетная лесосека составила 54,4 млн м3, в том числе по хвойному хо-
* Печатается при поддержке гранта РНП 2.1.3.2691 «Разработка форм и механизмов территориально-отраслевой организации лесного сектора в условиях многоукладной экономики».
© Г.В. Давыдова, Е.Е. Мельникова, 2007
Г.В. ДАВЫДОВА, Е.Е. МЕЛЬНИКОВА
зяйству 35,8 млн м3. За 2006 г. заготовлено по главному пользованию 16,9 млн м3, или 31% расчетной лесосеки2.
В связи с незначительным уровнем спроса потребителей лесосырьевой потенциал лиственного хозяйства используется плохо, что ведет к накоплению в эксплуатационном фонде малоценных лиственных пород и
увеличению их доли в составе действующей расчетной лесосеки.
Неудовлетворение экономических интересов деревоперерабатывающих производств характеризуется рядом признаков, среди которых можно назвать:
- сокращение количества таких предприятий;
Использование расчетной лесосеки в эксплуатационных лесах Иркутской области, %
Показатель Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Использование расчетной лесосеки, всего 31 33 32 31 32 31
По хвойному хозяйству 43 45 43 43 42 41
500
^
о 400
о
Я 300
с ф
ю
о
200 100 0
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Год
-•--Общий объем
— Объем заготовки хвойных пород
Рис. 1. Динамика объемов лесозаготовки по промежуточному пользованию (по данным Агентства лесного хозяйства Иркутской области)
700 600 500 400 300 200 100 0
88,9
100,91
99,4
2002 г.
2003 г.
2004 г.
А
79,2 4--
131,9 66,2
73,1
78,4 94,2
107,6
368,81
74,1
2005 г.
134,8
389,9
153,4
2006 г.
□ Объем брошенной на местах рубокдревесины
□ Недорубы
И Остатки невывезеннойдревесины, подлежащей реализации
Рис. 2. Динамика нарушений правил отпуска древесины по Иркутской области за 2002—2006 гг., тыс. м3 (по материалам Агентства лесного хозяйства Иркутской области)
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
- отсутствие инвестиций в строительство новых и техническое перевооружение действующих предприятий;
- сокращение уровня потребления лесобумажной продукции на внутреннем рынке ввиду низкой покупательной способности населения;
- существенный объем экспорта круглого леса и продукции с низкой добавленной стоимостью;
- низкий уровень оплаты труда работников.
Последствия неудовлетворения экономических интересов предприятий лесного комплекса региона в ходе их хозяйственной деятельности представлены на рис. 3.
Как видно из рис. 3, несогласованность экономических интересов субъектов лесопользования привела в итоге к ухудшению состояния лесного фонда, снижению уровня лесного дохода и качества жизни населения региона. Причем прослеживается итерационная зависимость перечисленных результатов, поскольку все указанные последствия ведут к неудовлетворению экономических интересов самих лесопользователей в будущем. Так, неполучение государством причитающейся части лесного дохода является причиной недостаточного финансирования
лесовосстановительных мероприятий, а значит и снижения уровня их эффективности и в дальнейшем ухудшения состояния лесного фонда. Это в свою очередь вызывает истощение лесосырьевой базы и требует дополнительных затрат лесозаготовителей на освоение малодоступных и отдаленных лесных участков.
В настоящее время в целях устранения негативных последствий несбалансированности экономических интересов субъектов лесопользования государством предприняты определенные шаги. Так, в 2007 г. вступил в силу новый Лесной кодекс РФ, предоставляющий большую самостоятельность регионам в распоряжении лесными ресурсами. Почти каждый год изменяется финансовая система организации лесопользования, вносятся коррективы и в порядок установления платежей за лесные ресурсы, совершенствуется структура управления лесами. Однако практически не решаются вопросы координации, не разрабатываются механизмы, способные направить усилия всех участников лесопользования на удовлетворение общеэкономического интереса при соблюдении принципов непрерывности и неистощительности. А ведь именно с этой целью в дореволюционной России был создан вначале Ученый комитет
Рис. 3. Влияние неудовлетворения экономических интересов предприятий лесного комплекса региона на результаты их хозяйственной деятельности
Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55)
A.A. ИЗМЕСТЬЕВ
по лесной части (1826), а затем Общество для поощрения лесного хозяйства (1832), которое находилось под особым покровительством Николая I. Данное общество предложило и испытало эффективную форму распространения знаний о лесах и достижениях лесной науки, а также организации диалога лесоводов и лесопромышленников — всероссийские съезды лесовладельцев и лесо-хозяев. Этот многолетний диалог показал, что лесное хозяйство неразрывно связано с другими отраслями экономики России, прежде всего с лесной промышленностью, железнодорожным транспортом, промышленной инфраструктурой. К сожалению, опыт обществ дореволюционной России не удалось в полной мере учесть в настоящее время3. Тем не менее, именно сейчас, когда экономические интересы субъектов лесных отношений находятся в противоречии друг с другом, необходимы действенные координационные механизмы, способные сбалансировать эти интересы.
В регионе выполнить подобную функцию, на наш взгляд, может научно-исследовательский координационный лесной центр, цель которого должна состоять в научной организации лесопользования на основе формирования базы данных о динамике происходящих здесь социальных и экологических процессов и выработке стратегий развития лесного хозяйства.
Научно-исследовательский координационный лесной центр должен войти в структуру Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области. Основными функциями центра должны стать:
- создание условий для привлечения инвестиций в лесную промышленность региона;
- разработка предложений по строительству и вводу в эксплуатацию новых мощностей по заготовке и глубокой переработке древесины, техническому перевооружению, перепрофилированию и реконструкции лесозаготовительных, деревоперерабатывающих и целлюлозно-бумажных организаций;
- осуществление прогнозирования развития лесопромышленного комплекса Иркутской области;
- формирование приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- разработка мероприятий, направленных на развитие лесной промышленности;
- подготовка предложений по определению ставок лесных податей.
Всю эту работу следует осуществлять на основе использования информации, полученной в результате экономического, экологического и социального мониторинга, которая и будет аккумулироваться в базе данных, сформированной специалистами научно-исследовательского координационного лесного центра.
Примечания
' http://www.mirrabot.com/work/work_43808.html.
2 Материалы Агентства лесного хозяйства Иркутской области.
3 Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: от пользования к управлению. М., 2004.
A.A. ИЗМЕСТЬЕВ
кандидат экономических наук
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА: КОМПЛЕКСНЫЙ И КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОДЫ*
Ни макроэкономический, ни микроэко- проблемы являются предметом третьего,
номический анализ, ни их совокупность не самостоятельного и наименее развитого
затрагивают проблемы территориально-от- аспекта экономического анализа — мезо-
раслевой организации экономики. Данные экономики. Мезоэкономические системы в
* Печатается при поддержке гранта РНП 2.1.3.2691 «Разработка форм и механизмов территориально-отраслевой организации лесного сектора в условиях многоукладной экономики».
© АА Изместьев, 2007