Научная статья на тему 'Последствия международных кризисов и зарубежных санкций для производства инновационной продукции на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса'

Последствия международных кризисов и зарубежных санкций для производства инновационной продукции на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / КРИЗИС / САНКЦИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бревнов Василий Григорьевич

В научной статье рассматриваются причины и последствия применения иностранных санкций в отношении Российской Федерации, её оборонно-промышленного комплекса. Выделена номенклатура продукции, скорейшее начало производства, которой имеет стратегическое значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия международных кризисов и зарубежных санкций для производства инновационной продукции на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х

ПАО будет вести более открытую информационную политику: чаще проводить акционерные собрания, допускать проверки. Также в агентство смогут входить неограниченное число акционеров.

Учредителем выступит Правительство Брянской области. Миссия ПАО: создание новых источников экономического роста за счет развития малых и средних производств в инновационных кластерах.

Целью является создание условий для возникновения и продвижения инноваций, формирование новых источников роста, развитие высокотехнологичного сектора экономики и территориальных кластеров Брянской области. К основным функциям агентства будут относиться: разработка стратегии развития кластера; организация сотрудничества между предприятиями кластера, региональной властью, коммерческими банками и научно-исследовательскими институтами, высшими образовательными учреждениями; организация и проведение региональных и международных выставок, проведение маркетинговых исследований; формирование внешнеэкономической политики и многие другие.

Таким образом, преимущества кластерной системы для органов власти состоят в том, что она позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к сфере экономики региона. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.

Список использованной литературы: 1.Котляров, Н.Н. Зарубежный опыт формирования кластерных систем//Экономические науки.-2014.-№10.С.105-110.

2.Официальный портал органов власти Калужской области.2016 http://www.admoblkaluga.ru/main 3.Официальный туристический портал Брянской области.2016. http://turizm-bryansk.ru/proekty/

© Ботина Е.Н., Прокопенкова И.А., 2016

УДК 338.45.01

Бревнов Василий Григорьевич

Аспирант Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф.

Решетнева

Г. Красноярск, Российская Федерация Е-mail: Vasiliy.brevnov@mail.ru

ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРИЗИСОВ И ЗАРУБЕЖНЫХ САНКЦИЙ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОГО

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация

В научной статье рассматриваются причины и последствия применения иностранных санкций в отношении Российской Федерации, её оборонно-промышленного комплекса. Выделена номенклатура продукции, скорейшее начало производства, которой имеет стратегическое значение.

Ключевые слова

Экономика, кризис, санкции, оборонно-промышленный комплекс, инновации.

В эпоху различных кризисных потрясений и политической нестабильности, санкционные меры принуждения, направленные против Российской Федерации, имеют различные причины и цели. Причины санкций сложное неоднозначное явление, по сфере применения их можно разделить на политические и экономические.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Политические причины. Основной причиной применения санкций послужило вхождение в состав России на основании всенародного референдума республики Крым. Международное сообщество, в лице государств, с развитой рыночной экономикой, не признало результаты референдума и сочло присоединение полуострова, актом военной агрессии.

Экономические причины. Вследствие ряда экономических потрясений последних десятилетий в Российской Федерации осталось ограниченное количество отраслей, способных конкурировать на мировом рынке, а именно: нефтегазовая отрасль, оборонно-промышленный комплекс (далее ОПК), атомная энергетика, авиационная и космическая промышленность, банковская сфера. Фактически ключевой отраслью и локомотивом роста российской экономики стала энергетическая отрасль, совокупные прибыли которой, позволили российской экономике накопить ресурсы достаточные для развития конкурентоспособных отраслей промышленности. В результате были сформированы государственные корпорации и крупные отраслевые объединения, с высокой долей присутствия на мировом рынке, что обеспечило глобальную конкуренцию ведущим транснациональным корпорациям. Содержание иностранных санкций и сферы их применения представлены в Табл. 1.

Таблица 1

Последствия санкций для различных сфер общественных отношений

Сфера | Ограничения

Политика

Международные контакты Отмена саммитов, встреч, публичных мероприятий на государственном уровне; Приостановка консультаций о смягчении визовых режимов; Замораживание начала переговоров о возможном заключении договоров об инвестиционном сотрудничестве; Временное прекращение выдачи въездных виз представителям официальных структур и другим лицам; Запрет компаниям устанавливать новые деловые отношения с физическими лицами; Приостановлены переговоры о заключении соглашений о зоне свободной торговли.

Военное сотрудничество Приостановлены консультации в области противоракетной обороны; Прекращена выдача разрешений на экспорт в Россию продукции военного назначения; Отказ от реализации учебных программ по подготовке российских военнослужащих. Против оборонных предприятий введены "блокирующие санкции", предусматривающие полное прекращение контактов и замораживание активов в иностранных банках. Введено эмбарго на поставки вооружений в Россию и вывоз из России оружия и "связанных с ним материалов"; Введён запрет на ввоз в товаров и технологий двойного назначения; Введены ограничения на торги и участие в выпуске облигаций российских оборонных предприятий, имеющих срок обращения свыше 30 дней.

Борьба с преступностью Приостановка сотрудничества в области борьбы с наркотиками, розыска опасных преступников объявленных в международный розыск.

Экономика

Банковский сектор Ограничен доступ к кредитованию банковских организаций на срок более 30 дней; Введено ограничение, согласно которому санкции распространяются на активы, где совокупная доля лиц из санкционного списка превышает 50%; Для выпуска долгосрочных финансовых инструментов банкам требуется получать разрешение; Введен ряд ограничений на размещение долгосрочных бумаг государственных банков России.

Технологическое сотрудничество Ужесточение требований к заявкам на экспортные лицензии для любой технологической продукции, способной усилить военный потенциал. Приостановка сотрудничества в космической сфере выраженная в прекращении контактов с компанией Роскосмос.

Энергетика Введен режим экспортного лицензирования на товары, предназначенные для ряда нефтяных проектов, связанных с глубоководной добычей топлива, добычей на шельфе, а также в Арктике (ограничения касались будущих проектов); Введены санкции, запрещающие экспорт товаров, услуг и технологий, в поддержку российских проектов добычи нефти на глубоководных участках, арктическом шельфе или в сланцевых пластах; Ужесточен доступ российских нефтяных компаний к зарубежному финансированию; Запрет на предоставление инновационных технологий для нефтедобывающей промышленности; Запрет на долговое финансирование топливно-энергетических компаний; Введены ограничения на торги облигациями нефтяных компаний, имеющими срок обращения свыше 30 дней, и на участие в их выпуске; Ограничено сотрудничество в сфере услуг по глубоководной разработке месторождений и нефтедобыче; Министерство энергетики США приостановило сотрудничество с госкорпорацией "Росатом" в рамках межправительственного соглашения в области мирного использования атомной энергии, подписанного в сентябре 2013 г.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Как мы можем видеть, основной особенностью применяемых ограничений является их экономическая направленность, которая затрагивает жизненно важные отрасли российской экономики, при этом ключевой особенностью является направленность на сдерживание развития российского оборонно-промышленного комплекса.

Ведущими аналитиками утверждается, что санкции не окажут существенного влияния на процесс осуществления основы существования отечественного ОПК - государственного оборонного заказа, поскольку в процессе производства продукции для нужд отечественных вооружённых сил практически не применяются импортные комплектующие. Однако, санкции окажут влияние на российские оборонные предприятия, продукция которых изготавливается на иностранном оборудовании, с использованием импортных комплектующих, с целью выполнения заказов государственной компанией «Рособоронэкспорт».

Номенклатура продукции запрещённой к продаже Российской Федерации включает: станки и оборудование, тепловизионные камеры, приборы ночного видения, беспилотные летательные аппараты, элементную базу для производства интегральных микросхем, бесплатформенные инерциальные системы.

Не менее важным остаётся процесс прекращения сотрудничества в военно-технической сфере Российской Федерации и Украины, на территории которой после распада Советского Союза осталось большое число предприятий ОПК, тесно интегрированных с российской оборонной промышленностью. В рамках сохранения производственной кооперации 26 мая 1993 года в Киеве было подписано межправительственное Соглашение о военно-техническом сотрудничестве, согласно которому стороны договорились сохранять и развивать кооперированные связи при разработке и производстве военной продукции. [1] Российско-украинский оборонный докризисный товаропоток объединял 1330 предприятий, насчитывая около 8 тыс. наименований продукции. Объём продаж продукции украинского ОПК в Россию достаточно сложно оценить, по разным оценкам общий портфель российских гражданских и военных заказов, размещенных на украинских предприятиях, составлял приблизительно 15 млрд. долл. США или 8,2% ВВП Украины. [2]

Если рассматривать российско-украинское сотрудничество в военно-технической области, то следует выделить следующие основные отраслевые особенности. Сотрудничество состояло из четырёх основных отраслей: ракетостроения, двигателестроения, авиастроения и приборостроения.

Украинские предприятия занимались продлением срока службы российских межконтинентальных баллистических ракет, поставкой запасных частей для зенитно-ракетных систем и бронетехники, осуществляли сотрудничество в области космических запусков, поставляли двигатели различного назначения, зависимости от украинских поставок находилось лицензионное производство транспортных самолетов.

Вследствие охлаждения отношений украинская сторона на основании указа президента П. Порошенко от 28 августа № 691/2014 полностью остановила сотрудничество с Российской Федерацией в области военно-технического сотрудничества. [3] Предприятия изготовители и основной перечень продукции не поставляющийся для нужд отечественного ОПК представлен в таблице 2.

Таблица 2

Номенклатура продукции запрещённой к ввозу на территорию Российской Федерации

Отрасль Предприятие Продукция

Ракетостроение "Южмаш" - запасные части для межконтинентальных баллистических ракет Р-36М2 ("Воевода"); - ракеты-носители "Днепр" и "Зенит";

"Хартрон" "Арсенал" - системы наведения и управления ракет УР-100Н "Рокот" и РТ-2ПМ "Тополь".

Двигателестроение "Мотор Сич" МКБ "Прогресс" - двигатели для самолётов Бе-200, Як-130, Ан-124; - двигатели для крылатых ракет Х-55 (Х-55СМ); - двигатели авиационных тактических ракет Х-59М, Х-35; - двигатели корабельных ракет 3М10 и 3М24; - двигатели ТВЗ-117 и ВК-2500 для вертолётов Ми-26, Ка-31, Ка-32, Ка-52, Ми-8, Ми-24, Ми-28Н, Ми-35.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

"Харьковский машиностроительный завод ФЭД" - привод-генераторы для двигателей Ил-76

"Зоря-Машпроект" - редукторы и газотурбинные установки для надводных кораблей проектов 22350, 11356Р/М.

Авиастроение "КБ Антонов" - самолёты Ан-70, АН-148, АН-124; - комплектующие к авиационной технике; - гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30, Су-35, комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34.

Приборостроение "Фотоприбор" "Арсенал" "Лорта" - системы наведения для танков самолетов и зенитных ракетных комплексов; - элементы противотанковых комплексов "Хризантема"; - аппаратура управления вертолетов Ми-24.

Таким образом, современные кризисные явления, санкции ведённые в отношении российского оборонно-промышленного комплекса в следствие политической нестабильности, ставят задачу импортозамещения на совершенно новый уровень, что на современном этапе является жизненно-важной необходимостью для выживания и развития оборонной промышленности России. Список использованной литературы:

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о военно-техническом сотрудничестве http://docs.cntd.ru/document/1902109

2.Военно-техническое сотрудничество Украины и России. Досье. http://tass.ru/info/1266442http: //tass.ru/info/1266442

3. Указ от 28 августа № 691/2014 Указ Президента Украины от 27 августа 2014 года № 691/2014 О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 27 августа 2014 года «О мерах по усовершенствованию государственной военно-технической политики»http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31595884

© Бревнов В.Г., 2016

УДК 657.075.32

Бузмакова Марина Владимировна

студент 2 курса магистратуры, РЭУ им. Г. В. Плеханова

г. Москва, РФ E-mail: bmwplus164@gmail.com

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ АУДИТОРСКОГО РИСКА ПРИ ВНУТРЕННЕМ АУДИТЕ РАСЧЕТНЫХ

ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Аннотация

В данной статье предложена методика оценки аудиторского риска и его составляющих: неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения, - при внутреннем аудите расчетных операций коммерческого банка с учетом специфики банковской деятельности. Уровень аудиторского риска и его составляющих рассчитывается на основе интерпретации качественной оценки в количественное значение. Качественная оценка основана на методе экспертных оценок уровня риска с учетом профессиональных качеств сотрудников: в роли экспертов выступают внутренние аудиторы.

Ключевые слова

Аудиторский риск (audit risk), неотъемлемый риск (inherent risk), риск средств контроля (control risk), риск

необнаружения (detection risk), общий уровень существенности, рабочий уровень существенности, объективная оценка степени компетентности, индикаторы коэффициента степени компетентности, шкала интерпретации вероятности, оценочная карта аудитора, опросный лист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.