Научная статья на тему 'Украинский кризис и его экономические последствия для России'

Украинский кризис и его экономические последствия для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1293
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА В НАЧАЛЕ XXI В. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2014 Г / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ С РОССИЕЙ / СЕКТОРАЛЬНЫЕ РИСКИ И УГРОЗЫ / UKRAINE IN THE EARLY 21 ST CENTURY / POLITICAL AND ECONOMIC CRISIS OF 2014 / ECONOMIC RELATIONS WITH RUSSIA / SECTORAL RISKS AND THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косикова Лидия Серафимовна

В статье рассматриваются предварительные итоги влияния украинского кризиса 2013-2014 гг. на экономику России и российско-украинское экономическое сотрудничество как на макроуровне, так и в важнейших отраслях и сферах двусторонних связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crisis in Ukraine and Its Economic Consequences for Russia

The author analyzes the preliminary effects of the 2013-2014 Ukrainian crisis upon Russia’s economy and Russian-Ukrainian economic collaboration both on a macrolevel and in the crucial branches and spheres of their bilateral ties.

Текст научной работы на тему «Украинский кризис и его экономические последствия для России»

ИСПЫТАНИЕ УКРАИНОЙ

Л.С. Косикова УКРАИНСКИЙ КРИЗИС

И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ*

Косикова Лидия Серафимовна - кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Центра проблем глобализации российской экономики Института экономики РАН.

Политический кризис и экономическая ситуация в Украине

Экономическое развитие Украины характеризуется негативными трендами, начиная с 2012 г., что заметно ухудшило состояние двусторонних торгово-экономических отношений между РФ и РУ за последние три года, а также отрицательно сказывается на российской экономике из-за высокой степени взаимозависимости хозяйственных структур соседних стран.

Особенно критическими для экономики и социальной сферы Украины стали последние месяцы 2013 г. и весь 2014 г., когда к ранее накопившимся внутренним экономическим проблемам прибавились политические потрясения и мощные геополитические факторы дестабилизирующего характера. Как известно, массовые волнения начались в Киеве 1 декабря 2013 г. Поводом для них послужил отказ правительства во главе с премьером Н. Азаровым подписывать невыгодное для Украины в экономическом отношении соглашение об ассоциации с Евросоюзом. За пару месяцев киевский «евромайдан», недовольный, прежде всего, действиями тогдашнего президента В. Януковича, использовавшего власть для обогащения своей семьи и поощрявшего коррупцию и беззаконие в стране, перешел от мирных протестов к снайперской стрельбе по сотрудникам милиции и поджиганию «коктейлей Молотова». Многие аналитики полагают, что за радикализацией сто-

* Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 13-22-02004 «Экономическое взаимодействие стран — членов СНГ в контексте Евразийского интеграционного проекта».

ронников евромайдана стояли олигархическо-бандеровские силы, поощряемые Западом, прежде всего США.

22 февраля 2014 г. на Украине произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. Верховная рада отстранила президента страны В. Януковича от власти, изменила Конституцию РУ и назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 г. Российское руководство заявляло в то время, что считает решения украинского парламента нелегитимными.

Ряд областей востока и юга Украины, а также Автономная республика Крым (АРК) не признали легитимность Рады и приняли решение о возможности проведения референдумов о дальнейшей судьбе регионов. Референдум о статусе Крыма прошел 16 марта: более 96% избирателей при явке в 82,7% на всем полуострове высказались за воссоединение Крыма с Россией. С момента подписания межгосударственного договора 18 марта 2014 г. Республика Крым и город Севастополь стали частью Российской Федерации (был образован новый федеральный округ в составе двух субъектов). Вслед за вхождением Крыма в состав России США и ЕС ввели санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний.

Последующие события, связанные с провозглашением независимости Луганской и Донецкой областей, привели к вооруженному конфликту в Украине между правительственными войсками и ополченцами этих областей, которых обвинили в сепаратизме и терроризме.

Ведущие страны Запада обвинили Россию в военной помощи новым властям Юго-Востока Украины, что еще более осложнило геополитическую обстановку и повлекло за собой введение новых масштабных санкций против России. Глава Сбербанка Г. Греф, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, заявил: «Никто себе и представить не мог, что ситуация будет развиваться так драматически, что из кризиса одной страны -кризиса внутри Украины - это превратилось в глобальную проблему, в которой участвуют практически все крупнейшие страны мира. Это оказывает влияние уже на мировую экономику» [9].

Макроэкономические прогнозы по Украине на текущий год и краткосрочную перспективу (2015-2016) отличаются достаточно большим разбросом, но все сходятся в том, что 2014-й год будет самым провальным, а в дальнейшем может начаться рост, если ситуация в стране стабилизируется (табл. 1).

Таблица 1

ПРОГНОЗНЫЕ ТЕМПЫ ПРИРОСТА СНИЖЕНИЯ ВВП УКРАИНЫ. 2014-2016 гг. (X)

2014 г. 2015 г. 2016 г.

Центр развития ВШЭ, Москва -1,1 1,4 2,3

Европейский инвестбанк (EIU) -6 - -

Оксфордские аналитики -5,0 0,5 3,6

Инвесткомпании РУ -7-8 +10 -

Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) -7 0

Источник: Составлено автором по материалам печатных и электронных СМИ за январь-август 2014 г.

Эксперты Центра развития из Высшей школы экономики (Москва) прогнозируют, что кризис в Украине будет непродолжительным. Спад ВВП, по их расчетам, может составить в годовом исчислении 1,1% в 2014 г., а затем начнется устойчивый рост в 1,4-2,3%. По их оценке, ухудшение отношений с Россией серьезно повредит экономике Украины, но сближение с Европой во многом компенсирует эти потери. С учетом перспективы расширения сотрудничества по линии ЕС-РУ дополнительным фактором роста ВВП Украины могут стать увеличивающиеся доходы от трудовых мигрантов в страны Евросоюза. Наконец, Украина намерена и дальше снижать зависимость от поставок российского газа, что улучшит платежный баланс в сочетании с курсовой политикой Нацбанка РУ (гривна отпущена в свободное плавание), поскольку происходящее удорожание национальной валюты ограничивает импорт. Ожидается также поступление кредитов от МВФ. Одновременно дается неблагоприятный прогноз по инфляции - рост с 0,5% в 2013 г. до 8,2% в 2014 г., по безработице - рост с 7 до 8,1% экономически активного населения. В сочетании с замораживанием зарплат и пенсий, ростом налогов на доходы населения, с ростом тарифов в ЖКХ это приведет к еще большей социальной напряженности в стране.

Оксфордский экономист Крис Портман менее оптимистичен, он считает, что украинский ВВП в 2014 г. упадет как минимум на 5%, но уже с 2015 г. начнется медленный рост: +0,5% к уровню 2014 г., а в 2016 г. годовой прирост может составить 3,6% [12, р. 1-5].

Европейский инвестиционный банк в своем прогнозе выделил 15 стран мира с худшей динамикой ВВП в 2014 г. (от нулевого до отрицательного роста), список которых замыкает Украина с показателем снижения ВВП на 6%. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) прогнозирует падение ВВП Украины в 2014 г. на 7% и нулевой рост в 2015 г.1

1. http://newsru.com/finance/14may2014/ebrdrufrcst. html

Аналитики одной из крупнейших в Украине инвестиционных компаний Concorde Capital, а также инвест-банкиры указывают в своем прогнозе на возможность еще более глубокого спада ВВП - от 7 до 8% в 2014 г. Однако краткосрочные перспективы оценивают на удивление оптимистично: при условии политической нормализации, прекращении военных действий и даже при относительной стабилизации в стране ВВП Украины в 2015 г. мог бы вырасти на 10%. Причины для такого оптимизма - низкая база 2014 г. и позитивные ожидания в изменении тренда. Но вероятность такого прогноза пока составляет менее 50% [5].

Фактическое положение дел, однако, не вселяет оптимизма. По данным украинской статистики, за 8 месяцев 2014 г. промышленное производство в стране сократилось на 21,4% (к аналогичному периоду 2013 г.) - это самое глубокое падение за последние пять лет. Такой показатель стал результатом снижения производства во всех основных отраслях индустриального сектора: в добыче полезных ископаемых - на 27,4%, в производстве обрабатывающей промышленности - на 19,2, промышленных услуг - на 17,3%. Наибольшее сокращение отмечено в машиностроении (-31%), а также в металлургии (-30%), что объясняется разрушениями в ходе военных действий на востоке страны транспортной и промышленной инфраструктур, снижением объемов добычи угля почти на 60% и значительным падением экспорта в Россию [1, с. 12]. В региональном разрезе наиболее пострадала промышленность Луганской и Донецкой областей, на долю которых приходится почти четверть всего промышленного потенциала страны. Военное противостояние в этих регионах с правительственными войсками привело к многочисленным разрушениям предприятий и настоящему обвалу производства (в Луганской области - на 85%, в Донецкой - на 59% за 8 месяцев 2014 г.).

В Украине резко сокращается потребительский спрос, сужается внутренний рынок. Эту тенденцию четко отражают показатели падения продаж в розничной торговле, вызванные отрицательной динамикой доходов населения, особенно в бюджетной сфере, девальвацией гривны и резким ростом тарифов в ЖКХ.

Украинский шок для России:

Коррекция макроэкономических показателей

«Украинский фактор» заставил почти все международные экономические и финансовые организации, а также ведущие экономические ведомства РФ пересмотреть прежние прогнозы роста ВВП России в сторону их резкого снижения (табл. 2).

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в докладе от 6 мая 2014 г. прогнозировала, что в текущем году рост экономики РФ

резко замедлится - до 0,5%, но все-таки будет положительным, а в 2015 г. темпы роста ускорятся до 1,8%; инфляция составит 6% в 2014 г. и может снизиться в 2015 г. до 4,6%. Таким образом, темпы роста в России и в 2014 г., и в 2015 г. будут существенно ниже, чем в мире и в странах БРИКС. «Украинский кризис сейчас является основным фактором, негативно влияющим на российскую экономику», - говорится в докладе этой организации2.

Таблица 2

ПРОГНОЗЫ РОСТА / СНИЖЕНИЯ ВВП РФ В 2014-2015 гг., %

2014 г. 2015 г.

ОЭСР 0,5 1,8

ЕБРР 0 0,6

Еврокомиссия 1 2

МВФ 0,2 1

ВБ

1-й вариант 1,1 1,3

2-й вариант -1,8

Минэкономразвития 0,5 -

Банк России 0,4 0,9

Минфин РФ

1-й вариант 0 -

2-й вариант -2,3 -

Составлено автором по российским и зарубежным источникам.

Прогноз Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в отношении российской экономики на 2014 г. оказался самым пессимистичным среди международных экономических и финансовых организаций - ОЭСР, МВФ и Всемирного банка. В ежегодном докладе, приуроченном к заседанию Совета управляющих ЕБРР (Варшава, 14.05.2014), эксперты предрекают стагнацию - они понизили показатель динамики ВВП для РФ до нуля, а в 2015 г., по их мнению, экономика России может вырасти лишь на 0,6%, если не произойдет значительного увеличения государственных и квазигосударственных расходов. Этот сценарий еще не самый пессимистичный, он предполагает, что геополитическая напряженность в Восточной Европе не возрастет, а будет ослабляться, хотя и медленно, торговые же санкции в отношении РФ не будут применены. В противном случае ЕБРР дает негативный сценарий, по которому Россия скатится в рецессию из-за утраты доверия инвесторов, резкого увеличения оттока капитала, сокращения притока инвестиций и торможения роста.

2. agregator.pro/ukrainskiy_krizis_perekinetsya_y_rossiyu_22455779html

Еврокомиссия - высший орган исполнительной власти Евросоюза - понизила прогноз роста ВВП России с 2,3 до 1% в текущем году и с 2,7 до 2% в 2015 г.

Международный валютный фонд (МВФ) ожидает, что экономика России вырастет в 2014 г. всего на 0,2% (в более раннем прогнозе было 1,3%) и на 1% в 2015 г. (вместо 2,3%) именно по причине геополитической напряженности.

Всемирный банк (ВБ) в своих прогнозах также напрямую связал темпы роста в России с украинским кризисом и разработал два сценария, учитывающие продолжительность кризиса. Первый - исходит из кратковременного воздействия украинских событий на экономику России. В таком случае уровень рисков будет низким, экономический рост замедлится, но все-таки составит положительную величину 1,1% в 2014 г., с перспективой ускорения до 1,3% в 2015 г. В рамках второго сценария - с высоким уровнем рисков и серьезным шоком для экономики - спад ВВП может составить -1,8%3. В краткосрочной перспективе на темпы роста будет влиять, в первую очередь, геополитическая напряженность во всем регионе Восточной Европы.

Российские экономические ведомства разделяют пессимизм международных аналитиков. Так, Минэкономразвития РФ в первом полугодии дважды пересмотрело официальный прогноз роста ВВП РФ на 2014 г. - понизив его сначала с 2,5% до 1,1% (в апреле), а потом до 0,5%. Базовым сценарием был признан консервативный вариант. Представляя этот прогноз правительства, министр А. Улюкаев отмечал, что отток капитала из страны может достичь к концу года 100 млрд долл.4 Экс-министр финансов А. Кудрин называл цифру в 150-160 млрд долл. [6]. Для сравнения напомним, что на пике мирового финансово-экономического кризиса в 2008 г., после банкротства американской Lehman Brothers, чистый отток капитала из России составлял около 130 млрд долл.

Банк России вполне закономерно пересмотрел прогноз экономического развития страны в сторону снижения, изменив, в первую очередь, динамику внутреннего спроса. Темп роста ВВП в 2014 г. составит около 0,4%, а в перспективе - 0,9% в 2015 г. и 1,9% в 2016 г. [1, с. 75]. Определяющее значение для увеличения в перспективе темпов экономического роста, по мнению экспертов ЦБ РФ, будет иметь политика правительства, направленная на реализацию структурных реформ.

3. http://ria.rU/economy/20140326/1001122936. html

4. За I-й квартал 2014 г. чистый отток капитала частного сектора составил 50,6 млрд долл. (ЦБ РФ) — это самый высокий показатель квартального оттока с конца 2008 г., приблизительно сравнимый с размером оттока капитала за весь 2013 г. — 59,7 млрд долл.

Министерство финансов РФ считает, что рост ВВП в 2014 г. может оказаться нулевым в силу угрожающе большого оттока капитала и девальвации рубля - об этом заявлял министр А. Силуанов. Санкции со стороны США, ЕС и самой Украины, а также возможное дальнейшее понижение рейтингов РФ международными рейтинговыми агентствами делают нулевой прогноз реальным.

Аналитики агентства Fitch Ratings считают, что украинский кризис ослабляет Россию не только в текущем и будущем году, но также и резко снижает шансы на долгосрочное оздоровление экономики. Исход украинского кризиса остается в высокой степени неопределенным. Риск того, что он вызовет дальнейший отток капитала, является главным фактором уязвимости для платежного баланса, а его ослабление, в свою очередь, приведет к существенному уменьшению резервов ЦБ и обвалу курса рубля к основным твердым валютам мира. Кроме того, нарастающий отток капитала грозит резким падением инвестиций.

Итак, влияние кризиса в Украине на замедление экономического развития в России признается практически всеми экспертными центрами. Однако, на наш взгляд, сам факт глубокого падения роста украинской экономики - до 8-10% в этом году и резкой девальвации гривны - с 7-8 до 13-14 грн/долл, а может быть, и до 16-18 грн/долл. не стоит преувеличивать в плане воздействия на динамику российского ВВП. Дело в том, что по своему масштабу экономика Украины составляет менее 10% от российской: ВВП Украины - это 200 млрд долл. (до кризиса), а ВВП России - около 2 трлн долл. Однако фактор неопределенности ситуации уже переходит в разряд экономических категорий. В данном случае особенно важна геополитическая составляющая кризиса - столкновение интересов России, ЕС и США в Украине, превратившее внутренний конфликт в гораздо более масштабный, с широкими и недостаточно предсказуемыми последствиями. В целом он ведет к международной изоляции России от западных рынков, что влечет за собой большие риски в эпоху глобализации. В ближайшие годы нашей стране не обойтись без мобилизации внутренних ресурсов на импортозамещение, разработку новых технологий собственными силами, что потребует миллиардных затрат в краткосрочном и среднесрочном периодах, естественно за счет сокращения доходов населения и потребительских расходов.

Взаимная торговля в условиях кризиса

Упадок украинской экономики, общая нестабильность и конфронтация между Москвой и Киевом отрицательно сказываются на взаимной торговле. С марта 2014 г. между странами идет настоящая торговая война, сопровождающаяся полным запретом на торговлю определенными товарами. В итоге,

по данным Федеральной таможенной службы РФ, импорт из Украины в денежном выражении сократился за первое полугодие на 23%, а российский экспорт на Украину вырос на 24%. Но в росте объемов экспорта по стоимости «сидит» в основном российский газ - Украина получила его в первом полугодии на 5,6 млрд долл. Без этого ключевого товара российский экспорт на Украину за полгода вырос всего на 1%. Как известно, в июне российский «Газпром» перестал поставлять газ на Украину за неоплату долга по прошлым поставкам (свыше 2 млрд долл.). С учетом этого фактора можно ожидать дальнейшего снижения стоимостных объемов экспорта из России и, соответственно, дальнейшего падения двустороннего товарооборота.

Премьер-министр РУ А. Яценюк оценил потерю экспортной выручки на российском направлении за первое полугодие в 7 млрд долл. и сообщил, что правительство намерено предпринимать меры по диверсификации рынков сбыта5. Дело не только в значительных объемах двусторонней торговли между Россией и Украиной (по итогам 2013 г. - 38,2 млрд долл.), что сравнимо с масштабами обмена Украины со всей Европой (45,6 млрд долл.). Еще важнее структура этих потерь. В Россию поступает, например, около 58% экспорта продукции украинского машиностроения (2,2 млрд долл. из 3,8), а в российском машиностроительном импорте «украинская» доля составляет всего 3,8%. В экспортных поставках железнодорожного оборудования из Украины на российский рынок приходится более 70% (1,7 млрд долл. из 2,4)6, по продукции неорганической химии этот показатель составляет 53% (0,9 млрд долл. из 1,7) и т.д.7 Данные отрасли еще сохраняют элементы высоких технологий, в них создается достаточно высокая добавленная стоимость. Из-за отсутствия внутреннего спроса и невостребованности продукции этих отраслей на других внешних рынках многие предприятия придется закрыть,

5. Торговые войны Украины 29-07-2014 и 9-07-2014. — http://nedelya-ua.com/media/ torgovye-voyny-ukrainy

6. Основными поставщиками железнодорожных локомотивов и подвижного состава (вагоны и пр.) в Россию в течение многих лет были крупные украинские предприятия, такие как «Днепровагонмаш», «Азовмаш», Стахановский вагонзавод, Кременчугский сталелитейный завод, Луганский завод тепловозов и др. Европа не заинтересована в этой технике, поскольку она совершенно не соответствует стандартам ЕС. Отрасли украинского железнодорожного машиностроения, по существующим расчетам компании Finance Business Service, в самое ближайшее время из-за потерь российского рынка снизят свою прибыль почти в 2 раза. — См.: http://www.fbs-offshore.com/poterya-rossijskogo-rynka-ne-mozhet-byt-kompensirovana-liberalizaciej-tor-govyx-otnoshenij-s-es/

7. Дмитрий Минин. В Киеве принят закон об экономическом самоубийстве Украины. — http://www.fondsk. ru/news/2014/08/22/v-kieve-prinjat-zakon-ob-ekonomicheskom-samoubistve-ukrainy-29095.html

а занятых выгнать на улицу. Вместе с ними отпадет надобность в конструкторах, ученых, институтах, научных разработках и школах. Повернуть этот процесс вспять в последующем будет невозможно.

К сворачиванию торговой активности, вызванному объективными экономическими причинами (сложная социально-экономическая ситуация плюс военные действия на Востоке страны), добавились ограничительные меры дискриминационного характера по отношению к разным товарным группам. Во введении таких мер преуспели обе стороны - и Украина, и Россия8.

С точки зрения России изменения во взаимной торговле, хотя и не критические (в масштабе всей экономики), но тем не менее далеко не благоприятные. Так, сокращение импорта из Украины в Россию скажется на росте инфляции (по расчетам Сбербанка РФ - примерно на 1 процентный пункт в этом году). Дело в том, что среди украинских товаров, которые ввозились с Украины до кризиса, было много доступных населению, более дешевых товаров, чем европейские аналоги или отечественная продукция. По этим группам товаров можно ожидать скачка цен.

По каким товарам Россия резко сократила закупки в Украине? Специальное исследование «РосБизнесКонсалтинга», основанное на таможенной статистике, выявило следующие группы: поставки подсолнечного масла упали в 16,5 раз, объемы ввоза муки - в 20,5, лука и чеснока - в 55, капусты - в 12, мяса и субпродуктов домашней птицы - в 7 раз. Полностью введен запрет на импорт из Украины в Россию молока и молочной продукции, сыров, творога, ограничен ввоз шоколадных конфет.

А что, в свою очередь, потеряла Россия? Где особенно просел наш экспорт на украинском направлении? - Сильно пострадал от украинских запретов экспорт легковых автомобилей. За 1-е полугодие 2014 г. в денежном выражении он упал до 127 млн долл., так как вывезли на 13 тыс. автомашин меньше, чем в 2013 г. В начале апреля АвтоВАЗ сообщал о приостановке поставок машин в Украину. Сократился также экспорт удобрений, плоского металлопроката, холодильников, шин, автопокрышек, моторных вагонов и др.

В целом импорт с Украины сократится в 2014 г. как минимум на 10 млрд долл. (примерно с 15 до 5 млрд), а общий объем торговли может снизиться с 38,5 млрд до примерно 20-22 млрд долл., как это было в кризисном 2008 г.

Проблемы в двусторонней торговле с Украиной, с одной стороны, отрицательно влияют на российскую экономику, но с другой - дают дополнительные стимулы для развития импортозамещения в пищевой, химической промышленности, в машиностроении и металлургии. Есть шанс, отказавшись от прежних кооперационных поставок по устаревшим технологиям, освоить

8. Торговые войны Украины 29-07-2014 и 9-07-2014. — http://nedelya-ua.com/media/ torgovye-voyny-ukrainy

новые, более совершенные производства на собственной территории. Задуманная программа «экономического наказания» России на деле открывает перед российской экономикой новые перспективы - в связи с неминуемым потоком в Россию квалифицированных рабочих и предстоящим бегством умов с Украины.

Оценки рисков и угроз

в важнейших сферах взаимных связей

Остановимся подробнее на рассмотрении основных угроз и рисков для отдельных отраслей и сфер российской экономики в связи с действием «украинского фактора».

1. Риски для российского ОПК и выполнения Госпрограммы вооружений создают осложнения в сфере военно-технического сотрудничества между РФ и РУ и прямые запреты на такое сотрудничество со стороны украинского руководства. Около 400 предприятий российского оборонно-промышленного комплекса, или почти треть всех заводов нашей «оборонки», зависят от поставок комплектующих с Украины9. По данным Центра анализа стратегий и технологий, сейчас в списке поставляемых с Украины комплектующих для российских систем вооружений может быть от 3 до 4 тыс. позиций [8]. По оценке данного Центра, ежегодный объем поставок продукции украинских предприятий в Россию составляет несколько сотен миллионов долларов. В исследовании британского Королевского института объединенных служб (апрель 2014 г.) только 4,4% российского военного импорта приходится на Украину - относительно немного, но некоторые виды продукции имеют жизненно важное значение для российской «оборонки».

Запрет военного экспорта в Россию (о чем распорядился президент РУ П. Порошенко) приведет если не к остановке, то к резкому замедлению работы отечественного ОПК. Для самой Украины это тоже пагубно, поскольку она до последнего времени продавала на мировом рынке военную продукцию в объеме 1,3 млрд долл. ежегодно и занимала четвертое место в мире по экспорту вооружений, а около 70% всех предприятий-смежников по выпуску украинских видов вооружений находятся в России.

В результате санкций Запада и Украины армия РФ может остаться без современного вооружения. Директор Федеральной службы Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству А. Фомин признал угрожающим влияние санкций, которые ввели ЕС, США и Украина на военный потенциал Вооруженных сил России. «Введение санкций против России из-за

9. По данным Валерия Мунтяна, уполномоченного правительства Украины по вопросам сотрудничества с Россией.

ситуации в Украине может сказаться на производстве части авиационной, вертолетной, военно-морской техники, а также отдельных видов авиационных средств поражения», - заявил А. Фомин10. До этого высокопоставленные чиновники РФ старались не затрагивать эту тему или заявляли о способности ВПК России самостоятельно решить все проблемы. Кроме того, разрыв сотрудничества в области военных технологий между Украиной и РФ угрожает выполнению ряда экспортных контрактов России, что может привести к их разрыву.

Какие отрасли и сферы российской «оборонки» могут пострадать более всего? Во-первых, есть угроза отказа Украины обслуживать тяжелые баллистические ракеты стратегического назначения («Воевода» - тип Р-36М2), которые составляют основу ядерного потенциала РФ11. Они разработаны и производятся заводом «Южмаш» в Днепропетровске, поставляются по межправительственному соглашению в РФ и требуют постоянного гарантийного обслуживания и авторского надзора со стороны производителей. Второе направление рисков - поставки украинских авиадвигателей для производства военных и гражданских вертолетов, транспортных и учебных самолетов, поскольку авиационное двигателестроение сосредоточено со времен СССР на Украине (объединение «Мотор-Сич» в Запорожье). Правда, в этой сфере Россия начала создавать собственные производства, но в полном объеме импорто-замещение еще не достигнуто. Третье уязвимое направление двустороннего военно-технического сотрудничества - корабельное двигателестроение. Газотурбинные судовые двигатели в РФ не производятся, а ими оснащаются все фрегаты и эсминцы ВМФ России. После распада СССР поставки судовых двигателей в нашу страну осуществляет их разработчик и изготовитель на Украине - объединение «Заря» - «Машпроект» (г. Николаев)12. К этим трем главным направлениям военно-технической кооперации следует добавить поставки электроники и прочие комплектующие с Украины. К ущербу от эмбарго следует отнести и то, что Москва не сможет реализовать несколько серьезных совместных проектов экспортного назначения. Несмотря на заявление А. Фомина, что «в течение полутора-двух лет ВПК России способен полностью компенсировать этот ущерб», реальные сроки могут быть намного больше. Но важность задачи - вывести отечественный ВПК, особенно самые передовые, высокотехнологичные отрасли из-под критической зависимости

10. http://censor.net.ua/news/285619/rossiya_priznala_chto_sanktsii_ukrainy_i_zapada_ boleznenno_udaryat_po_ee_voennomu_potencyalu

11. Сегодня на боевом дежурстве в ракетных войсках стратегического назначения РФ находятся 46ракет, каждая из них оснащена 10 ядерными боеголовками [11].

12. http://censor.net.ua/n285619

от Украины - заставит, несмотря на крупные капвложения, создавать производства на российской территории.

Примеры реализации такой стратегии уже есть. Так, предприятие космической промышленности - Воронежский механический завод (ВМЗ) - готовится замещать украинские поставки - титановые шар-баллоны для жидкостных ракетных двигателей [4]. До сих пор их производили только на украинском «Южмаше». Перенос производства специалисты оценивают в 1,1 млрд руб. Предприятие «Климов» - российский производитель и разработчик вертолетных моторов серий «Ми» и «Ка» - завершает строительство нового конструкторско-производственного комплекса в санкт-петербургском микрорайоне Шувалово. В 2015 г. завод выйдет на полную проектную мощность по производству 600 вертолетных моторов в год, что должно покрыть все потребности страны и соответственно отказаться от поставок с запорожского «Мотор-Сич».

Оценки сроков и стоимости импортозамещения украинских комплектующих для отечественного ВПК и производства вооружений существенно разнятся: максимальные сроки называют не менее десяти лет и десятки миллиардов евро (директор Центра анализа стратегий и технологий Р. Пухов) [8], а минимальные - 2-3 года (Министерство промышленности и торговли, Рос-технологии).

2. Риски для некоторых российских компаний, работающих на Украине, чьи активы могут быть арестованы или даже подвергнуты1 «спецконфискации». Министерство юстиции предложило Прокуратуре Украины арестовать имущество и активы российских компаний в стране и за рубежом, чтобы добиться тем самым компенсации убытков государству от потери Крыма, которые украинская сторона оценивает примерно в 92 млрд долл. [2]. В Украине формируется юридическая основа для проведения подобных действий - и среди прочего Закон «О временно оккупированных территориях» (имеется ввиду Крым)13. Кроме того, в августе 2014 г. по инициативе правительства А. Яценюка был принят Верховной радой Закон «О санкциях». Среди перечисленных в нем 29 видов санкций предусмотрено блокирование активов, ограничение торговых операций, прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины, приостановка исполнения экономических и финансовых обязательств и мн. др. Фактически данный закон предполагает полное сворачивание российско-украинских связей, предостав-

13. 19 июля 2014 г. Верховная рада приняла в первом чтении законопроект «О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированных территориях Украины».

ляя исполнительной власти право определять темпы и масштабы введения санкций по своему усмотрению.

Первые шаги против российской собственности Украина предприняла в конце апреля 2014 г., арестовав имущество Одесского НПЗ, который за долги перешел от украинской группы ВЕТЭК к российскому банку ВТБ. Пресса сообщала также о том, что госкомпания «Транснефть» может лишиться принадлежащего ей нефтепродуктопровода на территории Украины, который обеспечивает 25-30% поставок дизеля в страну, а также экспорт через Украину в Венгрию. Местный украинский суд инициировал дело о пересмотре права собственности «Транснефти» на этот трубопровод [7].

Под угрозой ареста и экспроприации активов с украинской стороны российский бизнес буквально бежит из Украины, продавая имущество западным компаниям. Так уже поступил «Лукойл», имевший, помимо НПЗ, еще разветвленную сеть автозаправочных станций на территории Украины. После блокирования его АЗС, концерн «Лукойл» продал автозаправки одной из австрийских компаний. Крупный российский страховщик - «Росгосстрах», имевший дочернюю компанию на Украине, продал ее в текущем году банку из Люксембурга.

В то же время не для всех российских компаний, работающих в Украине, существует реальная угроза утраты активов. Украинские власти вряд ли отважатся на введение санкций в отношении чувствительных для самих себя отраслей российской экономики, таких как газовый и банковский секторы. Из зоны риска, скорее всего, выпадут и проекты, в которых задействован западный капитал, так считают эксперты, опрошенные РИА Новости [10]. Например, в секторе телекоммуникаций Украина в большей степени зависит от России, чем Россия от Украины. На украинском телекомрынке представлены два оператора, родственных российским компаниям - это «Киевстар» (принадлежит холдингу Vimpelcom Ltd., как и российский «Вымпелком») и «МТС-Украина», принадлежащий МТС. Украинским властям давить на «Киевстар» и «МТС-Украина» было бы опасно, с учетом того, что материнские компании обоих операторов, помимо российских собственников, имеют и западных акционеров. Акции обеих компаний торгуют на нью-йоркской валютной бирже (NYCE), а в Vimpelcom одним из крупнейших акционеров является европейская компания - норвежский Telenor. Украина не будет сильно «закручивать гайки» в компаниях, где присутствует, помимо российского, западный капитал.

3. Определенные риски для российских банков в Украине. В настоящее время в Украине работают дочерние структуры Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка, «Альфа-групп», «Русского стандарта» и «Траста». По данным Нацбанка РУ, по итогам I квартала 2014 г. объем их активов составлял 163 млрд гривен, или 12,4% от общих активов банковской системы Украины,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15% всего корпоративного кредитного портфеля и 8,4% - от розничного портфеля банков страны, а их доля на рынке привлеченных средств Украины составляет 9% [3].

19 июня 2014 г. Верховная рада приняла в первом чтении законопроект «О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». Одна из его статей предусматривает запрет на работу в стране банков, входящих в группу «созданных по законам страны-оккупанта». По существу этот пункт вводит запрет на все дочерние структуры российских банков. Порядок и сроки их вывода с территории Украины должен определить Нацбанк РУ.

Эксперты из банковской сферы сомневаются, что подобный закон будет выполняться, поскольку он может нанести большой ущерб самой Украине, сократив ее финансирование примерно на объем активов российских банков. Поэтому, скорее всего, будут приняты какие-то законодательные поправки. В то же время существующие «дочки» уже сейчас несут реальные потери от серьезного экономического спада в Украине, поскольку кризис там с каждым днем только усиливается. Те кредиты, которые российские банки выдали украинским заемщикам, перешли в разряд проблемных, и под них нужно формировать страховые резервы.

4. Обострение проблемы с газовым транзитом в Европу. Эти проблемы, конечно, не новые и о необходимости снижения транзитной зависимости от Украины в поставках российского газа в Европу говорится по крайней мере последние десять лет. Тем не менее «Южный поток» пока не достроен, и часть транзита направляется в страны Южной и Центральной Европы по украинскому маршруту. До 2013 г., на фоне переговоров о вступлении Украины в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном, существовала слабая надежда на получение «Газпромом» в собственность украинской трубы в обмен на инвестиции в ее модернизацию и стабильную загрузку высокими объемами поставок газа. Сегодня, однако, стало очевидным, что такая перспектива нереалистична. А следовательно, остро встала необходимость пересмотра программ и схем сотрудничества «Газпрома» как с самой Украиной, так и с рядом европейских государств, а риски в сфере «газ-транзит» неуклонно нарастают. «Газпром» предлагал продавать европейцам газ на границе между Россией и Украиной, снимая с себя ответственность за возможные потери при транзите. ЕС на такую схему, естественно, не соглашается. Пока решения на этот счет нет, а к переговорам все больше подключается Еврокомиссия. По-видимому, в газовом сотрудничестве новая схема пресловутого треугольника «Россия - Украина - Евросоюз» будет вырабатываться в самое ближайшее время.

5. Серьезные и неотложные проблемы в связи с необходимостью адаптации Крыма и Севастополя в составе РФ. Здесь потребуются крупные долговременные затраты на новые инвестиции в инфраструктуру полуострова, на строительство Керченского перехода, на систему водо- и энергоснабжения Крыма. В краткосрочном периоде надо вкладывать большие деньги в «подтягивание» уровня зарплат, пенсий, социальных пособий крым-чан до среднероссийского. Проблему создает и переход Крыма с гривны на российские рубли. Как подсчитали в Сбербанке РФ, бюджетные расходы России от присоединения Крыма составят 130 млрд руб. в 2014 г.

Мы затронули выше только некоторые аспекты текущей ситуации на Украине, имеющие серьезные экономические последствия для России. Очевидно, что украинский кризис будет все-таки не краткосрочным, как можно было надеяться в начале 2014 г., а долгосрочным фактором, определяющим ситуацию в Восточной Европе, России и странах СНГ. Новые геополитические конфигурации в этом регионе мира только складываются, они же влияют и на геоэкономику. Будущее украинского государства, его статус в Европе, его границы пока неясны, соответственно варианты взаимодействия между Россией и будущей Украиной пока можно представить себе лишь гипотетически. Следовательно, важно и далее внимательно отслеживать ситуацию в соседней стране, анализировать меняющиеся расклады по линии «РФ - Украина -ЕС», а с начала 2015 г. - и по линии «Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - Украина - ЕС», и на этой основе вырабатывать модели и механизмы сотрудничества в новых условиях.

Литература

1. Доклад о денежно-кредитной политике. Вып. № 2 (6), июнь, 2014, М. - cbr.ru/publ/? Prtld=ddcp

2. Коммерсантъ, 03.06.2014.

3. Коммерсантъ, 02.07.2014.

4. Коммерсантъ, 26.08.2014.

5. И. Мазепа. Рост экономики Украины в 2015 г. // Delo, June 19, 2014.

6. РБК-daily, 12.05.2014.

7. РБК-daily, 10.04.2014.

8. РБК-daily, 18.06.2014.

9. РИА Новости, 23.05.2014.

10. РИА Новости, 23.06.2014.

11. The New Times, N 7, 11.04.2014.

12. Ukraine / Country Economic Forecast. - Oxford Economics, 28 May, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.