Научная статья на тему 'Последствия изменений ставок страховых взносов на обязательное социальное страхование'

Последствия изменений ставок страховых взносов на обязательное социальное страхование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1729
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСН / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / УРОВЕНЬ ЦЕН / МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС / INTEGRATED SOCIAL TAX / SOCIAL INSURANCE CONTRIBUTIONS / SOCIAL / INCOME TAX / PRICE LEVEL / INPUT-OUTPUT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапенко Вадим Викторович

Анализируются последствия изменений ставок страховых взносов на обязательное социальное страхование. Особое внимание уделяется рассмотрению проблемы в разрезе отдельных видов экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Consequences of Social Security's Rates Changes

The consequences of social security's rates changes are analyzed. Particular attention is paid to consequences for the different kinds of some economic activities.

Текст научной работы на тему «Последствия изменений ставок страховых взносов на обязательное социальное страхование»

Ъ-3- отапенко

ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ СТАВОК СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

В 2000-е годы система платежей в государственные внебюджетные фонды неоднократно изменялась. Был введен, а затем упразднен единый социальный налог (ЕСН). Регулярно менялись ставки ЕСН и взносов на обязательное социальное страхование. Последняя реформа социальных платежей началась в 2010 г., а в 2011 г. продолжилась заметным повышением основной ставки для зачисления страховых взносов.

Изменение величины социальных платежей может влиять на целый ряд экономических показателей: на поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц (НДФЛ), уровень цен, рентабельность предприятий, инвестиции в основной капитал и др. При этом нагрузка, связанная с социальными платежами, имеет существенные межотраслевые различия.

В статье анализируются последствия произошедших в последние годы изменений системы социальных платежей и возможные альтернативы этим изменениям, причем рассматриваются как макроэкономические показатели, так и показатели, характеризующие отдельные виды экономической деятельности. Кроме того, делается попытка количественно оценить воздействие изменений величины социальных платежей на некоторые другие экономические переменные.

Законодательство о страховых взносах и ЕСН. В табл. 1 показано, как изменялись ставки ЕСН и страховых взносов в последние го-

44

ды .

В 2010 г. ЕСН был отменен. Деятельность государственных внебюджетных фондов стала финансироваться за счет взносов на обязательное социальное страхование. Изменилась система ставок: вместо двух порогов регрессии (280 и 600 тыс. руб.) был оставлен один (415 тыс. руб. в 2010 г., 463 тыс. руб. в 2011 г.), но было принято решение об ежегодной индексации этого порога в соответствии с темпом роста средней начисленной заработной платы за предыдущий год.

44 Без учета льготных ставок для некоторых категорий плательщиков.

199

В 2010 г. тариф страхового взноса был равен 26%; с 2011 г. он поднялся до 34%, а для отдельных внебюджетных фондов были установлены следующие тарифы: Пенсионный фонд - 26%; Фонд социального страхования - 2,9%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1%; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0%.

Таблица 1

Система ставок ЕСН и страховых взносов в 2002-2011 гг.

Показатель 2002-2004 гг. 2005-2009 гг. 2010 г. 2011 г.

ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование* Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Число порогов налоговой регрессии Величина первого порога, тыс. руб. Величина второго порога, тыс. руб. Величина третьего порога, тыс. руб. Ставка для первого межпорогового интервала, % Ставка для второго межпорогового интервала, % Ставка для третьего межпорогового интервала, % Ставка для четвертого межпорогового интервала, % Способ индексации порогов налоговой регрессии * Сумма ЕСН, подлежащая уплате страховых взносов на обязательное того как накопленная с начала го ботника достигала 280 тыс. руб пенсионное страхование по ставк уплачивать с начисленной заработ ный бюджет — 20%. Учитывая, ч уже был уплачен, ЕСН в федераль весь ЕСН — по ставке 12%. Таким пенсионное страхование уплачивал 3 100 300 600 35,6 20 10 2 Отсутс в федеральны пенсионное стр да начисленна , работодате 14%. В то ж ной платы ЕС то взнос на об ный бюджет образом, в су 1сь по существ 2 280 600 26 10 2 твовал й бюджет, ум ахование. Напр я заработная ль уплачивал е время рабо Н по ставке 26 язательное пе ачислялся по мме ЕСН и вз овавшим став 1 415 26 0 В соответ ростом сре численной ной п еньшалась н имер, в 2005-плата каког знос на обя тодатель до %, причем в нсионное ст ставке 6% (2 носы на обя кам ЕСН. 1 463 34 0 ствии с дней на-заработ-латы а величину 2009 гг. до -либо ра-зательное лжен был федераль-рахование 0-14%), а зательное

Статистика страховых взносов и ЕСН. В табл. 2 представлены показатели, характеризующие нагрузку на экономику, связанную с уплатой ЕСН и страховых взносов.

Табл. 2 демонстрирует несколько тенденций. Во-первых, в 20022010 гг. постоянно падала эффективная ставка ЕСН и страховых взно-

200

сов45. В 2005 г. она упала на 7,9 п.п. из-за изменения числа и величины порогов регрессии и ставок для межпороговыгс интервалов (см. табл. 1). В другие годы снижение эффективной ставки быио связано с отсутствием индексации порогов регрессии, из-за чего вследствие роста заработной платы все большая часть фонда начисленной заработной платы (ФНЗП) облагалась по меньшим, регрессивным, ставкам.

Таблица 2

Показатели нагрузки на экономику в 2002-2010 гг.

Показатель 2002 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г.*

Эффективная ставка ЕСН и страховых взносов, % Фонд начисленной заработной платы (ФНЗП), % к ВВП ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, % к ВВП ФНЗП + ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, % к ВВП ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, % доходов консолидированного бюджета** * Для 2010 г. все показатели р страхование. ** С учетом бюджетов государст 30,9 24,5 7,6 32,1 18,9 ассчитан енных вн 29,4 23,3 6,9 30,2 17,7 ▲ для вз юбюджет 21,5 22,9 4,9 27,8 12,4 носов на ных фонд 20,9 24,0 5,0 29,0 12,5 обязател ов. 19,5 27.1 5,3 32,4 15.2 ьное соц 19,3 26,2 5,1 31,3 14,5 иальное

Во-вторых, поступления ЕСН и страховые взносов в 2002 г. равные 7,6% ВВП. В 2005 г. в результате резкого снижения эффективной ставки они сократились до 4,9% ВВП. А в 2006-2010 гг. они находились в пределах 4,9-5,3% ВВП, несмотря на снижение эффективной ставки. Это объясняется ростом ФНЗП.

В-третьих, сумма ФНЗП и поступлений по ЕСН и страховым взносам, измеренная в процентах ВВП, т. е. совокупная нагрузка на предприятия, связанная с оплатой труда, снижалась в середине 2000-х годов, но в 2009 г. вернулась к уровню начала 2000-х годов.

Данные табл. 2 характеризуют экономику в целом. Однако те же самые показатели существенно различались для отдельный видов экономической деятельности. Эти различия объясняются, во-первых, разницей в уровне заработной платы и ее распределении между ра-

45 Здесь под эффективной ставкой понимается отношение уплаченного ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование к ФНЗП. В ФНЗП входит заработная плата, начисленная работникам в течение года всеми организациями.

201

ботниками, а во-вторых, тем, что доля предприятий, использовавших специальные налоговые режимы и поэтому освобожденных от уплаты ЕСН, отличалась для разных видов деятельности. Например, в 2009 г. эффективная ставка ЕСН и страховых взносов для сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства равнялась 15,8% (за счет масштабного применения специальных налоговых режимов), для финансовой деятельности - 16,1%, для добычи полезных ископаемых - 17,9% (за счет высокого уровня оплаты труда). В то же время эффективная ставка для машиностроения46 была равна 21,2% - это связано с относительно низким уровнем заработной платы.

Воздействие изменения ставок страховых взносов на экономику. Страховые взносы являются важной частью издержек предприятий, поэтому изменение их ставок приводит к изменению величины не только самих страховых платежей, но и многих других экономических показателей. На рис. 1 изображены опосредованные связи между ставками страховых взносов и некоторыми такими показателями.

Рис. 1. Воздействие изменения ставок страховых взносов на экономику

Предположим, что повысились ставки страховых взносов. Если ФНЗП останется неизменным, то поступления страховых взносов увеличатся в соответствии с новыми ставками. Величина поступлений НДФЛ, определяемая ФНЗП, останется на прежнем уровне. Но, как показывает статистика, ФНЗП как по экономике в целом, так и по отдельным видам экономической деятельности постоянно меняется.

46 Под машиностроением понимается 3 вида экономической деятельности: производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования.

202

Непосредственное влияние на ФНЗП могут оказывать сами ставки страховых взносов: предприятия, чтобы сохранить уровень рентабельности, в ответ на повышение ставок страховых взносов могут сделать ФНЗП меньшим, чем он мог быть, если бы повышения ставок не произошло. При этом для ограничения роста ФНЗП может ограничиваться рост средней начисленной заработной платы и/или сокращаться численность работников. Ограничение роста средней заработной платы может быть как реальным, так и фиктивным - в случае если часть заработка будет выплачиваться работникам «в конверте».

Предположим теперь, что ставки страховых взносов повысились, но у предприятий нет возможности ограничивать рост ФНЗП. Тогда, чтобы сохранить уровень рентабельности в условиях роста издержек, предприятия вынуждены будут поднять цены на свою продукцию. Это увеличит издержки других предприятий, которые, если захотят сохранить уровень рентабельности, тоже, возможно, поднимут цены.

Изменение величины издержек и цен на продукцию повлияет на прибыль предприятий. Следовательно, могут уменьшиться поступления налога на прибыль. Кроме того, уменьшение прибыли предприятий приведет к сокращению инвестиций в основной капитал, поскольку она является одним из основных источников их финансирования.

Инструментарий расчетов. Для прогнозирования последствий изменений системы ставок страховых взносов была построена модель, позволяющая рассчитывать эффективные ставки страховых взносов - по экономике в целом, по видам экономической деятельности, по внебюджетным фондам, по децильным группам работников; по крупным, средним и малым предприятиям, - а также и определять величину поступлений страховых взносов. Кроме того, эта модель позволяет находить значения некоторых экономических показателей, на которые влияет изменение системы ставок страховых взносов.

К основным экзогенным переменным модели относятся:

• число и величина порогов регрессии по страховым взносам;

• ставки для межпороговых интервалов отдельно для каждого внебюджетного фонда (включая ставки для формирования накопительной части трудовой пенсии);

• льготные ставки страховых взносов для определенных законодательством плательщиков;

• когорты47, участвующие в формировании пенсионных накоплений;

47 Под когортой понимается совокупность мужчин и женщин определенного года рождения.

203

• индексы роста средней начисленной заработной платы по видам экономической деятельности и децильным группам;

• доля ФНЗП предприятий, использующих льготные ставки, в ФНЗП по всем предприятиям;

• Способ финансирования повышения ставок страховых взносов.

Расчет эффективных ставок осуществляется на основе данных обследований распределения численности работников по размерам начисленной заработной платы. По результатам обследований определяется средняя начисленная заработная плата децильных групп работников организаций по 27 основным видам экономической деятельности.

В общем виде схема нахождения эффективных ставок состоит в следующем. Имеется средняя начисленная заработная плата дециль-ной группы по некоторому виду экономической деятельности за месяц, в котором проводилось обследование. Затем, исходя из экзоген-но задаваемых индексов роста заработной платы, определяется средняя заработная плата децильной группы за каждый месяц и накопленная с начала года средняя заработная плата. После этого, на основе заданных экзогенно числа и величины порогов регрессии, а также ставок для межпороговых интервалов находится средняя величина взносов в отдельные внебюджетные фонды. В расчетах учитывается, что часть предприятий уплачивает взносы по льготным ставкам. Эффективные ставки определяются как отношение средней величины взносов к средней начисленной заработной плате.

На рис. 2 показаны результаты моделирования отчетного периода с использованием рассчитанных эффективных ставок.

Рис. 2. Поступления ЕСН и страховых взносов в 2002-2010 гг.: -♦- факт; -□- расчет

204

Объект моделирования - годовые поступления ЕСН и страховых взносов, способ - расчетные значения эффективных ставок умножаются на фактическую величину фонда начисленной заработной платы за соответствующий год. График демонстрирует сходство фактических и расчетных значений поступлений ЕСН и страховых взносов, что свидетельствует о высокой точности расчета эффективных ставок.

Значения эффективных ставок страховых взносов используются при определении величины добавленной стоимости в межотраслевом балансе, который рассчитывается в рамках модели российской экономики CONTO (подробное описание модели CONTO содержится в [1]).

Финансирование увеличения социальных платежей может осуществляться по-разному. Во-первых, за счет прибыли. В этом случае увеличение поступлений страховых взносов для определенного вида деятельности на некоторую величину означает сокращение прибыли для этого вида деятельности на ту же величину. Во-вторых, за счет сокращения доли ФНЗП в оплате труда. В-третьих, за счет роста цен на продукцию при одновременном задании уровня рентабельности для отдельных видов деятельности. Расчеты по этому варианту осуществляются при помощи ценовой модели межотраслевого баланса, описание которой можно найти, например, в [2].

Использование каждого из этих трех вариантов приводит к изменениям множества показателей, моделируемых в межотраслевой модели. Таким образом, учитывается прямое и косвенное воздействие на экономику изменений системы ставок страховых взносов.

Реформа ЕСН и страховых взносов 2005 г. В 2004 г. эффективная ставка ЕСН и страховых взносов составила 29,4%. В 2005 г. система ставок была существенно изменена: уменьшилось число порогов регрессии, изменилась величина этих порогов и ставок для межпороговых интервалов. Кроме того, были несколько изменены правила формирования пенсионных накоплений. В табл. 3 представлены рассчитанные с помощью построенной модели эффективные ставки для экономики в целом, соответствующие сценарию, при котором реформа ставок не состоялась («старая» система), и фактические эффективные ставки, соответствующие «новой» системе.

Таблица 3

Эффективные ставки ЕСН и страховых взносов в 2005-2009 гг., %

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

«Старая» система 28,0 26,3 24,4 22,1 21,7

«Новая» система 21,5 21,5 20,9 20,1 19,5

205

Реформа значительно уменьшила эффективную ставку. Нагрузка на предприятия (если рассматривать экономику в целом) в 2005 г. была на 6,5 проц. п. меньше, чем при сценарии сохранения системы ставок. Однако, если бы эта система была сохранена, эффективная ставка стала бы быстро падать, и в 2009 г. ее значение отличалось бы от наблюдавшегося в действительности только на 2 проц. п.

В 2005 г. мужчины 1953-1966 г.р. и женщины 1957-1966 г.р. перестали в обязательном порядке формировать накопительную часть трудовой пенсии. В 2002-2004 гг. на эту цель шло 2% начисленного им заработка, если он не превышал 100 тыс. руб., 1,1%, - для сумм в пределе 100-300 тыс. руб. и 0,56% - для сумм в пределе 300-600 тыс. руб.

В табл. 4 показано, как изменились бы эффективные ставки и взносы на накопительную часть пенсии, если бы упомянутые когорты мужчин и женщин продолжали формировать пенсионные накопления («старая» система), и фактически наблюдавшиеся значения показателей («новая система»).

Таблица 4

Некоторые показатели, характеризующие накопительную часть пенсионной системы

Показатель 2005 г. 2007 г. 2009 г.

Эффективная ставка для зачисления взносов на

накопительную часть трудовой пенсии, %

«Старая» система 1,94 2,06 2,88

«Новая» система 1,44 1,63 2,52

Разность между поступлениями взносов на на-

копительную часть трудовой пенсии при

«новой» и «старой» системах, млрд. руб. 24,7 34,0 38,6

Проведенная реформа лишь в минимальной степени изменила соотношение средств, направляемых на выплату страховой и формирование накопительной частей трудовой пенсии. Так, в 2009 г. на пенсионные накопления было направлено примерно на 40 млрд. руб. меньше, чем могло пойти, если бы изменений не произошло (на выплату страховой части пенсии пошло на 40 млрд. руб. больше), притом, что всего на выплату страховой и формирование накопительной частей трудовой пенсии в этом году было направлено 977 и 267 млрд. руб. соответственно.

Реформа ЕСН и страховых взносов 2010-2011 гг. и ее возможные альтернативы. Реформа 2010 г. так же, как и 2005 г., коснулась и числа порогов регрессии, и их величины, и ставок для межпороговых интервалов. В 2010 г. изменение системы ставок страховых

206

взносов существенно не повлияло на значение эффективной ставки -она составила 19,3% по сравнению с 19,5% годом ранее.

В 2011 г. основная номинальная ставка страховых взносов увеличилась с 26% до 34%. Однако вполне вероятно изменение системы ставок (в сторону понижения их номинальных значений) уже в 2012 г. Одно из таких предложений было сформулировано Министерством финансов: основная ставка равна 28% до достижения начисленной заработной платой 1,5 млн. руб. и 5% - после достижения этой суммы.

При дальнейших расчетах рассматриваются 3 сценария изменения системы ставок страховых взносов в 2012 г. (основные их параметры представлены в табл. 5):

• сценарий 1 - сохранение системы ставок 2011 г. с индексацией базы для начисления взносов (этот сценарий соответствует действующему законодательству);

• сценарий 2 - вариант Министерства финансов;

• сценарий 3 - система ставок 2010 г. с индексацией базы для начисления взносов.

Таблица 5

Система ставок страховых взносов в 2010-2012 гг.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г., по сценариям

1 2 3

Величина порога регрессии,

тыс. руб. 415 463 463Х* 1500 463Х*

Ставка для первого межпорого-

вого интервала, % 26 34 34 28 26

в Пенсионный фонд России 20 26 26 20 20

Ставка для второго межпорого-

вого интервала, % 0 0 0 5 0

* X — индекс роста средней начисленной заработной платы в 2011 г.

В табл. 6 приведен прогноз значений эффективных ставок страховых взносов в 2011-2012 гг. 48 В 2011 г. произойдет значительный рост эффективной ставки - она будет равна 27,3% по сранению с 19,3% в 2010 г. Однако ее значение не достигнет уровня, наблюдавшегося в первой половине 2000-х годов. (см. табл. 2). Эффективная ставка для зачисления взносов в Пенсионный фонд также заметно возрастет, причем ее рост будет связан с ростом эффективной ставки взносов на выплату страховой части трудовой пенсии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 При расчетах используется предположение, что, согласно прогнозу Министерства экономического развития, вариант 2Ь ([3]), в 2011-2013 гг. ФНЗП вы1растет соответственно на 12,3%, 10,1 и 10,4%.

207

Принятие варианта Министерства финансов оставит эффективную ставку страховых взносов на уровне 2011 г. - она сократится только на 0,8 проц. п. по сравнению со сценарием 1. В то же время сокращение эффективной ставки для зачисления в Пенсионный фонд составит 2,1 проц. п., а ставки взносов на выплату страховой части трудовой пенсии - 2,8 проц. п., а это ощутимо увеличит дефицит бюджета Пенсионного фонда.

Таблица 6

Эффективные ставки страховых взносов в 2009-2012 гг., %

Показатель 2009 г.* 2010 г. 2011 г. 2012 г., по сценариям

1 1 1

Всего 19,5 19,3 27,3 27,4 26,6 20,4

Пенсионный фонд 16,5 16,0 21,3 21,5 19,4 16,0

на выплату страховой

части трудовой пенсии 140** 13,3 18,4 18,5 15,7 13,0

на формирование на-

копительной части

трудовой пенсии 2,5 2,7 2,9 3,0 3,7 3,0

* Эффективная ставка ЕСН и страховых взносов.

** Для 2009 г. суммируются эффективныге ставки для страховой части трудовой пен-

сии и для ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет. Это связано с тем, что с 2010 г.

базовая часть трудовой пенсии стала элементом страховой части.

Эффективные ставки для децильных групп работников. В табл. 7 представлены значения эффективных ставок ЕСН и страховых взносов для 8, 9 и 10 децильных групп работников (наиболее высокооплачиваемые работники относятся к 10 группе). Значения ставок для 1-7 групп почти полностью совпадают со значениями для 8 децильной группы.

Таблица 7

Эффективные ставки ЕСН и страховых взносов для децильных групп работников, %

Децильная группа 2004 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г., по сценариям

1 1 1

Десятая 23,8 12,5 16,7 16,9 27,1 12,7

Девятая 29,1 22,4 30,0 30,2 27,3 22,8

Восьмая 33,3 24,9 33,6 33,6 27,3 25,4

Эффективная ставка для 10 децильной группы, равная 24% в 2004 г., ежегодно снижалась и в 2010 г. составила 12,5%. Эффективная ставка для 9 децильной группы упала с 29% в 2004 г. до 22% в 2010 г. В случае

208

реализации сценария 1 эффективные ставки для 9 и 10 групп стабилизируются на уровне 30 и 17% соответственно. Принятие варианта Министерства финансов приведет к тому, что эффективные ставки страховые взносов для всех децильных групп работников будут равны 27-28%.

Работники 10 децильной группы, как и раньше, будут обеспечивать наибольшую часть поступлений страховые взносов (табл. 8). В 2004 г. на них приходилось около 30% социальных платежей, в 2011 г. - согласно прогнозу - примерно 19%. При реализации сценария 2 доля 10 децильной группы достигнет 33%, а доли остальных девяти децильных групп сократятся на 0,5-2,5 проц. п.

Таблица 8

Доли децильные групп работников в выплатах ЕСН и страховые взносов, %

Год Децильная группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2004 1,7 2,9 4,2 5,6 7,1 8,8 11,1 13,5 16,4 28,7

2011 2,8 4,3 5,5 6,8 8,3 9,9 11,9 14,7 17,1 18,7

2012

Сценарий 1 2,8 4,2 5,4 6,6 8,1 9,6 11,6 14,3 17,1 20,4

Сценарий 2 2,3 3,4 4,4 5,4 6,6 7,9 9,5 11,7 15,6 33,1

Сценарий 3 2,8 4,2 5,4 6,6 8,1 9,7 11,6 14,3 17,1 20,3

Эффективные ставки для видов экономической деятельности. Эффективные ставки страховые взносов существенно различаются для отдельных видов экономической деятельности. В Приложении 1 представлены фактические эффективные ставки для некоторых укрупненных видов деятельности за 2009 г. и расчетные - за 2010-2012 гг.

И до реформы системы социальных платежей в 2010 г., и после повышения ставок страховые взносов в 2011 г. выделяются виды деятельности, имеющие невысокие эффективные ставки страховых взносов -добыча полезных ископаемых и финансовая деятельность. Это связано с высоким уровнем оплаты труда, характерным для них. Обрабатывающие производства, наоборот, характеризуются довольно высокими ставками. В то же время эффективные ставки для всех рассмотренных видов деятельности заметно ниже номинальной ставки для первого порога регрессии (26% в 2009-2010 гг., 34% в 2011 г.).

Принятие варианта Министерства финансов приведет к сокращению разрывов в уровне нагрузки страховыми взносами между видами экономический деятельности.

Рост эффективной ставки страховые взносов за счет прибыли. Предположим, что повышение эффективные ставок страховые

209

взносов происходит за счет прибыли. В Приложении 2 приведены показатели, характеризующие этот сценарий повышения ставок.

Страховые взносы имеют относительно невысокую долю в затратах предприятий, хотя она существенно варьируется для отдельных видов экономической деятельности. В 2010 г. эта доля была равна 1,7% в добыче полезных ископаемых, 2,3% - в обрабатывающих производствах, 4,3% - в строительстве.

В 2012 г. для рассматриваемых видов деятельности увеличение доли страховых взносов в затратах и падение рентабельности не превысит 1,5 п.п., а для большинства видов - будет значительно меньше (расчет выполнен в предположении, что структура прочих элементов затрат предприятий будет соответствовать 2010 г.).

При финансировании повышения ставок исключительно за счет прибыли страховые взносы на обязательное социальное страхование в 2012 г. составят 6,9% ВВП и 6,7% ВВП при реализации сценариев 1 и 2 соответственно. Если бы повышения ставок не произошло, поступления страховых взносов были бы равны 5,1% ВВП. При этом поступления налога на прибыль организаций для сценариев 1 и 2 уменьшатся на 0,2% ВВП по сравнению со сценарием 3.

Рост эффективной ставки страховых взносов за счет роста цен при сохранении рентабельности. Предположим, что рост эффективной ставки происходит за счет повышения цен на продукцию. При этом рентабельность видов деятельности сохраняется на уровне 2010 г. Для выполнения расчетов по такому сценарию используется ценовая модель межотраслевого баланса.

Повышение ценовых индексов в результате роста ставок страховых взносов будет не очень значительным (табл. 9), притом, что прогноз сделан для крайнего варианта, при котором все предприятия сохранят уровень рентабельности, так что, скорее всего, повышение ставок вызовет еще меньший рост цен.

Таблица 9

Максимальный дополнительный темп прироста ценовых индексов, вызванный повышением ставок страховых взносов при сохранении уровней рентабельности, %

Индекс Сценарий 1 Сценарий 2

Индекс потребительских цен Индекс цен производителей промышленных товаров 2,5 2,1 2,1 1,8

При реализации данного сценария немного снизится доля ФНЗП в ВВП, и в результате поступления НДФЛ сократится на 0,1% ВВП.

210

Поступления страховых взносов для сценариев 1 и 2 возрастут на 1,6% ВВП и 1,4% ВВП соответственно по сравнению со сценарием 3.

Рост эффективной ставки страховых взносов за счет ФНЗП. Предположим, что предприятия, несмотря на повышение эффективной ставки страховых взносов, оставят неизменной долю оплаты труда в затратах. Для этого им необходимо сократить долю ФНЗП в оплате труда. При этом будем считать, что численность занятых не изменится. В таком случае для сценариев 1 и 2 поступления страховых взносов в 2012 г. возрастут на 1,6% ВВП и 1,5% ВВП по сравнению со сценарием 3 соответственно, а поступления НДФЛ сократятся на 0,2% ВВП.

В табл. 10 приведены основные результаты сравнения сценариев повышения ставок страховых взносов со сценарием возвращения к системе ставок 2010 г. При реализации сценариев 1 и 2 происходит заметное увеличение поступлений страховых взносов, при этом сокращение поступлений налога на прибыль и НДФЛ оказывается не таким значительным. Рост суммы поступлений страховых взносов и налогов находится в пределах 1,3-1,6% ВВП.

Таблица 10

Изменение поступлений страховых взносов и налогов в 2012 г. при различных сценариях по сравнению со сценарием 3, % к ВВП

За счет прибыли За счет роста цен За счет ФНЗП

Показатель Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 1 Сценарий 2 Сценарий 1 Сценарий 2

Страховые взносы 1,8 1,6 1,6 1,4 1,6 1,5

Налог на прибыль -0,2 -0,2 -0,1 -0,1 0 0

НДФЛ Сумма страхо- 0 0 -0,1 -0,1 -0,2 -0,2

вых взносов,

налога на прибыль и НДФЛ 1,6 1,4 1,4 1,2 1,4 1,3

Разумеется, предприятия будут по-разному реагировать на повышение нагрузки, связанной с уплатой страховых взносов, и сочетать различные способы ее финансирования - за счет ФНЗП, за счет прибыли, за счет роста цен и т. д. Но приведенные расчеты показывают, в каких пределах могут изменяться поступления страховых взносов и налогов.

Изменение нагрузки на малый бизнес. В 2010 г. льготную ставку страховых взносов, равную 14%, имели налогоплательщики, использующие упрощенную систему налогообложения, и плательщики единого

211

налога на вмененный доход49. В 2011 г. льготная ставка сохранилась у налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения и принадлежащих к определенным видам деятельности, прежде всего относящимся к обрабатывающим производствам и связанным с оказанием услуг. Сама номинальная ставка повысилась: в 2011-2012 гг. она равна 26%, а в 2013 г. достигнет 34%.

Из-за сокращения видов деятельности со льготной ставкой в 2011 г. ФНЗП предприятий, имеющих льготную ставку, составит только 35% ФНЗП всех предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (и которые в 2010 г. имели льготную ставку страховые взносов).

В 2011 г. эффективная ставка страховые взносов для малыгс предприятий (применяющих как льготную ставку, так и основную) поднимется до 29% по сравнению с 13% в 2010 г. Это повышение, как ожидается, даст дополнительные 185 млрд. руб. поступлений, или около 5% прогнозируемых поступлений страховых взносов. В 2013 г. эффективная ставка для малы1х предприятий возрастет до 31,5%.

Статистика страховых взносов и связанных с ними показателей в 1 кв. 2011 г. Часто выюказытаются опасения, что изменение системы ставок страховые взносов в 2011 г. приведет к увеличению доли зарплат, вытлачиваемых «в конверте», а также вышудит предприятия сокращать персонал, ограничивать рост заработной платы и даже, в крайнем случае, прекращать деятельность. Это, в свою очередь, не позволит добиться запланированного фискального эффекта от повышения ставок взносов.

Однако, согласно имеющейся статистике (табл. 11), поступления страховые взносов в 1 кв. 2011 г. быши в полтора раза больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года.

Таблица 11

Поступления страховые взносов и связанные с ними показатели

Показатель 1 кв. 2010 г. 1 кв. 2011 г.

Страховые взносы, млрд. руб. 456,6 680,7

Налог на прибыль, млрд. руб. 386,6 560,8

НДФЛ, млрд. руб. 358,8 398,3

ФНЗП, полный круг организаций, млрд. руб. 2710,7 2967,9

Численность занятых, млн. чел. 68,0 69,4

Среднесписочная численность работников,

полный круг организаций (без внешних

совместителей), млн. чел. 46,4 46,3

Коэффициент на 1000 организаций

открытия 23,1 22,9

ликвидации 11,4 16,3

49 Льготные ставки имели и имеют в настоящий момент и другие, немногочисленные, категории налогоплательщиков. Их доля в совокупных поступлениях страховых взносов невелика, поэтому вопросы изменения нагрузки для этих категорий не рассматриваются.

212

Поступления налога на прибыль и НДФЛ также возросли. При этом численность занятых - как совокупная, так и в организациях - осталась на прежнем уровне. Коэффициент открытия организаций сопоставим со значениями нескольких предыдущих лет, когда не было повышения ставок страховых взносов. Коэффициент ликвидации организаций превосходит значение 2010 г. Но закрытие примерно 16 организаций на 1000 вряд ли может быть свидетельством катастрофического положения бизнеса (для сравнения: в 1 кв. 2007 г. на 1000 организаций было закрыто 22, и на темпах экономического роста это не отразилось).

Заключение. Оценка последствий изменения системы ставок страховых взносов должна выполняться на основе исследования и моделирования структуры затрат по отдельным видам экономической деятельности. Для этой цели была разработана модель, позволяющая прогнозировать значения эффективных ставок страховых взносов и некоторых других экономических показателей, зависящих от величины социальных платежей. Расчеты при помощи построенной модели дали следующие результаты.

• Повышение в 2011 г. основной ставки страховых взносов с 26% до 34% увеличит величину платежей по ним до 6,5-6,9% ВВП (в зависимости от сценария) против 5,1% ВВП в 2010 г.

• Система ставок страховых взносов, введенная в 2010 г., оставила их эффективную ставку на уровне 2009 г. Но после повышения основной ставки взносов в 2011 г., эффективная ставка станет равной 27,3%. В дальнейшем ее значение стабилизируется.

• Изменение системы ставок в соответствии с вариантом Министерства финансов оставит эффективную ставку на уровне 2011 г. Вместе с тем этот вариант повышения ставок взносов характеризуется более низкой эффективной ставкой для зачисления взносов на выплату страховой части трудовой пенсии, так что его реализация приведет к увеличению дефицита бюджета Пенсионного фонда.

• В 2011 г. повысятся эффективные ставки страховых взносов для отдельных видов экономической деятельности, причем повышение будет крайне неравномерным. В результате, как и в предыдущие годы, наибольшие значения эффективных ставок будут иметь обрабатывающие производства, а наименьшие - финансовая деятельность и добыча полезных ископаемых.

• Принятие варианта Министерства финансов практически полностью ликвидирует разрывы в уровне нагрузки страховыми взносами между видами деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

213

• В 2011 г. эффективная ставка страховых взносов значительно повысится для всех децильныгс групп работников, кроме наиболее высокооплачиваемой 10 группы. Реализация варианта Министерства финансов приведет к выгравниванию эффективных ставок для всех групп работников.

• В зависимости от источника финансирования роста социальных платежей, поступления страховых взносов в 2011 г. увеличатся на 1,5-1,8% ВВП, а сокращение поступлений налога на прибыль и НДФЛ в совокупности не превысит 0,4% ВВП по сравнению со сценарием, не предусматривающим изменения системы ставок страховых взносов.

• Максимальный дополнительный темп прироста индекса потребительских цен, вызванный повышением ставок, будет равен 2,5%, а индекса цен производителей промышленных товаров - 2,1%.

• Эффективная ставка страховые взносов для малых предприятий в 2011 г. будет равна 29% против 13% в 2010 г. В то же время изменение системы льготных ставок даст только 5% прогнозируемые в 2011 г. поступлений страховых взносов, поэтому возникает сомнение в целесообразности повышения уровня нагрузки на малый бизнес.

Согласно построенному прогнозу, повышение ставок страховые взносов, вопреки опасениям, не приведет к негативным последствиям для экономики. Об этом свидетельствует и статистика за 1 кв. 2011 г. Однако система ставок страховых взносов может быть улучшена. Во-первых, за счет более гибкой политики в отношении малого бизнеса. Во-вторых, за счет более равномерного распределения нагрузки страховыми взносами.

Литература и информационные источники

1. Широв A.A., Янтовский A.A. Oß инструментарии долгосрочного макроэкономического прогнозирования // Экономист, N«2, 2008.

2. Лисин B.C., Узяков М.Н. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. М.: ТЕИС, 2002.

3. Показатели уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 гг.

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20101217_03

214

Эффективные ставки страховых взносов для видов экономической деятельности, %

Показатель 2009 г.* 2010 г. 2011 г. 2012 г., по сценариям

1 2 3

Добыча полезных иско-

паемых 17,9 17,5 22,9 23,1 26,8 17,5

Обрабатывающие про-

изводства 20,3 21,3 28,7 28,8 26,1 21,3

Производство пищевых

продуктов, включая

напитки, и табака 19,2 19,5 27,7 27,8 23,7 19,5

Текстильное и швейное

производство; произ-

водство кожи, изделий

из кожи и производст-

во обуви 19,0 20,8 30,5 30,5 21,9 20,8

Производство прочих

неметаллических ми-

неральных продуктов 17,6 20,5 29,4 29,5 23,1 20,5

Металлургическое про-

изводство и производ-

ство готовых металли-

ческих изделий 22,1 22,2 29,0 29,0 28,0 22,2

Производство машин и

оборудования; произ-

водство электрообору-

дования, электронного

и оптического обору-

дования; производство

транспортных средств

и оборудования 20,6 21,3 29,3 29,4 25,1 21,3

Производство и распре-

деление электроэнер-

гии, газа и воды 16,8 17,6 26,6 26,7 20,7 17,6

Строительство 20,0 20,1 27,0 27,1 26,5 20,2

Оптовая и розничная

торговля; ремонт авто-

транспортных средств,

мотоциклов, бытовых

изделий и предметов

личного пользования 21,1 18,6 24,3 24,3 27,4 18,6

Транспорт и связь 18,9 19,6 27,0 27,1 25,1 19,6

Финансовая деятель-

ность 16,1 15,8 20,6 20,7 24,8 15,8

Операции с недвижи-

мым имуществом,

аренда и предоставле-

ние услуг 20,0 18,3 23,9 24,0 27,2 18,3

* Эффективная ставка ЕСН и страховых взносов.

215

Доля страховых взносов в затратах и рентабельность для видов экономической деятельности при финансировании повышения эффективные ставок страховых взносов за счет прибыли, %*

Показатель Доля страховых взносов в затратах Рентабельность

2010 г.** 2012 г. 2010 г. 2012 г.

сцен. 1 сцен. 2 сцен. 1 сцен. 2

Добыча полезных ископаемых 1,7 2,0 2,4 35,5 35,1 34,8

Обрабатывающие производства 2,3 2,9 2,7 14,3 13,7 13,9

Производство пищевых продук-

тов, включая напитки, и табака 2,1 2,7 2,3 12,2 11,5 11,9

Производство прочих неметалли-

ческих минеральных продуктов 3,2 4,0 3,1 7,9 7,1 8,0

Металлургическое производство и

производство готовых металли-

ческих изделий 2,0 2,5 2,4 18,7 18,2 18,3

Производство машин и оборудо-

вания; производство электро-

оборудования, электронного и

оптического оборудования; про-

изводство транспортных средств

и оборудования 4,1 5,0 4,3 6,7 5,8 6,5

Производство и распределение

электроэнергии, газа и воды 2,8 3,2 2,5 7,2 6,8 7,5

Строительство 4,3 5,2 5,1 5,7 4,8 4,9

Оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов, бытовых

изделий и предметов личного

пользования 2,1 3,1 3,5 9,2 8,2 7,8

Транспорт и связь 4,2 5,2 4,9 13,8 12,7 13,1

* Крупные и средние предприятия, без бюджетных организаций.

** Данные за первые 3 квартала 2010 г.

216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.