Научная статья на тему 'Анализ эффективности изменений тарифной политики обязательного пенсионного страхования'

Анализ эффективности изменений тарифной политики обязательного пенсионного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ФИСКАЛЬНАЯ НАГРУЗКА / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕНСИЯ / INSURANCE PREMIUM / FISCAL LOAD / TARIFF POLICY / PENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герман Юлия Александровна

Рассматривается реализация мер тарифной политики, проводимой в рамках обязательного пенсионного страхования, и их влияние на уровень фискальной нагрузки страховых взносов на экономику. анализируются взаимосвязи между изменениями ставок страховых взносов и динамикой скрытой оплаты труда и заработной платы. Приводятся предложения по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности использования инструментов страховой тарифной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with measures of the tariff policy implemented in the compulsory pension insurance framework and their impact on the insurance premium fiscal load on the economy. Interrelations between insurance premium rate changes and the dynamics of hidden labor remuneration and salaries are analyzed. Proposals for further improvement of the insurance tariff policy tools efficiency are put forward.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности изменений тарифной политики обязательного пенсионного страхования»

ю.а. герман анализ эффективности изменений тарифной Политики..,

131

УДК 336.22

Анализ эффективности изменений тарифной политики обязательного пенсионного страхования

Рассматривается реализация мер тарифной политики, проводимой в рамках обязательного пенсионного страхования, и их влияние на уровень фискальной нагрузки страховых взносов на экономику. Анализируются взаимосвязи между изменениями ставок страховых взносов и динамикой скрытой оплаты труда и заработной платы. Приводятся предложения по дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности использования инструментов страховой тарифной политики.

Ключевые слова: страховые взносы; фискальная нагрузка; тарифная политика; пенсия.

The article deals with measures of the tariff policy implemented in the compulsory pension insurance framework and their impact on the insurance premium fiscal load on the economy. Interrelations between insurance premium rate changes and the dynamics of hidden labor remuneration and salaries are analyzed. Proposals for further improvement of the insurance tariff policy tools efficiency are put forward.

Keywords: insurance premium; fiscal load, tariff policy; pension.

Герман Юлия Александровна

аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета E-mail: german_y_a@mail.ru

инструменты тарифной политики

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., одобренных Правительством РФ 30.05.2013, установление оптимального для развития бизнеса уровня фискальной нагрузки страховых взносов является одним из приоритетных в области налоговой политики государства.

Вышеуказанная цель может быть достигнута посредством применения соответствующей тарифной политики, направленной либо на снижение фискальной нагрузки и уровня скрытой

оплаты труда, либо на получение дополнительных средств из новых источников финансирования. При этом главными инструментами тарифной политики обязательного пенсионного страхования является не только установление размеров ставок страховых взносов, но и применение регрессивной шкалы для установления облагаемой страховыми взносами базы. При этом пересмотр порядка применения шкалы облагаемости работников страховыми взносами ведет, как правило, к скрытому увеличению фискальной нагрузки и перераспределению фискальной нагрузки от отраслей, характеризующихся низкой заработной платой работников, в сторону отраслей с большей долей работников, получающих высокую оплату труда, в то время как повышение тарифов оказывает более равномерное влияние на экономику страны. Таким образом, увеличение поступлений страховых взносов может быть достигнуто либо благодаря использованию прямых количественных методов посредством увеличения тарифных ставок, либо путем применения косвенных методов с помощью повышения шкалы облагаемости фонда оплаты труда страховыми взносами или снижения фискальной нагрузки с целью вывода заработной платы из тени. Снижение уровня

132

публикации молодых ученых

Таблица 1

Изменения тарифной политики обязательного пенсионного страхования за 2005-2012 гг.

Год Изменения в тарифной политике

Изменение общеустановленного тарифа Изменение регрессивной шкалы

2004* 28% 4 порога

2005 20% 3 порога

2010 Отмена уплаты взносов сверх шкалы облагаемости Один ежегодно индексируемый порог

2011 26% Увеличение шкалы за счет индексации

2012 22%, ведение 10% тарифа для заработной платы, превышающей шкалу облагаемости Увеличение шкалы за счет индексации

"действующая тарифная политика на момент изменений

скрытой оплаты труда должно способствовать увеличению фонда заработной платы, следовательно, вести к расширению базы облагаемости работников страховыми взносами. Помимо этого, с теоретической точки зрения, понижение фискальной нагрузки на расходы по оплате труда должно привести к повышению уровня заработной платы в стране.

Изменение тарифной политики обязательного пенсионного страхования за 2005-2012 гг.

В России в полной мере использовались все вышеприведенные инструменты тарифной политики (табл. 1).

За последние 10 лет тарифная политика обязательного пенсионного страхования в России претерпела значительные изменения. Так, за период с 2004 г. трижды существенно пересматривался тариф страховых взносов [единого социального налога (далее — ЕСН) до 2010 г.]. В 2005 г. тариф ЕСН в части, в которой он поступал на финансирование пенсионной системы, был снижен на 8%, что незамедлительно повлияло на сбалансированность бюджета ПФР, а именно привело к ежегодно нарастающему дефициту распределительной составляющей бюджета. В 2010 г. была изменена действовавшая на тот момент двухуровневая регрессивная шкала: количество пороговых значений было уменьшено до одного, при этом с годового заработка свыше установленного порога страховые взносы не взимались. Важным событием на этом этапе реформирования пенсионной системы стало введение порядка ежегодной индексации шкалы облагаемости работников страховыми взносами, чего раньше не было. В 2011 г. в целях

уменьшения дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) тариф страховых взносов был повышен на 6%, однако такое увеличение вызвало большое недовольство у бизнес-сообщества, что стало причиной принятия законодателем мер по уменьшению общего тарифа страховых взносов до 22% в 2012 г. В этом же году был введен дополнительный тариф страховых взносов в размере 10% в отношении фонда заработной платы, превышающего установленное пороговое значение.

Поступление страховых взносов с учетом изменений тарифной политики обязательного пенсионного страхования

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. предполагается продление до 2016 г. применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, который действует в 2013 г., в отношении большинства плательщиков страховых взносов. При этом планируется постепенное исключение отдельных категорий плательщиков из разряда льготного обложения страховыми взносами. В случае необходимости предоставление мер государственной поддержки отдельным отраслям экономики будет осуществляться таким образом, чтобы не затрагивать систему обязательного социального обеспечения, что является экономически и социально оправданным в целях развития страховых принципов формирования пенсионных прав граждан.

Рис. 1. Динамика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование* за 2005-2012 гг. в текущих ценах и в ценах 2004 г.,%

Источник: расчеты автора на основе данных Росстата за 2005 г., Федерального казначейства - за 2006-2012 гг. * Здесь и далее будут рассматриваться данные по поступлениям страховых взносов без учета поступлений фиксированных платежей, дополнительных страховых взносов и объема задолженности по уплате страховых вносов.

50% 40% 30% 20% 10% 0% -10% -20%

12,4

17,7

7,5

0,5

0,5

2006

2007

2008

009

темп прироста страховых взносов в текущих ценах темп прироста страховых взносов в ценах 2004 года

Рассмотрим поступление страховых взносов с учетом изменений тарифной политики обязательного пенсионного страхования. Как следует из рис. 1, снижение тарифа ЕСН в 2005 г. привело к снижению доходных поступлений в бюджет ПФР на 4,3% в текущих ценах и на 15,1% в сопоставимых ценах. В дальнейшим наблюдался ежегодный существенный рост поступлений страховых взносов вплоть до кризисных 2008-2009 гг. Следует отметить, что в 2009 г. произошло уменьшение

поступления страховых взносов в сопоставимых ценах в размере 10%. Пересмотр порядка уплаты страховых взносов в 2010 г. не повлиял на увеличение поступлений в бюджет ПФР: в сопоставимых ценах отчисления остались фактически на уровне 2009 г., что свидетельствует о низкой эффективности проводившихся на данном этапе изменений в тарифной политике. Однако меры, принятые в 2010 г., необходимо рассматривать в качестве подготовительных мероприятий, направленных

30%

25%

20%

15%

28%

ч 26% ^ % О»

20%

22%

20,0%

17,7% 17,0% 16,5%

10%

2004 2005

2006 2007 2008 2009 2010 ^эффективный тариф страховых взносов

общеустановленный тариф страховых взносов

2011 2012

Рис. 2. Эффективный и общеустановленный тарифы страховых взносов в 2004-2012 гг.,%

Источник: расчеты автора на основе данных Росстата за 2004-2005 гг., Федерального казначейства - за 2006-2012 гг.

о%

о%

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 □ соотношение скрытой оплаты труда с объемом фонда заработной платы

■темп прироста скрытой оплаты труда

■темп прироста фонда заработной платы

Рис. 3. Динамика фонда заработной платы и скрытой оплаты труда за 2003-2012 гг., в%.

Источник: расчеты автора на основе данных Росстата, Федерального казначейства, прогнозов Минэкономразвития России.

на адаптацию существовавшей шкалы тарифов к их грядущему увеличению в 2011 г. Повышение ставок страховых взносов на 6% способствовало увеличению поступлений на 47,5% в текущих и на 35,8% в сопоставимых ценах. Снижение тарифов в 2012 г. не привело к отрицательной динамике поступлений страховых взносов, однако способствовало замедлению темпов их роста (рис. 1).

В качестве своеобразных индикаторов, свидетельствующих об эффективности производимых изменений в тарифной политике, можно рассматривать эффективный тариф страховых взносов, темпы прироста скрытой оплаты труда, фонда заработной платы и непосредственно самой средней заработной платы в экономике.

Эффективный тариф страховых взносов — это относительный показатель, который представляет собой отношение объема уплаченных страховых взносов и фонда заработной платы (рис. 2). Сокращение отклонений между эффективным и общеустановленным тарифами может свидетельствовать о расширении охвата работников обязательствами по уплате страховых взносов, что будет способствовать увеличению доходной базы бюджета ПФР. Однако при наличии регрессивной шкалы и большого числа применяемых льготных тарифов всегда будут иметься некоторые расхождения в значениях этих показателей.

В 2004 г. эффективный тариф составлял 23,4%, т. е. был на 4,6% ниже общеустановленного тарифа [1]. Снижение тарифов ЕСН в 2005 г. способствовало сокращению отклонений между эффективным и общим тарифами до 2%. Далее наблюдалось постепенное снижение эффективного

тарифа, что объяснялось отсутствием нормы индексирования предельной шкалы облагаемости страховыми взносами (до 2010 г.) и, как следствие, увеличением доли заработной платы, превышающей регрессивную шкалу. Образовавшееся отклонение в результате реализации в 2010 г. мер, принятых в области тарифной политики, достигло 4%, в 2011 г. оно увеличилось до 4,4%. В результате пересмотра тарифов страховых взносов в 2012 г. разница между общим и эффективным тарифами была снижена до 2%, что можно рассматривать как свидетельство недостаточной эффективности применявшихся в 2006-2011 гг. подходов к тарифной политике как в установлении тарифов, так и в применении регрессивной шкалы.

Интерес представляют показатели, представленные на рис. 3, где отражена разнонаправленная динамика скрытой оплаты труда и фонда заработной платы. Несмотря на сопоставимость темпов прироста этих показателей, как правило, замедление роста фонда заработной платы происходит на фоне нарастания уровня скрытой оплаты труда, и наоборот. При этом если в 2005 г. снижение фискальной нагрузки привело к замедлению темпа прироста скрытой оплаты труда, то в 2006 г. темп прироста этого показателя был максимальным за весь рассматриваемый период и составил 35%. Следует также отметить, что в 2000-2003 гг. соотношение скрытой оплаты труда и фонда заработной платы постепенно снижалось с 59,3 до 45,5%, но к 2006 г. значение этого показателя возросло до 56,2%. В 2011 г. данное соотношение превысило 61% с последующим незначительным снижением в 2012 г. до 60,5%. В целом надо отметить, что

Таблица 2

Корреляционный анализ тесноты взаимосвязей

Наименование зависимости Значение коэффициента корреляции

Зависимость между страховыми взносами и НДФЛ 0,945

Зависимость между страховыми взносами и скрытой оплатой труда 0,979

Зависимость между страховыми взносами и фондом заработной платы 0,956

Зависимость между страховыми взносами и средней заработной платой в экономике 0,963

высокий уровень теневой экономики является одной из главных проблем, стоящих перед российской пенсионной системой. Начисление взносов на скрытую оплату труда принесло бы в бюджет ПФР свыше 1,4 трлн руб. при условии, что прогнозируемый дефицит в 2013 г. составит менее 1,1 трлн руб. Это позволило бы в пределах указанной суммы в два раза увеличить индексацию всех видов пенсий [2].

Сравнение динамики страховых взносов и фонда заработной платы показывает, что совокупное изменение трудовых доходов населения является определяющим, но не единственным фактором, влияющим на наполняемость бюджета ПФР. Как правило, на всем протяжении рассматриваемого периода темп прироста фонда заработной платы превосходил рост отчислений, за исключением 2011 г. Однако, как показал анализ корреляции, наиболее тесная связь наблюдается между

поступлениями страховых взносов и скрытой оплатой труда: коэффициент корреляции составил 0,979 (табл. 2). При этом во всех рассматриваемых вариантах связь показателей оказалась очень высокой и варьировалась незначительно.

Однако показатель «скрытая оплата труда», используемый в Системе национальных счетов, носит больше оценочный характер, поэтому для анализа влияния тарифной политики страховых взносов на уровень теневой экономики следует рассматривать динамику поступлений налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), поскольку в отличие от страховых вносов за период с 2005 г. налоговые ставки по этому налогу не пересматривались, и обложению по ставке 13% подлежит весь фонд заработной платы (за исключением налоговых вычетов, но их доля не столь велика). Следовательно, возникновение значительных отклонений в динамике поступлений НДФЛ и фонда

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% -5%

33,9% 35,2%

31,5%

|=1темп роста страховых взносов

темп роста фонда заработной платы

Зтемп роста поступлений НДФЛ

Рис. 4. Динамика поступлений НДФЛ*, фонда заработной платы и страховых вносов в 2005-2012 гг.,%

Источник: расчеты автора на основе данных Росстата и Федерального казначейства * В расчетах учтены только поступления НДФЛ по ставке 13%.

30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

26,9%

27,8% 27,2%

26,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12,4% 11,5%

14,8%

7,8%

1

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Рис. 5. Рост среднемесячной заработной платы в экономике за 2003-2012 гг.

Источник: расчеты автора на основе данных Минэкономразвития России.

заработной платы может служить сигналом об увеличении/снижении уровня скрытой оплаты труда. Как следует из рис. 4, динамика поступлений страховых взносов и НДФЛ очень схожа. Серьезные расхождения по объективным причинам возникали в периоды изменения тарифной политики и в годы кризиса, когда динамика поступлений НДФЛ была отрицательной. При этом темп прироста НДФЛ в 2005, 2009-2010 и 2012 гг. отставал от темпа прироста фонда заработной платы. В то же время опережающий рост НДФЛ в 2006-2008 гг. можно рассматривать в качестве свидетельства вывода заработной платы из тени.

Увеличение поступлений страховых взносов может быть достигнуто либо благодаря использованию прямых количественных методов посредством увеличения тарифных ставок, либо путем применения косвенных методов с помощью повышения шкалы облагаемости фонда оплаты труда страховыми взносами

На рис. 5 представлена динамика среднемесячной заработной платы в экономике. Как следует из рисунка, средний темп прироста заработной платы в период 2005-2008 гг. несколько возрос, однако на фоне 8% снижения ЕСН он выглядит

незначительным. При этом в 2005 г. наблюдался стремительный рост заработных плат, однако это не позволяет утверждать, что он был следствием тарифной политики, поскольку между снижением фискальной нагрузки и увеличением трудовых доходов работников за счет переноса высвободившихся средств у работодателя, как правило, имеется некоторый временной лаг. Помимо этого, в 2006 г. рост заработной платы замедлился. Следует также отметить заметное снижение темпов прироста заработной платы в 2011 г., что могло быть следствием пересмотра тарифной политики.

В табл. 3 представлены результаты анализа эффективности тарифной политике обязательного пенсионного страхования в 2010-2012 гг. Как показали произведенные расчеты, пересмотр порядка применения регрессивной шкалы в 2010 г. способствовал увеличению доходной части бюджета ПФР, при этом теоретический эффективный тариф увеличился на 0,4%. Повышение тарифа страховых взносов в 2011 г. привело к увеличению теоретического эффективного тарифа на 5,4% относительно предыдущего порядка расчета страховых взносов. В 2012 г. за счет введения десяти— процентного тарифа для доходов, превышающих шкалу облагаемости, удалось более чем в два раза снизить потери от выпадающих доходов из-за вынужденного снижения тарифов.

Таким образом, проведенный анализ выявил невысокую эффективность тарифной политики, направленной на ослабление фискальной нагрузки страховых взносов в 2005-2009 гг. Несмотря на сокращение отклонений между эффективным и общеустановленным тарифами ожидаемого сокращения скрытой оплаты труда не произошло.

Таблица 3

Оценка эффективности использования различных инструментов тарифной политики в 2010-2012 гг.

Показатели 2010 2011** 2012**

старый порядок новый порядок старый порядок (2010) новый порядок старый порядок (2011) новый порядок (действующий) новый порядок без учета уплаты 10% сверх базы

Теоретический объем страховых взносов,* млрд руб. 1906,3 1950,1 2126,0 2763,8 3169,5 2953,9 2681,9

Абсолютная эффективность, млрд руб. 43,8 637,8 -215,6 -487,6

Теоретический эффективный тариф, % 14,8% 15,2% 18,1% 23,5% 21,3% 19,8% 18,0%

*расчет производился исходя из общего тарифа страховых взносов, без учета корректировки на собираемости страховых взносов;

**с учетом индексации шкалы облагаемости. Источник: расчеты автора на основе использования данных обследования распределения численности работников по размерам

начисленной заработной платы за апрель 2009 и 2011 гг. Росстата

Рост заработной платы оставался на уровне 2003 г. (за исключением кризисного периода). В 20102011 гг. наблюдалось нарастание отклонений между эффективным и общим тарифами.

Однако следует отметить активное использование регрессивной шкалы в качестве инструмента тарифной политики в России. При этом высокую применяемость этого инструмента можно объяснить скрытым характером его воздействия и возможностью перераспределения фискальной нагрузки. Учитывая многочисленные изменения порядка определения взносооблагаемой базы, можно сделать вывод о наличии потенциального резерва для увеличения доходов бюджета ПФР за счет использования этого инструмента тарифной политики. В настоящее время шкала облагаемости страховыми взносами составляет 1,6 средней заработной платы в экономике, при этом 14,5% наемных работников имеют заработки выше этого уровня. Таким образом, учитывая высокую степень дифференциации населения по уровню доходов, целесообразно повысить пороговое значение регрессивной шкалы. Следует подчеркнуть, что на пресс-конференции, посвященной презентации новой пенсионной формулы и пенсионного калькулятора, министром труда и социальной защиты М. А. Топилиным было заявлено о повышении с 2015 г. шкалы облагаемости страховыми взносами на 0,1 средней заработной платы ежегодно

вплоть до достижения величины 2,3 средней заработной платы в 2021 г. [3]. Это позволит увеличить отчисления в бюджет ПФР, не повышая тарифов страховых взносов.

Кроме этого, следует подчеркнуть необходимость уменьшения количества преференций по уплате страховых взносов. Меры государственной поддержки социально значимых отраслей экономики должны реализоваться вне пенсионной системы за счет предоставления льгот по другим видам налогов. При этом экономически более целесообразно увязать предоставляемые преференции не с расходами по оплате труда, а с результатами деятельности таких предприятий.

Литература

1. Гончаренко А. И., Первякова Ю. Г., Иванее-ва Ю. И. Единый социальный налог: современные проблемы и модели развития // Финансы и кредит. 2005. № 30. С. 25-32.

2. Соловьев А. К. Макроэкономический анализ пенсионной системы. // Экономист. 2013. № 3. С. 49.

3. Стенограмма пресс-конференции, посвященной презентации новой пенсионной формулы и пенсионного калькулятора от 26.06.2013 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Минтруда. URL: http://www. rosmintrud.ru/pensions/razvitie/192;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.