Научная статья на тему 'Последние исследования в обла сти безопасности синтетических красителей и тенденции развития рынка'

Последние исследования в обла сти безопасности синтетических красителей и тенденции развития рынка Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
230
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Колмакова Н.С

Компания «Милорада» известна на рынке пищевых ингредиентов как надежный партнер, проверенный временем. Специалисты компании не только предлагают ингредиенты для всех областей пищевой промышленности, но и изучают движение и развитие зарубежного рынка ингредиентов. В свою очередь, партнеры компании знакомят ее сотрудников с исследованиями, связанными с применением и безопасностью тех или иных пищевых ингредиентов, с их влиянием на здоровье человека, сохранностью продукта при хранении и т. д. В исследованиях участвуют как независимые лаборатории, так и государственные. Особый интерес представляют исследования, проведенные независимыми экспертами института Southampton, посвященные синтетическим красителям и их влиянию на поведение детей. В данной статье рассматривается динамика развития событий на европейском рынке после публикаций этих исследований, а именно реакции Европейской администрации по пищевой безопасности (EFSA) и потребителей. Отмечены не только сложности перехода на натуральные красители, но и положительные маркетинговые стороны вопроса позиционирования продукта с натуральными ингредиентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последние исследования в обла сти безопасности синтетических красителей и тенденции развития рынка»

СЫРЬЕ И ДОБАВКИ

Последние исследования

в области безопасности синтетических красителей и тенденции развития рынка

Н.С. Колмакова

ООО «КПФ Милорада»

Компания «Милорада» известна на рынке пищевых ингредиентов как надежный партнер, проверенный временем. Специалисты компании не только предлагают ингредиенты для всех областей пищевой промышленности, но и изучают движение и развитие зарубежного рынка ингредиентов. В свою очередь, партнеры компании знакомят ее сотрудников с исследованиями, связанными с применением и безопасностью тех или иных пищевых ингредиентов, с их влиянием на здоровье человека, сохранностью продукта при хранении и т. д. В исследованиях участвуют как независимые лаборатории, так и государственные. Особый интерес представляют исследования, проведенные независимыми экспертами института Southampton, посвященные синтетическим красителям и их влиянию на поведение детей. В данной статье рассматривается динамика развития событий на европейском рынке после публикаций этих исследований, а именно реакции Европейской администрации по пищевой безопасности (EFSA) и потребителей. Отмечены не только сложности перехода на натуральные красители, но и положительные маркетинговые стороны вопроса позиционирования продукта с натуральными ингредиентами.

Сегодня пищевые красители классифицируют следующим образом: натуральные пищевые красители, синтетические пищевые красители, неорганические пищевые красители.

Эксперты института Southampton исследовали синтетические красители: солнечный закат (Е110), кармуазин (Е122), хинолиновый желтый (Е104), тартразин (Е102), понсо 4R (Е124), аллюра красный (Е129).

Эти красители широко применяют при производстве напитков - безалкогольных, сокосодержащих, алкогольных и слабоалкогольных, а также кондитерских изделий (конфет, драже и т. д.), мороженого и фруктовых наполнителей.

Для проведения исследований эксперты института Southampton готовили сокосодержащие напитки. В составленных смесях напитков присутствовал бензоат натрия - консервант, который всегда имеется в безалкогольных на-

питках. Один из образцов включал плацебо - физиологически инертное вещество. Определяли количество синтетических красителей, поступившее в организм детей при употреблении напитков. Количество синтетических красителей, содержавшихся в тестируемых напитках, сопоставляли с количеством кондитерских изделий, для окрашивания которых требуется такое же количество красителей.

Среди детей, принимавших участие в эксперименте, были выделены две группы: трехлетние и 8-9-летние. При пересчете количества синтетических красителей из напитков (суточная доза) на кондитерские изделия потребление составляло: для трехлетних детей примерно 112 г конфет (1-2 упаковки), а для 8-9-летних детей - 224 г конфет (2-3 упаковки) соответственно.

Исследования показали, что дети, участвующие а эксперименте становились более гиперактивными по сравнению с детьми, которые получали плацебо.

Гиперактивность встречается в детском возрасте - это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т. е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их легко и обрадовать, и расстроить.

Данные этого исследования, опубликованные в журнале The Lancet 6 сентября 2007 г., вызвали повышенный интерес прессы за рубежом и пристальное внимание общественности. В средствах массовой информации стали часто упоминать продукты, содержащие синтетические красители; последовала реакция правительства, агентств и официальных органов других стран.

После многочисленных публикаций в газетах и Интернете многие покупате-

ли продуктов, содержащих синтетические красители, высказали свое мнение относительно наблюдений за поведением детей, которые каждый день потребляли продукты с подобными химическими ингредиентами.

Так, в статье My son's diet made him hyperactivety («Питание моего сына способствует его гиперактивности») Хелен Буник отметила изменения в поведении своего сына Лии. Ее ребенок употребляет много продуктов, на этикетке которых обозначено огромное количество пищевых ингредиентов с кодом Е. Среди этих ингредиентов можно найти весь перечень синтетических красителей. Без изменения каких-либо пристрастий в питании ребенка мама отметила изменения в его поведении. После прочтения информации о вреде синтетических красителей мать мальчика связывает изменения в его поведении с негативным воздействием таких продуктов.

После публикаций общественность ожидала реакций государственных органов, и 11 сентября 2007 г. появились рекомендации Администрации по Пищевым Стандартам (FSA) по отношению к искусственным красителям. А затем и Европейская администрация по Пищевой Безопасности (EFSA) рассмотрела возможность проведения дополнительного исследования государственными лабораториями.

В прессе также был отмечен тот факт, что производители не спешат заменить синтетические красители на натуральные в своих рецептурах. Хотя мы, как специалисты в области пищевых ингредиентов, вполне понимаем, с чем связаны такие сложности.

Одним из самых первых производителей, решившихся произвести замену синтетических красителей на натуральные, стала компания «Марс» (Mars). В своих продуктах, которые достаточно популярны и на российском рынке: «Старберст» (Starburst), «Скитлс» (Skittles) и «M&M», синтетические красители применять больше не будут. Причем полную замену в этих продуктах компания «Марс» обязалась произвести до конца 2008 г. За компанией «Марс» последовала компания «Кед-бери» (Cadbury Tebor Bassett, Confectionary giants cut use of artificial additives by Haven Willmer).

Как известно, натуральные красители - это более дорогие продукты по сравнению с синтетическими. Так как

RAW MATERIALS AND ADDITIVES

их получают из дорогостоящего растительного сырья. Большое значение имеет урожайность последнего. Внося натуральные компоненты, производитель сознательно увеличивает стоимость продукта. Но, как часто бывает, не всегда «минусы» могут быть только «минусами». Из ситуации по удорожанию продуктов с применением натуральных красителей многие производители сумели извлечь и выгоду. В случае применения натуральных компонентов позиционируемый продукт питания на рынке можно рассматривать как продукт без синтетических ингредиентов. Например, компания «Кедбери» собирается выпустить линейку новых кондитерских изделий, где на упаковке покупатель всегда сможет найти информацию по составу используемых красителей, и они будут только натуральными.

В марте 200S г. в прессе появилась информация о том, что EFSA не выносит окончательного вердикта по отношению к применению пищевых синтетических красителей (EFSA's Southampton verdict: No call to change additive ADIs by Jess Halliday). Но и общественность, и FSA, а также Европейский парламент продолжают настаивать на официальном запрете синтетических красителей («Scientists demand action of food additives», «Southampton colours should be phased out, says FSA», «MEPs vote for ban on unnecessary colours for kids» by Laura Growly).

Как итог прошла «вторая волна» публикаций, в которых отмечалась все та же тревожная ситуация о вреде продуктов для детей, содержащих синтетические красители. В прессе продолжают появляться статьи с достаточно агрессивной политикой против применения синтетических красителей в продуктах, которые употребляют наши дети.

Но даже несмотря на сложившуюся ситуацию в Европе, законодательные органы до сих пор не приняли окончательного решения по запрету или ограничению использования синтетических красителей в пищевой промышленности. И только в США Federal drug administration (FDA) намерен ввести обязательную маркировку пищевых продуктов с предупреждением о содержании в них синтетических красителей («FDA urged to ban artificial colors linked to hyperactivity» by Stephen Denielly). Хотя непринятие законодательного акта об отмене применения синтетических красителей, на наш взгляд, не связано напрямую с результатами проведенных исследований экспертами института Southampton.

Какой способ законодательного регулирования выбрать производителю? Что означает «натуральный»? Сегодня законодательные органы в Европе и США не смогли дать точное определение этому термину. И это тоже влияет на промедление со стороны законода-

тельства в принятии решения относительно применения синтетических красителей в пищевой промышленности («How natural is natural», «Natural will remain undefined», says FDA).

Интересны также опросы населения и их отношение к продуктам с синтетическими и натуральными красителями. Как показывают результаты опроса, покупатели хотят видеть информацию о содержании красителей на лицевой стороне упаковки, знать все о различиях между натуральными и синтетическими красителями, и многие покупатели верят в положительное воздействие натуральных красителей на организм («Восприятие этикеток пищевых продуктов. Социологическое исследование»//ТИе Hartmann Group. 2007. Декабрь.).

В любом случае и независимо от того, когда Европейский парламент примет законодательные акты о применении, снижении или запрете на использование синтетических красителей, производители могут выносить информацию о внесенных в продукт натуральных красителях на лицевую сторону упаковки. И это, в свою очередь, может стать хорошим маркетинговым шагом в продвижении продукта на рынке. Производитель может предоставлять потребителям более подробную информацию о различиях между натуральными и синтетическими красителями, а также сделать информацию о полезных свойствах натуральных красителей более доступной для потребителей.

Примером в области реализации идеи информационной поддержки продукта на рынке может служить компания «Рибена» (Великобритания).

Компания «Рибена», производящая

тью, стало известно, что Европейский парламент утвердил законопроект, согласно которому производителей пищевых продуктов в Европе обяжут выносить на этикетку предупреждение о применении в продукте синтетических красителей. Официальная публикация данного закона ожидается в ближайшее время. В законе также говорится, что обязательная маркировка продуктов, содержащих синтетические красители, должна быть введена всеми производителями, которые используют данные добавки, до конца 2010 г. Уже сейчас очевидно, что для многих производителей, которые примут решение отказаться от применения синтетических красителей, одной такой меры будет достаточно. Ведь немногие захотят подвергать риску свой имидж и, следовательно, продажи своего продукта вследствие того, что на этикетке будет содержаться предупреждение для потребителей, свидетельствующее о возможном риске используемых ингредиентов для здоровья. Поэтому переход к применению натуральных красителей для европейских производителей - это всего лишь вопрос времени, которого остается совсем немного. Уже сейчас многие европейские производители ведут разработки по применению натуральных красителей в своих продуктах именно в связи с результатами исследований, проведенных в институте Southampton.

Как это часто бывает, реакция европейского рынка питания находит отклик и у нас, на отечественном. Как будут развиваться события, как отреагирует на эти изменения наш рос-

сокосодержащие напитки, очень ответственно подходит к вопросу информирования покупателя. «Рибена» старается подтвердить статус натуральных компонентов, содержащихся в напитке. Эту информацию потребитель может найти на упаковке и, кроме того, задать вопросы и получить информацию о статусе натуральности всех компонентов напитка.

На рынке пищевых красителей ситуация с запретом до конца не выяснена. Однако, пока готовили эту ста-

сийский рынок? Это вопросы будущего, причем, очень вероятно, что совсем недалекого.

Специалисты компании «Милорада» совместно с зарубежными партнерами разрабатывают предложения по замене использования синтетических красителей натуральными для отечественных производителей с учетом особенностей российского рынка. Поэтому мы всегда рады ответить на ваши вопросы и предложить уже готовое решение вашей проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.