Humanity space International almanac VOL. 6, No 3, 2017: 528-543
Последние годы служения архиепископа Виктора (Святина)
в Китае
К.А. Горбачева
Институт всеобщей истории Российской академии наук 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а Institute of World History of the Russian Academy of Sciences Leninsky Prospekt ,32a, Moscow 119334 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: православие, Китай, миссия, Русская Православная Церковь, русская эмиграция, духовенство, Заграничный Синод, Московская патриархия, Шанхайское викариатство, советско-китайские отношения. Key words: orthodox christianity, China, mission, Russian Orthodox Church, Russian emigration, clergy, Foreign Synod, the Moscow Patriarchate, the Vicariate of Shanghai, Soviet-Chinese relations.
Резюме: Задачей данной статьи является рассмотрение положения Российской духовной миссии в Китае в середине XX века. Деятельность двадцатой миссии (1933-1956 гг.) осуществлялась в сложнейший период, связанный с политическими событиями, происходившими в Китае и в СССР, что внесло свои коррективы в характер и направления деятельности миссии. Следствием этих событий стал внутренний раскол среди православного населения и духовенства в Китае. Данный конфликт был проанализирован в статье на примере взаимоотношений двух церковных иерархов - начальника духовной миссии влд. Виктора (Святина) и влд. Иоанна Максимовича Шанхайского. В заключении статьи проанализированы проблемы, приведшие к прекращению деятельности Российской духовной миссии в Китае.
Abstract: Thisthe objective of this article is to examine the situation of the Russian ecclesiastical mission in China in the mid-twentieth century. Activities of the twentieth mission (1933-1956) was carried out in the most difficult period associated with political events in China and the Soviet Union that brought about changes in the nature and direction of the mission. The consequence of these events was the internal divisions among the Orthodox population and clergy in China. This conflict was analysed in the article, for example, the relationship of the two Church leaders -the chief of ecclesiastical mission vld. Victor (Svyatin) and vld. John Maximovitch (Shanghai)The complexity of the relations between the leaders of the Orthodox mission was one of the reasons for the cessation of missionary work in China. In conclusion, the article analyzes the problems that led to the termination of activity of the Russian ecclesiastical mission in China.
[Gorbacheva K.A. The last years of the service of Archbishop Victor (Svyatin) in China]
В советский период исследование деятельности российских духовных миссий в Китае по идеологическим причинам было практически невозможно. Однако в последние десятилетия XX в. история деятельности Российской духовной миссии в Китае активно исследовалась дальневосточными исследователями. В особенности, необходимо упомянуть священника Дионисия Поздняева, которым было выпущено немалое количество работ по истории миссии. Одной из наиболее значимых стала монография «Православие в Китае» (Поздняев, 1998). Также стоит выделить монографию российского историка и китаеведа В.Г. Дацышена «Христианство в Китае: история и современность» (Дацышен, 2010). Среди немаловажных работ по истории духовной миссии в Китае в XX в. важно упомянуть статьи и доклады племянницы последнего начальника Русской Духовной миссии Виктора (Святина) Ксении Борисовны Кепинг. В «Последние статьи и документы» (Кепинг, 2003) вошли документы и фото из ее личного архива, позволяющее составить более полное представление о личности и деятельности последнего начальника духовной миссии в Китае Виктора (Святина). «История миссионерства Русской Православной Церкви» (Ефимов, 2007), подготовленная на основе лекций ПСТГУ профессором А.Б. Ефимовым также включает обзорную главу, рассматривающую комплексно проблемы существования Российской духовной миссии в Китае в XX в. Среди важных источников для изучения истории миссионерства в Китае в XX в. представляют материалы Государственного архива Российской Федерации. В данной работе делается попытка исследовать на основе архивных материалов проблемы деятельности духовной миссии в середине XX в.
Существует церковное предание, что первым проповедником Слова Божия в Китае был святой апостол Фома. Широкое распространение христианство в Китае получило в УП-К вв. благодаря деятельности миссионеров из Персии. В XIII в. в Китае появляются католические проповедники. На несколько столетий с XIV по XVI в период правления династии Мин христианство в Китае на время прекратило существование.
Эпоха Великих географических открытий способствовала
новой волне христианизации Китая. С началом деятельности Российской духовной миссии в Китае получает развитие православие. За два с половиной столетия с начала XVIII по середину XX в. насчитывалось двадцать духовных миссий, посланных из России. Во все времена Церковь являлась центром, который сплачивал вокруг себя верующих, и священник становился «лидером». Власти менялись, а Церковь всегда оставалась. Это справедливо и по отношению к Китайской Православной Церкви, которая к середине ХХ века существовала уже более 200 лет и успела глубоко пустить свои корни.
Деятельность двадцатой миссии (1933-1956 гг.) осуществлялась в сложнейший период, связанный с продолжающимся отрывом от родины, военными конфликтами Китая с Японией, событиями Второй Мировой войны и приходом к власти в Китае коммунистов, что внесло коррективы в характер и направления ее деятельности.
Начальником последней 20-ой миссии был Высокопреосвященный Виктор (Святин).
Епископ Виктор, до монашества - Леонид Викторович Святин, родился 2 августа 1893 г. в станице Карагайской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Отец будущего владыки - Виктор Евграфович Святин, сначала учительствовал, а впоследствии стал священником Свято-Николаевского собора г. Верхнеуральска. Мать - Мария Петровна, была дочерью атамана Карагайской станицы, войскового старшины Петра Степановича Жукова. Мария Петровна умерла достаточно рано, оставив пятерых детей, которых воспитала бабушка, Мария Федоровна Святина, мать отца (Кепинг, 1993).
Окончив на отлично Оренбургскую семинарию, Леонид Викторович поступил в Казанскую духовную академию. Однако не суждено было ему доучиться, поскольку со второго курса в результате мобилизации он был отправлен в Михайловское военное училище в Тифлисе. Революция прервала его обучение и после возвращения домой, Леонид был снова направлен в Белорецк, где он был до самого отступления - до самой граница с Китаем.
Армия голодала и, суровые условия и антисанитария, в которых она находилась, способствовали распространению эпидемии сыпного тифа. Не избежал этого испытания и Леонид. Армию расформировали, и солдаты получили возможность вернуться домой. Домой собирался и Леонид Викторович, но случайное обстоятельство изменило его жизнь. Не успев оправиться от болезни, он отправился с родным братом матери генералом Г.П. Жуковым в Китай. Тысячам русских людей, приходилось бежать от революции в Китай, таким образом, начиная жизнь заново в стране с чужим бытом и культурой. В этих непростых условиях, Российская Православная Церковь, имевшая свою долгую историю в Китае, оказалась пристанищем и домом для многих беженцев из России.
Узнав о существовании Духовной миссии в Пекине, Леонид Викторович решает воплотить в жизнь свои мечты о монашеской жизни и направляется туда. Начальником осуществлявшей тогда свое служение в Пекине 18-ой миссии был еп. Иннокентий (Фигуровский).
В 1921 г. будущий владыка Виктор становится послушником Успенского монастыря в Пекине. По словам его двоюродной сестры О.В. Кепинг: «То, что он увидел на территории Российской духовной миссии, поразило его. Это была старая Россия с церквами, монастырями, послушниками в скуфейках, монахами в клобуках, но главное после всего пережитого - покой, тишина, которые нарушались только колокольным звоном во время церковных служб».
Именно там Леонид Викторович в июне 1921 г. принял постриг и был наречен именем Виктор. Сразу же он получил сан иеродиакона, и вскоре иеромонаха. В возрасте 27 лет о. Виктор одел монашескую рясу, и никогда больше ее не снимал. Он строго относился к монашескому обету нестяжания, раздавая все свое имущество нуждающимся.
Влд. Иннокентий, не рассчитывая на приезд из Москвы новой миссии, увидел в монахе Викторе своего преемника, и начал готовить его к этому. Так, о. Виктор был отправлен на изучение китайского языка в Восточный институт во Владивостоке, который в то время находился во власти белого движения, в образованном Приамурском Земском крае. Власть
белых повстанцев была непрочной и просуществовала до октября 1922 г.
Из-за политических волнений на Дальнем Востоке о. Виктор не смог закончить учебу и вернулся в Китай, где в 1922 г. он был отправлен в Покровскую церковь в Тяньцзин, недалеко от Пекина, где пробыл 10 лет в качестве ее настоятеля.
Уже в первые годы жизни в Китае, о. Виктор (Святин) проявил свои организаторские способности. Став настоятелем церкви в Тяньцзине, о. Виктор (Святин) завоевал большой авторитет, к нему по многим вопросам обращались представители не только православной церкви, но и различных конфессий.
Отец Виктор жил очень скромно, но всегда был готов предоставить кров и хлеб нуждающимся, что порой вызывало у него серьезные финансовые трудности, и даже долги, с которыми ему помогала справиться церковь.
В 1929 г. о. Виктора посвящают в сан архимандрита. После смерти митрополита Иннокентия, в 1931 г., новым начальником Миссии становится уже в преклонном возрасте архиепископ Симон (Виноградов), который отправляет архимандрита Виктора в Сремские Карловцы, где в октябре 1932 г. его рукополагают в сан епископа Шанхайского. Спустя два года весной умирает и архиепископ Симон, начальником последней Российской духовной миссии становится еп. Виктор. В этой должности он пробыл 23 года, до самого закрытия Миссии в Китае.
К 1933 году Миссия смогла преодолеть кризис, начавшийся с 1917 г.: «С момента русской революции Миссия лишилась притока средств из России и, предоставленная сама себе, пережила тяжелый финансовый кризис, вызвавший необходимость полной реорганизации ее хозяйства и перевода ее на начала самоокупаемости. Расходы Миссии, несмотря на экономию и сокращение деятельности, все же были огромны, ибо на средства Миссии содержались некоторые семьи албазинцев и православных китайцев...» (Поздняев, 1998).
Виктор (Святин) стал начальником 20 миссии тогда, когда ее материальное положение значительно улучшилось благодаря активной деятельности предыдущих начальников
миссии, что позволило ему расширять миссионерскую и проводить благотворительную деятельность.
Практически сразу в 1934 г. Виктор (Святин) столкнулся с внутренней оппозицией в лице китайского духовенства, что привело его к необходимости централизовать управление миссии. Реформы предотвратили раскол и улучшили финансовое положение миссии.
С началом оккупации в 1937 г. Китая Японией ситуация изменилась, поскольку Япония ставила целью подчинить деятельность миссии своей власти и завладеть ее имуществом.
Война с Японией, скудость материальных средств, деятельность монашеских орденов католиков и других иноверцев существенно затрудняли работу Миссии. Основным направлением деятельности Миссии являлась
благотворительность и миссионерство.
В 1943 г. Советская власть, временно отказавшись от ранее намеченного курса уничтожения Церкви и религии, перешла к частичному восстановлению церковной жизни под усиленным контролем государства. Был создан Совет по делам Русской Православной Церкви, возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии», был открыт богословский институт. Главным событием стало проведение по инициативе И.В. Сталина Архиерейского собора, на котором произошло избрание нового патриарха - Сергия (Страгородского), а спустя два года - Алексия I (Симанского). Эти мероприятия по восстановлению Церкви понимались советскими властями как инструмент внешнеполитической деятельности, а именно, противодействие политике Ватикана: «Так, католической идее организации конфедерации придунайских стран противостоял советский государственный план по созданию системы восточно-европейского православного единства под эгидой московской патриархии» (Васильевой, Трофимчука, 2004: 231).
7 ноября 1920 г. Русская Духовная миссия в Китае перешла под временное подчинение Зарубежному Синоду. В 1922 г. - Зарубежным Синодом в Китае была образована Пекинская и Китайская епархия, возглавляемая арх. Иннокентием (Фигуровским). В нее вошли два викариатства - в Шанхае, под руководством епископа Симона (Виноградова) и в
Тяньцзине, под руководством епископа Ионы (Покровского). В Манчжурии образована самостоятельная Харбинская епархия, возглавляемая митрополитом Мефодием (Герасимовым). Таким образом, с 1920 г. Православная духовная миссия в Китае перешла из-под юрисдикции Московского Патриархата под юрисдикцию Высшего Церковного Управления Заграницей, позднее - Русской Православной Церкви Заграницей.
Восстановление патриаршества в Советском Союзе вызвало многочисленные разногласия среди
священнослужителей и мирян за рубежом. Так, например, в письме российского эмигранта из Гонконга Асклипиодота Рязанского подробно описываются сомнения в законности избрания нового патриарха: «Сомнения мои - и, я верю, многих православных мирян - вращаются вокруг признания юрисдикции Московского Патриарха Алексия некоторыми архипастырями русской эмигрантской Православной церкви. До конца 2-й Мировой войны в Азии, приблизительно до начала 1946 г. яркого разделения православных, не признающих и не признающих Святейшего не было. Лично я, пребывая в борьбе за хлеб насущный, не особенно вдавался в эти юрисдикционные вопросы и предоставлял для решения мудрому совету наших Преосвященнейших архипастырей. Но внутреннее положение Совроссии за последние два послевоенных года воочию показало, что дальнейшее сотрудничество Православной церкви, в лице Ея иерарха - Святейшего Патриарха Алексия и советской власти грозит величайшими бедствиями для нашей веры» (ГАРФ, Ф. № 6991, Оп. 1, Дело № 433, Л. 1-2). 21 октября 1943 г. в Вене прошло Совещание Русской Православной Церкви Заграницей, на котором было заявлено о незаконности и недействительности состоявшегося избрания Патриарха Московским и всея Руси Сергия (Страгородского).
Восстановление возможности сообщения с Московской Патриархией в 1943 г. и отсутствие контактов с Русской Зарубежной Церковью в период II Мировой войны поставило перед Духовной миссией вопрос юрисдикционного характера. Произошедшие новые исторические и политические события привели к расколу среди эмиграции - часть захотела вернуться на Родину, часть мигрировала дальше - в Австралию, Америку,
Аргентину, Бразилию.
Первыми заявила о переходе под юрисдикцию Московского Патриарха Харбинская епархия. Перед Пекинской епархией встал аналогичный вопрос. Посовещавшись, влд. Виктором и Иоанном Шанхайским было принято решение писать Патриарху Алексию телеграммой в 1945 г. о своем желании перейти в юрисдикцию Московского Патриарха. Однако, по причине военных действий работа почтового и телеграфного сообщения была затруднена, и телеграмма с решением Патриарха Алексия о принятии «в лоно Матери-Церкви архипастырей, клира и мирян ... и Китайско-Пекинских епархий...» (Поздняев, 1998) не дошла до Пекина и Шанхая. Вопрос юрисдикции по-прежнему оставался открытым. В сентябре 1945 г. Иоанн Шанхайский получает телеграмму из Женевы, о том, что Зарубежный Синод действует. По неизвестным причинам, скорее всего из-за перебоев с почтой, эта телеграмма так и не была доведена до арх. Виктора (Святина), хотя Иоанн Шанхайский телеграфировал в ее в Пекин. Исходя из сложившихся обстоятельств, вл. Иоанн Шанхайский восстановил свое подчинение Заграничному Синоду. Повторная телеграмма Патриарха Алексия о принятии в свою юрисдикцию Пекинскую епархию пришла только в апреле 1946 г. Влд. Виктор (Святин) принял юрисдикцию Московского Патриарха, влд. Иоанн Шанхайский восстановил связь с Заграничным Синодом. В отношениях двух иерархов произошел раскол, который в дальнейшем только усугублялся.
Ситуация усугубилась телеграммой с вестью о том, что на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемся в Мюнхене в мае 1946 г. Шанхайский викарий святитель Иоанн (Максимович) был возведен в достоинство архиепископа и вместе со своим клиром и паствой выделен в самостоятельную епархию. С канонической точки зрения, подобная реорганизация не могла быть проведена без ведома правящего архиерея влд. Виктора (Святина). Этот факт можно объяснить лишь тем, что, после перехода Пекинской епархии под юрисдикцию Московского Патриарха, она переставала быть подчиненной Заграничному Синоду. Желая закрепить за собой управление в Восточно-Азиатском округе
Заграничный Синод начал активную деятельность с помощью влд. Иоанна Шанхайского, который отныне возглавлял самостоятельную епархию в Шанхае.
Подобные обстоятельства были очень негативно восприняты влд. Виктором (Святиным). Еще со времени назначения начальником миссии влд. Виктору пришлось столкнуться со смутой, вызванной деятельностью протоиерея Сергия Чана, который, опираясь на поддержку китайского правительства пытался захватить имущество миссии. влд. Виктору удалось отстоять свои права и статус, однако в результате этих событий у него начались проблемы со здоровьем, о чем он пишет в своих письмах Патриарху (Поздняев, 1998).
Имея подобный опыт, влд. Виктор не сдается, и искренне надеется на помощь со стороны Московского Патриарха и разрешение конфликта в свою сторону. Не желая смиряться с данной ситуацией, он постоянно телеграфирует об этом в Москву. Понимая ухудшающееся положение Миссии, связанное с нехваткой финансов на содержание Миссии, отсутствием кадров, он сообщает Патриарху Алексию, что основная роль Миссии сводится к охране имущества Миссии и защите имущественного и правового статуса, сохранению православных китайцев священнослужителей и мирян. Происходит сильный отток русской эмиграции, что негативно сказывается на приходской и епархиальной работе.
Иногда письма влд. Виктора, описывая отчаянное положение миссии, приобретают агрессивный тон. Так, о деятельности святителя Шанхайского Иоанна (Максимовича) он пишет: «Епископ Иоанн в своей борьбе с нами опирается на светские государственные власти. Он со своими сотрудниками: протоиереями китайцами Ильей Вэнь и Николаем Ли, протодиаконом Елисеем Чжао и некоторыми проповедниками из русских уже именуют себя "Китайской Православной Миссией". Эта Миссия, неизвестно кого представляющая в Китае, по их уверениям признана Правительством и окормляет православных китайцев и эмиграцию» (ГАРФ, Ф. 6991, Оп. 1, дело № 433, л. 19).
Необходимо сказать несколько слов о личности епископа
Иоанна (Максимовича) Шанхайского, так как его роль в ходе исторических событий данного периода для Миссии и для православного мира достаточно велика.
Архиерейским Синодом Русской Православной церкви Заграницей в 1934 г. иеромонах Иоанн был определен епископом Шанхайским, викарием Китайской и Пекинской епархии. За время в жизни в Китае влд. Иоанн начал активную деятельность в строительстве и благоустройстве православных храмов. Им был организован приют во имя Тихона Задонского для сирот и детей. Многочисленные добрые дела, строгий аскетичный нрав располагали к владыке китайскую и русскую паству. Благочестивый архипастырь Иоанн имел неоспоримый авторитет у прихожан. Им было создано Китайское православное братство, целью которого было объединение христианского православного мира, способствовавшее становлению самостоятельной православной китайской церкви. Приняв сан архиепископа, владыка смиренно выполнял свой долг, активно участвуя в жизни своих прихожан. В дальнейшем пытался спасти имущество Миссии от разорения, последовавшего с приходом коммунистической партии. Влд. Иоанн был единственным среди дальневосточных архипастырей, принявшим юрисдикцию Зарубежного Синода. И в 1949 г. был эвакуирован сначала на Филиппины, затем в Калифорнию вместе со своей паствой. Зафиксированы многочисленные случаи проявления его прозорливости и бесчисленные случаи исцелений, происходивших как по его молитвам при его жизни, так и по молитвам к нему по его кончине. 2 июля 1994 г. архиепископ Иоанн Шанхайский был причислен к лику святых, и является по сей день одним из величайших общеправославных святых XX века.
Возникший конфликт влд. Иоанна Шанхайского с влд. Виктором, был вызван политическими причинами, и привел к взаимному отчуждению и взаимному неприятию сторон. Отсутствие элементарных контактов между сторонами, привело к ложному истолкованию действий, искажению фактов. Не располагая достоверной информацией, влд. Виктор пытался объяснить происходящее по-своему и создавал негативное впечатление о влд. Иоанне. Так, в письме Совета по делам
Русской Православной церкви при Совете Министров СССР читаем: «... архиепископ Виктор располагает сведениями о том, что из Европы в Шанхай в ближайшее время прибудет представитель митрополита Анастасия епископ Зосима/ в миру Кандитский/, который будет назначен викарным епископом в Шанхае, а епископ Иоанн будет произведен в архиепископы и при поддержке китайцев получит назначение на пост начальника миссии в Бэйпине на место Виктора. Виктор высказывает опасение о возможности физического устранения его сторонниками Иоанна.» (ГАРФ, Ф. 6991, Оп. 1, дело № 433, л. 17).
В октябре 1946 г. указом Патриарха Алексия I арх. Виктор (Святин) был назначен начальником Российской Духовной Миссии в Китае. Указом Заграничного Синода в 1947 г. арх. Иоанн Шанхайский получил такой же статус. В данной ситуации, правление Миссией в Китае фактически оказалось у влд. Иоанна, так как признавалось государством, в котором находилось.
В последние годы существования миссии Иоанн Шанхайский стремился сохранить миссийское и церковное имущество, перерегистрировав его на себя, с целью дальнейшего вывоза за пределы Китая, дабы имущество миссии не было уничтожено с приходом компартии в Китае. Это благое дело было воспринято влд. Виктором как расхищение имущества Миссии, о чем он также гневно писал Патриарху. Протопресвитер Михаила Рогожин сообщал Святейшему Патриарху Алексию: «. Епископ Иоанн при одобрении тех же китайских властей и при помощи трех китайских священнослужителей захватил Св. Богородицкий Собор в г. Шанхае, Архиерейский дом при Соборе (квартиры священнослужителей), 4 новых церкви при учреждениях Миссии в Шанхае.» (гАРФ Ф. 6991, Оп. 1., дело № 433, Л. 57).
Порой донесения Пекинской миссии в Москву приобретали совершенно фантастический характер. Так, в изложении «беседы члена Совета по делам религий тов. Уткина Г.Т. с протодьяконом Российской Духовной Миссии в Китае Егоровым Г.А. от 1 марта 1948 г.» читаем следующее: «Иоанн Шанхайский, в мир Максимович, большой карьерист. В период
войны, когда фашистская Германия наступала на Советский Союз и шли бои под Сталинградом, он молился за спасение Гитлера, несмотря на то, что большинство верующих было на стороне Советского Союза и болело душой по случаю вторжения Гитлера в пределы Советского Союза. Но открыто боялось высказаться против духовенства. Когда же наступил перелом на фронте, и советская армия перешла в победоносное наступление, верующие открыто выступили против моления за Гитлера. И арх. Иоанн перестроился, начал молиться за богохранимую советскую державу и служить молебны за павших воинов. На карьеристских соображениях он намерен был первым признать Московскую Патриархию, чтобы самому возглавить Духовную Миссию и получить повышение по службе. Однако, когда он узнал, что архиепископ Виктор опередил его в признании Московской Патриархии, Иоанн был очень огорчен и частью по карьеристским соображениям, а частью под давлением американцев - остался в расколе и начал нести подрывную деятельность против миссии для захвата ее и дискриминации начальника Миссии арх. Виктора. В связи с этим все документы Миссии на имущество были переданы на хранение Советским консульствам в Бейпине и Шанхае» (ГАРФ, Ф. 6991, Оп. 1, дело № 433, Л. 23-24).
Нечего и говорить о том, сколь не соответствовали действительности обвинения святителя Иоанна (Максимовича) -одного из самых самоотверженных пастырей в истории православия вообще - в карьеризме и корыстности. На фоне этой откровенно ложной информации не может считаться сколько-нибудь достоверным сообщение о том, что он якобы «молился за спасение Гитлера» (Во всяком случае, никакими другими источниками данная информация не подтверждается). Однако, стоит отметить, что с началом Второй Мировой войны некоторые представители Русской Православной церкви Заграницей, в подчинении которого находился влд. Иоанн, высказывались положительно об «освободительном походе» Адольфа Гитлера на СССР, полагая, что война с Германией освободит Россию от коммунистического режима, который в глазах священнослужителей представлялось большим злом. В послевоенное время в СССР подобные формулировки
расценивались как предательство и за них следовала высшая мера наказания. Таким образом, можно констатировать, что подобные донесения закрывали владыке Иоанну путь возвращения в Советский Союз навсегда.
В заключение проанализируем проблемы, способствовавшие прекращению Российской Духовной миссии в Китае, с которыми пришлось столкнуться влд. Виктору перед его отъездом в Советский Союз.
Во-первых, русская эмиграция в Китае имела иллюзорные представления о Советском Союзе. Через средства массовой информации, газеты и фильмы Советский Союз представлялся оплотом благополучия, с счастливым советским народом, имеющим свободы, в том числе свободу вероисповедания. Восстановление патриаршества выглядело еще одним положительном фактором для возвращения на Родину. Очевидно, влд. Виктор (Святин) имел именно такие представления о государстве, куда стремился вернуться. Об этом говорят письма владыки Патриарху, та искренность и надежда на помощь, с какой они были написаны.
Однако власть Советов проводила собственную политику, преследуя исключительно свои интересы, одним из которых было возвращение эмиграции и священнослужителей в Советский Союз. Реальных попыток улучшить положение миссии в последние годы Патриархом Московским предпринято не было по, вероятно, не от него зависящим причинам. Чтобы убедиться в этом, достаточно привезти цитату генкосула СССР в Тяньцзине И.Ф. Курдюкова из «справки товарищу Г.Т. Уткину»: «Зачем нам лицемерить и выступать в роли защитников попов. Это противоречит нашему мировоззрению и только вредит нам. Миссия нам не нужна, и пусть ее забирают китайцы» (ГАРФ Ф. 6991, Оп. 1., дело № 433, Л. 36).
Во-вторых, осложнявшим деятельность Миссии, в лице архиепископа Виктора (Святина) был серьезный конфликт интересов с влд. Иоанном Шанхайским. Образование автономной Шанхайской епархии и назначение влд. Иоанна (Максимовича) архиепископом крайне негативно были восприняты влд. Виктором.
В-третьих, важно рассмотреть взаимодействие Духовной
миссии непосредственно с китайским населением. Еще со времен возникновения миссии сложилось понятие «рисовое христианство», т.е. принятие китайцами христианства не по убеждению, а с целью личной выгоды. Миссия всегда была щедра по отношению к неимущим и предоставляла кров, работу и иные блага. В первой половине XX в. желание китайцев обогатиться за счет Миссии приняло новые формы. «В рапорте Святейшему Патриарху Алексию протоиерей Валентин Синайский из Пекина писал: «.Отдельная группа китайцев в Шанхае. самая малочисленная, но и самая опасная и сильная, ибо она ставит своею целью захватить имущество Миссии и имеет возможность широко пользоваться своим национальным судом и носителями власти. Епископ Иоанн им нужен только временно, так как они понимают, что Церковь без епископа немыслима. китайцы идут стадно за своими священниками. Если Миссия будет захвачена китайцами, то миссионерское дело в Китае быстро придет к концу, так как старые китайские священнослужители дряхлы, а молодые, не в осуждение им будет сказано, недостаточно проникнуты христианским духом и смотрят на свое служение как на заработок. Миссия сделается их вотчиной и источником дохода. Смены старому духовенству, да и вообще китайскому духовенству нет» (Поздняев, 1998).
Сложные внутренние события внутри Китая самым негативным образом сказались на деятельности Миссии. Затянувшаяся гражданская война между Гоминьданом и компартией, японская оккупация Китая с 1931 по 1945 г. приносили новые проблемы и сложности для деятельности Духовной миссии. Были разрушены православные храмы. Японская оккупация стремилась подчинить себе начальника миссии и священнослужителей. К концу 40 - х годов стал очевиден приход к власти коммунистической партии в Китае. Приход атеистической власти способствовал дальнейшей миграции русского населения, и вопрос о дальнейшем существовании православной духовной миссии стоял достаточно остро.
Встал вопрос о новой 21-й духовной миссии. Влд. Виктор писал в Московский Патриархат с просьбой «прислать 1-2 епископов патриаршей ориентации, а также группу
священников» (ГАРФ. Ф. 6991, Оп. 1, дело № 433, Л. 17). Изначально в Совете по делам русской православной церкви эта идея рассматривалась. Представитель посольства в Северном Китае С.Л. Тихвинский отметил: «Что на месте у Виктора нет надежных помощников и ставит вопрос о направлении Виктору в качестве помощника, какого-ибо епископа из балканских стран или другого места, в случае если китайцы по-прежнему будут отказывать в выдаче въездной визы священнослужителей из ССР» (ГАРФ. Ф. 6991, Оп. 1, дело № 433, Л. 17). Для отправления в Китай рассматривалась кандидатура епископа Ворошиловградского Никона в командировку на один месяц (ГАРФ Ф. 6991, Оп. 1, дело № 433, л. 26). Однако, из вышесказанного следует, что китайские власти препятствовали приезду нового епископа.
Влд. Виктор стремился удержать территориальную и духовную целостность православной паствы в Китае, но сложности того времени оказались сильнее. В марте 1955 г. влд. Виктору (Святину) Московской Патриархией было поручено упразднить Миссию и передать имущество консульству СССР. В 1956 г. он вернулся на Родину, где был назначен на службу в Краснодарскую епархию.
Таким образом, последние годы существования оказались особенно тяжелым периодом для Российской духовной миссии. Однако, тем не менее, в это время продолжалось становление национального китайского православия, и создания Китайской Автономной Православной Церкви. Приведем письмо от 11 февраля 1957 г. китайской девочки Ду-НаиньХэн из Нанкина в Главное управление радиовещания СССР: «... Я живу в Нанкине, работаю в христианском комитете содействия патриотическому движению.. , т.е. учим христиан, что кроме церкви нужно еще любить родину. Мне очень хотелось бы знать о христианах Советского Союза. Как они участвуют в деле строительства своей родины, что они делают в церкви. Мне хотелось бы знать также о положении Церкви Советского союза. Не знаю, передает ли московская радиостанция сообщения о церкви в Советском Союзе. В какое время передает? На каких волнах?
Мне очень хочется подписаться на христианский журнал,
издающийся в Советском Союзе. Прошу посодействовать мне подписаться. Мне очень хотелось бы переписываться с верующим христианином или церковным
работником/служителем божьим. Я понимаю немного по-русски, я два года изучаю русский язык. Надеюсь, что вы познакомите меня с другом из Советского Союза. Мы бы переписывались и обменивались новостями о церкви в наших странах» (ГАРФ Ф. 6991, Оп. 2, дело № 223, л. 22).
Итак, несмотря на резкую перемену условий своего существования - как политических, так и материальных, несмотря изменения поля деятельности - перемену состава паствы, сложнейшую политическую и историческую обстановку, Русская Духовная Миссия в Китае с честью справилась именно с миссионерской задачей - задачей распространения православия в самой большой дальневосточной стране, подняв уровень его присутствия в ней на качественно новый уровень. Итогом миссионерской деятельности стало предоставление Китайской православной церкви в 1956 г. автономного статуса, но события в КНР не позволили развить этот успех и привели к прекращению деятельности миссии.
ЛИТЕРАТУРА
Дацышен В.Г. 2010. История Российской духовной миссии в Китае. Гонконг: Православное Братство святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. 448 с.
Ефимов А.Б. 2007. Очерки по истории Миссионерства Русской Православной церкви. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 688 с. История религий. Учебник. Под редакцией О.Ю. Васильевой, Н.А.
Трофимчука. Москва: Рагс. 2004. 690 с. Кепинг О.В. 1993. Последний начальник Российской Духовной миссии в Китае - архиепископ Виктор: жизненный путь. С. 84-99. - В сб. Православие на Дальнем Востоке: 275-летие Российской Духовной миссии в Китае. СПб.: Андреев и сыновья. 159 с. Кепинг К. 2003. Последние статьи и документы. СПб.: Омега. 360 с. Поздняев Д. 1998. Православие в Китае (1900-1997): [Электронный ресурс]. М.: Свято-Владимирского Братства. 277 с.
Получена/Received: 26.06.2017 Принята/Accepted: 30.06.2017