Научная статья на тему 'Митрополит Нестор Анисимов и российские духовные миссии на Дальнем Востоке'

Митрополит Нестор Анисимов и российские духовные миссии на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
346
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / МИССИОНЕРСТВО / РОССИЙСКИЕ ДУХОВНЫЕ МИССИИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / КАМЧАТКА / CHRISTIANITY / MISSIONARY WORK / RUSSIAN SPIRITUAL MISSIONS / FAR EAST / KAMCHATKA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бирюкова К. В.

В статье прослеживается жизненный путь митрополита Нестора (Анисимова). Читателю представ-лены противоположные оценки его личности и деятельности. Церковные источники рисуют светлый образ владыки Нестора. Органы советской власти характеризовали Нестора (Анисимова) как человека, чье поведе-ние аморально. Несмотря на это противоречие, его заслуги в трудах на благо Церкви и нуждающихся людей несомненны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MYTROPOLIT NESTOR ANISIMOV AND RUSSIAN SPIRITUAL MISSIONS ON THE FAR EAST

In the article the course of life of the mytropolit Nestor (Anisimov) is traced. Opposite estimates of his personality and activity are presented to the reader. Church sources draw a light image of the lord Nestor. The Soviet power characterizes Nestor (Anisimov) as a person whose behavior is immoral. Despite this contradiction, his merits in works for the benefit of Church and the needing people are undoubted.

Текст научной работы на тему «Митрополит Нестор Анисимов и российские духовные миссии на Дальнем Востоке»

УДК 9.929

UDC 9.929

К.В. БИРЮКОВА

кандидат исторических наук, доцент, кафедра теологии, Российский государственный социальный университет

E-mail: [email protected]

K.V. BIRYUKOVA

Candidate of History, Associate Professor, Department of theology, Russian State Social University E-mail: [email protected]

МИТРОПОЛИТ НЕСТОР АНИСИМОВ И РОССИЙСКИЕ ДУХОВНЫЕ МИССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

MYTROPOLIT NESTOR ANISIMOV AND RUSSIAN SPIRITUAL MISSIONS ON THE FAR EAST

В статье прослеживается жизненный путь митрополита Нестора (Анисимова). Читателю представлены противоположные оценки его личности и деятельности. Церковные источники рисуют светлый образ владыки Нестора. Органы советской власти характеризовали Нестора (Анисимова) как человека, чье поведение аморально. Несмотря на это противоречие, его заслуги в трудах на благо Церкви и нуждающихся людей несомненны.

Ключевые слова: Христианство, миссионерство, Российские духовные миссии, Дальний Восток, Камчатка.

In the article the course of life of the mytropolit Nestor (Anisimov) is traced. Opposite estimates of his personality and activity are presented to the reader. Church sources draw a light image of the lord Nestor. The Soviet power characterizes Nestor (Anisimov) as a person whose behavior is immoral. Despite this contradiction, his merits in works for the benefit of Church and the needing people are undoubted.

Keywords: Christianity, missionary work, Russian spiritual missions, Far East, Kamchatka.

Николай Александрович Анисимов родился 9 ноября 1885 года в Вятке, в семье военного чиновника Александра Александровича Анисимова и дочери настоятеля Вятской кладбищенской церкви Антонины Евлампиевны [2, с.7].

Он окончил Казанское реальное училище и поступил на миссионерское монгольско-калмыцкое отделение при Казанской Духовной Академии, тогда же был принят в число послушников Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В эти годы он дружен с отцом Андреем (Ухтомским), оказавшим на юношу большое влияние. Когда отцу Андрею пришло письмо от архиепископа Владивостокского Евсевия (Никольского) с просьбой прислать на Камчатку миссионера, он благословил Николая на это служение. 17.04.1907 г. 22-летний Николай Анисимов принял монашеский постриг с именем Нестор (в честь мученика Нестора Солунского). Постригал его архимандрит Андрей. 6 мая 1907 г. епископом Благовещенским и Приамурским Иннокентием (Солодчиным) он был рукоположен во иеродиакона, а через несколько дней (9 мая) епископом Чистопольским Алексием (Дородницыным) во иеромонаха [2, с.8].

Летом 1907 года отец Нестор выехал на Камчатку, где обосновался в поселении Гижиге [2, с.9].

В 1909 он участвовал в Монархическом съезде русских людей, проходившем в Москве с 27.09 по 4.10. Его выступление оказало влияние на Постановление съезда. В частности, были приняты решения об учреждении на Камчатке епископской кафедры с центром в Петропавловске и семинарии, увеличении окладов кам -

чатских миссионеров и выделении им сумм на разъезды. Большое впечатление произвел его доклад о бедственном положении населения Камчатки [2, с. 12-13].

В 1909 отец Нестор тяжело заболел цингой и вынужден был просить об отпуске [1]. Приехав в Санкт-Петербург, он инициировал создание Православного Камчатского братства. Несмотря на противодействие Святейшего Синода и обер-прокурора С.М. Лукьянова, замысел стал осуществляться благодаря поддержке Государя Николая Александровича и Императрицы-Матери Марии Федоровны [2, с. 13]. А. Белашов утверждает, что «иеромонах, ставший всероссийски известным, в начале 1910 года был приглашен на прием к премьер-министру П.А. Столыпину, произвел на него впечатление, и тот рекомендовал Императору Николаю II дать камчатскому миссионеру аудиенцию. Император и его семья выслушали рассказ священника о Камчатке. Его Императорское Величество Николай II ознакомился с Уставом Камчатского Братства, изучил эскизы орденов, лично поправил орден I степени, на всех знаках (четырех степеней) разрешил разместить вен-зельные знаки императорской власти, а также членов Августейшей Семьи, разрешил их носить офицерам на парадном мундире, рекомендовал Святейшему Синоду утвердить представленные документы» [1].

В числе основателей созданного в 1910 году Православного Камчатского братства во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивейшего Спаса были: архиепископ Тверской и Кашинский Антоний (Каржавин), епископ Вологодский и Тотемский

К.В. Бирюкова K.V. Biryukova

Никон (Рождественский), епископ Холмский Евлогий (Георгиевский) и другие [2, с. 13].

Прожив несколько лет среди камчадалов, иеромонах Нестор изучил корякский и тунгусский языки, перевел на корякский Божественную литургию, частично Евангелие, а на тунгусский - молитву «Отче наш», заповеди Моисея и заповеди Блаженства, молитвы на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей, утвержденные Святейшим Синодом в 1910 г. [2, с.15].

Объявление войны (Первой Мировой) застало его в России. Вскоре он ушел на фронт, вслед за отцом и братом. Два года войны он провел на передовой, в санитарном отряде «Первая помощь под огнем». Состоял при Лейб-гвардии Драгунском полку. Был удостоен высоких наград - наперстного креста на георгиевской ленте, а также орденов Святого кн. Владимира с мечами 4-й степени и Св. Анны с мечами 2-1 и 3-й степеней. В 1915 году возведен в сан архимандрита [2, с.19]. После фронта вернулся на Камчатку.

В 1916 году происходит историческое событие для Камчатки - создается Камчатская и Петропавловская епархия. 16 октября 1916 г. архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии [2, с.19]. «... Митрополит [Петроградский] Питирим [Окнов] на основании доклада архиепископа Евсевия внес в Синод предложение основать Камчатскую епархию Синод принял проект и архиепископу Евсевию было предложено назвать кандидатов на новую кафедру. Владыка ответил, что кандидат только один - работаю -щий уже девять лет на Камчатке архимандрит Нестор» [2, с.20]. И действительно, благодаря его трудам в крае к 1917 г. было уже 37 храмов, 38 часовен и 42 школы [2, с.20]. Хиротонию владыки Нестора совершили во Владивостоке [2, с.20].

В 1917-1918 годах епископ Нестор участвовал в работе Поместного Собора и выборах Патриарха. Его сопровождал делегат от мирян - камчадал Иван Трифонович Новограбленников [2, с.20].

Владыка Нестор был среди тех, кто 2 ноября 1917 года в составе посольства от Поместного Собора пытались вести диалог с солдатами [2, с.23-25]. Всю вторую половину ноября владыка работал над книгой «Расстрел Московского Кремля», ставшей впоследствии широко известной (а также одним из пунктов его обвинений) [2, с.25].

В ночь на 16 февраля (1 марта) 1918 года епископ Нестор был арестован в Гродненском военном госпитале в Трехсвятительском переулке, где квартировал [2, с.39]. Его поместили в Александровском военном училище, вместе с другими арестованными. Об этом же сразу стало известно, и по благословению Патриарха члены Собора А.И. Июдин и А.А. Салов пытались прояснить его судьбу [2, с.41].

Получив свободу, владыка сразу вернулся на заседания Собора. Потом съездил в Казань повидаться с родными [2, с.45]. Летом 1918 года епископ Нестор выезжает из Москвы на линию фронта [2, с.45]. В августе отбывает в Киев, потом в Одессу, оттуда в Ялту,

где был духовником вдовствующей Императрицы Марии Федоровны и других членов царской семьи. После эвакуации из Крыма епископ Нестор выехал в Константинополь и с пароходом Добровольческого флота проехал на Камчатку [2, с.46]. Осенью 1919 или в самом начале 1920 владыка в Чите [2, с.52]. Судно, на котором он плавал, с приходом большевиков не пустили в Петропавловск, и оно доплыло до Японии. Владыка обосновался в Цуруге, совершая службы для православных русских и японцев, был инициатором постройки здесь храма во имя святителя Николая [2, с.53].

Во время его пребывания в Японии в Токио выходит второе издание его книги «Расстрел Московского Кремля» на русском и японском языках. Постепенно владыка уста -навливает связи с Маньчжурией, где было немало русских беженцев. В Харбине в 1921 году он основал Камчатское подворье, открыв при нем 14 августа школу, стал вдохновителем и организатором Международного комитета помощи помощи голодающим и беженцам [2, с.53].

В июне 1928 Харбинские архиереи получили Указ Временного Московского Священного Синода от 20 июня 1928 года обращенный к Карловацкому Священному Синоду и митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Указ требовал определить свою позицию: признать юрисдикцию митрополита Антония (Храповицкого) (Зарубежного Синода) или митрополита Сергия (Старогородского) (Московской Патриархии). В Указе также говорилось, что всякий клирик признаю -щий Московский Синод, но не вступающий в советское гражданство, отстраняется от несения своего церковного послушания. Ни один из архиереев на территории Китая не посчитал возможным для себя принять этот Указ (впрочем, некоторое время преосвященный Нестор (Анисимов) колебался и даже заявил о признании митрополита Сергия, но позднее переменил свое решение) [7, с.51].

К 1930 году в Маньчжурии насчитывалось более 80 православных церквей, только в одном Харбине их было 26. При церковных приходах действовали дешевые или бесплатные столовые для малоимущих, работали 4 церковных детских приюта, 2 церковные больницы, Высшие пастырско-богословские курсы (1928), преобразованные позднее в Богословский факультет [2, с.70].

В храмах Маньчжурии служили до 460 священников [10, с.67].

В дореволюционную пору русские приходы в Маньчжурии, составлявшие благочиние, входили (за исключением нескольких приходов, находившихся в Пекинской епархии) в состав Владивостокско-Приморской епархии. 29 марта 1922 года они «временно» вошли в под -чинение Архиерейскому Заграничному Синоду и были преобразованы в отдельную Харбинско-Маньчжурскую епархию, возглавлявшуюся архиепископом (впоследствии митрополитом) Харбинским и Маньчжурским Мефодием (Герасимовым) [2, с.70-71]. Кроме того, в Харбине пребывали тогда архиепископ Мелетий (Заборовский) (окормлявший тогда приходы пекинской епархии в Маньчжурии) и епископ Нестор (Камчатский) [2, с.71-72].

ЙЕ

Владыка Нестор развил в Харбине активную благотворительную деятельность: учредил Кружок Милосердия, Патронат на 90 человек, переросший потом в Дом Милосердия [2, с.76-77]. В 1828-1929 годах на собранные среди русских эмигрантов средства владыка Нестор купил в харбинском пригороде Модягоу участок земли и построил на нем Дом Милосердия. В четырех домах находились помещения для призреваемых (в 1927 году: 84 ребенка и 37 престарелых), типография, свечной завод, прачечная, пекарня, квартиры для Владыки, причта и служащих. Сюда владыка Нестор перевел убежище для престарелых, здесь открыл приюты для девочек и мальчиков. При девичьем приюте работала швейная и иконописная мастерские, мальчики обучались в столярной мастерской и помогали в типографии. Таким образом, воспитанники получали навыки, которые могли впоследствии дать им заработок [2, с.80-81]. Деятельность епископа Нестора не ограничивалась пределами епархии и даже Дальнего Востока: в 1933 и 1938 годах. Владыка приезжал в Белград для участия в Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви Заграницей. В 1933 году он был возведен в сан архиепископа. В 1938 г. владыка посетил Индию по приглашению Католикос-Патриарха Мар-Василиуса, возглавлявшего христианскую Малабарскую Церковь. В июле 1937 года Япония начала военные действия непосредственно в Китае. 28 июля был взят Пекин. В Маньчжурии тоже ощущались перемены [2, с.122].

18 августа 1945 года части генерал-майора Г.А. Шелахова вошли в Харбин. 19 августа Архиепископ Нестор отслужил благодарственный молебен на соборной площади в Харбине, на котором присутствовали красноармейцы [2, с. 141].

Определением Синода от 27 декабря 1945 года решено было считать воссоединенными с Русской Православной Церковью с 26 октября 1945 всех архипастырей в Китае - архиепископов, епископов и архимандритов, а также клир и мирян Харбинской епархии [6, с.360]. Российская духовная миссия в Пекине и Харбинская епархия вошли в юрисдикцию Московского Патриархата (Харбинская и Пекинская епархии). На территории Китая был образован Восточно-Азиатский экзархат Московского Патриархата, с пребыванием возглавлявшего округ архиепископа Нестора (Анисимова) в городе Дальний [6, с.360].

В начале 1946 архиепископ Нестор (Анисимов) был возведен в сан митрополита и возглавил Харбинскую епархию после смерти митрополита Мелетия (Заборовского).

В.Г. Дацышен пишет: «Встав во главе Харбинской епархии, вл. Нестор (Анисимов) вновь активно вступил в борьбу против Российской духовной миссии в Пекине» [6, с.361]. Действительно, он критиковал рабо -ту прежних миссионеров и писал патриарху Алексию 5 мая 1946 г., что деятельность миссии носит отрицательный характер в последние три десятилетия. Он обвинял прежних начальников Миссии, в том числе митрополита Иннокентия, «принесшего особенно много вреда

Миссии из-за своего странного неуживчивого, резкого характера и неумелого администрирования, затем архиепископа Симона, а ныне архиепископа Виктора» которые «всячески искажали факты, допуская слишком большие погрешности и неточности в публикуемых изредка фиктивных отчетах... и не пускали у себя абсолютно никакой ревизии, скрывая от всех плачевное положение Миссии» [3, с.297-299].

В.Г. Дацышен замечает по этому поводу, что «Несомненно, многое из сказанного отражало реальные проблемы, с которыми столкнулась Пекинская миссия после Революции 1917, в условиях массовой русской эмиграции и мировой войны. Однако обличительный тон писем архиепископа Нестора не был достаточно убедительным ни для Китая, ни для Москвы. Все знали о длившемся уже почти полвека противостоянии между Харбином и Пекином, и никто еще не успел забыть «противоречивой биографии» самого вл. Нестора (Анисимова). В конечном итоге, в обострившемся споре Москва не разделила позиций будущего митрополита Харбинского и продолжала поддерживать главу Российской духовной миссии в Китае» [6, с.363].

Миссионерская деятельность в Маньчжурии начала было оживляться. «Мудрое решение Вашего Святейшества реформировать всю церковно-епархиальную жизнь и работу в пределах государств Восточной Азии на началах миссионерской деятельности воодушевило в Харбине православных китайцев во главе с прекрасным священником-миссионером о. Даниилом Хэ и всех русских китаеведов, близко стоящих к церкви... К настоящему времени Благовещенское подворье Китайской духовной миссии, как и все храмы Пекинской миссии, ни в какой мере не служат делу миссии, а являются только доходной приходской церковью в пределах Харбинской епархии. Указ Вашего Святейшества давал нам возможность русских насельников подворья, не несущих никакой миссионерской деятельности, перевести для пользы дела на иную церковную работу в Харбинской епархии, а подворье подготовить к миссионерской китайско-русской школе; нами предполагалось храм подворья определить для проповеди и богослужений преимущественно на китайском языке. Среди желающих посвятить себя миссионерской деятельности ко мне является много русских интеллигентных людей, в совершенстве знающих китайский устный и письменный язык, с просьбой включить их в число активных деятелей Духовной миссии» [6, с.364], - пишет владыка Нестор Патриарху.

В июле 1946 отец Нестор (Анисимов) сообщил священнику Г.И. Разумовскому, что было принято решение бывшее Пекинское подворье превратить в чисто миссионерское учреждение. Во Внешней миссии при экзархате была учреждена Китайская духовная миссия в Фуцзядяне (китайском районе Харбина) во главе со священником Даниилом Хэ. Помощником отца Даниила Хэ был назначен хорошо владеющий китайским языком молодой священник Г. Галушко [6, с, 364]. Для работы был создан специальный Миссионерский комитет, от-

крыты школа-приют и больница в Фуцзядяне [6, с.365]. Основным препятствием для развития миссионерской деятельности была нехватка миссионеров [6, с.366]. В Харбине был открыт Русский православный лицей им. Александра Невского, диплом которого давал право на поступление в вузы СССР и за границей [6, с.367 ].

В пределах Китая и Кореи был образован единый митрополичий округ с присвоением митрополиту ти-тула Харбинский и Восточно-Азиатский. Хайларское и Цицикарское викариатства Харбинской епархии упразднялись. Высокопреосвященнейшему митропо-литу Мелетию по болезни предоставлялся отпуск, вре-менно управлять митрополичьим округом назначался архиепископ Нестор. Архиепископ Димитрий и епи-скоп Ювеналий возвращались в Россию. Митрополиту Нестору предписывалось направить все православные силы на возобновление и развитие миссионерской рабо-ты, причем особое внимание следовало обратить на реорганизацию учебного дела в Маньчжурии. Московская Патриархия оказывалась от установленных церковных отчислений в пользу развития миссионерской деятельности [2, с.143].

С. Фомин считает, что «назначение архиеписко-па Нестора не было случайным. С началом Великой Отечественной войны он произносил патриотич-ные проповеди, приветствовал вступившую в Харбин Советскую армию, вместе с маршалом Р.Я. Малиновским стоял на почетных трибунах и присутствовал на приемах [2, с.144].

Патриаршим указом от 11 июня 1945 года Восточно-Азиатский Митрополичий округ был преобразован в Восточно-Азиатский Экзархат Московского Патриархата [2, с. 141]. Причинами этого, по мнению исследователей, был особый канонический статус Харбинской епархии и занятие ее территории Советской армией. Это позволяло ей претендовать на первенство на Дальнем Востоке [2, с.144].

Российская духовная миссия была переведена в непосредственное ведение Московской Патриархии. 22 октября 1946 г. Св. Синод постановил утвердить в должности начальника Российской духовной миссии в Китае архиепископа Пекинского Виктора (Святина) и считать его находящимся по епархиальным делам в юрисдикции экзархата, а по делам миссии - в личной юрисдикции экзарха. Этим же определением Пекинская епархия и ее шанхайское викариатство были утверждены в составе Восточно-Азиатского экзархата. Таким образом, на территории Китая сформировались два церковных центра - экзархат в Харбине и миссия в Пекине [6, с.367-368].

Поздравляя архиепископа Нестора со вступлением на

кафедру, владыка Виктор (Святин) пишет ему: «Из приложенных к письму копий писем Владыки Иоанна и моего вы увидите, что Преосвященный Иоанн снача-ла твердо встал на лойяльные пути признания и пере-хода в юрисдикцию Московской Патриархии, но потом, когда стало известно, что митрополит Анастасий и Заграничный Синод продолжают свое существование, когда установилась у Владыки Иоанна постоянная пере-

писка с митрополитом Анастасием, когда пошли слухи о приеме нас в лоно Церкви по особому чину, как раскольников и не было известно, что будет с нами даль-ше, Владыка Иоанн под влиянием не добрых людей в Шанхае, муссирующих всякие неправдоподобные слухи, постепенно стал склоняться к убеждению, что ему надлежит оставаться в ведении и юрисдикции Заграничного Синода. В настоящий момент он еще на распутьи (27 парта 1946 г.)» [4].

Фонде Совета по делам религий при Совете Министров СССР сохранилась справка о владыке Несторе подзаголовком «о недостойном проведении митрополита НЕСТОРА»: «Управляющий генконсульством в Харбине имел беседу с митрополитом НЕСТОРОМ, в которой обратил его внимание на недопустимое с его стороны поведение в общественных местах и аморальные поступки, дискредитирующие его, как главу русской православной церкви в Манчжурии.

НЕСТОР признал, что склонен к злоупотреблению спиртными напитками, отдельные случаи поведения, несовместимого с его саном и положением.

Однако, после этого разговора НЕСТОР образа жиз-ни не изменил: продолжает систематические выпивки и, якобы, понуждает девочек - воспитанниц дома мило-сердия к сожительству.

конце апреля 1947 года, в сопровождении группы священнослужителей, Нестор выезжал на западную линию КВ ж.д. /Манчжурия-Харбин/, где, в стадии сильного опьянения, утерял часть своего облачения, которое затем нашел где-то на улице, в грязи.

такого рода непристойном поведении митрополита НЕСТОРА идут нежелательные разговоры среди верующих и русского населения Харбина.

Авторитет его сильно подорван, в массе духовенства возрастают оппозиционные настроения» [5].

Конечно, в данном случае нужно принять во внима-ние эпоху и идеологический настрой.

июле 1948 года в Москве предполагалось проведение юбилейных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Поскольку в праздновании юбилея ожидалось участие Глав и Представителей всех Поместных Православных Церквей, намечалось также проведение Всеправославного совещания, которое должно было выработать общую позицию по отношению к экуменическому движению [9].

Узнав об этом, владыка Нестор, еще до получе-ния официального приглашения Патриархии, принял решение о необходимости своей поездки в Москву. В середине февраля 1948 он проинформировал об этом намерении Генконсульство СССР в Харбине [9].

К середине мая в Экзархат поступило официаль-ное приглашение от Патриархии, и подготовка к поезд-ке продолжалась. Для сопровождения Владыки была сформирована официальная делегация, представлявшая все слои церковной общественности Экзархата. В ее состав вошли: от православного китайского духовенства Начальник Духовной Православной Миссии в Харбине протоиерей Даниил Хэ, от русского духовенства - про-

тодиакон Николай Лобас, от благотворительных учреждений Харбина Управляющий Домом милосердия К.А. Караулов, от Русской Духовной Миссии в Пекине архимандрит Гавриил (Огородников) [9].

Накануне отъезда, 13 июня 1948 года, духовенство епархии в кафедральном соборе Харбина служило молебен о собирающемся в Москву на Собор митрополите Несторе. А рано утром 14 июня он был арестован китай-скими властями. Одновременно были задержаны секре-тарь Епархиального совета Е.Н. Сумароков, секретарь владыки священник Василий Герасимов и монахиня Зинаида (Бридди) [6, с.368 ].

Подробности этих событий описывают А.К. Караулов и В.В, Коростылев: «В день отъезда подворье Дома Милосердия по ул. Батальонной, 24, где находились покои митрополита, было внезапно занято вооруженными китайскими солдатами. Владыку Нестора взяли под стражу и увезли в неизвестном направлении. В помещениях Дома Милосердия начал-ся многочасовый повальный обыск, проводившийся под руководством офицеров Особого отдела. Во время обыска всех насельников подворья Дома Милосердия (около 70 человек) согнали в Скорбященскую церковь. Ближе к вечеру обыск окончился» [9].

Генеральное консульство СССР в Харбине было информировано о том, что митрополиту Нестору (Анисимову) инкриминируются деяния политического характера и что заключенные не подлежат освобождению. Арстованное духовенство было депортировано в СССР. В Хабаровске митрополит Нестор на суде был обвинен в антисоветской деятельности, которая заключалась в написании книги «Расстрел Московского Кремля» и совершении панихид по убиенным в Алапаевске родственникам семьи императора Николая II [7, с.112].

Узнав об аресте Экзарха, его заместитель епископ Цицикарский Никандр (Викторов) немедленно известил о случившемся советского Генконсула И.А. Малинина. Судя по всему, информация эта была неожиданностью даже для главы советского дипломатического ведом-ства в Харбине. Как позже писал в докладе Патриарху епископ Никандр, И.А. Малинин уполномочил своих помощников двух вице-консулов лично съездить в подво-рье Митрополита и к председателю местного китайского правительства. Через несколько времени Управляющий Генконсульством сообщил мне, что мое заявление подтвердилось; Митрополит действительно задержан [9].

20 и 21 июня К.А. Караулов доставлял в дом на Большом проспекте передачи для Владыки, включая зимнюю одежду. Не приняли только зубной протез Владыки, отнеся его к категории колющих и режущих предметов. С 22 июня передачи принимать перестали. Консульство было уведомлено, что заключенные освобождению не подлежат и депортируются в Союз [9].

На открывшихся в Москве 08 июля 1948 года Торжествах и Всеправославном совещании Экзархат представлял архимандрит Гавриил из Русской Духовной миссии в Пекине, добиравшийся в Москву самостоятельно, минуя Харбин [9].

Телеграфное сообщение епископа Никандра в Патриархию об аресте Экзарха Консульство посла-ло только 29 июня. Патриарх получил ее через 50 дней. В ответном сообщении Патриарха говорилось: «Телеграмму только что получил 17 августа до возвращения Митрополита Нестора временно обязанности Экзарха возлагаются на Ваше Преосвященство тчк Прошу твердо охранять интересы нашего Экзархата во всем держась установленного нами положения тчк Ожидаю ваших докладов ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ» [9].

Разрешив Патриарху узнать о задержании китайскими властями его Экзарха, Совет по делам РПЦ еще долго скрывал от него факт депортации Владыки в Союз. Так, на одну из телеграмм епископа Никандра Патриарху, начинавшуюся словами: Два месяца как задержан китайцами митрополит Нестор [и] депортирован в Союз, Председатель Совета Г.Г. Карпов наложил резолюцию: Телеграмму за исключением слов (депортирован в Союз) передать Патриарху Алексию [9].

В Харбине арест владыки и отсутствие сведений о его судьбе породили тревожность среди его паствы. О здравии Митрополита Нестора было предписано совершать молебны в храмах. Руководство Экзархата, видя растерянность Консульства, еще какое-то время считало арест Владыки некой самодеятельностью китайских властей и надеялось, что после его депортации в Союз все выяснится и Экзарха освободят [9].

Имел все основания ожидать своего ареста и ближайший сотрудник Владыки Кирилл Александрович Караулов. Тревожась за судьбу оставленных в его семье исторических реликвий Владыки, он отправил наиболее ценные из них через Консульство Патриарху Алексию: кресты, панагию, иконы, даже зубной протез, необходи-мый владыке [9].

После ареста владыки Нестора во временное управление Экзархатом вступил преосвященный Никандр, епископ Цицикарский, хотя последним внутренним распоряжением митрополита Нестора от 31 мая 1948 епископ Никандр в случае выезда Экзарха в Москву от-странялся от всех дел по Экзархату. Епископ Никандр все-таки был утвержден в должности Управляющего Экзархатом [7, с.113].

Посетившая Маньчжурию в 1948 году делега-ция Московского Патриархата во главе с епископом Курским и Белгородским Нестором в отчете о состоянии Восточно-Азиатского Экзархата во второй половине 1948 г. писала: «Указания Святейшего Патриарха еще от 1945 г. до сих пор не выполнены, Миссия - как таковая - все еще не работает. прежде всего надо выполнить переключение интересов приходских на миссионерскую деятельность» [7, с.113].

Приблизительно через год после ареста ми-трополита Нестора в Харбин прибыл представи-тель Московской Патриархии епископ Курский и Белгородский, тоже Нестор. По его распоряжению, «Все недвижимое имущество, находящееся в г. Харбине на территории Дома Милосердия и строения в Модягоу на Баталионной улице 24, переданные распоряжением

Нестора, Митрополита Харбинского и Маньчжурского, Экзарха Московской Патриархии в Восточной Азии от 31 мая 1948 года в непосредственное ведение и личное владение Московской Патриархии, в лице ныне здравствующего Святейшего Патриарха, передается мною, смиренным Нестором, епископом Курским и Белгородским, представителем Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, не как личное имущество Митрополита Нестора, а на общих основаниях, как церковное имущество с оборудованием и инвентарем, Исполняющему должность Экзарха Московской Патриархии по Восточной Азии, Преосвященному Епископу Цицикарскому Никандру.

Духовенство церкви Дома Милосердия в лице настоятеля Архимандрита Вениамина, священников Антония Галушко, Петра Опика, протодиакона Николая Лобаса, иеродиакона Христофора, находится, как и все Харбинское духовенство, в каноническом подчинении Епископу Никандру, коего имя возносится за Богослужением» [9].

18 ноября 1948 года, когда владыка Нестор уже находился на Лубянке (всего в нескольких минутах езды от Чистого переулка, где размещалась Патриархия) Патриарх Алексий все еще не знал о его местопребывании. Его Святейшество писал Г.Г. Карпову: Где сам митрополит Нестор неизвестно. Видимо предполага-ют, что на нашей территории. Позже, уже после своего освобождения в 1956 году, владыка Нестор рассказы-вал (ссылаясь на разговор с Патриархом Алексием), что Патриархия длительное время не имела решительно никакой информации о его местонахождении [9].

Патриарх Алексий так и не издал указа о снятии митрополита Нестора с его постов, а затем нарочито долго не решал вопрос о замещении ставших фактически вакантными должностей. Только два года спустя, в конце лета 1950 года, Экзархом Восточной Азии был назначен архиепископ Китайский и Пекинский Виктор (Святин), а титул епископа Харбинского и Маньчжурского и заместителя Экзарха был утвержден за епископом Никандром (Викторовым) [9].

Митрополит Нестор (Анисимов) восемь лет про-вел в заключении в мордовском поселке Явас [7, с.112]. С 1956 г. он был назначен на должность митрополита Новосибирского и Барнаульского, а с 1958 г. возглавил Кировоградскую и Николаевскую епархию [6, с.368].

«В те годы, - рассказывает его келейник, - во всей Новосибирской епархии, охватывавшей почти всю Восточную Сибирь, оставалось лишь 50 действующих приходов. Владыка, несмотря на слабость своего здоро-вья, часто выезжал на самые дальние, затерянные в си-бирской тайге приходы. Сибирь очень напоминала ему Камчатку. При воспоминании о ней у владыки «всегда наворачивались на глаза слезы» [8].

Наступило время хрущевских гонений на Церковь. В Новосибирске митрополит Нестор оказался под усиленным надзором уполномоченного Совета по делам религий, который писал на него доносы, и владыку уволили из Новосибирской епархии на покой 8 сентября 1958 г. Но уже 9 декабря 1959 г. он был назначен на Кировоградскую кафедру (Украина). В первый же месяц своего управления епархией он посетил 21 храм и совершил там богослужения [8].

Уполномоченный по делам религии докладывал, что «Нестор (Анисимов Н. А.)... по убеждениям является монархистом, реакционным религиозником Православной Церкви... Ведет активную работу по укреплению Церкви в области» [8].

Во время управления епархией митрополитом Нестором «не было закрыто ни одной церкви. Зато через три месяца после его кончины из 320 приходов Кировоградской епархии осталось лишь около 30» [8].

Он скончался в 1962 году в Первой градской больнице Москвы. По утверждению А.Б. Ефимова, некоторые считали, что смерть его была ускорена. Похоронен владыка на подмосковской патриаршей даче в поселке Переделкино, там же в храме долгое время стоял его по-сох, который был подарен ему на Камчатке. В 1995 году посох был отправлен в Петропавловскую и Камчатскую епархию [8].

Библиографический список

Белашов А. Русская народная линия. Из Жития митрополита Нестора (Анисимова), выдающегося деятеля Русской Православной Церкви ХХ века ... Режим доступа: http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/3929-11 .html

Божией милостью архиерей Русской Церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского. Сост. С. Фомин. М., 2002.

Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). Т.2. М., 2005.

ГАРФ. Ф. Р.6991. Оп.1. Д.22. Л.43

ГАРФ. Ф. Р.6991. Оп.2. Д.277. Л.3

Дацышен В.Г. История Российской Духовной Миссии в Китае. Гонконг, 2010.

Дионисий (Поздняев), священник. Православие в Китае. М., 1998.

Ефимов А. Б. Митрополит Нестор (Анисимов) - великий миссионер XX в. //Пятые Международные исторические и Свято-Иннокентьевские чтения «К 270-летию выхода России к берегам Америки и начала освоения Тихого океана (1741-2011)»: материалы: 19-20 окт. 2011 г. - Петропавловск-Камчатский, 2012. С. 27-33. Режим доступа: http://www.kamlib.ru/resourses/efimov5.htm

Караулов А.К., Коростелев В.В. Арест Экзарха//Русская Атлантида. Челябинск. 2003. №10. С.11-26. Режим доступа: http:// orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/3928-11 .html

МелиховГ.В. Российская эмиграция в Китае (1917-1924 гг.). М., 1997.

References

Belashov A. Russian national line. From Life of the mytropolit Nestor (Anisimov), the outstanding figure of Russian Orthodox Church of the XX century. Access mode: http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/3929-11 .html

God's favor bishop of the Russian Church. Three lives of the mytropolit Nestor Kamchatsky. /author S. Fomin/ M., 2002 Come back home: Biography and collection of works of the metropolitan Nestor (Anisimov). V.2. M., 2005. GARF. F. R.6991. Op.1. D.22. L.43 GARF. F. R.6991. Op.2. D.277. L.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dacishen V. G. History of the Russian Spiritual Mission in China. Hong Kong, 2010. Dionysius (Pozdnyaev), priest. Orthodoxy in China. M, 1998.

Yefimov A. B. Mitropolit Nestor (Anisimov) is the great missionary of the 20th century//the Fifth International historical and Sacred and Innokentyevsky readings "To the 270 anniversary of an exit of Russia to coast of America and the beginning of development of the Pacific Ocean (1741-2011)": materials: 19-20 Oct. 2011. Petropavlovsk-Kamchatsky, 2012. Pp. 27-33. Access mode: http://www.kamlib. ru/resourses/efimov5 .htm

Karaulov A.K., Korostelev V. V. Arrest of the Exarch//Russian Atlantis. Chelyabinsk. 2003. № 10. Pp. 11-26. Access mode: http:// orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/3928-11 .html

Melikhov G.V. The Russian emigration in China (1917-1924). M., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.