Научная статья на тему 'Деятельность Восточно-Азиатского экзарха Нестора (Анисимова)'

Деятельность Восточно-Азиатского экзарха Нестора (Анисимова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
365
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЭКЗАРХ / КИТАЙ / ВОСТОЧНОАЗИАТСКИЙ ЭКЗАРХАТ / МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ / НЕСТОР (АНИСИМОВ) / NESTOR (ANISIMOV) / ORTHODOXY / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / EXARCH / CHINA / EAST ASIAN EXARCHATE / MOSCOW PATRIARCHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроботушенко Евгений Викторович

В статье на основе документов Государственного архива Российской Федерации, с новых позиций воссоздается образ известного православного деятеля, в разное время бывшего епископом Камчатским и Петропавловским, экзархом Восточно-Азиатского экзархата, митрополитом Новосибирским и Барнаульским, Кировоградским и Николаевским, Нестора (Николая Александровича Анисимова). Дается характеристика имеющихся научных и научно-популярных публикаций, содержащих данные о биографии и жизненном пути Нестора. Основу исследования составляет предположение автора о наличии позитивного образа экзарха в отечественной литературе. Автором в научный оборот вводится ряд документов, неизвестных ранее. Делается попытка на фоне оценки ситуации с развитием православия в Китае во второй четверти XX в. в целом определить роль в истории китайского православия Нестора (Анисимова). На основе архивных документов автор приходит к выводу о противоречивости личности Нестора как православного деятеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF NESTOR (ANISIMOV), THE EAST-ASIAN EXARCH

In the article on the basis of the documents of the Russian Federation State Archives the image of the most famous Orthodox Exarch Nestor is reconstituted. In different periods of his life he was the bishop of East-Asian Exarchate, the metropolitan of Novosibirsk and Barnaul, Kirovograd and Nikolaev. The peculiarities of scientific and popular science works containing data on Nestor's biography and life profile have been analyzed. The author’s assumption of the positive Exarch’s image in national literature is the background of the research. The author introduces some previously unknown documents into scientific use. An attempt has been made to define the role of Nestor (Anisimov) in the history of the Chinese Orthodoxy taking into consideration the assessment of the situation, concerning on the whole the development of Orthodoxy in China in the second half of the XXth century. The main conclusion is the opinion on inconsistency of Nestor's personality as the Orthodox representative. This conclusion has been made on the basis of the archives documents study.

Текст научной работы на тему «Деятельность Восточно-Азиатского экзарха Нестора (Анисимова)»

УДК 271.2

doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-201-207

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОГО ЭКЗАРХА НЕСТОРА (АНИСИМОВА)

© Дроботушенко Евгений Викторович

кандидат исторических наук, декан исторического факультета Забайкальского государственного университета.

Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30 E-mail: drzz@yandex.ru

В статье на основе документов Государственного архива Российской Федерации, с новых позиций воссоздается образ известного православного деятеля, в разное время бывшего епископом Камчатским и Петропавловским, экзархом Восточно-Азиатского экзархата, митрополитом Новосибирским и Барнаульским, Кировоградским и Николаевским, Нестора (Николая Александровича Анисимова). Дается характеристика имеющихся научных и научно-популярных публикаций, содержащих данные о биографии и жизненном пути Нестора. Основу исследования составляет предположение автора о наличии позитивного образа экзарха в отечественной литературе. Автором в научный оборот вводится ряд документов, неизвестных ранее. Делается попытка на фоне оценки ситуации с развитием православия в Китае во второй четверти XX в. в целом определить роль в истории китайского православия Нестора (Анисимова). На основе архивных документов автор приходит к выводу о противоречивости личности Нестора как православного деятеля.

Ключевые слова: православие, Русская православная церковь, экзарх, Китай, Восточно-Азиатский экзархат, Московский патриархат, Нестор (Анисимов).

ACTIVITY OF NESTOR (ANISIMOV), THE EAST-ASIAN EXARCH

Evgeny V. Drobotushenko

PhD in History, Dean of the historical faculty, Zabaikalsky State University 30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, 672039 Russia

In the article on the basis of the documents of the Russian Federation State Archives the image of the most famous Orthodox Exarch Nestor is reconstituted. In different periods of his life he was the bishop of East-Asian Exarchate, the metropolitan of Novosibirsk and Barnaul, Kirovograd and Nikolaev. The peculiarities of scientific and popular science works containing data on Nestor's biography and life profile have been analyzed. The author's assumption of the positive Exarch's image in national literature is the background of the research. The author introduces some previously unknown documents into scientific use. An attempt has been made to define the role of Nestor (Anisimov) in the history of the Chinese Orthodoxy taking into consideration the assessment of the situation, concerning on the whole the development of Orthodoxy in China in the second half of the XXth century. The main conclusion is the opinion on inconsistency of Nestor's personality as the Orthodox representative. This conclusion has been made on the basis of the archives documents study.

Keywords: Orthodoxy, the Russian Orthodox Church, Exarch, China, East Asian Exarchate, Moscow Patriarchy, Nestor (Anisimov).

История православия в Китае в последние годы вызывает большой интерес у исследователей. Это связано с появлением возможности работать с ранее закрытыми документами и с тем, что в связи с либерализацией политики в отношении свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций, пусть медленное, но все же развитие само православие получило в последние годы в Китае. Несмотря на появление достаточно большого количества разноплановых публикаций, которые в той или иной степени затрагивают какие-либо аспекты истории «китайского православия».

В самом общем плане достаточно широко известно, что путь православия в Китае был сложен. Появившись там относительно давно, в XVII в., оно не получило широкого распространения. И это несмотря на то, что в стране действовала Пекинская духовная миссия, а в начальный период существования Советской России на территорию Китая бежало множе-

ство русских, несогласных с новым политическим устройством, а они являлись носителями православия. Ответ на вопрос, почему так вышло, возможен только при объективной, всесторонней оценке множества архивных источников. Их изучение позволило сделать вывод, что в истории православия в Китае существовало много спорных моментов, противоречивых личностей и действий со стороны православных иерархов.

Одной из противоречивых и неоднозначных в оценках личностей в истории китайского православия являлся Нестор (Николай Александрович Анисимов). Его сложный жизненный путь нашел отражение в ряде публикаций. Одним из известных исследователей жизненного пути Нестора (Анисимова) является А. К. Караулов. Он самостоятельно или в соавторстве издал ряд публикаций с биографией Нестора. Однако следует отметить, что исследования основываются не на архивных документах, а на имевшихся публикациях как научных, так и публицистических. Значительную часть их источниковой основы составляют статьи харбинских газет 40-х гг. XX в. На наш взгляд, историографическая и источниковая база исследований А. К. Караулова приводит к некоторой односторонности в оценках личности Нестора [12; 13; 14; 15].

Еще один автор, посвятивший не одно исследование личности Нестора, — это С. Фомин. Он является составителем библиографического сборника «Божией милостию архиерей Русской церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского» [7]. Позднее им была издана книга, содержащая жизнеописание святителя, «Апостол Камчатки. Митрополит Нестор» [19]. Книга содержит объемный фактографический материал, однако носит более научно-популярный характер. Также отметим, что изучению периода деятельности Нестора в Китае уделялось мало внимания [7; 19].

Книга Т. Н. Губской «Апостол Севера и Юга. Митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов)» характеризует последний период жизни святителя [11].

Помимо работ названных исследователей, личность Нестора нашла отражение и в публикациях иных авторов. При этом отметим, что в некоторых случаях источниковая база публикаций расширена за счет архивных документов. Здесь примером может служить работа А. Белашова, но в ней отсутствует характеристика деятельности Нестора на посту экзарха [5].

Иные публикации научно-популярного характера — это самые разные статьи главным образом научно-популярного характера. Среди авторов можно назвать протоиерея Г. Бирюкова, К. Петроченкову, К. Новоселову, Т. Запеку и др. Однако период, когда Нестор был экзархом, рассматривается вскользь либо вообще не находит освещения. Особо же отметим, что основная масса работ основывается не архивных источниках, а на имеющихся публикациях о личности Нестора [6; 16; 17].

Отдельно хотелось бы остановиться на статье С. Н. Бакониной [4]. В ней дается характеристика биографии Нестора в конце второго десятилетия XX в., т. е. время, которое не попадает в хронологические границы данной работы, однако интересен подход автора. С. Н. Баконина говорит о наличии в современной исследовательской литературе «идеологической мифологизации» отдельных периодов в жизни Нестора. Выводом же является замечание о том, что ряд современных авторов пытается политизировать историю православной церкви. Это отчетливо можно проследить на биографии Нестора. Он главным образом деятель православной церкви, святитель. Политическая же составляющая вторична. С. Н. Баконина в заключении отмечает: «...анализ нескольких публикаций, посвященных митрополиту Нестору (Анисимову), показывает, что изучение церковной истории в настоящее время настоятельно требует активной работы с первоисточниками и их непредвзятого прочтения» [4, с. 106]. Отметим, что сама С. Н. Баконина не использует в работе архивных источников, что вызывает вопрос в отношении итоговых замечаний автора. Биография Нестора в реальности очень сильно политизирована. Это касается и периода, когда он был Восточно-Азиатским экзархом. Более того, именно в значении политической составляющей и заключается основная особенность рассматриваемого периода в жизни Нестора. Отметим, что личности Нестора посвящены и иные публикации С. Н. Бакониной [1; 2; 3].

Таким образом, существует целый комплекс публикаций, характеризующих биографию Нестора, однако практически все они научно-популярные. Источниковая база ограничивает-

ся газетными публикациями. Очень кратко анализируется деятельность святителя в Китае в целом и в должности экзарха Восточно-Азиатского экзархата в частности. В оценке страниц биографии Нестора в данный период времени основополагающим источником являются документы Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ). Они не получили на сегодняшний день, на наш взгляд, должного широкого освящения в исследовательской литературе. Отсюда целью данной публикации является характеристика деятельности Нестора в должности экзарха Восточно-Азиатского экзархата Московской патриархии Русской православной церкви с основой на архивные материалы.

Хронологически рассматриваемый период — это время с 11 июня 1946 г. — день создания Указом № 664 Святейшего Патриарха Алексия I Восточно-Азиатского экзархата. Он появился путем преобразования Восточно-Азиатского митрополичьего округа, который был создан в декабре 1945 г. Митрополичий округ — это церковно-административная единица, основа которой в межъепархиальном объединении. Временным управляющим Восточно-Азиатским округом был как раз Нестор. Он же стал и первым экзархом Восточно-Азиатского экзархата Московской патриархии Русской православной церкви. Нестор был возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского.

Вторая хронологическая граница — лето 1948 г. — время ареста митрополита Нестора китайскими властями.

Географически Восточно-Азиатский экзархат включал в себя приходы Китая и Кореи, однако данная статья посвящена главным образом Китаю, так как архивные документы практически не содержат данных о деятельности экзарха Нестора в Корее.

Следует уделить некоторое внимание названию «Восточно-Азиатский экзархат». В настоящее время можно встретить публикации, в которых наименование экзархата пишется слитно, одним словом «Восточноазиатский» или же двумя словами «Восточно-азиатский». Мы не говорим о правильности или не правильности написания, мы придерживаемся того написания, которое использовалось в официальных документах — «Восточно-Азиатский». То же касается и Восточно-Азиатского митрополичьего округа.

Документы ГАРФа содержат информацию как сугубо о биографии Нестора с кратким изложением фактов, так и значительные по объему отчеты, характеризующие развитие православия в Китае.

Условно документы, в которых встречается информация о личности Нестора, можно разделить на несколько групп:

1. Справки о состоянии РПЦ в Китае, о Восточно-Азиатском экзархе Несторе и др.

2. Письма Нестора на имя патриарха и ответы на них.

3. Переписка работников различных органов государственной власти, в том числе Совета по делам РПЦ, с иными органами государственной власти и переписка внутри Совета.

4. Различного рода небольшие записки с краткими данными о РПЦ в Китае.

Условность в предложенной классификации определяется субъективным подходом автора и имеющимися на сегодняшний день материалами. Возможно, дальнейшая работа расширит перечень групп документов, содержащих информацию по личности Нестора и приведет автора к мысли о перегруппировке документов.

Следует отметить, что отдельные документы собраны в фондах архива в объемные дела — наблюдательные дела по православию в Маньчжурии и Корее. Несмотря на то, что в документах затрагиваются вопросы, в той или иной мере характеризующие аспекты развития православия не только на севере Китая, отдельные дела в своих названиях содержат наименование «Маньчжурия».

Ко времени, когда Нестор являлся экзархом Восточной Азии, относятся объемные наблюдательные дела по православию в Маньчжурии и Корее за 1947 и 1948 г. Это дела № 277 и 434 первой описи фонда Р-6991 «Совет по делам религий при Совете министров СССР».

Документы первой группы — это небольшие по объему справки по какому-либо конкретному вопросу, касающемуся православия в Китае. Так, краткая характеристика личности Нестора содержится в «Справке о Восточно-Азиатском экзархе Никоне». Небольшими по

объему, но значимыми по содержанию являются справки Министерства иностранных дел «Об имуществе православной церкви за границей» за разные годы [8, л. 34; 10, л. 36, 37].

Справка о биографии Нестора была составлена старшим инспектором Совета по делам РПЦ товарищем П. А. Ананьевым в 1948 г. на основе одной из статей русской эмигрантской газеты «Луч Азии», издававшейся в Харбине (№ 26/10 от 1937 г.), в которой приводились краткие биографические данные Нестора. В ней отмечается, что Нестор в начале XX в. был в Крыму, где стал духовником Императрицы Марии Федоровны и Великого князя Николая Николаевича. Из Крыма через Индию он отправился в Омск, в ставку Колчака. Отмечается, что Нестором из рук Императора Маньчжоу-Го получен орден [10, л. 37].

Вторая группа документов — переписка Нестора с патриархом Алексием I содержит самую разную информацию по вопросам развития православия в Китае. Примером здесь может служить письмо экзарха Восточной Азии митрополита Нестора на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексея о полученных средствах от Московской патриархии и создании в Харбине православного лицея Александра Невского [10, л. 7].

Примером документов третьей группы являются письмо начальника Восточного управления Министерства внешней торговли М. Сладковского на имя председателя Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР Г. Г. Карпова, записка от заместителя председателя Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР товарища Белышева заведующему первым Дальневосточным отделом Министерства иностранных дел товарищу Тункину и письмо из генерального консульства в Харбине на имя заместителя Министерства иностранных дел СССР А. А. Громыко [10, л. 41].

Четвертая группа документов представлена значительным количеством небольших записок с краткой информацией по какому-либо вопросу. Например, записка с данными о посылке «Журнала Московской Патриархии» в Китай, записка о выдаче разрешений консульства СССР в Китае на поездку по территории страны и т. д. [10, л. 10, 38].

Все документы о биографии Нестора в бытность его экзархом Восточно-Азиатского экзархата можно, опять же условно, разделить на две большие части. Это документы, характеризующие его с позитивной стороны, и, соответственно, документы противоположного, негативного характера.

К первым можно отнести справки, характеризующие деятельность Нестора на поприще развития православия в Китае. Так, по прошествии чуть более года, после занятия должности экзарха, усилиями Нестора, при поддержки Московской патриархии был открыт православный лицей Александра Невского в городе Харбине. Это произошло в самом начале 1948 г. В лицее обучалось до 175 чел., из которых более 120 проживало там же. Около 30 чел. обучалось бесплатно. В 1948 г. были открыты краткосрочные пастырские курсы [10, л. 7, 13].

Следует отметить, что Нестором делались попытки изменить ситуацию с православным миссионерством в Китае. Исследователям известно, что, несмотря на наличие в стране духовной миссии, миссионерская деятельность православной церкви не получила значительного, широкого распространения. Для развития миссионерства бывшее Пекинское подворье в Харбине — Благовещенский храм, Нестор переименовал в миссионерскую Благовещенскую церковь. Способствовал большей эффективности миссионерства упомянутый выше лицей. Сделана попытка открытия школы-приюта для китайских детей. Данным вопросом под руководством Нестора занимался начальник Китайской духовной миссии — протоиерей Даниил Хэ. При митрополичьем подворье действовал Дом милосердия [10, л. 13, 14].

До создания Восточно-Азиатского экзархата данных о православии в Китае, особенно на севере страны, практически не было. В начале 1948 г. экзархат приступил к формированию данных о православии в Харбинской епархии. Подвижки в данном направлении связаны с появлением Указа экзарха Восточной Азии Нестора № 677. Согласно данному указу, создана Учетная комиссии по проведению полного учета имущества и состояния дел экзархата [10, л. 14].

Из архивных источников известно, что в Харбине издавался «Вестник Восточно-Азиатского Экзархата», причем информация о нем отрывочна и очень кратка. Однако в 1947 г. издание вы-

ходило в свет, и очевидно, что данная работа не могла вестись без участи экзарха [10, л. 31].

Деятельность Восточно-Азиатского экзархата осложнялась общей ситуацией с православием в Китае. Вторая половина 40-х гг. XX в. — это время отъезда из страны значительного количества представителей русского населения, которое являлось основным носителем православия. Уезжали они в СССР. Сокращение количества прихожан привело к ситуации, когда расширять деятельность православной церкви становилось все труднее и труднее.

Первое время экзархата Нестора было относительно спокойным в плане отношения к Нестору со стороны Совета по делам РПЦ. Однако уже в 1947 г. появляются первые критические замечания, а в 1948 г. количество их увеличивается. Складывается впечатление, что в это время начинается «подготовка» к последующему аресту и осуждению Нестора.

В одной из справок в Совет по делам РПЦ при СНК, входящей в «Наблюдательное дело по православию в Маньчжурии Корее» за 1948 г., отмечается, что Нестор не пользовался авторитетом ни среди духовенства, ни среди представителей «местной советской православной колонии». В нескольких документах говорится о его постоянном аморальном поведении, которое выражалось в пьянстве, «оргиях с женщинами». В справке также отмечается, что Нестор являлся одним из активных вдохновителей борьбы с советской властью. Практически на всех праздничных мероприятиях, где присутствовали представители российских эмигрантов, он выступал с речами против СССР. При этом следует отметить, что сам Нестор признавал за собой злоупотребления. Так, в «Справке о недостойном поведении Нестора» от 1947 г. он признается в пьянстве, наличии отдельных случаев поведения, не соответствовавших сану. Значительная часть православных высказывала свое недовольство тем, что Нестор оставался экзахом [9, л. 3; 10, л. 36].

В архивных источниках отмечается, что Нестор в своей деятельности на посту экзарха Восточно-Азиатского экзархата часто руководствовался собственным разумением, а не указаниями Московской патриархии. Так, в 1948 г. он проводил инвентаризацию имущества экзархата, инициировав ее сам, не получая никаких распоряжений из Москвы. Совет по делам РПЦ просил пресечь самовольную деятельность экзарха [10, л. 44].

В одном из документов говорится о том, что, согласно некотором имеющимся сведениям, в руках Нестора оказались «все основные богатства, оставшиеся от атамана Семенова» [10, л. 37, 38, 140].

Старшим инспектором Совета по делам РПЦ П. Д. Ананьевым говорится о наличии у него предупреждения о стремлении Нестора покинуть Китай и бежать в США. Нестор собирался объехать с инспекторской проверкой Дальний Восток и Корею, откуда, предположительно, мог бежать. Высказывалось мнение о необходимости отзыва Нестора в СССР [10, л. 37].

Деятельность Нестора как экзарха Восточно-Азиатского экзархата закончилась арестом его китайской полицией в апреле 1948 г. и выдворением из Китая в СССР. Экзархом временно стал Никандр (Леонид Викторов), являвшийся с 1946 г. епископом Цицикарским [10, л. 141]. Указом Святейшего Патриарха от 22 августа 1950 г. № 1170 архиепископ Пекинский Виктор (Святин) назначен Патриаршим экзархом Восточно-Азиатского экзархата [18].

Над Нестором состоялся суд в г. Хабаровске с обвинением в антисоветской деятельности, где он признан виновным. Приговорен к десяти годам лишения свободы, срок отбывал в лагере в Мордовии, освобожден через восемь лет и вновь привлечен к руководству одной из епархий Русской православной церкви.

Выше приведена характеристика некоторых документов ГАРФа, содержащих информацию о биографии экзарха Восточной Азии Нестора. До настоящего времени многие из них не стали достоянием широкой научной общественности. Нами сделана попытка сгруппировать их для более простого восприятия. Однако главным является не то, какие документы хранятся в архиве, а то, что в ряде случаев они дают негативное представление о личности Нестора. Можно сделать только предположение, почему в отношении его личности архивные фонды содержат целый ряд документов с негативной характеристикой. Целенаправленная ли это политика Совета по делам РПЦ или данное явление обусловлено иными факторами, можно

сказать только при дальнейшей тщательнейшей работе с источниками. В то же время для создания более объективной картины, отметим, что один из архивных документов содержит справку, согласно которой сам Нестор признает за собой некоторые злоупотребления [9, л. 3].

Следует отметить, что, несмотря на наличие в архивных источниках значительного количества документов, содержащих негативные характеристики Нестора, для человека, знакомого с историей православия в Китае, очевидно, что главная заслуга святителя в самом факте появления Восточно-Азиатского экзархата Московской патриархии Русской православной церкви. На наш взгляд, о позитивной роли Нестора в истории «китайского православия» говорит и то, что сразу после отбытия наказания, в 1956 г., он становится митрополитом Новосибирским и Барнаульским, позже митрополитом Кировоградским и Николаевским. Думается, что если бы фигура Нестора была бы столь отрицательной, как это хотели показать авторы целого ряда записок, справок, биографий, вряд ли бы он стал правящим архиереем какой-либо митрополии.

Литература

1. Баконина С. Н. Воспитание милосердия: страницы биографии митрополита Нестора (Анисимова) / / Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы: материалы III науч.-практ. образов. конф. — Ярославль: Свято-Алексиевская пустынь, 2010. — С. 82—91.

2. Баконина С. Н. Русская Православная Церковь в Маньчжурии и местные китайские власти (страницы биографии епископа Камчатского Нестора (Анисимова), 1923—1928 гг.) // Общество и государство в Китае: материалы XXXIX науч. конф. — М.: Вост. лит-ра, 2009. — Вып. 1. — С. 346-355.

3. Баконина С. Н. Участие преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны в жизни Владивостокской епархии: по страницам биографии митрополита Нестора (Анисимова) // XIX Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: сб. материалов науч.-практ. конф. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009. — С. 244-247.

4. Баконина С. Н. «Церковник, а не политик...». Несколько замечаний о биографии митрополита Нестора (Анисимова) // Вестник церковной истории. — 2008. — № 1(9). — С. 99-107.

5. Белашов А. Камчатский апостол Нестор (Анисимов) и святая семья императора Николая II // Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба. [Электронный ресурс]. — URL: http://ruskline.ru/analitika/2011 /01 /03/kamchatskij_apostol_nestor_anisimov_i_svyataya_ semya_imperatora_nikolaya_ii/ (дата обращения: 23.01.2014).

6. Бирюков Г. Великое назначение русского человека. Памяти Митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова; + 1962) // Православие.ш [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/1548.htm (дата обращения: 28.01.2014).

7. Божией милостию архиерей Русской церкви. Три жизни митрополита Нестора Камчатского. — М.: Правило веры, 2002. — 558 с.

8. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 146. Л. 34.

9. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 277. Л. 3.

10. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 434. Л. 7, 10, 13, 14, 31, 36-38, 41, 44, 140, 141.

11. Губская Т. Н. Апостол Севера и Юга. Митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор (Анисимов). — Николаев: Изд-во Ирины Гудым, 2011. — 44 с.

12. Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест Экзарха // Русская Атлантида. — 2003. — № 10. — С. 11-26.

13. Караулов А. К. Митрополит Нестор. Камчатский миссионер. 1885-1962 // Петропавловск-Камчатский: Изд. Фонд компенсации (в пользу народов Севера), 2000. — С. 4.

14. Васильева С. В. Документы национального архива Республики Бурятия о старообрядчестве в Харбине в 1920-1930-е годы // Отечественные архивы. — М., 2010. —№ 4. — С. 65-70.

15. Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. — 2003. — № 9. — С. 17-24.

16. Новоселова К., Запека Т. Апостол Камчатки [Электронный ресурс] // Свято-Елисаветинский монастырь в Минске. — URL: http://obitel-minsk.by/UserFiles/_oid100089836.html (дата обращения: 25.01.2014).

17. Петроченкова К. Миссионер, борец, епископ. Митрополит Нестор (Анисимов), просветитель Камчатки [Электронный ресурс] // Православие.ru. — URL: http://www.pravoslavie.ru/ smi/1188.htm (дата обращения: 23.01.2014).

18. Поздняев Дионисий, священник Дионисий (Поздняев), священник Православие в Китае (19001997). [Электронный ресурс]. — URL: http://orthodox.cn/localchurch/pozdnyaev/app3_ru.htm (дата обращения: 07.06.2013).

19. Фомин С. Апостол Камчатки. Митрополит Нестор (Анисимов). — М.: Форум, 2004. — 462 с.

References

1. Bakonina P. N. Vospitanie miloserdiya: stranitsy biografii mitropolita Nestora (Anisimova) [Education charity: page biography of Metropolitan Nestor (Anisimov)] Russian Orthodox School: tradition, experience, capabilities and prospects: Materials III scientific and practical educational conference. — Yaroslavl': Svyato-Aleksievskaya pustyn'. 2010. P. 82-91.

2. Bakonina P. N. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v Man'chzhurii i mestnye kitayskie vlasti (stranitsy biografii episkopa Kamchatskogo Nestora (Anisimova), 1923—1928 gg.) [Russian Orthodox Church in Manchuria and the local Chinese authorities (page biography bishop Kamchatka Nestor (Anisimov), 1923-1928.)] Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae: XXXIX nauchnaya konferentsiya. Uchenye zapiski Otdela Kitaya IV RAN. Vyp. 1. M.: Vostochnaya literatura, 2009. P. 346-355.

3. Bakonina P. N. Uchastie prepodobnomuchenitsy Velikoy knyagini Elizavety Feodorovny v zhizni Vladivostokskoy eparkhii: po stranitsam biografii mitropolita Nestora (Anisimova) [Participation of the Grand Duchess Elizabeth Feodorovna in the life of the Vladivostok diocese: the pages of the biography of Metropolitan Nestor (Anisimov)] XIX Annual Theological Conference of Saint Tikhon's Orthodox University: Proceedings 2009. Moscow. 2009. P. 244-247.

4. Bakonina P. N. «Tserkovnik, a ne politik...». Neskol'ko zamechaniy o biografii mitropolita Nestora (Anisimova) ["Churchman, not a politician ...". A few notes about the biography of Metropolitan Nestor (Anisimov)] Vestnik tserkovnoy istorii — Journal of Church History. 2008. No. 1 (9). P. 99-107.

5. Belashov A. Kamchatskiy apostol Nestor (Anisimov) i svyataya sem'ya imperatora Nikolaya II [Apostle Kamchatka Nestor (Anisimov) and the holy family of Emperor Nicholas II] Russkaya narodnaya liniya. Informatsionno-analiticheskaya sluzhba. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http: ruskline.ru analitika 2011 01 03 kamchatskij_apostol_nestor_anisimov_i_svyataya_semya_imperatora_nikolaya_ii (data obrashcheniya: 23.01.2014)

6. Biryukov G., protoierey velikoy naznachenie russkogo cheloveka. Pamyati Mitropolita Kirovogradskogo i Nikolaevskogo Nestora (Anisimova; + 1962) [Archpriest of the great Russian human appointment. Memory Metropolitan Kirovograd and Nikolaev Nestor (Anisimov, + 1962)] Pravoslavie.ru [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http: www.pravoslavie.ru smi 1548.htm (data poseshcheniya: 28.01.2014).

7. Bozhiey milostiyu arkhierey Russkoy tserkvi. Tri zhizni mitropolita Nestora Kamchatskogo[Grace of God bishop of the Russian Church. Three lives Metropolitan Nestor of Kamchatka]. Moscow. 2002. 558 p.

8. GARF (Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii) [SARF — State Archive of the Russian Federation], F. R-6991, Op. 1, D. 146.

9. GARF [State Archive of the Russian Federation], F. R-6991, Op. 1, D. 277.

10. GARF [State Archive of the Russian Federation], F. R-6991, Op. 1, D. 434.

11. Gubskaya T. N. Apostol Severa i Yuga. Mitropolit Kirovogradskiy i Nikolaevskiy Nestor (Anisimov) [The Apostle of the North and the South. Metropolitan Kirovohrad and Mykolayiv Nestor (Anisimov)]. — Nikolaev: Izdatel'stvo Iriny Gudym. 2011. — 44 p.

12. Karaulov A. K. Arest Ekzarkha [Arrest Exarch] Russkaya Atlantida — Russian Atlantip. — 2003. No 10. P. 11-26.

13. Karaulov A. K. Mitropolit Nestor. Kamchatskiy missioner. 1885—1962 [Metropolitan Nestor. Kamchatka missionary. 1885-1962] Petropavlovsk-Kamchatskiy: Izd. Fond kompensatsii (v pol'zu narodov Severa). 2000. — 4 p.

14. Vasil'eva P. V. Dokumenty natsional'nogo arkhiva Respubliki Buryatiya o staroobryadchestve v Kharbine v 1920—1930-e gody. [Documents National Archives of the Republic of Buryatia on the Old Believers in Harbin in 1920-1930-iep.] Otechestvennye arkhivy — Domestic archivep. Moscow. 2010. No 4. P.65-70.

15. Karaulov A. K. Ekzarkh Vostochnoy Azii A.K. Karaulov, V.V. Korostelev Russkaya Atlantida. 2003. No 9. P. 17-24.

16. Novoselova K., T. Zapeka Apostol Kamchatki [The apostle of Kamchatka] Svyato-Elisavetinskiy monastyr' v Minske. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http: obitel-minsk.by UserFiles _oid100089836.html (data obrashcheniya: 25.01.2014)

17. Petrochenkova K. Missioner, borets, episkop. Mitropolit Nestor (Anisimov), prosvetitel' Kamchatki [The missionary, a fighter, a bishop. Metropolitan Nestor (Anisimov), educator Kamchatka] Pravoslavie. ru [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http: www.pravoslavie.ru smi 1188.htm (data obrashcheniya: 23.01.2014)

18. Pozdnyaev Dionisiy, Svyashchennik Dionisiy (Pozdnyaev), svyashchennik Pravoslavie v Kitae (1900— 1997) [The priest Dionysius (Pozdnyaev), Orthodox priest in China]. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http: orthodox.cn localchurch pozdnyaev app3_ru.htm (data poseshcheniya: 07.06.2013).

19. Fomin P. Apostol Kamchatki. Mitoropolit Nestor (Anisimov) [The apostle of Kamchatka. Mitoropolit Nestor (Anisimov)]. Moscow. 2004. 462 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.