Д. В. Хмыров
русская церковная эмиграция в китАЕ в историческом и политическом КОНТЕКСТЕ
(1917-1945)
Долгое время тема беженцев из Российской империи в Китай находилась под негласным запретом в отечественной историографии. Не рассматривались, либо лишь вскользь упоминались сопутствующие исторические обстоятельства, события, факты. Замалчивались вопросы, связанные с церковной эмиграцией
и деятельностью русской Православной церкви в Китае, полностью игнорировался огромный вклад православных подвижников в дело помощи многочисленным беженцам-соотечественникам.
С 1990-х гг. перед историками открылась возможность исследовать эту малоизученную страницу нашего прошлого. Жизни российской эмиграции в Китае и Японии в послереволюционный период посвящены работы Н. Е. Абловой «История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ века)» 1, О. И. Сергеева и С. И. Лазаревой «Российская эмиграция на Дальнем Востоке (1917-1945 гг.)» 2, В. И. Голдина «Роковой выбор. Русское военное зарубежье в годы Второй мировой войны» 3.
Появился также ряд исследований, непосредственно посвященных деятельности русской православной церковной эмиграции в Китае. Это, прежде всего, книга священника Дионисия Поздняева «Православие в Китае (1900-1997 гг.)» 4, а также работа В. Ф. Печерицы «Духовная культура русской эмиграции в Китае» 5, некоторые
1 Аблова Н. Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ века).— Мн., 1999.
2 Сергеев О. И., Лазарева С. И. Российская эмиграция на Дальнем Востоке (1917-1945 гг.) // Российская эмиграция на Дальнем Востоке.— Владивосток, 2000.
3 Голдин В. И. Роковой выбор. Русское военное зарубежье в годы Второй мировой войны.— Архангельск; Мурманск, 2005.
4 Дионисий Поздняев, священник. Православие в Китае (1900-1997 гг.).— М., 1998.
5 Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае.— Владивосток, 1999.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Выпуск 1
23
статьи, например «Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923-1924 гг.)» С. Н. Бакониной 6.
Интересный фактический материал можно почерпнуть из биографических книг и интернет-публикаций о деятелях православной церкви, волею судеб оказавшихся в Китае после трагических революционных событий. Назовем биографическое исследование Н. Г. Мизь «Эмигрантский путь игуменьи Руфины» 7, а также повествование о ней на сайте Екатеринбургской епархии, в разделе «Непрославленные подвижники» 8. Важные исторические подробности приведены в статье Е. В. Ковалевой «Православная Церковь в Харбине: служение епископа Ювеналия (Килина)» 9.
Национально-политическая ситуация в Китае и Православная Церковь до японского вторжения
В Китае революционные события, радикально изменившие общественное устройство и жизнь людей, произошли примерно в то же время, что и в России. В 1911 г. поднялось Учанское восстание, которое стало началом Синьхайской революции 1911-1913 гг., в результате чего была свергнута маньчжурская династия. Империя Цин развалилась, в стране была провозглашена Китайская республика.
В 1913 г. произошла «Вторая революция» под предводительством Сунь Ятсена. Основатель группировки северных милитаристов Юань Шикай подавил разрозненные выступления в центральных и южных провинциях и установил военную диктатуру. После его смерти в Китае начали оформляться многочисленные военно-феодальные вотчины различных милитаристских группировок. Это время (1916-1928 гг.) известно как Эра милитаристов. Раздробленность страны и тяжелое экономическое положение, в котором находилось даже большинство местного населения, безусловно, создавали особые трудности для эмигрантов. Это сказывалось как в затрудненности связей между приходами православной церкви в различных районах страны, так и в недостатке ресурсов для нормальной деятельности общин.
Деятельность Российской Духовной Миссии в Пекине
Российская Духовная Миссия в Пекине являлась церковно-политическим представительством Российской церкви и государства в Китае в ХУ11-ХХ веках. Миссия была центром научного изучения Китая и подготовки первых русских синологов. Из-за отсутствия дипломатических отношений между двумя государствами ее служители в течение долгого времени были неофициальными представителями российского правительства в Китае.
6 Баконина С. Н. Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923-1924 гг.) // Вестник ПСТГУ История. История Русской Православной Церкви.— 2008.— Вып. II.— 4 (29).— С. 84-105.
7 Мизь Н. Г. Эмигрантский путь игуменьи Руфины.— Владивосток, 2000.
8 Сайт Екатеринбургской епархии, радел «Непрославленные подвижники» // иЯЬ: ЫМр:/М^гто ekaterinburg-eparhia.ru/saints/2011-02-03-07-08-11/at470 (дата обращения — 20.01.2013).
9 Ковалева Е. В. Православная Церковь в Харбине: служение епископа Ювеналия (Килина) // Вестник церковной истории.— 2007.— № 4 (8).
Наивысшего расцвета миссия достигла к 1917 году — ее капитал приближался к 1 млн рублей. Миссия владела землями и строениями. В школах миссии по всему Китаю обучалось до 3 тыс. человек. Многие изучали русский язык, потом принимали крещение. К 1916 году численность православных китайцев достигла 5587 человек. Было учреждено 32 миссионерских стана, в которых строились храмы, назначались священники и учителя. Миссия имела под своим управлением 19 храмов, 5 подворий (Петербург, Москва, Харбин, Маньчжурия, Далянь), 20 школ (храмы в Маньчжурии находились в ведении Владивостокской епархии). Первый православный епископ Китая — владыка Иннокентий (Фигуровский) — строил китайскую Церковь на крови мучеников восстания ихэтуаней (так называемое Боксёрское восстание 1899-1901 гг.). При епископе Иннокентии был полностью завершен труд по переводу на китайский язык богослужебных книг.
Ситуация коренным образом изменилась после разгрома белых армий Колчака на Дальнем Востоке и атамана Дутова в Туркестане в 1919-1920 годах. В Китай хлынул поток русских, бежавших через Дальний Восток и Среднюю Азию (некоторые источники называют цифру более 500 тыс. человек) 10. В Китае были закрыты Посольство и Консульства Российской Империи.
В это время связь с церковным центром, Московской Патриархией, прервалась. Российская Духовная Миссия в Китае, как и другие зарубежные учреждения Русской Православной Церкви, на основании постановления Патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета от 7 (20) ноября 1920 года перешла во временное подчинение Зарубежному Архиерейскому Синоду. В начале 1921 года Начальник Российской Духовной Миссии в Пекине признал себя подчиненным образованному незадолго до этого Церковному Управлению за границей. Пекинская Миссия вошла в состав Русской Зарубежной Церкви. Определением Зарубежного Синода в 1922 году была образована новая епархия — Пекинская и Китайская. Таким образом, сохранив старое название, Миссия стала первой православной епархией на территории Китая и ее административным центром. В пределах Пекинской епархии были образованы викариатства в Шанхае — во главе с епископом Симоном (Виноградовым) и в Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) — во главе с епископом Ионой (Покровским).
Главной задачей Российской Духовной Миссии в Китае стала забота о беженцах из России. В 1919 году на территории Китая были закрыты все православные миссионерские станы — таким образом, существенно изменились приоритеты ее деятельности. Чтобы хоть как-то улучшить материальное положение русских беженцев, архиепископ Иннокентий отдал им в долгосрочное пользование большую часть имущества Миссии.
Харбинская епархия
В 1922 г. Харбинская епархия была выделена из Владивостокской епархии Заграничным Высшим Церковным Управлением, ее правящим архиереем был назначен архиепископ Мефодий (Герасимов). В ее пределах оказались бежавшие из России архиепископ Мелетий, архиепископ Нестор и епископ Димитрий. Открытие Харбинской епархии было фактически признано Всероссийской церковной властью:
10 Дионисий Поздняев, священник. Православие в Китае (1900-1997 гг.).— М., 1998.— С. 45.
ее не приписывали к соседней Пекинской епархии и не назначали в Харбин нового архиерея. В силу своего особого канонического статуса Харбинская епархия претендовала на первенство на Дальнем Востоке.
«...Хотя он [Харбин] имел нерусское название, но это был типичный русский город как по своему внешнему виду, так и по своему быту, по своей культуре,— пишет в своих воспоминаниях С. Троицкая.— В каждом районе Харбина и его пригородах была церковь, причем если старое здание церкви требовало капитального ремонта или необходимо было увеличить его вместимость, то православные русские люди предпочитали построить рядом новый храм, и обычно не деревянный, а кирпичный. Так были построены новые церкви: Софийская, Благовещенская, Алексеевская (в Модягоу) и церковь во имя Святителя Николая в Затоне. В каждой церкви был священник-настоятель, а епархией правил или епископ, или архиепископ, или митрополит. После большевистской революции в России, когда началось жестокое преследование православного духовенства, в Харбин прибыло немало представителей высшего и рядового духовенства» 11.
Русская православная эмиграция, вынужденная покинуть Советскую Россию, и за ее пределами не могла чувствовать себя в безопасности. «С установлением советского режима на КВЖД на православную церковь оказывали давление не только советские органы, агенты ОГПУ, коммунистические и комсомольские организации, но и китайские красные партизаны, хунхузы,— пишет В. Ф. Печерица.— Арестовывались и похищались священники, закрывались приходы, разграблялось имущество храмов. Одним словом, гонения, которым подвергалась церковь на Родине, продолжались и здесь, только в иных масштабах. Были арестованы и высланы в СССР и осуждены сотни священников из Дайрена, Мукдена, Харбина и других мест Маньчжурии» 12.
В 1929 г. советские войска на Дальнем Востоке вторглись в пределы Китая в Трехречье (на территорию автономной Внутренней Монголии в Маньчжурии), преследуя русских беженцев из Сибири и белогвардейцев. По поводу зверств большевиков в Трехречье митрополит Антоний отозвался обращением ко всем народам мира: «Душу раздирающие сведения идут с Дальнего Востока. Красные отряды вторглись в пределы Китая и со всей своей жестокостью обрушились на русских беженцев — выходцев из России, нашедших в гостеприимной китайской стране прибежище от красного зверя. Уничтожаются целые поселки русских, истребляется все мужское население, насилуются и убиваются дети, женщины. Нет пощады ни возрасту, ни полу, ни слабым, ни больным. Все русское население, безоружное, на китайской территории Трехречья умерщвляется, расстреливается с ужасающей жестокостью и с безумными пытками» 13. Волна русских беженцев хлынула в Харбин, где все они получили кров и пищу, и лишь к 1930 г. стали возвращаться в Трехречье.
Деятельность иерархов, оказавшихся на территории Маньчжурии, в первую очередь также была посвящена заботам о страждущих. Так, по инициативе епископа
11 Сайт Екатеринбургской епархии, радел «Непрославленные подвижники» // иЯЬ: Ы1р://«г«гто ekaterinburg-eparhia.ru/saints/2011-02-03-07-08-ll/at470 (дата обращения — 20.01.2013).
12 Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае.— Владивосток, 1999.— С. 19.
13 Дионисий Поздняев, священник. Православие в Китае (1900-1997 гг.).— М., 1998.— С. 56.
Димитрия (Хайларского) были созданы «Серафимовский приют» для мальчиков-сирот и «Серафимовская столовая». На земельном участке Спасо-Преображенской церкви Корпусного городка в Харбине протоиерей М. Филологов создал «Дом-убежище митрополита Мефодия» для вдов, сирот и престарелых из духовного звания.
В 1930 г. в Харбине началось строительство величественного Софийского храма. Вообще же в городе с 1918 г. по 1931 г. были построены следующие храмы: СвятоНиколаевский при городской тюрьме, Свято-Петропавловский в Сунгарийском городке, Свято-Преображенский в корпусном городке, Камчатское подворье, Бого-родицко-Владимирская женская обитель (основана в 1924 г. игуменией Руфиной), Казанско-Богородицкий мужской монастырь в Гондатьевке, Борисоглебская церковь в Цинхэ, Свято-Николаевская церковь в Частном Затоне, Иоанно-Богословская при приюте-училище «Русский дом», Иоанно-Предтеченская при Московских казармах, Пророко-Ильинская на Пристани, Покровская на Старом кладбище. Строили церкви и на железнодорожной линии.
* * *
Во второй половине 1920-х гг. меняется политическая власть в Китае. Еще 20 января 1924 г. партия Гоминьдан провела I Всекитайский съезд, где был принят курс на союз с китайскими коммунистами и СССР. 16 июня была учреждена Военная академия Вампу под руководством Чан Кайши, в создании которой большую роль играли военные советники из СССР. А в начале 1927 г. Чан Кайши пошёл на открытую конфронтацию с компартией Китая. После нескольких военных операций к 1927 г. войска Гоминьдана контролировали большую часть территории Китая. Период с 1927 г. по 1937 г., когда Гоминьдан правил Китаем, получил название Нанкинская декада (по названию новой столицы).
Постоянные военные столкновения этих партий, их борьба за контроль над районами Китая негативно сказывались на жизни местного населения и русских эмигрантов. В целом в 1920-1930-х гг. священники Российской Духовной Миссии и Харбинской епархии столкнулись с рядом проблем.
Зачастую русская эмиграция, раздираемая внутренними распрями, неадекватно относилась к помощи Миссии. Доходило даже до прямого расхищения монастырского имущества в Пекине. Самоотверженная помощь беженцам усугубила и без того тяжелое материальное положение Миссии. Лишенная денежных поступлений и помощи из России, доходов от своих подворий в Москве и Петрограде, обремененная долгами, она была почти полностью разорена. 31 мая 1924 г. был подписан советско-китайский договор, по которому над Миссией нависла угроза лишиться всего имущества как собственности советского государства. К счастью, Начальнику Миссии удалось доказать китайским властям, что законным владельцем имущества являлась Церковь в лице Российской Духовной Миссии в Китае.
Кроме того, глав Духовной Миссии глубоко тревожили взаимоотношения с Московской церковной властью. Так, в июне 1928 г. Харбинские архиереи получили Указ Временного Московского Священного Синода от 20 июня 1928 г., обращенный к Кар-ловацкому Священному Синоду и митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Речь шла о признании иерархами зарубежья власти митрополита Антония (Храповицкого) или митрополита Сергия (Страгородского). В Указе говорилось и о том, что всякий
клирик, признающий Московский Синод, но не вступающий в советское гражданство, отстраняется от службы. Ни один из архиереев на территории Китая не посчитал возможным для себя принять этот Указ. Деятельность Духовной Миссии сильно осложнялась и внутренними разногласиями, которые зачастую были результатом целенаправленной разрушительной деятельности некоторых священников, подготовленных специально для этой цели советской властью. Не было единомыслия также среди клириков Миссии и Харбинской епархии.
Начало японского вторжения в Китай и деятельность Православной Церкви на оккупированных территориях
Японо-китайская война явилась следствием проводившегося в течение нескольких десятилетий империалистического курса Японии на политическое и военное господство в Китае. Его целью был захват сырьевых резервов и других ресурсов. Задолго до 1937 г. стороны время от времени сталкивались в боях, так называемых «инцидентах». Среди них можно особо отметить Маньчжурский (Мукденский) инцидент 18 сентября 1931 г.— именно этой датой некоторые китайские историки датируют начало японо-китайской войны. В этот день Квантунская армия под предлогом защиты железной дороги захватила мукденский арсенал и близлежащие городки. Китайским войскам пришлось отступить, и к февралю 1932 г. вся Маньчжурия оказалась в руках японцев. 28 июля японские войска уже захватили Пекин, а 30-го — Тянцзинь.
28 июня 1931 г. преставился митрополит Иннокентий (Фигуровский). На место владыки Иннокентия назначен был преосвященный Симон, возведенный в сан архиепископа 26 июня 1931 г. Краткое время его правления 19-й Миссией не было спокойным. Оно было омрачено попыткой раскола со стороны китайского духовенства, возглавляемого старейшим священником-китайцем, сыном священномученика Митрофана Цзи (первого православного священника из китайцев), протоиереем Сергием Чан. Нанкинское правительство, рассмотрев просьбу протоиерея Сергия, утвердило его на посту Начальника Миссии — формально он стал хозяином имущества Миссии.
Ввиду желания Высшего Церковного Управления осуществить в Китае демократические реформы в церкви владыка Симон поручил архимандриту Виктору (Святину) разработать Положение об управлении Российской Духовной Миссией в Китае как Китайской епархии Православной Церкви. Убедившись, что в Европе священноначалие не вполне ясно представляет себе особые условия существования Миссии в Китае, он в 1932 г. командировал архимандрита Виктора как своего представителя на Архиерейский Собор в Сремские Карловцы (Югославия). В результате Российская Духовная Миссия в Китае была организована как епархия из пяти благо-чиннических округов.
24 февраля 1933 г. архиепископ Симон скончался. Начальником 20-й Миссии Зарубежный Архиерейский Синод назначил епископа Виктора (Святина). Он также столкнулся с неприятием со стороны китайского духовенства: протоиерей Сергий Чан обратился к митрополиту Сергию (Старгородскому) с просьбой принять его и верную ему паству под свой омофор и даже добился в этом временного успеха.
Деятельность Харбинской епархии в государстве Маньчжоу-го
В начале 1932 г. японские власти, установив контроль над всей территорией Маньчжурии, создали государство Маньчжоу-го. Фактически установился колониальный режим. Поначалу в осуществлении своей колониальной политики в Маньчжурии японские власти делали ставку на эмигрантское население страны. «Обещая эмигрантам обеспечение их прав, оккупационные власти рассчитывали в их лице иметь союзника для реализации своих планов. Особый интерес для японских властей представляла российская колония. Учитывая антисоветские настроения эмиграции, оккупанты рассчитывали использовать ее для борьбы с СССР» 14.
«К оккупации японцами Маньчжурии российские эмигранты отнеслись по-разному,— отмечают исследователи.— Часть из них увидела в происходящем начало больших событий, которые так долго ожидались там. Большинство эмигрантской прессы реагировало на происшедшие события осторожно: не давая им политической оценки, ограничивалось лишь констатацией фактов, руководствуясь при этом принципом полного невмешательства в политическую жизнь чужой страны» 15. Есть и другие свидетельства: «Вся белоэмигрантская печать Маньчжурии была полна верноподданнических статей и славословий в адрес правительств Ниппон и Маньчжоу-го» 16,— пишет Н. Е. Аблова. Далее она отмечает, что Православная церковь Маньчжурии также приветствовала приход японской армии. Архиепископ Нестор в «Очерках Дальнего Востока» превозносил новое государство за заботливость по отношению к русским эмигрантам, приравненным в правах к маньчжурским подданным. Более того, служитель церкви «с упованием, с трепетом надежды» ждал начала войны Японии с СССР 17. Автор подчеркивает явное заблуждение иерарха по поводу истинных целей японцев и добавляет, что «большая часть белой эмиграции в Китае, столкнувшись с японским режимом на собственном опыте, не разделяла взглядов Семенова, архиепископа Нестора и Керенского, хотя и не занимала просоветских позиций» 18.
После создания Японией государства Маньчжоу-го Харбинская епархия оказалась за пределами Китайской Республики и с трудом могла совещаться по вопросам церковной жизни с Начальником Духовной Миссии в Пекине. «Православные испытывали гонения — японская администрация требовала ото всех граждан символического поклонения богине Аматэрасу — родоначальнице императорского дома Японии,— пишет Дионисий Поздняев.— Были убиты священники Александр Жуч и Феодор Боголюбов, иеромонах Павел, некоторые священнослужители были в принудительном порядке переведены из Харбинской епархии в Пекин» 19.
В 1936 г. игумения Руфина стала думать о переводе обители в Шанхай. «.Настоящее политическое положение Харбина, где находится наша обитель,— пишет она
14 Сергеев О. И., Лазарева С. И. Российская эмиграция на Дальнем Востоке (1917-1945 гг.) // Российская эмиграция на Дальнем Востоке.— Владивосток, 2000.— С. 18.
15 Там же. С. 19.
16 Аблова Н. Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ века).— Мн., 1999.— С. 202-203.
17 Там же. С. 203.
18 Там же. С. 204.
19 Дионисий Поздняев, священник. Православие в Китае (1900-1997 гг.).— М., 1998.— С. 87.
в прошении святителю Иоанну (Максимовичу), епископу Шанхайскому в 1935 г.,— ставит нас в очень тяжелое в материальном отношении положение. С удалением из Харбина советских служащих КВЖД число прихожан, а следовательно, и сумма дохода монастыря резко упала. Кроме того. в силу стихийных бедствий в Японии, японцы массами выселяются на материк и волна переселенцев в Харбин становится все сильнее и гуще. Доброжелатели обители. из японцев тайно сообщали, что русское население Харбина через два года уменьшится до минимума» 20.
По мнению ряда русских и китайских исследователей, к середине 1930-х гг. жизнь российской колонии в Шанхае начала налаживаться, многое изменилось к лучшему 21. «Приток российских беженцев из Маньчжурии привел к значительной активизации экономической деятельности белоэмигрантов в Шанхае. Тридцатые годы были периодом наибольшей стабильности и процветания в истории российской колонии в Шанхае. Процессу адаптации русских беженцев в новых условиях помогали многочисленные эмигрантские объединения и благотворительные общества, наиболее значительными из которых в это время были: Русский эмигрантский комитет, Русское общество “Помощь”, Русское православное братство.» 22 Исследователь Ван Чжичэн называет 11 действовавших в указанные годы православных храмов, около 15 средних и 3 высших учебных заведения 23.
Японо-китайская война и ее влияние на жизнь русской православной эмиграции
Большинство историков считает началом Японо-китайской войны инцидент
на мосту Лугоуцяо (то есть на мосту Марко Поло) 7 июля 1937 г. Один из ведущих деятелей гоминьдановского движения, «Молодой маршал» Чжан Сюэлян полагал, что японцы представляют более серьёзную угрозу, нежели коммунисты. В 1937 г. он взял Чан Кайши в заложники и заставил его пойти на союз с коммунистами ради победы над завоевателями.
8 августа — 8 ноября 1937 г. состоялось Второе Шанхайское сражение, в ходе которого японские войска сумели овладеть Шанхаем, несмотря на сильное сопротивление китайцев. Относительная экономическая стабильность русской колонии, сложившаяся здесь к середине 1930-х гг., таким образом, длилась недолго. 13 декабря 1937 г. пал Нанкин, правительство эвакуировалось в город Ханькоу. Японская армия в течение 5 дней устраивала в городе кровавую резню гражданского населения, в результате которой погибло 200 тысяч человек. В январе было завершено завоевание Шаньдуна. 25 октября 1938 г. японцы овладели Ханькоу, и Чан Кайши вынужден был снова перенести свою столицу — на этот раз в Чунцин. «Внутриполитические события 20-40-х гг. в Китае, национально-освободительная война против Японии не могли не сказаться и на деятельности Российской Духовной Миссии, затруднив или ослабив
20 Сайт Екатеринбургской епархии, радел «Непрославленные подвижники» // иЯЬ: Ы*р://'«™гто ekaterinburg-eparhia.ru/saints/2011-02-03-07-08-11/at470 (дата обращения — 20.01.2013).
21 Аблова Н. Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ века).— Мн., 1999.— С. 229.
22 Там же.
23 Там же. 229-230.
ее связи с особенно отдаленными районами. Фактически прервалась связь с Синьцзяном, отсутствовал в благочинии и объединяющий центр,— церковная жизнь, таким образом, шла самотеком»,— пишет Дионисий Поздняев 24.
13 апреля 1940 г. был подписан Советско-японский договор о нейтралитете, гарантирующий невступление в войну Японии на советском Дальнем Востоке, если Германия все же начнет войну с Россией. «Начало Великой Отечественной войны внесло раскол в ряды русских шанхайцев.— пишет Н. Е. Аблова.— Эмигранты разделились на “пораженцев” и “оборонцев”, причем последних, желавших победы Советского Союза, было значительно больше.» 25
В Шанхае положение русской колонии стало еще более сложным после нападения Японии на Перл-Харбор в декабре 1941 г. «Для иностранцев, в том числе и русских, наступили тяжелые времена. Японские оккупационные власти ужесточили административный контроль за европейцами и американцами, создавали всевозможные препоны для их экономической деятельности, усилили идеологическое давление на шанхайскую прессу»,— отмечает автор исследования 26.
В государстве Маньчжоу-го в начале 1940-х гг. еще острее встал вопрос о противостоянии японскому давлению в религиозной сфере. «Важное место в новом государстве отводилось участию в ежегодных ритуалах, которые совершались императором. Поначалу все ограничивалось поклонами государственным флагам, но по указу от 8 мая 1943 г. для совершения поклона нужно было направляться к храму “Дзиндзя”, посвященному национальным героям, возведенным в ранг богов. Вопрос о недопустимости для православных граждан участвовать в ритуальных церемониях горячо обсуждался, и к 12 февраля 1944 г. было разработано “Архипастырское послание православному духовенству и мирянам Харбинской епархии”, подписанное членами епископского совещания. Впоследствии харбинские архиереи представили начальнику полиции Харбина свои тезисы против принуждения православных к поклонению японским божествам» 27.
В. И. Голдин отмечает кардинальные изменения в позиции тех представителей русской церковной эмиграции, которые ранее разделяли японское стремление покончить с большевистским владычеством на восточной территории России вплоть до Урала: «Если ранее ее священнослужители благословляли победы японского оружия, то в конце войны Харбинская православная церковь признала Патриаршую Московскую церковь, а один из харбинских архиепископов назвал Сталина раскаявшимся грешником, призванным провидением спасти Россию» 28.
5 апреля 1945 г. СССР в одностороннем порядке разорвал пакт о нейтралитете с Японией в связи с обязательствами, данными на Ялтинской конференции: вступить в войну против Японии через три месяца после победы над Германией, которая была уже близка. 8 августа Совет народных комиссаров СССР официально присоединился
24 Дионисий Поздняев, священник. Православие в Китае (1900-1997 гг.).— М., 1998.— С. 255.
25 Аблова Н. Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ века).— Мн., 1999.— С. 231.
26 Там же.
27 Ковалева Е. В. Православная Церковь в Харбине: служение епископа Ювеналия (Килина). Вестник церковной истории.— 2007.— № 4 (8).— С. 45-46.
28 Голдин В. И. Роковой выбор. Русское военное зарубежье в годы Второй мировой войны.— Архангельск; Мурманск, 2005.— С. 380.
к Потсдамской декларации США, Великобритании и Китая и объявил войну Японии. К этому времени Япония была уже обескровлена, и её способность продолжать войну — минимальной. Советские войска, пользуясь количественным и качественным превосходством, перешли в решительное наступление в Северо-Восточном Китае и быстро прорвали японскую оборону.
После поражения Японии в Китай получили доступ священники Московского Патриархата. На фоне гражданской войны в стране и сложной политической обстановки русская эмиграция снова была вынуждена сделать нелегкий выбор: вернуться на Родину, в государство, которое было им, по существу, неизвестно, или отправиться дальше скитаться по свету — в Америку или Австралию. Перед этим же выбором оказалась и Церковь в Китае. «Речь шла о признании юрисдикции Московского Патриарха или о пребывании в подчинении Зарубежному Архиерейскому Синоду. И, вслед за своими иерархами, многие из русских эмигрантов, признав своим главой новоизбранного в Москве Патриарха, вернулись в Россию» 29.
Сотни тысяч эмигрантов в Китае, покинувшие родину почти тридцать лет назад, совсем не представляли положения дел в России. Их намеренно вводили в заблуждение, пытаясь склонить к принятию советского гражданства. «Многие наивно полагали, что, как и в прежней Царской Империи, Церковь охраняется и защищается государством. Им казалось естественным, подчинившись Патриарху, принять и советское гражданство»,— пишет исследователь.— Судьбы и тех, и других, во многом сложились трагично 30.
В заключение можно отметить следующее. Национально-политическая ситуация в Китае напрямую влияла на жизнь и деятельность Православной Церкви. «Факторами риска» были, с одной стороны — борьба внутри страны за власть между милитаристами, националистами и коммунистами, с другой — угроза внешнего вторжения, прежде всего со стороны Японии. С образованием новых государств, сфер влияния приходилось менять образ действий, противостоять культурной, имущественной, религиозной дискриминации.
Это неизбежно приводило к смене приоритетов. Материальные проблемы затрудняли достижение главной цели, в соответствии с которой и была названа Русская Духовная Миссия в Китае,— дела проповеди и распространения Православия. Задачей первостепенной важности, в буквальном смысле вопросом жизни и смерти становилась помощь соотечественникам-эмигрантам.
Деятельность духовенства осложнялась внутренними расколами и разногласиями как внутри китайских епархий, так и по отношению к прежнему духовному центру — Московской Патриархии. Часто Советский Союз целенаправленно оказывал негативное влияние в этом плане, не только поддерживая одну из сторон в военном политическом конфликте, но и прямо внедряя «своих людей» в церковные органы управления.
Историческое значение РПЦЗ в Китае проявилось в следующих областях: разнообразная помощь русским беженцам, сохранение культурных традиций, постройка многочисленных (в том числе монументальных) храмов — центров духовной жизни, примеры самоотверженности и подвижничества как свидетельство духовной силы и веры русских православных эмигрантов.
29 Дионисий Поздняев, священник Православие в Китае (1900-1997 гг.).— М., 1998.— С. 83.
30 Там же. С. 105-106.
1. Аблова Н. Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ века).— Мн., 1999.
2. Баконина С. Н. Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923-1924 гг.) // Вестник ПСТГУ История. История Русской Православной Церкви.— 2008.— Вып. II.— 4 (29).— С. 84-105.
3. Голдин В. И. Роковой выбор. Русское военное зарубежье в годы Второй мировой войны.— Архангельск; Мурманск, 2005.
4. Дионисий Поздняев, священник. Православие в Китае (1900-1997 гг.).— М., 1998.
5. Ковалева Е. В. Православная Церковь в Харбине: служение епископа Ювеналия (Ки-лина) // Вестник церковной истории.— 2007.— № 4 (8).
6. Мизь Н. Г. Эмигрантский путь игуменьи Руфины.— Владивосток, 2000.
7. Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае.— Владивосток, 1999.
8. Сайт Екатеринбургской епархии, радел «Непрославленные подвижники» // ЦКЕ: Ы^р:// www.ekaterinburg-eparhia.ru/saints/2011-02-03-07-08-11/at470 (дата обращения — 20.01.2013).
9. Сергеев О. И., Лазарева С. И. Российская эмиграция на Дальнем Востоке (1917-1945 гг.) // Российская эмиграция на Дальнем Востоке.— Владивосток, 2000.