Научная статья на тему 'Последипломная подготовка врачей-стоматологов в соответствии с моделью стоматологического образования, принятой в КазНМУ'

Последипломная подготовка врачей-стоматологов в соответствии с моделью стоматологического образования, принятой в КазНМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стоматология / последипломное образование / методическое обеспечение / клиническая база / Болонский процесс / STOMATOLOGISTS / The problems of postgraduated education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.К. Супиев, Н.Г. Негаметзянов, Р.М. Валиева, С.К. Зыкеева

Дано современное состояние стоматологического образования, принятое в Республике Казахстан. Раскрыты проблемы последипломного образования и пути их улучшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.К. Супиев, Н.Г. Негаметзянов, Р.М. Валиева, С.К. Зыкеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRADUATED TRAINING FOR STOMATOLOGISTS IN ACCORDANCE WITH THE MODEL OF DENTISTRY EDUCATION ADOPTED BY KAZNMU

The modern condition of dentistry education adopted by Republic of Kazakhstan has been given. The problems of postgraduated education and the ways to improve them was revealed.

Текст научной работы на тему «Последипломная подготовка врачей-стоматологов в соответствии с моделью стоматологического образования, принятой в КазНМУ»

УДК 616.31:614.23

Т.К. СУПИЕВ, Н.Г. НЕГАМЕТЗЯНОВ, Р.М. ВАЛИЕВА, С.К. ЗЫКЕЕВА

Кафедра стоматологии Института последипломного образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова

ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ В СООТВЕТСТВИИ С МОДЕЛЬЮ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИНЯТОЙ В КАЗНМУ

Дано современное состояние стоматологического образования, принятое в Республике Казахстан. Раскрыты проблемы последипломного образования и пути их улучшения.

Ключевые слова: стоматология, последипломное образование, методическое обеспечение, клиническая база, Болонский процесс

Актуальность проблемы. Как утверждают В.К.Леонтьев и соавторы [1], одной из серьезных особенностей перехода стоматологии к рыночным отношениям явилась резкая перемена в потребности, в подготовке и последипломном обучении врачей-стоматологов. Основой для изменения в кадровой проблеме в стоматологии явилось следующие факторы:

• Снижение востребованности в стоматологической помощи в связи с обнищанием населения и его расслоением;

• Резкое снижение бюджетного финансирования и возрастание платных услуг;

• Появление альтернативного государственному (частного) сектора в стоматологии;

• Изменение поведения населения относительно стоматологии;

• Появление сектора элитной стоматологии;

• Массовое внедрение нового оборудования, материалов, инструментов и фармпрепаратов.

Перечисленные факторы существенным образом повлияли на подготовку и последипломное образование врачей-стоматологов. Прежде всего, на клинические базы стоматологических факультетов и кафедр последипломного образования. В этих условиях наиболее выгодными оказались те факультеты (институты), которые имели собственные стоматологические поликлиники.

Наряду с отсутствием соответствующих клинических баз, отрицательную роль в функционировании системы последипломного стоматологического образования играют еще три фактора, отмечают авторы [1]:

1. Устаревшее оборудование, оснащение, материалы и технологии, которыми пользуются для преподавания многие кафедры. Они оснащены зачастую много хуже тех баз, откуда приезжают учиться курсанты. В результате обучение теряет смысл, а кафедры - авторитет.

2. Несовершенство системы организации последипломного образования с сохранившимися старыми советскими нормативами, регулирующими буквально все - число слушателей, количество преподавателей и др.

3. Поездки слушателей в Центральные ВУЗы для последипломного образования стали очень дороги и др. Обсуждая вопросы организации учебно-клинических центров стоматологии в системе последипломного образования, Н.А. Беляков и соавторы [2] из Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования выделяют следующие модели организации клинической подготовки врачей.

1) Традиционный вариант расположения кафедры на территории городской поликлиники со своими положительными и отрицательными качествами;

2) Работа кафедры на базе коммерческих фирм. Хотя их интересы слишком разные, эти фирмы заинтересованы в повышении своего имиджа за счет привлечения высококвалифицированных преподавателей ВУЗа.

3) Аренда помещений и оборудования. Эта модель используется реже.

4) Собственная клиническая база ВУЗа.

Неоднократно посетив различные зарубежные ВУЗы, где готовятся врачи-стоматологи, и осуществляется

последипломное образование, мы убедились в том, что частные стоматологические клиники охотно сотрудничают с кафедрами, многие их сотрудники являются преподавателями кафедр. В беседе с этими специалистами мы уточнили, что

очень высоко кодируется среди пациентов престиж практического врача одновременно ведущего преподавательскую работу.

Все эти проблемы касаются и организации последипломного стоматологического образования в Казахском национальном медицинском университете им. С.Д.Асфендиярова. Последипломная подготовка врачей-стоматологов в Республике Казахстан в течение длительного времени последипломное стоматологическое образование проводилось в Алматинском государственном институте усовершенствования врачей. В годы независимости в РК организованы Алматинский стоматологический институт последипломного обучения, ФУВ-ы при некоторых медицинских университетах (Караганда, Семей, Шымкент и др.).

В КазНМУ кафедра стоматологии последипломного образования организована в 2011 году вначале как курс стоматологии (приказ N 959-л от 28.04.2011 г.). Решением Ученого совета университета от 29.11.2011 года данный курс реорганизован на самостоятельную кафедру стоматологии, которая начала функционировать с 4 января 2012 года, было выделено 5 ставок. На кафедре постоянно работают 3 сотрудника (профессор - 1, доценты - 2). На 2 ставки привлечены опытные врачи-стоматологи базовой поликлиники (д.м.н., доцент - 0,5; ассистент, к.м.н. - 0,5 и 2 врача высшей категории ассистентами по 0,5 ставки). Подбор специалистов проводилось с учетом их специальности (стоматолог-хирург, челюстно-лицевой хирург, стоматолог-терапевт, стоматолог-детский, стоматолог-ортодонт и ортопед). Это давало возможность кафедре свободно маневрировать при выборе циклов усовершенствования и выборе преподавателя.

Для кафедры выбран традиционный вариант расположения на территории городской детской стоматологической поликлиники с частичным использованием других клинических баз.

Положительной стороной расположения кафедры на территории государственной поликлиники является наличие достаточного количества тематических больных, наличие вспомогательных служб, интернета, широкая связь с региональными службами, широкая консультативная работа и др.

Отрицательными сторонами являются строгое выполнение протоколов диагностики и лечения отдельных заболеваний, где порою отсутствуют современные лекарственные препараты, пломбировочные материалы и многое другое. Государственные поликлиники недостаточно оснащены современным стоматологическим оборудованием и техникой. Отмечается теснота учебных помещений, отсутствие лекционного зала и др. Преимуществом кафедры стоматологии при КазНМУ является то, что в нем созданы такие дополнительные структуры, как центр практических навыков, кафедра по ЧС, Школа общественного здравоохранения, которые используются кафедрой для проведения занятий по отдельным темам. В частности, практическое занятие по оказанию неотложной медицинской помощи больным со стоматологическими заболеваниями проводится совместно в центре практических навыков на муляжах и манекенах.

Что касается учебно-методической работы, вновь созданная кафедра стоматологии последипломного образования за основу взяла разработанную в КазНМУ «Модель медицинского образования», в том числе стоматологического [3]. Университет

совершенствует и внедряет новые образовательные программы, проекты и концепции. Он стремиться к мировым критериям и рейтингам качества подготовки медицинских кадров высшей квалификации на отечественном и мировом уровне. По мере совершенствования учебно-методической работы на кафедре нами выявлены ряд проблемных вопросов в последипломном образовании, начиная с интернатуры до докторантуры. Мы полагаем, что программа подготовки специалиста (врача-стоматолога общей практики, врача-стоматолога специалиста) должна быть сквозной, и согласована между собой. Все медицинские университеты республики с 2007/2008 учебного занимались согласно ГОСО-2006, действие которого завершается. Было бы желательным при составлении очередного ГОСО по стоматологическому образованию согласовать его со всеми заинтересованными кафедрами. На стоматологическом факультете КазНМУ модули созданы условно путем деления стоматологических кафедр на 2 или 3 части. В итоге вновь созданные модули разделились не по дисциплинам, а по курсам. В результате этого, при преподавании отдельных тем вновь потерялась целостность изложения материала.

На современном уровне между стоматологическим образованием и практическим здравоохранением также появилось несоответствие в том, что Министерство здравоохранение РК проводит сертификацию специалистов только по двум направлениям: «стоматолог - взрослый» и «стоматолог - детский», что методологически является ошибочной. В мировой практике не принято делить специальность на взрослую или детскую стоматологию. Такое деление в основном используется в образовательном процессе. Стоматология - единая дисциплина. Все специалисты-стоматологи, окончившие интернатуру (врач-стоматолог общей практики), должны уметь вести прием взрослых больных и детей со стоматологическими заболеваниями. В то же время, при открытии различного уровня новых стоматологических кабинетов или клиник, органы здравоохранения, выдающие лицензию на стоматологическую деятельность, требуют, чтобы будущие специалисты имели сертификаты по отдельным специальностям (терапия, хирургия, ортопедия, ортодонтия, детская стоматология и др.). В связи с этим, специалист, окончивший интернатуру, для того, чтобы устроиться на работу вынужден пройти повторно краткосрочные циклы (не менее 216 часов) переподготовки по избранной специальности в области стоматологии.

Следовательно, тематика циклов программы

усовершенствования и специализации специалистов стоматологического профиля, проводимых на курсах, факультетах и институтах усовершенствования врачей-стоматологов должны согласовываться с программами обучения в бакалавриате и интернатуре. Наступила пора упорядочить все эти сложившиеся проблемы и дать конкретные рекомендации Министерству здравоохранения РК и органам здравоохранения, что является прерогативой главных специалистов МЗ РК.

На сегодняшний день врачей-стоматологов общей практики готовят в интернатуре (6 год) с последующим правом клинического приема больных. Однако их подготовка ведется на кафедрах (модулях) бакалавриата с теми же приемами, как виртуальный прием больных путем решения клинических задач, работа на муляжах и фантомных классах (при наличии), заполнение чек-листов и др. Из-за отсутствия тематических больных врачи-интерны практически лишены приема больных. Если вопросы повышения квалификации врачей-стоматологов на последипломном уровне относительно стабилизированы и нуждаются только в незначительной корректировки, то вопросы подготовки врачей-стоматологов в резидентуре, а также подготовка научно-педагогических кадров в магистратуре и докторантуре практически не обсуждались. Вступление Казахстана в 2010 году в Болонский процесс является стратегическим шагом и открывает перед системой высшего образования новые горизонты. Как подчеркнул в своем Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев от 29 января 2011 года «... мы намерены полностью обновить

содержание профессионального и технического образования. Теперь будет вестись подготовка магистров и докторов PhD».

В Казахстане в области образования сформулирована ответственная задача - достижение качества подготовки специалиста с высшим образованием, конкурентоспособного в мировом пространстве. Для решения этой задачи назрела необходимость приведения образовательных программ в соответствие с международными стандартами обучения, создания оптимизированного и систематизированного компетентностного подхода в обучении специалистов с учетом специфики каждого вуза и будущей его специальности. Однако принятые в ЕС программы подготовки (бакалавр, магистр, доктор PhD) в области стоматологии не совпадают отечественными. В РК подготовка специалистов

стоматологического профиля ведется в бакалавриате, интернатуре и резидентуре. Они в основном ориентированы на удовлетворение нужд практического здравоохранения. После закрытия аспирантуры и докторантуры в стоматологическом образовании и науке нарушилась система подготовки научных и научно-педагогических кадров, уже отмечается дефицит этих кадров.

По новой системе подготовки кадров отсутствуют специально разработанные программы магистратуры и докторантуры (PhD) по подготовке стоматологических кадров.

Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от «29» июля 2009 г. №387, взамен ГОСО РК 5.03.002 - 2004 введено Высшее научно-педагогическое образование Республики Казахстан (магистратура, докторантура) по специальности «61\11101-Медицина». В настоящем стандарте реализованы нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007 г. № 319-III, постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов образования» от 02.09.1999 г. №1290 и ГОСО РК 5.04.033-2008 «Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения» и «Послевузовское образование. Докторантура. Основные положения». Подготовка кадров в магистратуре по специальности 6М110100 - «Медицина» осуществляется по двум направлениям: профильному, научному и педагогическому. Профильная магистратура реализовывает образовательные программы прикладного характера, направленные на привитие управленческих навыков и обеспечение подготовки руководителей, менеджеров и ведущих специалистов по конкретному направлению медицины.

Научная и педагогическая магистратура реализовывает образовательные программы послевузовской подготовки кадров для системы высшего и послевузовского образования и научно-исследовательского сектора, обладающих углубленной научной и педагогической подготовкой.

Нормативная продолжительность освоения образовательной программы магистратуры при профильной подготовке составляет 1-1,5 года; при научной и педагогической подготовке составляет 2 года. Основным критерием завершенности образовательного процесса в магистратуре является освоение магистрантом при профильной подготовке - не менее 30 кредитов (со сроком обучения 1 год), не менее 40 кредитов (со сроком обучения 1,5 года); при научной и педагогической подготовке - не менее 55 кредитов.

Докторантура является формой подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных организациях. Доктор философии (PhD), доктор по профилю является высшей академической степенью, присуждаемые лицам, освоившим профессиональные учебные программы докторантуры по соответствующим специальностям. Обучение в докторантуре завершается защитой докторской диссертации.

Мы полагаем, что для пополнения высших учебных заведений, научно-практических центров и практического здравоохранения, научными и научно-педагогическими кадрами высокой квалификации в области стоматологии

следует внести некоторые дополнения к стоматологическому образованию:

1. С целью улучшения подготовки врачей-стоматологов общей практики с правом клинического приема больных в интернатуре (6 год) целесообразно организация кафедры стоматологии интернатуры с ее базированием в государственной стоматологической поликлинике.

2. В настоящее время врачам-стоматологам общей практики предоставлена возможность обучения в резидентуре по стоматологии (2 года) и челюстно-лицевой хирургии (3 года), или поступить в научно-педагогическую магистратуру (2 года). Однако резидентура по стоматологии проводиться только на платной основе, что является необоснованной, хотя организаторы здравоохранения это объясняют тем, что стоматологическая помощь платная. Это не соответствует действительности. Стоматологическая помощь детям, подросткам, пенсионерам, участникам ВОВ, беременным женщинам и другим категориям лиц (1/3 населения республики) проводится на основе госзаказа, и специалистов для них тоже следует готовить по госзаказу.

3. Программа подготовки специалистов в резидентуре практически не отличается от программы интернатуры, то есть они обучаются по стоматологии в целом, что является необоснованной. Наоборот, для удовлетворения запросов практического здравоохранения, мы рекомендуем проводить резидентуру по стоматологии по следующим специальностям: стоматолог-терапевт, стоматолог-хирург, стоматолог-ортопед, стоматолог-ортодонт, стоматолог-детский.

4. Обучение в двухгодичной научно-педагогической магистратуре по стоматологии следует проводить в рамках специальности «Медицина» согласно ГОСО РК 5.04.033-2008 МОН РК (от 6 мая 2008 г., N259) «Послевузовское образование. Магистратура». Содержание общеобразовательной программы магистратуры по научному и педагогическому направлению установлены в п. 8.3. Нормы распределения компонентов общеобразовательной программы научной и педагогической магистратуры со сроком обучения 2 года определены в приложении «В» данного документа.

5. Подготовка докторов медицины и докторов философии (PhD) по профилю «Стоматология» возможна в рамках специальности 6D110100 - «Медицина» осуществляется в соответствии с стандартом ГОСО РК 5.04.033-2008 МОН РК (от 6 мая 2008 г., N259) «Послевузовское образование. Докторантура; классификатором специальностей высшего и послевузовского

образования Республики Казахстан;учебно-программной и методической документацией; индивидуальными планами работы докторантов и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.

6. Образовательная программа подготовки доктора медицины (профильная докторантура) предполагает фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по конкретному направлению медицины (например, стоматология). Лицам, освоившим образовательную программу профильной докторантуры, присуждается академическая степень «доктора медицины». Лицам, освоившим образовательную программу научной и педагогической докторантуры, присуждается академическая степень «доктора философии» (PhD) по специальности 6D110100 - «Медицина».

7. Претендентов в магистратуру и докторантуру принимают по конкурсу по общепринятым правилам. Мы полагаем, что после успешной сдачи вступительных экзаменов, целесообразно собеседование с претендентом по предмету «Стоматология» на профильной кафедре, где он желает учиться. Правилами установлено, что выполнение докторской диссертации ведется совместно с зарубежным консультантом в одном из престижных зарубежных научных центров, что отмечено в ГОСО по докторантуре.

8. Научно-исследовательскую работу в магистратуре и докторантуре по стоматологии мы предлагаем вести по следующим направлениям специальности:

• профилактика стоматологических заболеваний,

• терапевтическая стоматология (детская, взрослая),

• хирургическая стоматология (детская, взрослая),

• ортопедическая стоматология (детская, взрослая),

• ортодонтия.

Таким образом, подготовка специалистов высокой квалификации в резидентуре позволяет пополнить этими специалистами практическое здравоохранение. Научно-исследовательская работа магистранта включает выполнение магистерской диссертации и завершается ее защитой, а докторанта - защитой докторской диссертации в рамках специальности «Медицина». В будущем эти специалисты пополнять научно-преподавательский состав

стоматологических кафедр и научно-исследовательские лаборатории, разрабатывающие проблемы стоматологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Леонтьев В.К., Соколов Е.И., Володин В.В. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии //Экономика и менеджмент в стоматологии. - М.: - 2000. - № 2. - С. 7- 17.

2 Беляков Н.А., Козлов В.А., Кузнецова О.Ю. и др. Организации учебно-клинических центров стоматологии в системе последипломного образования. Сообщение 1. Существующие проблемы. //Экономика и менеджмент в стоматологии. - М.: - 2000. - № 3. - С.62 - 69.

3 Аканов А.А. и др. Модель медицинского образования КАЗ НМУ им. С.Д.Асфендиярова: предварительные итоги, проблемы, перспективы: Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ, 2011. - С.45-48.

Т.К. СУПИЕВ, Н.Г. НЕГАМЕТЗЯНОВ, Р.М. ВАЛИЕВА, С.К. ЗЫКЕЕВА

СД.Асфендияров атындагы Каз¥МУ-ц дипломнан KeüiHei о^ыту институтыныц стоматолгия кафедрасы

КАЗ¥МУ-Н КАБЫЛДАГАН СТОМАТОЛОГИЯЛЫК Б1Л1М УЛГЮНЕ СЭЙКЕС ИНСТИТУТТАН КЕЙ1НГ1 ДЭР1ГЕР-СТОМАТОЛОГТАРДЫ ДАЙЫНДАУ

Туйш : ^аза^стан Республикасындагы соцгы заманга стоматологиялы^ бЫм бертдк Дипломнан кешнп б^мнщ мэселелерi ашылып, оны жа^сарту жолдары белплендк

T.K. SUPIYEV, N. G. NEGAMETZYANOV, R.M. VALIEVA, S.K. ZYKEYEVA

The institute of postgraduated preparation of KazNMU named after S. Zh. Asphendiyarov. Departament of Dentistry

POSTGRADUATED TRAINING FOR STOMATOLOGISTS IN ACCORDANCE WITH THE MODEL OF DENTISTRY EDUCATION

ADOPTED BY KAZNMU

Resume: The modern condition of dentistry education adopted by Republic of Kazakhstan has been given. The problems of postgraduated education and the ways to improve them was revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.