ся, выполняя функцию психологической поддержки больного. Иногда медицинские работники, зная, что пациент обречен, начинают избегать его, перестают расспрашивать о его состоянии, следить за тем, чтобы он принимал лекарства, выполнял гигиенические процедуры. Умирающий человек оказывается в одиночестве. Общаясь с умирающим больным, важно, не нарушая привычного ритуала, продолжать выполнение назначений, спрашивать больного о самочувствии, отмечая каждые, пусть самые незначительные, признаки улучшения состояния, выслушивать жалобы пациента, стараться облегчить его "уход", не оставляя один на один со смертью. Конечно, трудно предугадать реакцию пациента, конечно, сообщение печальных новостей - это стресс и для самого врача, и, наверное, трудно придумать оптимальный, подходящий для всех случаев стандартный набор шагов как сообщить печальную новость пациенту [6].
Врачу общей практики в будущем будет всегда необходимо справляться со страхами пациентов, сталкиваться со смертью и терминальными состояниями. Он также будет принимать активное участие в профилактике заболеваний. Однако, будут ли взаимоотношения врача с больными в состоянии справляться с задачами ПМСП, возможной расплывчатостью медицинской экспертизы и увеличивающейся юридической информированностью о своих правах пациентов? Опыт международной практики утверждает, что больной обязан быть информирован о своем здоровье, и он должен разделять решение вместе с врачом. Это подходящий путь развития партнерских отношений между доктором и пациентом на фоне необходимых изменений, которые принесет будущее.
Литература:
1. Питер Томсон. Самоучитель общения. Изд-во Питер, СПб, 2002.
2. Касаткин С. Техника обратной связи. Изд-во "Питер", СПб, 2002
3. Т.А.Даминов, Ш.З. Касымов. Навыки консультации. Ташкент, 2002.
4. Дж.Мерта. Справочник врача общей практики, Москва, 1998
5.R, Neighbour. The inner consultation. LibraPharm Limited, 2002
6.В.И.Симаненков. Всегда ли пациенты следуют рекомендациям врача. Российский семейный врач, №3,
2000г.
Жалпы практика. ii>ik дори ср.ии тшч.и кармм катмиасмимц басты мримцимчер1
Г.Дэрбюалина
Жалпы практикальщ дэрпер (учаскшк дэртерлер) ез ж^мыстарында, эр тYрлi мамандарга байланысты наукастармен кездеседг Сондыктан олар осы эртYрлi элементтердi коса отырып, бiрiншi кезектеп соматикалык, психикалык ауруларын аныктауы кажет.
Main principles of effective communications of the doctor of the general practice
G.Derbisalina
Communicative competence of the doctor assumes not only presence of certain psychological knowledge (for example, about types of the person, about ways of experience and reaction to stress at different people depending on temperament type, about specificity of communication between types of a constitution and features of a mental warehouse-person, etc.), but also the presence of some special skills: abilities to come into contact to listen, "read" nonverbal language of communications, to build conversation, to formulate questions.
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОРТОДОНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Д.Б.Мусаева
Кафедра политики и управления здравоохранением, КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова
Изучение вопроса подготовки и переподготовки врачей-стоматологов-ортодонтов и мероприятия по обучению специалистов стоматологического профиля
Вопросы подготовки и переподготовки врача-стоматолога приобрели особую актуальность в условиях смены социально-экономической формации, имевшей место в последние годы на территории стран бывшего Союза. И это вполне понятно, так как изменились коренным образом требования к осуществляемой стоматологом работе, значительно расширился спектр и возможности оказываемых услуг [1].
В Республике Казахстан в структуре стоматологических организаций преобладают стоматологические клиники, имеющие негосударственную форму собственности. Соответственно, спектр платных стоматологических услуг является доминирующим. В рамках гарантированного заказа бесплатная стоматологическая помощь оказывается только детям и подросткам (за исключением ортодонтической помощи), а так же малоимущим и социально незащищенным слоям населения.
В связи с этим, вопросы качества оказания стоматологических услуг, в числе которых ортодонтическая помощь населению, остаются наиболее актуальными. Проведенный нами анализ жалоб со стороны пациентов на врачей - стоматологов показал, что ошибки, допускаемые врачами-стоматологами ортодонтами, составляют
1/3 часть. Более глубокий анализ этих ошибок выявил наиболее частые из них - это необоснованное удаление зубов, неправильно выбранная конструкция ортодонтических аппаратов, отсутствие преемственности между специалистами различного профиля, ортодонтическое лечение без учета индивидуальных особенностей организма ребенка, развитие вторичного кариеса после использования эджуайз-техники.
Проведенный нами анализ годовых отчетов, полученный из областей и городов Казахстана, показал отсутствие данных о количестве врачей-стоматологов-ортодонтов и проводимой ими работе, так как существующие учетно-отчетные формы, представляемые ежегодно в областные управления здравоохранением, составлены без учета работы этих специалистов.
Полученные данные послужили основанием для принятия ряда организационных мер, направленных на устранение этих пробелов. В числе первоочередных задач в этой связи стало изучение вопроса подготовки и переподготовки врачей-стоматологов-ортодонтов.
В настоящее время подготовка кадров стоматологического профиля в Республике Казахстан осуществляется на основании ГОСО 2006 года, в основе которого лежит подготовка врача-стоматолога, который после прохождения обязательной интернатуры (неспециализированной, многопрофильной) становится врачом-стоматологом общей практики. То есть в результате реализации этой концепции ВУЗами должен выпускаться только один вид специалиста - врач-стоматолог, а после прохождения интернатуры - врач-стоматолог общей практики.
Государственный стандарт вузовской и послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием представляет собой документ, устанавливающим комплекс норм, правил, требований к уровню подготовки и минимуму содержания знаний, умений и практических навыков для получения квалификации - "врач - стоматолог».
Структура государственного стандарта предусматривает общую характеристику специальности, исходный уровень образования врача, квалификационные требования к уровню подготовки врача после успешного завершения обучения по программам послевузовского профессионального образования, требования к конкретным программам послевузовского профессионального образования, кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, требования к квалификационному экзамену на получение сертификата специалиста - "врач-стоматолог".
Получение любой другой узкой специальности по стоматологии обязательно связывается с прохождением резидентуры (2 года обучения -объем часов - 4752), стандарт которой был утвержден совсем недавно - в 2009 году. В результате двухгодичного обучения в резидентуре можно стать специалистом по терапевтической, ортопедической, хирургической, челюстно-лицевой стоматологии, детской хирургической стоматологии, орто-донтии, детской челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста. Ортодонтия же включена в Программу стоматологии детского возраста, то есть вновь не выделена отдельно.
С помощью дополнительного профессионального обучения возможно получение других стоматологических специальностей - имплантолога, специалиста по пародонтологии, заболеваниям слизистой оболочки и т.д.
Сегодня становится очевидным отсутствие целевой подготовки врача-стоматолога-ортодонта. Достаточно пройти лишь курс специализации (3,5 месяца) и заниматься ортодонтией. Между тем, эта специальность требует наличие серьезной базовой и дополнительной подготовки [2].
В качестве реально действенного способа решить эту нелегкую задачу нами предложено внести изменения и дополнения в существующий стандарт резидентуры - выделить специализацию ортодонтию в отдельную единицу. Кроме того, требовал пересмотра и приказ Министерства здравоохранения РК, регламентирующий номенклатуру медицинских и фармакологических специальностей, где специализация врач-стоматолог-ортодонт также исключена.
Таким образом, сделан лишь первый, хотя и очень важный шаг в нужном направлении. Однако все эти серьезные решения останутся на бумаге, если не будут предприняты еще ряд важных шагов, без которых невозможно внедрение в сеть здравоохранения специалистов.
Каковы эти шаги?
Во-первых, в штатное расписание стоматологических учреждений должна быть введена должность врача-ортодонта, в связи, с чем должно быть разработано Положение для стоматологических учреждений по введению этого специалиста в структуру кадров стоматологических учреждений и порядок проведения этой работы.
Во-вторых, должны быть обеспечены рабочие места этих специалистов в стоматологических учреждениях соответственно их должности.
В-третьих, должна быть изменена структура стоматологических поликлиник и других стоматологических учреждений в соответствии с новым штатным расписанием и новыми рабочими местами.
В-четвертых, должны быть внедрены стандарты по оказанию ортодонтической помощи населению, а также стандарты материально-технического оснащения ортодонтического кабинета.
В-пятых, должны быть разработаны и предусмотрены механизмы взаимодействия и совместной работы врача-ортодонта с другими специалистами.
Объем предстоящей работы столь труден и разнообразен, что ее нельзя пускать на самотек и для ее успешного проведения должна быть проведена долгая и кропотливая работа.
При этом следует ожидать сопротивление ее проведению как со стороны руководства ряда стоматологических учреждений, так и со стороны некоторых врачей-стоматологов. Поэтому проведение такой работы должно сопровождаться серьезной подготовкой, изданием специальных документов и инструкций, большим объемом аттестационной и учебной работы.
Список литературы:
1. Мирзабеков О.М. Стоматологическая заболеваемость и определение потребности в ортопедической помощи городского и сельского населения Казахской ССР - дисс. канд.мед.наук, Алматы, 1987 - 190 с.
2. Есембаева С.С. Пути совершенствования стоматологической помощи жителям сельской местности Республики Казахстан - дисс. докт.мед.наук, 2006 г - 220 с.
3. Постдипломное образование зубных техников по ортодонтии //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стоматология сегодня и завтра» -М., 2005.- С.226-227.(В соавт. с Гуненковой И.В.).
4. Дорохина А.И. Обеспеченность медицинскими кадрами и тенденции развития стоматологической помощи населению в г. Москве. /Сохов С.Т., А.И.Дорохина// Новые технологии в современном здравоохранении. Сборник научных трудов. Том 2. М.: РИО ЦННИИОИЗ. -2007, с. 169-174.
Казакстан Республикасында дэр^ер-стоматолог ортодонттарды дайындау мэселелер
Д.Б.Мусаева
Дэр^ер-стоматолог ортодонттарды дайындау жэне кайта дайындау с^рактарын карастырады жэне стоматологияльщ мамандарды окыту шаралары
Orthodontists preparation in Kazakhstan republic
D.B.Musaeva
Study of training and retraining of doctors-dentists orthodontists and activities to teach dental specialists profile
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ М.О.Нурмаганбетова
Казахский Национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова
В статье исследованы решения математической модели в медицине.
Ключевые слова: диагностирование, нечеткие множества, медицинские информационные системы.
Проблемы управления процессами диагностирования, прогнозирования, а также теоретические проблемы, связанные с дистанционной постановкой диагноза и обработки и информации, сходны с управлением в технических устройствах и потому привлекают внимание не только специалистов в области медицины, но и математиков, техников. Математические методы, используемые в технике, применяются и для исследований биологических, медицинских процессов.
Биология, медицина служат не только ареной для применения математических методов, но и могут стать источником новых математических задач. Важен и плодотворен математический подход к решению задач диагностирования и прогнозирования в медицине. Математический подход к исследованию данной проблемы медицины не только в применений каких-либо математических приемов, расчетных формул и т. п., а прежде всего в выработке четких общих понятий, создание математических моделей, необходимых для изучения и выяснении фундаментальных принципов организации изучаемых систем.
Для всей медицины стало традиционным широкое применение математического анализа результатов многочисленных медико-биологических наблюдений и исследований. Применение математической статистики, различных методов математической обработки результатов эксперимента ведутся с использованием современной вычислительной техники. ЭВМ открывает принципиально новые возможности не только в математической статистике, используемые для обработки результатов научных исследований, но и решении диагностических задач, частности, в создании информационно-технологических систем для дистанционного управления процессом диагностирования.
Медицинские информационные системы диагностирования, применяемые в медицине, способствуют эффективному и быстрому оказанию врачебной помощи, а также расширению профессиональных возможностей специалистов в данной области.. В основе этих систем лежат разрабатываемые математические модели диагностирования. Сложность заключается в интерпретаций медицинских показателей, представляющих собой совокупность как количественных данных (клинико-лабораторные), так и носящих чисто описательный характер (клинико-анамнестические). Формализованные базы данных, используемые для апробации созданных математических моделей диагностирования на основе методов теории нечетких множеств [1,2], представляют собой диагностические таблицы, являющиеся результатом статистической обработки медицинских данных, взятых из практического здравоохранения.