ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
УДК 338(470+571)
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ КАК ОБНОВЛЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
PRESIDENTIAL ADDRESS TO THE FEDERAL ASSEMBLY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A NEW STRATEGY OF NATIONAL DEVELOPMENT
Мавлютова Галина Александровна
Mavlyutova Galina Alexandrovna
кандидат юридических наук, старший преподаватель, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Law), senior lecturer, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению Послания Президента РФ Федеральному Собранию, выявлению его основных аспектов, влияющих на внешнее и внутреннее развитие России. Анализ основных положений позволяет сделать прогноз некоторых элементов будущего нашего государства. Результатом работы являются разработанные предложения по практической реализации Послания Президента РФ.
Ключевые слова: Послание Президента, демократия, гражданское общество, цифровая экономика.
The article studies Presidential Address to the Federal Assembly and identifies its main aspects that affect external and internal development of Russia. The analysis of the main message of the Address helps to make conclusions about future development of Russia. The results and findings of the research include suggestions for practical implementation of the message of the Presidential Address.
Keywords: Presidential Address, democracy, civil society, digital economy.
Современное состояние российского государства говорит: «мы утвердились на демократическом, свободном, самостоятельном пути» [8].
Сегодня еще в большей степени, чем раньше, необходимо уделять внимание фактическому уровню демократии, состоянию гражданского
общества [1], качеству жизни населения. Однако для того чтобы успешно сохранять позитивный тренд в государственном строительстве и жизни общества, необходимо четкое понимание стратегии дальнейшего развития и тактики ее исполнения. Для России основой понимания курса дальнейшей модернизации является Послание Президента РФ Федеральному Собранию [7]. Ежегодное публичное обращение главы государства парламенту - это не просто конституционно закрепленная форма официального доклада [9], а смысловое содержание вариативности обновления внутренней и внешней политики страны.
Особенностью Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2018 г. стали уникальные задачи в части обновления и развития экономической системы и повышения качества жизни граждан, также была подчеркнута последовательность российской политики.
Если раньше, например в истории Советского Союза, противопоставлялась тактика направления денежных средств на переоснащение военного комплекса и обеспечение бытовых потребностей людей, то новеллой современного прообраза «новой» России является грамотное сочетание технологической модернизации и благополучие жителей страны. Эффективное исполнение данной парадигмы позволит говорить о переходе развития нашей страны на качественно новый уровень. Ведь повышение качества жизни граждан, развитие городского пространства и укрепление оборонного комплекса - именно те жизненные устои, которые так важны сегодня.
Если изначально как в законодательном, теоретическом, так и практическом понимании Послание Президента РФ было адресовано лишь палатам Федерального собрания, то сейчас субъектом, к которому обращается В.В. Путин, стало все российское общество. Расширение границ Послания, специализированный подход к формированию тезисов - основа неформальной точки опоры подготовки страны к технологическому рывку. Стоит особо подчеркнуть, что заданная стратегия не «заточена» под конкретную личность, а является именно стратегией развития Российского государства, особенно в части формирования социальной и экономической реальности.
Сейчас сформирована устойчивость и стабильность в большинстве сфер жизни государства и общества.
На повестку дня выходит множество вопросов, от общих до частных для каждой из отраслей государства и сфер жизни каждого человека: уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан и снижение уровня бедности, обновление структуры занятости, адресность социальной помощи и охрана материнства и детства, доступность и качество медицинской помощи, забота о старшем поколении и создание условий для благополучной жизни людей с ограниченными возможностями, рост доступности жилья и развитие инфраструктуры страны, цифровая экономика [4] и инвестиционная безопасность [5], стабильность курса рубля и рынок ценных бумаг [3], экологическая безопасность и эффективные нефтегазовые корпоративные отношения [6], развитие высокотехнологичных компаний и укрепление базы фундаментальной науки, комфортный деловой климат и пространственное развитие территорий, внешняя политика и оборона страны, сохранение культурных традиций.
Органам управления страной необходимо принять важнейшие решения. С одной стороны, мы должны повышать расходы на образование и медицину, с другой - обязательно должно быть четкое понимание ресурсов наполняемости бюджетов всех уровней.
Рассматривая экономическую сторону Послания Президента, стоит обратить особое внимание на такую тенденцию, как обеспечение высочайшего уровня предпринимательских свобод и конкуренции, а также динамику снижения доли государства в экономике. Данные реформы, на наш взгляд, станут именно той базовой основой, которая будет стимулировать все положительные процессы в цифро-визации экономики, формировании и внедрении новых технологий всех уровней.
Модернизация инвестиционной политики в части возврата отечественных средств на родину и упор на развитие конкурентоспособного несырьевого экспорта - важнейшие перспективные источники роста российской экономики. Стоит обратить особое внимание на точку зрения академика С.Ю. Глазьева, который считает, что без изменений в макроэкономической политике технологический рывок невозможен, а «наука из национального изгоя должна стать в России основной производительной силой» [2].
Бесспорно, сложной и неоднозначной остается задача донастройки налоговой системы. До сих пор отсутствует четкое понимание ус-
ШшшяШ
ловий, что обусловлено отсутствием консенсуса в экономическом блоке. С одной стороны, отсутствуют предпосылки подготовки революционных изменений в налоговой системе и нужно вести речь о тонкой налоговой настройке и изменениях, не столь существенных для бизнеса, продолжается работа над качеством сбора налоговых платежей, администрированием и ревизией льгот. С другой стороны, повышение ставок возможно, и это неизбежный путь модернизации налоговой системы. По мнению экспертов, в большей степени это будет касаться НДС. Налоговая система должна быть стабильной, только в этом случае бизнес будет доверять государству, поэтому принимаемые решения должны быть взвешенными. Именно налоговая система является главным стимулятором развития экономики, модернизации и технологического перевооружения предприятий, результатом которого станет повышение конкурентоспособности продуктов. Особенно она должна стимулировать выход бизнеса из тени и тем самым несырьевой экспорт.
Стоит особо подчеркнуть, что одной из центральных целей, которые были поставлены президентом в Послании, является обеспечение экономического и социального благополучия для каждого жителя России. Поскольку понимание благополучия достаточно размыто, считаем целесообразным разработку понятийного аппарата данного термина, поскольку он все больше и больше входит в практическую жизнь нашего общества. Концепция понимания благополучия должна определить несни-жаемый уровень жизни каждого гражданина России вне зависимости от места его проживания. Обязательными элементами должны стать: достойный заработок, своевременный доступ к качественным медицинским услугам, возможность получать современное образование, обеспеченность жильем и транспортом, доступность в использовании новейших технологий. Безусловно, концепция стандарта не может быть оторвана от реалий современного развития государства и должна соотноситься с бюджетным планированием.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию - это стратегический документ, поэтому следующим важнейшим шагом является принятие тактики его реализации и воплощения в жизнь. Эффективными инструментами уже стали перечень поручений по реализации Послания, планы законодательных и исполнительных органов власти по реализации Послания.
В соответствии с реализацией поставленных национальных идей президент РФ В.В. Путин издал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительству РФ совместно с органами государственной власти субъектов поручено до октября 2018 г. разработать национальные проекты по таким основополагающим направлениям, как: цифровая экономика, международная кооперация и экспорт, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, жилье и городская среда, демография, здравоохранение, образование, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, культура, экология. Важным аспектом дальнейшей работы станут Основные направления деятельности Правительства РФ и прогноз социально-экономического развития нашей страны. Инновационным инструментом этого года является создание рабочих групп при региональных законодательных собраниях в целях обеспечения выполнения Послания Президента.
Принятие законопроектов как федеральных, так и региональных - важнейший инструмент реализации Послания Президента. Поскольку именно нормативное закрепление основных тезисов, принятие механизмов их реализации позволит эффективно воплотить в жизнь озвученные посылы. Что касается планов на текущий 2018 г., то основной упор будет делаться на законопроекты в таких сферах, как: цифровизация экономики и других отраслей, поддержка малого и среднего предпринимательства, предприятий агропромышленного комплекса, создание центров социально-экономического роста, привлечение инвестиций, стимулирование роста объёмов жилищного строительства и повышение доступности жилья, модернизации механизма определения кадастровой стоимости недвижимости. Без внимания не осталось и решение вопросов безопасности и обороноспособности страны.
Особо значимым вопросом является чистота и прозрачность распределения бюджетных ресурсов. Отслеживание целевого использования направленных средств федерального бюджета путем их «окрашивания» позволит минимизировать факты нецелевого перераспределения финансовых потоков и повысить уровень ответственности должностных лиц.
Для России сейчас важно консолидировать все усилия и уверенно пройти через перелом-
ныи период, осуществив главную цель рывное развитие нашего государства.
про-
Библиографический список
1. Вакуленко Г. А. Представительная демократия как фактор развития гражданского общества (вопросы теории и практики) : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.
2. Глазьев СЮ. Как обогнать Запад, не догоняя его // БИЗНЕС Online. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/ 144949.
3. Гриненко А.Д., Лужевский И.В., Ножкина Е.Б.
Противодействие криминализации рынка ценных бумаг // Актуальные проблемы современной экономической науки : матер. V Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых : в 2-х ч. Омск : Омский государственный университет путей сообщения,
2017. С. 278-281.
4. Мавлютова Г.А., Ножкина Е.Б. Алтухов П.Л.
Устойчивое развитие цифровой экономики как элемент обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность и качество.
2018. № 1 (30). С. 19-24.
5. Ножкина Е.Б. Актуальные проблемы развития системы обеспечения инвестиционной безопасности // Вестник Саратовского государственного экономического университета. 2017. № 5 (69). С. 101-103.
6. Ножкина Е.Б. Ерофеев А.К. Правовое регулирование нефтегазовых корпоративных отношений (зарубежный опыт и российская практика) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 5 (100). С. 141-151.
7. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018.
8. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/56957.
9. Право : учеб. пособие / под общ. ред. С.Ю. Наумова, Т.В. Касаевой, А.А. Шаповалова. Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016.
References
1. Vakulenko G.A. (2011) Predstavitel'naya demokrati-ya kak faktor razvitiya grazhdanskogo obshchestva (voprosy teorii i praktiki) : dis. ... kand. yurid. nauk [Representative democracy as a factor in the development of civil society (theoretical and practical issues): abstract of the thesis for the degree of Candidate of Law]. Saratov.
2. Glaz'yev S.Yu. Kak obognat' Zapad, ne dogonyaya yego [How to outrun the West without catching up with it first?] // BIZNES Online. URL: https://www.business-gazeta. ru/article/144949.
3. Grinenko A.D., Luzhevskiy I.V., Nozhkina Ye.B.
(2017) Protivodeystviye kriminalizatsii rynka tsennykh bu-mag [Counter-measures against the criminalization of the securities market] // Aktual'nyye problemy sovremennoy ekonomicheskoy nauki: mater. V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. studentov, aspirantov i molodykh uchenykh : v 2-kh ch. Omsk: Omskiy gosudarstvennyy universitet putey soobsh-cheniya. P. 278-281.
4. Mavlyutova G.A., Nozhkina Ye.B. Altuhov P.L.
(2018) Ustoychivoye razvitiye tsifrovoy ekonomiki kak element obespecheniya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Sustainable development of the digital economy as an element of ensuring the national security of the Russian Federation] // Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo. № 1 (30). P. 19-24.
5. Nozhkina Ye.B. (2017) Aktual'nyye problemy razviti-ya sistemy obespecheniya investitsionnoy bezopasnosti [Current challenges of developing a system of ensuring investment security] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvenno-go ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Saratov State Socio-Economic University]. № 5 (69). P. 101-103.
6. Nozhkina Ye.B. Yerofeyev A.K (2014) Pravovoye regulirovaniye neftegazovykh korporativnykh otnosheniy (zarubezhnyy opyt i rossiyskaya praktika) [Legal framework for regulating of oil and gas corporate structure (foreign experience and Russian practice)] // Vestnik Saratovskoy gosu-darstvennoy yuridicheskoy akademii [Saratov State Law Academy Bulletin]. № 5 (100). P. 141-151.
7. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. S.Yu. Naumova, A.S. Mordovtsa, T.V. Kasayevoy (2018) [General theory of state and law: textbook / ed. by S.Yu. Nau-mov, A.S. Mordovets, T.V. Kasaeva]. Saratov : Saratovskiy sotsial'no-ekonomicheskiy institut (filial) REU im. G.V. Ple-khanova.
8. Poslaniye Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu RF [Address of the President of the Russian Federation V. V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation]. URL: http://kremlin.ru/events/pres-ident/news/56957.
9. Pravo : ucheb. posobiye / pod obshch. red. S.Yu. Naumova, T.V. Kasayevoy, A.A. Shapovalova (2016) [Law: textbook / ed. by S.Yu. Naumov, T.V. Kasaeva, A.A. Shapovalov]. Saratov : Saratovskiy sotsial'no-ekonomicheskiy institut (filial) REU im. G.V. Plekhanova.