g i-
УДК 342:338.2
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ
DIGITAL ECONOMY IN CONTEMPORARY REPRESENTATIVE DEMOCRACY
© Мавлютова Галина Александровна
Galina A. Mavlyutova
кандидат юридических наук, заместитель директора, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова.
PhD (Law), Deputy Director, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics.
Аннотация. Сегодня представительная демократия является мощнейшим институтом, характерным и для гражданского общества, и для правового государства. В тоже время для современного общества цифровая экономика становится одним из важнейших элементов развития и дальнейшего функционирования. Целью исследования является анализ тенденций развития цифровой экономики в условиях современной представительной демократии, вопросы их взаимодействия, взаимовлияния, единства и различия. Применяются диалектический метод, инструментальный и функциональный подходы. Автором сделан вывод о том, что в России, согласно запросам и интересам современного общества, идёт качественный процесс развития представительной демократии и становление цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика, представительная демократия, правовое государство, гражданское общество.
Abstract. Today, representative democracy is a powerful institution, characteristic of both civil society and the rule of law. At the same time, for a modern society, the digital economy is becoming one of the most important elements of development and further functioning. The purpose of the study is to analyze the trends in the development of the digital economy in the context of modern representative democracy, the issues of their interaction, mutual influence, unity and difference. The dialectical method, instrumental and functional approaches are applied. The author concludes that in Russia, according to the requests and interests of modern society, a qualitative process of development of representative democracy and the development of the digital economy are proceeding.
Key words: digital economy, representative democracy, rule of law, civil society.
Современное устройство общественной жизни формирует всё большие требования к уровню развития гражданского общества, правового государства и демократии [2]. Всё более актуальным и чётко отслеживаемым становится вопрос о фактическом соблюдении принципа равенства и обеспечения возможности реализации прав и законных интересов граждан. В направлении модернизации движутся все цивилизованные страны. Не является исключением и Российская Федерация. Модернизация государственного строя ведёт Россию к усилению основ и позиций гражданского общества, правового государства и представительной демократии [1].
Исходя из теоретических понятий данных процессов и анализа практической реализации основополагающих элементов, считается возможным сделать вывод о том, что в нашей стране человеческое измерение, достигаемое
при наличии правового государства и эффективной демократической политической власти, выходит на принципиально новый уровень развития. Учитывая современную специфику развития 1Т-технологий, можно говорить о новой «цифровой революции» в мире, касающейся всех сторон человеческого измерения.
Одним из новых трендов развития нашего государства стала цифровая экономика. Правительство приняло программу «Цифровая экономика», которую разрабатывали все заинтересованные представители бизнеса и государства. Данная программа обозначила новые стратегические направления. Для определения тактических мероприятий будут приниматься планы работы по каждому направлению. Выделение таких ключевых разделов как: нормативное регулирование, кадры, образование, исследовательские компетенции,
■ *
1Т-инфраструктура и кибербезопас-ность позволяют сосредоточить усилия на важнейших шагах модернизации российской экономики. Особо следует отметить тот факт, что в программе обобщены как действующие меры поддержки, так разработаны и введены в жизнь новые. На особом контроле у кураторов программы стоит включение в программу развития цифровой экономики России новых направлений, которые будут обеспечивать цифровую модернизацию социальной сферы и отдельных отраслей экономики.
Что же даёт цифровая экономика для России как для современной мировой державы и правового государства, для которой характерны высокий уровень развития гражданского общества и представительной демократии?
Во-первых, по нашему мнению, только цифровое государство способно соответствовать реалиям потребностей современного общества в части удовлетворения нужд скорости и качества предоставления ряда услуг, доступа к информации. Уже сейчас электронные правительства проходят путь модернизации в интеллектуальные. Появляются все новые и новые более удобные и простые сервисы, а потребители переходят на цифровые каналы их использования.
Во-вторых, бесспорно, цифро-визация - это принципиально новый, «умный» метод работы для бизнеса. Организациям предоставляются возможности, новые программы для совершенствования своих внутренних процессов, повышения качества взаимодействия с клиентами и партнёрами. От цифровизации услуг напрямую зависит уровень простоты использования и персонализации предложений, эффективности и клиентоориентиро-ванности компании, что в свою очередь является бонусом к показателям качества жизни людей.
В-третьих, только лишь цифровой уровень производства будет соответствовать показателям научно-технического прогресса, а также сможет способствовать новому витку в развитии как мировой, так и национальной, региональной экономики.
В-четвёртых, принципиально новые системы криптовалют и блокчейна сейчас считаются главным технологическим прорывом со времён изобретения интернет-пространства.
В-пятых, вводится новое понятие «цифровой город». Главной задачей данного сервиса становится обеспечение безопасного и комфортного про-
живания граждан на определённой территории, удобства для гостей города при обязательном повышении качества жизни людей. Цифровое управление городской инфраструктурой на основе интеллектуальных технологий с обязательным условием повышения эффективности потребления - вот перспектива развития всех муниципалитетов.
Бесспорно, сегодня цифровая экономика становится важнейшим катализатором роста промышленного и производственного индексов, а так же социального благополучия, реализации новых стартапов, разработки и внедрения новых технологий и инноваций, привлечения инвестиций, сохранения человеческого капитала.
В цифровой экономике, также как и в экономике производства применяется определенное правило. Любое принятие решений в управлении производством предусматривает действия, направленные на изменение результатов производства, отраженные в экономических показателях производственно-хозяйственной деятельности предприятия [5]. Трансляция данной практики именно на цифровизацию сегодня очень важна.
Подчеркнём, что именно инвестиции в цифровую экономику позволяют вывести имеющийся капитал на новый уровень и обеспечить качественную трансформацию всех сфер нашего общества. Благодаря новым цифровым технологиям создаются все условия для достижения благополучия граждан и равенства возможностей, что так важно для современного гражданского общества, любого правового государства и построения представительной демократии.
Особое внимание стоит уделить открытым экономическим системам в условиях в цифровизации [4]. Данный макроэкономический аспект стоит также на повестке рассмотрения.
Остановимся также на таком вопросе, как риски развития цифровых технологий. Очень важно понимать и грамотно оценивать, что смена технологической эпохи может привести к радикальным изменениям во всех сферах уже сегодня. Конечно, цифровизация процессов может повлечь повышение уровня безработицы. Обязательным должно быть понимание, что мы должны сберечь не только человеческий капитал, но и потенциал каждого человека. Задача правового государства - предотвратить возможные гибельные проблемы. Так, например, уже сейчас нужно задумываться о том, какие профессии нужны, по каким специальности нужно обучать, а какие профили подготовки нужно закрывать. Необходимо составить программы переподготовки уже работающих специалистов, чтобы они были востребованными профессионалами.
В современных условиях развития цифровой экономики обязательно должен быть отрытый диалог между органами власти, представителями гражданского общества и бизнеса [3]. Именно сейчас возрастает роль субъектов
48
Базис. 2018. № 1(3). www.engels.ruc.su/science/basisA
представительной демократии, в чей функционал входит представительство, защита и обеспечении гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина.
Особое внимание стоит уделить проработке правовых рисков. Вся современная деятельность в обязательном порядке проводиться лишь в рамках правового поля, и цифровизация всех процессов - не исключение. Специально необходимо остановиться и на технологических рисках, которые связаны с кибербезопасностью и стандартизацией. Нельзя упускать из вида и организационные риски, такие как отсутствие единого экспертного центра, глобально курирующего данные вопросы.
Сегодня граждане нашей страны, к сожалению, достаточно слабо развираются в темах
криптовалют и блокчейна. Поэтому можно ожидать всплеска спекуляций и роста мошенничества в этой сфере. На повестку дня выходит необходимость повышения цифровой грамотности населения.
Возможные риски цифровизации должны быть грамотно составлены, проанализированы, а также разработаны специальные программы по их минимизации. Только в этом случае мы сможем говорить о качественной цифро-визации в условиях развития гражданского общества, правового государства и представительной демократии.
Материалы поступили в редакцию 21.03.2018 г.
Библиографический список (References)
1. Вакуленко, Г. А. Представительная демократия как фактор развития гражданского общества (вопросы теории и практики) : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Г. А. Вакуленко. Саратов, 2011. 246 с.
2. Грандонян, К. А. Общая теория государства и права : учебник / К. А. Грандонян [и др.]. Саратов : Изд-во ССЭИ (ф) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. 392 с. ISBN 978-5-4345-0430-0.
3. Грандонян, К. А. Право : учебн. пособие / К. А. Грандонян [и др.]. Саратов : Изд.-во ССЭИ (ф) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. 144 с. ISBN 978-5-9999-2508-4.
4. Ножкина, Е. Б. Развитие открытых экономических систем (макроэкономический аспект) / Е. Б. Ножкина // Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право : матер. междунар. научно-практ. конф. (22 марта 2010 г.). Саратов : КУБиК, 2010. 189 с. ISBN 978-5-91818-034-1.
5. Сыров, В. В. Экономика производства электронных средств : учебник / В. Д. Сыров. М. : ИНФРА-М, 2016. 216 с. ISBN 978-5-369-01523-0.
1. Vakulenko, G. A. (2011). Predstavitel'naja demokratija kak faktor razvitija grazhdanskogo obshhestva (voprosy teorii ipraktiki): dis.... kand. jurid. nauk: 12.00.01 [Representative democracy as a factor in the development of civil society (theory and practice)]. Saratov. 246 p.
2. Grandonjan, K. A. [et al.]. (2018). Obshhaja teorija gosudarstva i prava: uchebnik [General theory of state and law: textbook]. Saratov. Izd-vo SSJel (f) RJeU im. G. V. Plehanova. 392 p. ISBN
978-5-4345-0430-0.
3. Grandonjan, K. A. [et al.]. (2016). Pravo: uchebn. posobie [Law, textbook]. Saratov. Izd.-vo SSJel (f) RJeU im. G. V. Plehanova. 144 p. ISBN 978-5-9999-2508-4.
4. Nozhkina, E. B. (2010). Razvitie otkrytyh jekonomicheskih sistem (makrojekonomicheskij aspekt) [Development of open economic systems (macroeconomic aspect)]. Problemy razvitija sovremennogo obshhestva: jekonomika, sociologija, filosofija, pravo : mater. mezhdunar. nauchno-prakt. konf. (22 marta 2010 g.). Saratov. 189 p. ISBN 978-5-91818-034-1.
5. Syrov, V. V. (2016). Jekonomika proizvodstva jelektronnyh sredstv : uchebnik [Economics of production of electronic tools]. Moscow. 216 p. ISBN 978-5-369-01523-0.