УДК 338(470+571)
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMY AS AN ELEMENT OF SECURING NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Мавлютова Галина Александровна
Mavlyutova Galina Alexandrovna
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Economics), senior lecturer, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: [email protected]
Ножкина Елена Борисовна
Nozhkina Elena Borisovna
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economics, Saratov State Law Academy, Saratov
e-mail: [email protected]
Алтухов Павел Леонидович
Altukhov Pavel Leonidovich
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economics, Saratov State Law Academy, Saratov
e-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению актуальных стратегических аспектов влияния устойчивого развития цифровой экономики как элемента обеспечения национальной безопасности государства. Проведен анализ определений цифровой экономики и некоторых компонентов стратегий развития цифровой экономики РФ. Предложено использовать показатели концепции устойчивого развития государства, определенные специалистами ООН, в качестве базовых принципов выделения элементов с целью развития цифровой экономики России.
Ключевые слова: цифровая экономика, устойчивое развитие, национальная безопасность, стратегия.
The article studies important strategic aspects of the significance of sustainable development of digital economy as an element of ensuring the national security. The authors analyze definitions of digital economy and study major components of the strategies for the digital economy development in the Russian Federation. It is recommended to use the indicators of the concept of sustainable development defined by the UN experts as basic principles for identifying those elements for the purpose of developing the digital economy of Russia.
Keywords: digital economy, sustainable development, national security, strategy.
Необходимость достижения цели устойчивого развития национальной экономики в условиях нестабильной, изменчивой внешней среды с учетом все возрастающих темпов научно-технического прогресса и угроз национальной безопасности требует реализации задачи создания эффективной цифровой экономики.
В разработанном Центром изучения цифровой экономики документе «Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года» отмечается, что в послании Федеральному собранию от 1 декабря 2016 г. Президентом РФ было предложено «запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики», в реализации которой следует «опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны» [7]. В.В. Путин подчеркивает, что развитие цифровой экономики имеет исключительную важность для будущего: «...это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова - нашего будущего. Надо провести инвентаризацию и снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки» [5].
Клаус Шваб, президент Всемирного экономического форума, проходящего в Давосе, в своей книге отмечает, что «цифровая революция создает радикально новые подходы, коренным образом изменяющие способ взаимодействия и сотрудничества между отдельными людьми и учреждениями» [12].
Анализируя определения цифровой экономики в правовой базе РФ, регламентирующей ее создание, можно выделить определение, представленное в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.: цифровая экономика определяется как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [10].
В утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. программе «Цифровая экономика Российской Федерации» под цифровой экономикой «понимается хозяйственная деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, способствующая формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы» [8].
Специалисты Всемирного банка определяют цифровую экономику, используя системный подход. Так, по их мнению, цифровая экономика - это «система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [4].
Существует следующее определение цифровой (электронной) экономики: «совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объёмов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государств» [7].
Как отмечает российский ученый В.И. Пар-солов, несмотря на то, что понятие «цифровая экономика» возникло в 1990-е гг., ее идеологию лучше всех обозначил в 1995 г. американский ученый-информатик Николас Негропон-те: «переход от движения атомов к движениям битов». Ряд ученых выражают мнение, что помимо «цифровой экономики» могут использоваться, в частности, такие термины, как «электронная экономика», «новый технологический уклад мира», «АР1 экономика» и др. Они отмечают, что европейская часть научного сообщества чаще употребляет термин «цифровая экономика», а американская склонна к более технологическому названию - «АР1 экономика» [6].
Процесс развития информационных технологий в мире, сопровождающийся четвертой промышленной революцией, подтверждает необходимость для государства построения
и применения единого терминологического аппарата, описывающего цифровую экономику.
В рамках статьи мы предлагаем уточнение определения термина «цифровая экономика». На наш взгляд, под цифровой экономикой государства следует понимать систему цифровых технологий, применяемую во всех сферах экономики, с целью эффективного, устойчивого и безопасного развития национального хозяйства.
Цифровая экономика становится одним из важнейших факторов развития национального хозяйства, поэтому внедрение цифровых технологий в традиционных отраслях промышленности имеет большое значение для повышения их конкурентоспособности на основе повышения совокупной факторной производительности (СФП).
Динамику и объемы финансирования представленных в разрабатываемой стратегии развития цифровой экономики мероприятий требуется сопоставлять с уровнем развития национального хозяйства. Так, на рис. 1 представлен график совокупной факторной производительности России.
Сравнительная производительность секторов России с некоторыми другими национальными хозяйствами представлена на рис. 2.
Разработанные специалистами Всемирного банка стратегические приоритеты для стран на стадии зарождения цифровой экономики, перехода к ней или преобразования представлены на рис. 3 [3].
При создании стратегии развития цифровой экономики органам государственного управления необходимо использовать все ре-
сурсы научного потенциала в сфере формирования стратегий развития и создания экономе-трических моделей.
Одним из вариантов комплекса направлений развития стратегии развития цифровой экономики можно принять концепцию устойчивого развития государства, применяемую ООН, которая предполагает выделение и кон -троль следующих целевых показателей.
Цели в области устойчивого развития, принятые ООН 25 сентября 2015 г. и представленные ниже, в целях исследования необходимо рассматривать с точки зрения информационно-коммуникационных цифровых технологий и других аспектов развития цифровой экономики.
Цель 1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах.
Цель 2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства.
Цель 3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте.
Цель 4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.
Цель 5. Обеспечение тендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.
Цель 6. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех.
Рис. 1. СФП России [11]
Рис. 2. Производительность секторов, расстояние от лидеров, 2003-2009 гг., в % [11]
Рис. 3. Стратегические приоритеты для стран на стадии зарождения цифровой экономики, перехода к ней или преобразования [3]
Цель 7. Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.
Цель 8. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.
Цель 9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям.
Цель 10. Сокращение неравенства внутри стран и между ними.
Цель 11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.
Цель 12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства.
Цель 13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями.
Цель 14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития.
Цель 15. Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному
ШшшяШ
использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия.
Цель 16. Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.
Цель 17. Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития [9].
Представленные направления разработки стратегии развития цифровой экономики должны быть усовершенствованы в соответствии с современными тенденциями и учетом современного состояния экономики России.
Так, Е.Н. Ведута отмечает, что информация, собираемая сегодня по методикам международного стандарта ООН для расчета макроэкономических показателей (например, ВВП) и составления национальных счетов, характеризующих ресурсы и их использование в отраслях и секторах экономики, является недостоверной. Это уже дискредитирует идею «экономики данных», предполагающую ее обработку с использованием информационных технологий на базе эконометри-ческих моделей [1]. Копируя опыт других
стран в развитии цифровой экономики, Россия может стать информационно и технологически зависимой «цифровой колонией». При игнорировании научного подхода к организации цифровой экономики в России ее программа может стать очередным инструментом согласования интересов разных групп, претендующих на развитие цифровой экономики в России [2].
Кроме этого, при переходе на цифровую экономику необходимо развивать государственно-частное партнерство.
Незавершенную задачу обеспечения каждого человека соединением с интернетом (что является одним из целевых показателей недавно утвержденных Целей в области устойчивого развития (ЦУР)) можно решить, разумно сочетая рыночную конкуренцию с государственно-частными партнерствами и эффективным регулированием функционирования интернета и электросвязи [3].
Можно сделать вывод о целесообразности использования разработанных международными организациями направлений стратегического развития национальных экономик в целях их применения для разработки стратегии развития цифровой экономики России, определения и активного мониторинга целевых показателей, а также дальнейшего их совершенствования в целях устойчивого и безопасного развития национального хозяйства.
Библиографический список (References)
1. Ведута Е.Н. Межотраслевой-межсекторный баланс. Механизм стратегического планирования экономики. М. : Академический проект, 2016.
2. Ведута Е.Н., Джакубова Т.Н. BigData и экономическая кибернетика. URL: http://e-journal.spa.msu.ruy
uploads/vestnik/2017/vipusk__63._avgust_2017_g./
strategii_zifrovoi_ekonomiki/veduta_dzhakubova.pdf (дата обращения: 5.01.2018).
3. Всемирный банк. Доклад о мировом развитии 2016 «Цифровые дивиденды». Обзор. URL: http://documents. worldbank.org/curated/en/22472146798887873 9/ pdf/102724-WDR-WDR20160verview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-0U0-9.pdf (дата обращения: 5.01.2018).
4. Дунаев Н.И. Экономика знаний, или IT-перемены // Научные труды Вольного экономического общества России. М. : Вольное экономическое общество России. 2017. Т. 207. С. 385.
1. Veduta Ye.N. (2016) Mezhotraslevoy-mezhsektornyy balans. Mekhanizm strategicheskogo planirovaniya eko-nomiki [Inter-industry and intersectoral balance. The mechanism of strategic economic planning]. Moscow: Akademi-cheskiy proyekt.
2. Veduta Ye.N., Dzhakubova T.N. BigData i ekonomi-cheskaya kibernetika [BigData and economic cybernetics.]. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/
vipusk__63._avgust_2017_g./strategii_zifrovoi_ekonomiki/
veduta_dzhakubova.pdf (date of access: 05.01.2018).
3. Vsemirnyy bank. Doklad o mirovom razvitii 2016 «Tsifrovyye dividendy». Obzor [The World Bank. World Development Report 2016 Digital dividends. Overview]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/ en/224721467988878739/pdf/102724-WDR-WDR20160v-erview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-0U0-9.pdf (date of access: 05.01.2018).
4. Dunayev N.I. (2017) Ekonomika znaniy, ili IT-peremeny [Knowledge economy, or IT transformations] // Nauchnyye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. Moscow: Vol'noye ekonomicheskoye obshchestvo Rossii. Vol. 207. P. 385.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию». URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452000/ (дата обращения: 18.10.2017).
6. Прасолов В.И. Цифровая экономика как ответ на вызовы XXI века // Экономика и общество: международный научно-практический журнал. 2017. № 2 (2). С. 45-46.
7. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года. URL: http://strategy.cde2035.com/strategy/ assets/strategy.pdf (дата обращения: 18.10.2017).
8. Распоряжение Правительства России от 28.07.2017 № 1632-р «Утвердить прилагаемую программу «Цифровая экономика Российской Федерации»». URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/ (дата обращения: 18.10.2017).
9. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 70/1. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». URL: http://unctad.org/meetings/en/Sessional Documents/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 20.11.2017).
10. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919( дата обращения: 18.10.2017).
11. Устойчивый экономический рост. Модель для России. URL: http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/01/GF4.pdf (дата обращения: 5.01.2018).
12. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М. : Эксмо, 2016. С. 20.
5. Poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.12.2016 «Poslaniye Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federal'nomu Sobraniyu» [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 01.12.2016 "Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly"]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71452000/ (date of access: 18.10.2017).
6. Prasolov V.I. (2017) Tsifrovaya ekonomika kak otvet na vyzovy XXI veka [Digital economy as a solution to the challenges of the XXI century] // Ekonomika i obshchestvo: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. № 2 (2). P. 45-46.
7. Razvitiye tsifrovoy ekonomiki v Rossii. Programma do 2035 goda [Development of the digital economy in Russia. The program for up until 2035]. URL: http://strategy. cde2035.com/strategy/assets/strategy.pdf (date of access: 18.10.2017).
8. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossii ot 28.07.2017 № 1632-r «Utverdit' prilagayemuyu programmu "Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii"» [Order of the Government of the Russian Federation of 28.07.2017 № 1632-r "Approval of the attached program "Digital Economy of the Russian Federation"]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71634878/ (date of access: 18.10.2017).
9. Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON ot 25.09.2015 70/1. «Preobrazovaniye nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 goda» [Resolution of the UN General Assembly of25.09.2015 70/1.
"Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development"]. URL: http://unctad.org/meetings/en/Sessional-Documents/ares70d1_ru.pdf (date of access: 20.11.2017).
10. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.05.2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody» [Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 № 203 "On the strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030"]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (date of access: 18.10.2017).
11. Ustoychivyy ekonomicheskiy rost. Model' dlya Rossii [Sustainable economic growth. A model suitable for Russia]. URL: http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/01/GF4. pdf (date of access: 05.01.2018).
12. Shvab K. (2016) Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The fourth industrial revolution]. Moscow: Eksmo. P. 20.