Научная статья на тему 'Влияние цифровых технологий на сферу государственных и бизнес-услуг в России'

Влияние цифровых технологий на сферу государственных и бизнес-услуг в России Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1681
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ИНФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ СЕРВИСНЫЕ МОДЕЛИ / SPHERE OF SERVICES / INFORMATION / DIGITAL ECONOMY / INFRASTRUCTURE / PERSONIFIED SERVICE MODELS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Громов И. А.

В статье проанализированы некоторые аспекты цифровой экономики и ее влияние на развитие и трансформацию сферы услуг в России. Показано состояние ресурсного потенциала, обеспечивающего развитие цифровой экономики, роль государства в развитии информационно-телекоммуникационных технологий, нормативно-правовое регулирование цифровой экономики, цели и задачи, поставленные правительством РФ по развитию цифровой экономики. Сформулированы перспективные, по мнению автора, направления развития сферы услуг в условиях цифровой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Громов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital innovations in the contemporary world(Russia, Saransk)

The article shows that in the next coming years digital technologies will become critically important for national interests, informational and technological sovereignty and competitiveness of the Russian Federation in the global community. The concept of the “Internet of Things” plays a defining role in the development of the global economy. Large-scale projects are being presently developed within the framework of this concept, aiming at creation of the “smart planet.” Development of technologies related to the “Internet of Things” should bring about the increase of the quality of life through creation of safe and comfortable living space

Текст научной работы на тему «Влияние цифровых технологий на сферу государственных и бизнес-услуг в России»

изводителей продукции, датчиков, программного обеспечения, поставщиков инфраструктуры, данных аналитических компаний и других субъектов, участвующих в поставках различных услуг и конечных пользователей) [5].

Комиссией ЕС отмечается, что функционирование единого рынка Интернета вещей в Европе будет гарантировано при условии свободного подключения всех устройств и услуг Интернета вещей к сети Интернет в любой точке ЕС без учета национальных границ государств-членов ЕС.

Сегодня в мировой практике наблюдается стремительное внедрение инновационных технологий Интернета вещей в сфере управления такими интеллектуальными секторами и отраслями как «умный дом», «умная энергия», «умный транспорт», «умный город», «умное производство», «умная медицина», «умное сельское хозяйство», «синяя экономика». Уникальный научный потенциал технологий Интернета вещей способствует устойчивому развитию конкретных секторов и отраслей, а также «умной планеты» в целом. Технологии Интернета вещей формируют новую эру в повсеместной связи, в которой «вещи» виртуализируются и интегрируются в сети связи для цифровой обработки, в результате чего создаются новые экосистемы и новое оборудование (подключенные устройства), новое программное обеспечение и услуги.

Важно отметить, что Интернет вещей имеет потенциал для значительного улучшения личной жизни человека и по-

вышения эффективности промышленного производства. С развитием технологий Интернета вещей все большее количество предметов будет подключаться к глобальной сети, тем самым создавая новые возможности в сфере безопасности, аналитики и управления, способствуя повышению качества жизни населения. Ожидается, что в будущем «вещи» могут стать активными участниками рынка, информационных и социальных процессов, где они будут взаимодействовать и общаться между собой путем обмена данными об окружающей среде, реагируя и управляя процессами, происходящими в окружающем мире, при этом исключая вмешательство человека.

Следует отметить, что Россия пока отстает от стран-лидеров по уровню продвижения технологий Интернета вещей. Глобализация мировой экономики ставит перед Россией задачу скорейшего внедрения инновационных технологий Интернета вещей, которые позволят сделать повседневную жизнь безопасной и удобной, будут способствовать все большему удовлетворению потребностей человека и общества в целом.

В заключении следует подчеркнуть, что успешному формированию цифровой экономики в России, развитию инновационных технологий Интернета вещей, во многом должна способствовать утвержденная в 2017 году программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Литература

1. Цифровая Россия: новая реальность. — Режим доступа: https://corpshark.ru/wp-content/uploads/2017/07/Digital-Russia-report.pdf

2. Цифровая экономика Российской Федерации: Программа, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71734878/.

3. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/.

4. Обзор Интернета вещей: Рекомендация МСЭ-T Y.2060. Серия Y: глобальная информационная инфраструктура, аспекты протокола Интернет и сети последующих поколений. — Режим доступа: http://docplayer.ru/28099630-M-e-zh-d-u-n-a-r-o-d-n-y-y-s-o-yu-z-e-l-e-k-t-r-o-s-v-ya-z-i.html.

5. Advancing the Internet of Things in Europe: Commission Staff Working Document. — Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?qid=1511673682540&uri=CELEX:52016SC0110.

6. Regulation (EU) No 1290/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 laying down the rules for participation and dissemination in "Horizon 2020 — the Framework Programme for Research and Innovation (2014-2020)" and repealing Regulation (EC) No 1906/2006 // Official Journal of the European Union. — 2013. — L 347. — pp. 81-104.

7. Regulation (EU) No 1291/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 establishing Horizon 2020 — the Framework Programme for Research and Innovation (2014-2020) and repealing Decision No 1982/2006/EC // Official Journal of the European Union. — 2013. — L 347. — pp. 104-174.

8. Росляков А.В., Ваняшин С.В., Гребешков А.Ю. Интернет вещей. — Самара: ПГУТИ, 2015. — 200 с.

влияние цифровых технологий на сферу государственных

и бизнес-услуг в россии

И.А.Громов,

соискатель Балтийской академии туризма и предпринимательства (Санкт-Петербург)

[email protected]

В статье проанализированы некоторые аспекты цифровой экономики и ее влияние на развитие и трансформацию сферы услуг в России. Показано состояние ресурсного потенциала, обеспечивающего развитие цифровой экономики, роль государства в развитии информационно-телекоммуникационных технологий, нормативно-правовое регулирование цифровой экономики, цели и задачи, поставленные правительством РФ по развитию цифровой экономики. Сформулированы перспективные, по мнению автора, направления развития сферы услуг в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: сфера услуг, информация, цифровая экономика, инфраструктура, персонифицированные сервисные модели

ББК У50-551.33,0

Одним из основных направлений модернизации современной экономики является внедрение цифровых технологий в различные сферы хозяйственной деятельности. Можно сказать, что цифровая экономика — это экономическая деятельность, использующая цифровые технологии. При этом важно понимать, что цифровая экономика — это не просто использование компьютерных программ в экономической деятельности, а создание электронных сервисов взамен привычных физических

сервисов. Цифровая экономика реализуется не столько путем полной замены физического труда, сколько путем слияния виртуальных (электронных) и контактных (реальных) услуг, развиваемых для удобства потребителей и бизнеса. Преимущества, которыми обладает цифровая экономика, неоспоримы: будь это скорость оказания услуг или совершения покупок, удобство их осуществления, получение экономии времени и денег и так далее.

В рамках данной статьи будут рассмотрены: влияние цифровых технологий на сферу услуг, реализация в России государственных программ цифровизации, интерес, проявляемый бизнесом к тем или иным сферам услуг в рамках цифровой экономики, наиболее актуальные направления их совершенствования.

Цифровизация экономики подразумевает, прежде всего, замену физических объектов цифровыми, трансформацию реальных операций электронными, то есть внедрение в экономику электронных технологий, базирующихся на цифровой электронно-вычислительной технике. Что же касается самих цифровых технологий, то, несмотря на существующую трактовку данного определения, что это «система, основанная на методах кодировки и передачи информации, для осуществления разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени», сам перечень данных технологий является предметом дискуссий ученых разных стран уже не первый год. Этот вопрос по-прежнему остается открытым и он обсуждался на прошедших недавно научных конференциях, посвященных цифровой экономике - Финтех- 2018, СПЭК - 2018, ПМЭФ-2018 и других[1].

Сложность решения данного вопроса для экономистов заключается в том, что идут споры относительно этапа трансформации экономики. На какой стадии развития она находится? Часть ученых называют внедрение IT-технологий очередной промышленной революцией, приравнивая происходящие сегодня в мире события к началу использования угля, нефти, электричества и других ресурсов [2]. Подразумевается, что цифровые технологии призваны не просто улучшить существующую экономическую систему, а в корне ее изменить. Поэтому, используя понятие «цифровые технологии» ученые, подразумевают не только сами электронные и информационные технологии, но и процессы, основанные на них: внедрение экологически чистых силовых установок, разработка новых материалов, нанотехнологии и так далее.

На основе этих представлений создана концепция «Индустрия 4.0», подразумевающая, что цифровые технологии — это то, что позволяет осуществить цифровизацию всех физических активов и создать цифровую экосистему с цифровыми продуктами и услугами [3].

Другая точка зрения состоит в утверждении, что цифровизация движется в трех основных направлениях — «Интернет вещей», технологий»Big Data» и машинного обучения. При этом не отрицается, что существуют цифровые технологии, давно применяемые для конкретных экономических отраслей. Так, в бухгалтерском учете и корпоративных финансах существуют системы «облачных» вычислений и передачи данных. В области человеческих ресурсов используется дистанционное интервьюирование, найм сотрудников через Интернет. Для IT-сферы и корпоративных финансов разработаны специальные аналитические программы. Существуют технологии беспилотных транспортных средств, электронный контроль за передвижением грузов. Все это служит сокращению издержек от 7% в сфере человеческих ресурсов, и до 40-50% в сфере бухгалтерского учета и корпоративных финансов [4].

Технология «Интернет вещей» (IoT) появилась с распространением сотовых сетей третьего поколения (3G) в начале 2000 годов, благодаря чему электронные устройства получили возможность контактировать друг с другом за счет машинной телеметрии. Было выделено новое направление связанное с общением по принципу «машина-машина» (М2М). Позже, с появлением новых технологий связи и видов техники эта модель расширилась и получила название «Интернет вещей».

Технологии Big Data также становятся все более востребованным в мире, так как производится все больше данных (данные произведенные с 2013 по сегодняшний день превысили все произведенные в мире до этого). К концу десятилетия инвестиции в эту сферу превысят 70 млрд долларов — речь идет об инвестициях в технологии обработки запросов пользователей, в технологии управления хранилищами. Так как технологии «Big Data» связаны с датчиками, камерами, устройствами контроля на предприятиях, то она сопряжена с IoT. Симбиоз данных

цифровых технологий позволит, например, оптимизировать трафик, отельный бизнес, логистический бизнес, сельскохозяйственную отрасль, более эффективно управлять энергетическими сетями [5].

На втором месте рейтинга находятся технологии искусственного интеллекта. Искусственный интеллект — это применение цифровых технологий для воссоздания человеческого мышления у машин. Машины больше не работают по конкретному алгоритму, теперь они принимают собственные решения, анализируя огромный массив заложенных данных или самообучение. Машины уже научились узнавать людей и образы объектов, узнавать их речь и сами принимать решения. На основе этих технологий были созданы такие машины как:

• помощники Интернет-поисковики, распознающие речь (Siri, Cortana, Echo и отечественная Алиса);

• роботизированные и самообучающиеся системы, которые, основываясь на внешних параметрах (погода, окружающая среда) могут менять алгоритм работы (беспилотный транспорт) или и вовсе сами мыслить, выполнять задания (Watson от IBM). К этой же группе относятся также роботы, способные играть в настольные игры лучше, чем люди (шахматный робот Chesska) [6].

Машины, созданные с применением данных цифровых технологий уже способны помочь человеку экономить ресурсы, рассчитать рентабельность и выбрать лучший бизнес-проект, контролировать процессы, идущие в компании. Объем инвестиций в технологии искусственного интеллекта растет все сильнее, особенно со стороны таких гигантов как Google, Apple, IBM, Microsoft и другие. В России технологии машинного обучения пока развиты хуже, чем в Европе, США, Китае и Японии. Это объясняется как недостатком инвестиций, так и сложностью внедрения новых технологий и регламентов в деятельность коммерческих компаний в существующую законодательную среду.

Вместе с тем опросы общественного мнения показывают, что использование цифровых технологий позволяет добиться одновременного прироста валовой выручки и годовой прибыли примерно на 3-4% [7]. Наиболее успешной компанией в этой сфере стала компания «Яндекс». Не оставались в стороне и банки. Один из первых в России цифровых банков — «Тинь-кофф Банк» — открылся в 2006 году. Чистая прибыль банка в 2017 году составила 19 млрд рублей, что почти в 10 раз выше показателя 2015 года [8].

Также активно внедряет цифровые технологии Сбербанк. По мнению главы Сбербанка Г. Грефа, в условиях цифровизации единственным путем для продолжения успешной деятельности является объединение во все более крупные структуры. Поэтому в 2013 году Сбербанк начал цифровизацию с покупки сервиса «Яндекс.Деньги». Также данный банк активно развивает такие цифровые технологии, как: электронная идентификация клиента, технологии искусственного интеллекта, мобильный банк и т.д. Сбербанк создает собственную цифровую платформу, на которую планирует полностью перейти уже в начале 2020-х годов. Ежегодная выручка банка от использования внедренных цифровых технологий уже превышает 700 млн рублей [9].

Не остались в стороне и другие банки России. В ЦБ РФ был создан «Департамент финансовых технологий». Такие банки как: Банк России, Сбербанк, ВТБ, АльфаБанк и другие вступили в ассоциацию «ФинТех», задачами которой является: разработка и внедрение цифровых технологий идентификации клиентов банков, внедрение цифровых технологий в платежное пространство, развитие программного обеспечения для банков, создание предложений по изменению законодательства в связи с введением цифровых технологий и т.д.[10].

Однако, без помощи государства массовое развитие цифровых технологий идет недостаточно быстро. Точкой отсчета цифровизации экономики России на государственном уровне можно считать послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию России от 01.12.2016. В своем обращении Президент заявил, что необходимо повысить эффективность экономики государства за счет внедрения цифровых технологий [11].

В декабре 2016 года премьер-министр РФ Д.А. Медведев поручил создать план по внедрению цифровых технологий в экономику страны в кратчайшие сроки. Государственная программа, получившая название «Цифровая экономика РФ» была утверждена 28.07.2017 года [12]. Целью программы является модернизация экономики России за счет внедрения цифровых технологий и создания цифровой инфраструктуры.

Именно благодаря поддержке государства были созданы и существуют такие проекты по продвижению цифровизации как:

• Innotribe (Банк России) — поиск лучших стартапов, связанных с цифровыми финансовыми технологиями;

• Finnet — разработка и внедрение цифровых технологий, обеспечивающих уменьшение посредников в банковской деятельности.

По мнению аналитиков Forbes [13], в ближайшем будущем около 40% клиентов российских банков могут отказаться от пользования услугами банков, игнорирующих цифровые технологии. В первую очередь клиентов интересуют прогрессивные возможности идентификации (как в «личном кабинете», так и в офисах банков) и мобильный банк, работающий постоянно в отличие от физического отделения.

По мнению экспертов Ernst&Young [14], в ближайшем будущем деятельность банков значительно модернизируется. Они должны будут адаптироваться к всеобщей цифровизации, чтобы оставаться на плаву. К примеру, банки уже изучают возможности «умного дома» и машинного обучения. Подключение банков к системе умный дом, сможет, к примеру, информировать банки о том, что какую-то технику понадобиться заменить и банки сразу смогут отправить владельцу предложения по финансированию. А внедрение технологий искусственного интеллекта позволит модернизировать внутреннее функционирование банка, например, автоматизировав отчетность, тем самым, сократив его издержки [15].

Опыт Сбербанка, который выкупил 75% «Яндекс.Денег» и начал сотрудничать с «ЯндексМаркетом», оказался таким впечатляющим, что другие банки также стали расширять спектр предлагаемых клиентам услуг и сотрудничать с другими компаниями. Благодаря банкам появились сайты-маркетплейс, связывающие множество участников экономических отношений и позволяющие им совершать транзакции с помощью определенного банка. Расширение маркетплейса приносит больший доход банку.

Тем не менее развитие цифровой экономики в масштабе страны сдерживается неравным доступом к цифровым технологиям разных регионов, недостаточное количество государственных затрат на внедрение цифровых технологий, а также слабое развитие цифровой безопасности. Эксперты зарубежной компании «Deloitte» отмечают несовершенство в России цифровой экосистемы, в особенности в области, касающейся доступа к существующим сервисам, а также малую активность компаний для объединения и создания новых совместных цифровых продуктов и услуг, которые призваны повысить качество жизни клиентов данных компаний [16].

Если говорить конкретно о различных отраслях экономики, то это, в первую очередь, касается промышленности. Цифровые технологии, используемые промышленными предприятиями России — это «Интернет вещей», плюс «дополненная реальность» и робототехника [17]. Например, Новолипецкий металлургический комбинат вводит систему цифровых технологий для отслеживания состояния техники на предприятии. Данная модель получила название «Мобильное ТО» и является симбиозом технологий машинного обучения и «Big Data». Все агрегаты завода оснащены специальными метками, подключенными по Bluetooth к одной базе данных, куда они отправляют информацию о своем техническом состоянии в режиме on-line. Затем, при помощи технологий «Big Data» анализируется износ различных единиц оборудования, что помогает моментально диагностировать неисправности, избегая простоя станков и оптимизируя процесс их ремонта. Подобную систему в 2017 году заказала компания Аэрофлот. Авиагигант планирует отслеживать с помощью технологии «Big Data» состояние своих

самолетов, тем самым сократив издержки, повысив пассажиропоток и уровень безопасности.

В торговле в первую очередь используются технологии машинного обучения и «Big Data». Данный сектор интересует автоматизация торговли за счет использования больших данных. Подобные системы внедряют на всех уровнях от крупных сетевых гипермаркетов до магазинов. Система, вводимая большинством торговых компаний, называется Customer Relationship Management (CRM) [18]. Посредством технологии «Big Data», система позволяет создать базу клиентов, отслеживать их покупки, принимать заказы, предлагать постоянным клиентам скидки и др. Системы CRM способны отслеживать действия клиентов на сайте компании, их звонки, и электронные письма в магазины. Это позволяет эффективнее взаимодействовать с клиентами, увеличивая продажи и сокращая издержки на производство ненужных товаров[18].

Подобным образом работает система каршеринга в «YouDrive», «Делимобиль», «Anytime». Пользователь за счет приложения в мобильном телефоне может найти и воспользоваться машиной, а контроль за состоянием автомобиля осуществляется руководством за счет технологии «Big Data».

Следует отметить, что эти примеры не является единичными. Транспортные компании России активно вводят технологии машинного обучения и искусственного интеллекта. Благодаря данным технологиям происходит: фиксация въезда и выезда грузовиков со складов, автомобилей на парковках, трафика на дорогах города, автоматическая оплата проезда по платным дорогам и т.д. Цифровые технологии используются логистическими компаниями на железных дорогах для учета объема перевозимого груза и для определения «своих» вагонов.

Дальнейшим развитием использования искусственного интеллекта в транспортной сфере является создание беспилотного автомобиля. Подобные разработки уже имеются за рубежом (Tesla, Audi), но Россия — первая страна, которая уже начала тестирование беспилотного грузовика. Данный проект осуществляется компанией КАМАЗ при поддержке Яндекс и DAIMLER. Из вышесказанного, очевидно, что цифровые технологии, внедряемые в современной России, разнообразны и уже почти не отстают, а в отдельных моментах опережают западных конкурентов [19].Крупные компании промышленного, финансового и транспортного секторов России идут в ногу со временем, оптимизируя свой бизнес и повышая его эффективность за счет использования цифровых технологий. Это позволяет им добиваться успеха в условиях глобальной конкуренции, повышая качество предоставляемых клиентам товаров и услуг.

Как было отмечено выше, целью программы «Цифровая экономика РФ» является улучшение качества жизни россиян за счет использования цифровых технологий. Она подразумевает внедрение следующих технологий: «BigData», искусственный интеллект (робототехника, сенсорика), промышленный Интернет, использование «виртуальной» и «дополненной» реальности, а также внедрение цифровых технологий непосредственно на производстве. Согласно плану правительства РФ к 2024 году, цифровые технологии должны быть внедрены в следующие сферы экономики России:

• нормативно-правовое регулирование;

• подготовка кадров;

• развитие исследовательских центров;

• создание информационной инфраструктуры;

• обеспечение информационной безопасности [20].

К 2024 году в России согласно программе должны быть достигнуты следующие результаты:

• создание более 500 компаний, использующих цифровые технологии;

• подготовка более 920000 специалистов по цифровым технологиям в год, 120000 из которых — выпускники ВУЗов. Кроме того, более 40% населения страны должны будут овладеть простейшими цифровыми навыками;

• реализовать не менее 30 проектов по цифровизации экономики дороже 100 миллионов рублей, из которых не менее 10 связано с международным сотрудничеством;

• обеспечить доступ к оптоволоконному интернету 97% граждан;

• обеспечить доступ к сотовым сетям 5-го поколения всем городам-миллионникам.

Согласно программе, первые этапы цифровизации будут выполнены к концу 2018 года (ликвидация ряда правовых запретов, препятствующих развитию цифровых технологий, начало создания сетей 5G, создание системы льгот для инвесторов в информационную структуру, запуск пилотных программ по подготовке специалистов в области цифровой экономики). При этом следует иметь ввиду, что полной реализации данной программы препятствует пока ряд нерешенных проблем. Рассмотрим их более подробно.

Проблемы, связанные с цифровизацией экономики России, делятся на 2 группы: нормативно-правовые и недостаточное развитие цифровой среды как таковой. Правовые проблемы касаются почти всех цифровых технологий в России. Они характерны сегодня для большинства развитых стран, которые не успели модернизировать законодательство в области цифровых технологий.

Так, например, развитие технологий «Big Data» сдерживает недостаточное развитие компьютерных мощностей. Кроме того, работа в пространстве «Big Data» подразумевает сбор информации о людях и компаниях. Защищая эти данные, государство ограничивает количество их пользователей, но тем самым оно препятствует развитию данной технологии. Исходя из данной особенности государство должно грамотно подойти к вопросу ограничения доступа к данным, запретив обработку персональных данных и другой информации, использование которой может наносить вред личности и государству.

Технология «Big Data» сопряжена с «облачными» вычислениями. Правовые отношения, связанные с данной технологией уже сформированы в России, но правовая база, связанная с обеспечением безопасности «облачных» технологий еще не развита. Нужно законодательно обеспечить соблюдение прав заказчиков и пользователей, защитить их данные в облачной среде и создать законодательство, регулирующее правоотношения с использованием иностранных компьютеров.

Проблема защиты данных также характерна для IoT, поскольку прирост информации в «Интернете вещей» весьма значителен и она может использоваться неправомерно. Устройства в данной системе необходимо защитить как от киберугроз, так и от похищения информации, внесения неполадок в работу цифровых устройств [21].

Рассмотренные выше задачи актуальны и для технологии искусственного интеллекта. Взлом данных систем злоумышленниками позволит машинам менять алгоритмы принятия решения, что может повлечь необратимые последствия. Также, учитывая, что решения принимают машины, важно создать

акты, устанавливающие носителя ответственности. Необходимо законодательно распределить ответственность между владельцами и производителями подобных устройств и страховыми компаниями. Анализируя результаты исследования можно сделать вывод, что в компаниях существует ряд внутренних причин, сдерживающих технологии (недофинансирование, высокая стоимость технологий, низкая квалификация и нежелание сотрудников внедрять цифровые технологии). Основные из них: неготовность цифровой инфраструктуры, недостаточное обеспечение безопасности и правового регулирования цифровой экономики. Кроме того в ближайшей перспективе следует обратить внимание на решение таких проблем как:

• улучшение доступа к информации для технологии «Big Data»;

• защита данных IoT и интеллектуальной собственности;

• налоговые льготы для организаций, применяющих цифровые технологии (например, для стимулирования внедрения сетей 5G и Wi-Fi);

• защита прав потребителей, совершающих покупки в Интернет-магазинах;

• защита данных, хранящихся и обрабатываемых в машинах с искусственным интеллектом;

• развитие межотраслевых цифровых проектов (создание всероссийской цифровой среды для бизнеса, налогоплательщиков и т. д.);

сотрудничество с международными проектами в области развития цифровых технологий [22].

При решении вышеперечисленных задач необходимо учесть «золотое правило» цифровизации экономики — соблюдение баланса между обеспечением обмена информацией и защитой личных и стратегически важных данных.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что внешних барьеров для цифровизации больше чем внутренних, большая часть опрошенных компаний отметила именно локальные преграды. А именно: низкий бюджет на программы, дорогая стоимость внедрения и поддержки цифровых проектов на сегодняшний день. Внешние барьеры в основном связаны с различиями в правовом поле в области цифровых технологий, нестабильной экономикой и санкциями, наложенными США и ЕС на Россию [23].

Тем не менее, как отмечено выше, цифровизация экономической системы России идет достаточно быстрыми темпами. Опыт компаний Аэрофлот, Северсталь, Яндекс, Сбербанк, КАМАЗ и др., рассмотренных в рамках данной работы, является ярким тому подтверждением. Крупные компании, даже если в данный момент они не испытывают крайней потребности в развитии, например блокчейна, готовы, при поддержке правительства, развивать в интересах будущего и данный аспект цифровизации экономики.

Литература

1. Куликов С., Определена ключевая тема ПМЭФ-2018 [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2018/03/12/reg-szfo/opredelena-kliuchevaia-tema-pmef-2018.html

2. Шваб К., Четвертая промышленная революция. — М.: Эксмо, 2016. — 138 с.

3. Пуха Ю. Всемирный обзор «Индустрии 4,0» [Электронный ресурс] // URL: https://www.pwc.ru/ru/technology/assets/global_ industry-2016_rus.pdf

4. Криворучко Ю. Конференция «IoT: Цифровая трансформация» [Электронный ресурс] // URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ iot/IoT-inRussia-research_rus.pdf

5. Беркана А., Что такое Bigdata: собрали всё самое важное о больших данных [Электронный ресурс] // URL: https://rb.ru/ howto/chto-takoe-big-data/

6. Франич А. BCG, Россия онлайн? Догнать нельзя отстать [Электронный ресурс] // URL: http://image-src.bcg.com/Images/BCG-Russia-0nline_tcm27-152058.pdf

7. Благих И.А., Газизуллин Н.Ф., Яковлева Н.Г., Титов В.О. Индустриальное общество в XXI веке: переосмысление «мейнстри-ма российскими экономистами // Проблемы современной экономики. 2017. № 2 (62). С. 286-287.

8. Мартин Т., Харпер Х. Робот для клиента. Как изменятся российские банки в ближайшем будущем? [Электронный ресурс] // URL: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/355517-robot-dlya-klienta-kak-izmenyatsya-rossiyskie-banki-v-nedalekom

9. Семь прогнозов от Грефа. Глава Сбербанка предсказал наше ближайшее будущее // Аргументы и факты. — 2018. — № 21.

С.2.

10. Клау Т. Deloitte, How to Thrive in the Digital Economy [Электронный ресурс] // URL: http://deloitte.wsj.com/cio/2016/06/21/how-to-thrive-in-the-digital-economy/

11. Главное из послания Путина: что поручил президент правительству [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/politics/ 01/12/2016/583ff8779a7d

12. Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // http://ac.gov.ru/projects/otherprojects/014091. html

13. Ireland R., Hitt M. Achieving and maintaining Strategie competitiveness in the 21 st Century: The role of stratégie leadership // Academy of Management Executive. - 2018. - No. 1 (29). - P. 63.

14. «Интернет вещей» (loT) в России [Электронный ресурс] // URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/iot/IoT-inRussia-research_ rus.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. «Индустрия 4.0»: создание цифрового предприятия [Электронный ресурс] // URL: https://www.pwc.ru/ru/technology/assets/ global_industry-2016_rus.pdf

16. Grant R.M. Contemporary strategy analysis. — Oxford: Blackwell Publishing, 2017. — P.351.

17. Василенко Н.В. Цифровая экономика: концепции и реальность: Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2018 года / Под ред. А.В. Бабкина. — СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2018. — С. 147-151.

18. BigData[Электронный ресурс] // URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/about-deloitte/deloitte-in-press/2016-year/ rekomendatelnye-sistemy-kak-otvet-na-digitalizatsiyu-ekonomiki.html — (дата обращения 25.03.2018)

19. Благих И.А. Актуальные направления государственного регулирования российской экономики // Вестник ТИСБИ. — 2017. — № 1. — С.107-113.

20. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

21. Открытая концепция «Интернет вещей» [Электронный ресурс] // URL: http://www.ifap.ru/pr/2016/160712aa.pdf

22. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://static.government.ru/media/ filesZ9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

23. Благих И.А. Неоиндустриализация: следует ли ожидать перехода от теоретических дебатов к практическому действию? // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.