Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 114. С. 107-118 БО!: 10Л5382МигП2023114Л07-118
Анашкин Антон Владимирович, канд. филол. наук, доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности ПСТГУ;
зам. декана по научной работе богословского факультета ПСТГУ; доцент кафедры классической филологии МГЛУ
Россия, г. Москва [email protected] https://orcid.org/0000-0002-5246-2210
Послание папы Зосима епископам Галлий и Семи провинций*
А. В. Анашкин
Аннотация: Настоящая работа включает публикацию перевода с латинского языка послания Римского папы Зосима епископам, поставленным в диоцезах Галлии (Северная Галлия) и Семи провинций (Южная Галлия), с историческим комментарием и вводной статьей. В начале статьи описывается исторический контекст послания, затем рассматривается его содержание. Послание проливает свет на взаимоотношения Римского престола с кафедрами Церквей Галлии (прежде всего Арелатской Церкви). Текст написан в первые дни понтификата папы Зосима (22 марта 417 г.), вероятно, в качестве реакции на обращение епископа Арелата Патрокла, желавшего расширить свое влияние и юрисдикцию на Вьеннскую и соседние провинции южногалльского диоцеза, что противоречило постановлениям Туринского собора 398 г. В своем послании галльским епископам папа Зосим выражает поддержку Патроклу и подтверждает особые права Арелатской кафедры: право арелатского епископа-митрополита на рукоположение епископов в провинциях Вьеннской, Нарбоннской Первой и Нарбоннской Второй; привилегия выдавать галльским епископам особые сопроводительные письма (formatae) и признание за ним первенства в Галлии (последнее, хотя expressis verbis не сказано, но подразумевается); передача в пользу Арелата некоторых спорных парикий. С помощью этих решений Зосим получал возможность упрочить влияние римского престола в Галлии. Понимая, что для осуществления этих стремлений недостаточно одних лишь административных решений, Зосим обосновывает права Арелатской кафедры апелляцией к авторитету святого Трофима, который, по легенде, впервые изложенной в рассматриваемом послании, стал первым епископом Арелата. Из этого следует, что арелатский епископ пользуется преимуществом власти в регионе как наследник Трофима. Через этот нарратив Зосим отстаивает интересы кафедры Рима, пославшей Трофима для христианизации Галлии, и в послании фактически конституирует иерархическую связь Галльских Церквей с Римом, утверждая за Патроклом право выдавать formatae. Пытаясь изменить церковно-административное устройство Южной Галлии, Зосим делегитимизирует решения Собора галльских епископов в Турине.
© Анашкин А. В., 2023.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-00165 «Соотношение территориальных и этнополитических принципов церковной организации в позднеантичной Галлии».
Ключевые слова: папа Зосим, Патрокл Арелатский, апостол Трофим, Туринский собор, Галльская Церковь, Римская Галлия, Арелат, церковная организация.
Об историческом контексте послания
Послание ИасиИ АроБШИсае папы Зосима (417—418) является важным свидетельством процесса становления церковного первенства в Галлии в первой половине V в. и демонстрирует позицию и степень вовлеченности в этот вопрос кафедры Рима. Послание написано 22 марта 417 г.1, спустя несколько дней после восхождения нового папы на римский престол (18 марта 417 г.)2, в продолжение дискуссии о том, какая из кафедр Вьеннской провинции имеет статус митрополичьей, и о соответствии церковно-административного управления гражданско-административному. Дискуссия связана с тем, что Арелат, входивший в состав Вьеннской провинции и в рамках провинциальной системы управления сохранявший формальное подчинение Вьенне как центру этой провинции, ок. 395/396 г. стал резиденцией префекта претория Галлии вместо Трира3 и, соответственно, центром всей Галлии (а также Испании и Британии, входивших в префектуру). Такое административно-территориальное возвышение Арела-та побудило его епископов установить юрисдикционный контроль над близлежащими городами, что неизбежно привело к недопониманию с вьеннскими епископами4. Таким образом, между епископами Арелата и Вьенны разгорелся спор о первенстве их городов в пределах Вьеннской провинции, который южногалльским епископам разрешить не удалось. В связи с этим они обратились за помощью к италийским епископам.
В 398 г. в Турине состоялся Собор галльских епископов (при участии епископов италийских), в повестке которого, судя по соборным канонам, были вопросы регулирования и уточнения юрисдикционных отношений епископов Арелата и Вьенны5. Из определения второго канона следует, что митрополитом провин-
1 См.: Dunn G. D. Placuit apostolicae (Ep. 1) of Zosimus of Rome and the Ecclesiastical Reorganization of Gaul // Journal of Early Christian Studies. 2015. Vol. 23. № 4. P. 560-561; Idem. Zosimus' Synod of Rome in September 417 and His Letter to Western Bishops (Cum aduersus) // Antiquité Tardive: Revue internationale d'histoire et d'archéologie. 2015. №. 23. P. 397-398; Bleckmann B. Arelate metropolis: Überlegungen zur Datierung des Konzils von Turin und zur Geschichte Galliens im 5. Jahrhundert // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. 2003. Bd. 98. S. 162-173; Heinzelmann M. Bischofsherrschaft in Gallien. Zur Kontinuität römischer Führungsschichten vom 4. bis zum 7. Jahrhundert. Soziale, prosopographische und bildungsgeschichtliche Aspekte (Beihefte der Francia, Bd. 5). München, 1976. S. 74-75.
2 См.: Зайцев Д. В. Зосима // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 20. С. 339.
3 См.: Mathisen R. W. The Council of Turin (398/399) and the Reorganization of Gaul ca. 395/406 // Journal of Late Antiquity. Vol. 6 (2). 2013. P. 285-286; Мехамадиев Е. А. Соборы Галльской церкви в конце IV — первой четверти V в., надпись Галлы Плацидии и греческая надпись из Арабии: новый взгляд на датировку западного и восточного списка Notitia Dignitatum // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2014. Вып. 30. № 8 (170). С. 40.
4 См.: Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l'Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). Rome, 1976. P. 974-976.
5 Критическое издание этих канонов есть в Corpus Christianorum. Series Latina. 148.
ции может считаться тот, кто подтвердит, что именно его город является столицей провинции (метрополией); «Поэтому епископам городов Арелат и Вьенна, между которыми возник спор о чести первенства (de primatus honore) у нас, святым собором вынесено такое решение; если кто из них подтвердит, что его город является метрополией, тот да обладает почетом первенства во всей провинции и, согласно принятому канону, да имеет власть рукоположения»6. А поскольку оба города были своего рода центрами; Вьенна — центр провинции, а Арелат — центр преторианской префектуры, то собор предписал каждому из епископов этих городов иметь попечение (uindicet и uisitet) о более близких к ним городах и церквах (unaquaeque de his uiciniores sibi intra prouinciam uindicet ciuitates, atque eas ecclesias uisitet quas oppidis suis proximas magis esse constiterit). Таким образом, пытаясь найти компромиссное решение (ad pacis uinculum conseruandum) и желая сохранить между епископами Арелата и Вьенны единодушие и согласие (ut memores unanimitatis atque concordiae), собор фактически постановил разделить провинцию на две церковные области, каждая из которых должна была возглавляться собственным митрополитом.
Когда же в Арелате епископом стал Патрокл (412—426)7, он, используя административное положение города как столицы префектуры претория, попытался расширить свое влияние и распространить свою юрисдикцию уже не только на Вьеннскую, но и на соседние провинции южногалльского диоцеза8. Однако такое возвышение кафедры Арелата над другими южногалльскими кафедрами фактически означало нарушение того порядка, который был установлен на Туринском соборе. Следует сказать, что к моменту написания послания наместник провинции, видимо, уже перебрался в Арелат, и неопределенность в вопросе о центре провинции разрешилась.
Адресаты и содержание послания
Мы не располагаем текстом послания епископа Патрокла папе, так же как и не знаем, было ли оно (если таковое вообще существовало9) направлено уже Зосиму или же еще его предшественнику папе Иннокентию. Однако его главная мысль, как и ход основных событий, предшествовавших обращению Патрокла к папе, можно реконструировать с опорой на ответ папы Зосима. Из него следует, что Патрокл претендовал на исключительное право в решении вопросов о руко-
6 Concilia Galliae. A. 314 — A. 506 / Ch. Munier, ed. (CCSL 148). Turnhout, 1963. P. 55-56: Illud deinde inter episcopos urbium Arelatensis et Viennensis qui de primatus apud nos honore cer-tabant, a sancto synodo definitum est, ut qui ex his approbauerit suam ciuitatem esse metropolim, is totius prouinciae honorem primatus obtineat, et ipse iuxta canonum praeceptum ordinationum habeat potestatem.
7 См.: Dunn G. D. ...quid habuerit antiqua consuetudo: Zosimus of Rome and Hilary of Nar-bonne // Revue d'histoire ecclésiastique. 2015. Vol. 110. P. 43.
8 См.: Норкин К. В. Становление церковного первенства Арля в Галлии и римские папы (398-432 гг.) // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 57.
9 Существует версия, что Патрокл присутствовал в Риме в момент избрания Зосима. См., например: Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen, 1930. S. 344-345.
положении епископов близлежащих провинций10 (по крайней мере Вьеннской и обеих ^рбоннских), а также на то, чтобы все обращения в Рим проходили предварительное его рассмотрение и согласование. Такое положение дел означало не просто ослабление других галльских епископов, но их подчинение власти епископа арелатского. H обладая достаточным административным ресурсом и авторитетом, Патрокл обратился за помощью в Рим. Таким образом, послание Зосима стало реакцией Римского престола на его обращение.
Послание папы Зосима, адресованное не Патроклу лично, но направленное в его поддержку, по мнению ряда исследователей, могло быть передано ему в Риме в дни избрания и интронизации Зосима11. Адресатами же послания являются епископы двух галльских диоцезов, входивших в преторианскую префектуру Галлии. Одним из них был диоцез Галлии (Северная Галлия), а вторым — Семи провинций12 (Южная Галлия). M. В. Грацианский указывает на особый характер письма, которое, несмотря на то что оно было написано в первые дни понтификата, никак, по его мнению, не следует считать синодикой13.
В послании можно выделить несколько наиболее важных из декларируемых Зосимом тезисов: утверждение юрисдикционных прав арелатского епископа-митрополита в провинциях Вьеннской, Haрбоннской Первой и Haрбоннской Второй; наделение епископа Арелата привилегией выдавать особые сопроводительные письма (formatae) и признание за ним первенства в Галлии (хотя expres-sis verbis не сказано, но подразумевается)14; передача в пользу Арелата парикий
10 Утверждение Зосимом юрисдикционных прав арелатского епископа на парикии Кифа-ристы и Гаргария может говорить о том, что Патрокл направил папе Зосиму жалобу на епископа Maссилии Прокула, поставившего епископов в эти места, находившиеся во Вьеннской провинции. В послании от 22 сентября 417 г. Зосим осудил за это Прокула (см.: Langgärtner G. Die Gallienpolitik der Päpste im 5. und 6. Jahrhundert. Eine Studie über den apostolischen Vikariat von Arles. Bonn, 1964. S. 47; Шркин К. В. Указ. соч. С. 58).
11 Эта версия изначально была выдвинута Л. Дюшеном (Duchesne L. Le concile de Turin // Revue historique. 1905. T. 87. P. 281) и затем поддержана многими исследователями. Их перечень см. в статье M. В. Грацианского: Грацианский M. В. Попытка церковно-административной реорганизации Южной Галлии в понтификат папы Зосима (417—418): мотивы и последствия // Византийские очерки. Труды российских ученых к XXIV Mеждунaродному конгрессу византинистов. СПб., 2022. С. 28. Примеч. 9.
12 В его состав входили провинции Аквитания Первая (с центром в г. Аварик), Аквитания Вторая (с центром в г. Аварик), Hовемпопулaния, или Аквитания Третья (с центром в г. Элу-са), Вьеннская (с центром в г. Вьенна), Шрбоннская Первая (с центром в г. Шрбо^арциус), Шрбоннская Вторая (с центром в г. Аквы Секстиевы), Приморские Альпы (с центром в г. Эбуродонум) (см.: Dunn G. D. The Ecclesiastical Reorganisation of Space and Authority in Late Antique Gaul: Zosimus' Letter Multa contra (JK 334 = J3 740) // Journal of the Australian Early Medieval Association. 2016. Vol. 12. P. 12-13; Sieben H.-J. Zosimus // Vetustissimae epistulae Romanorum pontificum (Die ältesten Papstbriefe) / H.-J. Sieben, Hrsg. Bd. 3. Freiburg; Basel; Wien: Herder, 2015. S. 574 (der Fussnote 496); Mathisen R. W. Op. cit. P. 265). Подробный состав этих провинций с указанием находившихся в них городов в этот период см.: Langgärtner G. Op. cit. S. 28-29.
13 Подробнее см.: Грацианский M. В. Римские епископы и развитие церковно-административных структур «сверхпровинциального» уровня в начале V в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 101. С. 20.
14 Фактически на правах папского викария во всей Галлии (южной и северной), о чем прямо так и говорит, например, С. Панцрам: Panzram S. Bishops Under Threat — Between Ascetics and "Combative Creatures" // Bishops under Threat. Contexts and Episcopal Strategies in the
Кифаристы и Гаргария, в тот момент принадлежавших, по мнению Н. Малиц-кого15, Массилии. В свою очередь, с помощью этих решений Зосим получал возможность укрепить влияние римского престола в Галлии в качестве своего рода верховного арбитра16. По мнению П. Поведы Ариаса, Зосим прекрасно понимал, что для осуществления этих стремлений одной папской поддержки было недостаточно, и поэтому он создает нарратив об апостольском преемстве кафедры Арелата17, согласно которому Арелатская Церковь ведет свое происхождение от кафедры Рима. В тексте послания эта генетическая связь с апостольским престолом святого Петра засвидетельствована впервые18. В своем письме Зо-сим упоминает легендарную историю о том, как для евангельской проповеди галлам от римского престола в Арелат был направлен святой Трофим (нельзя исключать, что имелся в виду ученик апостола Павла и апостол от семидесяти Трофим), основавший там первую в галльских землях епископскую кафедру. Из этого следует, что арелатский епископ пользуется преимуществом власти в регионе как наследник Трофима. Двуединым аргументом древности Арелатской Церкви и ее происхождения от апостольского престола папа Зосим обосновывает древнюю привилегию (vetus Privilegium) старшинства этой кафедры в регионе и своего рода епископского иммунитета, а также безусловного владения всеми парикиями, ставшими предметом спора между епископом Арелата и другими галльскими епископами.
В послании Зосим говорит о беспрекословной неоспоримой власти (intemerata auctoritate) арелатского епископа над всем, что ему принадлежит. Фактически же роль Зосима в этой ситуации сводится к тому, что он защищает несправедливо попираемые привилегии Арелата. В то же время из текста ясно следует, что Зосим таким опосредованным образом отстаивает интересы направившей просветителя Галлии кафедры Рима (ad quam primum ex hac sede Trophimus antistates summus ...directus est). На это указывает, как вполне спра-
Late Antique and Early Medieval West / S. Panzram, P. Poveda Arias, eds. (Arbeiten zur Kirchengeschichte; Vol. 150). Berlin; Boston, 2023. P. 5. Эта ситуация напоминает события, имевшие место в понтификат папы Сикста III, когда в послании архиепископу Проклу Константинопольскому (437) он пытался обосновать юрисдикционные права архиепископа Фессалоники как папского викария в Иллирике: Анашкин А. В. Послание римского папы Сикста (Ксиста) III к Проклу, архиепископу Константинопольскому // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 104. С. 138; Захаров Г. Е. Экклезиологические основания и исторические истоки Фессалоникийского викариата // Экклезиологическая традиция и церковная организация Иллирика в конце IV — первой половине V в.: Исследования и переводы / сост. Г. Е. Захаров, А. В. Анашкин. М., 2022. С. 73—79. Причем в обоих случаях и папа Зосим, и папа Сикст апеллируют к некой традиции.
15 Малицкий Н. Борьба галльской церкви против пап за независимость: опыт церковно-историческаго изслЬдовашя из эпохи IV—VI вв. М., 1903. С. 62—63. Примеч. 2.
16 См.: Dunn G. D. Placuit apostolicae (Ep. 1) of Zosimus ... P. 559-581.
17 См.: Poveda Arias P. Threatening Metropolitan Authority in Fifth-Century Gaul // Bishops under Threat. Contexts and Episcopal Strategies in the Late Antique and Early Medieval West / S. Panzram, P. Poveda Arias, eds. (Arbeiten zur Kirchengeschichte; Vol. 150). Berlin; Boston, 2023. P. 31-32.
18 См.: Грацианский М. В. Римские епископы и развитие ... С. 22. Также об этом см. мнение Дж. Данна: Dunn G. D. Epistolary Sleight of Hand: Diplomatic Manipulation in Zosimus' Letter to Patroclus of Arles (Quid de Proculi) // Vigiliae Christianae. 2019. Vol. 73. P. 263-264.
ведливо отметил Н. Малицкий, «как бы мимоходом» сделанное добавление в конце письма о том, что все галльские вопросы должны решаться арелатским престолом, за исключением тех, масштаб которых требует участия римской кафедры19. Будет уместно отметить, что прочтение послания оставляет впечатление того, что оно написано несколько в распорядительно-приказном тоне: так, например, в своем обращении (заметим — первом!) к галльским епископам Зосим формулирует сентенции через глаголы волеизъявления в перфектной форме (р1асиИ ароБШИсае БеШ20, 81а1шшш (дважды), сопсеББтш, ШББтш21). На наш взгляд, подобная стилистика, во-первых, создает ощущение некоего психологического давления на адресатов и, во-вторых, может указывать на желание Зосима обозначить свою суперпозицию по отношению к галльскому епископату.
По мнению Р. Мэтизена, когда в 417 г. Зосим попытался изменить церковно-административное устройство Южной Галлии, он осудил постановление Туринского собора, позволявшее Прокулу Массилийскому сохранить статус епископа-митрополита в провинции Нарбоннская Вторая22, и проигнорировал рекомендацию собора о разделении Вьеннской провинции между Арелатом и Вьенной23, таким образом, делегитимизируя его решения24.
Placuit apostolicae25
Зосим всем епископам, поставленным в Галлиях и Семи провинциях 1. Апостольскому престолу было угодно, чтобы если кто, обладая какой-либо церковной степенью, имеет намерение из какой-либо части Галлий прийти к нам в Рим или же вознамерится пойти в другие земли, отправлялся в путь не иначе, как после получения рекомендательного письма (formata) епископа-
19 См.: Малицкий Н. Указ. соч. С. 64-65.
20 Ср. это выражение с римской формулой senatui placet (сенату угодно, сенат требует).
21 Кроме того, М. В. Грацианский выделяет в этом послании фразеологию, которую он называет «императорской повелительной»: Грацианский М. В. Римские епископы и развитие ... С. 21. Примеч. 59; Грацианский М. В., Норкин К. В. На службе империи: папа Зосим и Римский собор 417 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 6. С. 10.
22 Об этом подробнее см.: Грацианский М. В. Кризис авторитета Римской Церкви в понтификаты Зосима (417-418) и Бонифация (418-422) // Византийский временник. 2021. Т. 105. С. 45-47.
23 См.: Mathisen R. W. Op. cit. P. 306.
24 Также см. более поздние письма папы Зосима по той же проблеме: Epistolae Arelatenses genuinae. Ep. 1 // Monumenta Germaniae Historka. T. 1: Epistolae Merowingici et Karolini Aevi. B., 1892. P. 6-13.
25 Перевод с латинского языка А. В. Анашкина. Издания латинского текста: PL. 20. Col. 642-645 (ep. 1); Vetustissimae epistulae Romanorum pontificum (Die ältesten Papstbriefe) / H.-J. Sieben, Hrsg. Bd. 3. Freiburg; Basel; Wien, 2015. S. 574-579 (ep. 1); Epistolae Arelatenses genuinae. Ep. 2-7 // Monumenta Germaniae Historia. T. 1: Epistolae Merowingici et Karolini Aevi. B., 1892. P. 6-13.
митрополита26 Арелатского, с помощью которого он может подтвердить свое священство или церковную должность, каковую занимает, удостоверением его писем. Это мы постановили вследствие того, что очень многие, выдавая себя за епископа, священника или церковнослужителя, — ибо нет никакого письменного документа, благодаря которому могут быть опознаны, — втираются в доверие и удостаиваются незаслуженного почтения.
Итак, дражайшие братья, любой, кто придет к нам без сопровождения общительного письма (formata) от упомянутого выше лица — будь он епископ, или священник, или диакон, или же еще кто более низкой степени, — пусть знает, что никак не может получить [нашего] приема. Это распоряжение, как известно, всюду мы разослали, чтобы всем областям стало известно, что то, что мы постановили, должно соблюдаться всемерно. Если же кто решится попрать эти здравые постановления, то пусть знает, что лишится нашего общения по своей воле. И эту привилегию [выдачи] общительных писем мы вверяем святому брату и соепископу нашему Патроклу ввиду его особых заслуг.
2. Повелели же мы: да сохраняет епископ-митрополит города арелатцев исключительную власть поставлять епископов (sacerdotibus), которую имел он всегда; да возвратит в свою юрисдикцию (ad pontificium suum) провинции Вьеннскую, Нарбоннскую Первую и Нарбоннскую Вторую. Всякий же, кто впредь против постановлений апостольского престола и предписаний предков27 дерзнет рукополагать кого-либо в вышеназванных провинциях в обход митрополита, или тот, кто позволит рукоположить себя незаконно, пусть знают, что оба они лишены священства: ведь как может чтить власть высшего понтифика (summus pontifex) тот, кто презрел блюсти то, что возложено на понтифика (pontifex)?
3. Всех настоятельно увещеваем, дабы каждый оставался в своих границах и на своих территориях. Ведь этот [ваш] дурной обычай (confusio) — присваивать чужое — варварский и нечестивый. Чтобы касательно этого жалоб к нам более не поступало, мы [вас] увещеваем: беззаконие впредь никакой епископ в отношении иных епископов да не учинит. Ибо [правильный] пример дала Аре-латская Церковь, которая по праву желает присоединить к себе расположенные на ее территории парикии Кифаристы28 и Гаргария. Благоразумно, что [столь] древняя привилегия ничуть не должна быть отнята у Арелатской митрополии, в которую изначально от нашего престола был направлен верховный предстоятель Трофим, из источника которого все Галлии приняли ручейки веры. Поэтому всеми парикиями на любых территориях, которые ему искони принадлежат — даже [если они находятся] за пределами его провинций, да владеет он с неоспоримой властью (auctoritas).
26 Здесь и ниже именование Патрокла как metropolitanus (Arelatensis) episcopus может указывать на понимание Зосимом его положения как главы столицы провинции (метрополии), а не митрополии в церковно-административном понимании. Также см.: Bleckmann B. Op. cit. S. 168-169.
27 Надо полагать, что имеются в виду правила Никейского собора (4-е и 6-е).
28 Входит в состав совр. г. Ла-Сьота (Франция).
Мы постановляем, что к его ведению29 относятся все возникающие там вопросы, если только серьезность дела не потребует нашего расследования.
Написано в одиннадцатый день до апрельских календ, в одиннадцатое консульство Гонория Августа и второе консульство Констанция.
Список литературы
Анашкин А. В. Послание римского папы Сикста (Ксиста) III к Проклу, архиепископу Константинопольскому // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2022. Вып. 104. С. 135-144. DOI: 10.15382/sturII2022104.135-144
Грацианский М. В. Кризис авторитета Римской Церкви в понтификаты Зосима (417-418) и Бонифация (418-422) // Византийский временник. 2021. Т. 105. С. 40-59.
Грацианский М. В. Попытка церковно-административной реорганизации Южной Галлии в понтификат папы Зосима (417-418): мотивы и последствия // Византийские очерки. Труды российских ученых к XXIV Международному конгрессу византинистов. СПб., 2022. С. 24-52.
Грацианский М. В. Римские епископы и развитие церковно-административных структур «сверхпровинциального» уровня в начале V в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 101. С. 9-33. DOI: 10.15382/ sturII2021101.9-33
Грацианский М. В., Норкин К. В. На службе империи: папа Зосим и Римский собор 417 года // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25. № 6. С. 6-23. DOI: 10.15688/ jvolsu4.2020.6.1
Зайцев Д. В. Зосима // Православная энциклопедия. М., 2014. Т. 20. С. 339-341.
Захаров Г. Е. Экклезиологические основания и исторические истоки Фессалоникийского викариата // Экклезиологическая традиция и церковная организация Иллирика в конце IV — первой половине V в.: Исследования и переводы / сост. Г. Е. Захаров, А. В. Анашкин. М., 2022. С. 69-114.
Малицкий Н. Борьба галльской церкви против пап за независимость: опыт церковно-исторического исследования из эпохи IV-VI вв. М., 1903.
Мехамадиев Е. А. Соборы Галльской церкви в конце IV — первой четверти V в., надпись Галлы Плацидии и греческая надпись из Арабии: новый взгляд на датировку западного и восточного списка Notitia Dignitatum // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2014. Вып. 30. № 8 (170). С. 34-42.
Норкин К. В. Становление церковного первенства Арля в Галлии и римские папы (398432 гг.) // Византийский временник. 2019. Т. 103. С. 53-69.
Bleckmann B. Arelate metropolis: Überlegungen zur Datierung des Konzils von Turin und zur Geschichte Galliens im 5. Jahrhundert // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. 2003. Bd. 98. S. 162-173.
Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen, 1930.
29 Размышления М. В. Грацианского о семантике слова notitia применительно к этому фрагменту, и его «синонимизация» с notio и последующее истолкование как юридический terminus technicus представляются небезынтересными (см.: Грацианский М. В. Римские епископы и развитие ... С. 22. Примеч. 67). С учетом этого мнения, а также опираясь на словарь В. Мусселиуса (Русско-латинский словарь / сост. В. Мусселиус. М., 2003. С. 61, 132), мы сочли возможным в этом контексте перевести notitia как «ведение».
Duchesne L. Le concile de Turin // Revue historique. 1905. T. 87. P. 278-302.
Dunn G. D. Epistolary Sleight of Hand: Diplomatic Manipulation in Zosimus' Letter to Patroclus of Arles (Quid de Proculi) // Vigiliae Christianae. 2019. Vol. 73. P. 254-270.
Dunn G. D. Placuit apostolicae (Ep. 1) of Zosimus of Rome and the Ecclesiastical Reorganization of Gaul // Journal of Early Christian Studies. 2015. Vol. 23. № 4. P. 559-581.
Dunn G. D. ...quid habuerit antiqua consuetudo: Zosimus of Rome and Hilary of Narbonne // Revue d'histoire ecclésiastique. 2015. Vol. 110. P. 31-55.
Dunn G. D. The Ecclesiastical Reorganisation of Space and Authority in Late Antique Gaul: Zosimus' Letter Multa contra (JK 334 = J3 740) // Journal of the Australian Early Medieval Association. 2016. Vol. 12. P. 1-33.
Dunn G. D. Zosimus' Synod of Rome in September 417 and His Letter to Western Bishops (Cum aduersus) // Antiquité Tardive: Revue internationale d'histoire et d'archéologie. 2015. №. 23. P. 395-405. DOI: 10.1484/J.AT.5.109391
Heinzelmann M. Bischofsherrschaft in Gallien. Zur Kontinuität römischer Führungsschichten vom 4. bis zum 7. Jahrhundert. Soziale, prosopographische und bildungsgeschichtliche Aspekte (Beihefte der Francia, Bd. 5). München, 1976.
Langgärtner G. Die Gallienpolitik der Päpste im 5. und 6. Jahrhundert. Eine Studie über den apostolischen Vikariat von Arles. Bonn, 1964.
Mathisen R. W. The Council of Turin (398/399) and the Reorganization of Gaul ca. 395/406 // Journal of Late Antiquity. 2013. Vol. 6. № 2. P. 264-307. D0I:10.1353/jla.2013.0027
Munier Ch. Concilia Galliae. A. 314 — A. 506 (CCSL 148). Turnhout, 1963.
Panzram S. Bishops Under Threat — Between Ascetics and "Combative Creatures" // Bishops under Threat. Contexts and Episcopal Strategies in the Late Antique and Early Medieval West / S. Panzram, P. Poveda Arias, eds. (Arbeiten zur Kirchengeschichte; Vol. 150). Berlin; Boston, 2023. P. 1-24.
Poveda Arias P. Threatening Metropolitan Authority in Fifth-Century Gaul // Bishops under Threat. Contexts and Episcopal Strategies in the Late Antique and Early Medieval West / S. Panzram, P. Poveda Arias, eds. (Arbeiten zur Kirchengeschichte; Vol. 150). Berlin; Boston, 2023. P. 27-54.
Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l'Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). Rome, 1976.
Vetustissimae epistulae Romanorum pontificum (Die ältesten Papstbriefe) / H.-J. Sieben, Hrsg. Bd. 3. Freiburg; Basel; Wien, 2015.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 114. P. 107-118 DOI: 10.15382/sturII2023114.107-118
Anton Anashkin, Candidate of Sciences in Philology, Deputy Dean for Research, Faculty of Theology, Saint Tikhon's Orthodox University for the Humanities,
Associate Professor at the Department of Classical Philology, Moscow State Linguistic University Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0002-5246-2210
Epistle of Pope Zosimus to Bishops of Galliae
and Septem Provinciae* A. Anashkin
Abstract: The paper contains a publication of a Latin translation of the Epistle Placuit apostolicae of Pope Zosimus to the bishops appointed in the dioceses of Galliae (Northern Gaul) and of Septem Provinciae (Southern Gaul), as well as a historical commentary and an introductory article. At the beginning of the paper, the historical context of the Epistle is described, then its content is considered. The Epistle sheds light on the relationship between the see of Rome and the sees of Churches of Gaul (primarily, the Church of Arles). Placuit apostolicae was written in the early days of the pontificate of Pope Zosimus (March 22, 417), probably as a reaction to the appeal of Patroclus of Arles who wanted to expand his influence and jurisdiction over the province of Vien-nensis and neighboring provinces of the South Gallic diocese, which contradicted the decisions of the synod of Turin in 398. In his letter to the Gallic bishops, Pope Zosimus expresses support for Patroclus and confirms special rights of the see of Arles: the right of the metropolitan bishop of Arles to ordinate bishops in the provinces of Viennensis, Narbonnensis I and Narbonnensis II; the privilege of issuing to Gallic bishops special cover letters (formatae) and recognition of primacy of the metropolitan bishop of Arles in Gaul (although the latter is not said expressis verbis, but is implied); transfer of some controversial parishes in favour of Arles. With the help of these decisions, Zosimus was able to strengthen the influence of the Roman see in Gaul. Realising that administrative decisions alone are not enough to fulfil these aspirations, Zosimus substantiates the rights of the see of Arles by appealing to the authority of St. Trophimus, who, according to the legend first set forth in the letter, founded the first episcopal see in the Gallic lands and became the first bishop of Arles. It follows from this that the bishop of Arles enjoys the advantage of power in the region as Trophimus' heir. Through this narrative, Zosimus defended the interests of the see of Rome, which had sent Trophimus to christianise Gaul, and in the letter he actually constituted a hierarchical connection between the Churches of Gaul and Rome, asserting for Patroclus the right to issue formatae. Trying to change the ecclesiastical and administrative structure of Southern Gaul, Zosimus delegitimises the decisions of the synod of Gallic Bishops in Turin.
* The study was funded by the Russian Science Foundation as part of the project " The Correlation of Territorial and Ethno-Political Principles of Church Organisation in Late Ancient Gaul", no. 2328-00165.
Keywords: Pope Zosimus, Patroclus of Arles, Apostle Trophimus, Synod of Turin, Church of Gaul, Roman Gaul, Arles, church organisation.
References
Anashkin A. (2022) "Poslanie rimskogo papy Siksta (Ksista) III k Proklu, arkhiepiskopu Konstantinopol'skomu". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2022, vol. 104, pp. 135-144 (in Russian).
Bleckmann B. (2003) "Arelate metropolis: Überlegungen zur Datierung des Konzils von Turin und zur Geschichte Galliens im 5. Jahrhundert". Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte, 2003, vol. 98, pp. 162-173.
Caspar E. (1930) Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft, vol. 1, Tübingen.
Dunn G. D. (2019) "Epistolary Sleight of Hand: Diplomatic Manipulation in Zosimus' Letter to Patroclus of Arles (Quid de Proculi)". Vigiliae Christianae, 2019, vol. 73, pp. 254-270.
Dunn G. D. (2015) "Placuit apostolicae (Ep. 1) of Zosimus of Rome and the Ecclesiastical Reorganization of Gaul". Journal of Early Christian Studies, 2015, vol. 23, no. 4, pp. 559581.
Dunn G. D. (2015) "... quid habuerit antiqua consuetudo: Zosimus of Rome and Hilary of Narbonne". Revue d'histoire ecclésiastique, 2015, vol. 110, pp. 31-55.
Dunn G. D. (2016) "The Ecclesiastical Reorganisation of Space and Authority in Late Antique Gaul: Zosimus' Letter Multa contra (JK 334 = J3 740)". Journal of the Australian Early Medieval Association, 2016, vol. 12, pp. 1-33.
Dunn G. D. (2015) "Zosimus' Synod of Rome in September 417 and His Letter to Western Bishops (Cum aduersus)". Antiquité Tardive: Revue internationale d'histoire et d'archéologie, 2015, vol. 23, pp. 395-405.
Gratsianskii M. (2021) "Krizis avtoriteta Rimskoi Tserkvi v pontifikaty Zosima (417-418) i Bonifatsiia (418-422)". Vizantiiskii vremennik, 2021, vol. 105, pp. 40-59 (in Russian).
Gratsianskii M. (2022) "Popytka tserkovno-administrativnoi reorganizatsii Iuzhnoi Gallii v pontifikat papy Zosima (417-418): motivy i posledstviia", in Vizantiiskie ocherki. Trudy rossiiskikh uchenykh kXXIV Mezhdunarodnomu kongressu vizantinistov, St. Petersburg, pp. 2452 (in Russian).
Gratsianskii M. (2021) "Rimskie episkopy i razvitie tserkovno-administrativnykh struktur "sverkhprovintsial'nogo" urovnia v nachale V v.". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2021, vol. 101, pp. 9-33 (in Russian).
Gratsianskii M., Norkin K. (2020) "Na sluzhbe imperii: papa Zosim i Rimskii sobor 417 goda". Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4: Istoriia. Regionovedenie. Mezh-dunarodnye otnosheniia, 2020, vol. 25, no. 6, pp. 6-23 (in Russian).
Heinzelmann M. (1976) Bischofsherrschaft in Gallien. Zur Kontinuität römischer Führungsschichten vom 4. bis zum 7. Jahrhundert. Soziale, prosopographische und bildungsgeschichtliche Aspekte (Beihefte der Francia, vol. 5). Munich.
Langgärtner G. (1964) Die Gallienpolitik der Päpste im 5. und 6. Jahrhundert. Eine Studie über den apostolischen Vikariat von Arles. Bonn.
Mathisen R. W. (2013) "The Council of Turin (398/399) and the Reorganization of Gaul ca. 395/406". Journal of Late Antiquity, 2013, vol. 6, no. 2, pp. 264-307.
Mekhamadiev E. (2014) "Sobory Gall'skoi tserkvi v kontse IV — pervoi chetverti V vv., nadpis' Gally Platsidii i grecheskaya nadpis' iz Arabii: novyi vzgliad na datirovku zapadnogo i vostochnogo spiska Notitia Dignitatum". Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo
universiteta. Seriia: Istoriia. Politologiia. Ekonomika. Informatika, 2014, vol. 30, no. 8 (170), pp. 34-42 (in Russian).
Munier Ch. (1963) Concilia Galliae. A. 314 — A. 506 (CCSL 148). Turnhout.
Norkin K. (2019) "Stanovlenie tserkovnogo pervenstva Arlia v Gallii i rimskie papy (398432 gg.)". Vizantiiskii vremennik, 2019, vol. 103, pp. 53-69 (in Russian).
Panzram S. (2023) "Bishops under Threat — Between Ascetics and "Combative Creatures"", in Bishops under Threat. Contexts and Episcopal Strategies in the Late Antique and Early Medieval West (Arbeiten zur Kirchengeschichte, vol. 150), Berlin; Boston, pp. 1-24.
Poveda Arias P. (2023) "Threatening Metropolitan Authority in Fifth-Century Gaul", in Bishops under Threat. Contexts and Episcopal Strategies in the Late Antique and Early Medieval West (Arbeiten zur Kirchengeschichte, vol. 150), Berlin; Boston, pp. 27-54.
Pietri Ch. (1976) Roma Christiana. Recherches sur l'Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III(311—440). Rome.
Sieben H.-J. (ed.) (2015) Vetustissimae epistulae Romanorumpontificum (Die ältesten Papstbriefe), vol. 3, Freiburg; Basel; Wien.
Zaitsev D. (2014) "Zosima", in Pravoslavnaia entsiklopediia, Moscow, vol. 20, pp. 339-341 (in Russian).
Zakharov G. (2022) "Ekkleziologicheskie osnovaniia i istoricheskie istoki Fessalonikiiskogo vikariata", in Ekkleziologicheskaia traditsiia i tserkovnaia organizatsiia Illirika v konce IV — pervoipolovine Vv.: Issledovaniia iperevody, Moscow, pp. 69-114 (in Russian).
Статья поступила в редакцию 21.08.2023
The article was submitted 21.08.2023