Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Омельченко Дарья Михайловна, канд. ист. наук, науч. сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Россия, г. Санкт-Петербург [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3242-2315
2023. Вып. 114. С. 119-143
DOI: 10.15382/sturII2023114.119-143
Послания папы Симмаха к галльским епископам и Цезарию Арелатскому:
ПЕРЕВОД И КОММЕНТАРИИ
Аннотация: Публикуется перевод посланий 513—514 гг. папы Симмаха (498—514) к галльским епископам и Цезарию Арелатскому (502—543). Основные вопросы, обсуждаемые в посланиях: претензии Арелатской кафедры на региональное первенство в Южной Галлии, женское монашество и церковная дисциплина. Конфликт кафедр Арелата и Вьенны по поводу церковного первенства восходит к концу IV в. и связан с тем, что Арелат впервые стал политической столицей Южной Галлии. Позиция папства в этом споре была переменчива в течение V в. и не всеми галльскими епископами воспринималась в качестве весомого аргумента. Симмах подтвердил решения папы Льва I Великого о разделении церковной юрисдикции во Вьеннской провинции, а также впервые предоставил Арелатскому епископу привилегию ношения паллия. Хотя Цезарий становился представителем папы в Южной Галлии, возможностей реализовать эту привилегию у епископа некоторое время не было из-за политической ситуации в регионе. Решение Симмаха по поводу имущества женского монастыря в Арелате не могло удовлетворить Цезария в силу нечеткости формулировок папы. Что касается церковной дисциплины, то Симмах мог лишь в очередной раз осудить ее нарушения.
Ключевые слова: церковная кафедра, церковная дисциплина, митрополия, епископ, папство, Симмах, Цезарий Арелатский, Южная Галлия, Арелат.
Впервые публикуемые на русском языке письма 513—514 гг. папы Симмаха (498— 514) являются важным источником по истории церковной организации Южной Галлии и развития идеи первенства Рима во Вселенской Церкви. Речь идет о послании епископам Галлии от 6 ноября 513 г.1 и двух посланиях епископу Цезарию Арелатскому (502—543) — от 6 ноября 513 г.2 и от 11 июня 514 г.3 В них папа от-
© Омельченко Д. М., 2023.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-00165 «Соотношение территориальных и этнополитических принципов церковной организации в позднеантичной Галлии».
1 Epistolae Arelatenses genuinae. 25 // Monumenta Germaniae Histórica. T. III: Epistolae Me-
rowingici et Karolini Aevi. I. Berlin, 1892. P. 35—36 (далее — Ep., номер письма и страницы).
2 Ep. 26. Р. 37-40.
3 Ep. 28. Р. 40-42.
Д. М. Омельченко
вечал на прошения епископа по поводу юрисдикции Арелатского митрополита, имущественных операций, церковной дисциплины и женского монашества.
Прежде чем анализировать содержание посланий, обратимся к личностям адресата и адресанта. Папа Симмах был уроженцем Сардинии. Неизвестны ни дата его рождения, ни подробности церковной карьеры до избрания папой, которое произошло 22 ноября 498 г. Симмах был ставленником италийского духовенства и «антивизантийской» партии. В день его избрания, но позднее, оппоненты этой партии, преимущественно из числа римских сенаторов, избрали другого папу — Лаврентия. Король-арианин Теодорих (493—526) высказался в пользу Симмаха, поскольку тот был избран первым и большинством духовенства. Лаврентий сначала подчинился этому решению, однако его сторонники не намерены были отказываться от своих замыслов. «Лаврентьевский раскол» продолжался восемь лет (до смерти антипапы в 506 г.) и сопровождался взаимными обвинениями. Симмах, в частности, подозревался в растрате церковного имущества и подкупе своих сторонников. Формальное прекращение раскола не означало, что породившие его проблемы исчерпаны. Весь остальной понтификат Симмах пытался восстановить свою репутацию и крайне нуждался в расширении круга сторонников, в том числе за пределами Италии. Из влиятельных епископов Галлии Симмаха в споре с Лаврентием поддержал Авит Вьеннский (ум. ок. 518 или 525 г.)4.
Основным источником сведений о Цезарии является его «Житие»5, написанное ближайшими сподвижниками вскоре после кончины епископа. Цезарий родился около 470 г. в городе Кабиллоне (совр. Шалон-сюр-Сон, см. карту6), на территории Бургундского королевства. Его семья не отличалась достатком, но имела связи в среде южногалльской аристократии. Еще в юности Цезарий решил посвятить себя Богу и удалился в знаменитый Леринский монастырь. Оттуда из-за разногласий с братией и подорванного аскезой здоровья он уехал в Арелат (совр. Арль). Вскоре после прибытия молодой монах вошел в окружение своего родственника — епископа Эония Арелатского (485/491—501/502), который рукоположил его в диакона, священника, а затем назначил настоятелем пригородного мужского монастыря. Эоний видел Цезария своим преемником, однако далеко не все готовы были поддержать эту кандидатуру. Всё же в 502 г. состоялось избрание Цезария, но перипетии его последующей судьбы свидетельствуют о существовании влиятельной оппозиции среди духовенства и аристократии Арелата.
В начале VI в. город находился под властью вестготского короля Алариха II (484—507). Будучи арианином, правитель проводил по отношению к галло-римлянам лояльную политику7, а Цезарий был самым вероятным кандидатом,
4 Pope Saint Symmachus || Catholic Encyclopedia. URL: newadvent.org (дата обращения: 17.07.2023).
5 Vita sancti Caesarii || Vie de Césaire d'Arles | Texte crit. de Dom G. Morin. Introd., revis. de texte critique, trad., notes et index par M.-J. Delage avec la collab. de M. Heijmans. P., 2010 (Sources Chrétiennes. 536). Далее — Vita.
6 Выражаю признательность M. В. Аникиеву за подготовку карты.
7 См.: Mathisen R. W. D'Aire-sur-l'Adour à Agde: Les relations entre la loi séculière et la loi canonique à la fin du royaume de Toulouse || Le Bréviaire d'Alaric. Aux origines du Code civil |
чтобы возглавить иерархию Кафолической Церкви в Вестготском государстве8. Воплощение этих замыслов началось с собора в Агате (совр. Агд), прошедшего в 506 г. под председательством Цезария. На него прибыли 34 представителя духовенства из большинства крупных городов, находившихся под контролем вестготов9. Однако начавшаяся вскоре война между вестготами, франками и бургун-дами положила конец замыслам Алариха. Король был убит в конце лета 507 г., Арелат оказался в Остготском королевстве Теодориха, а многие ранее подвластные Цезарию церковные кафедры — на бургундской территории.
После гибели Алариха, в условиях серьезной оппозиции и отсутствия административного ресурса, Цезарию необходим был сильный союзник. Его он нашел в лице Римского епископа, имевшего собственные интересы в Галлии. Папа Симмах и епископ Цезарий встретились в Риме в 513 г. (возможно, в октябре). Этому предшествовали события, которые могли стать трагичными для Цезария: епископ был арестован и доставлен в Равенну на суд к королю Теодориху. «Житие» не раскрывает подробностей судебного процесса. Возможно, епископ был обвинен в том, что для строительства женского монастыря в Арелате и обеспечения его дальнейшего существования он продал или отдал в дар общине какие-то земли из имущества Арелатской Церкви10. Король-арианин не только не поддержал обвинителей, но и отпустил Цезария с богатыми дарами11.
Житийный рассказ о визите епископа в Рим добавляет немногое к уже известному из писем папы Симмаха. Агиограф не жалеет красок, чтобы показать, с каким восторгом встречали Цезария в Риме: «Сенат и знать, папа и духовенство, равным образом и народ возжелали [видеть] его с такой любовью, что в сердце всякого он был прежде, чем его увидели телесными очами <...> По прибытии в Рим он был представлен тогдашнему папе, блаженному Симмаху, а затем сенаторам и их женам»12. Затруднительно сказать, какая реальность стояла за этим описанием: какие связи, кем и для чего были задействованы, чтобы южногалльский епископ был принят с такими почестями. Неизвестно, кто был инициатором возобновления общения между Римом и Арелатом после более чем десятилетне-
M. Rouche, B. Dumézil, éd. P., 2008 (Cultures et civilisations médiévales 44); Копылов И. A. Ари-анская церковь в Королевстве вестготов // Вестготская правда (Книга приговоров). Латинский текст. Перевод. Исследование. М., 2012. С. 173—187.
8 См.: Klingshirn W. Caesarius of Arles. The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Cambridge, 2004. Р. 9б.
9 Concilium Agathense a. 50б // Concilia Galliae 314-50б / Ch. Munier, ed. Turnhout, 19б3. P. 189-228 (Corpus Christianorum. Series Latina. 148).
10 Монастырь был освящен в августе 512 г. Рассказ об аресте следует сразу после сообщения об освящении (Vita. I. 3б). Однако трудно представить, что недовольные основанием монастыря лица были настолько влиятельны, чтобы отправить Цезария на суд к королю Теодориху. Привлечь внимание светских властей можно было и без поездки под стражей в Равенну, поскольку в Арелате находился наместник остготского короля — патриций Либерий.
11 Vita. I. 3б-38.
12 Vita. I. 38-42: "...coepitque inibi a senatu et proceribus, a papa quoque et clericis simulque et popularibus tanto caritatis desiderari fervore, ut ante singulis cordis inhœreret amplexu, quam corporalibus oculis videretur <...> Post hœc Romam veniens, beato Symmacho tunc papœ ac deinde senatoribus et senatricibus prœsentatur".
го перерыва13. Каждому из сохранившихся посланий Симмаха предшествовало письменное прошение Цезария (ИЬеПш реШопиш). В 513 г. епископ его доставил лично, а в 514 г. оно было подано папе через доверенных лиц.
Итак, обратимся к содержанию папских писем, выделив ключевые проблемы.
Митрополия Арелата и авторитет папы
К началу VI в. Южная Галлия, будучи одним из самых урбанизированных регионов на Западе, покрылась густой сетью епископских кафедр. Границы между церковными провинциями14 были зыбкими, поскольку зависели не столько от прежнего гражданского административно-территориального деления, сколько от авторитета и усилий отдельных иерархов, а также от политических перипетий эпохи варварских нашествий. С начала V в. развернулась борьба за церковное первенство между кафедрами Вьенны и Арелата15. Начало конфликту положил перенос резиденции префекта претория из Августы Треверов (Трира) в Арелат на рубеже IV и V вв. (точная дата неизвестна). При этом Вьенна осталась столицей и Вьеннской провинции. До этого Арелат, крупный торговый центр в составе Вьеннской провинции, не имел политического значения, и формально его епископ должен был подчиняться вьеннскому митрополиту. Теперь же, когда Арелат приобрел высокий политический статус, спор о церковном первенстве был неизбежен.
Участники Тавринского (Туринского) собора (ок. 398 г.16), понимая значимость обоих городов, не присвоили статус митрополита ни одному из епископов: «тот, кто сможет подтвердить, что его город является метрополией17, будет обладать честью первенства над всей провинцией». Каждая из сторон получила возможность требовать «себе в провинцию более близко расположенные общины и посещать те церкви, о которых известно, что они ближе к ее городам»18. Однако ситуация в Южной Галлии стремительно менялась, и уже в 410-е гг. ком-
13 Предыдущее письмо Симмаха Арелатскому епископу (тогда им был Эоний, предшественник Цезария), датируется 29 сентября 500 г (Ер. 24. Р. 34—35).
14 Церковная провинция объединяла несколько епископий под властью того епископа, чья кафедра находилась в столице гражданской провинции. Внутри каждой провинции епископы должны были собираться для решения текущих церковных вопросов. Все решения таких соборов утверждались митрополитом или епископом провинциальной столицы (см.: Mейендорф И., протопр. Единство империи и разделения христиан: Церковь в 450—680 гг. | пер. с англ. M., 2012. С. 80-81).
15 Детальнее об этапах конфликта см.: Maлицкий Н. Борьба галльской церкви против пап за независимость. Опыт церковно-исторического исследования из эпохи IV—VI вв. M., 1903; о начальном периоде полемики: Норкин К. В. Становление церковного первенства Арля в Галлии и римские папы (398—432 гг.) || Византийский временник. 2019. T. 103. С. 53—71.
16 О датировке собора см.: Contiles gaulois du IVe siècle | J. Gaudemet, éd. P., 1977 (Sources Chrétiennes. 241).
17 То есть столицей гражданской провинции. Выражаю благодарность Г. Е. Захарову и А. В. Анашкину за то, что обратили мое внимание на этот терминологический нюанс.
18 Sancta Sinodus quae convenit in urbe Taurinatium. 2 || Concilia Galliae 314—506 | Ch. Munier, ed. Turnhout, 1963 (Corpus Christianorum. Series Latina. 148).
промиссные решения собора не могли поддерживать баланс интересов. Арелат стал столичным городом: сюда переехали и викарий диоцеза Семи провинций, и наместник Вьеннской провинции.
На этом этапе в спор о митрополии в Южной Галлии вступил новый участник, имевший собственные интересы в регионе, — папство. Возможность обращения к римскому епископу в случае конфликта внутри провинции была обозначена еще на Сардикийском соборе (342—343). Однако в то время власть римского епископа ограничивалась назначением судей для повторного рассмотрения дела (кан. 3—5)19. В V в. началась разработка доктрины о примате римского епископа: поскольку его кафедра была основана ап. Петром, он стал претендовать на особое положение во Вселенской Церкви20. В действительности власть Рима распространялась лишь на Среднюю и Южную Италию, Сицилию и Корсику. Попытки папства подчинить себе другие церкви на Западе встречали сопротивление21, поэтому римские епископы пытались создавать в регионах выгодные противовесы и играть на противоречиях. Свидетельством непостоянства папства в борьбе южногалльских епископов за первенство является собранная в Monumenta Germaniae Histórica папская корреспонденция по поводу Арелата за период с 417 по 556 г.22
Первое послание «всем епископам, поставленным в Галлиях и Семи провинциях», было отправлено 22 марта 417 г.23 папой Зосимом (417—418). Поводом стал конфликт между епископом Массилийским Прокулом (380—430) и епископом Арелатским Патроклом (411/412—426) из-за двух селений — Цитариста (совр. Ла-Сьота) и Гаргарий (совр. Жеменос): в административном отношении они принадлежали Арелату, но территориально были ближе к Массилии, поэтому епископ последней считал их своими приходами. Третейским судьей в споре выступил папа, вставший на сторону арелатского епископа. Примечательно, что впервые в качестве аргумента папа указал, что кафедра в Арелате была основана посланным из Рима «верховным предстоятелем» (summus antestites) Трофимом.
Ролью третейского судьи Зосим не ограничился. Папа наделил Патрокла исключительной властью (praetipuam auctoritatem) рукополагать епископов во Вьеннской, Нарбоннских Первой и Второй провинциях, а также рассматривать любые спорные дела, за исключением случаев особой важности, требующих папского вмешательства. Также Зосим разрешил арелатскому епископу подпи-
19 См.: Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford,
2002.
20 См.: Мейендорф И., протопр. Указ. соч. Гл. V. С. 201—215. См. также обзор этого вопроса в статье: Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I-V вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9-29.
21 См.: Малицкий Н. В. Указ. соч.
22 Ep. P. 5-83.
23 Ep. 1. P. 5-6. Подробнее об этом письме см.: Грацианский М. В. Римские епископы и развитие церковно-административных структур «сверхпровинциального» уровня в начале V в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 101. С. 9-33; Он же. Попытка церковно-административной реорганизации Южной Галлии в понтификат папы Зосима (417-418): мотивы и последствия // Византийские очерки: Труды российских ученых к XXIV Международному конгрессу византинистов. СПб., 2022. С. 24-52.
сывать верительные грамоты (litterae formatae) всем путешествующим галльским клирикам. Таким образом, папа своей властью сделал арелатского епископа первенствующим во всей Галлии и, по сути, представляющим интересы Римского престола в Южной Галлии. Такая модель отношений сохранялась недолго: протесты многих галльских епископов, не признававших право папы распоряжаться в Галлии, убийство Патрокла в 42б г.24, отказ последующих пап Бонифация (418—422) и Целестина I (422—432)25 согласиться с особым статусом епископа Арелата положили конец декларируемому первенству этой кафедры в Галлии.
Новый шанс стать церковной столицей Южной Галлии, но уже без всяких санкций со стороны Рима, у Арелата появился при епископе Иларии (429—449). Он не только постоянно вмешивался в дела других епископских кафедр, но и после долгого перерыва стал созывать межпровинциальные соборы2*5. Деятельность Илария находила поддержку у префекта претория, местных элит и довольно большого числа галльских епископов (если судить по количеству участников соборов, на которых он председательствовал). Однако притязания арелатского епископа встретили сопротивление со стороны папы Льва I Великого (440—4б1), отстаивавшего идею верховенства римского первосвященника над всей Вселенской Церковью27. Поводом к конфликту стало дело епископа Целидония, на недостойное поведение которого пожаловались миряне28. Его кафедра (возможно Везонцион, современный Безансон) не входила в юрисдикцию Илария, однако епископ Арелата низложил Целидония. Лев I еще до судебного разбирательства допустил приехавшего в Рим Целидония к церковному общению29, а в послании к галльским епископам обвинил Илария в превышении полномочий, лишил его права утверждать постановления епископов во Вьеннской провинции, созывать соборы и председательствовать на них. К письму был приложен рескрипт императора Валентиниана III от 8 июля 445 г., где магистру армии Аэцию предписывалось поступить с Иларием как с врагом государства, если тот откажется подчиниться решениям папы30.
Очевидно, отношения между Арелатом и Римом приобрели форму жесткого противостояния из-за столкновения интересов двух столь амбициозных лично-
24 Prosperi Aquitani Chronicum integrum. I. 743 // Patrologiae cursus completus. Series Latina / J.-P. Migne, ed. Т. LI. Col. 594.
25 См.: Griffe É. La Gaule chrétienne à l'époque romaine. 1: Des origines chrétiennes à la fin du IVе siècle P.; Toulouse, 1947. P. 152-154.
26 Подробнее см.: Малицкий Н. В. Указ. соч. С. 92—94; Зайцев Д. В. Арелатские соборы // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. III. С. 194.
27 См. о воззрениях Льва I: Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим II Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27—48.
28 См.: Jourjon M. À propos du conflit entre le pape Léon et Hilaire, évêque d'Arles // La patrie Gauloise d'Agrippa au VIème siècle. Actes du colloque. Lyon, 1981. P., 1983. P. 2б7-271.
29 Протопр. И. Мейендорф отметил, что «канонически обращение Целидония к Риму могло быть оправдано правилами Сердикского собора. но позиция Илария, возможно, указывает на то, что эти правила не были приняты в Галлии» (Мейендорф И., протопр. Указ. соч. С. 180, примеч. б).
30 Sancti Leonis Magni Opera omnia // Patrologiae cursus completus. Series Latina / J.-P. Migne, ed. Т. LIV. Col. б73.
стей, как Иларий и Лев I. В дальнейшем общение Арелатской кафедры и папства строилось на взаимном интересе. Рассчитывая на сотрудничество с новым арелатским епископом Равеннием (449—452), Лев I откликнулся 5 мая 450 г. на просьбу собора галльских епископов о восстановлении митрополии в Арелате31. Не отдавая предпочтение ни одной из спорящих сторон, папа постановил, чтобы в юрисдикции епископа Вьенны находились ближайшие к городу кафедры: Валенция (совр. Валанс), Тарантазия (совр. Мутье), Генава (совр. Женева) и Гра-цианополь (совр. Гренобль). Остальные кафедры той же провинции, ближайшие к Арелату (они не названы, но на юге их было гораздо больше), отдавались под власть арелатского епископа32. О прочих южногалльских провинциях ничего не было сказано. Однако то обстоятельство, что именно Равеннию Лев поручил созвать собор галльских епископов, который одобрил бы христологическое учение папы, свидетельствует о фактическом признании первенства Арелата33.
Преемник Льва Великого папа Иларий (461—468) поддерживал первенство Арелатской кафедры и склонен был рассматривать ее епископа как своего представителя в Галлии34. В письме от 25 января 462 г. к арелатскому епископу Леонтию (ум. после 475 г.) он сообщил о своем восшествии на Римский престол и просил передать это известие другим галльским епископам. В ответ на поздравления Леонтия Иларий призвал советоваться с ним по всем важным во-просам35. Действительно, последующая переписка папы и епископа посвящена разрешению различных конфликтов между церковными иерархами Южной Галлии36. Так, в 462 г. диакон Ерм, нарушив церковные правила, занял Нарбонн-скую кафедру, и папа упрекнул Леонтия в том, что Арелатский епископ допустил такое злоупотребление и не сообщил о нем в Рим37. Из переписки по этому делу следует, что Иларий признавал юрисдикцию Арелата над Нарбоннской I провинцией. В 463 г. разгорелся конфликт между епископами Леонтием Арелатским и Мамертом Вьеннским. Поводом послужило то, что Мамерт рукоположил епископа Марцелла в г. Деа Августа (Ди). Этот город был подчинен Арелатской кафедре, однако в 455 г. вошел в состав Бургундского королевства. Для разрешения конфликта папа Иларий велел Леонтию созвать поместный собор, что и было сделано в Арелате в 463 г. Собор, где присутствовал 21 епископ из Южной Галлии, подтвердил право Леонтия назначать епископов в среднем течении Родана. Папа утвердил соборные постановления38.
После столь активной переписки Римского престола с епископами Арелата наступает почти тридцатилетнее молчание, связанное, скорее всего, с политической нестабильностью, сопровождавшей падение Западной Римской империи и затруднявшей прежние коммуникации. В результате завоеваний вестготов в 476—477 гг. река Друенция (Дюранс) стала границей между Бургундским коро-
Ер. 12. Р. 17-20.
Ер. 13. Р. 20-21.
Ер. 14. Р. 22.
Ер. 15. Р. 22-23.
Ер. 16. Р. 23.
Ер. 17-21. Р. 24- 32.
Ер. 15, 18. Р. 22- 23, 25-28
Ер. 21. Р. 30-32.
31
32
33
34
35
36
37
левством на севере и Вестготским на юге, то есть территория бывшей Вьеннской провинции была разделена пополам. Пользуясь этим, епископ Вьеннский распространил митрополичьи права на кафедры севернее Друенции, которые по решению Льва Великого должны были быть в юрисдикции арелатского епископа. Епископ Авит Вьеннский обратился к папе Анастасию II (496—498) с просьбой закрепить ситуацию de jure. Папа удовлетворил просьбу, однако вскоре умер, и Эоний Арелатский поспешил опротестовать это решение у нового папы — Симмаха. Последний потребовал у Авита и Эония прислать своих представителей в Рим для расследования дела. Поскольку требование исполнил только Эоний, папа в 500 г. отменил решение Анастасия II и оставил в силе решение папы Льва по поводу юрисдикции вьеннского и арелатского митрополитов39. Решение папы не изменило сложившуюся ситуацию: политические границы по-прежнему проходили по Друенции, и арелатский епископ не мог осуществлять фактический контроль над ранее закрепленными за ним территориями к северу от реки. В 513 г. Цезарий вновь поднял вопрос об этих территориях.
Итак, к моменту обращения Цезария к папе Симмаху существовало несколько моделей отношений между Арелатом, Вьенной, менее значительными галльскими кафедрами и папством. И у вьеннского митрополита, и у арелатско-го не было недостатка в прецедентах и аргументах, доказывающих право на церковное первенство во Вьеннской провинции. Позиция папства в этом вопросе не отличалась постоянством, однако к концу V в. всё более отчетливо проступала тенденция признать первенство за Арелатом.
Обширные цитаты из адресованных Симмаху прошений Цезария создают впечатление, что арелатский епископ вполне разделял идею первенства Римской кафедры как апостольского престола и признавал юрисдикцию папы над всей Церковью: «Подобно тому, как епископство имеет свое начало в лице блаженного апостола Петра, необходимо, чтобы и Ваша святость в соответствующих наставлениях очевидным образом высказалась о том, что надлежит соблюдать различным Церквам»40; «...среди всех понтификов41 Церквей, которые распространены по всему миру, апостольский престол присваивает себе первенство, и его авторитет превосходит своей силой соборные решения»42. Власть папы (auctoritas) предстает силой, способной призвать к порядку и наказать его нарушителей. Претендуя на покровительство этой силы, арелатский епископ прибегает к риторике, подчеркивающей его зависимое положение: «с подобающим смирением настойчиво просим», «добавляем со смиренной мольбой» ("supplicatione deposcimus", "humili prece suggerimus").
И всё же в первом опыте обращения Цезария к папе остается неясным: подобные выражения — это риторические приемы и формулы вежливости, приня-
39 Ep. 23-24. P. 33-35.
40 "Sicut a persona beati apostoli Petri episcopatus sumpsit initium, ita necesse est, ut disciplinis competentibus sanctitas vestra singulis ecclesiis, quid observare debeant, evidenter ostendat" (Ер. 27. Р. 40).
41 В оригинале — pontificibus.
42 "Quantum in omnibus ecclesiarum pontificibus, quae in toto orbe difíusae sunt, apostolicae sedis sibimet vindicat principatum et synodalibus decretis firmior eius praecellit auctoritas" (Ер. 29. Р. 42).
тые в эпистолярном жанре, или они свидетельствуют о готовности арелатского епископа признать свое подчинение Риму. Трудно не согласиться с американским исследователем А. Феррейро, который, проанализировав епископские послания разных лет, проповеди и «Житие», пришел к выводу о верности Цезария Риму и его готовности признать универсальную юрисдикцию папы над Вселенской Церковью43. Однако важно принять во внимание несколько обстоятельств. «Житие» было написано спустя приблизительно 40 лет после рассматриваемых событий, в других церковно-политических реалиях. Меровинги стремились к сближению с Римским престолом, поэтому агиографы были заинтересованы в том, чтобы представить изначально тесную связь Цезария с папой. Точная датировка проповедей невозможна, так что затруднительно сказать, менялись ли как-то взгляды епископа на примат Римской кафедры. Разумеется, если аре-латский епископ надеялся на помощь папы в решении своих собственных проблем, он был готов, в свою очередь, поддержать Римский престол в его властных притязаниях. При этом Цезарий не мог не учитывать следующее: в Галлии идея первенства Рима разделялась отнюдь не всеми, так что суждения папы о статусе Арелата не будут авторитетными для всех епископов. Скорее всего, на первых порах Цезарий рассматривал папскую поддержку как существенную, но всё же недостаточную силу в решении собственных вопросов. Другой силой была светская власть. Неслучайны как упоминания «Жития»44 о дружбе епископа с патрицием Либерием, наместником Теодориха, так и присутствие южногалльской аристократии на соборе в Аравсионе (3 июля 529 г.) 45.
Симмах, отвечая на прошения Цезария, стремился доказать, что ничего нового не привносит, а лишь подтверждает давно установленное. Единственный конкретный прецедент, на который он ссылается, это решение папы Льва о разделении территории Вьеннской провинции между Арелатом и Вьенной. Сопоставление некоторых пассажей его посланий с решениями предшественников позволяет увидеть нюансы.
Прежде всего примечательна география. Нельзя не заметить, что четкие географические границы юрисдикции арелатского митрополита, обозначенные в послании Зосима 417 г. (Вьеннская провинция и две Нарбоннские), становятся менее конкретными в послании Льва 450 г.: четыре города, помимо Вьенны, находятся в юрисдикции вьеннского митрополита, остальные неназванные города этой провинции — в юрисдикции арелатского. Обе Нарбоннские провинции Львом не упомянуты. Эта же нечеткая формулировка перешла и в послание Симмаха 513 г.
С другой стороны, упомянутые в письме 514 г. Аквы Секстиевы, чей епископ не явился на созывавшийся Цезарием собор 506 г., были столицей Нарбоннской II провинции. Если строго следовать решению папы Льва 450 г., то Цезарий и не мог требовать явки епископа из другой провинции. Очевидно, Цезарий ис-
43 Ferreiro A. Petrine Primacy and Episcopal Authority in Caesarius of Arles // Studia Patristica. 2006. Vol. 43. P. 367-372.
44 Vita. II. 11-15.
45 Concilium Arausicanum a. 529 // Monumenta Germaniae Historica. Concilia aevi Merovin-gici. I. 1893. P. 53-54.
ходил из фактически сложившийся еще в V в. ситуации, когда Аквы Секстиевы так и не смогли стать центром митрополии из-за энергичной политики епископов Арелата, узурпировавших контроль над этой провинцией. Таким образом, грозя главе кафедры Акв Секстиевых дисциплинарным взысканием, Симмах, по сути, признавал юрисдикцию арелатского митрополита и над Нарбоннской II провинцией в целом.
Наконец, говоря о территориях, где Цезарий уполномочен решать религиозные вопросы и давать верительные грамоты духовенству, Симмах обозначил границы еще более расплывчато: Галльская провинция (регион) и Испания ("in Gallica quam in Spania provinciis" / "Gallicana vel de Hispania regionibus"). Неясно, попадает ли, по мнению папы, в эти границы северная часть Вьеннской провинции, обозначенная в письме 513 г. как находящаяся в юрисдикции епископа Вьенны. Скорее всего, под «Испанией» подразумевается территория бывшей Нарбоннской I провинции (в 462 г. юрисдикцию Арелата над ней признавал папа Иларий), включавшая небольшой участок Иберийского полуострова.
Симмах, в отличие от Зосима, не оговаривал право арелатского митрополита рукополагать епископов на определенной территории. Между тем именно эта прерогатива была одной из самых дискутируемых в полемике о первенстве. С другой стороны, как и Зосим, Симмах подчеркнул, что Цезарий уполномочен выдавать верительные грамоты (litterae formatae) отправляющимся в Рим клирикам. Такая грамота указывала на личность подателя, подтверждала подлинность имеющихся при нем документов, обеспечивала право на гостеприимство в Риме и по пути туда, давала возможность гостю участвовать в евхаристическом таинстве. Документ, прежде всего, помогал отличить «своих» от «чужих»: истинно верующих от еретиков, действительных клириков от самозванцев и изверженных из сана. Кроме того, ограничивая мобильность духовенства, верительные грамоты должны были обеспечивать стабильность местных церковных общин46. Иными словами, litterae formatae служили важным инструментом митрополичьей власти и церковного общения.
Что действительно было новым в решениях Симмаха, это пожалование привилегии ношения паллия — первый известный случай за пределами Италии. Паллий — узкий длинный шарф, который надевался римскими епископами поверх богослужебных облачений, обвивался вокруг шеи и свешивался спереди и сзади. На мозаиках Равенны VI в. низ этого шарфа украшен черным крестом. Паллий, приписываемый Цезарию, — самый древний из сохранившихся — украшен хризмой47. Символизируя Доброго Пастыря, несущего на плечах заблудшую овцу, паллий указывал на особое служение в Церкви. Ношение этого предмета облачения вне Рима не дозволялось без особого разрешения папы. Даровав право ношения этого облачения лишь арелатскому епископу, Симмах указал на
46 Подробнее об этом: Tamas H. Practice and Function of Ecclesiastical Recommendation in Late Antiquity (Fourth — Fifth Centuries AD) // New Europe College Yearbook. Stefan Odobleja Program 2021-2022. Bucharest, 2022. P. 289-290.
47 Подробнее об исследовании и реставрации двух приписываемых Цезарию паллиев, см.: Ozoline A. Trésors de la Gaule chrétienne: histoire et restauration des reliques textiles de saint Césaire d'Arles, 470-542. Arles; Marseille, 2008.
исключительные отношения между Арелатом и Римом и на привилегированный статус этой кафедры в Галлии48. Таким образом, новую смысловую интерпретацию получала метафора поэта IV в. Авсония, назвавшего Арелат «маленьким галльским Римом»49.
Задачей Цезария как представителя папы было следить за религиозными делами в Южной Галлии, созывать в случае необходимости соборы, а в особо запутанных спорах — обращаться к папе. Остается неясным, предполагался ли папский суд как высшая инстанция по отношению к провинциальному собору. Церковному наказанию мог подвергнуться епископ любого входящего в юрисдикцию города, не желавший повиноваться арелатскому митрополиту, но вновь не уточнялось, какому именно наказанию и кем оно назначалось.
Полномочия, данные папой Цезарию, рассматриваются как создание викариата, хотя слово «викарий» в посланиях не употребляется50. Используемая папой в отношении Цезария титулатура (А^ег й соер1зсорш поБ1ег) также не указывает прямо на то, что арелатский епископ находится в подчиненном положении. Историк Церкви Н. В. Малицкий полагал, что при Цезарии произошло окончательное утверждение папской власти в Южной Галлии. На это, по его мнению, указывали согласие епископа принять паллий, а также поминовение папы Римского на богослужении51. Последнее вводится в обиход 4-м каноном собора в Вазионе (совр. Вэзон), проходившего в ноябре 529 г. под председательством Цезария52. Однако эти критерии не указывают однозначно на подчинение. Во-первых, паллий не передавался от предшественника к преемнику: его пожалование было индивидуальным, и следующий епископ мог не получить привилегию его ношения. Во-вторых, упоминание имени папы на литургии еще не означало замены галльского литургического обряда римским. Галликанская литургия была вытеснена римской лишь в УШ-ГХ вв.53
Каковы бы ни были представления Симмаха о своих полномочиях в Галлии и готовность Цезария признать юрисдикцию папы над Вселенской Церковью, нужны были действенные механизмы для осуществления власти митрополита. Но этому препятствовали как территориальные претензии епископов других южногалльских городов, так и границы государств. Показательно, что Цезарий ни разу не воспользовался правом созывать соборы, пока территории, которые он оспаривал, находились под властью бургундов. Между тем вьеннские епископы, начиная с 517 г., несколько раз созывали в Бургундском королевстве со-
48 В «Житии» также указано, что Симмах «отметил дьяконов Цезария, позволив им носить далматики — по обычаю Римской Церкви» (Vita. I. 42). Далматика — просторная туника до пола с длинными широкими рукавами.
49 См.: Авсоний. Перечень знаменитых городов / пер. Б. И. Ярхо // Авсоний. Стихотворения / под ред. М. Л. Гаспарова. М., 1993. С. 230.
50 По замечанию М. В. Грацианского, впервые титул "vicarius sedis apostolicae" был присвоен арелатскому епископу папой Пелагием I (556—561) в 557 г. (см.: Грацианский М. В. Римские епископы... С. 19, примеч. 51).
51 См.: Малицкий Н. В. Указ. соч. С. 176-177.
52 Concilium Vasense а. 529 // Monumenta Germaniae Historica. Conc. T. I. Р. 55-58.
53 См.: Ткаченко А. А. Галликанский обряд // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. Х. С. 358-368.
боры, куда являлись ранее подчинявшиеся Арелату епископы54. Лишь когда в 523 г. спорные территории в результате завоеваний вошли в состав Остготского королевства, Цезарий организовал собор в Арелате (524) с участием ранее не желавших подчиняться ему кафедр55. Свою подпись под соборными решениями поставил в том числе и епископ Акв Секстиевых Максим. Напомним, что неявка его предшественника на собор в Агате в 506 г. стала в прошении Цезария от 514 г. примером нарушения его митрополичьих прав.
Остается согласиться с мнением известного исследователя биографии Цезария У. Клингширна: «Дружба между Арлем и Римом <...> основывалась на взаимном интересе. римские епископы получили верный источник информации в Галлии, голос в решении галльских вопросов и законные основания для своего первенства; епископы Арля получили основание для престижного положения, которое они использовали в своих политических интересах»56.
Почему привилегии от папы получил именно Цезарий Арелатский, а не его соперник Авит Вьеннский, хотя последний когда-то поддержал папу в его споре с Лаврентием? Скорее всего потому, что Арелат и Рим в 513—514 гг. находились в пределах одного государства Теодориха и у южногалльского города был высокий политический статус (резиденция королевского наместника). Возможно, не обошлось без рекомендательных писем влиятельных людей, вроде близко знакомого и с папой, и с Цезарием Эннодия, епископа Тицинского57. Если верить «Житию», Цезария благосклонно приняла сенаторская аристократия. От внимания исследователей не ускользнуло и то, что обстоятельства прихода к власти и поведенческие стратегии Симмаха и Цезария были схожи58. Как и арелатский епископ, папа не имел личных богатств, тратил большие средства из церковной казны на благотворительность и сталкивался с оппозицией в лице более знатных и влиятельных претендентов на папство. Поэтому за действиями Симмаха могла стоять и простая симпатия к близкому ему по духу Цезарию.
Вопрос о женском монастыре
Женский монастырь св. Иоанна Крестителя в Арелате был предметом особых забот Цезария на протяжении всей жизни. В письмах папы отражен начальный этап его истории. Епископ вскоре после избрания на кафедру занялся возведением в пригороде монастырских зданий, но они были разрушены в ходе осады города в 506—507 гг. Заново монастырь стали возводить уже внутри городских
54 См.: Pontal O. Histoire des conciles mérovingiens. P., 1989. Р. 58—73.
55 Concilium Arelatense a. 524 // Monumenta Germaniae Historica. Concilia. T. I. P. 35-39.
56 См.: Klingshirn W. Op. cit. Р. 132.
57 Эннодий принимал участие в соборе 502 г., который был созван для рассмотрения обвинений, выдвинутых сторонниками антипапы Лаврентия против Симмаха, и написал памфлет в защиту последнего. Вероятно, именно он способствовал оправданию Цезария Теодорихом (см.: Тюленев В. М. Эннодий и Цезарий Арелатский // Cursor Mundi: Человек Античности, Средневековья и Возрождения: науч. альманах, посвящ. проблемам исторической антропологии. Иваново, 2014. Вып. 6. С. 60-65).
58 См.: Klingshirn W. Op. cit. Р. 132; Delage M.-J. Introduction // Vie de Césaire d'Arles. P., 2010 (Sources Chrétiennes. 536). Р. 72-74.
стен. Это начинание Цезария встречало сопротивление как среди мирян, так и в церковных кругах. Причин для недовольства было как минимум две. Прежде всего финансовая. Ни Цезарий, ни его сестра (и первая настоятельница) не имели семейных средств для первоначального вклада в монастырь. Епископ выделил несколько небольших и разбросанных земельных участков из имущества Арелатской Церкви59. Для местного духовенства отчуждение церковных земель в пользу женской общины означало сокращение собственных средств существования. Обвинители Цезария могли сослаться на канон собора в Агате, согласно которому ценная церковная собственность, включая недвижимое имущество, рабов и серебро, не должна была отчуждаться ни при каких обстоятельствах60. Однако те же соборные постановления предусматривали, что малоценная собственность, вроде небольших полей или виноградников, могла быть продана, обменена или отдана епископом без всякого согласования61.
Обращаясь к папе за поддержкой, Цезарий просил подтвердить запрет на отчуждение церковных земель, сделав исключение лишь для тех случаев, когда выгоду получают монастыри. Симмах подтвердил запрет на отчуждение церковных земель, но признать особое положение монастырей отказался. Во время «Лав-рентьевской схизмы» его самого обвиняли в незаконных операциях с церковным имуществом и делать исключение ради Цезария, давая своим противникам повод для новых обвинений, Симмах не собирался. И всё же некоторую уступку сделал: еще на соборе 502 г. папа санкционировал закон, дававший право пользования церковным имуществом и доходами от него достойным клирикам, пленникам и паломникам на время их жизни62. И теперь, опираясь на эту норму, Симмах в число тех, кто имеет право пользоваться церковным имуществом, вместо «пленников» вписал «монастыри». Однако остальную часть первоначальной формулировки не изменил, так что получился странный пассаж: монастыри имеют право получать доходы от церковного имущества «на время, пока живут» (donec vixerint). В результате небрежной редакции монастырь получал земли не в собственность, как надеялся Цезарий, а лишь в узуфрукт. Через две недели после отправки письма Симмах умер. Епископ в надежде на четкую формулировку правового статуса монастырского имущества обратился к новому папе Гормизде (514—523). Тот, наконец, утвердил продажи и дарения, сделанные в пользу монастыря63.
Противниками женского монастыря в Арелате могли быть родственники монахинь, поскольку стремление последних порвать связи с миром шли вразрез с матримониальной политикой семей64. На эту помеху замыслам епископа
59 Testamentum sancti Caesarii. 32-36. Подробнее об этом: Омельченко Д. М. Цезарий Аре-латский и его «Завещание» // Cursor Mundi: Человек Античности, Средневековья и Возрождения: науч. альманах, посвящ. проблемам исторической антропологии. Иваново, 2009. Вып. 2. С. 204-212.
60 Concilium Agathense. Сan. 7.
61 Ibid. Сan. 45, 46.
62 См.: Vogué A., de. Op. cit. P. 345.
63 Ер. 30. Р. 43-44.
64 См.: Delaplace Ch. Pour une relecture de la Vita Caesarii: le rôle politique de l'évêque d'Arles face aux représentants des royaumes burgonde, wisigothique et ostrogothique // Les Annales du Midi. 2012. T. 124. № 279. P. 316.
указывает его просьба о том, чтобы папа своим авторитетом запретил брать в жены монахинь или посвятивших себя религии вдов. Папа не просто ввел такой запрет, но и наложил проклятье на похитителей этих женщин.
Нарушения церковной дисциплины
В прошении 513 г. Цезарий обратил внимание папы на несколько нарушений церковной дисциплины в Южной Галлии: отчуждение церковного имущества, рукоположение занимавших государственные посты мирян без испытательного срока, получение сана с помощью взяток и покровительства светских лиц. Названные Цезарием порочные практики являлись оборотной стороной тех возможностей и перспектив, которые в поздней Античности открывала церковная карьера. Тенденции к тому, чтобы повысить свой социальный статус путем вступления в клир, обозначились еще в период Римской империи. Клирикам были даны имущественные и налоговые привилегии, введен принцип их независимости от светского суда. К середине V в. статус клирика стал юридически несовместим с любым другим профессиональным статусом65. Следствием этого стало проникновение в ряды духовенства рабов, декурионов, а также обремененных военными или гражданскими обязанностями лиц и представителей прочих сословий и занятий66. В варварских же королевствах церковная карьера оказывалась для выходцев из галло-римских семей подчас единственной возможностью реализовать свои дарования, умения и амбиции67.
Самое большее, что мог сделать Симмах в ответ на просьбы Цезария, — это в очередной раз осудить перечисленные нарушения, что он и сделал в письме от 6 ноября 513 г. Впрочем, само одобрение этих просьб папой могло иметь символическое значение для Цезария: борьба с этими практиками входила в число задуманных епископом преобразований.
Перевод посланий Симмаха сделан по изданию: Epistolae Arelatenses genuinae // Monumenta Germaniae Historica. T. III: Epistolae Merowingici et Karolini Aevi // Ed. W. Gundlach. Berlin, 1892. Р. 35—42. Порядок переведенных на русский язык писем отличается от принятого в издании латинского текста. Немецкий публикатор В. Гундлах присвоил отдельные номера приведенным в папских письмах выдержкам из прошений арелатского епископа68. В настоящей публикации ответы папы Симмаха предваряются извлечениями из прошений Цезария, чтобы были понятны мотивы папских посланий. Разумеется, нужно иметь в виду, что это обширные цитаты, а не полноценные письма, поэтому в них нет отдельных частей формуляра (в частности, даты). Очевидно, какие-то
65 См.: Sterk A. Renouncing the World Yet Leading the Church. The Monk-Bishop in Late Antiquity. L., 2004. Р. 6, 252; Джонс А. Х. М. Гибель античного мира. Ростов н/Д, 1997. С. 358-383; Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до Х в. СПб., 2006. Отдел первый.
66 См.: Мейендорф И., протопр. Указ. соч. С. 29-31.
67 См.: Marcus R. A. Christianity in the Roman World. N. Y., 1974. Р. 144.
68 Ep. 27, 29.
вопросы были предметом устных переговоров, поскольку содержание посланий папы шире, чем цитируемые в них пункты прошений Цезария.
Копия искового прошения69
Подобно тому, как епископат имеет свое начало в лице блаженного апостола Петра, необходимо, чтобы и Ваша святость в соответствующих наставлениях очевидным образом высказалась о том, что надлежит соблюдать различным Церквам.
Так, в Галльской провинции некоторыми лицами на различных правовых основаниях отчуждаются церковные поместья70. Поступая таким образом, они своим самовольным решением неизбежно уменьшают возможность проявить сострадание к обездоленным и неимущим. Мы просим, чтобы апостольский престол своей властью воспрепятствовал этому, за исключением, может быть, некоторых совершенных из благочестивых побуждений пожертвований монастырям.
Также с подобающим смирением настойчиво просим71, чтобы никто из мирян, занимавших отдельные должности в судопроизводстве или по крайней мере имевших какие-то властные полномочия в провинциях, не был возведен в сан клирика или епископа, разве что перед этим он в течение долгого времени вел себя достойно и жизнь его была тщательно исследована.
Что же касается вдов, уже долгое время носящих религиозное облачение, и монахинь, давно уже пребывающих в монастырях, призываем [сделать так], чтобы ни у кого не было свободной возможности ни вступать с ними в брак по их согласию, ни насильственно похищать их.
К этому же добавляем смиренную просьбу72, чтобы никому не было дозволено с помощью подкупа вступать в епископский сан или денежными подношениями добиваться расположения влиятельных лиц. Чтобы было легче уберечься от этого, клирики или граждане не должны дерзновенно писать или подписывать постановление [об избрании] без ведома или согласия митрополита.
Пусть Ваша строгость сделает наказание настолько надежной преградой всему этому, что для побуждения к добрым делам и в Вашей Церкви, и в вышеназванной провинции достаточно было лишь благожелательного наставления.
Возлюбленнейшим братьям, всем епископам, поставленным в Галлиях, Симмах13
Установления апостольского престола предписывают нам беспокоиться о согласии Вселенской Церкви, которая простирается по всему миру, и тогда еще более укрепляется, когда из века в век почтительно соблюдает то, что определе-
69 Ер. 27.
70 В оригинале — ргаеШа. Термином "ргаеШиш" в римском праве обозначалось недвижимое имущество, земельный участок, поместье.
71 В оригинале — зиррИсайопе deposcimus.
72 В оригинале — ИитШ ргесе.
73 Ер. 25.
но отцами. Цезарий, брат и соепископ74 наш, первосвященник75 митрополичьего города Арелата, появившись в пределах Церкви блаженного апостола Петра, просил возобновить нашими словами установленные в свое время привилегии Церквей [Арелата и Вьенны]. Итак, устройство Римской Церкви свидетельствует о верности всего, что нашим предшественником, блаженной памяти папой Львом76, было определено касательно отношений между Церквами Арелата и Вьенны. И потому, чтобы забвение — всегдашний соперник истины — не было бы в состоянии объявить притязание77 на что-нибудь, а жизненная сила прежнего постановления со временем не иссякла бы, мы сочли необходимым нашими речами пролить свет на ранее обнародованное.
По этой причине, как наш предшественник папа Лев, в свое время изучив доводы сторон, определил перечень или число парикий78, которые надлежит отдать первосвященникам79 Арелата и Вьенны, так и мы предписываем не нарушать ничего путем незаконного захвата. Но, как мы сказали ранее, в соответствии с милостью вышеупомянутого понтифика, предстоятель [Церкви] Вьенны80 может объявить свои права над городами Валенция, Тарантазия, Генава, а также Грацианополь. И пусть никто не будет настолько самонадеянным, чтобы присвоить себе что-то большее, чем однажды было дозволено апостольским престолом. Все же другие приходы или диоцезы пусть арелатский епископ, согласно своей привилегии и чести, непрестанно защищает при соответствующих обстоятельствах. Ведь если соблюдать существующее с давних времен, то сохранится благоговение, а от смирения еще более возрастает слава епископской кафедры.
Таким образом, дражайшие братья, пусть каждый довольствуется своей долей чести и не преступает, движимый непозволительным упорством, границ законной власти с помощью светского покровительства или иного какого оправдания. Ведь всякий должен стараться, чтобы скорее благоговейным усердием стяжать благодать, нежели честолюбием навлечь на себя неприязнь нашего Бога и вызвать человеческую зависть. Менее всего данное нам право управления допускает возможность молчать. Тогда мы сможем возрадоваться о тех, кто следует церковным правилам, пребывая в согласии с апостольским престолом, а отказывающиеся повиноваться кафолической дисциплине пусть обнаружат себя отделенными от церковной благодати и любви.
Бог да сохранит вас, возлюбленнейшие братья.
74 В оригинале — coepiscopus.
75 В оригинале — sacerdos, священник.
76 Речь идет о послании папы Льва I к галльским епископам от 5 мая 450 г. по поводу восстановления в Арелате митрополии (Ep. 13. P. 20—21).
77 В оригинале — vindicare. В римском праве виндикация была основным средством защиты собственности. В сугубо правовом понимании виндикация — это вещный иск, в котором невладеющий собственник требует от владеющего несобственника реституировать свою вещь (Зайков А. В. Римское частное право в систематическом изложении: учебник. М., 2012. С. 246).
78 В оригинале — рап-ochiarum.
79 В оригинале — sacerdotibus.
80 В оригинале —Viennensis antistes.
Дано за восемь дней до ноябрьских ид81 в консульство сиятельнейшего мужа Проба82.
Возлюбленнейшему брату Цезарию Симмах83
Справедливость просьбы побуждает нас охотно согласиться с желанием твоего братства. Ведь некоторое из того, с чем ты смиренно просишь апостольский престол согласиться, не противоречит осторожности и предусмотрительности отцов. И хотя церковные установления должны содержать почти всё, однако же мы не считаем излишним вновь повторить то, что чаще всего запрещалось.
Мы не допускаем, чтобы имущество84, которое кто-либо по собственной воле отдал или оставил Церкви, могло отчуждаться на каких бы то ни было правовых основаниях, по договорам или исходя из любого рода доводов. Исключениями являются, разве что, случаи, когда необходимость убеждает проявить щедрость в отношении или клириков — за их заслуги, или монастырей — ввиду их благочестивого образа жизни, или, несомненно, странников. Впрочем, пусть они пользуются всем этим не постоянно, но на время, пока живут.
Настоятельно напоминаем, что пытающиеся войти в священнический сан85 не Божьей благодатью, а обещанием вознаградить церковными благами должны оставить такие желания. Пусть они либо удерживаются от подобного рода замыслов, либо не сомневаются, что навлекут на себя канонические наказания.
Что касается мирян, мы постановляем не допускать их легкого вхождения в священнический сан. Определены сроки и ступени, посредством которых они должны устремляться к этому достоинству. Ведь тому, кто продвигается без соблюдения установленного порядка, нелегко избежать неприязни. А без опыта он не может получить голоса на выборах.
Похитителя же вдов и дев, поскольку это злодеяние столь чудовищно, мы проклинаем. С еще большей силой преследуются те, кто склоняют посвященных Богу дев добровольно или принудительно соединиться с ними браком. Мы повелеваем отказать в общении таковым — в силу жестокости их нечестивейше-го преступления.
81 Летосчисление по консулам в делопроизводстве папы было наследием Римской империи. Консулы — один в Риме, другой в Константинополе — избирались 1 января сроком на один год. К римскому же календарю восходит система ид и нон. Идами назывался день в середине месяца. На 15-й день месяца иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-й — в остальные месяцы. В данном случае «8 дней до 13 ноября», это 6 ноября в привычной нам системе обозначения времени.
82 Флавий Проб был консулом в 513 г. (The Prosopography of the Later Roman Empire / J. R. Martindale, ed. Vol. II. А. D. 395-527. Cambridge, 1980. Р. 913).
83 Ер. 26.
84 В оригинале слово — possessionis. В римском праве словом "possession" обозначалось владение. В отличие от собственности (dominium и proprietas), понимаемой как правовое господство лица над вещью, владение означало фактическое господство лица над вещью. Собственность как право сохраняется даже при утрате фактического господства лица над вещью (см.: Зайков А. В. Римское частное право. С. 224-226).
85 В оригинале — ad sacerdotium.
Также мы не позволяем вступать в брак вдовам, длительное время жившим согласно религиозным установлениям. Равным образом запрещаем выходить замуж деве, которая в течение многих лет постоянно пребывала в монастыре.
Таким образом, никому не должно быть дозволено посредством подкупа удостоиться епископской чести. В самом деле, если такое нарушение должно осуждаться и в светском обиходе, то кто же сомневается, что на людей религиозных и служащих Богу оно наложит позорное клеймо? Желающий стать епископом тем более не должен добиваться денежными подношениями покровительства влиятельных лиц, или прибегать к различного рода угрозам в адрес клириков и граждан, чтобы получить подписи под постановлением [о своем избрании], или сулить какие бы то ни было награды. Постановление нельзя писать без присутствия наблюдателя, по свидетельству которого может быть объявлено согласие духовенства и граждан.
Таким образом, мы призываем, чтобы все верно и благочестиво, принимая во внимание кафолическую религию и церковный мир, сохраняли это в памяти. Ведь нет сомнений, что нарушитель столь важных запретов будет вслед за тем извергнут из церковной общности, подпав под власть тех самых досточтимых канонов.
Наконец, мы желаем, чтобы это было доведено до сведения всех епископов.
Бог да сохранит тебя, возлюбленнейший брат.
Дано за восемь дней до ноябрьских ид в консульство сиятельнейшего мужа Проба.
Во всех Галльских областях исключительно твоей любви мы позволяем использовать паллий.
Копия искового прошения86
Поскольку среди всех понтификов87 Церквей, которые распространены по всему миру, апостольский престол присваивает себе первенство и его авторитет превосходит своей силой соборные решения, то попечением его власти должно в неприкосновенности храниться дозволенное ранее им же самим. Для того чтобы воспользоваться своими привилегиями, Арелатская Церковь через первосвященника Цезария передает содержание своего прошения и настаивает, чтобы Ваша власть в настоящее время своим авторитетом подтвердила то, чем она (Арелатская Церковь. — Д. О.) обладала до сих пор. Пусть власть Вашего блаженства в настоящее время удостоверит своими собственными постановлениями то, что досточтимый престол некогда повелел вечно хранить нерушимым законом и что было специально установлено императорскими указами88. Так, напомните с высоты Вашей святости епископу города Аквы об установлениях: когда митро-
86 Ер. 29.
87 В оригинале — pontificibus.
88 Император Валентиниан III 8 июля 445 г. издал постановление, в котором поддержал папу Льва Великого в его конфликте с Иларием Арелатским. Епископов Галлии император предостерегал от покушения на что-нибудь недозволенное папой и повелел считать законом то, что постановил авторитет апостольского престола (Sancti Leonis Magni Opera omnia... Col. 636-640).
полит, предстоятель89 Арелатской Церкви, призовет его на соборное заседание или когда божественная религия потребует его присутствия при рукоположении, пусть он, по крайней мере, не отказывается прийти. Пусть под Вашим теперешним покровительством то, что по прошествии веков освятил авторитет древних, останется неприкосновенным в настоящем и будущем веке.
Прошение передано аббатом Эгидием и нотарием Мессианом90.
Возлюбленнейшему брату Цезарию Симмах91
Кто хранит досточтимые установления отцов, тот показывает себя другом совершенной религии. И кто заранее позаботился о том, чтобы не оставалось места для уклонений, тот показывает понимание доброты благодати. Для святой Арелатской Церкви разумно пользоваться своими привилегиями. Новое намерение не должно причинять вред тому, что сохранила традиция и подтвердил авторитет отцов. Должно же быть так, чтобы приобретенные со временем привилегии других церквей не были поколеблены. Ведь не может в какой-то части быть крепким то, что по своему свойству связано с ущербом. Итак, оставляя в силе установленное отцами в отношении отдельных Церквей, мы решили: пусть опытность твоего братства печется о религиозных вопросах, возникающих в провинциях Галлии и Испании. И если дело требует присутствия епископов, в соответствии с обычаем, пусть каждый приедет по авторитетному увещанию твоей любви. И если с помощью Божьей приключившийся спор удастся пресечь, припишем это Богу. В противном случае тебе надлежит изложить суть дела апостольскому престолу, чтобы во всём приведенном в порядок враг добра не мог найти случая польстить себе. Поэтому, как мы и сказали выше, привилегии, соблюдавшиеся в течение долгого времени в отдельных Церквах, должны сохраняться. И если предстоятель92 Церкви Акв или кто-либо другой, будучи призван понтификом митрополии в соответствии с каноническими предписаниями, не пожелает подчиниться, то пусть знает, что ему придется покориться церковной дисциплине, чего нам не хотелось бы. В свою очередь, мы желаем, чтобы предметом твоей особой заботы93 было следующее: пусть всякий, кому понадобится приехать к нам из регионов Галлии или Испании в соответствии с церковным порядком и ради исполнения своих обязанностей, отправится в путешествие не раньше, чем поставит в известность94 твое братство. В таком случае его честь не потерпела бы никакого унижения по причине неведения, а нам можно было бы, избежав двусмысленности, со спокойной душой допустить его к благодати причастия.
89 В оригинале — аПШйе.
90 Кто такой аббат Эгидий, неизвестно. Мессиан — один из авторов «Жития Цезария».
91 Ер. 28.
92 В оригинале — апйв1е8.
93 В оригинале — воШсйит. Это производное от существительного "воШС1^о", которое переводится как попечение о чем-либо. В римской административной практике этот термин указывал на исполнение управленческих функций в отношении объекта управления (см.: Норкин К. В. Указ. соч. С. 66. Примеч. 71).
94 Речь идет о праве Цезария подписывать верительные грамоты (Шегае 1вгта1ае).
Бог да хранит тебя, любезнейший брат.
Дано за три дня до июньских ид95 в консульство сиятельнейшего мужа Флавия Сенатора96.
Список литературы
Авсоний. Перечень знаменитых городов / пер. Б. И. Ярхо // Авсоний. Стихотворения / под ред. М. Л. Гаспарова. М., 1993.
Грацианский М. В. Возникновение и развитие концепции папского примата в I—V вв. // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 9-29. DOI: 10.15382/sturI201452.9-29
Грацианский М. В. Попытка церковно-административной реорганизации Южной Галлии в понтификат папы Зосима (417-418): мотивы и последствия // Византийские очерки: Труды российских ученых к XXIV Международному конгрессу византинистов. СПб., 2022. С. 24-52.
Грацианский М. В. Римские епископы и развитие церковно-административных структур «сверхпровинциального» уровня в начале V в. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 101. С. 9-33. DOI: 10.15382/ sturII2021101.9-33
Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27-48. DOI: 10.15382/sturII201989.27-48
Джонс А. Х. М. Гибель античного мира. Ростов н/Д, 1997.
Зайков А. В. Римское частное право в систематическом изложении: учебник. М., 2012.
Зайцев Д. В. Арелатские соборы // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. III. С. 193— 194.
Копылов И. А. Арианская церковь в Королевстве вестготов // Вестготская правда (Книга приговоров): Латинский текст. Перевод. Исследование. М., 2012. С. 173-187.
Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времён апостольских до Х в. СПб., 2006.
Малицкий Н. Борьба галльской церкви против пап за независимость. Опыт церковно-исторического исследования из эпохи IV-VI вв. М., 1903.
Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделения христиан: церковь в 450680 гг. / пер. с англ. М., 2012.
Норкин К. В. Становление церковного первенства Арля в Галлии и римские папы (398432 гг.) // Византийский временник. 2019. T. 103. С. 53-71.
Омельченко Д. М. Цезарий Арелатский и его «Завещание» // Cursor Mundi: Человек Античности, Средневековья и Возрождения: науч. альманах, посвящ. проблемам исторической антропологии. Иваново, 2009. Вып. 2. С. 204-212.
Ткаченко А. А. Галликанский обряд // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. Х. С. 358-368.
Тюленев В. М. Эннодий и Цезарий Арелатский // Cursor Mundi: Человек Античности, Средневековья и Возрождения: науч. альманах, посвящ. проблемам исторической антропологии. Иваново, 2014. Вып. 6. С. 60-65.
Conciles gaulois du IVe siècle / J. Gaudemet, éd. P., 1977 (Sources Chrétiennes. 241).
Concilia аevi Merovingici. I // Monumenta Germaniae Historica. 1893.
95 То есть 11 июня.
96 Магн Аврелий Кассиодор был консулом в 514 г. (см.: The Prosopography... Р. 267).
Concilia Galliae 314-506 / Ch. Munier, ed. Turnhout, 1963 (Corpus Christianorum. Series Latina, 148).
Delage M.-J. Introduction // Vie de Césaire d'Arles. P., 2010. P. 11-140 (Sources Chrétiennes. 536).
Epistolae Arelatenses genuinae // Monumenta Germaniae Historica. T. III: Epistolae Merowin-gici et Karolini Aevi. I. B., 1892.
Ferreiro A. Petrine Primacy and Episcopal Authority in Caesarius of Arles // Studia Patristica. 2006. Vol. 43. P. 367-372.
Griffe É. La Gaule chrétienne à l'époque romaine. T. I: Des origines chrétiennes à la fin du IVe siècle. P.; Toulouse, 1947.
Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford, 2002.
Jourjon M. À propos du conflit entre le pape Léon et Hilaire, évêque d'Arles // La patrie Gauloise d'Agrippa au VIème siècle. Actes du colloque. Lyon, 1981. P., 1983. P. 267-271.
Klingshirn W. Caesarius of Arles. The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Cambridge, 2004.
Marcus R. A. Christianity in the Roman World. N. Y., 1974.
Mathisen R. W. D'Aire-sur-l'Adour à Agde: Les relations entre la loi séculière et la loi canonique à la fin du royaume de Toulouse // Le Bréviaire d'Alaric. Aux origines du Code civil / M. Rouche, B. Dumézil, éd. P., 2008 (Cultures et civilisations médiévales 44). P. 41-52.
Ozoline A. Trésors de la Gaule chrétienne: histoire et restauration des reliques textiles de saint Césaire d'Arles, 470-542. Arles; Marseille, 2008.
Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l'Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). Rome, 1976. T. II.
Pontal O. Histoire des conciles mérovingiens. P., 1989.
Prosperi Aquitani Chronicum integrum // Patrologiae cursus completus. Series Latina / J.-P. Migne, ed. T. LI. P., 1846.
Sancti Leonis Magni Opera omnia // Patrologiae cursus completus. Series Latina / J.-P. Migne, ed. T. LIV. P., 1844.
Sterk A. Renouncing the World Yet Leading the Church. The Monk-Bishop in Late Antiquity. L., 2004.
Tamâs H. Practice and Function of Ecclesiastical Recommendation in Late Antiquity (Fourth — Fifth Centuries AD) // New Europe College Yearbook. Stefan Odobleja Program 2021-2022. Bucharest, 2022. P. 285-316.
Testamentum sancti Caesarii // Césaire d'Arles. Oeuvres monastiques / Trad. et introd. par J. Courreau et A. de Vogué. P., 1988. Vol. I. P. 381-397 (Sources Chrétiennes. 345)
The Prosopography of the Later Roman Empire / J. R. Martindale, ed. Vol. II. A.D. 395-527. Cambridge, 1980.
Vita sancti Caesarii // Vie de Césaire d'Arles / Texte crit. de Dom G. Morin. Introd., revis. de texte critique, trad., notes et index par M.-J. Delage avec la collab. de M. Heijmans. P., 2010 (Sources Chrétiennes. 536).
Vogué A., de. Introduction // Règle des vierges / Trad. A. de Vogué. P., 1988. (Sources Chrétiennes. 345).
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 114. P. 119-143 DOI: 10.15382/sturII2023114.119-143
Darya Omelchenko, Candidate of Sciences in History, Researcher,
St. Petersburg Institute of History, Russian Academy of Sciences
St. Petersburg, Russia [email protected]
https://orcid.org/0000-0003-3242-2315
Letters of Pope Symmachus to the Bishops of Gaul and Caesarius of Arles: Translation and Commentary*
Abstract: This article publishes a translation of the epistles of Pope Symmachus (498514) to the bishops of Gaul and Caesarius of Arles (502-543) written in the years 513-514. The main issues discussed in the epistles are the claims of the see of Arles for regional primacy in Southern Gaul, women's monasticism, and church discipline. The conflict between the sees of Arles and Vienne over ecclesiastical primacy dates back to the end of the 4th century; it was connected with the fact that Arles became the political capital of Southern Gaul. During the 5th century, the papal position in this dispute was variable and was not accepted as a valid argument by all the bishops of Gaul. Symmachus confirmed the decisions of Pope Leo I the Great on the division of ecclesiastical jurisdiction in the province of Vienne, and for the first time granted the bishop of Arles the privilege of wearing the pallium. Although Caesarius became the pope's representative in Southern Gaul, there was no real opportunity for the bishop to exercise this privilege for some time because of the political situation in the region. Regarding the property of the convent at Arles, Symmachus' decision could not satisfy Caesarius because of the vagueness of the pope's formulations. As for church discipline, symmachus could only once again condemn its violations.
Keywords: church cathedra, church discipline, metropolitan city, bishop, papacy, Symmachus, Caesarius of Arles, Southern Gaul, Arles.
Jones A. H. M. (1997) Gibel'antichnogo mira. Rostov-on-Don (Russian translation). Ferreira A. (2006) "Petrine Primacy and Episcopal Authority in Caesarius of Arles". Studia Patristica, 2006, vol. 43, pp. 367-372. Gaudemet J. (ed.) (1977) Conciles gaulois du IVe siècle (Sources Chrétiennes. 241). Paris. Gratsianskii M. (2014) "Vozniknovenie i razvitie kontseptsii papskogo primata v I-V vv.". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia, 2014, vol. 2 (52), pp. 9-29 (in Russian).
* The study was funded by the Russian Science Foundation as part of the project no. 23-28-00165 "The Correlation of Territorial and Ethno-Political Principles of Church Organisation in Late Ancient Gaul".
D. Omelchenko
References
Gratsianskii M. (2022) "Popytka tserkovno-administrativnoi reorganizatsii Iuzhnoi Gallii v pontifikat papy Zosima (417—418): motivy i posledstviia", in Vizantiiskie ocherki: Trudy rossi-iskih uchenykh k XXIVMezhdunarodnomu kongressu vizantinistov, St. Petersburg, pp. 24—52 (in Russian).
Gratsianskii M. (2021) "Rimskie episkopy i razvitie tserkovno-administrativnykh struktur "sverkhprovintsial'nogo" urovnia v nachale V veka". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikho-novskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2021, vol. 101, pp. 9-33 (in Russian).
Gratsianskii M. (2019) "Haeres Petri sive vicarius Petri: Obosnovanie iskliuchitel'nykh vlastnykh prerogativ rimskogo episkopa papoi L'vom Velikim". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhon-ovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2019, vol. 89, pp. 27-48 (in Russian).
Griffe É. (1947). La Gaule chrétienne à l'époque romaine. 1: Des origines chrétiennes à la fin du IVe siècle. Paris; Toulouse.
Hess H. (2002) The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford.
Jourjon M. (1983) "À propos du conflit entre le pape Léon et Hilaire, évêque d'Arles", in La patrie Gauloise d'Agrippa au VIèmesiècle. Actes du colloque. Lyon, 1981, Paris, pp. 267-271.
Klingshirn W. (2004) Caesarius of Arles. The Making of a Christian Community in Late Antique Gaul. Cambridge.
Kopylov I. (2012) "Arianskaia tserkov' v Korolevstve vestgotov", in Vestgotskaia pravda (Kniga prigovorov). Latinskii tekst. Perevod. Issledovanie, Moscow, pp. 173-187 (in Russian).
Lebedev A. (2006) Dukhovenstvo drevnei Vselenskoi Tserkvi ot vremion apostol'skih do X veka. St. Petersburg (in Russian).
Marcus R. A. (1974) Christianity in the Roman World. New York.
Martindale J. R. (1980) The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II: A.D. 395—527. Cambridge.
Mathisen R. W. (2008) "D'Aire-sur-l'Adour à Agde: Les relations entre la loi séculière et la loi canonique à la fin du royaume de Toulouse", in Le Bréviaire d'Alaric. Aux origines du Code civil (Cultures et civilisations médiévales 44), Paris, pp. 41-52.
Mejendorff J. (2012) Edinstvo imperii i razdeleniia khristian: tserkov' v 450—680 gody. Moscow (Russian translation).
Morin G., Delage M.-J., Heijmans M. (eds) (2010) Vie de Césaire d'Arles. (Sources Chrétiennes. 536). Paris.
Munier Ch. (ed.) (1963) Concilia Galliae 314—506 (Corpus Christianorum. Series Latina, 148). Turnhout.
Norkin K. (2019) "Stanovlenie tserkovnogo pervenstva Arlia v Gallii i rimskie papy (398-432 gody)". Vizantiiskii vremennik, 2019, vol. 103, pp. 53-71 (in Russian).
Omel'chenko D. (2009) "Tsezarii Arelatskii i ego "Zaveshchanie"", in Cursor Mundi: Chelovek antichnosti, srednevekov'ia i Vozrozhdeniya, Ivanovo, vol. 2, pp. 204-212 (in Russian).
Ozoline A. (2008) Trésors de la Gaule chrétienne: histoire et restauration des reliques textiles de saint Césaire d'Arles, 470—542. Arles; Marseille.
Pietri Ch. (1976) Roma Christiana. Recherches sur l'Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III(311—440). Rome.
Pontal O. (1989) Histoire des conciles mérovingiens. Paris.
Sterk A. (2004) Renouncing the World Yet Leading the Church. The Monk-Bishop in Late Antiquity. London.
Tamâs H. (2022) "Practice and Function of Ecclesiastical Recommendation in Late Antiquity (Fourth — Fifth Centuries AD)", in New Europe College Yearbook. Stefan Odobleja Program 2021-2022, Bucharest, pp. 285-316.
Tkachenko A. (2005) "Gallikanskii obriad", in Pravoslavnaia entsiklopediia, Moscow, vol. 10, рр. 358-368 (in Russian).
Tyulenev V. (2014) "Ennodii i Tsezarii Arelatskii", in Cursor Mundi: Chelovek antichnosti, srednevekov'ia i Vozrozhdeniia, Ivanovo, vol. 6, рр. 60-65 (in Russian).
Vogué A., de, Courreau J. (eds) (1988) "Testamentum sancti Caesarii", in Césaire d'Arles. Oeuvres monastiques, Paris, vol. 1, pp. 381-397.
Zaikov A. (2012) Rimskoe chastnoepravo v sistematicheskom izlozhenii. Moscow (in Russian).
Zaitsev D. (2005) "Arelatskie sobory", in Pravoslavnaia entsiklopediia, Moscow, vol. 3, рр. 193— 194 (in Russian).
Статья поступила в редакцию 25.08.2023
The article was submitted 25.08.2023