Научная статья на тему 'ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ПРОДЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЁННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ПРОДЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЁННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ЛИЦО / ОСВОБОЖДЕННОЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ЗАПРЕТ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / РЕЦИДИВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татаринцева В.Н.

В статье рассматривается порядок установления, продления и прекращения административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, особенности применения каждого из этих этапов. Определены основные документы, фиксирующие изменение статуса административного надзора. Выделены основные недостатки законодательного регулирования и предложены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE OF ESTABLISHING, EXTANDING AND REMOVAL OF THE ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF THE PERSONS RELEASED FROM PRISON

The article discusses the procedure of establishing, extanding and removal of the administrative supervision with regard to the persons released from prison, the main features of each phase. The main documents that record the changes in the status of administrative supervision are determined. The main problems of legislative regulation are identified and ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ПРОДЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЁННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ, ПРОДЛЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЁННЫМИ ИЗ

МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В.Н. Татаринцева, студент

Белгородский государственный национальный исследовательский институт (Россия. г. Белгород)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-3-217-219

Аннотация. В статье рассматривается порядок установления, продления и прекращения административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, особенности применения каждого из этих этапов. Определены основные документы, фиксирующие изменение статуса административного надзора. Выделены основные недостатки законодательного регулирования и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: административный надзор, лицо, освобожденное из мест лишения свободы, запрет, пресечение, рецидив.

Лица, освобожденные из мест лишения свободы, попадая снова в социум, находятся в состоянии нестабильности. Во-первых, ситуация в мире, государстве или социальной группе могла измениться: политические, экономические, социальные новшества могли коренным образом изменить образ жизни, к чему лицо не было готово и пока еще не подстроилось к существованию в новых реалиях. Во-вторых, наличие судимости и статуса лица, освобожденного из места лишения свободы, может стать психологическим барьером к продолжению нормальной жизни, осуществлению трудовой, учебной деятельности и т.д. В-третьих, лицо, отбывавшее наказание и освободившееся, является потенциально опасным субъектом совершения преступления повторно, в том числе по причине наличия первых двух пунктов. Именно поэтому законодательно предусмотрено применение административного надзора в отношении таких лиц после освобождения ими из мест лишения свободы для недопущения осуществления ими преступных действий и для обеспечения результативности одной из функций уголовной ответственности - воспитательное воздействие на лицо [1].

Административный надзор заключается в применении таких способов, как: - периодическая проверка лица;

- запрет на нахождение в конкретных местах и участие в определенных мероприятиях, в том числе вне места своего жительства в определенное время (обычно вечернее и ночное);

- запрещение выезда за пределы определенной территории.

Кроме того, лица, отбывшие наказание, обязаны осуществлять явку в орган внутренних дел с установленной периодичностью [2].

Однако административный надзор применяется в отношении не любого лица, которое освободилось из мест лишения свободы. Законодательство устанавливает, что такие меры применимы к лицам, совершившим определенные категории преступления в зависимости от:

- тяжести деяния (тяжкие и особо тяжкие);

- категории потерпевшего (преступление в отношении несовершеннолетнего);

- количества совершенных преступлений (рецидив);

- конкретного вида преступления (преступления, связанные с незаконными действиями с наркотическими и психотропными веществами, при совершении двух или более преступных деяний).

Кроме того, надзор устанавливается при нарушении лицом дисциплины в месте отбывания наказания или совершения пре-

ступления в период административного надзора [3].

Установление административного

надзора осуществляется по решению суда. Основанием для принятия такого решения может быть заявление органа внутренних дел или исправительного учреждения. При установлении административного надзора обязанности по контролю за исполнением всех возложенных на лицо запретов, а также по осуществлению наблюдения возлагаются на орган внутренних дел, находящийся по месту жительства или пребывания лица. В случае установления надзора оформляется дело административного надзора и заключение о заведении такого дела, в котором указываются назначаемые лицу ограничения, определяется график, согласно которому лицо будет являться на регистрацию с указанием времени и периодичности [4].

Срок административного надзора в зависимости от основания его применения варьируется в пределах от одного до трех лет, но не больше срока, необходимого для погашения судимости. Такой срок может быть продлен на полгода или срок, не превышающий срок погашения судимости, при помощи оформления заявления о продлении с указанием срока такого продления и перечня устанавливаемых ограничений. Такое заявление составляется органом внутренних дел, а решение о продлении на основании этого заявления принимает суд. В качестве причин продления надзора служит совершение лицом в период надзора преступления и назначения ему наказания, не связанного с изоляцией от общества, отсрочкой исполнения приговора суда. Кроме того, поводом для продления административного надзора служит совершение лицом более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, в течение года [4].

Прекращение административного

надзора осуществляется на основании причин, предусмотренных законодательством. Так, прекращение надзора возможно при истечении его срока, снятии судимости, при осуждении лица к лишению

свободы, в случае смерти или объявления лица умершим, в случае если меры принудительного медицинского характера также были прекращены при одновременном наличии снятой или погашенной судимости.

Законом предусмотрены случаи досрочного прекращения надзора. Досрочное прекращение осуществляется по решению суда на основании заявления органа внутренних дел, в котором указываются причины такого прекращения, в том числе описываются положительные качества и действия лица. Помимо заявления, суд может рассмотреть возможность досрочного прекращения надзора по заявлению самого лица или его представителя. Досрочно прекратить надзор можно только не ранее истечения половины его срока. Важным условием принятия положительного решения судом является соблюдение лицом всех установленных запретов и ограничений, а также положительные отзывы и характеристики с мест работы, учебы и проживания, подтверждающие добросовестность лица. Однако суд может принять отрицательное решение по заявлению и отказать в досрочном прекращении надзора, тогда повторное заявление можно будет подать не ранее, чем через полгода после получения первого отказа. Прекращение административного надзора влечет за собой снятие лица с учета [5].

Несмотря на прекращение надзора, он может быть установлен снова, если снова появятся основания для его установления в течение срока погашения судимости.

Досрочное прекращение надзора невозможно для лиц, совершивших преступное деяние против половой неприкосновенности несовершеннолетнего лица.

Прекращение судимости оформляется при помощи уведомления, с указанием основания прекращения и даты его начала и окончания [4].

Рассмотрев порядок, определенный в правовых актах, можно сделать вывод о том, что законодатель закрепляет главной целью надзора предупреждение совершения новых преступлений, в частности рецидивов. Однако практически не рассмат-

ривается возможность психологической и ния, а также преступления особой общесоциальной помощи лицам, освобожден- ственной опасности.

ным из мест лишения свободы. Несмотря Именно поэтому целесообразным пред-

на большой акцент на профилактическом и ставляется усиление мер надзора с одно-превентивном воздействии надзора, временным добавлением психологической предусмотренные меры и запреты кажутся составляющей, позволившей бы лицам, недостаточными и слишком мягкими, если освободившимся от отбывания наказания, принять во внимание тот факт, что надзор быстрее социализироваться и вернуться к устанавливается в отношении не всех лиц, правомерному поведению. Ведь именно совершивших преступление, а лишь тех отсутствие осознания того, что наличие лиц, которые совершили тяжкие и особо судимости не мешает лицу продолжить тяжкие преступления, а также преступле- «нормальную жизнь» подталкивает его на

продолжение противоправного поведения.

Библиографический список

1. Батьков И.С. Административный надзор: понятие, задачи и его назначение // В сборнике: Сборник научных трудов победителей и призеров конкурсов на лучшую научную работу. - Новокузнецк, 2019. - С. 88-92.

2. Строева О.А. Административный надзор как одно из средств профилактики правонарушений и преступлений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2020. - №3 (84). - С. 179-184.

3. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/c90d99fd4d407eb1df184daa3174eb 63e539aa86/ (дата обращения 14.04.22).

4. Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. N 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/12189141/ (дата обращения 14.04.22).

5. Курбатова О.В. Административная ответственность за несоблюдение административных ограничений и обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре // В книге: Современное российское право: взаимодействие науки, нормотворчества и практики. XIII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): в 3 частях. - 2018. - С. 172-176.

THE PROCEDURE OF ESTABLISHING, EXTANDING AND REMOVAL OF THE ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF THE PERSONS RELEASED FROM PRISON

V.N. Tatarintseva, Student

Belgorod State National Research Institute

(Russia, Belgorod)

Abstract. The article discusses the procedure of establishing, extanding and removal of the administrative supervision with regard to the persons released from prison, the main features of each phase. The main documents that record the changes in the status of administrative supervision are determined. The main problems of legislative regulation are identified and ways to solve them are proposed.

Keywords: administrative supervision, the persons released from prison, prohibition, restriction, suppression, relapse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.