Научная статья на тему 'ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ В РАНЕЕ ЗАНИМАЕМЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ'

ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ В РАНЕЕ ЗАНИМАЕМЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANS / ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL SUPPORT / ДОГОВОР НАЙМА / CONTRACT OF EMPLOYMENT / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS / RESIDENTIAL APARTMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Несмеянова И.А.

В статье рассматриваются принятые в последнее время законодательные акты о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автор делает вывод о том, что реальных путей совершенствования охраны жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, новое федеральное законодательство не предложило.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Несмеянова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORDER OF THE ACCOUNTING OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT, IN CASE OF IMPOSSIBILITY OF LIVING IN EARLIER OCCUPIED PREMISES AND PROVISION OF PREMISES BY IT IN THE CITY OF MOSCOW

In article the acts for the housing rights of orphan children and children without parental support adopted recently are considered. The author draws a conclusion about what real ways of enhancement of protection of the housing rights of children without parental support, the new federal legislation didn’t offer.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ В РАНЕЕ ЗАНИМАЕМЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

УДК - 347 ББК - 67.404

НЕСМЕЯНОВА И.А.,

кандидат юридических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

ПОРЯДОК УЧЕТА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ В РАНЕЕ ЗАНИМАЕМЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются принятые в последнее время законодательные акты о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автор делает вывод о том, что реальных путей совершенствования охраны жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, новое федеральное законодательство не предложило.

Ключевые слова: дети-сироты, жилые помещения, социальная поддержка, договор найма, защита прав детей.

ORDER OF THE ACCOUNTING OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL SUPPORT, IN CASE OF IMPOSSIBILITY OF LIVING IN EARLIER OCCUPIED PREMISES AND PROVISION OF PREMISES BY IT IN THE CITY OF MOSCOW

Summary. In article the acts for the housing rights of orphan children and children without parental support adopted recently are considered. The author draws a conclusion about what real ways of enhancement of protection of the housing rights of children without parental support, the new federal legislation didn't offer.

Keywords: orphans, residential apartments, social support, contract of employment, protection of children's rights.

международное частное право

NESMEYANOVA I.A.,

candidate of jurisprudence, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

В настоящее время принят ряд законодательных актов о жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный процесс обусловлен внесением изменений в один из основополагающих документов, регулирующих соблюдение жилищных прав данной категории граждан, -Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Имеются в виду нововведения в жилищной сфере, утвержденные Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Для понимания динамики законодательного процесса кратко остановимся на истории вопроса.

До внесения указанных изменений жилые помещения предоставлялись вне очереди по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

Выделим здесь следующие аспекты:

- наличие нуждаемости в жилом помещении и нахождение на жилищном учете;

- окончание пребывания (которое наступает в возрасте 18 лет, - ч. 2 ст. 145 СК РФ) на государственной/негосударствен-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2016

ной или семейной форме устройства, а также окончание службы в ВС РФ или возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- предельный возраст, на который распространяется действие статьи, - на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 18 до 23 лет (ст. 1 ФЗ от 21.12 1996 № 159-ФЗ);

- договор заключается на основании решения органа местного самоуправления;

- вид жилищного фонда - жилищный фонд социального использования;

- вид заключаемого с данной категорией договора - договор социального найма;

- очередность предоставления жилого помещения - вне очереди.

В связи с принятием Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ предоставление жилых помещений должно осуществляться в отношении рассматриваемой категории граждан по следующим основаниям и правилам:

- необеспеченность лиц жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2 ст. 99 ЖК РФ);

- предельный возраст, на который распространяется действие статьи, - на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 18 до 23 лет (ст.1 ФЗ от 21.12 1996 № 159-ФЗ);

- договор заключается на основании решений собственников помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц о предоставлении жилого помещения (ч. 1 ст. 99, ч. 2 ст. 100 ЖК РФ);

- вид жилищного фонда - специализированный жилищный фонд;

- вид заключаемого с данной категорией граждан договора - договор найма специализированного жилого помещения (с включением в договор членов семьи - ч. 6 ст. 100 ЖК РФ).

Начало действия документа — 01.01.2013.

Для реализации нового порядка предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в Москве было

принято Постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве», которым признаны утратившими силу ранее действовавшие Постановление Правительства Москвы от 31.08.1999 № 797 «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — выпускников детских домов и школ-интернатов» и Постановление Правительства Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа». Основной характеристикой данных документов была направленность за защиту детей, оставшихся без родительского попечения, после получения отдельных квартир от города Москвы, благодаря чему ни один ребенок с 2000 г. (начало действия нового порядка предоставления жилья) не потерял в период действия договора предоставленную ему квартиру и все квартиры остались в собственности города Москвы. Каковы же основные положения действовавших документов? Это прежде всего вид договора - срочный договор безвозмездного пользования, который предусматривал: невзимание платы за пользование жилым помещением; запрет на сделки, связанные или не связанные с отчуждением квартиры; запрет на регистрацию в предоставленном жилом помещении иных лиц (кроме собственного ребенка пользователя). В период действия (5 лет) договора безвозмездного пользования лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации социального обслуживания по месту жительства предоставляли социальное сопровождение, предусмотренное ст. 16 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве».

Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП утверждены шесть приложений, одно из которых -

«Порядок осуществления контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (Приложение 5), - осуществляется уполномоченным органом в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве. Второе постановление — «Порядок признания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, малоимущими в целях освобождения их от внесения платы за пользование жилыми помещениями, предоставленными из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений», — (Приложение 6) осуществляется управлениями социальной защиты населения города Москвы.

Остальные четыре приложения (Приложения 1—4) регулируют порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставление им жилых помещений в городе Москве:

Приложение 1: Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.

Приложение 2: Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются.

Приложение 3: Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.

Приложение 4: Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предоставления им жилых помещений по договорам социального найма либо предоставления им жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений на новый срок.

Основным отличием Постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП от ППМ № 854-ПП является то, что учет детей, которые в дальнейшем могут нуждаться в предоставлении жилья, начинается теперь с 14 лет (ранее - с 17 лет); вид договора, по которому предоставляется жилое помещение, - договор найма специализированного жилого помещения (ранее - договор безвозмездного пользования).

Как оценивать внесенные изменения, как положительные или отрицательные? На наш взгляд, и Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ, и, как следствие, Постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП, не только усложняют порядок предоставления нуждающимся в предоставлении лицам жилой площади, но и не способствуют в полной мере социальной защите данных лиц. Это касается в первую очередь условий договора найма специализированного жилого помещения, включающего членов семьи нанимателя в число лиц, имеющих право пользования жилым помещением, а также изменяющего порядок оплаты за пользование жилым помещением с безвозмездного на включающий плату за наем.

Данным Постановлением значительный объем работы по жилищному вопросу ребенка и его окружения, который традиционно осуществлялся по месту жительства ребенка органами опеки и попечительства, продублирован Департаментом труда и

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 5 • 2016

социальной защиты населения города Москвы и назначенной Департаментом уполномоченной организацией, что не влияет на рассмотрение вопроса об обеспечении ребенка жилым помещением.

Трудно оценить результативность Постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП как документа, улучшившего положение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилищной сфере (в части сохранения имеющихся жилых помещений, противодействия недобропорядочным гражданами, злоупотребляющим доверием данной категории детей-выпускников, освобождения от платы за пользование жильем в период действия договора), так как фактически реализация данного нового порядка только начала складываться. Однако теоретически ожидаются следующие негативные факторы:

- увеличение во много раз штатной численности сотрудников социальной защиты населения города Москвы, задействованных в реализации Постановления (ранее действовало одно приложение, сейчас -шесть);

- дополнительная нагрузка на Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, принимающих заключения, решения по каждому из направлений деятельности, указанному в Приложениях 1—4 (ранее принимались решения Комиссии по двум направлениям -заключение договора и перезаключение после истечения срока договора);

- увеличение переписки по вопросам обеспечения жилыми помещениями (все шесть приложений устанавливают направление сообщений в несколько адресов по каждому ребенку).

Одновременно в основополагающих вопросах — вопросах контроля над имеющейся у ребенка изначально и предоставленной жилой площадью — каких-либо изменений не усматривается, несмотря на то, что данный вопрос, на наш взгляд, должен

быть основным в работе по охране прав детей, как, впрочем, и ответственность законных представителей ребенка в случае, если имеющаяся у него жилая площадь утрачена или приведена в состояние, требующее предоставления ребенку иного жилого помещения. Это обусловлено тем, что, признавая детей сиротами или оставшимися без попечения родителей, государство принимает на себя функции родителей: кормит, воспитывает, обучает, защищает; предоставляет ребенку право на имеющееся жилище и т.д. И только в том случае, когда родители ребенка неизвестны (заблудившийся ребенок, подкинутый

ребенок и т.п.), государство должно принять на себя обязанность обеспечить такого ребенка жилой площадью.

Таким образом, реальных путей совершенствования охраны жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, новое федеральное законодательство не предложило. А так называемые нововведения с составлением списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 14 до 18-летнего возраста — лишь возврат к старому порядку предоставления жилья с элементами мониторинга объема потребности в квартирах в ближайшие четыре года.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели). Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.